Знаки качества — дизайн и история. жизнь замечательных имен

Краткая историография знаковой системы

Понятие товарного знака и функциональные особенности товарных знаков

История знаковой символики напрямую связана с развитием цивилизации, возникновением письменного изобразительного языка, его генезисом во времени и пространстве.

Поэтому достаточно трудно с известной долей вероятности, оперируя разрозненными крупицами фактов тысячелетней давности, дать безусловное определение тому или иному символу. К тому же одни и те же изображения можно наблюдать у разных народов в различных частях света. Это относится, в первую очередь, к простым геометрическим фигурам — треугольник, окружность, квадрат, крест, звезда. Нынешним археологам и историкам приходится в большей степени теоретически восстанавливать ситуацию того или иного времени, руководствуясь логикой здравого смысла и интуицией, учитывая социальную психологию поведения человека, которая практически не изменилась за последние десять тысяч лет.

Причина в том, что со временем разрушаются, превращаясь в песок, ржавчину, тлен и пепел практически все материалы, которые использовались для строитель ства жилья, изготовления одежды, украшений, оружия и домашней утвари. Изделия из драгоценных металлов, захороненные вместе с усопшими, к сожалению, во все века были объектом пристального внимания кладоискателей и большей частью расхищены.

О развитии письменного языка и абстрактной знаковой символики можно судить по керамике и каменным памятникам иероглифического письма (шумерские 4 тыс. до х. э., египетские конца 4 тыс до х. э., протоиндийские 3 тыс. до х. э., китайские 2 тыс. до х. э.), имеющим уже сформировавшийся вид. Зарождение письма происходило раньше (неолит, энеолит, 7-12 тыс. до х.э.), но памятников письменности того времени почти не сохранилось.

Бронзовый век (в Передней Азии — с конца 4 тыс. до х. э., в Европе — с начала 2 тыс. до х. э.) был периодом переосмысления, унификации и широкого распространения культовой символики неолита. Символы становились более стабильными по начертанию. Большинство примеров символики древности, дошедшей до нас, относится к тому времени. Затем, в эпоху железа (первая половина 1 тыс. до х. э.) происходил отход от использования символов; видимо, уже тогда их смысловое содержание стало забываться. Они еще долго применялись, но уже как орнаменты или как зафиксированные обычаем священные знаки.

Древняя символика, а тем более позднейшая ее орнаментальная интерпретация представляют собой наслоение мотивов, относящихся к разным эпохам, и сплетение сюжетов различного этнокультурного происхождения.

Исторические монограммы: 1 — Византия, Нарсес. 2 — Греция, Иисус Христос Победитель. 3 — Византия, Юстиниан. 4 — Карл Великий. 5 — Альбрехт Дюрер. 6 — Фридрих И. Барбаросса. 7 — христианская монограмма.


За счет колоссального увеличения массы поступающих на рынок изделий приток новых товарных знаков образует настоящее наводнение, а поскольку большинство их состоит из слов, языки всех народов непрерывно пополняются новыми словами, выполняющими функции товарных знаков. Промышленники и потребители в равной мере используют их в качестве обычных слов в таком же грамматическом значении, как и существующие в языке слова, с которыми знаки находятся в тесном родстве в качестве имен собственных, существительных или прилагательных, а в ряде случаев даже междометий или восклицаний. Таким обра зом, товарные знаки постепенно занимают такое положение, которое, как показывает практика, наиболее полно соответствует их специфике.

Функциональные особенности товарных знаков
Обычно считается, что товарные знаки должны выполнять следующие функции:

а) Облегчать восприятие различий или создавать различия. Различия, существующие между товарными знаками, призваны заставить потребителей осознать, что данное конкретное изделие отличается от других, аналогичных ему. Эту функцию знаки выполняют параллельно с другими средствами идентификации товара — упаковкой, формой, цветом, весом и т.д. Без помощи товарных знаков или этикеток потребителям исключительно трудно или даже просто невозможно опознать самые обычные изделия.

б) давать товарам имена. Потребители идентифицируют изделия по произношению слов или по словесному обозначению изображений, избранных в качестве товарных знаков. Поскольку гораздо легче заставить покупателя произнести напечатанную словесную марку, чем выразить словами изображение. Приблизительно 80% всех товарных знаков являются словесными.

«В высшей степени прибыльной услугой, которую оказывают торговые марки, служит широковещательное рекламирование организаций и предприятий, направленное на повышение их репутации в глазах публики, а в конечном счете, следовательно, на увеличение объема их продаж. Товарный знак называют «безмолвным продавцом», «витриной», но в действительности его громкий голос звучит повсюду в нашей торговой деятельности» (П. Брок).

в) Облегчать опознание товара. Узнаванию товарного знака весьма способствует относительно широкая известность изображаемых образов. Вот почему на них зачастую отображаются хорошо всем знакомые символы — солнце, звезды, человек, животные, растения, письменные знаки и числа.

[2]

г) Облегчать запоминание товара. И в данном случае степень близкого знакомства с предметом, осведомленность о его свойствах, отображенных на товарном знаке, которые могут быть результатом рекламной кампании, играет весьма важную роль. Потребителю не видевшему этого знака, требуется затратить больше умственных усилий на то, чтобы идентифицировать его с конкретным товаром, когда он находится перед его глазами. Затрата подобных усилий предполагает наличие способности восстанавливать в памяти увиденные изображения. Простые товарные знаки, естественно, легче запоминаются.

Однако подобная простота относительна. Когда потребителю известен показанный на нем предмет, изображение, даже весьма сложное, — легче запоминается, чем более простое изображение незнакомого предмета.

д) Указывать на происхождение товара. Товарные знаки не обязательно указывают на происхождение товара. Однако, выбранный в качестве такового, символ всегда уходит корнями в какую-то определенную культурную среду, а поэтому он нередко показывает, что представляемый знаком продукт происходит из той же культурной среды. Примером тому служат товарные знаки американских, японских или российских автомобилей. Но зачастую выбирают такие товарные знаки, которые ассоциируются не столько с культурой страны происхождения товара, сколько с культурными укладами стран-потребителей.

е) Сообщать информацию о товаре. Когда предприниматель желает продемонстрировать в товарном знаке отдельные свойства своего изделия, ему приходится изыскивать образные элементы, отображающие как раз указанные свойства. Проблема состоит в том, чтобы найти такое слово или создать такое изображение, которое порождает желаемое представление об изделии.

ж) Стимулировать желание купить. Различные факторы, тесно связанные с образом, создаваемым товарным знаком, например факторы технического свойства, факторы, относящиеся к полу покупателя или его снобистскому характеру, способны оказать стимулирующее воздействие совершить покупку.

Читайте так же:  Принудительной меры воспитательного воздействия предусматривающих особенности. принудительные меры в

Присущая товарному знаку функция ограничивается его способностью внушить покупателю уверенность в том, что создаваемое им представление о продукте соответствует действительности.

з) Символизировать гарантию качества. В глазах потребителя товарные знаки могут быть символом гарантии того, что цены и качество товаров с одним и тем же знаком не будут отличаться друг от друга. Предполагается, что автомобилю модели «Жигули» присущи такие же качества, что и любому другому автомобилю, несущему на себе тот же знак.

Знаки качества — дизайн и история. Жизнь замечательных имен

Вишнякова Ю. И. Воспитание на образце: 80 лет биографической серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2019. Вып. 53. С. 120-132.

Аннотация

Ключевые слова

«Жизнь замечательных людей», «Молодая гвардия», книжная серия, биографическая серия, образец, воспитание, педагогика, издательское дело, издательство, Ф. Ф. Павленков, М. Горький

Знаки качества — дизайн и история. Жизнь замечательных имен

Знак. История, типология, формообразование

В преддверие скорого выхода нашего нового тренинга «40-дневная школа айдентики» предлагаю вашему вниманию статью Алексея Ромашина, автора и ведущего предстоящего курса.

Алексей Ромашин:

Более 20 лет я занимаюсь фирменными стилями, разработал их больше сотни, некоторые из которых стали «классическими».

Мои знаки и логотипы вошли в различные анналы российские и европейские, но речь не об этом… Речь о том, что параллельно с проектной работой, я преподаю основы графического дизайна и преподаю именно с упором на айдентику. Почему именно на неё, а не на типографику, плакат, или, скажем, каллиграфию?

По двум причинам. Первая, приземлённая, это — монетизация навыков, ведь именно айдентика на сегодняшний день является наиболее востребованной рынком специализацией в графическом дизайне.

Вторая причина более глубинная. Дело в том, что в айдентике содержится главный ген профессии, навык извлекать знак-символ, умение переводить сообщение, выраженное словами, вербально, на изобразительный язык.

Почему этот навык столь важен для современного дизайнера? А потому что, миссия дизайнера-графика, в первую очередь – это «упаковка» и передача информации, а не украшение поверхностей.

Вообще, согласно современной модели профессии, всё ­­­­­­­­­­­­произведённое дизайнером, является знаками, или «визуальными текстами». Язык знака – это язык культуры постиндустриальной эпохи, то есть нашей с вами. Им пользуется и кинематограф, и театр, и литература, и мода, я не говорю уже про дисциплины, где задача передачи информации является магистральной, скажем Web.

Помимо того, что знак является средством передачи информации, он еще является и средством установления непрерывного соединения, «коннекта с брендом», средством поддержания непрерывности коммуникации производителя и потребителя, через которую актуализируется причастность потребителя к той или иной торговой марке, к той или иной модели потребления. Множество окружающих нас знаков образовывают новую параллельную реальность — символическую сферу, называемую знакосферой.

Я позволю себе циничную мысль, что в обществе потребления, в котором мы живём, среднестатистический человек представляет собой сумму брендов, которым он симпатизирует. И на вершине всей этой пирамиды ценностей торчит знак, как звезда на вершине рождественской ёлки.

Немного истории

История знака древняя и покрытая мхом. Не буду рассказывать легенды про шумерских скотоводов, которые клеймили своих коров индивидуальными клеймами уже в IV тысячелетии до н. э. – это к нам не имеет никакого отношение.

Но то, что уже в XVI веке в Европе начали возникать правительственные учреждения, чтобы регистрировать и защищать знаки, используемые различными ремесленными гильдиями – это уже ближе к теме.

Позже, во время Промышленной революции XVIII—XIX веков знаки из простого идентификатора стали превращаться в носители ценностей, в первую очередь корпоративных, то есть начали превращаться из просто указателя в коммуникативный объект.

Айдентику 19 века отличала повышенная декоративность и символизм, порой не понятный современному зрителю. Декоративный характер был присущ ей в первую очередь в силу того, что одной из их важных задач было декорирование изделия, на которое наносились знаки или логотипы.

Айдентика XIX века изобиловала изображениями

мифологических животных – химер, грифонов, единорогов. Её концентрированный символизм, как я думаю, был связан в первую очередь с тем, что «дизайнеры» того времени черпали вдохновение в геральдике — науке о составлении, описании и расшифровке гербов.

Считается, что одним из первых негеральдических товарных знаков, было изображение собаки по имени Ниппер, слушающей фонограф компании Gramophone. Этот факт сопровождает следующая история:

Хозяин собаки Марк Барро умер в 1887 и оставил пса своим братьям Фрэнсису и Филиппу. Братья обратили внимание на то, как внимательно Ниппер слушает фонограф. Есть версия, что он слушал голос своего умершего хозяина. Тронутый этой сценой, брат Фрэнцис написал живописное полотно “Собака слушающая фонограф”, и украсил им стену в гостиной.

Впоследствии картина была подарена и украшала офис фирмы Gramophone. Когда возникла потребность в брендирование продукции — граммофонных пластинок, из-за отсутствия идей, было принято решение использовать именно это изображение. Кстати, в сильно стилизованном виде оно используется и по сей день.

В 20 года, бурный рост промышленности стимулирует развитие айдентики. Впервые знак перестаёт выполнять функцию украшения предмета и становится элементом коммуникации. Знаки расстаются со своей повышенной декоративность, упрощаются, начинают тяготеть к обобщённому пятновому решению.

Окончательное формирование айдентики как отдельной проектной дисциплины, произошло сразу после II мировой войны. Европа бурно развивалась, осваивая американские инвестиции и отстраиваясь. Рынку было нужно много «быстрого и недорогого дизайна».

Интернациональный типографический стиль, известный как швейцарская школа типографики родился в Швейцарии в 1950-60 х гг. первым дал ответы на запросы глобального рынка. Отличительными признаками швейцарской школы стали минимализм художественных средств, сетка, использование гротескных шрифтов, в первую очередь Гельветики и глубокий символизм.

В 60-70-е годы «брызги швейцарской школы дизайна стали перелетать через железный занавес». В основном благодаря монографии Йозефа Мюллера-Брокмана «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков и типографов», которое было контрабандой привезено в СССР и переведено энтузиастами дизайна на русский.

С тех пор, метод швейцарского минимализма и осмысленное использование его приёмов стало синонимом мастерства в профессии советского да и постсоветского дизайнера-графика.

Оторвитесь от этого текста на секунду, зажмурьтесь и постарайтесь вспомнить, как выглядят знакомые вам знаки. Что вы вспомнили в первую очередь? Apple, Мерседес, Peugeot, Burberry, Coca-Cola, Mcdonald’s, Единая Россия, Camel?

Читайте так же:  Регистрация по месту пребывания для иностранных. iii. постановка иностранных граждан на учет по мест

Согласитесь, образы брендов прошиты в нашей памяти намертво, несмотря на то, что мы не прилагали к запоминанию никаких усилий. Мы, возможно, не сможем их нарисовать, но помним их во всех мельчайших деталях и даже в цвете.

Существует целый арсенал профессиональных приёмов, как сделать так, чтобы знак «ввинчивался» в наше сознание и там надолго оставался. Для получения эффекта запоминаемости и узнаваемости профессионалы пользуются разными приёмами означения. Вот появилось новое, и не всем понятное слово.

«Означение» — это процесс перевода актуально-значимой информации, смысла, в конкретную знаковую форму.

Я обязательно расскажу о способах и алгоритмах означения в следующих постах, а пока хочу закончить с типологией знака.

Типология знака

Классический, или шрифтовой знак появился еще в середине XIX века в британском книгопечатном искусстве. Основой уникального знака становился какой-либо шрифт. Создание такого знака предполагает ручную прорисовку отдельных букв создаваемого оригинального шрифта, эта технология и по сию называется леттерингом.

Символьный знак появился в начале ХVIII века в Голландии, когда случился бум производства луковичных растений и каждый фермер, маркировал свою продукцию рисунком цветка, на котором он специализировался.

На данный момент существует 2 вида символьных знаков — это конкретный и абстрактный типы. Символьные знаки ­ могут содержать в своей основе либо реальное изображение кого-то или чего-то, либо быть совершенно абстрактными, не отсылать к какому-то конкретному образу, предмету, или живому существу.

Исходя из степени абстрактности они разделяются на знаки конкретного и абстрактного типа. Пример: крокодильчик Lacoste — конкретный, а «сабля» Nike – абстрактная.

Синтетический знак появился в начале ХХ века в Германии и связан он с ростом производства военной техники. Считается, что именно в Германии начали впервые сочетать буквы и символы в логотипе. Это наиболее распространенный способ формирования логотипа в дизайнерской практике. Изображение сливается с логотипом, составляя с ним неразрывную композицию.

Формообразование в айдентике

Знак в первую очередь — это форма. Форма — это то, что мы оцениваем сначала, погружение в содержание знака происходит спустя некоторое время. С точки зрения формообразования и согласно классификации профессора С.И. Серова знаки бывают:

  • Плоскостные не расчленённые
  • Линейные равнонажимные
  • Линейные разнонажимные
  • Псевдообъёмные

Зачем дизайнеру все эти мудрёные классификации? Скорее всего незачем, однако…

Недавно я, с целью донести информацию до студентов в наиболее усвояемом виде, сделал простенькую таблицу, где по оси «Х» располагались типы знаков – шрифтовой, символьный, синтетический, а по оси «Y» способы их формообразования – плоскостной, линейный, псевдообъёмный и т.д.

Так вот, все «качественные» знаки из моей коллекции, собираемые годами, относящиеся к разным временам и школам, абсолютно вписывались в эту таблицу, их можно было описать посредством комбинации 3 типов и 4 способов формообразования.

Некоторое количество знаков, которые у меня хранились в папочке «странное», как примеры экстравагантных постмодернистских экспериментов, подлежавших анализу и осмыслению, в данную таблицу не вошли, их невозможно было описать через вышеприведённые характеристики, они попали в столбец «зона творческого эксперимента».

По завершении процедуры, я сделал вывод, что, скорее всего, «странные» знаки из моей коллекции с маркетинговой точки зрения знаками не являются, и с облегчением снёс их за ненадобностью в корзину.

Прошу не заподозрить меня в ханжестве и отсутствии толерантности к новому и экспериментальному. Маркетинг, ничего личного.

О способах означения, о содержательной стороне айдентики, о том, как расшифровывать месседж, как сделать знак «умным» и где для этого брать вдохновение и жизненные силы, я расскажу в следующих постах.

Интересные факты о серии книг «Жизнь замечательных людей»

Во второй половине апреля 1890 года было получено цензурное дозволение на издание первой книги серии «Жизнь замечательных людей» — биографии Игнасио Лойолы. Таким образом, первая книга серии «ЖЗЛ» вышла в Санкт-Петербурге ориентировочно в конце апреля — начале мая 1890 года. Ее автором стал журналист Александр Алексеевич Быков. Серия выпускалась до 1924 года издательством Флорентия Федоровича Павленкова, причём с 1915 года осуществлялись только переиздания уже вышедших ранее книг, но в 1933 году по инициативе Максима Горького выпуск был возобновлен «Журнально-газетным объединением».

Представляем вашему вниманию несколько интересных фактов о серии биографических и художественно-биографических книг «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ).

А.А. Быков: «И. Лойола: Его жизнь и общественная деятельность». 1890

1) Библиотека «ЖЗЛ» умела огромный успех у читателей всех возрастов. Общий тираж дореволюционных книг серии составил 1,5 миллиона экземпляров. Книги стоили дешево, были небольшими по объему, но емкими по содержанию. Взять, к примру, биографию Михаила Лермонтова, датированную 1891 годом, цена 25 копеек. Ее купить мог практически каждый.

2) Книгами серии «ЖЗЛ» зачитывались русский философ Бердяев, ученый Вернадский, поэт и писатель Бунин, писатель Алексей Николаевич Толстой, один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей Максим Горький, а также многие другие.

3) Русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель Николай Александрович Рубакин так отзывался о серии книг ЖЗЛ: «Ни одно из павленковских дел, по моим наблюдениям, не может сравниться с тем огромным влиянием, которое оказала на русских читателей всех слоев, классов и рангов изданная Павленковым и почти законченная (если ее только можно закончить) «Биографическая библиотека», или «Жизнь замечательных людей»».

4) Книги серии «ЖЗЛ» не выходили в 1911, 1916, 1918−1921 и 1923 годах. Последнее переиздание павленковской серии — книга «Пушкин» критика-народника Александра Михайловича Скабичевского — датируется 1924 годом.

И. Э. Грабарь: Репин. 1933

5) После окончания Гражданской войны было предпринято несколько попыток организовать новую масштабную биографическую серию, однако лишь в первой половине 1930-х годов Советский Союз стал обладать достаточно мощной издательско-полиграфической базой, которая позволила выпускать биографии крупными тиражами. И как мы сказали в самом начале, в 1933 году по инициативе Максима Горького серия ЖЗЛ была возобновлена «Журнально-газетным объединением».

[3]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

6) Начиная с выпуска 127−128 1938 года и по сей день серия ЖЗЛ издаётся «Молодой гвардией».

7) Книги издавали и не переставали печатать даже во время Великой Отечественной войны. Серия выходила под названиями «Великие люди русского народа» (1943−1944; было выпущено 14 выпусков) и «Великие русские люди» (1944−1945; также вышло 14 выпусков).

Читайте так же:  Форма т6 образец заполнения. составляем приказ на ежегодный оплачиваемый отпуск. формы приказа о пре

8) Серия ЖЗЛ вновь стала ярким явлением в общественной жизни 1960—1970-х годов. После возобновления в 1933 году серия в первое двадцатилетие выпускалось по 3−5 книг в год, однако с наступлением хрущёвской оттепели, с 1957 г. издавалось ежегодно по 20 биографических томов, а с 1964 г. по 45−55.

9) Для любого автора написание книги для ЖЗЛ было признанием его высокого профессионального уровня.

10) Еще в 1950-х годах были сформулированы три главных принципа, на которых «стоит» величественная библиотека «ЖЗЛ»: научная достоверность, высокий литературный уровень и занимательность.

Оформление обложки в 1956—1962 годах


Серийное оформление ЖЗЛ с начала 1960-х годов по настоящее время


Обложки книг серии. Фото РИА Новости, 1971 год

11) В начале 90-х годов в условиях развала экономики тиражи серии «ЖЗЛ» упали, резко сократилось и количество новых наименований. В 1992 году вышли 2 книги, в 1993 году — 3, в 1994 году — 1, в 1995 году — снова 3. «Реанимация» серии случилась в конце 1990-х — начале 2000-х годов. Около 40 новых изданий стало появляться ежегодно.

12) В 2001 году было принято решение при отсчете количества выпусков присоединить к уже вышедшим 799 выпускам «горьковской» серии 200 «павленковских» и присваивать им двойные номера. Поэтому биография В. И. Вернадского, принадлежащая перу Г. П. Аксёнова, вышла как выпуск 1000 (800). По этому случаю состоялась выставка книг ЖЗЛ в здании Государственной думы РФ. Издательство получило поздравления от президента России Владимира Путина.

13) В 2007 году издательство «Молодая гвардия» обвинили в «потакании «оранжевой революции» за выход книги Т. Г. Таировой-Яковлевой «Мазепа».

14) На сегодняшний день вышло более 100 миллионов экземпляров книг серии ЖЗЛ.

15) В 2011 году к 50-летию полета первого человека в космос вышла книга Льва Данилкина «Юрий Гагарин», ставшая полуторотысячным томом серии «ЖЗЛ».

H Знаки качества — дизайн и история в черновиках

.collapse»>Содержание

Государственный знак качества СССР

Знак использовался для маркировки серийной продукции высокого качества, выпускавшейся предприятиями СССР, был введен в действие в 1967 году с целью повышения качества и эффективности производства.

Общая форма знака — пятиугольник — отсылает к пятиконечной звезде, главному геральдическому символу Советского Союза. В пятиугольник, кроме аббревиатуры, вписан символ, предположительно объединяющий несколько смыслов: весы, буква «К» (качество, повернута на 90 °), силуэт человека. Один из авторов знака — Народный художник СССР Валерий Акопов.

Российский знак качества

В 2013 году Минромторгом было принято решение возродить систему сертификации в России по принципу совесткой. Для этого в 2014 году был проведен конкурс, в результате которого был выбран знак, нарисованный дизайнером Дмитрием Мордвинцевым, коллегой Валерия Акопова.

Знак явно отсылает к советскому знаку качества, и, по сути, является его примитивной перефразировкой.

CE-mark и China Export

СЕ-mark используется в странах Евросоюза и США и гарантирует безопасность продукции. Такая маркировка является обязательной для всех товаров на европейском рынке, в отличие от сертификации на соответствие стандартам качества.

Знак CE-mark представляет композицию из двух букв «C» и «E», построенных на касающихся окружностях.

А вот знак China Export, визуально отличающийся от CE-mark только расстоянием между буквами, означает только, что товар был произведен в Китае, и не подразумевает никакого соответствия стандартам или прохождения сертификации. Совпадение? Не думаю.

[1]

Украинский знак стандартизации

Этот выразительный, с точки зрения графического дизайна, знак, который также называют «трилистник», указывает на соответствие продукта украинским стандартам и нормативным документам.

Der Grune Punkt

Название этого знака переводится с немецкого как «зеленая точка». Знак изображает две стрелки, закрученные наподобие символа «Инь-ян», и обладает огромной выразительной силой и узнаваемостью. Вопреки распространенному мнению, этот знак не сообщает, что продукт был изготовлен из перерабатываемых материалов или пригоден для переработки. На самом деле «Зеленая точка» ставится компаниями, участвующими в немецкой программе переработки отходов, а потому за пределами Германии не несет никакого смысла, хотя иногда ставится на свои продукты недобросовестными иностранными компаниями, поленившимися разобраться в его значении.

Знак Woolmark

Маркировка Woolmark означает высокое качество продукции, изготовленной из шерсти, установлена Международным Секретариатом по шерсти (IWC). Woolmark является одним из самых узнаваемых графических знаков в мире, например, в Италии он опережает по узнаваемости знаки «Макдоналдс», «Найки» и «Мерседес».

Знак Woolmark был создан итальянским дизайнером Франческо Саролья и впервые увидел свет в США, Западной Европе и Японии в 1964 г. С этого момента знак Woolmark получил распространение более чем в ста странах мира.

Британский кайтмарк

Является одним из старейших знаков качества, зарегистрирован в 1903 году и используется до сих пор. Такое название знак получил из-за своего сходства с воздушным парусом (англ. kite). На самом деле это буквы «B» и «S» — британский стандарт.

История российского дизайна

О проекте История российского дизайна

1-я серия. «Авангард». Дизайн в России прошел длинный путь. На этом пути 100 лет назад случился грандиозный перелом. После революции 1917 года художники-авангардисты активно включились в происходившие перемены, создавая принципиально новый визуальный язык. Это было время больших идей и иллюзий, время утопических мифов, без которых невозможно искусство.

В 1920 году в Витебске было учреждено новое движение под названием УНОВИС – УТВЕРДИТЕЛИ НОВОГО ИСКУССТВА. Казимир Малевич, Эль Лисицкий,Николай Суетин, Илья Чашник. В том же году в Москве было создано учебное заведение ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские. Его лидерами стали ведущие конструктивисты того времени: Владимир Татлин преподавал «Культуру материала», работать с деревом учил Антон Лавинский, с металлом – Александр Родченко. В 1921 году дизайнеры-новаторы Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир и Георгий Стенберги, Алексей Ган объединились в «ГРУППУ КОНСТРУКТИВИСТОВ». Пионеры дизайна занимались всем – агитационным дизайном, фарфором, проектированием одежды рекламой, плакатами, дизайном книг, декорациями к спектаклям, проектами архитектурных сооружений.

Принимают участие: Марина Лошак директор ГМИИ им. А. С. Пушкина, Зельфира Трегулова генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, Александра Санькова директор Московского музея дизайна; Татьяна Горячева научный сотрудник отдела графики 1-й половины XX века ГТГ, Александр Лаврентьев проректор по научной работе МГХПА им. Строганова, Мария Майстровская профессор МГХПА им. Строганова, Нина Бабурина искусствовед, историк плаката.

2-я серия. «ВНИИТЭ«. Второе пришествие советского дизайна началось в период оттепели. 26 апреля 1962 года вышло постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». В этой казенной фразе речь идет о дизайне, скрытом под псевдонимом «художественное конструирование». В паре с ним появилось понятие «техническая эстетика».
Головным учреждением стал Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики – ВНИИТЭ. В 1967 году в СССР был введен государственный ЗНАК КАЧЕСТВА.

Читайте так же:  Можно ли работать по двум трудовым книжкам можно ли сотруднику иметь две трудовые книжки одновременн

Во ВНИИТЭ были созданы: БелАЗ-540, символ «большой стройки» в СССР – дизайнер Валентин Кобылинский,»Такси ВНИИТЭ» – дизайнер Юрий Долматовский, концептуальный проект пожарного автомобиля (Владимир Арямов и Лев Кузьмичев), поезд для московского метро, единая система навигации на железнодорожных и аэровокзалах и много другое.

С 1964 года ВНИИТЭ начал ежемесячно выпускать собственный журнал «Техническая эстетика»,в 1975 вышла книга Елены Черневич «Язык графического дизайна».

С середины 80-х в большинстве стран Европы с успехом проходили выставки «Дизайн в СССР».
Принимают участие: Марина Тимофеева начальник информационно-аналитического отдела ВНИИТЭ; Евгений Задесенец начальник отдела истории и теории ВНИИТЭ; Алексей Капатушкин и Игорь Лысенко дизайнеры отдела перспективных исследований ВНИИТЭ; Александр Лаврентьев искусствовед, проректор по научной работе МГХПА им. Строганова; Ирина Костенко директор Центра технической эстетики ВНИИТЭ; Александра Санькова директор Московского музея дизайна.

3-я серия. «Дизайн в СССР». оветские художники-конструкторы в послевоенные годы возобновили попытки изменить жизнь в стране к лучшему. В их поле зрения попали транспорт: поезда, самолеты, автомобили; промышленные станки и оборудование; мебель, одежда, бытовая техника…. К 60м годам в СССР создаются уникальные условия для становления государственной системы дизайна. Проектировались мощные самолеты в бюро Антонова, у Туполева создавались бипланы,в конструкторском бюро Алексеева разрабатывалисьчудо-машины на подводных крыльях -«Спутник», «Метеор», «Буревестник», «Восход». На заводе ГАЗ действовала служба дизайна там, где и создавались «Победа», «Волги», «Чайка», ЗИМ. На АЗЛК дизайнеры проектировали»Москвич-2141″, Ниву. В СХКБ «Легмаш» проектировали станки для швейной промышленности и бытовые вещи от кофемолок, кофеварок до телефонов, телевизоров. Всесоюзный институт мебели создавал модульную мебель-«стенки» в стиле минимализм. Общесоюзный Дом моделей и республиканские дома моделей делали перспективные коллекции моды на 2 года вперед. Графические дизайнеры (Максим Жуков, Аркадий Троянкер, Валерий Акопов, Михаил Аникст, Мирон Лукянов, Ефим Цвик,Трофимов) создавали новые шрифты, товарные знаки-логотипы, дизайн упаковок, плакаты для кинофильмов.

Участвуют: Владимир Рунге главный конструктор Красногорского завода им. Зверева; Игорь Зайцев главный дизайнер АЗЛК; Александр Лаврентьев проректор по научной работе Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова; Юрий Случевский руководить Всесоюзного проектно-констркуторского и технологического института мебели; Александр Стребков председатель Правления Объединения художников «Промграфика» Московского Союза художников; Нина Бабурина искусствовед, историк плаката; Лилия Левшунова художник-плакатист; Александра Санькова директор Московского музея дизайна.

Участвуют: Игорь Гурович графический дизайнер; Александра Санькова директор Московского музея дизайна; Андрей Шелютто графический дизайнер; Тагир Сафаев шрифтовой дизайнер; Виктория Андреянова дизайнер одежды; Степан Лукьянов графический дизайнер, арт-директор Московского музея дизайна, арт-директор Электротеатра Станиславский; Владимир Пирожков промышленный дизайнер; Катя Копытина промышленный дизайнер; Вадим Кабардин предметный дизайнер; Денис Милованов дизайнер мебели.

Документальный сериал (2018), 4 серии.

«Безымянный» советский дизайн: легендарные предметы и их авторы

Советский дизайн был по большей части «безымянным»: если западные дизайнеры были настоящими «звездами», советские были известны, в лучшем случае, в узкой профессиональной среде. Они были сотрудниками институтов или конструкторских бюро, не имели собственных студий и штата помощников. Искусствовед и директор по развитию Московского музея дизайна Ольга Дружинина рассказывает о некоторых из легендарных предметов советского дизайна и их, как правило, неизвестных авторах.

Упаковка шоколада «Аленка»

Фотограф: Александр Геринас, 1960 Художник: Николай Маслов, 1966 Модель: Елена Геринас

Знакомое всем с детства изображение девочки в пестром платочке – один из самых лучших примеров советского «брендинга», до сих пор узнаваемого и в нашей стране, и за рубежом. И это один из редких случаев, когда мы знаем имя автора. В 1960 году фотожурналист Александр Геринас сфотографировал свою восьмимесячную дочку Лену и отправил снимок на фотоконкурс газеты «Вечерняя Москва». Фото сначала напечатали в журнале «Советское фото», а в 1962 году на обложке журнала «Здоровье». В 1966 году художник Николай Маслов, сотрудник завода «Красный Октябрь», перерисовал фотоизображение – и оно до сих пор используется на обертке шоколадки.

Пассажирский вагон третьего класса

Калининский вагоностроительный завод, 1946 Дизайнер: Юрий Соловьев

Немногие думают об интерьере железнодорожного вагона как об объекте дизайна. Тем не менее, это так. В нашей стране их комфортабельности начали уделять внимание только в середине 1940-х годов, когда люди массово стали возвращаться из эвакуации. Министерство транспорта объявило конкурс на создание нового вагона (правда, не международного с бархатными сиденьями, а «открытого типа» с деревянными полками). Победил 26-летний дизайнер Юрий Соловьев. Он писал в своих воспоминаниях: «Первое, что я сделал – заменил плоские деревянные диваны вогнутыми, чтобы на них было не так жестко сидеть и лежать. Затем решил верхнюю полку не опускать, как это делалось всегда, а поднимать, чтобы оставлять постельное белье на полке». Интерьер получился просторным и изящным – Соловьев использовал гнутую фанеру, светлый лак, фурнитуру из алюминиевого сплава с анодированием. Кроме оригинальной конструкции крепления верхних полок, впервые были использованы откидные столики, складные лестницы, зеркала, зрительно увеличивающие пространство. Для нового проекта все элементы разрабатывались заново: и замки, и светильники, и даже крючки.

Кстати, позднее, Соловьев проектировал интерьеры атомного ледокола «Ленин» и первой атомной подводной лодки, а также знаменитую «яхту Эйзенхауэра» – подарок президенту США Дуайту Эйзенхауэру, который ему так и не преподнесли из-за в очередной раз ухудшившихся отношений между странами.

Настольная лампа, 1968

Дизайнер: Михаил Оленев

В СССР все основные интерьерные разработки делались для общественных пространств; проектирование для жилых помещений велось «по остаточному принципу». Архитектор Михаил Оленев, в основном, создавал осветительные приборы для музеев, банков, гостиниц. Но в 1968 году он разработал лампу, которая своими эстетическими качествами не уступала европейским образцам – минималистичная, элегантная и функциональная. Правда, в отличие от зарубежных аналогов, у нее не было собственного имени – она называлась просто «лампа настольная».

В Советском Союзе не только дизайнеры, но и многие их проекты были «безымянными».

Сборная секционная мебель для малометражных квартир, конец 1950-х

Дизайнер: Юрий Случевский

Читайте так же:  Куда можно использовать родовой сертификат. родовой сертификат и его применение. как получить родово

Мебельный дизайн в Советским Союзе начался в период массового типового строительства. Для новых малогабаритных квартир, «хрущевок», нужен был новый тип мебели. В конце 1950-х годов дизайнер Юрий Случевский разработал систему модульного проектирования мебели. Сначала он разработал комплект для образцов квартир в Черемушках – стеллажи, столы, стулья. Пропорции предметов формировались в соответствии со средним ростом человека и размером квартиры. Смысл заключался в том, чтобы сочетая секции разных видов и размеров создавать различные комбинации, самим делать мебель в зависимости от размера комнаты и потребностей – кому-то нужно было больше место для отдыха, кому-то для учебы и работы, кому-то для детей. В одной из своих статей Случевский писал: «Необходимо отобрать у мебели власть над человеком, сделать ее послушной нам. Только тогда мы сможем оборудовать наше жилище в соответствии с особенностями нашей жизни, наших привычек и вкусов».

Телевизор «КВН», 1949

Дизайнеры: Владимир Кенигсон, Натан Варшавский, Игорь Николаевский

Регулярные телевизионные трансляции начались в СССР 1 октября 1931 года, а «эра телевидения» в Советском Союзе началась в 1949 году, когда был выпущен знаменитый КВН-49. Его создали три ленинградских инженера – Владимир Кенигсон, Натан Варшавский и Игорь Николаевский; отсюда и название, аббревиатура по первым буквам фамилий. В народе название культового объекта послевоенных лет расшифровывали как «Купил, Включил, Не работает» — качество оставляло желать лучшего. Стоимость телевизора была сопоставима с зарплатой инженера, поэтому позволить его себе могла далеко не каждая семья – в коммунальных квартирах смотреть телепередачи собирались все соседи. Экран телевизора был маленьким, поэтому перед ним ставили увеличительную линзу («аквариум»), наполненную глицерином или водой. Громоздкий, в деревянном корпусе с текстильной вставкой на фронтальной поверхности и четырьмя ручками регулировки, как у радио, он до конца 1960-х годов оставался неизменной частью интерьера большинства советских квартир.

Автомобиль «Победа», 1946

Конструктор: Андрей Липгард Главный художник-конструктор: Вениамин Самойлов Ответственный художник-конструктор: Лев Еремеев Ведущий конструктор кузова: Александр Кириллов

«Победа» считалась «народным» автомобилем, хотя ездило на ней, в основном, высшее партийное начальство. Вокруг ее создания существует много легенд. Первое предложенное название было «Родина», на что Сталин, якобы, отреагировал так: «И почем будете «Родину» продавать?» Правда и название «Победа» он не считал удачным: «Невелика победа!» – автомобиль ему не очень нравился. Военные просили сделать салон выше, чтобы садиться в него, не снимая каракулевой папахи. Но главное не народный фольклор, а эстетические качества «Победы». Владимир Бродский, знаменитый художник-график, искусствовед, художественный консультант Горьковского автозавода, писал так: «Достоинство художественного облика «Победы» заключается в продуманности общего решения, в котором, в котором все детали соответствуют общему замыслу». Автомобиль сняли с производства в 1957 году, но его еще долго можно было увидеть на дорогах. И не только в Советском Союзе: например, практически все такси Финляндии были «Победами». А спустя почти двадцать лет, в 1976 году, в серии «История отечественного автомобилестроения» вышла почтовая марка с «Победой».

Радиола «Ригонда», 1963-1977

Дизайнер: Адольф Ирбите

Ни одну вечеринку 1960-х невозможно представить без радиолы – большие корпуса ламповых радиоприемников давали возможность размещать электропроигрывающее устройство. Безусловным лидером была «Ригонда»: элегантная, на длинных расставленных конических ножках, характерных для «модернизма середины века». Название происходит от острова из романа Вилиса Лациса «Потерянная родина»; это метафора Риги. Дизайн радиолы создал известный латышский художник Адольф Ирбите, руководитель группы художественного конструирования на радиозаводе им. А. С. Попова. Его работы получали высшие награды на Всемирных выставках, в том числе, в 1937 году в Париже и 1958 году в Брюсселе. Ирбите также занимался прикладной и книжной графикой, разрабатывал фирменные знаки и упаковку, и даже занимался садовой архитектурой.

Фото- и киноаппаратура Красногорского завода им. С.А. Зверева

Дизайнер: Владимир Рунге

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Фотокамеры и фотоаппараты, фотоснайперы и камеры для съемок в космосе и под водой… Все, что выпускалось на Красногорском заводе, отличалось надежностью, качеством и уникальным стилем – строгим, минималистичным и до сих пор актуальным. Главная заслуга в его создании принадлежит Владимиру Рунге, который в 1965 году организовал на заводе одну из первых в стране дизайн-служб и руководил ей более двадцати лет. Главной задачей сотрудников дизайн-службы было повысить «эстетический уровень выпускаемой продукции». Владимир Рунге рассказывал в одном из своих интервью: «Не было тогда интеллигентного человека, который бы не умел и не хотел бы фотографировать. Студии, кружки; взрослые, дети – все снимали. Мечта каждого школьника была, чтобы папа купил ему «Зенит» или хотя бы «Зоркий». Как безграмотность в 1920-1930 годы ликвидировали – это не сказка, это был подвиг советской власти. Точно также культурный уровень повышался в Советском Союзе после войны, и наличие в семье фототехники, фотоувеличителя и возможность в ванной комнате запереться на всю ночь и никого не пускать, печатая фотографии – это было великим делом. И мы сами были фотолюбители, и поэтому прекрасно понимали, какие качества должны быть у хорошего фотоаппарата или кинокамеры».

Источники


  1. Ведерников, А. Н. Конституционное право личности на судебную защиту в законодательстве и судебной практике России / А.Н. Ведерников. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2017. — 152 c.

  2. Наследственные споры. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2018. — 816 c.

  3. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
  4. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
  5. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.
Знаки качества — дизайн и история. жизнь замечательных имен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here