Законы о науке в субъектах пределы полномочий. закон о науке

Содержание

Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности (ст.ст. 3 — 6.4)

Глава II. Субъекты научной и (или) научно-технической деятельности

>
Общие положения о субъектах научной и (или) научно-технической деятельности
Содержание
Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ
«О науке и государственной научно-технической политике»

С изменениями и дополнениями от:

19 июля, 17 декабря 1998 г., 3 января, 27, 29 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 30 июня, 31 декабря 2005 г., 4 декабря 2006 г., 1 декабря 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 10 февраля, 2 августа, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 27 июля 2010 г., 1 марта, 19, 20, 21 июля, 6 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 июля, 3 декабря 2012 г., 7 мая, 2 июля, 27 сентября, 2 ноября 2013 г., 22 декабря 2014 г., 20 апреля, 13 июля 2015 г., 23 мая 2016 г., 26 июля 2019 г.

Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

Президент Российской Федерации

23 августа 1996 года

Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.

Научная деятельность определяется как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.

Установлен правовой статус научных работников и научных организаций.

Научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную или научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации.

Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.

Определяется также статус российских Академий наук.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 3 сентября 1996 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 35, ст. 4137

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 232-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 августа 2019 г.

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 149-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 апреля 2015 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 443-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г., за исключением дополнения статьёй 6.4, вступающего в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 6 ноября 2011 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 20 июля 2011 г. N 249-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2011 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

[2]

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 марта 2011 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 198-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[3]

Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 февраля 2009 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Читайте так же:  Все вопросы о ввк при поступлении на службу в мчс или мвд россии. приказ мвд о прохождении ввк подго

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.

Федеральный закон от 30 июня 2005 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2003 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части, не обеспеченной финансированием из федерального бюджета

Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. N 168-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ

Действие абзаца второго пункта 1 статьи 15 настоящего Федерального закона было приостановлено на 2001 г.

Федеральный закон от 3 января 2000 г. N 41-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 111-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Принят Государственной Думой 6 июля 2011 года

Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

Президент Российской Федерации

Законодательно определяются следующие понятия. Инновации. Коммерциализация научных и (или) научно-технических результатов. Инновационные проект, инфраструктура, деятельность.

Закрепляются основные цели, принципы и формы государственной поддержки инновационной деятельности.

К субъектам такой поддержки отнесены Российская Федерация, регионы, органы исполнительной власти, а также соответствующие организации.

Предусмотрены, в частности, следующие формы. Льготы по налогам, сборам, таможенным платежам. Предоставление образовательных услуг. Информационная и консультационная поддержка. Содействие в формировании проектной документации. Финансовое обеспечение (включая субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал). Формирование спроса на инновационную продукцию. Реализация программ, подпрограмм. Поддержка экспорта. Обеспечение инфраструктуры.

Поддержка в указанных формах может быть оказана муниципальными органами.

Установлено, как оценивается эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на поддержку инновационной деятельности.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 21 июля 2011 г. N 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 26 июля 2011 г. N 161, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4602

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ ст 7 (ред. от 26.07.2019)

Статья 7. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью

1. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется на основе сочетания принципов государственного регулирования и самоуправления.

2. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, государственные академии наук в пределах своих полномочий определяют соответствующие приоритетные направления развития науки, технологий и техники, обеспечивают формирование системы научных организаций, осуществление межотраслевой координации научной и (или) научно-технической деятельности, разработку и реализацию научных и научно-технических программ и проектов, развитие форм интеграции науки и производства, реализацию достижений науки и техники.

3. Управление научной и (или) научно-технической деятельностью осуществляется в пределах, не нарушающих свободу научного творчества.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации:

утверждают уставы соответственно федеральных государственных научных организаций, государственных научных организаций субъектов Российской Федерации;

осуществляют контроль за эффективным использованием и сохранностью предоставленного государственным научным организациям имущества;

осуществляют другие функции в пределах их полномочий.

Руководители государственных и негосударственных научных организаций назначаются (избираются) в соответствии с законодательством и в порядке, предусмотренном их уставами.

4. Ученые советы государственных научных организаций разрабатывают и утверждают планы научных работ и развития государственных научных организаций гласно исходя из государственных заданий, профиля государственных научных организаций, их научных и экономических интересов.

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ ст 6.3 (ред. от 26.07.2019)

Статья 6.3. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях

1. Подтверждение выданных в Российской Федерации документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется в целях обеспечения надлежащего признания юридической силы таких документов в иностранном государстве. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях путем проставления на них апостиля осуществляется по заявлениям граждан, поданным в письменной форме или в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

3. При подаче заявления о подтверждении документа об ученой степени или ученом звании в форме электронного документа, предусмотренной пунктом 2 настоящей статьи, документ об уплате государственной пошлины за проставление апостиля на документе об ученой степени или ученом звании может быть направлен заявителем в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

4. Порядок подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях устанавливается Правительством Российской Федерации.

5. Подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, которым данное полномочие на подтверждение таких документов передано Российской Федерацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Финансовое обеспечение осуществления полномочия Российской Федерации на подтверждение документов об ученых степенях, ученых званиях, переданного для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее чем в размере планируемых поступлений в бюджет этого субъекта Российской Федерации от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением данного полномочия и зачисляемой в бюджет этого субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Читайте так же:  К вопросу о ювенальных судах в российской федерации. суды для несовершеннолетних (ювенальные суды)

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 232-ФЗ.

7. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки:

осуществляет контроль за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, обладает правом направления обязательных для исполнения предписаний об отмене нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации или о внесении в них изменений;

осуществляет контроль и надзор за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях с правом проведения проверок соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, обладает правом выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, правом направления предложений об отстранении от должности должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочие по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, за неисполнение или ненадлежащее исполнение указанного полномочия;

осуществляет согласование структуры органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочие по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях;

издает методические рекомендации и обязательные для исполнения инструктивные материалы по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях;

устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, порядок представления такой отчетности;

анализирует причины выявленных нарушений при осуществлении полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, принимает меры по устранению выявленных нарушений;

абзац утратил силу. — Федеральный закон от 26.07.2019 N 232-ФЗ;

принимает нормативные правовые акты по вопросам подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях, в том числе административные регламенты предоставления государственной услуги по подтверждению таких документов, а также вправе устанавливать целевые прогнозные показатели осуществления полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях;

осуществляет согласование назначения на должности руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочие по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности;

вносит в Правительство Российской Федерации предложения об изъятии полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, переданного Российской Федерацией для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, у органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

8. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

назначает на должность руководителей органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочие по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки;

утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, структуру органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих полномочие по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях;

организует деятельность по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях;

обеспечивает предоставление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки:

ежеквартального отчета о достижении целевых прогнозных показателей;

необходимого количества экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации, по вопросам подтверждения документов об ученых степенях, ученых званиях;

информации (в том числе баз данных), необходимой для формирования и ведения федеральных баз данных по вопросам контроля и надзора в сфере образования и науки.

9. Контроль за расходованием средств на осуществление полномочия по подтверждению документов об ученых степенях, ученых званиях осуществляется в пределах установленной компетенции федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, Счетной палатой Российской Федерации.

Профессора РАН направили в Госдуму предложения по концепции федерального закона о науке

Российская академия наук принимает активное участие в обсуждении проекта закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации». По запросу Государственной Думы РФ профессора РАН подготовили предложения и замечания по концепции закона, которые будут рассмотрены на очередном заседании Совета по науке и технике нижней палаты парламента.

Одним из основных моментов, подвергшихся критике профессоров РАН, стала тенденция к коммерциализации результатов научно и научно-технической деятельности, совершенствования механизмов вовлечения бизнеса в этот процесс и, одновременно, снижения роли государственной поддержки научных исследований. Это применимо к прикладным исследованиям, но абсолютно деструктивно, по мнению профессоров РАН, для фундаментальной науки, которая делает возможным проведение оригинальных прикладных исследований в перспективе. В связи с этим предлагается закрепить в законе важность фундаментальной направленности как составляющей научной деятельности, целью закона в данном отношении должна быть не искусственная реализация механизмов перехода науки на новые модели взаимодействия, а восстановление института прикладной науки.

Кроме того, профессора РАН обращают внимание на то, что для достижения цели выхода России на мировой уровень результатов научных исследований и технических разработок необходимо конкурировать и на мировом рынке рабочей силы. Для этих целей важно предлагать базовые заработные платы и социальную поддержку конкурентного уровня для ученых, а также обеспечить равный конкурсный доступ к ним для граждан России и других стран мира.

В проекте закона также необходимо более четко изложить полномочия органов и организаций, осуществляющих управление, надзор и научно-методическое руководство в сфере научной, научно–технической и инновационной деятельности. Кроме того, профессора РАН внесли предложение зафиксировать в новом законе укрепление роли Академии в развитии российской науки.

Напомним, что новое звание «профессор РАН» было введено в сентябре 2015 года. Профессоров избирают из числа российских ученых, не являющихся членами Академии, но имеющих несомненные научные заслуги, получившие мировое признание, отдавая преимущество тем, кому еще не исполнилось 50 лет. В марте 2016 года прошло первое общее собрание избранных профессоров РАН, где были намечены направления дальнейшей работы.

В свою очередь, Совет по науке и технике создан при Комитете Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям с целью содействия совершенствованию российского законодательства и нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в научной и научно-технической сферах. Председателем Совета является академик РАН Валерий Александрович Черешнев, в состав Совета вошли и некоторые из профессоров РАН.

В РАН обсудили новый закон о науке

22 июня в Российской академии наук прошел круглый стол, в рамках которого обсуждался новый закон о науке и инновациях. На заседании обсуждались проблемы, связанные с созданием современной системы управления наукой, ролью Российской академии наук и других государственных и научных структур в реализации Стратегии научно-технологического развития страны.

Впервые идея Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ» была озвучена еще в 2014 году на площадке Государственной Думы. Действующий на тот момент базовый закон «О науке и государственной научно-технической политике» был принят еще в 1996 году, и за эти двадцать лет в него было внесено порядка тридцати пяти корректирующих поправок. Задача, которая была поставлена перед разработчиками нового законопроекта, подразумевала не только обеспечение реализации стратегии научно-технологического развития страны, но и формирование новых современных взаимоотношений науки, экономики и общества.

Читайте так же:  Обязательные документы при увольнении в году. справки для работника при увольнении по собственному ж

По словам первого заместителя министра науки и высшего образования Григория Трубникова, законопроект о науке претерпел довольно долгую и сложную эволюцию за последние два года. Он неоднократно обсуждался на различных площадках, в результате чего в законопроект внесли большое количество правок и изменений.

На круглом столе в Российской академии наук Трубников рассказал, какие изменения произошли в законопроекте за последние полгода. Он отметил, что в текущей редакции законопроекта учтена тесная связка с новой государственной программой научно-технологического развития страны, а также со Стратегией научно-технологического развития. Основной целью законопроекта является обеспечение комплексной модернизации законодательства Российской Федерации в сфере науки и технологий.

«Законопроект закрепляет новую модель взаимоотношений исследователей и государства путем создания системы стимулов для научного сообщества, которая обеспечит заинтересованность исследователей в решении актуальных задач для российского и международного сообщества», — отмечает Григорий Трубников.

Законопроект «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ» основывается на следующих принципах:

— он включает в предмет регулирования все виды деятельности научно-технической сферы: научную, научно-техническую и инновационную в отношении технологических инноваций, получения и использования результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере; научно-просветительскую деятельность и научно-экспертную.

— переносит на уровень закона все ключевые процессы регулирования научно-технической и научно-инновационной деятельности, исключает передачу на уровень подзаконных актов важных вопросов, касающихся статусов субъектов.

— определяет и уточняет важнейшие понятия научной и научно-технической деятельности, вводит такие новые понятия, как «проект полного цикла», «технология», «большие вызовы», «общественный квалифицированный заказ», «научно-технические инновационные проекты», «комплексные научно-технические проекты», «программы полного цикла» и т.д.

— через все нормы законопроекта системно реализуются два основных принципа: принцип концентрации интеллектуальных, финансовых, организационных, инфраструктурных ресурсов на обеспечение государственных интересов; и квалифицированного общественного заказа в научной и научно-технической сферах.

Президент РАН Александр Сергеев считает, что новый закон о науке должен быть сформулирован в виде кодекса, когда действуют и другие специальные законы; либо это должен быть закон, внутрь которого будет «вмонтирована» значительная часть той информации, которая есть в описании к закону.

Григорий Трубников выразил надежду на то, что в 2019 году новый закон о науке уже будет представлен Правительству.

На круглом столе также обсуждался закон «О Российской академии наук», редакция которого в начале месяца была серьезно изменена Правительством. Александр Сергеев еще раз высказал свое мнение, что закон должен быть принят Государственной Думой в той формулировке, которая была изначально прописана президентом страны.

«Я должен еще раз сказать, что с президентом достигнута договоренность. Причем эта договоренность — не то, что мы просим; это был импульс от него [президента страны — прим.ред.], что Российская академия наук должна получить новый, более высокий юридический статус. Это связано с изменением гражданского кодекса, это связано с разработкой нового закона «О Российской академии наук». Первым делом принято сделать шаг в актуализации задач Российской академии наук, которые возможны в результате дополнения к 253-ему Федеральному закону».

Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 26.07.2019)

23 августа 1996 года N 127-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ

Принят Государственной Думой 12 июля 1996 года
Одобрен Советом Федерации 7 августа 1996 года

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 240-ФЗ «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Принят Государственной Думой 23 ноября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 2012 года

Пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5280; 2011, N 45, ст. 6321) изложить в следующей редакции:

«1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук — некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук.

Государственные академии наук вправе осуществлять от имени Российской Федерации полномочия учредителей подведомственных им федеральных государственных унитарных предприятий, государственных учреждений, включая научные организации, организации научного обслуживания и организации социальной сферы (далее также — подведомственные организации), и собственников федерального имущества, принадлежащего этим организациям, в том числе следующие полномочия:

принятие решений о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, и государственных учреждений;

изменение типа государственных учреждений;

утверждение уставов подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, уставов государственных учреждений и внесение изменений в указанные уставы;

закрепление федерального имущества за подведомственными организациями;

назначение руководителей подведомственных организаций, заключение с данными руководителями трудовых договоров, изменение и расторжение указанных договоров.

Порядок осуществления государственными академиями наук полномочий учредителей подведомственных организаций и собственников федерального имущества, принадлежащего этим организациям, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Реестры федерального имущества, передаваемого государственным академиям наук, а также перечни подведомственных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.

Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук, которое принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, осуществляет в установленном уставом государственной академии наук порядке избрание действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум и президента государственной академии наук, рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.

Государственные академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Деятельность государственных академий наук регулируется законодательством Российской Федерации и уставами государственных академий наук.

Структура государственных академий наук, порядок деятельности и финансирования подведомственных организаций определяются уставами соответствующих государственных академий наук.».

Внести в статью 114 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 2002, N 48, ст. 4746) следующие изменения:

1) пункт 1 дополнить словами «, если иное не предусмотрено законом»;

2) пункт 2 дополнить словами «, если иное не предусмотрено законом».

Пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 48, ст. 4746; 2007, N 49, ст. 6079) изложить в следующей редакции:

«2. Решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.

Решение об учреждении подведомственного государственной академии наук федерального государственного предприятия принимается государственной академией наук, осуществляющей от имени Российской Федерации полномочия учредителя такого предприятия и собственника закрепленного за ним федерального имущества.

Читайте так же:  Справка км 6 образец

Решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов.».

В части 2 [3] статьи 5 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 45, ст. 4626; 2007, N 43, ст. 5084; 2010, N 19, ст. 2291; 2011, N 30, ст. 4587; N 45, ст. 6321) слова «Правительством Российской Федерации на основании предложения государственной академии наук» заменить словами «государственной академией наук».

Президент Российской Федерации
В. Путин

Законы о науке в субъектах пределы полномочий. Закон о науке

Федеральный закон от 27 сентября 2013 года №253-ФЗ. Проект федерального закона был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 28 июня 2013 года №1093-р. Федеральным законом устанавливаются правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук, определяются порядок управления РАН и финансирования её деятельности.

Проект федерального закона «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) был внесен в Госдуму распоряжением Правительства от 28 июня 2013 года №1093-р.

Федеральный закон принят Государственной Думой 18 сентября 2013 года, одобрен Советом Федерации 25 сентября 2013 года.

Федеральным законом устанавливаются правовое положение, полномочия и функции Российской академии наук (далее – РАН), определяются порядок управления РАН и порядок финансирования её деятельности.

К числу основных задач РАН отнесены:

— разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики;

— проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, финансируемых за счёт средств федерального бюджета;

— участие в разработке и согласовании программы фундаментальных научных исследований в России на долгосрочный период;

— экспертиза научно-технических программ и проектов.

Федеральным законом закреплено, что РАН в рамках задач и функций, определённых законодательством России, обладает независимостью в своей деятельности.

Предусматривается, что РАН является федеральным государственным бюджетным учреждением. При этом функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества РАН от имени Российской Федерации исполняются Правительством.

В структуру РАН входят региональные отделения, региональные научные центры и представительства. При этом академия выступает главным распорядителем бюджетных средств в отношении её региональных отделений, являющихся федеральными государственными бюджетными учреждениями.

Федеральным законом также предусматривается, что Российская академия медицинских наук и Российская академия сельскохозяйственных наук присоединяются к РАН. Организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством на исполнение функций и полномочий собственника федерального имущества, закреплённого за такими организациями.

При этом лица, имеющие звания действительного члена Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, становятся академиками РАН со дня вступления в силу Федерального закона, а члены-корреспонденты присоединяемых академий наук наделяются статусом членов-корреспондентов РАН в порядке, установленном уставом РАН.

Закон о науке даст «зеленый свет» четвертой промышленной революции

Тема эффективной организации науки в последнее время заняла большое место в государственной повестке. Президент страны в мае и июне встречался с академиками РАН.

Зеркальный телескоп в Крымской астрофизической обсерватории РАН в поселке Научный / Фото РИА «НОВОСТИ»

Речь идет о новом структурировании всей системы администрирования научной сферы, превращении Академии наук в национальный штаб исследований, определяющий задачи научно-технологического развития страны. Вполне закономерно, что очень активно занялись наукой и депутаты Госдумы, где на подходе сразу несколько законопроектов.

ЗАКОНОПРОЕКТ БОЛЬШИХ ОЖИДАНИЙ

Каждый из них важен. Но, пожалуй, особенно большие ожидания вызывает новая редакция закона о науке — «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ». Новый базовый закон заменит действующий ФЗ-127 от 1996 года. Последний за прошедшие два десятилетия неоднократно изменялся и превратился в лоскутное одеяло. Да и концептуально он уже не отвечает решению задач, поставленных Стратегией научно-технологического развития РФ на период до 2030 года.

Интересно, что ФЗ-127 стал первым в нашей истории законом о науке. В Советском Союзе наука, и очень даже неплохая, была, а закона о ней — нет.

Новый законопроект вызревал в недрах Минобрнауки и Госдумы с 2014 года. Толчок его разработке дало заседание Совета по образованию и науке при председателе Госдумы. В рабочую группу по подготовке концепции документа вошли парламентарии, представители Минобрнауки, Минэкономразвития, Минфина, Общественной палаты, РАН, университетов и других заинтересованных структур.

Научное сообщество ждет, что закон выстроит процедуру формирования приоритетов развития науки и бюджетную защищенность проводимых в соответствии с ними исследований, обеспечит социальные и профессиональные права и гарантии ученым. Государство ставит цель минимизации директивного управления, создания конкурентных и комфортных условий для занятия наукой, саморегулирования национальной научно-технологической системы.

Министр образования Ольга Васильева назвала ключевой задачей формирование открытой, современной, компактной и технологичной системы управления наукой, позволяющей активно взаимодействовать исследователям, разработчикам, предпринимателям, органам власти. Директор Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей Матвеев, взаимодействующий с Госдумой, охарактеризовал концепцию закона как «не прямое управление, а умное регулирование» (smart regulation — модный термин).

ФЗ-127 стал первым в нашей истории законом о науке. В Советском Союзе наука, и очень даже неплохая, была, а закона о ней — нет»

СИСТЕМНОСТЬ, ГИБКОСТЬ И КОНЦЕНТРАЦИЯ РЕСУРСОВ

Что нового в законопроекте? Первое — системность. Под регулирование подпадают все виды деятельности в сфере науки и инноваций: научная, научно-техническая, инновационная, научно-просветительская, научно-экспертная. Второе — гибкость на основе новой системы принципов регулирования. Третье — упор на приоритеты научно-технологического развития, максимальную открытость и конкурентность финансирования на проектной основе. Четвертое — отказ государства от прав на созданные в рамках общественного заказа результаты. Они уходят в оборот и оцениваются в рамках социально-экономического развития.

«Это новый виток законодательства о науке, — отмечает сопредседатель экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству академик Валерий Черешнев.

Он очень хорошо знаком с документом, потому что возглавлял в прошлом созыве нижней палаты Комитет по науке и наукоемким технологиям. Впервые так много места уделяется инновационной деятельности. В ФЗ-127 она лишь обозначена, упоминается о ней в законодательстве о государственных научных центрах, о национальных научно-исследовательских институтах и центрах. Причем у Курчатовского института свой закон, у института Жуковского — свой и так далее.

Инновационные исследования остаются за академией, которая должна полностью отвечать за научный продукт, порожденный фундаментальной наукой. С ее открытий и начинается инновационный процесс.

В законе будет отражена модель взаимодействия РАН с другими структурами, расписаны ее функции — экспертная, прогнозная и другие. Конкретизируется роль ключевых субъектов научной деятельности (РАН, национальные исследовательские центры, государственные научные центры) в стратегическом планировании научной и научно-технической деятельности. Правда, здесь еще надо дорабатывать».

В числе новшеств — кардинальное изменение роли государственных научных центров. Чтобы сохранить статус, им придется ежегодно отчитываться перед органами власти о результатах работы по утвержденным программам развития. Новшеством является и упрощение процедуры получения ученых званий. Активных и результативных исследователей «разгрузят» от лишних формальностей, в частности от публичной защиты. Присуждать научную степень будут «по совокупности работ». Это, видимо, ответ на ряд скандалов, связанных с плагиатом в диссертациях и сомнительным авторством. Приведет ли оно к повышению уровня самой науки и значимости научного статуса, выяснится впоследствии.

Читайте так же:  Доп соглашение в связи с изменением оклада. дополнительное соглашение об изменении оклада работника

На вопрос, почему законопроект так медленно движется, директор Института иммунологии и физиологии Уральского отделения РАН ответил: «Это будет новый основной закон о науке. Он очень сложный и требует согласования со всеми министерствами, законом о реформировании науки и остальными правовыми актами».

Здание президиума РАН на Ленинском проспекте столицы / Фото РИА «НОВОСТИ»

НАДО ГОВОРИТЬ НЕ О «СВОБОДЕ», А О ПОЛНОМОЧИЯХ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ

«Потенциал российской науки — до сих пор высокий в целом ряде направлений — не находит должной реализации. Это чрезвычайно негативно отражается на социально-экономическом развитии страны и общества, статусе самой науки, престиже профессии исследователя, — считает другой сопредседатель Экспертного совета гендиректор Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского», член президентского Совета по науке и образованию Андрей Дутов: — Бесспорно, новый закон надо принимать, — не сомневается он. — Но в нынешнем виде документ содержит в себе принципиальные противоречия, которые могут привести к серьезным издержкам в правоприменительной практике. Так, неоднократное декларирование обеспечения «свободы научного творчества», по моему мнению, противоречит природе и характеру деятельности современной науки. Она чрезвычайно ресурсоемкая и требует привлечения значительных объемов ограниченных общественных ресурсов.

Поэтому вместо акцента на «свободе» более уместно говорить о полномочиях компетентных профессионалов и их ответственности за выбор направлений поиска и полученные результаты.

И еще. В понятийном аппарате текста смешаны понятия прикладных и поисковых научных исследований. Желательно четче определить различные виды исследований и разработок и их позиционирование в жизненном цикле результатов интеллектуальной деятельности — от идеи до ее воплощения в продукте или услуге.

Еще одно пожелание — разграничить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Типизация научных организаций должна, по моему мнению, отражать их роль и место в жизненном цикле знаний, технологий и наукоемкой продукции, а не результаты ранжирования по тем или иным критериям результативности. Это и будет отвечать принципу усиления полномочий и ответственности, «включенности» науки в процессы управления развитием».

ПУТЬ К РАЗРАБОТКЕ «ОБРАЗОВ» ПЕРСПЕКТИВНЫХ ПРОДУКТОВ XXI ВЕКА

«В ходе рассмотрения проекта в Госдуме все шероховатости будут устранены, — заверяет первый зампред Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев. — Такой закон давно нужен, поскольку действующий («О науке и государственной научно-технической политике») за двадцать лет устарел.

У нас качественно изменились общественно-производственные отношения, конструирование и технологические процессы. Центр добавленной стоимости переместился из производства в проектирование и в промышленный дизайн. В развитых странах практически закончилась третья промышленная, так называемая цифровая революция и уже начинается четвертая, в основе которой — киберфизические системы».

Закон назрел еще и потому, что за прошедший период Госдума приняла целый ряд других документов, непосредственно затрагивающих принципы функционирования научных исследовательских организаций, деятельности ученых, инновационной деятельности, образования отдельных территорий с высоким научно-техническим потенциалом.

«Сегодня мы говорим о приоритете научной, научно-технической и инновационной деятельности на этапе перехода к высокотехнологическому развитию, — подчеркнул депутат. — Поэтому все целеполагающие нормативные положения здесь следует сосредоточить в одном документе».

Владимир Гутенев также обратил внимание на то, что новый законопроект призван четко определить приоритеты и механизмы, связанные с перспективной тематикой. «Тот задел, который создали для нас предыдущие поколения российских ученых и инженеров, исчерпан, — подчеркнул он. — Нужно уже сегодня создавать новый задел на будущее. Предстоит по каждому направлению разработать «облики» и «образы» перспективных продуктов, созданных не в результате реинжиниринга существующих решений, а принципиально новых, соответствующих прогнозам развития общества, техники и технологий.

Естественно, при этом необходимо предусмотреть различные источники и механизмы финансирования таких проектов. Причем объектами должны быть не только «заказные» работы, но и обязательно инициативные. Только так можно обеспечить реализацию прорывных проектов и заметное место на мировых рынках продуктов производства.

В новом законе сформулированы основные принципы и механизмы, регулирующие научную, научно-техническую и инновационную деятельность на период ускоренного технологического развития, — подытоживает Владимир Гутенев. — Уверен, что он станет действенным инструментом развития как непосредственно науки, так и всех отраслей народного хозяйства России».

ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА РАН — ВОПРОС НЕ ПРОЦЕДУРНЫЙ

Раз мы говорим о науке, то нельзя обойти вниманием и еще два законопроекта, которые в июне обсудил Комитет Госдумы по образованию и науке. Первый, правительственный, «Об инновационном и научно-технологическом развитии образовательных и научных организаций». Депутаты единогласно поддержали концепцию создания в разных регионах РФ центров, подобных Сколково.

Второй, депутатский, касается изменений в закон о РАН по части регулирования процедуры выборов президента Академии наук. Большинство проголосовало «за». 23 июня он принят в первом чтении. За день до этого, 22 июня, разговор о нем состоялся на встрече Президента РФ с академиками РАН. Ее участник, член Президиума РАН Валерий Черешнев рассказал: «У академического сообщества есть три поправки в закон о выборах. Первая — выборы президента РАН простым большинством голосов (50 процентов плюс 1). Вторая — утверждение президента академии главой государства. Третья — согласование с Правительством, которое выдвигает на выборы не более трех кандидатов от отделений. Это всеми оспаривается как грубое нарушение академических свобод. Что согласовывать — правильно, но почему три, а не четыре, не пять?

Выслушав нас, Владимир Путин сказал примерно следующее: хорошо, давайте еще подумаем, еще встретимся, внимательно все обговорим, чтобы никаких поспешных шагов не делать.

Наше мнение: в законодательстве надо прописать, за что ФАНО отвечает, за что академия. Научно-методическое руководство — за академией, ФАНО же обязано в соответствии с рекомендациями РАН четко финансировать, помогать оборудованием, помещением, имуществом».

Как отметил сам Владимир Путин, порядок выборов президента РАН — вопрос не процедурный, а сущностный. От него зависят приоритеты развития Академии и ее взаимодействие с органами власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Добавим: и в конечном итоге достижение Россией мирового лидерства, в которое, как подчеркнул глава государства, должна внести свой вклад наука.

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

  2. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран; Юстицинформ — Москва, 2010. — 560 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 644 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.
  5. Комиссия. Судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2014. — 999 c.
Законы о науке в субъектах пределы полномочий. закон о науке
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here