Законодательство российской федерации по борьбе с коррупцией. за что петр i бил меньшикова

Как Петр I боролся с коррупцией

Петру I, казалось бы, под силу было осуществить любые задуманные планы. Он построил флот, прорубил окно в Европу, победил всемогущих шведов, поднял российскую промышленность и сделал много великих дел. И лишь коррупция осталась той болезнью, одолеть которую не удалось даже ему. Те же локальные успешные реформы, которые хотя бы снижали остроту проблемы, отменили сменившие императора правители.

Как крепла третья русская беда

До Петра I с коррупцией пытались бороться еще великие князья. Однако системными эти действия никогда не были, а некоторые виды взятки даже были законными. Например, «почести» (авансовая «благодарность» чиновнику), и «поминки» (итоговое вознаграждение). И только посулы (преступления за взятку) карались физически.

Позже взяточничество законодательство разделили на мздоимство (взятка должностному лицу за полномочное действие) и лихоимство (взятка за преступление в ходе исполнения служебных обязанностей). Мздоимство издавна рассматривалось терпимо. Еще в Древней Руси чиновники не получали жалованья, существуя за счет народных подношений. Такая система переложила на людей обеспечение должностных лиц. Это и послужило расцвету коррупции параллельно с растущим недовольством чиновниками.

С расширением госаппарата крепла бюрократия, впитывающая традиции былых поколений. В народе вошло в норму материально благодарить чиновников за подготовку документов или иную работу из круга их непосредственных обязанностей. Причем отличить почесть от посула порой было затруднительно, что лишь подстегивало взяточников.

Исторически сложившееся явление коррупции наполнило русский язык крылатыми фразами на тему взяточничества: «не подмажешь, не поедешь», «барашка в бумажке», «мзда» и другие. Отдельно стоит сказать о фразеологизме «остаться с носом», который не подразумевает часть лица. «Проносом» либо же просто «носом» называлась взятка, пронесенная в госучреждение под полой. Когда чиновник по какой-то причине отказывался от подношения, приходилось отправляться с «носом» обратно.

Попытки обуздать ненасытных чиновников

Борьбу с процветающей коррупцией Петр I начал с личного примера. Отказавшись от любых дополнительных источников, он стал жить только на зарплату. Будучи самодержцем громадной империи, царь велел назначить ему стандартное офицерское жалование, размеры которого часто порождали финансовые проблемы. Когда жить на эти деньги стало совсем невозможно, полковник Петр Романов обратился к Генералиссимусу Александру Меншикову с просьбой ходатайствовать о присвоении Петру I генеральского звания, что предполагало более солидное жалование.

Когда из попытки умерить аппетиты элиты ничего не вышло, Петр инициировал целый комплекс антикоррупционных мероприятий, чего в России до этого момента никогда не предпринималось. В 1715-м, дабы простимулировать чиновников работать честно, царь повелел платить им фиксированное жалование из казны. Следующим шагом было издание в марте 1714 года Указа, регламентирующего полномочия фискалов и предписывающего меры борьбы с казнокрадством и взяточничеством. Так в России впервые появился орган, предназначенный для тайного слежения за судопроизводством и соблюдением законов. Отныне взяточничество, злоупотребление полномочиями в корыстных целях, создание фальшивых документов и печатей, лжеприсяга и лжесвидетельство считались серьезными преступлениями. Наказания предусматривались суровые – битье, тюремное заключение и даже смертная казнь.

Известны случаи особо жестоких мер, предпринятых Петром для наказания любителей наживы. В Петербурге на глазах у российских сенаторов был повешен сибирский губернатор Гагарин, систематически занижавший доходы во вверенном ему крае. Был четвертован известный фискал Нестеров, раскрывший десятки злоупотреблений и сам же попавшийся на мздоимстве. Сенатору Волконскому, князю Апухтину прилюдно раскаленным железом жгли языки.

Своих приближенных Петр I под суд не отдавал, но наказывал лично. Особенно отличался царский любимец Александр Меншиков. Петр его неоднократно бил, штрафовал на крупные суммы, но Меншиков оставался главным российским казнокрадом. Он воровал, потом каялся, возмещал украденное и воровал снова. При этом успешно решал затруднительные экономические вопросы, отчего был ценной опорой царя. Меншиков всегда находил способ сгладить царский гнев. Как-то после очередного доклада о непомерных поборах Меншикова Петр разбил князю нос и выгнал, выкрикнув: «чтоб ноги твоей здесь больше не было». Меншиков удалился, но через мгновение вошел снова… на руках!

Никакие предпринимаемые царем меры не останавливали чиновников-взяточников. Как-то на закате жизни уставший от повального воровства Петр I в отчаянии угрожал Сенату вешать каждого чиновника, своровавшего сумму, достаточную для покупки веревки. В ответ генерал-прокурор Ягужинский сказал, что тогда Петру придется царствовать в одиночку, потому как воруют все, а разница лишь в объемах присвоенного.

Что удалось Петру

Так в петровской России сложилось, что часть антикоррупционных методов царя оказались малоэффективными. Но были все-таки и успешные. В первую очередь это передача государственных предприятий, как главных рассадников казнокрадства, под частное управление. Петр заставлял купцов брать в личное владение казенные предприятия, давая им определенные льготы. Новые хозяева выполняли предписанный госзаказ, поставляли в армию установленный лимит пушек. А все произведенное дополнительно реализовывали в свою пользу.

Получая в управление фабрики и заводы, предприниматели строили на полученную прибыль новые предприятия. В результате появилось такое количество промышленных объектов, что к концу петровского правления Россия приобрела серьезный вес на рынках Европы. Преемники государя оказались не столь радеющими за законный климат в империи. И сразу после смерти императора выплату жалований чиновникам упразднили, отменив вместе с ней и смертную казнь за взятки.

Как Пётр I боролся с коррупцией

Борьба с коррупцией в России велась с давних времён. Но активно бороться с ней начал именно Пётр I, приняв ряд новых жёстких законов.

До Петра I тоже были правители, пытавшиеся искоренить мздоимство, но им не удалось достигнуть хоть какого-то успеха. Наоборот, некоторые виды взяток даже были узаконены, и за них не назначалось никакого наказания.

Фактрум рассказывает читателю о том, как царь Пётр I ввёл новые законы и сумел если и не искоренить полностью, то значительно уменьшить коррупцию в России.

Царь на личном примере показывал, как важна борьба с коррупцией

Пётр I всегда был довольно аскетичным и бережливым человеком. Ещё до своего восхождения на престол он жил на обычную зарплату офицера армии. Став же царём, Пётр не отказался от своих привычек и не стал пользоваться доступом к казне, ограничившись всё той же небольшой зарплатой офицера. Спустя некоторое время Генералиссимус Меншиков по просьбе полковника Романова всё-таки присвоил Петру звание генерала и назначил более солидное жалование. Однако чиновники не хотели следовать примеру правителя и продолжали брать взятки. Тогда-то Пётр I и решил начать борьбу с коррупцией в России.

Внедрение методов по устранению коррупции и казнокрадства

В начале XVIII века император издал указ о том, что теперь всем чиновникам будут платить фиксированную зарплату из казны, которая было несколько выше, чем раньше. В 1714 году появилось специальное ведомство фискалов, которое было призвано бороться со взяточничеством и казнокрадством. За подделку документов и печатей, а также за злоупотребление своими полномочиями чиновников могли подвергнуть телесным наказаниям, посадить в тюрьму или даже казнить. За соблюдением законов наблюдал целый штат прокуроров, которые пресекали любые нарушения.

Читайте так же:  Служебная карточка. назначение служебной карточки и образец заполнения служебная карточка военнослуж

«Пётр Великий. Основание Санкт-Петербурга». Алексей Венецианов

Поскольку бюрократы от своих привычек отказываться не собирались, наказания применялись довольно часто. Так, губернатор из Сибири Гагарин, скрывавший полученные доходы вверенного ему края, был повешен на собрании сенаторов. Попавшийся на получении взятки член нового ведомства был и вовсе четвертован, а князю Апухтину и сенатору Волконскому прижгли языки раскалённым железом.

Учреждение института фискалов быстро принесло свои плоды. Его участники «приглядывали» за чиновниками и доносили царю, если было замечено нарушение. В случае, если донос подтверждался, то фискал мог рассчитывать на крупное вознаграждение. Кроме того, рассматривал царь доносы и от обычных людей, жалующихся на зарвавшихся чиновников.

Наказания для провинившихся казнокрадов

Пётр I предпочитал не отдавать своих приближённых и пойманных на взятке чиновников под суд, а наказывал их лично. Особенно доставалось генерал-губернатору Санкт-Петербурга Александру Меншикову. Он был неоднократно пойман на казнокрадстве, и царь каждый раз сам бил его и штрафовал, но Меншиков не прекращал свои грязные дела. Он раз за разом воровал деньги, потом возмещал ущерб, каялся и принимался снова воровать. И при этом Александр Меншиков всё-таки не попадал в окончательную немилость у Петра I, ведь он с большим успехом решал финансовые проблемы.

Положительное влияние анти-коррупционной борьбы

Во второй волне своих реформ Пётр I велел передать большинство государственных предприятий под частное управление. Тем самым он надеялся покончить с ними, как с рассадниками взяточничества и казнокрадства. Купцы, которые брали казённые предприятия в личное владение, получали определённые льготы. Выполняя государственные заказы на своих предприятиях, фабриках и заводах купцы могли отдать только то, что было заказано, а излишки продать и оставить прибыль себе. В результате на полученные деньги строились всё новые и новые предприятия, приносящие честный доход в казну.

Фз 273 о противодействии коррупции был принят. За что Петр I бил Меньшикова

Уже много лет в Российской Федерации крайне актуальной остается проблема коррупции. В стране существует специальный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющий основные правила борьбы с коррупционными проявлениями. Самые важные положения этого закона будут разобраны в статье.

О чем закон?

273-ФЗ «О закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Но что вообще является коррупцией? Согласно статье 1 рассматриваемого нормативного акта, это попытки злоупотребления своим служебным положением, дачи или получения взяток, осуществления коммерческого подкупа или совершения других незаконных финансовых или имущественных махинаций в целях получения выгоды. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы. Здесь стоит выделить предупреждение коррупционных проявлений, их ликвидацию и минимализацию.

Принципы противодействия коррупции

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», все работы по борьбе с финансовыми и имущественными преступлениями должны базироваться на ряде особых принципов. Здесь стоит выделить несколько основных групп условий и идей, без которых не было бы возможности качественно осуществлять свою деятельность.

Первый и самый важный принцип — это законность. Действовать необходимо в строгом соответствии с Конституцией, 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также прочими нормативными актами. Не допускается использование несоответствующих закону методов борьбы, тем более таких, что могли бы значительно нарушить права и свободы третьих лиц.

Далее стоит выделить принцип за Соблюдается он в России нечасто, и примеров тому довольно много. И тем не менее закон гласит, что любые лица, нарушившие закон, обязательно должны быть подвергнуты наказанию.

Из представленных выше двух принципов вытекают еще два: это открытость и публичность функций государственных органов. Любые меры: политические, информационные, экономические, пропагандистские — должны находиться в открытом доступе и быть видны каждому российскому гражданину.

Основы противодействия коррупции

Как организуется работа государственных органов, ответственных за борьбу с коррупционными проявлениями? В статье 5 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляются основные положения, предоставляющие ответ на этот вопрос.

Глава государства Российской Федерации должен определять основные политические направления в рассматриваемой области. Более того, он обязан устанавливать компетенцию федеральных исполнительных органов, которыми руководит. Естественно, полномочия Президента здесь не являются безграничными, а соответствующие рамки устанавливает российская Конституция.

Парламент (Федеральное собрание) как законодательный орган власти должен заниматься осуществлением своих полномочий в области именно законотворческого процесса. Как на верхнюю, так и на нижнюю палату возлагаются функции по составлению законопроектов, которые помогли бы реализовывать более качественную работу в представленной сфере. Исполнительные же органы должны заниматься контрольно-надзорной деятельностью за собственными министерствами.

Профилактические антикоррупционные меры

Стоит чуть более подробно рассказать о том, как реализуются меры по профилактике коррупционных проявлений. Вот какие виды профессиональной деятельности здесь стоит выделить:

Таким образом, N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» довольно четко закрепляет все основные антикоррупционные профилактические меры.

О конфликтах интересов

Не секрет, что качественная зачастую поднимает настоящую волну общественных скандалов и прочих неординарных явлений. Вызвано это может быть разными причинами: будь то отсутствие реакции со стороны государства, недостаточно императивный характер принимаемых мер, несоответствие реализуемых методов закону и прочее. Однако самым частым случаем здесь является конфликт интересов. В 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 этому явлению даже посвящена целая статья.

Под конфликтом интересов в статье 10 понимается ситуация, при которой должностное лицо может недостаточно хорошо реализовывать свою профессиональную деятельность из-за личной заинтересованности в чем-то. В области противодействия коррупции такая ситуация — далеко не редкость. Зачастую государственные борцы с коррупцией сами же становятся жертвами того, с чем они воюют. Что в таком случае следует делать? Вариант, как правило, один: организовывать более прозрачную и публичную работу.

Об ответственности и изменениях в законе

Согласно статье 13 рассматриваемого нормативного акта, ответственность за коррупцию на физических лиц возлагается в соответствии с гражданским и уголовным законодательствами РФ. Человек может нести наказания административного, уголовного или дисциплинарного типа за нарушения закона в рассматриваемой области.

273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изменениями от 2017 года выглядит как нормативный акт, состоящий из 14 статей. В апреле 2017 года закон был дополнен информацией в статье 1, в которой приводятся основные понятия. Немного изменилась формулировка определения некоторых терминов. Закон закрепил ряд государственных органов, в том числе ЦБ, ПФР и Медицинский фонд, которые могли бы заниматься профилактикой коррупции.

В современной Российской Федерации вопрос коррупции является одним из самых острых. Это явление не только разлагает принципы демократического общества, но и вынуждает квалифицированных кадров увольняться по причине неприятия такового. К тому же, сами по себе взятки становятся своего рода дополнительным налогообложением, значительно увеличивающие затраты индивидуальных предпринимателей и рядовых граждан.

[3]

В противовес рассматриваемому явлению, государством вырабатываются стратегии противодействия коррупции. Чтобы структурировать и регламентировать их, был разработан и одобрен Федеральный закон № 273. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Какие актуальные поправки вводились в его текст в последнее время? Поговорим об этом в статье.

Читайте так же:  Категорирования автотранспорта. необходимые документы для процедуры. перевод тс из опасного в неопас

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 — Основная терминология;
  • Ст. 2 — Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 — Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 — Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 — Организация противодействия;
  • Ст. 6 — Профилактические меры;
  • Ст. 7 — Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 — Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 — Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 — Конфликт интересов;
  • Ст 11 — Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 — Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 — Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 — Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция— совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие — деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты— законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией — полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Действующая редакция закона

Как любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, федеральный закон № 273 регулярно претерпевает процедуру внесения поправок. Данные меры производятся с целью актуализации регламента в стремительно изменяющейся экономической и правовой обстановке современной России.

Последние обновления в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 внесены 3 апреля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил Федеральный закон № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Постановление, изложенное в статье 6 ФЗ 63 вносит в актикоррупционный закон следующие поправки:

[1]

  • Текст части 3 статьи 8 в новой редакции гласит, что сведения о любых доходах гражданина при поступлении на работу или учёбу представляют собой данные ограниченного доступа. В случае непоступления на работу или в учебное заведение, информация ликвидируется. Использование подобных данных является неправомерным. Также в рассматриваемую статью внесён пункт 1.1, гласящий о том, что граждане, поступающие на учёбу или на работу, обязаны предоставить информацию о доходах;
  • Статья 10 ФЗ 273 дополнена пунктом 3, определяющим, что обязанность по организации мер по урегулированию конфликтов интересов возлагается на служащих госструктур, Центрального банка и муниципалитетов. В некоторых случаях схожую ответственность несут заместители уполномоченных лиц.

Следует обратить внимание также на следующие изменения, привнесённые в рассматриваемый Федеральный закон в более ранние сроки:

  • Встатье 7, изменения от 21 ноября 2011 года. В соответствии с поправками, одними из основных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов являются унификация юридических прав муниципальных и государственных служащих;
  • В соответствии с поправками от 2009 года, текст статьи 9 закона о противодействии коррупции гласит, что служащие обязаны оповещать работодателей о фактах коррупции. В противном случае, умолчание о таковых засчитывается как административное правонарушение, а в некоторых случаях — как содействие преступлению;
  • В статье 11, редакция от 5 октября 2015 года. В настоящей части изучаемого нормативного акта определяется порядок предотвращения конфликтов интересов. Допускаются даже такие меры, как устранение должностного лица, являющегося одной из сторон конфликтной ситуации;
  • В статье 12, последние изменения внесены 21 ноября 2011 года. Согласно указанной части изучаемого закона, физическое лицо, уволенное с государственного поста, в течение 2 лет имеет право замещать сотрудника на соответствующей должности. Основанием для этого служит трудовой договор. В случае нарушения данным лицом трудовых полномочий, соответствующее соглашение расторгается.

Важно помнить, что, в соответствии с актуальными нормативами статьи 13, за нарушение антикоррупционного регламента, гражданам РФ и иностранным лицам грозит административное, уголовное и дисциплинарное взыскание.

Петр I поборол коррупцию, передав казенные предприятия в частные руки

Россия после Петра стала империей, но империей не по названию, а по тому политическому, и экономическому весу, который она приобрела в Европе. И к концу царствования Петра ни один общеевропейский политический вопрос не мог уже решаться без России. Другой вопрос, какой ценой это досталось? В России, как правило, цена всегда слишком большая. Но в условиях начала XVIII века мне представляется, что, наверно, другим методом решить эти вопросы вряд ли бы удалось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Указы Петра Первого (Великого): 5 знаменитых законов, установленные царём

Многие из них сейчас вызывают улыбку, но некоторые из них не устарели и спустя три века (подробности)

Кем был Петр Первый для России — спасителем или антихристом?

345 лет тому назад, в семье Алексея Михайловича Романова родился мальчик, круто повернувший всю историю Европы (подробности)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Домен не был продлен и выставлен на продажу. Сейчас каждый может стать его новым владельцем. Для приобретения нужно нажать кнопку «Купить» и указать Ваши данные, DNS-сервер и выбрать способ оплаты. После оплаты домен сразу перейдет к Вам.

Читайте так же:  Независимое расследование истинных обстоятельств катынского дела. независимое расследование независи
Яндекс тИЦ n/a
Google PageRank n/a
Дата первой регистрации 09.03.2011
Дата регистрации 20.08.2019
Дата выставления на продажу 20.08.2019

Участвует в категориях

Компания REG.RU выступает Гарантом корректности сделки и обеспечивает правомерность передачи доменного имени Покупателю с соблюдением всех правил и регламентов. После совершения сделки по покупке домена Покупатель становится полноправным владельцем домена, а Продавец получает средства от продажи.

  • Принимаем к оплате
  • Все способы оплаты

Все права на материалы, находящиеся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ. При любом использовании
материалов сайта письменное согласие обязательно. Торговые марки, логотипы и марки услуг, размещенные на данном сайте,
являются собственностью ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ» или третьих лиц.

Петр I поборол коррупцию, передав казенные предприятия в частные руки

Россия после Петра стала империей, но империей не по названию, а по тому политическому, и экономическому весу, который она приобрела в Европе. И к концу царствования Петра ни один общеевропейский политический вопрос не мог уже решаться без России. Другой вопрос, какой ценой это досталось? В России, как правило, цена всегда слишком большая. Но в условиях начала XVIII века мне представляется, что, наверно, другим методом решить эти вопросы вряд ли бы удалось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Указы Петра Первого (Великого): 5 знаменитых законов, установленные царём

Многие из них сейчас вызывают улыбку, но некоторые из них не устарели и спустя три века (подробности)

Кем был Петр Первый для России — спасителем или антихристом?

345 лет тому назад, в семье Алексея Михайловича Романова родился мальчик, круто повернувший всю историю Европы (подробности)

[2]

Петр I поборол коррупцию, передав казенные предприятия в частные руки

Россия после Петра стала империей, но империей не по названию, а по тому политическому, и экономическому весу, который она приобрела в Европе. И к концу царствования Петра ни один общеевропейский политический вопрос не мог уже решаться без России. Другой вопрос, какой ценой это досталось? В России, как правило, цена всегда слишком большая. Но в условиях начала XVIII века мне представляется, что, наверно, другим методом решить эти вопросы вряд ли бы удалось.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Указы Петра Первого (Великого): 5 знаменитых законов, установленные царём

Многие из них сейчас вызывают улыбку, но некоторые из них не устарели и спустя три века (подробности)

Кем был Петр Первый для России — спасителем или антихристом?

345 лет тому назад, в семье Алексея Михайловича Романова родился мальчик, круто повернувший всю историю Европы (подробности)

За что Петр I бил Меньшикова?

Эпизод, когда Петр I жестоко бьет Меньшикова за некачественное сукно, запоминается силой и экспрессивностью. Да, и в России прежних лет государственные служащие не всегда честно исполняли свои обязанности, а проще говоря, запускали руки в государственную казну ради собственной выгоды. Ну а уж если совсем просто – воровали.

Для тех, кто еще не понял, о чем мы будем говорить в сегодняшней статье, поясняем: дорогие друзья, речь в ней пойдет о коррупции, существовавшей, как мы видим, задолго до современной Руси, однако не искорененной до сих пор.

Между тем в 2008 году в Российской Федерации был принят федеральный закон о коррупции под номером 273. В чем его смысл, насколько он эффективен, какова ситуация сегодня? Попробуем ответить на эти вопросы.

Как все начиналось

В начале 21-го века серьезное внимание на проблему коррупции обратили в мировом сообществе. Настолько серьезное, что Организация Объединенных наций выработала Конвенцию, направленную на борьбу с этим явлением, охватившим, по мнению создателей документа, все страны мира.

Члены ООН заявили в Конвенции о том, что каждая страна в мире бороться с коррупцией не просто может, а обязана. Российская Федерация документ подписала (в декабре 2003 года), после чего – в марте 2006 года – ратифицировала.

В 2008 году по инициативе Президента РФ Дмитрия Медведева Государственная Дума и Совет Федерации одобрили новый закон. Начиная с 2011 года, в него вносили изменения и дополнения. Последняя редакция закона датирована 28 июня 2017 года, в нее вошли изменения, принятые в апреле того же года.

Порча, подкуп, а иначе – коррупция

Закон о коррупции играет важную роль в жизни общества. Поэтому хотя бы кратко, но необходимо остановиться на его содержании. Итак.

  • Во-первых, в законе дается определение такого понятия, как коррупция. По существу, это все те же мздоимство и лихоимство, существовавшие на Руси, но в современном изложении. Взятка, использование служебного положения во зло, извлечение из него всяческих выгод в виде денег, имущества и других ценностей – все это коррупция.
  • Во-вторых, документ включает в себя 14 статей. В их числе раздел по противодействию и профилактике явления. Отдельная статья посвящена международному сотрудничеству нашей страны по борьбе со злом в виде коррупции; в законе отражается, какую роль в борьбе играют Президент РФ, Федеральное Собрание, Генеральный прокурор, Счетная палата, правительство, органы федеральной, региональной и муниципальной власти.
  • В-третьих, большое внимание в документе уделяется государственной службе, а конкретно госслужащим и муниципальным служащим. Именно этот документ вменил в обязанность лицам, замещающим эти должности, предоставлять сведения о доходах и имуществе, причем не только своих, но и супруги (или супруга), а также несовершеннолетних детей. Говоря об обязанности предоставлять так называемую декларацию, нельзя не упомянуть: отказ от ее предоставления служит основанием отказать соискателю в приеме на работу, то есть на службу.

Один из интересных моментов закона – необходимость сообщать в соответствующие органы (в прокуратуру, работодателю и др.), если, к примеру, кто-то предлагает госслужащему взятку. В документе это называется «склонение к совершению коррупционных правонарушений». В случае неисполнения этого пункта, человека могут уволить, в случае исполнения – закон обещает защиту.

Есть профилактика – нет проблемы

По существу, профилактика – это ряд мер, которые необходимо проводить, чтобы проблема не возникала. В вопросах борьбы с коррупцией профилактика особенно важна. В законе четко говорится, что нужно делать, чтобы преодолеть это явление.

Всего выделено 6 пунктов. В их числе формирование в обществе непримиримого отношения к коррупции, обязательная экспертиза всех актом органа власти – будь то федеральный или муниципальный.

На практике приходилось встречать много документов муниципального уровня, например постановлений главы города – о выделении земли, о проведении благоустройства и т. д. Эти документы обязательно включают в состав экспертизу на предмет коррупционной составляющей. Такая же процедура с принятием документов городским Советом депутатов – вариант без экспертизы не допускается.

К профилактическим мерам относят предоставление сведений о доходах государственными и муниципальными служащими, о чем мы уже говорили, и контроль, который осуществляется с привлечением общественности и парламента.

Читайте так же:  Иностранный паспорт. процедура оформления и получения загранпаспорта. сколько делается загранпаспорт

Еще более подробно в законе расписано, что должны делать государственные органы, чтобы эффективно противодействовать данному явлению.

2017 год: что нового?

Последние изменения в закон о коррупции были внесены в апреле 2017 года. Согласно им, государственным и муниципальным служащим теперь можно быть членами различных организаций, например, садоводческих, гаражных и др. кооперативов, а также товариществ собственности недвижимости.

Глава региона теперь обязан проверять сведения, которые предоставляют муниципальные служащие, на предмет полноты информации и ее достоверности. Содержится и еще ряд изменений, касающихся сотрудников органов внутренних дел, и тех, кто поступает в некоторые высшие учебные заведения.

Точка не поставлена

Точка в деле борьбы с коррупцией, конечно же, не поставлена – ни в мировом сообществе, ни в России. Сегодня это одна из самых актуальных проблем современности. Не случайно в нашем государстве помимо упомянутого закона выходят Указы Президента на антикоррупционную тему; о необходимости противодействия коррупции В. В. Путин не раз говорил в обращении к Федеральному собранию и т. д. Тем не менее ситуация остается острой.

В поиске эффективных мер неплохо было бы обратиться к опыту Советского Союза, в котором несмотря на отдельные эпизоды говорить о засилье коррупции не приходилось. На заре советской власти борьба с коррупцией была очень жесткой – причастных к ней лиц расстреливали. Многие историки считают, что в эпоху Сталина данное явление вообще сошло на нет.

В более поздние времена – Хрущева и Брежнева – почва для таких преступлений существовала, но борьба с коррупционерами велась активно. Можно вспомнить «рыбное дело», когда к ответственности было привлечено более 5 тысяч человек, многие сняты с должности, многие получили реальный срок за преступления.

Сегодня коррупционные скандалы не редкость. Ряд чиновников в последние годы лишился своих должностей. Однако в целом говорить о коренном переломе в борьбе пока рано. И если содержание закона о коррупции вопросов не вызывает, строгое его соблюдение обеспечивается не всеми и не всегда. Так что борьба продолжается.

Фз 273 о противодействии коррупции был принят. За что Петр I бил Меньшикова

Уже много лет в Российской Федерации крайне актуальной остается проблема коррупции. В стране существует специальный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», закрепляющий основные правила борьбы с коррупционными проявлениями. Самые важные положения этого закона будут разобраны в статье.

О чем закон?

273-ФЗ «О закрепляет ключевые принципы и юридические основы борьбы с коррупционными проявлениями в российском государстве. Но что вообще является коррупцией? Согласно статье 1 рассматриваемого нормативного акта, это попытки злоупотребления своим служебным положением, дачи или получения взяток, осуществления коммерческого подкупа или совершения других незаконных финансовых или имущественных махинаций в целях получения выгоды. Под противодействием коррупции закон подразумевает совокупность разного рода функций, которые реализуют государственные органы. Здесь стоит выделить предупреждение коррупционных проявлений, их ликвидацию и минимализацию.

Принципы противодействия коррупции

Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», все работы по борьбе с финансовыми и имущественными преступлениями должны базироваться на ряде особых принципов. Здесь стоит выделить несколько основных групп условий и идей, без которых не было бы возможности качественно осуществлять свою деятельность.

Первый и самый важный принцип — это законность. Действовать необходимо в строгом соответствии с Конституцией, 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также прочими нормативными актами. Не допускается использование несоответствующих закону методов борьбы, тем более таких, что могли бы значительно нарушить права и свободы третьих лиц.

Далее стоит выделить принцип за Соблюдается он в России нечасто, и примеров тому довольно много. И тем не менее закон гласит, что любые лица, нарушившие закон, обязательно должны быть подвергнуты наказанию.

Из представленных выше двух принципов вытекают еще два: это открытость и публичность функций государственных органов. Любые меры: политические, информационные, экономические, пропагандистские — должны находиться в открытом доступе и быть видны каждому российскому гражданину.

Основы противодействия коррупции

Как организуется работа государственных органов, ответственных за борьбу с коррупционными проявлениями? В статье 5 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляются основные положения, предоставляющие ответ на этот вопрос.

Глава государства Российской Федерации должен определять основные политические направления в рассматриваемой области. Более того, он обязан устанавливать компетенцию федеральных исполнительных органов, которыми руководит. Естественно, полномочия Президента здесь не являются безграничными, а соответствующие рамки устанавливает российская Конституция.

Парламент (Федеральное собрание) как законодательный орган власти должен заниматься осуществлением своих полномочий в области именно законотворческого процесса. Как на верхнюю, так и на нижнюю палату возлагаются функции по составлению законопроектов, которые помогли бы реализовывать более качественную работу в представленной сфере. Исполнительные же органы должны заниматься контрольно-надзорной деятельностью за собственными министерствами.

Профилактические антикоррупционные меры

Стоит чуть более подробно рассказать о том, как реализуются меры по профилактике коррупционных проявлений. Вот какие виды профессиональной деятельности здесь стоит выделить:

Таким образом, N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» довольно четко закрепляет все основные антикоррупционные профилактические меры.

О конфликтах интересов

Не секрет, что качественная зачастую поднимает настоящую волну общественных скандалов и прочих неординарных явлений. Вызвано это может быть разными причинами: будь то отсутствие реакции со стороны государства, недостаточно императивный характер принимаемых мер, несоответствие реализуемых методов закону и прочее. Однако самым частым случаем здесь является конфликт интересов. В 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 этому явлению даже посвящена целая статья.

Под конфликтом интересов в статье 10 понимается ситуация, при которой должностное лицо может недостаточно хорошо реализовывать свою профессиональную деятельность из-за личной заинтересованности в чем-то. В области противодействия коррупции такая ситуация — далеко не редкость. Зачастую государственные борцы с коррупцией сами же становятся жертвами того, с чем они воюют. Что в таком случае следует делать? Вариант, как правило, один: организовывать более прозрачную и публичную работу.

Об ответственности и изменениях в законе

Согласно статье 13 рассматриваемого нормативного акта, ответственность за коррупцию на физических лиц возлагается в соответствии с гражданским и уголовным законодательствами РФ. Человек может нести наказания административного, уголовного или дисциплинарного типа за нарушения закона в рассматриваемой области.

273-ФЗ «О противодействии коррупции» с изменениями от 2017 года выглядит как нормативный акт, состоящий из 14 статей. В апреле 2017 года закон был дополнен информацией в статье 1, в которой приводятся основные понятия. Немного изменилась формулировка определения некоторых терминов. Закон закрепил ряд государственных органов, в том числе ЦБ, ПФР и Медицинский фонд, которые могли бы заниматься профилактикой коррупции.

В современной Российской Федерации вопрос коррупции является одним из самых острых. Это явление не только разлагает принципы демократического общества, но и вынуждает квалифицированных кадров увольняться по причине неприятия такового. К тому же, сами по себе взятки становятся своего рода дополнительным налогообложением, значительно увеличивающие затраты индивидуальных предпринимателей и рядовых граждан.

Читайте так же:  Этапы заполнения трудовой книжки. копия трудовой книжки для сотрудника. новые правила оформления кад

В противовес рассматриваемому явлению, государством вырабатываются стратегии противодействия коррупции. Чтобы структурировать и регламентировать их, был разработан и одобрен Федеральный закон № 273. Но что представляет собой рассматриваемый нормативный акт? Какие актуальные поправки вводились в его текст в последнее время? Поговорим об этом в статье.

Общие положения ФЗ 273

Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 был принят членами Государственной Думы в третьем чтении 19 декабря 2008 года и через 3 дня получил одобрение Федерационного совета. Подписание изучаемого нормативного акта Президентом России и первая официальная публикация ФЗ 273 осуществлены 25 декабря того же года.

Федеральный закон о противодействии коррупции в РФ устанавливает ведущие принципы борьбы со взяточничеством и превышением должностных полномочий служащими государственных структур. Настоящий нормативный акт состоит из 14 статей и обладает следующей структурой:

  • Ст. 1 — Основная терминология;
  • Ст. 2 — Юридический фундамент противодействия коррупции;
  • Ст. 3 — Главные принципы борьбы с превышением должностных полномочий;
  • Ст. 4 — Меры, предпринимаемые на международном уровне;
  • Ст. 5 — Организация противодействия;
  • Ст. 6 — Профилактические меры;
  • Ст. 7 — Участие государства в антикоррупционных действиях (7.1. — о запрете некоторым должностным лицами на хранение финансов или иных ценностей в банках Российской Федерации);
  • Ст. 8 — Процедура предоставления сведений о доходах и расходах;
  • Ст. 9 — Уведомление об обращении с целью склонения к коррупции, как прямая обязанность муниципальных и Федеральных органов;
  • Ст. 10 — Конфликт интересов;
  • Ст 11 — Методы профилактики и упразднения конфликта интересов;
  • Ст. 12 — Должностные ограничения заместителя уполномоченного лица;
  • Ст. 13 — Ответственность граждан за коррупционные нарушения;
  • Ст. 14 — Ответственность юридических лиц.

В качестве правовой основы для изучаемого нормативного акта можно выделить Конституцию РФ а так же международные договоры в области противодействия коррупции. Последние изменения в Федеральный закон № 273 внесены 3 апреля 2017 года.

Терминология ФЗ 273

Согласно статье 1 изучаемого Федерального закона, в тексте данного документа используются следующие термины:

  • Коррупция— совершение действий или договорённостей, в процессе которых выявляется факт нарушения должностных полномочий и передачи/приема взятки;
  • Противодействие — деятельность органов государственного и муниципального значения, направленная на борьбу с изучаемым негативным явлением;
  • Нормативные акты— законы, договоры, кодексы и иные правовые документы, на основании регламентов которых базируется настоящий закон;
  • Функции государственного и административного управления организацией — полномочия государственных и муниципальных органов по кадровым, техническим, организационным и прочим нюансам в отношении того или иного юридического лица.

Принципы противодействия коррупции

Согласно регламенту статьи 3 рассматриваемого Федерального закона, главными принципами борьбы с превышением полномочий и взяточничеством являются следующие:

  • Уважение личных и корпоративных прав и свобод каждого гражданина;
  • Правомерность антикоррупционных действий;
  • Открытость деятельности государственных и административных служб;
  • Неотвратимый призыв к ответственности лиц, уличённых в коррупции;
  • Привлечение политических, информационных, социальных и экономических мер в комплексе;
  • Профилактические меры являются приоритетными.

В целях противодействия коррупции, государство сотрудничает не только с гражданами и органами административного назначения, но и с иностранными антикоррупционными институтами.

Действующая редакция закона

Как любой нормативный акт, изданный на территории Российской Федерации, федеральный закон № 273 регулярно претерпевает процедуру внесения поправок. Данные меры производятся с целью актуализации регламента в стремительно изменяющейся экономической и правовой обстановке современной России.

Последние обновления в Федеральный закон «О противодействии коррупции» № 273 внесены 3 апреля 2017 года. В качестве изменяющего акта выступил Федеральный закон № 64 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции». Постановление, изложенное в статье 6 ФЗ 63 вносит в актикоррупционный закон следующие поправки:

  • Текст части 3 статьи 8 в новой редакции гласит, что сведения о любых доходах гражданина при поступлении на работу или учёбу представляют собой данные ограниченного доступа. В случае непоступления на работу или в учебное заведение, информация ликвидируется. Использование подобных данных является неправомерным. Также в рассматриваемую статью внесён пункт 1.1, гласящий о том, что граждане, поступающие на учёбу или на работу, обязаны предоставить информацию о доходах;
  • Статья 10 ФЗ 273 дополнена пунктом 3, определяющим, что обязанность по организации мер по урегулированию конфликтов интересов возлагается на служащих госструктур, Центрального банка и муниципалитетов. В некоторых случаях схожую ответственность несут заместители уполномоченных лиц.

Следует обратить внимание также на следующие изменения, привнесённые в рассматриваемый Федеральный закон в более ранние сроки:

  • Встатье 7, изменения от 21 ноября 2011 года. В соответствии с поправками, одними из основных направлений антикоррупционной деятельности государственных органов являются унификация юридических прав муниципальных и государственных служащих;
  • В соответствии с поправками от 2009 года, текст статьи 9 закона о противодействии коррупции гласит, что служащие обязаны оповещать работодателей о фактах коррупции. В противном случае, умолчание о таковых засчитывается как административное правонарушение, а в некоторых случаях — как содействие преступлению;
  • В статье 11, редакция от 5 октября 2015 года. В настоящей части изучаемого нормативного акта определяется порядок предотвращения конфликтов интересов. Допускаются даже такие меры, как устранение должностного лица, являющегося одной из сторон конфликтной ситуации;
  • В статье 12, последние изменения внесены 21 ноября 2011 года. Согласно указанной части изучаемого закона, физическое лицо, уволенное с государственного поста, в течение 2 лет имеет право замещать сотрудника на соответствующей должности. Основанием для этого служит трудовой договор. В случае нарушения данным лицом трудовых полномочий, соответствующее соглашение расторгается.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Важно помнить, что, в соответствии с актуальными нормативами статьи 13, за нарушение антикоррупционного регламента, гражданам РФ и иностранным лицам грозит административное, уголовное и дисциплинарное взыскание.

Источники


  1. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  2. Савюк, Л.К. Правоохранительные и судебные органы / Л.К. Савюк. — М.: ЮРИСТЪ, 2013. — 464 c.

  3. Исследования по истории и теории развития авиационной и ракетно-космической науки и техники: моногр. . — М.: Наука, 2011. — 264 c.
  4. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.
  5. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.
Законодательство российской федерации по борьбе с коррупцией. за что петр i бил меньшикова
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here