Закон рф о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. санитарно-эпидемиологическое благопо

Содержание

  • Закон рф о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения Фз 52 о санитарно эпидемиологическом благополучии населения с изменениями

    © АО «Кодекс», 2019

    Исключительные авторские и смежные права принадлежат АО «Кодекс». Политика конфиденциальности персональных данных

    Версия сайта: 2.2.15

    Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

    Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

    Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

    Дома, в офисе, в поездке: ваша надежная правовая поддержка, всегда и везде.

    [2]

    Статья 10. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)

    Статья 10 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ . Обязанности граждан

    Статья 10. Обязанности граждан

    выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

    заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;

    не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.

    Статья 11. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018)

    Статья 11 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ . Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

    Статья 11. Обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

    выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

    разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

    обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

    [1]

    осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

    проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

    своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

    абзац утратил силу с 1 августа 2011 года. — Федеральный закон от 18.07.2011 N 242-ФЗ;

    осуществлять гигиеническое обучение работников.

    Утратившие силу положения Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: отголоски в подзаконных актах

    Один из базовых недостатков российского законотворчества — принятие нового федерального закона, который изменяет подзаконные акты, не сопровождается их корректировкой тут же, в тексте федерального закона (путем перечисления положений подзаконных актов, утративших силу, а в идеале — еще и изменения положений, которые не утрачивают силу, но требуют корректировки).

    Сложившиеся обычаи законотворчества не предусматривают внесения федеральным законом изменений в подзаконные акты и признания их утратившими силу.

    В результате при применении тех или иных подзаконных актов возникает вопрос: не противоречит ли данное конкретное положение тому или иному федеральному закону? И если да, то как нам доказать это при обращении в госорган, чтобы решить вопрос без проволочек?

    К сожалению, министерства и ведомства не спешат проводить ревизию и «чистку» подзаконных актов. А изменения в федеральные законы часто вносятся путем признания отдельных требований утратившими силу.

    То есть без изучения всех ранее действовавших редакций того или иного федерального закона мы не сможем понять: в подзаконном акте — «выдумка» работников конкретного министерства или всего лишь невычеркнутое положение закона, которое действовало на момент издания подзаконного акта, но позднее утратило силу.

    Законодательные разночтения

    Изменения в Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) вносились более чем 30 федеральными законами.

    Рассмотрим некоторые изменения, внесенные в разные годы в Федеральный закон № 52-ФЗ, по которым подзаконные акты все еще хранят «старые» правила.

    Содержащийся в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ перечень видов деятельности, для принятия решения о выдаче лицензии на осуществление которых требуется наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления данных видов деятельности

    Данный перечень неоднократно изменялся. В настоящее время он выглядит так:

    • медицинская и фармацевтическая деятельность;
    • деятельность в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами;
    • деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности;
    • образовательная деятельность.

    Однако в п. 6 Порядка выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденного Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 (в ред. от 12.08.2010), в подобном перечне названы исключенные из п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ виды деятельности:

    • производство лекарственных средств;
    • деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
    • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
    • деятельность, связанная с использованием источников ионизирующего излучения.

    Кроме того, наименование лицензируемой деятельности по обращению с отходами I–IV классов опасности в п. 6 данного Порядка также указано в устаревшей редакции: «деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I–IV классов опасности» (без «утилизации» и «обработки», но с «использованием»). Но это еще полбеды.

    Дело в том, что до 24.11.2007 (включительно) в п. 2 ст. 40 Федерального закона № 52-ФЗ предусматривалась выдача (для целей лицензирования) санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии санитарным правилам не «имущества» (как это предусмотрено с 25.11.2007), а «видов деятельности».

    Читайте так же:  Водители иностранных что будет судьба. госдума продлила срок замены иностранных водительских прав. к

    Однако до сих пор не приведена в соответствие с этими изменениями форма санитарно-эпидемиологического заключения на производство (виды деятельности, работы, услуги) № 303-00-5/у, утвержденная Приказом Минздрава РФ от 27.10.2000 № 381 «О бланках типовых документов, используемых центрами госсанэпиднадзора».

    К сведению

    Данный приказ был зарегистрирован в Минюсте России и с 2000 г. не корректировался.

    Форма санитарно-эпидемиологического заключения № 303-00-5/у по-прежнему предусматривает указание в нем вывода о соответствии либо несоответствии санитарным правилам не «имущества», а «деятельности».

    Утратившее силу требование о получении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам

    Пунктом 3 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») ранее было предусмотрено:

    Предоставление земельных участков для строительства допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии предполагаемого использования земельных участков санитарным правилам.

    На основании Федерального закона от 19.07.2011 № 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»» (далее — Федеральный закон № 248-ФЗ) п. 3 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ признан утратившим силу с 21.10.2011. Тем не менее в подзаконных актах еще сохранились требования, прямо противоречащие Федеральному закону № 248-ФЗ.

    Например, согласно п. 4.11 СанПиН 2.1.7.1287-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы»:

    Не разрешается предоставление земельных участков под строительство без заключения органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, или при наличии в нем замечаний о нарушении санитарных норм и правил.

    Согласно п. 2.2 СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» (далее — СП 2.1.7.1038-01):

    Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.

    В соответствии с п. 2.10 СП 2.1.7.1038-01:

    Территориальный ЦГСЭН […] дает заключение об использовании территории бывшего полигона.

    Приведенные положения санитарных правил вполне могут быть восприняты исполнителями на местах как по-прежнему действующие.

    Обратите внимание!

    Возможно, по этой причине законодатель, не имея возможности править санитарные правила, предпринял еще одну попытку доведения своей воли до санитарных врачей.

    На основании Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из предусмотренного п. 2 ст. 12 Федерального закона № 52-ФЗ перечня действий в сфере строительства, когда «должны соблюдаться санитарные правила», исключены слова: «[при] выборе земельных участков под строительство».

    Утратившее силу требование о наличии у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания

    Согласно абз. 8 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ (в редакции, действовавшей с 05.04.1999 по 31.07.2011 включительно):

    Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методы и методики контроля факторов среды обитания.

    На основании подп. «в» п. 7 ст. 31 Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с 01.08.2011 абз. 8 ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ утратил силу.

    Однако данное утратившее силу требование продолжает сохраняться в п. 12 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554, согласно которому:

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны иметь официально изданные санитарные правила и методики контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

    29.12.2015 вступило в силу Определение Верховного Суда РФ от 11.12.2015 по делу № АКПИ15-1251 по административному исковому заявлению о признании недействующим п. 12 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554.

    Указанным Определением производство по делу прекращено. Верховный Суд РФ поставил спорному пункту следующий «диагноз»:

    Оспаривается недействующая часть нормативного правового акта, формально не отмененная, но фактически не действующая в силу издания более позднего акта.

    Как действовать?

    Очевидно, при продолжающемся бездействии Роспотребнадзора по «расчистке» санитарных правил остаются только 3 способа «подсвечивания» проблемных положений подзаконных актов:

    1) направление обращений в Роспотребнадзор;

    2) направление обращений в Минюст России;

    3) обращение в Верховный Суд РФ с целью получить:

    • решение о признании спорного положения подзаконного акта недействующим;
    • либо определение о прекращении производства по делу в связи с тем, что «оспаривается недействующая часть нормативного правового акта, формально не отмененная, но фактически не действующая в силу издания более позднего акта».

    Если заранее не предпринимать мер по расчистке пути от «завалов» прошлых лет, то выход в суд с оспариванием незаконных действий и решений органов санэпиднадзора может обернуться не только потерей времени, но и конфликтом с санитарными врачами в конкретном регионе.

    А при нежелании судьи вникать в коллизии закона и подзаконных актов существует риск принять формальное решение: имеется никем не отмененный подзаконный нормативный правовой акт — будем его применять; признание его недействующим — компетенция не наша, а Верховного Суда РФ.

    А. В. Кретов,
    генеральный директор ООО «Центр правовой экологии»

    Обзор закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ 2019 года

    В этой статье мы постараемся разобраться, что из себя представляет ФЗ «Санитарно эпидемиологическое благополучие населения». Правка от 3 июля 2019 года внесла изменения в закон №227 и №305.

    Данный ФЗ РФ направлен на исполнение главных параметров прав каждого гражданина по соблюдению уровня здоровья, а также природы. Так, обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения было прописано еще в Конституции РСФСР и РФ, ранее данный закон изменялся не раз, а в 2019 году с 4 июля начали действовать новые правки. Отметим, что этот закон основывается на 52 ФЗ, который был принят на основе нормативных актов России, а также иных актов в субъектах РФ.

    Содержание ФЗ

    ФЗ (Федеральный закон) о санитарно эпидемиологическом благополучии (№52) РФ с изменениями от 2019 года) контролирует ситуации и отношения, которые возникают в данной сфере. К ним относят все отношения, которые обеспечивают санитарно эпидемиологическое благополучие населения.

    Читайте так же:  Новые правила п. пдд простым языком с примерами. пдд рф - движение по автомагистралям

    Так, федеральный закон №52, который регулирует обеспечение санитарно эпидемиологического благополучия населения РФ, содержит в себе следующее:

    • основные положения;
    • какие права и обязанности есть у гражданского населения, ИП, ООО и других юр.лиц;
    • какие существуют нормы и требования для сохранения и обеспечения окружающей среды и общего здоровья нации;
    • какие разработаны профилактические методы для санитарно эпидемиологического благополучия населения;
    • каким образом правительство регулирует отношения в данной сфере;
    • какие мероприятия должны проводиться на федеральном уровне;
    • что грозит при нарушении данного ФЗ;
    • заключительные положения, где можно найти старую форму закона, действующие и отмененные правки, а также многое другое.

    В обязанности субъектов РФ входит:

    • гарантия санитарно эпидемиологического благополучия населения, согласно действующему федеральному закону
    • предупреждение различных заболеваний, несущих характер эпидемий, а также нейтрализация их результатов;
    • охранные мероприятия природных ресурсов.

    Каждый человек, ИП и юр.лицо обязаны соблюдать требования ФЗ РФ «О санитарно эпидемиологическом благополучии». При этом органы и юр.лица обеспечивают данный закон РФ из собственных средств. Далее мы рассмотрим, в чем же заключаются эти требования, также изучим ст.24 действующего федерального закона (ФЗ) РФ в 2019 году.

    Обязанности граждан

    Со стороны гражданского населения обязанности по соблюдению санитарно эпидемиологического благополучия населения, согласно правке в ФЗ РФ за 2019 год, следующие:

    • В точности исполнять требования, постановления и предписания, содержащиеся в ФЗ РФ.
    • Проявлять заботу о состоянии здоровья, уровне гигиены и знаниях в сфере санитарно эпидемиологического благополучия населения несовершеннолетних детей.
    • Не нарушать права других людей и не действовать, если это влияет на здоровье и ухудшает природу.

    ИП и юр.лица также обязаны действовать согласно закону санитарно эпидемиологического благополучия населения, который был усовершенствован в 2019 году:

    • Выполнять все требования, прописанные в ФЗ от 2019 года, в т.ч. в ст.24 действующих федеральных положений.
    • Создавать и воплощать мероприятия, разработанные для повышения санитарно эпидемиологического благополучия населения.
    • Обеспечивать и следить за выполнениями требований, указанных в ст.24 и в федеральных актах, которые направлены на безопасность человека в момент выполнений трудовых обязанностей, а также при оказании работники услуг, при производстве продуктов питания, личных и бытовых средств.

    Помимо этого на юр.лица и ИП возлагается ответственность за выполнение оных обязанностей при перевозки, хранении и сбыте продукции.

    Расшифровка эпидемических требований

    Ниже будут приведены основные вырезки из ст.24 санитарно эпидемиологического благополучия населения:

    Ст.24 действующего федерального закона №52

    Ст.24 в новой редакции от 2019 г. посвящен эксплуатационным требованиям различных строений как жилых помещений, так и производственных, и общественных. Для сохранения и повышения уровня санитарно эпидемиологического благополучия населения следует руководствоваться следующими пунктами:

    1. Ст.24 данного федерального положения гласит, что использование вышеперечисленных помещений и строений, а также транспортных средстве общественного назначения должно проводится согласно профилактическим мероприятиям, которые призваны обеспечивать безопасный уровень трудовой деятельности, бытовых условий и отдыха, в соответствии с нормами, принятыми как в РСФСР, так и в РФ.
    2. В обязанности всех предпринимателей и юр.лиц, на основании федерального положения и ст.24, входит приостановление деятельности или некоторых подразделений, если нарушены нормы, прописанные в федеральных и районных правовых актах, прописанных в ст.24. Данное правило осталось неизменным со временем РСФСР.

    Резюмируя статью, можно сделать выводы, что изменения, вступившие в силу 2019 году о санитарно эпидемиологическом благополучии, как и во времена СССР и РСФСР направлены на сохранения здоровья нации и повышения норм в трудовой деятельности каждого предприятия и организации.

    ФЗ 52 о санитарно — эпидемиологическом благополучии населения

    Для обеспечения здоровья граждан государства, а также благоприятной окружающей среды, необходимо всем соблюдать как частные, так и общие меры гигиены. ФЗ-52 предписывает необходимые санитарные нормы и порядок их соблюдения, чтобы защитить здоровье людей.

    Общие сведения

    Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения обеспечивает благоприятную окружающую среду и реализует конституционное право граждан на охрану здоровья.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Читайте также о ФЗ о бухучете в новой редакции тут:

    ФЗ-52 был принят Государственной Думой в третьем чтении 12 марта 1999 года и одобрен Советом Федерации 17 марта 1999 года. Президент подписал закон 30 марта 1999 года, после чего он вступил в силу. Также были внесены коррективы в ФЗ №86. Подробнее здесь:

    Закон о санэпидемблагополучии населения использует следующие процедуры для обеспечения санитарных норм:

    • профилактика заболеваний согласно санитарно-эпидемиологическим положениям и его прогнозам;
    • санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях профилактики и проверки соблюдения обязательных санитарных норм;
    • установление государственных санитарных норм;
    • мониторинг соблюдения государственных санитарных и эпидемиологических предписаний;
    • подтверждение соответствия продукции государственным санитарным нормам;
    • государственная регистрация продукции и веществ, представляющих опасность для человека, а также лицензирование деятельности, являющейся опасной для здоровья;
    • научные исследования в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия с целью его улучшения;
    • создание и ведение открытых информационных ресурсов для оперативного информирования населения об инфекционных и неинфекционных заболеваниях, вспышках эпидемий, состоянии окружающей среды, санитарных и противоэпидемиологических профилактиках;
    • пропаганда здорового образа жизни и гигиеническое воспитание;
    • привлечение к ответственности нарушителей законодательства о санитарном благополучии населения.

    Читайте также: ФЗ о ветеринарии. Подробнее здесь:

    Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности населения является обязанностью государства. Поэтому для реализации этой цели Российская Федерация пользуется следующими полномочиями:

    • установление государственной политики сфере обеспечения санитарного благополучия;
    • принятие и изменения федеральных законов в сфере санэпидблагополучии;
    • согласование работы федеральных органов в области санитарной безопасности;
    • установление государственных норм санитарно-эпидемиологического поведения;
    • надзор за соблюдением установленных норм на федеральном и региональном уровнях;
    • формирование единой государственной системы учёта эпидемиологического благополучия населения;
    • создание и ведение единого государственного реестра опасных химических и биологических продуктов и веществ;
    • санитарная охрана окружающей среды Российской Федерации;
    • введение и отмена карантина;
    • слежение за санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране;
    • создание и реализация программ по гигиеническому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни;
    • международное сотрудничество в области санитарно-эпидемиологической безопасности;
    • своевременное предоставление полной информации о санитарно-эпидемиологической ситуации в стране или отдельных регионах всем органам власти и гражданскому населению.

    Федеральный закон о тишине: основные положения.

    Обеспечение санитарной безопасности осуществляется строго в соответствии с текущим законодательством, любые изменения производятся только со внесением поправок в закон № 52.

    Читайте так же:  Трудовой кодекс ст 5 27. административные наказания штрафы за нарушение трудового права. штрафы за н

    Новые поправки

    Последние поправки в Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О
    санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” были внесены 29.07.2017 федеральным постановлением № 221-ФЗ. Изменения были внесены в следующие статьи:

    • Статья 1 была отредактирована в 13 абзаце, дающем определение термину “санитарно-эпидемиологическое заключение”. Под данным определением понимается документ, который выдаётся органами, отвечающими за санитарно-эпидемиологический надзор, и удостоверяет соответствие или несоответствие требованиям к условиям гигиены в обследуемом помещении и в условиях деятельности граждан.
    • Статья 42, устанавливающая санитарно-эпидимиологические экспертизы и другие формы оценки, была изменена в пунктах 2 и 3.
      • п.2 предусматривает обязательную выдачу санитарно-эпидемиологических заключений после проведения соответствующего обследования, расследования, экспертизы или другой проверки, в связи с настоящим законодательством и международными правовыми актами РФ;
      • п.3 устанавливает, что порядок проведения экспертиз, расследований, испытаний и других видов проверки соблюдения гигиенических и санитарных требований, а также выдача заключений по их результатам, осуществляется ведомством, которое отвечает за санитарно-эпидемиологический надзор.

    Читайте также: ФЗ 214. Подробности по ссылке:

    Статья 11 предусматривает обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере соблюдения гигиенических норм. Указанные лица должны осуществлять следующие действия:

    • соблюдать требования закона о санитарном благополучии;
    • осуществлять профилактические гигиенические мероприятия;
    • обеспечение санитарной безопасности для работников при выполнении их обязанностей;
    • осуществлять контроль производства, включая гигиенические профилактики;
    • обучать работников гигиеническим нормам на их рабочем посту;
    • информировать рабочих и органы управления о санитарно-эпидемиологической ситуации.

    Также полезно будет знать о последних изменениях в ФЗ №129. Подробности тут.

    Статья 15 предусматривает санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, материалам, находящимся в прямом контакте с ними, и производству. Законодательство устанавливает следующие положения:

    • Продукты питания должны соответствовать физиологическим потребностям людей и не вредить им.
    • Продукты питания, пищевые добавки, провизионное сырьё и материалы, находящиеся с ними в прямом контакте в процессе производства и хранения, должны отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам.
    • Для производства продуктов питания должны быть использованы контактирующие материалы, которые были разрешены Правительством РФ.
    • При изготовлении новых продуктов питания и внедрения новых технологий и материалов в технологический процесс, необходимо, чтобы соблюдались все условия санитарных и гигиенических требований.
    • Все лица, закупающие, хранящие, перевозящие и реализующие пищевые продукты, продовольственное сырьё, пищевые добавки и контактирующие с ними материалы, обязаны соблюдать санитарно-эпидемиологические требования.
    • Продукты, не отвечающие установленным требованиям и являющиеся опасными для людей, снимаются с производства и изымаются из реализации и оборота.

    Вам будет интересно: Последние изменения в законе №15 о запрете курения в общественных места. Читайте подробнее здесь:

    Статья 18, устанавливающая санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам, состоит из нижеперечисленных частей:

    1. Водные объекты, которые используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также для лечения, оздоровления и рекреации, включая водные объекты около городов и сёл, не должны оказывать негативного влияния на человека, в том числе биологической, химической или физической угрозы.
    2. Санитарные правила устанавливают допустимый уровень химических и биологических веществ, а также количество микроорганизмов и уровень радиационного фона.
    3. Чтобы использовать водный объект в определённых целях, необходимо получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии объекта санитарным нормам и безопасности для данного использования.
    4. Законодательство о санитарной безопасности предусматривает уровень допустимого вредного воздействия на водные объекты в целях их охраны от загрязнения и засорения.
    5. Если водные объекты несут опасность для здоровья населения, то органы власти и юридические лица обязаны по мере своих возможностей предпринять все меры для ограничения использования данных объектов и предотвращения опасности в соответствии с предусмотренными санитарными нормами.

    Статья 22 устанавливает следующие требования по сбору, накоплению, перевозке, обработке, уничтожению и хранению производственных и потребительских отходов:

    • Производственные и потребительские отходы должны собираться, накапливаться, перевозиться, обрабатываться, уничтожаться и храниться в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и быть безопасными для окружающей среды и для здоровья населения.
    • При обработке, хранении и уничтожении производственных и потребительских отходов необходимо осуществлять радиационный контроль. Если радиационный фон превышает допустимую норму, отходы должны быть переработаны или уничтожены в соответствии с законом о радиационной безопасности.

    Статья 24 предусматривает следующие требования к использованию производственных и общественных зданий, а также оборудования и транспорта:

    • Эксплуатация зданий и сооружений для производства, общественных и жилых помещений, а также оборудования и транспорта должны производиться согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям и быть безопасной для труда, быта и отдыха человека.
    • При нарушении санитарных норм во время эксплуатации зданий и сооружений, оборудования, транспорта, а также при выполнении работ и оказании услуг, юридические лица и ИП должны остановить всю деятельность или работу в отдельных цехах и участках до решения возникшей проблемы.

    Статья 28 о санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям рекреации и оздоровления детей, а также их воспитания и обучения, устанавливает следующие положения:

    • Во всех образовательных учреждениях и организациях по рекреации и оздоровлению детей необходимо проводить профилактические мероприятия по предотвращению заболеваний, а также по укреплению здоровья детей и взрослого персонала в соответствии с санитарными и гигиеническими требованиями.
    • Программы по воспитанию детей, а также учебный и методический инвентарь, включая школьную мебель, допускаются к применению и использованию только после получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения.

    Статья 32 устанавливает следующие требования к производственному контролю:

    • Для обеспечения безопасности граждан и работников, а также среды обитания, во время производственного процесса, включая транспортировку и хранение продукции, юридические лица и ИП обязаны осуществлять производственный контроль в соответствии с нормами санитарно-эпидемиологической безопасности.
    • Производственный контроль производится в соответствии с техническим регламентом или санитарными правилами, если регламент ещё не вступил в силу, а также согласно стандартам безопасности труда.
    • Лица, которые осуществляют производственный контроль, отвечают за его достоверность и своевременность.

    Статья 33 устанавливает следующие меры, необходимые по отношению к больным инфекционными заболеваниями:

    • Лица, больные инфекционными заболеваниями и с подозрениями на них, а также контактировавшие с больными, включая носителей возбудителя инфекционного заболевания, должны быть обследованы в лабораторных условиях и помещены под медицинское наблюдение с последующим лечением и соответствующей госпитализацией и изоляцией, если они являются опасными для окружающих.
    • Если лица, которые являются носителями возбудителя инфекционного заболевания, представляют опасность распространения болезни на своём рабочем месте, должны быть переведены на другой рабочий пост, где такой опасности представлять не будут. Если это невозможно, они должны быть отстранены временно от работы с выплатой пособия по социальному страхованию.
    • Все случаи инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) должны быть зарегистрированы медицинскими организациями и внесены в государственный санитарно-эпидемиологический реестр ответственными органами.
    Читайте так же:  При получении паспорта 14. свидетельство о рождении

    Статья 34, предусматривающая порядок обязательных медицинских осмотров, состоит из следующих положений:

    • Для предостережения появления и распространения инфекционных заболеваний служащие отдельных профессий должны в обязательном порядке проходить медицинский осмотр при поступлении на работу, а также сдавать периодические медицинские анализы.
    • При необходимости органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический мониторинг, могут вводить дополнительные требования к медицинскому осмотру работников.
    • Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечить необходимые условия для работников, чтобы они прошли своевременный медицинский контроль.
    • Работники, которые отказываются проходить медицинский осмотр, не допускаются к своим рабочим обязанностям.
    • Результаты медицинского осмотра работников вносятся в их личные медицинские книжки, а также подлежать учёту местными медицинскими организациями.

    Порядок осуществления обязательного медицинского контроля устанавливается федеральным органом, отвечающим за нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения.

    Скачать последнюю редакцию ФЗ-52

    Для подробного ознакомления с положениями и требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения рекомендуется скачать текст закона с последними и актуальными изменениями.

    Законодательная база Российской Федерации

    Бесплатная консультация
    Федеральное законодательство

    • Главная
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
    Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.03.99 N 52-ФЗ «О САНИТАРНО — ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ НАСЕЛЕНИЯ»
    Вид документа закон
    Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
    Номер документа 52-ФЗ
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 30.03.1999
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус не действует
    Публикация
    • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»,
    • «Российская газета», N 64-65, 06.04.99,
    • «Собрание законодательства РФ», 05.04.99, N 14, ст. 1650,
    Навигатор Примечания

    Статья 55. Ответственность за нарушение санитарного законодательства

    1. За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

    2. Административная ответственность устанавливается за следующие нарушения санитарного законодательства:

    1) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта —

    влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда и на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

    2) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения, продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, продукции производственно-технического назначения, химическим, биологическим веществам и отдельным видам продукции, потенциально опасным для человека, товарам для личных и бытовых нужд, пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям, новым технологиям производства —

    влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

    3) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху в городских и сельских поселениях, воздуху в местах постоянного или временного пребывания человека, почвам, содержанию территорий городских, сельских поселений и промышленных площадок, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления, а также к планировке и застройке городских и сельских поселений —

    влечет предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда, на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

    4) нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда, воспитания и обучения, работы с источниками физических факторов воздействия на человека, работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами —

    влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

    5) невыполнение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий —

    влечет предупреждение или наложение штрафа на индивидуальных предпринимателей, должностных лиц в размере от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц — от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.

    3. Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными статьей 51 настоящего Федерального закона.

    4. Производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном Кодексом РСФСР об административных правонарушениях.

    5. Дисциплинарная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства устанавливается законодательством Российской Федерации.

    Закон “о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”

    Закон “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” был принят Верховным Советом 19.04.91 г. Он является основным актом, регламентирующим деятельность государственной санитарно-эпидемиологической службы, состоит из 7 разделов, объединяющих 43 страны.

    Первый раздел закона раскрывает содержание понятия “санитарно-эпидемиологическое благополучие населения” и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиоло­гическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

    Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций, защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.

    Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.

    В четвертом разделе определена ответственность за нарушение санитарного законодательства Российской Федерации. В нем раскрыто понятие “санитарное правонарушение”, дана характеристика видов ответственности (дисциплинарная, административная и уголовная) за его совершение. Ст. 31 определяет условия, при которых наступает экономическая ответственность предприятий и организаций за нарушение санитарного законодательства.

    Пятый раздел закона раскрывает внутреннее содержание видов (государственный и ведомственный) санитарно-эпидемиологического надзора, определяет сущность производственного и общественного контроля, их взаимодействия.

    Читайте так же:  Код единицы измерения день по океи. бухучет инфо. для чего создавался классификатор

    В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений и органов (ст. 37).

    В ст. 38 описаны права должностных лиц госсанэпидслужбы, в ст. 39 — их обязанности. Вопросам правового положения и социальной защиты должностных лиц и специалистов службы посвящена ст. 41. Обязательства по осуществлению тесного взаимодействия между учреждениями и органами госсанэпидслужбы и здравоохранения в решении вопросов обеспечения санитарно-эпидемиоло­гического благополучия населения закреплены в ст. 42.

    Седьмой раздел закона содержит требования, предъявляемые к содержанию международных договоров.

    Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации

    Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиоло­гической службы РФ являются:

    — осуществление предупредительного и текущего санэпид- надзора;

    [3]

    — изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения;

    — динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека;

    — выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений;

    — координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья;

    — координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания;

    — учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии.

    Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье (“Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ”, утвержденные постановлением Правительства № 625 от 05.06.94 г.).

    Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением Правительства № 264 от 01.04.93 г. ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по:

    — созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива;

    — снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду;

    — улучшению условий труда и быта;

    — строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения;

    — улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т. д.

    Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

    Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни. В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

    — организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

    — нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

    — методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

    — консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест; представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.

    — контрольный — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор;

    — научно-практический — проводит углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

    Методы работы санитарный врач выбирает исходя из конкретной ситуации требований законодательства. На первом плане стоят:

    — информационно-аналитические методы наблюдения, оценки и прогнозирования изменений (тенденций) в окружающей среде и здоровье населения (социально-гигиенический мониторинг) — для разработки предложений в проекты планов социального и экономического развития территорий; комплексные программы по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан; их внесение в органы государственной власти и управления с целью обеспечения санитарно-эпидемио­логического благополучия населения;

    — методы специальных санитарно-эпидемиологических исследований факторов, условий и причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

    — динамическое санитарное наблюдение и описание отдельных объектов, административных территорий, групп и факторов риска, определяющих здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения (с целью их гигиенической оценки и прогнозирования тенденций, проблемно-целевого планирования профилактических мероприятий);

    — метод экспертных оценок (санитарно-эпидемической ситуации, отдельных показателей здоровья и санэпидблагополучия населения);

    — методы объективной оценки санитарного состояния объекта, территории — лабораторные и инструментальные исследования факторов окружающей среды;

    — статистические методы — для обобщения и достоверного анализа полученных данных, графического их представления;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    — социологические методы (анкетирование, интервью, направленный опрос) — для оперативного получения информации о факторах и группах риска, изменениях в здоровье населения, для медико-социального анализа;

    Источники


    1. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.

    2. Дубинский, А. Руководствуясь законом; политической литературы Украины, 2013. — 112 c.

    3. Александр, Чашин Пособие по написанию курсовых и дипломных работ по теории государства и права / Чашин Александр. — М.: Дело и сервис (ДиС), 2008. — 932 c.
    4. Михайловская, И. Б. Суды и судьи. Независимость и управляемость / И.Б. Михайловская. — М.: Проспект, 2014. — 124 c.
    5. Марченко, М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. Гриф МО РФ / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2017. — 535 c.
    Закон рф о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. санитарно-эпидемиологическое благопо
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here