Заказчик не платит по договору. что делать долг по госконтракту не платят по 44 фз

Куда жаловаться на заказчика, если он не платит по контракту

Куда жаловаться на заказчика, кроме суда?

Одно из самых частых нарушений со стороны заказчика — неоплата по исполненному поставщиком контракту. Несомненно, это основание для арбитражного спора, однако такой спор может занять от полугода времени. Вместе с тем, есть возможности воздействовать на заказчика иными, более оперативными способами, а именно — можно написать обращение в следующие органы и организации:

1. Прокуратура – ей положено защищать поставщиков в случаях неоплаты, посмотрите на сайте Генеральной прокуратуры раздел Новости – почти каждый день появляется новость типа «благодаря вмешательству прокуратуры, ликвидирована задолженность по контрактам…»: https://genproc.gov.ru/ Лучше писать в Ген.прокуратуру, а в местную отправлять копии заявления, т.к. местные часто ленятся.

2. Общественные организации – например, проект ОНФ «За честные закупки» http://zachestnyezakupki.onf.ru/ — не всегда, но может помочь.

3. Предпринимательская организация – например, «Опора России» http://opora.ru/ — аналогично пункту выше, но помогает обычно только своим членам.

4. Обращение к региональному уполномоченному по защите прав предпринимателей — http://ombudsmanbiz.ru/ — часто он может повлиять на оплату.

5. Жалоба в орган внутреннего финансового контроля заказчика (у каждого заказчика свой) – по ч. 8 ст. 99 Закона 44-ФЗ они проверяют исполнение контракта.

6. Обращение о внеплановой проверке в УФАС – те вправе возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП – за нарушение заказчиком сроков оплаты.

Систематизация бухгалтерии

Статьи, обзоры, комментарии экспертов

Заказчик не платит

Оплата обязательств по госконтракту — это обязанность заказчика. Случается так, что госзаказчик не выполняет ее. Узнайте, что делать, оказавшись в такой ситуации, и в какие государственные органы и организации обращаться.

Нормы об оплате в 44 ФЗ

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке.

Когда заказчик отказывается платить. Арбитражная практика в госзаказе.

В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

Судебные органы

В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Контрольные органы

Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.

Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном сайте ведомства.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей. Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки», официальный сайт. Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Автор: Выскварка Н.Н.02:13 22.07.18

Участие в тендерах на госзакупки таит в себе немало подводных камней и требует от участников конкурса хорошей юридической подготовки. Самый оптимальный вариант – это юридическое сопровождение всей сделки, начиная с этапа подготовки к конкурсу, и заканчивая стадией закрытия контракта. Тут без тендерного юриста не обойтись.

К сожалению, бывает так, что сегодня поставщик товаров или услуг, со своей стороны выполнив все обязательства по ФЗ – 44, сталкивается с неисполнением или ненадлежащим исполнением государственными заказчиками обязательств по исполнению платежей за поставленный товар или выполненные услуги. Вопрос неплатежей по контракту или их задержка – это болезненный вопрос для бизнеса. Неплатежи со стороны госзаказчика влекут за собой невыплату заработной платы, просрочку кредитных платежей, начисление пеней и штрафов, невыполнение обязательств перед контрагентами. Если в частном секторе порядок действий в случаях, когда заказчик не хочет платить по контракту, более-менее понятен, то в случае работы с государственными контрагентами процесс взыскания платежей и неустойки имеет свои особенности. Тендерный юрист вам поможет решить этот вопрос.

Читайте так же:  Инструкция по заполнению второй части заявки. инструкция по заполнению заявки на участие в аукционе

Что же делать, если государственный заказчик не хочет платить по госконтракту? 44 ФЗ строго регламентирует порядок и сроки платежей за оказанные товары и услуги. Согласно статье 34 федерального закона 44 ФЗ срок окончательного расчета по контрактным обязательствам составляет 30 дней с даты подписания документа о приемке товаров или услуг. В некоторых случаях срок окончательного расчета по контракту составляет 15 дней. Начисление штрафов и пеней в случае задержки выполнения платежей регламентируется пунктом 5 статьи 34 федерального закона 44 ФЗ.

В случае, когда заказчик не торопится производить оплату в отведенный законом срок, то поставщику товаров или услуг сначала необходимо попытаться все уладить в досудебном порядке. Если возникли сложности на этапе приемки товаров или услуг и подписания соответствующих документов, то необходимо связаться с заказчиком и запросить от него мотивированный отказ в приемке. Он выполняется в свободной форме, и в нем перечисляются все нарушения, мешающие подписанию акта приема-передачи.

Что делать, если Вам НЕ ЗАПЛАТИЛИ по госконтракту: три простых шага

В случае, когда мотивированного отказа нет, то поставщиком в адрес заказчика составляется и направляется претензия. Если после подписания документов о приемке поставщик в течение 30 дней не производит никакой оплаты, то сначала в адрес заказчика также направляется претензия. Одновременно с этим тендерный юрист уведомляет о нарушении со стороны заказчика территориальную торгово-промышленную палату. Составление и направление письменных обращений в вышестоящие инстанции, которым подчиняется заказчик, и в контролирующие органы, такие как УФАС или прокуратура, может рассматриваться как этап досудебного разбирательства. В письменном обращении должны быть грамотно описаны все нарушения, допущенные заказчиком и те меры, которые принял поставщик для того, чтобы контракт был исполнен в отведенные законом сроки.

Как мы видим, процедура досудебного этапа предлагает несколько вариантов решения вопроса. Если все выполнены все предварительные действия в указанном порядке, и после этого не удалось заставить заказчика исполнять свои обязательства по контракту, то тут же следует обращение в арбитражный суд.

Наша компания осуществляет юридическое сопровождение сделок по федеральному закону 44 ФЗ с 2010 года. У нас наработана богатая и успешная практика в разрешении таких трудных и щекотливых вопросов. Мы сопровождаем наших клиентов на всех этапах решения этой задачи: составление претензий, обращение в УФАС, прокуратуру, представительство в арбитражном суде, контроль над исполнением судебного решения. Мы поможем вам взыскать платежи в полном объеме и в разумные сроки.

Вы можете записаться на бесплатную юридическую консультацию.

Как взыскать неустойку по контракту

Неустойка по контракту по 44 ФЗ

Штрафные санкции по 44 ФЗ — это законодательно определенная и установленная в госконтракте сумма, которую участники закупки обязаны перечислить на счета друг друга, если сторонами будут не полностью или недобросовестно исполнены существенные условия заключенного договора. При этом виновная сторона должна выплатить штраф, даже если это условие не было прописано в госконтракте. Размер такой выплаты является фиксированным и зависит от стоимости ТРУ (ст. 332 ГК РФ).

Постановление о штрафах и неустойках 44 ФЗ — Постановление Правительства РФ № 1042 от 30.08.2017. Оно регламентирует порядок наложения штрафных санкций и закрепляет их размеры.

Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения сторонами своих обязательств по госконтракту в размере 1/300 (минимальный предел) от ставки рефинансирования ЦБ РФ, установленной на день уплаты санкций.

Действующим законодательством предусмотрена неустойка по 44 ФЗ (статья 34 44-ФЗ). На основании ч. 4 ст. 34 в контракт необходимо включать условие о возникновении ответственности как для поставщика, так и для заказчика в том случае, если стороны не исполнили либо исполнили ненадлежащим образом свои договорные обязательства. В госконтракт можно внести ссылку на правила определения размера санкций (ПП РФ № 1042 от 30.08.2017) или же подробно описать все случаи, по которым возможно наложение штрафа. По рекомендации ФАС организации-заказчику надлежит подробно перечислить такие ситуации в отдельном параграфе госконтракта во избежание уклонения от ответственности со стороны поставщика, нарушившего свои обязательства.

В соответствии с действующим законодательством, оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по госконтракту можно избежать, если у организации существуют неопровержимые свидетельства и доказательства того, что договорные условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ). Во всех остальных случаях компенсация образовавшихся нарушений должна быть осуществлена в обязательном порядке.

[2]

Расчет неустойки для заказчика

Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

Расчет неустойки для поставщика

В соответствии с ПП РФ № 1042 от 30.08.2017, действует новый регламент определения штрафных санкций для поставщика. Штрафы для исполнителя за ненадлежащее исполнение контрактных положений устанавливаются в виде фиксированной суммы. А пени за просрочку осуществления поставщиком своих обязательств по договору начисляются за каждый день просрочки, начиная с момента, следующего за днем образования такой просрочки, в размере 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ, действующей на дату перечисления пени.

Начисленная неустойка не может быть больше ЦК, а ее фиксированный размер определяется в зависимости от различных ситуаций:

  • за ненадлежащее исполнение поставщиком действий, определенных контрактом, ему вменяется штраф фиксированного размера в соответствии с п. 3 Правил (ПП РФ № 1042);
  • за недобросовестное выполнение условий поставщиком, с которым заключен контракт, ему назначается фиксированный штраф в размере, установленном п. 4 Правил;
  • за недобросовестное выполнение договорных условий поставщиком, который победил в закупке, предложив наивысшую цену, виновное лицо привлекается к материальной ответственности согласно п. 5 Правил;
  • за ненадлежащую реализацию своих обязательств по контракту, который не имеет стоимостного выражения, поставщик обязан выплатить штраф в размере, установленном п. 6 Правил.
Читайте так же:  Положения о лицензировании транспортных перевозок. лицензия на перевозку пассажиров лицензия на авто

На основании ст. 313 ГК РФ может быть установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении подрядчиком своих обязательств перечисление неустойки в бюджет по 44-ФЗ может быть возложено на организацию-заказчика (Письмо Минфина РФ № 09-04-08/80112 от 30.12.2016). При возникновении подобной ситуации заказчик имеет право перечислить исполнителю оплату по контракту, удержав величину штрафных санкций, то есть за вычетом уплаченной ранее получателем средств неустойки в бюджетную систему РФ. В платежном поручении ПБС-заказчик должен указать поставщика, за которого он производит оплату штрафов.

Можно ли взыскать упущенную выгоду

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2015, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2015).

Исполнитель также может потребовать возмещение убытков при уменьшении заказчику ПБС лимитов бюджетных обязательств. Если финансирование по договору снижено, то стороны должны подписать соглашение об изменении сроков выполнения работ и, при необходимости, других существенных обуславливающих параграфов договора. При этом подрядчик имеет право потребовать от организации-заказчика возмещения упущенной выгоды, образовавшейся в связи со сдвигом сроков работ.

Что делать, если заказчик не платит по госконтракту

Нормы об оплате в 44 ФЗ

Оплата контракта по 44 ФЗ, сроки и порядок выплат установлен ч. 13.1 ст. 34 44-ФЗ. В этой норме указано, что госзаказчик обязан оплатить товар, работу или услуг в срок, не превышающий 30 дней от даты приемки всего контракта или отдельного этапа.

При этом оплата СМП по 44 ФЗ, то есть контрактов (их отдельных этапов), заключенных по результатам торгов, проводимых только среди субъектов малого и среднего предпринимательства или СОНКО, должна быть произведена в течение 15 рабочих дней (ч. 8 ст. 30).

[1]

Для некоторых сделок по 44 ФЗ оплата по контракту может происходить в другом порядке. В частности, в ч. 13.1 ст. 34 Закона о контрактной системе установлено, что правительство вправе определить другой порядок оплаты, но только для обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Что же касается закупок по 223-ФЗ, то в пункте 14 (3) постановления правительства № 1352 от 11.12.2014 указано следующее:

если закупка проводится среди среди любых участников закупок а победителем признается субъект малого и среднего предпринимательства, то срок оплаты исполненных обязательств не может превышать 30 календарных дней от даты подписания документов о приемке.

Таким образом, срок оплаты по договору по 44-ФЗ рассчитывается с даты подписания заказчиком документа о приемке товара, работы или услуги и составляет не больше 30 дней. Однако возникают ситуации, когда заказчик задерживает перечисление денег. В какие инстанции необходимо обратиться для оперативного получения денежного вознаграждения?

Судебные органы

В каждом договоре есть пункт о том, что споры между покупателем и поставщиком, которые те не смогли решить путем переговоров, разбирает Арбитражный суд. Однако он может рассматривать дела от 6 месяцев и дольше.

За повторное административное правонарушение по неоплате обязательств по контракту должностному лицу грозит дисквалификация на срок от года до двух лет. В этом случае с делом будет работать мировой судья (ч. 1 ст. 23.1 КоАП).

Контрольные органы

Кроме арбитража и мирового судьи, ряд контрольных организаций могут повлиять на недобросовестного заказчика так, чтобы оплата товара по 44 ФЗ наконец поступила на расчетный счет исполнителя.

Во-первых, прокуратура. Прокурор выносит постановление об административном правонарушении после того, как установит факт неоплаты. Далее в течение трех суток материалы дела направляют в уполномоченные органы (ч. 1 ст. 28.4, ч. 1 ст. 28.8 КоАП).

Убедиться в том, что этот орган реально помогает поставщикам получить деньги по исполненным сделкам, можно в разделе «Новости» на официальном сайте ведомства.

Прокуратура

Причем надежнее обращаться сразу в Генеральную прокуратуру, а в местные подразделения отправлять копию жалобы.

Во-вторых, УФАС. Данный орган правомочен проводить внеплановые проверки и по итогу возбуждать и рассматривать дела по ст. 7.32.5 КоАП (нарушение сроков оплаты по госконтрактам).

За однократное неисполнение обязанностей на должностное лицо государственного покупателя могут наложить штраф от 30 000 до 50 000 руб.

Итогом рассмотрения таких споров судом или ФАС может стать одно из решений:

  1. Назначение административного наказания.
  2. Прекращение производства по делу об административном правонарушении.

В-третьих, орган внутреннего финансового контроля, который есть у каждого заказчика. Согласно ч. 8 ст. 99 № 44-ФЗ, эта инстанция проверяет ход исполнения контракта, поэтому сюда тоже можно отправить жалобу.

Защитные организации

Ряд организаций, которые занимаются защитой прав и интересов предпринимателей, также могут катализировать получение средств по государственным контрактам. Самым ярким представителем является уполномоченный при Президенте РФ по правам предпринимателей. Омбудсмена привлекает ФАС, например, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора.

Читайте так же:  Отменить запрет на въезд в рф. как проверить запрет на въезд в рф. когда в россии - семья

Общественные организации. Сюда относится, например, ОНФ «За честные закупки», официальный сайт. Гарантий на победу здесь нет, но шансы присутствуют.

Существуют и предпринимательские организации, которые оказывают помощь тем бизнесменам, у которых есть членский билет. Если есть такая возможность, имеет смысл ею воспользоваться.

Расторжение контракта по 44-ФЗ — случаи и порядок

Порядок расторжения контракта, заключенного на основании норм Федерального закона №44, регламентируется статьей 95 этого закона. Также применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее будет использоваться общепринятое сокращение — ГК РФ). Существует три ситуации, в которых возможно расторжение: в одностороннем порядке, в судебном порядке или по соглашению сторон. Каждая из них имеет свои особенности и нюансы.

Расторжение контракта по соглашению сторон

Такая возможность определена в части 8 статьи 95 Федерального закона №44. Однако о самой процедуре и механизме ее осуществления ничего не сказано. Для того чтобы разобраться в деталях, нужно обращаться к ГК РФ.

В части 1 статьи 450 ГК РФ четко указано, что возможность расторжения контракта по соглашению сторон предусматривается по умолчанию, даже если в тексте документа не прописано соответствующего пункта. В Федеральном законе 44 тоже нет указания на то, что такая информация должна быть внесена в контракт в обязательном порядке. Таким образом, все ссылки заказчика на то, что разорвать контракт нельзя из-за того что в нем нет указания на возможность это сделать — совершенно неправомерны.

Контракт по взаимному согласию может быть расторгнут только в определенных случаях, предусмотренных статьей 451 ГК РФ. Обстоятельства, способствующие этому, должны быть существенными. То есть такими, что если бы они наступили раньше, то стороны и вовсе не заключали бы контракта. На практике это чаще всего бывают непредвиденные обстоятельства (например, изменение доведенные бюджетных лимитов у заказчика, невозможность завершить поставку товара поставщиком, так как он снят с производства) или форс-мажор. Как бы там ни было, если стороны действительно решили по соглашению расторгнуть контракт, то этот пункт не будет служить для них препятствием. Существенность обстоятельств — довольно субъективный критерий.

Единственное, о чем стоит позаботиться при расторжении контракта по двустороннему согласию — это о том, чтобы оно было оформлено документально. Данное требование установлено в статье 452 ГК РФ. Кроме того, на основании статьи 103 Федерального закона №44 в трехдневный срок после заключения соглашения заказчик должен внести информацию в реестр контрактов в ЕИС. Подробнее про процедуру вы можете почитать в отдельной статье.

Что влечет за собой расторжение контракта по соглашению сторон.

Согласно нормам статьи 453 ГК РФ единственное последствие для сторон, наступающее после того как контракт расторгнут — это прекращение взаимных обязательств. Заказчик не вправе внести информацию о бывшем партнере в реестр недобросовестных поставщиков.

Расторжение контракта в одностороннем порядке

Видео (кликните для воспроизведения).

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке предусмотрена частью 8 статьи 95 Федерального закона №44, при условии что соответствующая информация была внесена в контракт во время его заключения. В противном случае расторгать контракт придется в судебном порядке.

Инициатором расторжения может выступить любая из сторон в случаях, определенных ГК РФ. Механизм для них будет примерно одинаковым (определен статьей 95 Федерального закона №44). Во-первых, нужно известить партнера о намерении разорвать контракт. Делается это любым способом, главное — чтобы было получено подтверждение о доставке уведомления (например, корешок заказного письма, информация о вручении телеграммы или отчет о прочтении по электронном почте). С момента получения стороной-ответчиком уведомления начинается десятидневный срок, в течение которого «провинившаяся» сторона может исправить свои ошибки (если нарушение допущено впервые).

Если стороны не намерены продолжать сотрудничества, то до момента расторжения они должны «рассчитаться» за частично исполненные обязательства. Например, если поставщик уже передал часто товара заказчику и он его принял, то должна быть произведена оплата, пропорционально исполненным обязательствам. То же самое касается выполненных работ/оказанных услуг.

В случае, если поставщик некачественно исполняет обязательства по контракту и заказчиком проведена соответствующая экспертиза, то для продолжения сотрудничества он должен не только дать обязательство исправиться и поставить качественный товар/оказать услугу/выполнить работу так, как это предусмотрено контрактом, но и компенсировать расходы на проведенную экспертизу.

Подробнее про процедуру и алгоритм действий читайте здесь.

По каким причинам поставщик может разорвать отношения с заказчиком без его согласия

Причина Чем регламентируется
1 Несвоевременная оплата заказчиком оказанных услуг/поставленного товара/выполненных работ. Просрочки должны быть зафиксированы два и более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
2 Немотивированный отказ заказчика от приемки товара/работ/услуг. Должен быть зафиксирован два или более раз Пункт 3 статья 523 ГК РФ
3 Преднамеренное создание заказчиком обстоятельств, препятствующих исполнению контакта (например, не предоставление материалов) Пункт 1 статья 719 ГК РФ
4 Поставщик вправе требовать увеличение цены контракта, если материалы стали существенно дороже по независящим от него обстоятельствам. Если заказчик отказывается от увеличения, то возможно расторжение контракта в одностороннем порядке. Пункт 6 статья 709 ГК РФ

Повод для одностороннего отказа от контракта может быть и у заказчиков

Причина Чем регламентируется
1 Поставка товаров/оказание услуг/выполнение работ ненадлежащего качества. Этот факт должен быть зафиксирован независимыми экспертами. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
2 Поставка товара в неполной комплектации в случае, при условии отказа поставщика исправить свою ошибку. Пункт 2 статья 480 ГК РФ
3 Нарушение сроков поставки, зафиксированное не меньше двух раз. Пункт 2 статья 523 ГК РФ
4 Подрядчик/исполнитель по неустановленным причинам не приступает к выполнению работ/оказанию услуг в срок или нарушает график. Пункты 2,3 статья 715 ГК РФ
5 Неустранение недостатков, выявленных в ходе исполнения контракта или невозможность их устранить из-за существенности. Пункт 3 статья 723 ГК РФ
6 Если заказчик во время исполнения контракта выяснил, что поставщик/подрядчик/исполнитель не соответствует требованиям, установленным документацией и Федеральным законом №44. Пункт 15 статья 95 Федерального закона №44
7 Иные обстоятельства, предусмотренные законодательством Российской Федерации

Что влечет за собой расторжение контракта в одностороннем порядке

Тут, конечно, законодательство несколько несправедливо. Штрафные санкции, предусмотренные контрактом, накладываются на обе стороны. А вот в реестр недобросовестных поставщиков при нарушении закона попадает только одна сторона — не сложно догадаться какая. Реестра недобросовестных заказчиков, увы, не существует. Хотя для многих он мог бы быть полезен.

Читайте так же:  Назначение и отбывание исправительных работ, как вида уголовного наказания. наказание в виде обязате

Расторжение контракта в судебном порядке

Контракт разрывают через суд в случае, если возможность одностороннего расторжения не предусмотрена в тексте контракта, а также если стороны не могут придти к обоюдному согласию.

Что влечет за собой расторжение контракта через суд. Если суд принял решение о расторжении контракта по вине поставщика/подрядчика/исполнителя, то данные о нем наверняка будут внесены в реестр недобросовестных поставщиков. Также стоит приготовиться к оплате судебных издержек и штрафных санкций.

[3]

Если виноватым оказался заказчик, то все оплатит (в том числе и предусмотренный контрактом штраф) он.

Как избежать нежелательных последствий при расторжении контракта

Главное правило, которое поможет избежать расторжения контракта со стороны поставщика — заключать его только тогда, когда уверен в своих силах. И, естественно, внимательно читать все условия перед подписанием.

Если расторжение все же неизбежно, то всегда нужно стараться договариваться! Согласие между сторонами — идеальный вариант, который поможет избежать лишней волокиты и нежелательных последствий.

И, конечно же, если заказчик расторгнул контракт без вашего желания и без веских причин, определенных законом, то не стоит отчаиваться. Свои права всегда можно отстоять в суде.

Заказчик не платит по договору. Что делать? Долг по госконтракту Не платят по 44 фз

Татьяночка » 05 авг 2016, 16:57

Меня мои работы устраивают, не количеством конечно. и не зарплатой.
Надо соблюсти предсудебный порядок. написать слезное письмо. Ну ладно, напишу сухенькое.
просрочка лично у нас месяц. а вот строчки из контракта не радуют.

Re: Заказчик не платит по госконтракту.

Leksele » 05 авг 2016, 17:15

Re: Заказчик не платит по госконтракту.

Татьяночка » 11 авг 2016, 17:01

Но почему? т.е. получается как только количество дней отведенных для оплаты истекли. я должна была сразу обращаться в суд. зачем?
в суд мне идти с чем? с голым контрактом? без единого письма, пусть даже с моей стороны.
переписки с Заком у меня нет. он не пишет и не собирается. его это устраивает?

и видимо хорошо что я не ваш сотрудник. а то не денег, ни знаний.

Re: Заказчик не платит по госконтракту.

VegasST » 15 авг 2016, 12:28

Татьяночка писал(а):
Но почему? т.е. получается как только количество дней отведенных для оплаты истекли. я должна была сразу обращаться в суд. зачем?
в суд мне идти с чем? с голым контрактом? без единого письма, пусть даже с моей стороны.
переписки с Заком у меня нет. он не пишет и не собирается. его это устраивает?

и видимо хорошо что я не ваш сотрудник. а то не денег, ни знаний.

Татьяночка, но это ведь вам нужно получить свои деньги за ТРУ, тогда вы должны были беспокоиться и заваливать заказчика (и его вышестоящие, в т.ч. финансовые учреждения(если по их причинам задержки) ) письмами и угрозами на суд. а так получается зак не беспокоится, вы тоже, значит вас все устраивает, так чего хотите то? можно и 5 лет просидеть и ничего не получить

ЗАКи динамят оплату.

qwertas » 22 сен 2016, 12:45

С 2016 года пошла волна неплатежей пока по медикам.
Идешь в ЭА, падаешь ниже плинтуса, а потом бегаешь за своими деньгами.

Устал уже претензии им строчить. Обычная практика — по претензии основной долг оплачивают, а штрафы и пени по контракту, которые мы выставляем не платят.

Каким образом без суда упростить процедуру взыскания по контракту пеней и штрафов? Есть какой-то механизм (жалоба в ФАС или КО), к которому можно прибегнуть в части давления на заказчика?

Re: ЗАКи динамят оплату.

Belyanka » 22 сен 2016, 12:54

qwertas писал(а): С 2016 года пошла волна неплатежей пока по медикам.
Идешь в ЭА, падаешь ниже плинтуса, а потом бегаешь за своими деньгами.

Устал уже претензии им строчить. Обычная практика — по претензии основной долг оплачивают, а штрафы и пени по контракту, которые мы выставляем не платят.

Каким образом без суда упростить процедуру взыскания по контракту пеней и штрафов? Есть какой-то механизм (жалоба в ФАС или КО), к которому можно прибегнуть в части давления на заказчика?

Re: ЗАКи динамят оплату.

Leksele » 22 сен 2016, 14:21

Re: ЗАКи динамят оплату.

qwertas » 22 сен 2016, 15:59

У медиков работают женщины. Я как вижу женскую грудь, на которую требуется поставить утюг, то у меня другие инстинкты возобладают, и могу уже орудовать инструментом, но не тем, что предложен, т.е. не утюгом.

Но за совет спасибо.

Re: ЗАКи динамят оплату.

1year » 22 сен 2016, 17:06

Re: ЗАКи динамят оплату.

Вера Валерьевна » 22 сен 2016, 18:29

qwertas писал(а): С 2016 года пошла волна неплатежей пока по медикам.
Идешь в ЭА, падаешь ниже плинтуса, а потом бегаешь за своими деньгами.

Устал уже претензии им строчить. Обычная практика — по претензии основной долг оплачивают, а штрафы и пени по контракту, которые мы выставляем не платят.

Каким образом без суда упростить процедуру взыскания по контракту пеней и штрафов? Есть какой-то механизм (жалоба в ФАС или КО), к которому можно прибегнуть в части давления на заказчика?

Можно изначально предсказать , что будет с оплатой по контракту. Читайте документацию Заказчика (проект договора) . Сроки оплаты они прописывают

Работа сделана – заказчик не платит. Инструкция по работе с должником

Как быть, когда выясняется: предприниматель или компания добросовестно выполнили свою работу, а вторая сторона, заказчик, отказывается платить. Пошаговые действия по возврату долга объясняет адвокат Юлия Князь.

— Не самые приятные стороны бизнеса выползают сегодня наружу. Это я том, что многие предприниматели столкнулись с проблемой: работу они выполнили, а денег за нее не получили. Либо оплата обещана, но приходит с просрочками.

Расскажу, что делать в такой ситуации.

Читайте так же:  Что гарантирует новый типовой договор социального найма об утверждении типового договора социального

Юлия Князь
Адвокат, осуществляющий адвокатскую деятельность индивидуально

Алгоритм работы с должником

Да, можно звонить своему должнику, встречаться. Пробовать договориться. Но часто это малоэффективно. Расскажу об основных действиях по взысканию долга. Разумеется, если вам вернут средства на первоначальных этапах, то последующие выполнять не надо:

1. Постараться подписать у должника акт сверки-расчета, который будет являться подтверждением задолженности.

Постараться подписать акт выполненных работ.

2. Направить письменную претензию с просьбой произвести расчет. Она составляется в свободной форме. В претензии необходимо:

  • Указать, что в случае неоплаты будут взысканы проценты за пользование чужими денежными средствами по ставке, установленной законодательством (размер процентов определяется ставкой рефинансирования). Или — в размере, определенном вашим договором (обратите на это внимание при его составлении)
  • Отметить, что другие издержки по взысканию долга (расходы на оплату государственной пошлины, юридическую помощь) будут также взысканы с должника

3. Определиться, что делать дальше: идти к нотариусу и ставить исполнительную надпись/обращаться в экономический суд.

Исполнительная надпись – это документ о взыскании долга, который выдает нотариус, и который подлежит исполнению — по аналогии постановлением суда. Это самый быстрый способ взыскания долга. Ее можно получить, обратившись к нотариусу, если у вас есть:

  • Подписанный двумя сторонами договор
  • Акт выполненных работ
  • Акт сверки расчетов
  • Ответ на претензию, в котором должник признает сумму долга

Если на руках есть не все документы, нужно обращаться в экономический суд и начинать возбуждение искового либо приказного производства.

4. Исковое или приказное производство: в чем разница

В случае приказного производства необходимо подавать заявление о возбуждении приказного производства, приложив документы, подтверждающие задолженность: копии договора, актов, а также почтовые квитанции, по которым видно, что должнику были отправлены претензии.

Фото с сайта benl.ebay.be

За взысканием долга в приказном производстве следует обращаться, если на руках: только договор, акт и направленная претензия без ответа. Либо ответ на претензию, в котором сумма долга признается частично.

Заявление рассматривается без проведения судебных заседаний и участия в них сторон. Срок рассмотрения дела: не более 20 дней.

В случае искового производства подается исковое заявление, и к нему прилагаются аналогичные документы. К нему следует обращаться, если должник:

  • Заявляет, что будет оспаривать суммы долга
  • Он не подписал акты
  • Его не устраивает качество выполненной работы (оказанной услуги)

Необходимо будет доказывать в суде, что должник обязан оплатить вашу работу (услугу). Проводятся судебные заседания, в которых принимают участие обе стороны.

Срок рассмотрения дела: не более 2 месяцев

За принятие заявления и иска к рассмотрению надо оплатить государственную пошлину.

Минимальная ставка пошлины в приказном производстве составляет 2 базовые величины (сейчас это 21 рубль), если сумма долга менее 100 базовых величин. Максимальная — 7 базовых величин.

В исковом производстве расчет госпошлины несколько сложнее и ее размер больше. Минимальная ставка в исковом производстве — 25 базовых величин, если сумма долга менее 100 базовых величин. Если выше, максимальная ставка определяется в соотношении 1% или 5% от суммы задолженности.

На что обратить внимание на этапе заключения договора

Если процедура взыскания долга дошла до суда, может выясниться, что в договоре на оказание услуг допущены нарушения.

Фото с сайта eurotdelka.ru
  • Четко не определен его предмет — какая работа должна выполняться
  • Не указан точный срок выполнения работы
  • Не указана цена за работу или другие условия в зависимости от категории договора

В этом случае должник может воспользоваться ситуацией и оспорить заключение договора. Чтобы получить деньги за выполненные услуги, необходимо будет повторно обращаться в суд. И взыскивать долг не по договору — а как сумму неосновательного обогащения.

Приведу пример. На практике я столкнулась с ситуацией, когда между сторонами был подписан договор подряда. По его условиям, предприниматель выполнил оговоренный объем работ. Однако когда наступило время для расчетов, вторая сторона уклонилась от того, чтобы подписывать акты выполненных работ. На претензии не отвечала.

А поскольку актов выполненных работ не было, предприниматель был вынужден обращаться в исковом порядке в экономический суд. В ходе судебного спора должник указал, что условия договора подряда не согласованы: не были определены объемы и стоимость работ.

Так как документ был составлен некорректно, суд признал такой договор незаключенным и отказал во взыскании суммы.

После чего предпринимателю, который оказал услугу, пришлось повторно обращаться в суд с новыми требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения. И доказывать, какой объем работы он выполнил и что она была надлежащего качества. Это потребовало привлечения экспертов, т.е. дополнительных расходов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вывод: нужно помнить, что каждый шаг в бизнесе должен быть продуман, начиная с заключения договора и оформления документов по выполнению работы.

Источники


  1. Суд по интеллектуальным правам в системе органов государственной власти Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 126 c.

  2. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  3. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
  4. Радько, Т. Н. Теория государства и права / Т.Н. Радько. — М.: Академический проект, 2005. — 720 c.
  5. Жан, Мишель Ламбер Маленький судья / Жан Мишель Ламбер. — М.: Прогресс, 2016. — 352 c.
Заказчик не платит по договору. что делать долг по госконтракту не платят по 44 фз
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here