Юридические лица. юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений

Публично-правовые образования как субъекты гражданского права

Гражданская правосубъектность публично-правовых образований

Участие последних в гражданско-правовых отношениях всегда актуально и насчитывает многовековую историю. В соответствии с п. 1 ст. 124 ГК

к публично-правовым образованиям относятся: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Участие публично-правовых образований в гражданских правоотношениях характеризуется рядом особенностей:

1) в целом такое участие обусловлено необходимостью осуществления возложенных на них функций – экономических, социально-культурных, обеспечения безопасности и защиты населения и др. Публично-правовые образования, вступая в отношения гражданского оборота, не могут исходить из каких-либо частных интересов; здесь должны преследоваться только цели и задачи, обусловливающие возможность наиболее эффективного отправления публичной власти. Это должно учитываться в процессе волеобразования и волеизъявления публично-правовых образований;

2) государство как носитель власти (суверенитета) является важнейшим субъектом публичного права. Однако в гражданских правоотношениях не должны проявляться властные полномочия государства, равно как и иных публично-правовых образований, их особое положение как субъектов публичного права;

3) правоспособность государства, иных публично-правовых образований как участников гражданских правоотношений носит специфический характер. Ее природа, содержание обусловлены тем, что названные субъекты призваны выполнять прежде всего свои основные, публичные функции; участие же в гражданских правоотношениях для них носит вспомогательный (подчиненный) характер в отличие правоспособности юридических лиц.

По поводу юридической природы правоспособности государства, иных публично-правовых образований в литературе высказаны различные позиции. Одни авторы правоспособность государства считают общей (универсальной)1, другие – трактуют ее как специальную. Высказана и такая точка зрения, согласно которой правоспособность государства является целевой: она вытекает из той функции носителя публичной власти, которую в интересах всего общества выполняет государство.

Учитывая, что государство и другие публично-правовые образования могут иметь лишь такие гражданские права и обязанности, которые соответствуют их закрепленным в законодательстве целям и задачам, следует согласиться с тем, что правоспособность названных публичных образований носит специальный, а не общий (универсальный) характер;

[1]

4) к публично-правовым образованиям применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Следовательно, феномен государства (иного публично-правового образования) нельзя отождествлять с конструкцией юридического лица. По своей организационной структуре, порядку создания, формам имущественного обособления, порядку осуществления деятельности и т.д. публичноправовое образование, безусловно, отличается от юридического лица.

Порядок участия публично-правовых образований в отношениях, регулируемых гражданским правом

1. По общему правилу (ст. 125 ГК) от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках своей компетенции, регламентированной в установленном законом порядке. Соответственно, от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Вместе с тем в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать не только государственные органы, органы местного самоуправления, но также юридические лица и граждане.

Действующее законодательство не предусматривает случаев непосредственного участия в гражданских правоотношениях от имени Российской Федерации и ее субъектов высших органов государственной власти – Президента РФ, Федерального Собрания РФ, глав администраций или законодательных органов субъектов Федерации.

Для материально-технического обеспечения деятельности этих органов создаются юридические лица – управления делами, финансово-хозяйственные отделы и т.п., выступающие в организационно-правовой форме учреждений или унитарных предприятий.

2. Действия органов государственной власти, местного самоуправления и иных специально уполномоченных лиц, совершенные в пределах их компетенции, считаются действиями самих публично-правовых образований. Поэтому важно определить, входят ли соответствующие действия, совершаемые названными органами и лицами, в круг их полномочий, определенный в установленном порядке.

3. От имени Российской Федерации в большинстве случаев функции в рамках гражданских правоотношений осуществляются органами исполнительной власти. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ, федеральные министерства, службы и агентства.

4. На уровне субъектов Российской Федерации исполнительные функции возложены на правительства, администрации, мэрии и иные органы исполнительной власти.

5. Согласно п. 2 ст. 125 ГК от имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением муниципального образования и (или) образуемые представительным органом муниципального образования в соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. К органам местного самоуправления относятся представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, местные администрации (исполнительно-распорядительные органы) и другие органы.

От имени муниципального образования приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде без доверенности вправе главы местной администрации и другие должностные лица в соответствии с уставом муниципального образования. Органы местного самоуправления решают вопросы местного значения. Те из названных органов, которые наделены правами юридического лица, выступают в организационно-правовой форме муниципального учреждения и подлежат государственной регистрации в этом качестве в установленном законом порядке.

Особенности участия публично-правовых образований в отдельных видах гражданских правоотношений

1. Участие в вещных правоотношениях. Материальной основой для участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях выступает имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Имущество публично-правовых образований можно подразделить на две группы: 1) закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями (в том числе казенными предприятиями) и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и оперативного управления и 2) не закрепленное за указанными субъектами.

Средства государственного или местного бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют соответственно казну Российской Федерации, субъекта РФ, муниципальную казну городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Читайте так же:  Основания признания торгов по банкротству недействительными. отмена торгов конкурсным управляющим по

Участие публично-правовых образований в вещных правоотношениях характеризуется рядом особенностей.

1.1. Законодательством предусмотрены, кроме общих, специальные основания возникновения права собственности у публично-правовых образований. Среди них такие специфические основания, как налогообложение, конфискация, реквизиция имущества, национализация, выкуп земельных участков для государственных или муниципальных нужд, выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей и иные случаи.

1.2. Имеются особенности, связанные с осуществлением правомочий по владению, пользованию и распоряжению собственностью публично-правовых образований. Уполномоченные государственные органы непосредственно осуществляют правомочия собственника имущества, не закрепленного за государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями. Аналогично, муниципальные образования реализуют свои правомочия собственника имущества, не закрепленного за муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. Частью своего имущества публично-правовые образования распоряжаются путем передачи его государственным, муниципальным унитарным предприятиям или учреждениям соответственно в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Уполномоченные органы осуществляют предусмотренные законодательством контрольные функции за использованием имущества, закрепленного за предприятиями и учреждениями. Так, в соответствии с действующим законодательством государственное или муниципальное унитарное предприятие может распоряжаться закрепленным за ним на праве хозяйственного ведения недвижимым имуществом только с согласия собственника данного имущества в лице уполномоченного им органа.

1.3. Особенности прекращения права собственности на имущество, находящееся в собственности публично-правовых образований, устанавливаются только законами Российской Федерации. Так, согласно ст. 217 ГК имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

2. Участие в договорных отношениях. Публично-правовые образования могут быть субъектами различных обязательственных правоотношений, возникающих из договоров. Наиболее часто такие правоотношения возникают из договоров поставки, подряда, оказания услуг для государственных или муниципальных нужд, займа и кредита, государственной или муниципальной гарантии и др.

Российская Федерация может быть участником соглашения о разделе продукции – договора, в силу которого она предоставляет субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку и добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск.

Публично-правовые образования могут быть участниками правоотношений, возникающих в результате осуществления эмиссии государственных и муниципальных ценных бумаг. Они могут быть участниками правоотношений, связанных с бюджетным кредитованием. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, государственным, муниципальным публично-правовым образованиям, а в соответствующих случаях юридическому лицу на основании договора, заключенного с учетом особенностей бюджетного законодательства Российской Федерации на условиях и в пределах бюджетных ассигнований. К отношениям сторон, возникшим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство, если иное не предусмотрено Бюджетным кодексом. Публично-правовые образования могут выступать в качестве гарантов по обязательствам, связанным с эмиссией облигаций.

Публично-правовые образования могут быть субъектами и ряда других гражданско-правовых отношений, возникающих из договора. Так, публично-правовые образования могут быть участниками договоров дарения, однако только в качестве одаряемых. Особой разновидностью дарения выступает пожертвование (ст. 582 ГК). Пожертвования могут осуществляться в том числе публично-правовым образованиям.

3. Российская Федерация, государственные и муниципальные публичные образования могут быть обладателями интеллектуальных прав как на результаты интеллектуальной деятельности, так и в отношении средств индивидуализации.

Публично-правовые образования могут участвовать в корпоративных правоотношениях. Они могут быть также участниками и других гражданских правоотношений, в том числе возникающих из неосновательного обогащения. К таким отношениям подлежат применению нормы гл. 60 ГК.

Публично-правовые образования в ряде случаев выступают субъектами наследственных правоотношений, возникающих как по завещанию, так и по закону.

Ответственность публично-правовых образований

1. Публично-правовые образования, как и все иные субъекты гражданского права, отвечают по своим обязательствам принадлежащим им имуществом. По общему правилу они не несут ответственности по обязательствам друг друга, а также по обязательствам созданных ими юридических лиц. Юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями, не отвечают по их обязательствам (ст. 126 ГК).

Из этого общего правила законом установлен ряд исключений и особенностей.

2. Источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к публично-правовым образованиям, выступает соответственно казна Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования.

Публично-правовые образования выступают как непосредственные субъекты внедоговорной ответственности. Общее положение об этом закреплено в ст. 16 ГК, в соответствии с которой убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания не соответствующих законодательству актов этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Федерации или муниципальным образованием.

Государство несет ответственность перед реабилитированными жертвами политических репрессий.

Публично-правовые образования несут ответственность за вред, причиненный гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде и другими противоправными действиями, предусмотренными в п. 1 ст. 1070 ГК.

Особенности ответственности Российской Федерации, субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных субъектов должны определяться законом об иммунитете государства и его собственности (ст. 127 ГК), который пока не принят. Отдельные указания на этот счет содержатся в разных нормативных актах (см., например, Закон о разделе продукции (ст. 23), ГПК (ст. 401), АПК (ст. 251)).

Юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений

Участие публичных образований в гражданских правоотношениях

  • вещных,
  • обязательственных,
  • исключительных и других правоотношений.

Так, например, согласно ст. 817 Гражданского кодекса РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации выступают в качестве заемщика по договору государственного займа, в соответствии со ст. 1151 Гражданского кодекса РФ при отсутствии наследников по завещанию или закону имущество является выморочным и переходит к государству.

Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование несут ответственность по своим обязательствам. Они отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 126 Гражданского кодекса РФ).

Читайте так же:  Как оформляется справка о неполучении единовременного пособия при рождении ребенка. где получить спр

В том случае, если вред причинен гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, то он подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования (ст. 1069 Гражданского кодекса РФ).
При этом от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений

Понятие и признаки юридического лица

  • теорией фикции,
  • органической теорией,
  • теорией интереса,
  • теорией коллектива,
  • теорией директора и др.

Каждая из этих теорий по-своему определяет сущность юридического лица через различные признаки. Гражданский кодекс РФ в качестве основного признака юридического лица, определяющего его правовую личность, называет персонификацию имущества. Для того, чтобы стать участником гражданского оборота юридическое лицо должно обладать имуществом, обособленным от имущества его участников.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Традиционно выделяют 4 признака юридического лица:

  1. имущественная самостоятельность,
  2. организационное единство,
  3. самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам,
  4. выступление в гражданском обороте и в суде от своего имени.

1) Основным признаком юридического лица является имущественная самостоятельность.

Юридическое лицо может обладать имуществом на одном из вещных прав

  • праве собственности,
  • праве хозяйственного ведения,
  • праве оперативного управления.

2) Признак организационного единства состоит в том, что каждое юридическое лицо представляет собой организацию, имеющую определенную структуру, а в некоторых случаях филиалы и представительства, органы управления, которые отражены в учредительных документах:

  • уставе,
  • учредительном договоре,
  • общем положении об организациях данного вида (п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса).

При необходимости осуществления деятельности за пределами своего места нахождения юридическое лицо может создавать представительства и филиалы.
В соответствии ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Филиал осуществляет более широкий перечень функций, чем представительство.
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами и сами не участвуют в гражданском обороте.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Указанные лица представляют интересы юридического лица и действуют от его имени, а не от имени филиала или представительства.

3) Другим важным признаком юридического лица является его самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам. В соответствии со ст. 56 Гражданского кодекса РФ юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом. Имущество юридического лица первоначально формируется путем внесения уставного (складочного) капитала (уставного, паевого фонда) и числится на балансе ( для учреждение – смете).
Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Гражданским кодексом РФ либо учредительными документами юридического лица.
Так, если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

4) Каждое юридическое лицо выступает в гражданском обороте от своего имени, может быть истцом и ответчиком в суде. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование, включающее в себя указание на организационно-правовую форму и отличительный элемент юридического лица (например, Общество с ограниченной ответственностью «Большевик»).

Законодательством предусматриваются определенные требования к фирменным наименованиям. Так, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности» фирменное наименование кредитной организации должно содержать указание на характер деятельности этого юридического лица посредством использования слов «банк» или «небанковская кредитная организация», а также указание на его организационно-правовую форму. Банк России обязан при рассмотрении заявления о государственной регистрации кредитной организации запретить использование наименования кредитной организации, если предполагаемое наименование уже содержится в Книге государственной регистрации кредитных организаций. Ни одно юридическое лицо в Российской Федерации, за исключением получившего от Банка России лицензию на осуществление банковских операций, не может использовать в своем наименовании слова «банк», «кредитная организация» или иным образом указывать на то, что данное юридическое лицо имеет право на осуществление банковских операций.

Юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений

Виды юридических лиц

Коммерческие организации – это юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческие организации – это юридические лица, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками. коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных организаций, предусмотренных законом, наделены общей правоспособностью (ст. 49 Гражданского кодекса РФ) и могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Унитарные предприятия, а также другие коммерческие организации, в отношении которых законом предусмотрена специальная правоспособность (банки, страховые организации и некоторые другие), не вправе совершать сделки, противоречащие целям и предмету их деятельности, определенным законом или иными правовыми актами. Такие сделки являются ничтожными.
Сделки, совершенные иными коммерческими организациями, в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в их учредительных документах, могут быть признаны судом недействительными в случаях, предусмотренных статьей 173 Гражданского кодекса.

Читайте так же:  Регистрация по месту пребывания для иностранных. iii. постановка иностранных граждан на учет по мест

Другая классификация юридических лиц, предусмотренная Гражданским кодексом РФ, основывается на особенностях прав учредителей (участников) юридического лица на имущество юридического лица.
К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.
К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также финансируемые собственником учреждения.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), относятся общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц.

А. Коммерческие организации

Гражданский кодекс РФ исчерпывающим образом определяет виды коммерческих организаций. К ним относятся:

  • хозяйственные товарищества и общества,
  • государственные и муниципальные унитарные предприятия,
  • производственные кооперативы.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Хозяйственные товарищества и общества

Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. К хозяйственным товариществам относятся:

  • полные товарищества,
  • товарищества на вере (коммандитные товарищества).

К хозяйственным обществам относятся:

  • акционерное общество,
  • общество с ограниченной ответственностью,
  • общество с дополнительной ответственностью.

Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть:

  • индивидуальные предприниматели,
  • и (или) коммерческие организации.

Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть:

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом.
Финансируемые собственниками учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах с разрешения собственника, если иное не установлено законом.
Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.
К общим признакам хозяйственных товариществ и обществ относятся:

  1. Разделение уставного (складочного) капитала на доли (паи).
  2. Вкладом в имущество могут быть деньги, ценные бумаги,
    другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие
    денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного
    общества производится по соглашению между учредителями
    (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом,
    подлежит независимой экспертной проверке.
  3. Однотипная структура управления, высшим органом управления в которой является общее собрание участников.
  4. Хозяйственные товарищества и общества могут быть учредителями (участниками) других хозяйственных товариществ и обществ, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и другими законами.
  5. Права и обязанности участников

Общество с дополнительной ответственностью — это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.
К обществу с дополнительной ответственностью применяются правила об обществе с ограниченной ответственностью.

Акционерное общество — общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Основным признаком акционерного общества является разделение уставного капитала на акции. Акции может выпускать только акционерное общество.
Правовое положение акционерных обществ регулируется федеральными законами от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»15, от 19 июля 1998 г. № 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)»16. Обзор судебной практики по дел, связанным с деятельностью акционерных обществ, дан в Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах».

Виды акционерных обществ:

  • Открытое акционерное общество;
  • Закрытое акционерное общество;
  • Акционерное общество работников (народное предприятие).
  • двадцати процентов голосующих акций акционерного общества
  • или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Хозяйственное общество, которое приобрело более двадцати процентов голосующих акций акционерного общества или двадцати процентов уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, обязано незамедлительно публиковать сведения об этом в порядке, предусмотренном законами о хозяйственных обществах.

Производственный кооператив (артель) – это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц.

К основным признакам производственного кооператива относятся следующие:

  • производственный кооператив основан на началах членства,
  • является коммерческой организацией,
  • представляет собой не только объединение имущества участников, но и объединение личного трудового участия,
  • распределение прибыли зависит от трудового участия,
  • каждый участник обладает одним голосом на общем собрании участников независимо от имущественного вклада,
  • минимальное количество участников – пять членов,
  • члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.

Б. Некоммерческие организации

Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться в форме:

  • общественных или религиозных организаций (объединений),
  • некоммерческих партнерств,
  • учреждений,
  • автономных некоммерческих организаций,
  • социальных, благотворительных и иных фондов,
  • ассоциаций и союзов,
  • а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.
Читайте так же:  Как совершается реализация имущества при банкротстве. процедура реализации имущества при банкротстве

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения следующих целей: социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих, а так же в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

  1. если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
  2. если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
  3. в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;
  4. в других случаях, предусмотренных законом.

ЛЕКЦИЯ 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Публично-правовые образования как субъекты гражданских правоотношений

Юридическое лицо – это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Цели создания юридического лица:

— оформление коллективных интересов участников;

— централизация и обособление имущества для участия им в гражданском обороте;

[3]

— уменьшение предпринимательского риска учредителей за счет самостоятельной ответственности юридического лица по своим обязательствам;

— обеспечение интересов кредиторов за счет минимального размера уставного капитала.

Гражданское законодательство в ст. 48 ГК РФ закрепляет обязательные признаки юридического лица, совокупность которых дает возможность учредителям ставить вопрос о признании их организации самостоятельным субъектом гражданских правоотношений.

К признакам юридического лица относятся:

Организационное единство. Оно проявляется в определенной внутренней структуре организации, иерархии и соподчиненности органов управления (единоличных и коллегиальных), регламентации отношений между участниками, что закрепляется у учредительных документах (уставе и/ или учредительном договоре) и нормативных актах, регулирующих правовое положение того или иного юридического лица.

Имущественная обособленность. Имущество юридического лица обособляется от других юридических лиц, от имущества его учредителей (участников) и от имущества публично-правовых образований и принадлежит юридическому лицу на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Внешним выражением имущественной обособленности является наличие уставного капитала (у хозяйственных обществ), складочного капитала (у хозяйственных товариществ), паевого фонда (у кооперативов), уставного фонда (у государственных и муниципальных унитарных предприятий), а ее учетно-бухгалтерским отражением служит самостоятельный баланс или смета.

Самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам. Самостоятельная имущественная ответственность – следствие имущественной обособленности. По общему правилу юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением учреждений, финансируемых собственником. В некоторых случаях субсидиарную ответственность по обязательствам юридического лица несут его учредители (участники).

Выступление в гражданском обороте под собственным именем. Юридическое лицо может приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, быть истцом и ответчиком в суде только под своим именем. Имя или наименование юридического лица обязательно должно включать указание на его организационно-правовую форму. Наименование юридического лица может включать и фирменное наименование, которое требует специальной регистрации. Также юридическое лицо индивидуализирует место его нахождения, товарный знак, наименование места происхождения товара. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Конкретный юридический адрес юридического лица указывается в уставе или учредительном договоре и, как правило, привязан к месту нахождения его постоянно действующего органа.

Юридические лица можно классифицировать по различным основаниям, например:

По формам собственности на:

— государственные, муниципальные и частные;

2. По целям деятельности на:

3. По характеру прав учредителей (участников) на имущество юридического лица:

— юридические лица, на имущество которых учредители имеют право собственности или иное вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, учреждения);

— юридические лица, на имущество которых учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные объединения и религиозные организации, фонды и объединения юридических лиц);

— юридические лица, на имущество которых учредители (участники) имеют обязательственные права требования (хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив).

Виды правосубъектности юридических лиц:

Общая правосубъектность. Она означает возможность для субъекта иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности (хозяйственные товарищества и общества, производственный кооператив).

Специальная правосубъектность. Она предполагает наличие у субъекта лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах (некоммерческие организации и унитарные предприятия).

Общая характеристика коммерческих организаций

Коммерческие организации включают три большие группы юридических лиц: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия. Правовой статус этих юридических лиц имеет значительные особенности.

Хозяйственные товарищества и общества — наиболее распространенная и универсальная форма объединения и обособления имущества для самых различных видов предпринимательской деятельности. Именно преобладание хозяйственных товариществ и обществ (компаний и корпораций, согласно терминологии англо-американского права) характеризует развитый рыночный оборот. Указанная категория юридических лиц охватывает ряд организационно-правовых форм коммерческих организаций, имеющих как общие черты, так и различия.

Хозяйственные товарищества и общества обладают общей правоспособностью, приобретают право собственности на имущество, полученное в результате их деятельности, а конечную прибыль могут распределять между своими участниками.

Общим для всех хозяйственных товариществ и обществ является деление их уставного (складочного) капитала на доли, права на которые принадлежат их участникам. Обладание долей в уставном капитале позволяет, с одной стороны, участвовать в управлении делами организации и распределении получаемой ею прибыли, а с другой — как правило, ограничивает собственные риски участников товарищества (общества), связанные с предпринимательской деятельностью юридического лица.

Права и обязанности участников хозяйственных товариществ и обществ также схожи. Они вправе в той или иной форме участвовать в управлении делами юридического лица, получать информацию о его деятельности, принимать участие в распределении прибыли и получать ликвидационный остаток — часть имущества юридического лица, оставшегося после расчетов с кредиторами ликвидированного юридического лица, либо стоимость этого имущества. Участники хозяйственного товарищества и общества обязаны вносить вклады в уставный (складочный) капитал в порядке и размере, установленных учредительными документами, и не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности товарищества или общества. Однако между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами имеются и существенные различия.

Читайте так же:  Доверенность на подписание путевых листов образец. доверенность от генерального директора на право п

Особенностью ПК является то, что члены кооператива несут по его долгам дополнительную ответственность, а обращение взыскания на пай по их собственным долгам допускается только при недостатке иного имущества должника для покрытия долгов в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива, так как пай — не доля в имуществе кооператива и не его часть, а лишь право требования, которое в данном случае переходит к кредитору с правами на прочее имущество должника.

Правовой статус кооперативов конкретизируется в специальном законодательстве.

В качестве вклада в имущество юридического лица могут выступать вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права на вещи (право аренды недвижимости, права требования, воплощенные в определенных ценных бумагах). Неимущественные права, права пользования такими объектами по специальным лицензионным договорам с их обладателями. Объекты авторского и патентного права, товарный знак, фирменное наименование. Производится денежная оценка по соглашению участников или независимая.

Особняком среди коммерческих организаций стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Это юридические лица — несобственники, существующие только в рамках государственной и муниципальной собственности. В отличие от других коммерческих юридических лиц они не подчиняются принципу корпоративности и однозначно имеют узкую, специальную правосубъектность.

Общая характеристика некоммерческих организаций

Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, не преследуют в своей деятельности цель извлечения прибыли и не распределяют полученную прибыль между своими участниками. Некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, границы которой определяются указанными в их учредительных документах целями создания соответствующего юридического лица. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение уставных целей и соответствующую таким целям (ст. 50 ГК РФ). При ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество по общему правилу не передается ее участникам, а направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, для которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. В случае если использовать имущество ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства (исключения составляют некоммерческие партнерства, учреждения и потребительские кооперативы).

Перечень видов (организационно-правовых форм) некоммерческих организаций, предусмотренный в § 5 гл. 4 ГК РФ, не является исчерпывающим. Он существенно дополнен Законом о некоммерческих организациях и иными законами. В ГК РФ закреплена деятельность потребительского кооператива, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, учреждений, ассоциаций (союзов). Специальным законом определяется статус объединения работодателей, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, торгово-промышленной палаты, товарной биржи, товарищества собственников жилья.

Правосубъектность публично-правовых образований

Государство подразделяется на субъекты различных уровней. Российская Федерация и субъекты Федерации являются государственными образованиями. Муниципальные образования осуществляют функции местного самоуправления. Органы местного самоуправления в соответствии с законом (ст. 132 Конституции РФ) обладают функциями публичной власти. Соответственно государственные и муниципальные образования обозначают общим понятием публично-правовые образования.

Публично-правовые образования являются самостоятельными субъектами гражданского права, существующими наряду с физическими и юридическими лицами. Согласно действующему законодательству на государство и другие публично-правовые образования распространяются правила, которые определяют участие юридических лиц в гражданских правоотношениях, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п.2 ст. 124 ГК РФ).

Особенности гражданско-правового статуса публично-правовых образований:

— публично-правовые образования принимают нормативные акты, которыми руководствуются сами и должны руководствоваться остальные субъекты гражданских правоотношений;

— публично-правовые образования принимают административные акты, из которых возникают гражданские правоотношения независимо от воли другой стороны;

— в имуществе публично-правовых образований выделяется казна, т. е. имущество не распределенное между государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Данные особенности влияют на определение правосубъектности публично-правовых образований.

Правосубъектность государства и публично-правовых образований нельзя считать ни общей ни специальной. Она в некоторых случаях уже, а в некоторых шире правосубъектности физических и юридических лиц. По этому правосубъектность публично-правовых образований носит целевой характер.

От имени государства и публично-правовых образований действуют государственные или муниципальные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, в рамках которых действуют должностные лица.

По своим обязательствам публично-правовые образования отвечают всем принадлежащим им имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями и учреждениями или изъятого из оборота.

Публично-правовые образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных предприятий, финансируемых ими учреждений и в иных случаях, предусмотренных законом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Государство несет ответственность за незаконные действия своих органов и должностных лиц.

Дата добавления: 2015-11-20 ; просмотров: 1244 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источники


  1. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.

  2. ашов, А. И. Правоведение. Учебник для вузов / А.И. Балашов, Г.П. Рудаков. — М.: Питер, 2015. — 544 c.

  3. Юсуфов, А.Г. История и методология биологии. Учебное пособие для ВУЗов / А.Г. Юсуфов. — М.: Высшая школа, 2011. — 107 c.
  4. Катрич, С. В. Юридическое пятикнижие российского бизнеса. Правовые основы предпринимательства / С.В. Катрич. — М.: Дело, 2012. — 528 c.
  5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.
Юридические лица. юридические лица и публичные образования как участники гражданских правоотношений
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here