Юридическая техника. приемы юридической техники понятие и виды

Понятие, приемы и основные требования юридической техники.

Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.Задачей юридической техники является создание наиболее совершенных и целесообразных по форме и содержанию актов , обеспечивающих максимально полное соответствие текста и формы акта его содержанию

[3]

В зависимости от видов юридической деятельности можно различать и виды юридической техники. Так, применительно к правотворческой деятельности следует говорить о законодательной (законотворческой, правотворческой, нормотворческой) технике. Законодательная техника как техника работы с (нормативными) правовыми актами — наиболее разработанный, сформировавшийся вид (раздел) юридической техники, обозначаемый традиционным, общеупотребительным термином.

Техника документального оформления предполагает структурную организацию юридического текста и оформление официальных реквизитов. Для этого предложения объединяются в логически связанные абзацы, части статей, статьи, параграфы, главы, разделы и части. Целью такой структурной рубрикации нормативно-правового акта является придание ему композиционной завершенности и четкости, что позволяет быстро ориентироваться в содержании. Этому в определенной степени способствуют и преамбулы крупных нормативных актов. В них сформулированы основные цели и задачи принятия акта, разъясняется его специфика.

Большинство ученых избирают другой способ классификации правил ведения юридической деятельности — повидам юридической работы.

Например, выделяют нормотворческую, правоприменительную, праворазъяснительную, систематизационную и доктринальную юридическую технологию.

По мнению В. Н. Карташова, юридическая техника делится на следующие виды: правотворческая, правоприменительная (право- реатизационная), интерпретационная, правосистемообразующая, судебная, следственная, прокурорская и т. п.

Особенности правил юридической техники на уровне субъектов Российской Федерации проявляются в тех элементах, которые непосредственно связаны с особенностями правотворчества субъектов. В частности, имеется специфика оформления реквизитов региональных правовых актов.

На региональном уровне в ряде случаев стоят технико-юридические проблемы, которых нет на федеральном уровне, или которые имеют другой характер. Так, региональный законодатель должен решать проблему, в каких случаях, и в каком объеме возможно, целесообразно или необходимо воспроизводить в своих законах положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов.

Требования юридической техники могут закрепляться в нормативных правовых актах или же существовать в виде обычаев, научно-методических рекомендаций. В последнее время удельный вес юридически закрепленных требований юридической техники возрастает как на федеральном, так и на региональном уровнях. Причем правовое регулирование требований юридической техники интенсивнее идет в субъектах Российской Федерации, нежели на федеральном уровне.

[1]

На федеральном уровне требования юридической техники регламентируются в основном в подзаконных нормативных правовых актах.

Многочисленные правила юридической техники содержатся в регламентах и инструкциях по делопроизводству и документационному обеспечению. Особую группу федеральных нормативных правовых актов составляют государственные стандарты.

Как и во всех других случаях, юридическая техника касается «юридических реальностей» — нормативных документов, а также документов индивидуального значения. Главное в этих документах, конечно, их содержание, т.е. (применительно к законам, другим нормативным актам) соответствие юридических норм . требованиям жизни, экономическому и нравственному состоянию общества, его готовности к тем или иным нововведениям, сама суть экономических, социальных, политических решений.

В то же время существенно важно юридическое содержание актов, в том числе — юридическое совершенство нормативных документов.

Наиболее общими средствами, приемами, правилами юридической техники являются: а) юридическая терминология; б) юридические конструкции; в) приемы и правила. изложения содержания нормативных юридических актов.

В юридической технике наряду с надлежащим, искусным применением терминологии и юридических конструкций существенное значение имеют приемы и правила изложения юридических норм в тексте закона, иного нормативного юридического акта.
Эти приемы и правила во многом затрагивают стиль и язык изложения, а также:

а) способы изложения;

Способы изложения. Существует два основных способа изложения юридических норм в тексте закона (иного нормативного юридического акта): абстрактный и казуистический.
Абстрактный способ характеризуется тем, что признаки явлений, их многообразие даются в обобщенном виде, т.е. в виде абстрактного понятия.

Казуистический способ изложения -такой, когда явления, их разновидности, факты характеризуются индивидуальными признаками, путем перечисления тех или иных случаев — казусов.

Абстрактный способ изложения свидетельствует о более высоком уровне юридической техники. Он позволяет с большей определенностью и более четко регулировать общественные отношения — определять точное число случаев ответственности, возникновения прав и т.д.

Заголовки. Существенное значение при изложении норм в законе имеет формулирование в каждой статье заголовка. Этот технико-юридический прием используется преимущественно в кодексах; благодаря ему легче найти в кодексе ту или иную статью, лучше понять содержание юридической нормы.

Есть и другие емы и правила изложения юридических норм в тексте закона; это, в частности, последовательность и компактность изложения юридических норм, однородность содержания, исключение противоречий, соответствие содержания закона его наименованию, исключение пробелов, использование с этой целью отсылочных статей.

К законодательной технике относятся и такие правила: издание вместо нового закона поправок к ранее принятому действующему закону или издание действующего акта в новой редакции; приведение в каждом случае перечня отмененных актов.

1.5.Юридическая техника выражения в содержании акта правоприменения.

Юридическая техника правоприменительных актов

Под правоприменительной техникой понимается совокупность правил, приемов и способов составления и оформления правоприменительных документов, о чем отмечалось выше.

Технология подготовки и оформления указанных актов, использование приемов и способов правоприменительной техники зависит от характера регламентируемых отношений, подпадающих под правовое регулирование. Правоприменительный акт, его юридическая сила зависят от правовой нормы, на основании которой он вынесен. Правоприменительные документы есть действие права, его норм, которые призваны конкретизировать абстрактно изложенные субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности. Весьма важное место в системе правоприменительных актов занимают судебные документы (решения, приговоры, постановления и др.). Цель и задачи правоприменительных актов предопределяет технология работы по их подготовке и оформлению, а также использование конкретных приемов, комплексов правоприменительной техники.

Читайте так же:  Отклонение заявки не указан товарный знак. отклонение заявки на поставляемый товар. порядок оценки и

Несмотря на огромное разнообразие правоприменительных актов и, соответственно, технологий и приемов их составления, и оформления — можно выделить следующие правила правоприменительной техники:

— правила изложения содержания; например, в случаях, если когда речь идет о решении арбитражного суда, то закон (ст. 169, 170 АПК РФ и др.) требует, чтобы в нем были изложены мотивы его принятия, краткое содержание заявленных требований и возражений, объяснений, заявлений и ходатайств лиц, участвующих в деле. В мотивировочной части должны быть указаны фактические и иные обстоятельства дела, установленные арбитражным судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятия решения; и др. В мотивировочной части должны также содержаться обоснования принятого судом решения; и др. Резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе об удовлетворении полностью или части, каждого из заявленного требований; и др.

Каждый из правоприменительных документов предполагает соответствующее содержание, изложение или его фиксацию, а также закрепление в акте с использованием соответствующих приемов правоприменительной техники;

— логико-языковые правила — есть установления логики и языка, используемые при изложении содержания правоприменительного решения. Языковая и терминологическая основа правоприменительных актов не должна кардинально расходиться с языком нормативных правоприменительных актов. Однако стиль правоприменительных — это стиль индивидуальных актов, что предполагает реализацию иных стилевых требований. Нормативный стиль более строг, в его основе прискрептивная логика (логика норм, повелевающих правил). Индивидуальные документы, в том числе правоприменительные, основаны на нормах права, используют единую с ними терминологию, но они не повторяют, не дублируют правовые нормы, а излагают (часто достаточно свободно) фактические обстоятельства, позволяющие применять юридические предписания.

Правила построения текста индивидуального правоприменительного акта. Индивидуальный акт должен иметь строго определенный предмет регулирования, т.е. должен быть «привязан» с помощью адаптированной к фактическим обстоятельствам юридической конструкции (субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности) к конкретному фактическому обстоятельству. Этой логике должна быть подчинена соответствующая структура документа, строящаяся на логически последовательном изложении документа, отражающем специфику и цель правоприменительного документа. Безусловно, общая композиция документа предполагает заголовок, вводную часть, основную часть и заключительную. Каждая из них в тексте выделяется при помощи рубрикационных правил (абзацы, нумерация, интервалы и др.). Каждый индивидуальный акт имеет собственное содержание и, следовательно, собственную логику изложения.

К структурным правилам тесно примыкают графические; как способ (форма) выражения структуры, композиции индивидуального правового акта. Тексты индивидуальных актов нередко символизированы разного рода тематическими изображениями (например, на бланке свидетельство об отводе земли под индивидуальное жилищное строительство сверху листа изображен дом и приусадебный участок). Итак, с помощью правоприменительной графики (система правил композиционного построения текста акта правоприменения), ее реквизитов текст индивидуального акта приобретает композиционную стройность, логическую последовательность, внешнюю индивидуальность.

Каждый индивидуальный акт обязан иметь необходимые реквизиты, отражающие его юридическое предназначение, юридическую силу, регулятивные свойства и пределы действия. Речь идет о так называемых правилах легализации (реквизитных) правилах. Индивидуальный правоприменительный акт должен иметь соответствующее название (приговор суда, решение суда, постановление суда и т.д.), включая орган, его издавший, дату, место принятия, содержание (изложенное в соответствии с правилами, о чем речь шла выше). Обязательным реквизитом должна быть подпись должностного лица (лиц), например судьи.

1. Баранов В.М., Климентьева Н.А. Юридическая техника: природа, основные приемы, значение: Ретроспективный библиографический указатель. Н. Новгород, 2005.

2. Ботин А.Г., Кузнецов В.В. Как правильно составить судебные документы: приговоры, кассационные определения: Пособие для судей. М., 2003.

3. Брауде И.Л. Очерки законодательной техники. Избранное. М., 2010.

4. Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2004.

5. Делопроизводство в судах / под ред. М.А. Подобеда. М., 2004.

6. Законодательная техника / под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2000.

7. Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование / под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2001.

Понятие и виды юридической техники.

Юридическая техника – это совокупность средств, специфических правил и приемов, которые используют при создании, оформлении и систематизации юридических актов для обеспечения их эффективности и регулятивного действия на общественные отношения. Существует следующая классификация юридической техники.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

1) нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

[2]

2) юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др.);

3) отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

1) прямое изложение;

2) ссылочный характер изложения;

2. Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

3. Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

1) на правотворческую технику;

2) правоприменительную технику;

3) интерпретационную технику.

  1. Механизм и аппарат государства: понятие, структура и принципы деятельности.

Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Читайте так же:  Нужна ли россиянам виза в таиланд виза в тайланд (новые правила)

Для изучения механизма государства используют структурно-функциональный подход. Он представляет собой одно из направлений системного анализа и базируется на исследовании структуры и функций механизма государства в их взаимосвязи, определяет роль и место элементов системы.

Признаки механизма государства:

1) наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

2) сложная структура;

3) взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

4) решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:

– органы представительной власти;

– органы исполнительной власти;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

1) государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

2) государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

3) государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

4) здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также две группы принципов организации и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

3) гласность. В содержание данного принципа включается необходимость достаточной информированности общества, которая предусматривает постоянное и систематическое освещение деятельности органов государственной власти средствами массовой информации, а также право каждого на получение информации, которая непосредственно касается его законных прав и интересов;

4) законность – строгое и неуклонное соблюдение всеми государственными органами правовых предписаний, законов;

5) профессионализм и компетентность. Этот принцип предусматривает обязательное наличие знаний и навыков, научного подхода к управленческой деятельности, очень сложной и специфической;

6) гуманизм – принцип, который призван обеспечить приоритет прав и интересов личности человека и гражданина при реализации деятельности государственным аппаратом;

7) национальное равноправие, в соответствии с которым любому лицу вне зависимости от национальности, расы, вероисповедания и т. д. предоставляется возможность для замещения им государственной должности, причем на равных условиях;

8) федерализм – принцип, который закрепляет равноправность государственных органов субъектов государства с общефедеральными государственными органами.

К организационным принципам относятся:

1) иерархичность; 2) дифференциация и законодательное закрепление функций и полномочий; 3) ответственность государственных органов за принимаемые ими решения, а также за неисполнение или недобросовестное исполнение должностных обязанностей в сфере предусмотренных полномочий; 4) сочетание коллегиальности и единоначалия в принятии решений; 5) соотношение отраслевых и территориальных начал управления.

Частные принципы организации и деятельности государственного аппарата – это те, которые имеют действие только на отдельные органы механизма государства.

4.2.1 Понятие юридической техники. Принципы юридической техники.

В теоретической литературе высказывается мнение, что право и юридическая техника возникли одновременно [82] . Термин «юридическая техника» в научный оборот ввел немецкий ученый Р. Иеринг [83] , который утверждал, что составление законов — это очень сложная работа, и ее надо делать не по наитию, а по правилам, которые должны быть заранее продуманы.

Узкий подход к пониманию юридической техники сложился ранее. Условно можно назвать его документальным. Так, А. Ф. Черданцев полагает, что юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления юридических документов, их систематизации и учета. Юридическая техника, с их точки зрения, — это наука о составлении юридических документов.

При широком подходе под юридической техникой понимается применение апробированных практикой научно обоснованных рациональных юридических способов, средств и процедур внедрения права в сознание, поведение и деятельность отдельного вида и социальных общностей.

В частности, Л.А. Морозова под юридической техникой понимает совокупность правил, приемов, специфических средств подготовки, оформления, публикации и систематизации

Читайте так же:  Что значит определение суда, по завершению реализации имущества гражданки арбитражный суд республики

нормативных правовых актов и иных юридических документов .

Различаются следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника индивидуальных актов. Для общей теории права решающее значение имеет законодательная техника.

По мнению А. Нашиц, законодательная техника выступает как комплекс методов и приемов, призванных придавать соответствующую форму содержанию правовых норм [84] [85] . Как подчеркивает Р. К. Надеев, правила законодательной техники являются унифицированными и применяются на всех стадиях законотворческого процесса, от полноты использования

законодательной техники непосредственно зависит качество

Представляется, что юридическая техника имеет в основном прикладной, инструментальный характер. Но это вовсе не означает ее «второсортности», подчиненности, несамостоятельности. Это «чрезвычайно существенное знание, — отмечал Д. А. Керимов, — имеющее относительно самостоятельное значение в системе правоведения» [86] [87] .

Основной целью использования юридической техники является реализация полного и точного соответствия формы нормативных правовых актов (документов) их содержанию.

К основным принципам юридической техники относятся:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

а) общие принципы регулирования (управления) применительно к правотворчеству: адекватность правового воздействия и его соответствие государственной политике в данной сфере общественных отношений; полнота, безызбыточность и конкретность регулирования, отсутствие или допустимость побочных эффектов; своевременность введения правового акта в действие: реализуемость правового воздействия (наличие соответствующих ресурсов, организационных и правовых механизмов);

б) принцип системности права: соблюдение принятого структурирования права на отрасли, подотрасли и институты, а также установленных взаимоотношений правовых актов по их юридической силе; соответствие по целям и непротиворечивость по содержанию нового и действующих правовых актов, соответствие вида правового акта компетенции издавшего его

органа; наличие связанных с принятием данного правового акта изменений действующего законодательства;

в) принципы точности и определенности юридической формы устанавливаемых правоотношений: адекватность

выражения языковыми средствами существа (концепции) правового решения, обеспечение точного понимания (интерпретации) положений правового акта всеми субъектами правоотношений; правильность оформления акта как официального юридического документа.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно, чтобы содержание (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

57. Юридическая техника: понятие, виды, принципы. Правотворческая и правоприменительная техника.

Юридическая техника — это совокупность средств, приемов, способов и правил разработки, оформления, публикации и систематизации юридических документов (нормативных актов, индивидуальных актов правоприменения, договоров).

1. Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов:

синтаксических (основная ед текста — предложение, выражающее законч мысль);

стилистических (построение текста нпа в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний);

лингвистических (использ языка и стиля в юр актах, кот не отличаются др от др); терминологических (использование общеупотребит-х, специальных юр и спец технич терминов, которые обязаны быть общеприз, ясными, однознач, точными).

При этой технике употребляются следующие средства изложения:

1) нормативное построение (организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей — деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

2) юридические конструкции (представление правового материала в виде стандартных моделей или схем — состав преступления, договор и др. );

3) отраслевая типизация (использ в тексте конструкций, нормативных построений, терминологии какой-то конкретной отрасли права).

Проблема: проблема соотношения и совершенствования юридической техники. а и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей. Существуют реквизиты, которые призваны придавать юр акту официальный характер: 1)заглавие; 2)наименование; 3)дата принятия и введения документа в действие; 4)порядковый номер; 5)подпись; 6)печать.

3. Техника в зависимости от хар-ра содержания юрид акта делится на: 1)правотворческую; 2)правоприменительную; 3)интерпретационную.

Понятие, виды, правила и приемы юридической техники

Юридическая техника — это система средств, правил и приемов подготовки и упорядочения правовых актов, применяемая в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности.

Основным объектом юридической техники является текст правовых актов, информационное воплощение юридических предписаний. При их принятии важно учитывать, чтобы содержание таких предписаний (дух) и форма (буква) соответствовали друг другу, чтобы не было неясности, двусмысленности.

Юридическая техника признана структурировать правовой материал, совершенствовать язык правовых актов, делать его более понятным, точным и грамотным. Во многом именно уровень юридической техники символизирует определенный уровень правовой культуры конкретного общества.

К техническим средствам относят юридические термины (словесное выражение понятий, используемых при изложении содержания правового акта) и юридические конструкции (специфическое строение нормативного материала, складывающееся из определенного сочетания субъективных прав, льгот, поощрений, обязанностей, запретов, наказаний и т.п.).

К техническим правилам относят:

1. ясность и четкость, простоту и доступность языка правовых актов;

2. сочетание лаконичности с необходимой полнотой, конкретности с требуемой абстрактностью выражения соответствующих правовых предписаний;

3. последовательность в изложении юридической информации;

4. взаимосвязь, согласованность и внутреннее единство правового материала.

5. непротиворечивость отделения частей НА по отношению друг к другу и к другим НПА.

6. соблюдение надлежащей структуры НПА.

7. точность в изложении правовых предписаний.

8.соблюдение правил грамматики и синтаксиса.

9. официальный деловой стиль изложения.

10. недопустимость использования устаревших слов и выражений.

11. отказ от использования метафор и аллегорий.

12. сведение к min использование многозначных и терминов.

К техническим приемам относят способы, фиксирующие официальные реквизиты (наименование правового акта, дата и место его принятия, подписи должностных лиц и т.п.), структурную организацию правового акта (вводная часть — преамбула, общая и особенная части, нумерация разделов, глав, статей, пунктов и т.д.).

Виды юридической техники:

а) Законодательная (правотворческая, нормотворческая) техника — это совокупность правил, приёмов, способов создания (подготовки, составления, оформления) нормативных актов.

Читайте так же:  Основные нормативные акты по банковскому делу. основные нормативные акты по банковскому делу инструк

Правила законодательной техники:

а) относящиеся к форме (внешнему оформлению) нормативных актов (наличие обязательных официальных реквизитов: название, дата, орган принятия, подпись соответствующего должностного лица и т.д.);

б) относящиеся к содержанию нормативного акта (регулирование однородных общественных отношений, отсутствие пробелов, минимизация исключений и отсылок и т.д.);

в) относящиеся к структуре нормативного акта (общие нормы помещаются в начале нормативного акта, однородные нормы излагаются компактно, например в главах, разделах нормативного акта, нумерация статей является сплошной, стабильной и т.д.);

) относящиеся к изложению норм права (ясность, точность, краткость языка нормативных актов, стандартность формулировок и т.д.).

Способы (приёмы) изложения норм права:

по степени абстрактности изложения: абстрактный и казуистический;

по степени полноты изложения: прямой, ссылочный, бланкетный;

по форме предложения: в виде нормативного предложения (есть нормативные термины — «обязан», «вправе» и т.п.) или повествовательного предложения (утвердительного, отрицательного).

б) Техника систематизации законодательства (нормативных актов) предполагает использование таких способов его систематизации как учёт, инкорпорация, консолидация, кодификация законодательства.

в) Техника правоприменительных (индивидуальных) актов связана с их надлежащим внешним оформлением (название, органы издания или выдачи, время и место выдачи, подпись, печать и т.д.), наличием необходимого содержания (решение, фиксация юридического факта, соответствие терминологического стиля языку законодательства и т.д.).

50. Юридическая техника: понятие, виды, средства и приемы

Юридическая техника – совокупность правил и средств разработки, оформления и систематизации НПА в целях их эффективного применения и реализации. Ее можно понимать в широком и узком смыслах. В широком – речь идет не только о нпа, но и о других.

Техника изложения воли законодателя – юридическая техника, применение которой характеризуется соблюдением следующих правил при создании, оформлении и систематизации юридических актов: синтаксических – таких, в которых первоначальной, основной единицей текста является предложение, выражающее законченную мысль; стилистических –построение текста нормативного правового акта в простом стиле, с употреблением четких и кратких формулировок, а также устойчивых словосочетаний; лингвистических – использование языка и стиля в юридических актах, которые не отличаются друг от друга, так как им должны быть свойственны директивность и официальность; терминологических – при изложении правовых норм, предписаний предполагает использование общеупотребительных, специальных юридических и специальных технических терминов, которые обязаны быть общепризнанными, ясными, однозначными, точными, устойчивыми, должны обладать адекватным формулированием и ограниченной по смыслу специализацией.

При этой технике употребляются следующие средства изложения воли законодателя:

нормативное построение, а именно организация правовых норм по структуре и использование в законах, положениях, предписаниях их разновидностей (деление на регулятивные, охранительные и другие нормы права);

юридические конструкции, а именно представление правового материала в виде стандартных моделей или схем (в частности, состав преступления, договор и др. );

отраслевая типизация, т. е. использование в тексте правовых предписаний конструкций и нормативных построений, а также терминологии какой-то конкретной отрасли права.

Применяются следующие приемы изложения правовых норм:

прямое изложение: все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта;

ссылочный характер изложения: отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания;

абстрактный (обобщающий) – это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т. е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении «лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины» слова «отсутствие вины» являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения;

казуистический – фактические данные указываются и при помощи индивидуальных признаков, в том числе путем перечисления конкретных, индивидуальных фактов, обстоятельств;

бланкетный: отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться.

Техника документального оформления – это структурная организация юридического текста и его оформление с помощью официальных реквизитов. Ими можно считать как логически связанные абзацы, так и части статей, глав, параграфов, разделов и частей.

Существуют реквизиты, которые призваны придавать юридическому акту официальный характер, в частности речь идет: 1) о заглавии нормативного документа; 2) наименовании нормативного документа; 3) дате принятия и введения документа в действие; 4) порядковом номере нормативного документа; 5) подписи; 6) печати.

Техника в зависимости от характера содержания юридического акта делится:

на правотворческую технику — систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) правоприменительных (индивидуальных) актов;

правоприменительную технику — организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности;

интерпретационную технику — систему научно обоснованных и практически сложившихся средств и способов, используемых при создании (подготовке и оформлении) интерпретационных актов (актов толкования права).

Понятие и виды юридической техники. Законодательная техника: понятие, средства, приёмы и виды.

Юридическая техника – это совокупность правил, средств и приемов подготовки, принятия и упорядочения нормативных правовых актов в целях обеспечения их совершенства и повышения эффективности правового регулирования общественных отношений.

Уровень развития юридической техники является одним из показателей уровня правовой культуры общества. Использование правил юридической техники необходимо для адекватного выражения воли субъекта правотворчества, что позволит единообразно понимать и реализовывать нормы права.

Виды юридической техники:

1. Правотворческая техника (в том числе законодательная техника) Это совокупность правил, приемов, средств подготовки и принятия нормативных правовых актов.

2. Правореализационная техника (в том числе правоприменительная техника). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия индивидуальных правовых актов (в том числе — правоприменительных актов).

3. Интерпретационная техника (техника толкования норм права). Это совокупность правил, приемов, способов подготовки и принятия актов официального толкования норм права.

Читайте так же:  Постановление правительства 1110. документы

Законодательная техника — совокупность средств,, правил и приемов разработки, оформления, опубликования и систематизации нормативно-правовых актов.

Способы и приемы:

а) выражения воли законодателя (языковые, логические и технико-юридические приемы).

б) формирования и выражения содержания законодательного материала в статьях закона.

в) структурного построения норм права и нормативных правовых актов.

г) процедуры принятия- законопроектов (проектов нормативных правовых актов).

д) опубликования и вступления в силу

е) систематизации законодательства.

Правоприменительная и правореализационная техника: понятие, средства, приёмы и виды.

Правотворческая техника – система правил, приемов и средств по подготовке, составлению и оформлению нормативных правовых актов. Разновидности нормотворческих документов имеют специфику в деле их подготовки, например, в технологии создания концепции нормативного правового акта, его структуре, графической организации содержания, а также в оформлении сопроводительных документов.

Применение права — это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

1.исполнительно-распорядительный — правоприменительную деятельность выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармонизации частных (граждан и организаций) и публичных интересов. Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность, Глава 17. Правоприменение как тип осуществления права поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом законности, т. е. точно соблюдать все требования нормативных актов.

1) конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного ор-гана исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право (например, про- извести начисление пенсии, проверить основания для получения льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обязанность (например, призыв на военную службу). Одним словом, «наделить» правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) — это то, что требуется от государственного органа. Данную форму правоприменения условно можно было бы назвать правонаделением. Сюда относятся ситуации, которые так или иначе связаны с использованием общественных ресурсов;

2) контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание право- отношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выдачи им разрешения (например, регистрация автомобиля, предпринимательской деятельности, договора о купле-продаже квартиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или государству

2.Правоохранительный — юридических фактов, рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения. Рассмотрение споров и правонарушений осуществляется компетентными в этой сфере, правоохранительными органами, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенными от любого давления или угроз. Центральное место среди правоохранительных органов занимают суды.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права: — к использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами); — исполнению (например, призыв в армию); — соблюдению (например, совершение правонарушения).

Правореализационная техника представляет собой систему на­учно обоснованных и практически сложившихся средств и спо­собов, используемых при создании (подготовке и оформлении) актов реализации права.

Разновидности правореализационной техники соответствуют видам правореализационных актов:

— техника составления обращений в суды (заявления, исковые заявления, жалобы, кассационные жалобы, надзорные жалобы, апелляционные жалобы, ходатайства и др.);

— техника составления обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации (заявления, жалобы, предложения);

— техника составления договоров и односторонних сделок;

— техника составления доверенностей.

Осуществление права — это воплощение (претворение) уста-новленных норм права в деятельности субъектов права.

1) использование — осуществление своих прав, совершение субъектами права дозволенных правом действий (например, право на получение высшего образования, право на свободу слова). Это форма реализации права, связана с добровольностью, собственным усмотрением, личным желанием субъекта права. Однако использование должно осуществляться в пределах закона, иначе оно превратится в злоупотребление правом (например, реализация права на свободу слова в форме громких выкриков после 23:00 часов будет нарушать спокойствие других лиц);

2) исполнение — обязательное совершение предусмотренных нормой права действий. Речь в данном случае идет о реализации предусмотренных нормами права активных обязанностей (напри- мер, обучение в вузе предполагает совершение необходимых действий для усвоения учебных курсов, предусмотренных программой обучения: посещение лекций, подготовка к семинарам и активная работа в процессе их проведения, написание курсовых работ и их защита).

3) соблюдение состоит в воздержании от совершения действий, запрещенных нормами права. От субъектов права требуется исполнение пассивных обязанностей.

Фактическое содержание реализации права — это социально полезная деятельность (материальная или духовная) субъектов права, совершаемая в соответствии с предписаниями норм права.

ясным для адресатов

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

содержать все необходимые сведения .

Дата добавления: 2018-04-15 ; просмотров: 178 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Источники


  1. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

  2. Грудцына, Л. Жилищное право России. Учебник; М.: Эксмо, 2011. — 656 c.

  3. Грудцына, Л. Ю. Адвокатское право / Л.Ю. Грудцына. — М.: Деловой двор, 2014. — 320 c.
  4. Малько, А.В. Теория государства и права (для бакалавров). Учебник / А.В. Малько, др.. — Москва: Высшая школа, 2015. — 196 c.
  5. Пчелинцева, Л.М. Семейное право России; Норма, 2011. — 704 c.
Юридическая техника. приемы юридической техники понятие и виды
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here