Виды инкорпорации. виды систематизации нормативно-правовых актов

Виды инкорпорации. Виды систематизации нормативно-правовых актов

Инкорпорация — форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник, где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение.

Инкорпорация предполагает объединение законов в сборники и собрания по предметному и хронологическому критерию. При этой форме систематизации нормативно-правовые акты, обработанные лишь внешне без изменения их содержания, объединяются в разного рода сборники или собрания.

В отличие от учета, осуществляемого государственными органами и юридическими лицами для собственных потребностей, инкорпорация проводится с целью обеспечения самого широкого круга субъектов текстами законов и иных нормативно-правовых актов.

Инкорпорация подразделяется по субъекту на официальную (Собрание законодательства Российской Федерации), полуофициальную и неофициальную (сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.).

Официальная инкорпорация — это утверждение собраний и сборников инкорпорированных актов органами, издавшими эти акты.

Полуофициальная, или официозная, представляет собой утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами.

Неофициальная инкорпорация, в свою очередь, означает создание и издание сборников организациями и отдельными лицами по своей инициативе и без санкции компетентных государственных органов. На неофициальные инкорпоративные материалы нельзя ссылаться в процессе рассмотрения юридических дел, например в суде.

По способу упорядочения инкорпорация может быть предметной и хронологической.

Предметная инкорпорация — это расположение нормативно-правовых актов по предмету регулирования.

Хронологическая инкорпорация предусматривает расположение нормативно-правовых актов по времени издания.

В результате инкорпорации издаются сборники законов, собрания законодательства и свод законов. Последний представляет собой собрание всего действующего законодательства без какого-либо исключения и является источником официального опубликования.

Инкорпорация представляет собой, в принципе, постоянную деятельность государственных и иных органов с целью поддерживать законодательство в действующем (контрольном) состоянии, обеспечивать его доступность и обозримость, снабжать самый широкий круг субъектов достоверной информацией о законах и иных нормативных актах в их действующей редакции.

Особенность инкорпорации состоит в том, что какие-либо изменения в содержание помещаемых в сборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования по существу не меняется. Именно это свойство инкорпорации — сохранение неизменным содержания нормативного регулирования — отличает ее от кодификации и консолидации.

Вместе с тем форма изложения содержания нормативных актов иногда претерпевает определенные, иногда довольно существенные изменения, поскольку инкорпорация не сводится к простому воспроизведению актов в их первоначальной редакции. Обычно в сборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетом последующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста помещаемых в сборник актов удаляются главы статьи (пункты), отдельные абзацы и иные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силу потерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения и дополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены такие коррективы. Из текста нормативных актов исключаются также различного рода оперативные поручения и иные ненормативные предписания, временные нормы, срок действия которых истек, сведения о лицах, подписавших соответствующий акт.

Инкорпорация представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно — правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства:

1. При внешней обработке нормативно — правовые акты располагаются в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном, то есть достигается их внешняя упорядоченность.

2. Содержание нормативно — правовых актов, включаемых в инкорпоративные сборники или собрания законодательства, по существу не изменяются.

Деление инкорпорации на отдельные виды можно производить по различным основаниям. В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Подготовка официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе его составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически не действующие, противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части, в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, устраняющих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная инкорпорация — это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 60-х гг., “Бюллетень нормативных актов” министерств и ведомств Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции Российской Федерации.

Неофициальная инкорпорация — производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях) , то есть неофициальная инкорпорация — это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства — это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические.

Хронологическая инкорпорация — это такая форма систематизации, при которой упорядочение нормативно — правовых актов производится по времени их опубликования и вступления в законную силу.

Читайте так же:  Взносы с договоров гпх. когда бухгалтер не начисляет взносы на опс и омс. авансы по гпд

Систематическая инкорпорация представляет собой упорядочение действующих нормативно — правовых актов по предметному признаку, то есть по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности. В систематических собраниях в начале каждого раздела и других подразделений помещаются акты более высокой юридической силы и содержащие основные, самые принципиальные нормы по соответствующему вопросу, а затем акты, развивающие, конкретизирующие и детализирующие основные нормы.

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты располагаются в хронологическом порядке.

Очевидно, что систематические собрания более удачны для эффективной выдачи информации для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них в одном месте сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания.

В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания. Однако очень часто систематизация законодательства начинается именно с подготовки хронологических собраний, как предварительного этапа систематизации, после чего значительно легче располагать нормативные акты в систематических собраниях по тематическому принципу.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По этому признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты того или иного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, определенной отрасли законодательства или правовому институту и другим признакам.

Инкорпорация — достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует, прежде всего, цель обеспечить пользование законодательством.

Инкорпорация как вид систематизации законодательства

Инкорпорация — такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся некорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

В зависимости от приемов и способов достижения целей систематизации, различается хронологическая и предметная инкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники отраслевых нормативных актов.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 16 ; Нарушение авторских прав

12.6. Систематизация нормативных правовых актов

Систематизация нормативных актов имеет целью упорядоче­ние правового материала, расположение его по определенным раз­делам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выпол­нения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.

В систематизации нормативных правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.

Известны три вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Это деление базируется на различиях в самом процессе упорядочения правово­го материала. Кодификация охватывает как внешнюю, так и внут­реннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осу­ществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами госу­дарства и является разновидностью правотворчества.

Инкорпорация основывается только на внешней систематиза­ции или простой классификации нормативных актов по опреде­ленным тематическим признакам: предметному и (или) хроно­логическому.

Консолидация представляет собой промежуточное звено, не­что среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, из­лагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.

Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако кон­солидация не вносит существенных изменений в правовое регу­лирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпо­рацией, хотя в то же время для консолидации характерны неко­торые черты, присущие кодификации. В качестве примера ссы­лаются обычно на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г . «О праздничных и памятных днях».

Результатом кодификации является издание нового законода­тельного акта, который заменяет ранее действовавшие по данно­му вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация подразделяется на общую и специальную.

В российском праве существовали и существуют следующие основные виды кодификации:

— принятие основ и основных начал законодательства. На­пример, в недавней истории это Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского за­конодательства Союза ССР и союзных республик, Основы лесного законодательства РФ, Основы законодательства РФ об охране здо­ровья граждан. В будущем это могут быть основы или основные принципы российского законодательства, устанавливающие веду­щие положения в той или иной области регулирования общест­венных отношений в пределах Российской Федерации;

— принятие федеральных кодексов и уставов. Например, Ко­декс торгового мореплавания СССР, Устав железных дорог СССР. В будущем эти кодексы будут российскими или СНГ (в зависи­мости от степени интеграции государств, входящих в СНГ);

— принятие кодексов Российской Федерации, например Уго­ловный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.

[1]

Более простым и распространенным видом систематизации яв­ляется инкорпорация правовых актов. В результате инкорпора­ции нормативные акты соединяются в сборник по признаку регу­лирования ими определенной области общественных отношений (например, области пенсионного или жилищного обеспечения).

Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования — тогда она называется гене­ральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Инкорпорация бывает официальной и не­официальной. Официальная инкорпорация осуществляется ком­петентными органами. Примером являются Ведомости Съезда на­родных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правитель­ства Российской Федерации. Они не являются новыми норматив­ными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования и переопубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. В качестве разновидности официального собрания законодательства указывают свод зако­нов. При этом проводится как внешняя, так и содержательная обработка актов. Сейчас идет работа по подготовке свода законов России.

Неофициальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Она не является формой опубликова­ния нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации — справочно-информационное.

В результате такой систематизации также создаются сборники законодательства, которые обычно носят неофициальный харак­тер. Здесь нормы права соединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, капитальное стро­ительство, кадровая работа и т.п.). Отдельные нормативные акты включаются как в целом (например, Закон об образовании в Рос­сийской Федерации), так и в выдержках (например, статьи По­ложения о службе в органах внутренних дел и Закона о милиции, в которых закрепляются вопросы обучения в вузах и средних учеб­ных заведениях органов внутренних дел. Такие сборники обычно используются как юридические пособия для лиц, занятых в со­ответствующих государственных или общественных сферах дея­тельности.

Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с мень­шей затратой сил и средств выявлять несогласованность, проти­воречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.

Систематизация законодательства необходима правоприменителям всегда, особенно в период резкого увеличения объема вы­полняемой работы, так как логически последовательное, внутрен­не согласованное изложение правовой информации обеспечивает поиск нужной правовой нормы и ее толкование.

Законодательство должно быть доступно широким слоям на­селения. Из первоисточника они должны узнать о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляют к ним государство и общество. Только надлежащее систематизиро­ванное законодательство позволит достичь должного уровня пра­вовой культуры населения и профессионально-юридической куль­туры правоприменителей. Систематизация законодательства должна быть основана на научных принципах и использовании научных методов. Поиск и активное использование имеющихся сведений потребует определенных умений и навыков лиц, рабо­тающих с правовой информацией, так как массив этой информа­ции составляет десятки миллионов знаков. Недалек тот день, когда информационный поиск нужного нормативно-правового акта на основе традиционных систем станет невозможным. По­добное положение делает особенно актуальной проблему создания механизированных и автоматизированных информационно-поис­ковых систем в области нормативно-правовой документации, обес­печения работников, использующих эту информацию, персональ­ными компьютерами.

Инкорпорация как вид систематизации законодательства

Инкорпорация — такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.

Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся некорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.

Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.

Официальная инкорпорация означает подготовку и издание соответствующих систематических собраний и сборников специально уполномоченными на то государственными органами. Такие собрания являются источниками официального опубликования. Например, Своды законов, Собрание законодательства Российской Федерации и т.п.

Неофициальная инкорпорация состоит в том, что систематические собрания формируются отдельными ведомствами, научными и учебными заведениями, частными лицами без специального поручения и контроля правотворческого органа. Поэтому неофициальные инкорпорационные сборники нельзя рассматривать в качестве источника законодательства, формы опубликования нормативных актов. На них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Материал для обработки здесь отбирается исключительно по усмотрению инкорпоратора. Таковы сборники новых законодательных актов Российской Федерации, выпущенные в виде изданий, содержащих тексты нормативно-правовых актов, принятых либо за определенный период времени, либо для регулирования группы сходных общественных отношений.

В рамках неофициальной различаются профессиональная и обыденная инкорпорация.

Профессиональная инкорпорация осуществляется лицами, обладающими специальными познаниями в области права. К таковым относятся лица, чья деятельность связана с вопросами применения или создания права — следователи правоохранительных органов, юрисконсульты, судьи и т.п. (практическая инкорпорация), а также ученые, специально занимающиеся проблемами права (научная инкорпорация).

Обыденная инкорпорация может осуществляться любыми субъектами общественных отношений в основном в форме учета нормативно-правовых актов.

В зависимости от приемов и способов достижения целей систематизации, различается хронологическая и предметная инкорпорации.

Хронологическая инкорпорация предполагает приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования. Примером может служить Собрание Законодательства Российской Федерации и т.д. Нормативные акты в подобных изданиях размещаются в хронологическом (временном) порядке с годовой нумерацией выпусков и статей.

Предметная инкорпорация — более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью. Предметная инкорпорция является результатом более глубокого изучения и анализа объединяемого по отраслевому признаку материала. На этой стадии наиболее полно используются возможности инкорпорационной формы относительно освобождения законодательства от устаревших актов и иной внешней обработки. Примером предметной инкорпорации могут служить различные сборники отраслевых нормативных актов.

Систематизация нормативных правовых актов (понятие, виды, значение).

Систематизация – это целенаправленные упорядочение и совершенствование действующих нормативных правовых актов путем их обработки, перегруппировки и изложения по целостной системе в виде кодексов, сборников, собраний или сводных актов.

Выделяют три разновидности систематизации НПА.

Инкорпорация – это упорядочение нормативных правовых актов путем полного или частичного объединения их текстов в единые сборники, располагая их по хронологической, алфавитной, предметной или какой-либо иной системе.

При инкорпорации не вносятся изменения в текст помещаемых в сборники актов, содержание правового регулирования по существу не меняется.

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников

Читайте также:
  1. Билет 10. Роль и место междунар.законодательства в росс.системе защиты детства
  2. В настоящее время прокуратура уклоняется от исполнения требований законодательства РФ.
  3. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________________функция финансов
  4. В. 2. Система права и система законодательства, публичное и частное право: понятие и соотношение.
  5. В.38. Система права и система законодательства, понятие и соотношение.
  6. Виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства
  7. Вопрос 2. Права и обязанности налогоплательщиков. Ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  8. Вопрос 39 – Система норм права и система законодательства
  9. Вопрос 65. Соотношение системы права и системы законодательства.
  10. Вопрос 68. Что представляет собой ответственность за несоблюдение бюджетного законодательства?
Читайте так же:  Управление по борьбе с экономическими преступлениями (убэп). главное управление экономической безопа

инкорпорация подразделяется на

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание. Такое Собрание носит официальный характер, т.е. приравнивается к официальным источникам. Пример: Собрание Законодательства РФ.

Официозная инкорпорация – это издание собрания и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции), причем правотворческий орган официально утверждает или не одобряет такое собрание (сборник), и тексты помещенных в него актов не приобретают официальный характер.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными и иными издательствами, научными учреждениями, отдельными лицами, т.е. широким кругом субъектов. На неофициальные сборники нельзя ссылаться в процессе правотворчества и правоприменения.

Кодификация – это такой правотворческий вид упорядочения НПА, при котором на базе этих актов, в их развитие, а иногда даже взамен им создается качественно новый сводный акт с юридическими нормами, регулирующими те или иные общественные отношения согласованно, на единых началах и с максимальной полнотой.

Различают несколько видов кодификации

[3]

:

¨ всеобщая кодификация – принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов в виде «кодекса кодексов» (в России не развита, встречается в скандинавских странах);

¨ отраслевая кодификация: она охватывает законодательство той или иной отрасли права (гражданский, уголовный, административный кодексы и т.д.);

¨ специальная (комплексная кодификация, включающая акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т.д.).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Консолидация представляет собой объединение содержания двух и более нормативно-правовых актов в единый юридический источник – документ с общей группировкой материала по разделам (главам, параграфам, статьям) в логической последовательности.

Читайте так же:  Реестр залогов транспортных средств. реестр залогов движимого имущества. реестр регистрации уведомле

Консолидированный акт утверждается правотворческим органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. При этом подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

Консолидация – своеобразный вид правотворчества, при котором новый, укрупненный акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменения и новеллы в действующее законодательство.

Необходимость в консолидации возникает в силу того, что в правовой системе возникает значительное число нормативных актов, имеющих один предмет правового регулирования. Предписания при этом могут повторяться, противоречить друг другу. Возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения.

В процессе подготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются в определенной логической последовательности, разрабатывается общая структура будущего акта. Осуществляется определенная редакционная правка, внешняя обработка предписаний с тем, чтобы все они излагались единым стилем, использовалась унифицированная терминология.

[2]

Значение систематизации: 1. создание стройной системы законов, обладающей качествами полноты, доступ­ности и удобства пользования нормативными актами; 2. устра­нение устаревших и неэффективных норм права, 3. разреше­ние юридических коллизий, ликвидация пробелов и обнов­ление законодательства.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Понятие и виды систематизации нормативно-правовых актов

Систематизация нормативно-правовых актов – это деятельность, связанная с упорядочением и совершенствованием законодательных и других нормативно-правовых актов, сведение их в единую внутреннюю согласованную систему.

Виды систематизации: учёт, кодификация, инкорпорация и консолидация.

Учет – простейший способ систематизации. Учет может быть журнальным, картотечным и автоматизированным. Организация учета включает в себя систему поиска необходимой правовой информации. Разновидностью учета является систематизация на электронных носителях (создание специализированных компьютерных баз данных). В них законодательные акты группируются по различным критериям, как правило, по предметно-хронологическому.

Инкорпорация – это объединение действующих нормативно-правовых актов в единые сборники без изменения их содержания и с сохранением самостоятельности. При таком способе систематизации законодательные акты объединяются по определенному основанию (хронологическому, тематическому, по органу, издавшему акты) без изменения содержания соответствующих актов. В этом случае может идти речь только о внешней обработке законодательного акта. Так, из него могут быть исключены статьи, потерявшие юридическую силу.

Читайте так же:  Ходатайство о возобновлении производства по уголовному делу. образец заявления в прокуратуру и все т

Различают инкорпорацию официальную и неофициальную. В первом случае издастся и утверждается соответствующим компетентным органом инкорпорационный сборник, который является официальным источником законодательства. Сборники неофициальной инкорпорации такого значения не имеют.

В зависимости от целей систематизации различают хронологическую и предметную инкорпорацию. В первом случае законодательные акты объединяются в соответствии с хронологией (датой издания). Предметная – объединение по тематической направленности, например сборники отраслевых нормативных актов.

Консолидация – способ систематизации, который состоит в объединении разных, но тематически единых законодательных актов в один акт. Это происходит в тех случаях, когда нормативный материал по своему содержанию отвечает современным задачам, но отличается раздробленностью. При создании нового акта все прежние акты утрачивают юридическую силу. Пример консолидации: Указ Президиума Верховного Совета СССР в 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил 48 актов.

Кодификация – способ систематизации, при котором имеет место как внутренняя, так и внешняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта. К кодификационным актам относятся своды законов, кодексы, основы законодательства и др.

В теории права различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификации.

Всеобщая кодификация представляет собой создание сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства: свода законов, включающего в себя все основные нормы нрава всех отраслей национальной правовой системы (например, Свод законов Российской империи 1832 г.); основ законодательства, устанавливающих наиболее общие правовые нормы, регулирующие определенные общественные отношения (например, основы соответствующего законодательства в СССР).

Отраслевая кодификация предполагает объединение норм в рамках определенной отрасли. При этом создается соответствующий акт – кодекс. Кодекс — это нормативно-правовой акт, при помощи которого осуществляется комплексное регулирование однородных общественных отношений (гражданский кодекс, уголовный кодекс).

Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов. Например, лесной кодекс, водный кодекс представляют собой совокупность норм, регулирующих специфические однородные отношения.

Выводы

Под системой права понимают исторически созданную, объективно обусловленную внутреннюю структуру права, которая заключается в единстве и согласованности юридических норм, сосредоточенных в относительно самостоятельных отраслях, подотраслях и институтах. То есть система права – это система всех действующих юридических норм определенного государства.
Структурными элементами системы права являются: норма права; институт права; подотрасль права; отрасль права. Не может существовать никакой юридической нормы, которая бы не входила в определенный институт и в определенную отрасль права. На формирование и развитие системы права оказывают влияние система источников, форма права, правовые идеи, принципы, политические цели и задачи. Поэтому в разных странах при одном типе государств могут сложиться разные системы права.

Правовая система общества – это система всех юридических явлений, существующих в определенном государстве или в группе однотипных государств.
В правовую систему входят: самые различные правовые акты; различные виды и проявления правосознания, правовой культуры; режим законности и правопорядка и их реформация (любое правомерное или не правомерное поведение).
Система законодательства – это система всех упорядоченных определенным образом нормативно-правовых актов определенного государства, прежде всего законов. В отличие от системы права система законодательства характеризует ее форму, внешнее выражение, то есть это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной сфере общественной жизни.

Дата добавления: 2016-11-02 ; просмотров: 507 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

« Инкорпорация как форма систематизации нормативно-правовых актов, их формы и виды» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФСИН РОССИИ»

Кафедра теории и истории государства и права

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

на тему: « Инкорпорация как форма систематизации нормативно-правовых актов, их формы и виды»

Выполнил: студент 1 курса 151 группа юридического факультета очной формы обучения Григорова Ирина Сергеевна (специальность «Юриспруденция», набор 2015 года)

Руководитель: профессор кафедры теории и истории государства и права, кандидат юридических наук,

Нормоконтролер кафедры ___________________________________________

(требованиям к оформлению

_________________________________________________________________ соответствует, не соответствует, дата, подпись нормоконтролера)

(допущена, не допущена, дата, подпись руководителя)

Дата защиты:______________________________________________________ Оценка___________________________________________________________

Глава 1. Общие вопросы формы систематизации нормативно-правовых актов

1.1 Определение и формы систематизации нормативно — правовых актов 5

1.2. Задачи систематизации нормативно-правовых актов 8

Глава 2. Общая характеристика инкорпорации как формы систематизации нормативно — правовых актов

2.1 Понятие и специфика инкорпорации как формы систематизации нормативно — правовых актов 13

2.2 Классификационные формы инкорпорации 19

Библиографический список 24

Вопрос о систематизации нормативных и законодательных актов крайне важен сейчас, когда в области хранения и обработки документооборота появились новые интеграционные автоматизированные системы учета. Главным значением нормативно-правовой системы является сохранение принципов упорядоченности и систематизации. Для этого вопросы теории и права учли и разработали целую систему способов учета и сохранения нормативно-правовой информации в принципах инкорпорации, консолидации, и кодификации. В структуре данной темы курсовой работы более подробное внимание уделено именно специфике способа инкорпорации, который в свою очередь предполагаем вид упорядоченности актов по принципу их объединения. Объединение нормативных актов определённого уровня в сборники или собрания законодательств по отраслям права, в хронологическом, алфавитном или другом порядке без обновления их содержания.

Как правило, специфика инкорпорации определена тем, что способ применяется в романо-германской правовой систем. Но акутальность данного способа, прежде всего состоит в том, что его ориентация базируется на отслеживании и контроле изменений и дополнений, а также следственном выявлении несогласованностей и противоречий.

Инкорпорация всего законодательства страны по истине стоит называть генеральной. Поскольку инкорпорацией могут заниматься, как государственные органы, так и общественные организации и отдельные граждане, поэтому различают инкорпорацию официальную, неофициальную, официозную. А значит еще одной отличительной чертой данного способа систематизации является её всеобщая универсальность правопреемственности.

Читайте так же:  Для получения бесплатной консультации вам необходимо приехать в садовый центр, предварительно соглас

Объект работы — принципы систематизации нормативно-правовых актов. Предмет — инкорпорация как способ систематизации.

Цель работы — изучить общие понятия систематизации нормативно-правовых актов, и форму инкорпорации.

изучить понятие и формы систематизации; рассмотреть задачи систематизации норм права; обозначить понятие и специфику инкорпорации как формы систематизации нормативно-правовых актов; рассмотреть виды инкорпорации

Методологическая база — в основе курсовой работы будут использованы в основном теоретические методы исследования, в частности такие как: синтез, классификация, аналогия, и дедукция.

Теоретическое обоснование курсовой работы, прежде всего, состоит в изучении частного случая систематизации нормативно-правовых актов — инкорпорации, обозначение его понятия, форм и видов. Раскрытию темы способствует использование научно-публицистической литературы, таких авторов, как: Колдаева Н. Н., , , , , и др. , а также таких нормативно правовых источников как — верховный закон РФ — Конституция Российской Федерации.

Практическая значимость состоит в возможности использования результатов работы в области научной компетенции юриспруденции, а также теории государства и права.

Структура курсовой работы выражена введением, двумя главами и 4 параграфами, а также заключением и приведением библиографического списка литературы.

Глава 1. Общие вопросы формы систематизации нормативно-правовых актов

1.1 Понятие систематизации нормативно — правовых актов

Для того, чтобы система законодательства оставалась именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов, была внут­ренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии на нее специального процесса — систематизации.

Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствова­нию нормативного материала путем его внешней и внутренней обработки с целью поддержания системности законодательства и обеспечения субъектов права необходимой нормативно-правовой информацией1. Современная юриспруденция знает и использует в основном три вида (способа) систематизации — инкорпорацию, консолидацию и кодификацию.2 В табл. 1 представим их краткую характеристику

Таблица 1. Способы систематизации

Вид (способ) систематизации, при котором норма­тивно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке — алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и дру­гих изданиях.

1) она может носить как официальный, так и неофициальный характер;

2) субъектами инкорпорации могут быть как органы государства, так и об­щественные организации и частные лица;

3) инкорпорация не затрагивает нормативного содержания акта: нормы права инкорпорируются в том виде, в каком они действуют на момент систе­матизации;

4) нормативные акты могут инкорпорироваться как в том виде, в каком они были приняты правотворческим органом, так и подвергаться внешней обработке;

5) внешняя обработка заключается в том, что:

А) из текста удаляются отдельные статьи, пункты, абзацы, утратившие си­лу, и включаются все последующие (с момента издания акта) изменения;

Б) исключаются части, которые не содержат нормативных предписаний;

В) в результате инкорпорации издается сборник законов, собрание зако­нодательства или иной нормативный акт.

Особой разновидностью собрания законодательства является свод зако­нов, который представляет собой:

А) инкорпорированное издание нормативных актов высших органов влас­ти (законодательной и исполнительной);

Б) источник официального опубликования;

В) собрание всего действующего законодательства (в указанном в п. «а» смысле) без какого-либо исключения.3

вид (способ) систематизации, при котором несколь­ко близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупнен­ный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нор­мативных актов и обеспечения единства правового регулирования.4

1) она представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкор­порация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет);

2) проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов;

3) при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).5

вид систематизации, который имеет правотвор­ческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-пра­вового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной перера­ботки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внут­ренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.

1) она представляет собой наиболее сложную и совершенную форму сис­тематизации;

2) по существу является видом правотворчества, поскольку объектом ко­дификации выступают непосредственно нормы права;

3) кодификацию всегда осуществляют только компетентные государствен­ные органы на основании конституционных или других законных полномочий;

4) в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, про­изводится периодически, и ее результаты рассчитаны на длительный срок;

5) кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными соци­альными преобразованиями;

6) результатом кодификации является кодификационный акт, который от­личает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединя­ет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствую­щее положение среди других отраслевых актов.6

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Необходимость систематизации обусловлена тем, что постоянно идет про­цесс издания новых нормативно-правовых актов, с течением времени неко­торые акты фактически утрачивают силу, устаревают, накапливаются проти­воречия между юридическими предписаниями и т. п.7

Источники


  1. Римское частное право. Учебник. — М.: Зерцало, 2015. — 560 c.

  2. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

  3. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.
  4. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.
Виды инкорпорации. виды систематизации нормативно-правовых актов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here