В чем заключается нарушение режима секретности. именем российской федерации. к органам защиты госуда

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 20 настоящего Закона внесены изменения

Статья 20. Органы защиты государственной тайны

К органам защиты государственной тайны относятся:

межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы;

органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции межведомственной комиссии по защите государственной тайны и ее надведомственные полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции. Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей. В зависимости от объема работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, руководителями органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций создаются структурные подразделения по защите государственной тайны, функции которых определяются указанными руководителями в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и с учетом специфики проводимых ими работ.

Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации.

Постановлением Правительства РФ от 3 марта 1997 г. N 242 на Федеральную службу безопасности Российской Федерации возложено выполнение функций органа Российской Федерации, ответственного за осуществление мероприятий и процедур в области защиты информации и обеспечение надзора в целях защиты информации, имеющей гриф секретности, которой обмениваются Российская Федерация и НАТО

См. комментарии к статье 20 настоящего Закона

Соблюдение режима защиты государственной тайны (режима секретности) как предмет общего надзора органов военной прокуратуры (Корякин В.М.)

Дата размещения статьи: 28.01.2017

Несколько иное определение рассматриваемой категории дает Р.В. Корсун. Режим секретности, по мнению данного ученого, представляет собой «комплекс предусмотренных нормативными правовыми актами, преимущественно административно-правовых мер по ограничению в доступе к определенным сведениям, вводимый с момента обладания субъектом сведениями, составляющими государственную тайну, либо заблаговременно, т.е. перед передачей в его распоряжение таких сведений» .
———————————
Корсун Р.В. Правовой институт государственной тайны и его отражение в законодательстве государств, входящих в СНГ: Дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

Таким образом, режим защиты государственной тайны (режим секретности) как предмет прокурорского надзора является комплексным, полиструктурным, системным правовым образованием, охватывающим различные отрасли права с вовлечением в него широкого круга субъектов, включая органы военной прокуратуры. Данное обстоятельство предопределяет специфику надзорной деятельности прокуратуры в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Наряду с предметом надзора важное место в теории надзорной деятельности занимает понятие «пределы прокурорского надзора», которое включает три составляющие:
1) круг актов, надзор за исполнением которых должен вести прокурор;
2) круг объектов, надзор за законностью в деятельности которых осуществляет прокурор;
3) полномочия прокурора .
———————————
Настольная книга прокурора: В 2 т.: Практ. пособие / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2016. Т. 1. С. 145.

Рассмотрим содержание указанных элементов применительно к надзору за соблюдением режима защиты государственной тайны в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Специалистами в области прокурорского надзора обоснованно отмечается, что нормативно-правовую базу законности составляют не только законы, но и вся совокупность действующих в государстве норм права и основанных на них правоприменительных актов. Однако к предмету надзора относятся только законодательные нормы, что важно помнить при составлении актов прокурорского реагирования .
———————————
Выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции средствами прокурорского надзора: Метод. рекомендации / Т.Л. Козлов и др. М., 2012. С. 5.

Библиографический список

1. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., доп. и перераб. / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма, 2005. 800 с.
2. Верютин В.Н. Механизм административно-правового регулирования отношений в сфере государственной тайны: Автореф. дис. . канд. юрид. наук: 12.00.14 / Верютин Владимир Николаевич. Воронеж, 2011. 24 с.
3. Выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции средствами прокурорского надзора: Методич. рекомендации / Т.Л. Козлов и др. М.: Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации, 2012. 108 с.
4. Дворников А.А. Уголовно-правовая охрана государственной и служебной тайны в органах внутренних дел: Дис. . канд. юрид. наук: 12.00.08. Тюмень, 2007. 197 с.
5. Корсун Р.В. Правовой институт государственной тайны и его отражение в законодательстве государств, входящих в СНГ: Дис. . канд. юрид. наук: 05.13.19. М., 2007. 220 с.
6. Настольная книга прокурора: В 2 т.: Практич. пособие / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус; науч. ред. А.Ю. Винокуров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016. Т. 1. 449 с.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1986. 797 с.
8. Слободанюк И.А. Развитие уголовного законодательства об ответственности военнослужащих за посягательства на режим сохранности государственной и военной тайны: Монография. М.: ВУ, 2005. 182 с.

Читайте так же:  Что может последовать за неуплату штрафа за парковку как оплатить штрафы за неправильную или неоплач

Защита государственной тайны

Вернуться назад на Государственная тайна

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции РФ, Законе РФ «О безопасности».

Согласно п. 4 ст. 29 Конституции РФ перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Закон РФ «О государственной тайне» № 5485-1 (далее – Закон) регламентирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Правовой институт государственной тайны имеет три составляющие:

1) сведения, относимые к определенному типу тайны (а также принципы и критерии, по которым сведения классифицируются как тайна);
2) режим секретности (конфиденциальности) – механизм ограничения доступа к указанным сведениям, т. е. механизм их защиты;
3) санкции за неправомерное получение и (или) распространение этих сведений.

Понятие «государственная тайна» определено в Законе как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (ст. 2).

Исходя из баланса интересов государства, общества и граждан, область применения Закона ограничена определенными видами деятельности: военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной.

Государственную тайну составляют:

Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам и организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности (ст. 7).

[2]

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью.

Согласно ст. 10 Закона отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности организаций и граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечень утверждается Указом Президента РФ и публикуется в доступных для граждан изданиях.

В основу механизма засекречивания сведений, получаемых (разрабатываемых) в результате управленческой, производственной, научной и иной деятельности, положен принцип соответствия сведений действующему в данном органе государственной власти, на предприятии, в учреждении, организации перечню сведений, подлежащих засекречиванию.

Основания и порядок рассекречивания сведений, отнесенных к государственной тайне, определен в ст. 13 Закона.

[1]

Закон определяет органы защиты государственной тайны, порядок допуска и организацию допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне, а также возможные, обусловленные этим ограничения их прав и свобод.

К органам защиты государственной тайны относятся: межведомственная комиссия по защите государственной тайны; органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ), Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах; органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны (ст. 20).

Закон устанавливает персональную ответственность руководителей за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, а также определяет статус структурных подразделений по защите государственной тайны. Большое значение имеет положение о том, что защита государственной тайны является видом основной деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций. Оно направлено на то, чтобы защита государственной тайны не рассматривалась в качестве вспомогательной функции этих органов.

Защита государственной тайны включает обязательное лицензирование организаций на допуск к проведению работ со сведениями, составляющими государственную тайну, государственную аттестацию руководителей организаций, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, необходимость сертификации средств защиты информации.

Государственное право
Государственно-правовые параметры и характеристики
Государственные органы в российском уголовном процессе
Государственные органы союзных республик

Энциклопедия

Защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведыватель¬ной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности, о запасах стратегических видов сырья и материалов; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления; об объемах, о планах государственного заказа, о достижениях науки и техники, о научно-иссле¬довательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение; об объемах стратегических видов полезных ископаемых РФ и др.;

в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых показателей по внешней задолженности) и др.;

в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах их деятельности; о сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с этими органами; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о финансировании этой деятельности, о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах; о метода и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты Г.т.; о защите государственной границы РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ и другие.

Читайте так же:  Выезд на встречную полосу какие наказание и штраф грозят водителям наказание и штрафы при выезде на

Отнесение сведений к Г.т. и их засекречивание осуществляется на основе Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, который формирует Межведомственная комиссия по защите Г.т.

На основе этого перечня в МО РФ разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые вводятся в действие приказом МО РФ.

Законом «О государственной тайне» определены сведения не подлежащие отнесению к Г.т. и засек-речиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Установлено три степени секретности сведений, составляющих Г. и в.т., и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

На носители сведений, составляющих Г.т., нано¬сятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности, содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действую-щего в МО перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об организации, осуществившей засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, то носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

Допуск лиц к Г.т. осуществляется в доброволь¬ном порядке и предусматривает: принятие на себя обя-зательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих Г.т.; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст.24 «Закона о государственной тайне»; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка представления льгот, предусмотренных указанным Законом; ознакомление с нормами законодательства РФ о Г.т., предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения командиром (начальником штаба) воинской части о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим Г.т.. Взаимные обязательства командования воинской части и оформляемого лица отражаются в контракте (трудовом договоре) об оформлении допуска к Г.т.. Заключение контракта (трудового договора) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

Устанавливается три формы допуска к Г.т. должностных лиц и граждан, соответствующие трем степе-ням секретности сведений, составляющих Г.т. Допуск военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ к Г.т.осуществляется на основе Инструкции, введенной приказом МО РФ.

С целью защиты Г.т. в ВС РФ создана система защиты Г.т., совокупность органов защиты Г.т., используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих Г.т., и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.Основными органами защиты Г.т. в РВСН являются службы защиты Г.т. рода войск, объединений, соединений и частей (мобильных комплексов). Службы созданы для осуществления защиты Г.т. – основного вида деятельности органов управления РВСН и предназначены для обеспечения эффективного функционирования системы защиты Г.т., непосредственного проведения мероприятий по защите Г.т., координации деятельности структурных подразделений органов управления войсками по вопросам защиты Г.т. в пределах своей компетенции. Служба защиты государственной тайны Ракетных войск стратегического назначения создана 1 октября 2003.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о Г.т., несут уголовную, адми¬нистративную гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

К органам защиты государственной тайны относятся:

— межведомственная комиссия по защите государственной тайны;

— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обеспечения безопасности (Федеральная служба безопасности Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области обороны (Министерство обороны Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области внешней разведки (Служба внешней разведки Российской Федерации), федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю), и их территориальные органы;

— органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, координирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их территориальные органы организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции.

Передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан — соответствующего допуска.

Лицензия на проведение работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации, государственной аттестации их руководителей, при выполнении следующих условий:

Читайте так же:  Все варианты переоформления автомобиля на другого человека без продажи машины. какие документы нужны

■ требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

■ наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

■ наличие у них сертифицированных средств защиты информации.

Решение о передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим

государствам или международным организациям принимается Правительством Российской Федерации при наличии экспертного заключения межведомственной комиссии по защите государственной тайны о возможности передачи этих сведений.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке, который предусматривает:

1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

2) согласие на частичные, временные ограничения их прав (права выезда за границу; права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения; права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска);

3) письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

4) определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий;

5) ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

6) принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо.

Члены Совета Федерации, депутаты Г осударственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну, без проведения проверочных мероприятий.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается соответствующая расписка.

Законодатель выделяет следующие основания для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне:

а) признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

б) наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития;

в) постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;

г) выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

д) уклонение его от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

— расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

— однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;

— возникновения обстоятельств, являющихся основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Неотъемлемым условием обеспечения функционирования системы защиты государственной тайны является межведомственный и ведомственный контроль.

Межведомственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны в органах государственной власти осуществляют Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их территориальные органы, на которые эта функция возложена законодательством Российской Федерации.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны в Администрации Президента Российской Федерации, в аппаратах палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации, в судебных органах организуется их руководителями.

Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Нормативные правовые акты и литература

Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» // СЗ РФ. — 1997. — № 41. — С. 8220-8235.

Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) «О федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. — 1995. — № 15. — Ст. 1269.

Указ Президента РФ от 30.11.1995 № 1203 (ред. от 19.03.2013) «Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. — 1995. — № 49. — Ст. 4775.

Указ Президента РФ от 16.08.2004 № 1085 (ред. от 08.02.2012) «Вопросы Федеральной службы по техническому и экспортному контролю» // СЗ РФ. — 2004. — № 34. — Ст. 3541.

Указ Президента РФ от 11.02.2006 № 90 «О Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // СЗ РФ. — 2006. — № 8. — Ст. 892.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 (ред. от 05.05.2012) «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» // СЗ РФ. — 1995. — № 17. — Ст. 1540.

Читайте так же:  Доверенность на сопровождение ребенка в детский лагерь. кто составляет документ разрешение о вывозе

Постановление Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 762.

Демушкин А. С. Документы и тайна. — М.: ООО «Городец-издат», 2009. — 400 с.

Государственная тайна и ее защита в Российской Федерации / Под общ. ред. М. А. Вуса и А. В. Федорова. — СПб Изд-во «Юридический центр Пресс», 2008. — 610 с.

Лопатин В. Н. Концепция развития законодательства в сфере обеспечения информационной безопасности Российской Федерации (проект). — М.: Издание Государственной Думы, 2006. — 159 с.

Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство / Санкт-Петербургский университет МВД России. — СПб.: Фонд «Университет», 2010. — 428 с.

Фатьянов А. А. Правовое обеспечение безопасности информации в Российской Федерации. — М.: Издательская группа «Юрист», 2011. — 412 с.

Контроль за обеспечением защиты государственной тайны (Павелин А.)

Дата размещения статьи: 20.09.2015

В соответствии со ст. 20 Закона о государственной тайне органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, согласно возложенным на них задачам и в пределах своей компетенции. Защита государственной тайны является видом основной деятельности органа государственной власти, учреждения или организации. Контроль за обеспечением защиты государственной тайны осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их компетенции в соответствии с Правилами государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны . Задачами контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Законом о государственной тайне, другими федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами, оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну.
———————————
Закон РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне».
Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны».

Какие сведения отнесены к государственной тайне?

Какие органы осуществляют контроль за обеспечением защиты государственной тайны?

Что является предметом контроля?

Каков порядок проведения проверок?

Обратите внимание! Непредставление или несвоевременное представление указанных в запросе сведений и документов (представление которых предусмотрено законом), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, является административным правонарушением и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб., а на саму организацию — от 3000 до 5000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205
«Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»

В соответствии со статьей 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны.

Председатель Правительства
Российской Федерации

22 ноября 2012 г. N 1205

Правила
организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны
(утв. постановлением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205)

См. Административный регламент ФСБ России по исполнению государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны, утвержденный приказом ФСБ России от 5 марта 2015 г. N 152

1. Настоящие Правила определяют порядок организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны (далее — государственный контроль) уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее — органы государственного контроля) в соответствии с их компетенцией.

2. Задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных Законом Российской Федерации «О государственной тайне» (далее — Закон), другими федеральными законами и принятыми на их основе иными нормативными правовыми актами (далее — требования законодательства о государственной тайне), оценка эффективности принимаемых мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну.

3. Должностными лицами органов государственного контроля, уполномоченными на осуществление государственного контроля от имени этих органов, являются:

а) руководители органов государственного контроля, их заместители;

б) руководители (начальники) подразделений органов государственного контроля, уполномоченных на решение задач по осуществлению государственного контроля, их заместители, а также сотрудники этих подразделений;

в) руководители (начальники) территориальных органов органа государственного контроля, их заместители;

г) руководители (начальники) подразделений территориальных органов органа государственного контроля, уполномоченных на решение задач по осуществлению государственного контроля, их заместители, а также сотрудники этих подразделений.

4. При осуществлении государственного контроля органы государственного контроля в пределах компетенции проводят плановые и внеплановые выездные и документарные проверки (далее — проверки).

5. Проверки проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и с учетом особенностей, установленных статьей 30.1 Закона.

6. Органы государственного контроля проводят проверки выполнения юридическими лицами требований законодательства о государственной тайне и осуществления следующих мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих государственную тайну:

создание и организация деятельности структурных подразделений по защите государственной тайны;

допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне;

выполнение работниками, допущенными к сведениям, составляющим государственную тайну, возложенных на них обязанностей по их защите и соблюдение ими соответствующих ограничений и запретов;

засекречивание сведений, составляющих государственную тайну;

организация и осуществление пропускного режима;

организация и проведение совещаний по секретным вопросам;

обеспечение режима секретности;

организация выезда работников, осведомленных в сведениях, составляющих государственную тайну, за границу;

[3]

организация и осуществление приема иностранных граждан;

Читайте так же:  Поиск лотов в едином федеральном реестре сведений о банкротстве (о портале федресурс). единый федера

передача сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей другим организациям (включая международные) и государствам;

подготовка к работе с носителями сведений, составляющих государственную тайну, в период мобилизации и в военное время;

оборудование и эксплуатация режимных помещений и хранилищ носителей сведений, составляющих государственную тайну;

обращение с носителями сведений, составляющих государственную тайну;

защита секретной информации, обрабатываемой с использованием средств вычислительной техники;

прием, сдача носителей сведений, составляющих государственную тайну, при смене руководителя режимно-секретного подразделения или подразделения секретного делопроизводства, при реорганизации или ликвидации организации;

организация и ведение секретного делопроизводства;

организация и осуществление противодействия иностранным техническим разведкам;

организация и осуществление технической защиты информации;

организация и осуществление защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, с использованием шифровальных (криптографических) средств;

осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

организация и проведение служебных расследований (служебных проверок) по фактам нарушения режима секретности и обязательных требований в области противодействия иностранным техническим разведкам, технической защиты информации и защиты информации с использованием шифровальных (криптографических) средств.

7. Внеплановые выездные проверки проводятся при наличии оснований, установленных статьей 30.1 Закона.

8. Для проведения выездной проверки органом государственного контроля создается комиссия в составе не менее 2 должностных лиц, имеющих соответствующий допуск к государственной тайне.

9. По решению должностных лиц органа государственного контроля к участию в проверке (в составе комиссии) в случае необходимости могут привлекаться представители других государственных органов и организаций (по согласованию с их руководителями).

10. О проведении плановой проверки (как документарной, так и выездной) юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения.

О проведении внеплановой проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания для проведения которой указаны в абзаце третьем части 4 статьи 30.1 Закона, юридическое лицо уведомляется органом государственного контроля не менее чем за 24 часа до начала ее проведения.

11. При проведении плановой и внеплановой выездных проверок должностное лицо органа государственного контроля имеет право доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техническим средствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях информации, относящимся к проверке.

12. По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля, проводящими проверку, составляется акт проверки в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 16 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Копия акта (выписки из акта) проверки юридического лица может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в органы государственной власти (организации), в распоряжении которых в соответствии со статьей 9 Закона находятся используемые в работе юридического лица сведения, составляющие государственную тайну.

13. Должностные лица органа государственного контроля несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.

14. Решения и действия должностных лиц органа государственного контроля могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Регламентирован порядок федерального государственного контроля за обеспечением защиты гостайны.

Задачи такого контроля — предупреждать, выявлять и пресекать нарушения нормативных требований в указанной области, а также оценивать эффективность принимаемых мер по обеспечению сохранности сведений, составляющих гостайну.

Контроль осуществляется в форме проверок. Они бывают плановыми и внеплановыми, выездными и документарными.

В ходе контрольных мероприятий, в частности, проверяются работа структурных подразделений по защите гостайны, допуск должностных лиц и граждан к гостайне, обеспечение режима секретности, оборудование и эксплуатация режимных помещений и хранилищ носителей с гостайной.

Проверяющие лица имеют право доступа к документам, журналам (карточкам) учета и другим материалам и изделиям, местам их хранения, а также к техсредствам, автоматизированным системам и информации, хранящейся на машинных носителях, относящимся к проверке.

О проведении проверки юрлицо заранее уведомляется.

Копия акта проверки (выписки из него) может направляться в вышестоящие организации (при их наличии), заказчикам работ, связанных с использованием гостайны, в органы госвласти (организации), в распоряжении которых находятся используемые в работе юрлица сведения, составляющие гостайну.

Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. N 1205 «Об утверждении Правил организации и осуществления федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 49 ст. 6856

Источники


  1. Под редакцией Пиголкина А. С., Дмитриева Ю. А. Теория государства и права; Юрайт, Юрайт — Москва, 2010. — 752 c.

  2. Адвокатская деятельность и адвокатура в России / Под редакцией И.Л. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 528 c.

  3. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.
  4. Власенко, Н.А. Модернизация специальностей в юриспруденции. Сборник материалов по итогам подготовки паспорта специальностей научных работников / Н.А. Власенко. — М.: Проспект, 2015. — 747 c.
  5. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.
В чем заключается нарушение режима секретности. именем российской федерации. к органам защиты госуда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here