В чем выражается суверенитет государства кратко. суверенитет — это то, что делает государство госуда

newinspire

Понятие, сущность и признаки суверенитета государства

Ключевые слова: понятие, сущность, признаки, суверенитет, государства

Одним из основных — специфических — признаков государства, позволяющих ему играть ведущую роль в политической системе, является суверенитет.

Суверенитет — важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций.

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин «суверенитет» означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 — 1596 гг.).

Понятие «суверенитет» имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя — весьма относительной.

Примером могут служить взаимоотношения Московского Великого княжества с Новгородом и Тверью в XIV — XV вв., французских королей с герцогством Бургундским в XV — XVI вв. Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Суверенитет Российской Федерации , например, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью. Субъекты Российской Федерации не являются суверенными образованиями.

Вместе с тем в некоторых зарубежных федерациях составные части государства отличаются значительной самостоятельностью. В Швейцарии, например, кантоны обладают суверенитетом: 23 кантона, составляющие Швейцарскую федерацию, суверенны в той мере, в какой их суверенитет не ограничивается федеральной конституцией.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней сторонысамостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. . читать далее .

СУВЕРЕНИТЕТ

Найдено 6 определений термина СУВЕРЕНИТЕТ

Суверенитет

независимость государства во внешней политике и его верховенство во внутренних делах.

СУВЕРЕНИТЕТ

нем. Souveranitat фр. souverainete) — независимость государства от др. государств во внешних делах и верховенство во внутренних делах.

[3]

СУВЕРЕНИТЕТ

верховная власть — независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах. Уважение С. — основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

Суверенитет

фр. — верховные права) — полная независимость государства от другого в его внутренних делах и внешних отношениях. Совокупность прав нации на свободу социального и политического строя, на территориальную целостность, экономическую независимость и т.д.

СУВЕРЕНИТЕТ

(нем. Souveranitat, от фр. souverainetft — верховная власть) — одно из неотъемлемых свойств государства, предполагающее его независимость во внешней политике и полноту осуществления верховной законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории во внутренних делах. Суверенные права государств закрепляются международными договорами. Уважение суверенитета — один из основных принципов современного международного права и международных отношений. Закреплен в Уставе ООН и других международных актах.

СУВЕРЕНИТЕТ

нем. Souver?nit?t, от франц. souverainet? — верховная власть) — верховенство гос. власти внутри страны и ее независимость в междунар. отношениях. Верховенство гос-ва означает подчинение ему всех лиц и орг-ций в пределах гос. территории. Гос. независимость выражается в неподчинении данного гос-ва к.-л. внешней власти, т. е. власти др. гос-ва. Термин «С.» в гос.-правовом смысле был впервые введен во Франции в 16 в. Ж. Боденом, к-рый определяет С. как верховенство и независимость его единств. носителя — монарха.

Идеологи бурж. революции (Ж. Ж. Руссо, Э. Ж. Сьейес, М. Робеспьер, Ж. П. Марат) выдвинули понятие «народный С.»; в дальнейшем, когда буржуазия, завоевав власть, отбросила демократич. лозунги революц. периода, бурж. ученые заменили его понятием «С. нации», «С. гос-ва» и т. п. Принцип С. — один из основных принципов междунар. права, получивший юридич. закрепление в уставе ООН, в к-ром говорится, что ООН «. основана на принципе суверенного равенства всех ее членов» (ст. 2). Принцип С. многократно подтверждался важнейшими междунар. документами: декларации Бандунгской (1955) и Каирской (1958) конференций гос-в Азии и Африки, Декларация о предоставлении независимости колон. странам и народам, принятая Ген. Ассамблеей ООН в 1960, и др. На практике, однако, принцип С. постоянно нарушается капиталистич. гос-вами.

Читайте так же:  Какой предусмотрен штраф за езду по обочине. что будет за езду по обочине штрафы гибдд за езду по об

Уже в эпоху домонополистич. капитализма бурж. наука и дипломатия признавали право на С. лишь за т. н. «цивилизованными» гос-вами и отказывали в этом праве зависимым и колон. странам. В эпоху империализма, особенно после 2-й мировой войны, мн. бурж. политики, публицисты и ученые объявляют С. устаревшим понятием и призывают к отказу от нац. государственности. С защитой подобной концепции выступают, напр., Л. Дюги (L. Duguit, Manuel de droit constitutionnel, P., 1923), X. Кельзен (H. Kelsen, Das Problem der Souver?nit?t und die Theorie des V?lkerrechts, T?bingen, 1920), Ж. Сель (G. Scelle, Manuel de droit international public, P., 1948), Ш. Руссо (Ch. Rousseau, Droit international public, P., 1953) и др. Демократич. силы, выступая против нац. эгоизма, утверждают идею нац. С., к-рая приобретает возрастающее значение и становится важным фактором прогрессивного развития общества. В СССР суверенитет принадлежит Союзу ССР, а вне пределов его компетенции каждая союзная республика осуществляет гос. власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик (ст. 15 Конституции СССР). Марксистско-ленинские партии, революц. рабочий класс, прогрессивные силы всего мира считают защиту суверенных прав народов одной из своих важнейших задач.

Признаки гос суверенитета

Государственный суверенитет. понятие признаки.

Государственный суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве и независимости государственной власти на всей своей территории, а также в международных отношениях

Основные характеристики государственного суверенитета:

1 ) верховенство государственной власти на территории государства выражается в том, что в рамках этой территории не существует никакой другой политической власти, которая находилась бы над государственной властью, которой бы государственная власть подчинялась;

2) независимость государства в международных отношениях означает, что государство выступает в международных (межгосударственных) отношениях в качестве равноправного с другими суверенными государствами субъекта.

3) суверенитет государства не является неограниченным. С одной стороны, верховенство государственной власти ограничено правом, государственная власть функционирует в строго очерченных правом рамках. С другой стороны, верховенство власти ограничивается нахождением государства в различных международных организациях (прежде всего, в Организации Объединенных Наций и Содружестве Независимых Государств). Такое ограничение выражается в передаче части государственных полномочий этим международным организациям.

4) государственный суверенитет един и принадлежит только одному субъекту — государству

5) международно-правовыми аспектами суверенитета являются принципы целостности и неприкосновенности территории государства. Нерушимость границ, целостность и неприкосновенность территории являются общепризнанными принципами международного права и закреплены в Уставе ООН. Государства обязуются соблюдать эти принципы в своих отношениях.

Суверенитет государства не беспределен, внутри страны он ограничен суверенитетом народа, вне страны — принятыми нормами отношений между государствами.

Государственный суверенитет имеет две стороны:

Внешняя – независимость государственной власти;

Внешний суверенитет позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам.

Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.

Внутренняя – верховенство власти;

Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения.

Признаки государственного суверенитета:

С внутренней стороны:

Верховенство государственной власти – то есть ее распространение на всех лиц на территории данной страны и обеспечивается с помощью законов и аппарата власти;

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает:

[2]

Универсальность ее властной силы, которая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны;

Государственная власть может отменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон;

Наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает, например, армия, полиция, тюрьмы;

Монопольную возможность применения таких средств воздействия, принуждения, силовых методов, которыми не располагают другие субъекты политики;

Осуществление властных полномочий в специфических формах, прежде всего юридических;

Самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

С внешней стороны — самостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны;

Признаки гос суверенитета

Суверенитет — важнейшая характеристика политико-правовой сущности государства. Он означает верховенство и независимость власти. Это такое свойство власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свои внутренние и внешние дела.

Определяя качество государственной власти как высшей и независимой власти, суверенитет предполагает неподчиненность ее каким-либо другим структурам власти. В суверенном государстве не может быть политических образований, конкурирующих властей, которые были бы выше власти суверена.

Суверенное государство обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории данного государства не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Власть государства распространяется на всю территорию, находящуюся под его юрисдикцией.

В качестве суверена государство полностью распоряжается территорией в пределах государственной границы, т.е. обладает территориальным верховенством. Верховенство государства внутри страны предполагает точное и неуклонное соблюдение законов данного государства всеми гражданами, государственными и муниципальными органами, должностными лицами, негосударственными объединениями и организациями.

Государство обязано пресекать военную агрессию и другие формы посягательства на суверенитет, территориальную целостность, а также обеспечивать свою экономическую, политическую и информационную независимость. Оно обеспечивает защиту населения и территории. Принцип целостности и неприкосновенности территории является одним из основных элементов безопасности государства, а его защита и обеспечение — одной из важнейших государственных функций.

Читайте так же:  Что вы указывали в имуществе при банкротстве. какое имущество гражданина подпадает под реализацию пр

Суверенитет означает не только верховенство, непререкаемость решений государства во внутренних делах, но и независимость государства во внешнеполитической сфере. Суверенное государство является самостоятельным участником международных отношений (обладает статусом субъекта международного права) и может в силу этого заключать международные договоры, обмениваться дипломатическими, консульскими, торговыми и иными представительствами.

В широком толковании термин «суверенитет»

[1]

означает также верховенство власти государства внутри страны. Считается, что первым, кто стал рассматривать суверенитет как особую черту, присущую любому государству, был Ж. Боден (1530 — 1596 гг.).

Понятие «суверенитет» имело разное наполнение в зависимости от исторических условий. Суверенитет, например, феодального государства в Средние века выглядел иначе, чем в период абсолютизма и в современную эпоху. Верховная власть монарха в нем бывала по отношению к княжествам и герцогствам больше номинальной, а их вассальная зависимость от короля или царя — весьма относительной.

Если Ж. Боден признавал за государственным суверенитетом такие черты, как бессрочность, абсолютность, без которых невозможно решать важнейшие вопросы жизни страны, то сегодня суверенитет государства не является абсолютным: будучи членами международных соглашений, государства вынуждены вести политику в соответствии с принятыми обязательствами.

Признаки государственного суверенитета:

1) с внутренней стороны:

а) верховенство государственной власти — т.е. ее распространение на всех лиц на территории данной страны. Обеспечивается с помощью законов (государственных предписаний) и аппарата власти;

б) самостоятельность государственной власти, ее независимость от других властей на территории данной страны;

2) с внешней сторонысамостоятельность государственной власти и ее независимость от других властей за пределами территории данной страны. . читать далее .

Понятие и признаки суверенитета государства

Суверенитет выступает одним из главных признаков государства, которые позволяют ему занимать ключевое место в политической системе.

Понятие «суверенитет» для государства имеет то же значение, что и категория «права и свободы» для человека.

При широком толковании термин «суверенитет» понимают также как верховенство власти государства внутри страны.

Суверенитет представляет важнейшую характеристику для политико-правовой сущности государства. Суверенитет означает независимость и верховенство власти. Он обеспечивает возможность самостоятельно и свободно реализовывать собственные внутренние и внешние вопросы.

Суверенитет предполагает её неподчиненность каким-либо иным властным структурам. В суверенном государстве не должно быть политических образований, которые составляют конкуренцию власти и находятся выше власти суверена.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Суверенитет предполагает наличие всей полноты власти у государства на своей территории. Никакая иная власть на территории данной страны не имеет права присвоить себе функции верховной власти суверена либо поставить себя выше. Власть распространяет свое действие на всю территорию, которая находится под его юрисдикцией.

Будучи сувереном государство в полной мере распоряжается территорией в пределах собственной границы, т.е. имеет территориальное верховенство.

Верховенство государства внутри своих границ означает точное соблюдение законов и иных нормативных актов этой страны всеми гражданами, государственными органами и их должностными лицами, разнообразными организациями и объединениями.

Государство должно пресекать военную агрессию и иные формы посягательства на суверенитет и территориальную целостность. Оно обязано обеспечивать собственную политическую, экономическую и информационную независимость, защиту населения и своей территории.

Принцип целостности и неприкосновенности территории выступает одним из главных элементов безопасности государства, а его обеспечение – важнейшей государственной функцией.

Суверенитет предполагает не только верховенство во внутренних вопросах, но и независимость государства в сфере внешней политики. Суверенное государство – это самостоятельный участник международных отношений, который имеет статус субъекта международного права. По этой причине оно может заключать международные соглашения и договора, а также обмениваться дипломатическими, торговыми и иными представительствами.

Признаки государственного суверенитета принято выделять в двух разрезах:

– во-первых, с внутренней стороны:

а) верховенство власти государства, т.е. её распространение на всех лиц на территории этой страны. Оно обеспечивается посредством законов и государственного аппарата;

б) самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей на территории этой страны;

– во-вторых, с внешней стороны: самостоятельность государственной власти, а также её независимость от иных властей за пределами территории этой страны.

Таким образом, понятие суверенитета государства отражает его независимость в решении внутренних и внешних вопросов от влияния воли иных субъектов. Признаки суверенитета государства очерчивают набор уникальных черт, наличие которые позволяет судить о его наличии либо отсутствии.

Понятие государственного суверенитета, его юридические свойства. Взаимосвязь суверенитета государства с суверенитетом народа и национальным суверенитетом

Суверенитет (от английского sovereignty и французского souverainete) – это верховная власть. Суверенитет – один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство государственной власти выражается в том, что она определяет весь строй правовых отношений в государстве, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан. Ярким выражением верховенства государственной власти является верховенство на всей территории государства конституции и других законов, издаваемых высшими органами государственной власти.

Верховенство государственной власти России как признак суверенитета Российской Федерации закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».

Верховенство государственной власти делает ее единственной политической властью, исключая тем самым возможность существования наряду с суверенной государственной властью какой-либо иной политической власти.

Единство государственной власти, как свойство государственного суверенитета, выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть.
Юридические признаки единства государственной власти заключается в том, что совокупная компетенция системы органов, составляющих высшую государственную власть, охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства, а различные органы, принадлежащие к этой системе, не могут предписывать одним и тем же субъектам при одних и тех же обстоятельствах взаимоисключающие правила поведения.

Читайте так же:  Приказ т 6 образец заполнения. приказ на отпуск за сколько дней до отпуска

Согласно ст.11 Конституции РФ в Российской Федерации государственная власть реализуется системой, в которую входят федеральные государственные органы; Президент, законодательные, исполнительные и судебные органы, а также государственные органы субъектов Федерации.

Единство системы государственной власти – одна из гарантий государственной целостности Российской Федерации. Одновременно это единство выступает как одно из самых важнейших проявлений суверенитета Российской Федерации. Важным свойством суверенной государственной власти является ее независимость. Независимость государственной власти означает самостоятельность государства в отношениях с другими государствами. Независимость и верховенство государственной власти выражаются:

  • в универсальности – решения государственной власти обязательны для всего населения, организаций и лиц, облеченных властью в данной стране
  • в прерогативе – возможность отмены и признания ничтожным любого незаконного проявления другой общественной власти, а также возможность закрепления государственной властью любого проявления общественной власти (обычная, требования и др.)
  • в наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная организация.

Однако вышеперечисленные юридические свойства суверенитета не имеют абсолютного характера. Уже в начале ХХ века появляются суждения, что «власть каждого государства ограничена и обусловлена из вне – зависимостью его от международного общения, изнутри от разнообразных общений, из которых оно стало слагаться»1), т.е. в современном мире суверенитет ни одного государства не означает, что оно не связано ни с чем внутри страны и абсолютно независимо от других государств, от мирового сообщества в целом.

Любое демократическое государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти
Российской Федерации являются права и свободы человека и гражданина (ст.18 Конституции РФ). В международных отношениях государство берет на себя обязательства считаться с общепризнанными нормами международного права, с заключенными им договорами. Так, согласно п.4 ст.15 Конституции РФ
«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Суверенитет государства, т.е. государственный суверенитет, производен от народного суверенитета. Конституция РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации признает ее многонациональный народ (ст.3). Согласно ст.32 Конституции РФ «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих руководителей.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Граждане Российской Федерации имеют равноправный доступ к государственной службе. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия».

А значит народный и государственный суверенитет «настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего так или иначе суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни»1).

Как отмечает И.А. Умнова, сочетание народного и государственного суверенитетов – это «свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права».

Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение. В России как многонациональном государстве данное право закреплено в ст.5 Конституции РФ.

Однако следует отметить что, в многонациональных государствах, образованных путем добровольного объединения наций, суверенитет осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной лишь нации.

В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации осуществили свое право на самоопределение – путем объединения в союзное государство или путем федерации на базе автономии или конфедерации, — государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет каждой из объединившихся наций.

В первом случае это достигается путем обеспечения суверенных прав субъектов союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству (например, охрану общих государственных границ, осуществление общей финансовой, налоговой и оборонной политики).

Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях многонациональное государство в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно этому многонациональному государству, выражающему как общие интересы всех объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них.

Так, в целях сохранения государственного единства России, как многонационального государства, недопустимости нарушения прав человека, интересов каждой нации, народы России свое право на самоопределение, могут реализовывать либо только в рамках Российской Федерации либо в любой другой форме, но только с согласия Российской Федерации.

Со своей стороны Россия как суверенное государство гарантирует гражданам России, относящих себя к определенным этническим обществам равные права, самостоятельное решение ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (ст. ст. 19, 68, 69 Конституции РФ); а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Итак, государственный суверенитет — это присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость территории, неприкосновенность территориальных единиц и невмешательство во внутренние дела.

Если какое бы то ни было иностранное государство или внешняя сила нарушает границы данного государства или заставляет его принять то или иное решение, не отвечающее национальным интересам его народа, говорят о нарушении его суверенитета.

Выступая признаком государства, суверенитет характеризует его как особого субъекта политических отношений, как главного компонента политической системы общества.

Суверенитет является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств государства. Более того, именно он и есть тот критерий, который позволяет отличить страну от других публично-правовых союзов.

Читайте так же:  Классификация продуктов питания по группам. классификация молочных продуктов. продовольственные това

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8822 —

| 7175 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Государственный суверенитет

Государственный суверенитет – это верховное неотчуждаемое право государство решать вопросы внешнего и внутреннего характера, соблюдая при этом законодательство, нормы и принципы международного права.

Суверенитет (от фр. souverainete и англ. sovereignty – верховная власть) – это единство, независимость и целостность государства. Данное понятие означает неотъемлемое право каждой страны определять свой политико-юридический статус, самостоятельно выбирать путь экономического, социального и культурного развития.

Главенство верховной власти внутри страны складывается из следующих моментов:

  1. универсальность;
  2. исключительные полномочия;
  3. принимаемые решения распространяются на всех граждан, партии и общественные объединения страны;
  4. средства воздействия, которыми не располагает никакая другая ветвь власти.

Являясь одним из основополагающих качеств любой страны, суверенитет предполагает правовое равенство всех независимых государств. Этот принцип закреплен в Уставе ООН и в других международных документах.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Историческая роль

В европейских странах понятие суверенитета сложилось в конце Средневековья, когда правящим элитам понадобилось отделить власть верховного правителя от влияния церковных лидеров. Государства утверждали свою независимость и приоритет национального светского руководства над престолом Римского Папы.

Признание суверенитета сыграло исторически определяющую роль в формировании стран, их объединении и преодолении феодальной раздробленности. Это понятие для государства имеет такое же значение, как и право на свободу для человека.

Возможность принимать решения, будучи независимым от внешних и внутренних посягательств – вот что означает государственный суверенитет для верховной власти.

Французский мыслитель Ж. Боден считал это понятие напрямую связанным с личностью короля. В своем труде «Шесть книг о политическом сообществе» (1576 год), он определил суверенитет как высшую, абсолютную и постоянную власть над гражданами и подданными.

В России идею верховенства единого правителя впервые сформулировал волоцкий игумен Иосиф Санин. В сочинении «Просветитель» (1503 год) он написал о самодержавии московских государей, чья власть распространяется на всю страну и имеет безусловный приоритет над влиянием удельных князей.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Проблема государственного суверенитета в современном мире

В современном мире происходит глобальная переоценка понятия «государственный суверенитет». Например, сербская провинция Косово провозгласила свою независимость. И вопреки устоявшимся нормам международного права, многие государства ее признали. А желание абхазского народа самостоятельно определять свою жизнь привело к конфликту с руководством Грузии.

Реакция мирового сообщества на оба эти сложные противостояния противоречива. С одной стороны, международные институты, в том числе и ООН, признают право каждой нации на самоопределение. Но с другой стороны, нельзя игнорировать и тот факт, что и Косово, и Абхазия являются административно-территориальными частями суверенных государств. Возникает правовая коллизия, решение которой довольно сложно найти.

Суверенитет каждого государства сужается с усилением роли международных организаций и мирового сообщества. Отмечаются и страны, независимость которых ограничена или носит формальный характер. Правящие элиты там зависят от мощного влияния сверхдержав, непреклонно диктующих свою волю.

Принудительное ограничение суверенитета обычно возникает в результате войны, страна-победитель может предоставить высшую власть в побежденном государстве «марионеточному» правительству, лишенному права на принятие независимых решений по всем важнейшим вопросам. Добровольное ограничение суверенитета возможно, когда государства объединяются по собственной воле, делегируя часть своих прав руководству общей федерации или союза.

Иностранное государство или другая внешняя сила, нарушающая границы конкретной страны или принуждающая ее руководство принимать решения, не соответствующие национальным интересам, является нарушителем суверенитета.

Таким образом, государство от некого публично-правового союза можно отличить именно по данному признаку. Этот критерий делает каждую страну главным субъектом политических отношений, действующим в рамках мирового сообщества.

Основные принципы, на которых основывается государственный суверенитет:

  1. единство и неделимость территории;
  2. неприкосновенность государственной границы;
  3. невмешательство во внутренние дела другого государства;
  4. политическая независимость.

Государственный суверенитет России

Статья 4 Конституции России определяет суверенитет нашей страны как верховенство и единство государственной власти, распространенные на всю территорию РФ.

Суверенной является только Россия, а республики, края и области, входящие в ее состав, обладают лишь комплексом полномочий в пределах своей компетенции.

Основные характеристики суверенитета Российской Федерации:

  1. признание верховенства федеральной власти над решениями руководства субъектов РФ;
  2. неприкосновенность границ и территориальная целостность страны;
  3. единство экономического пространства;
  4. право на защиту суверенитета, в том числе и через ведение военных действий;
  5. независимая международная политика и внешнеэкономическая деятельность;
  6. государственная монополия на стратегические природные ресурсы.

Полномочиями по охране государственного суверенитета, согласно Конституции РФ, наделен Президент России. На церемонии инаугурации в торжественной присяге избранный глава страны клянется «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства». Президент России определяет внутреннюю и внешнюю политику нашей страны, является верховным главнокомандующим, возглавляет Совет Безопасности. В случае иностранной агрессии или непосредственной угрозы целостности России глава государства вправе ввести военное положение во всей стране или в отдельной ее части.

Правовую основу суверенитета России обеспечивают представительные органы власти, разрабатывая и принимая соответствующие законы. Это две палаты парламента страны: Государственная Дума и Совет Федерации.

Территориальную целостность и неприкосновенность границ России гарантируют Вооруженные Силы. Защитой государственного суверенитета страны в рамках своих полномочий также занимаются дипломатические органы, министерства и ведомства, правоохранительные структуры.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

В чем выражается суверенитет государства кратко. Суверенитет — это то, что делает государство государством. Понятие суверенитета в разные исторические эпохи

Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. [1]

Читайте так же:  Через какое время снимается судимость. через какае время гасится судимость

Понятие государственного суверенитета было введено французским политиком и учёным XVI в. Жаном Боденом и первоначально сохраняло связь с европейским феодально-ленным правом, обозначая прежде всего неограниченность власти верховного сюзерена в противоположность власти вассальных правителей. Согласно определению Бодена суверенитет — это неограниченная и бессрочная верховная власть монарха в государстве, принадлежащая ему в силу его естественного права [2] . Однако в то время регулирующее межгосударственные отношения в Западной Европе каноническое право признавало верховную власть только за римским папой. И только в 1648 году в документах Вестфальского мира был сделан первый шаг в сторону признания светских суверенных прав за всеми европейскими государствами (включая вассалов Священной Римской империи) [3] , таким образом положив начало современной системе, в которой суверенитет предполагается необходимым атрибутом любого государства.

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение [4] . Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития [5] .
Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования [6] .

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа [7] .
Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти [8] или как источник государственного суверенитета [9] . Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства [10] .
В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами [11] и в иных формах.

Суверенитет и современная политика

В современной политологии термин (государственный) суверенитет употребляется почти как синоним слова «независимость» [источник не указан 863 дня] . При этом распространено мнение, что в федеративном государстве субъекты федерации могут иметь ограниченный суверенитет, который в совокупности с суверенитетом федеральной власти (он также ограничен) образует полный суверенитет. Ограничение суверенитета федеральной власти и власти субъекта федерации происходит благодаря разграничению сфер, в которых соответствующие органы власти обладают исключительными полномочиями на принятие решений. [12] Так, в конституциях субъектов федерации, например Татарстана, указывается, что государственное образование имеет суверенитет, который заключается в обладании всей полнотой государственной власти вне пределов полномочий центральной власти федерации. [13]

Синонимом независимости является именно полный, а не ограниченный суверенитет государства.

Суверенитет в современном мире

Право на международное вмешательство

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В 2000 под эгидой ООН была создана «Международная комиссия по вопросам вмешательства и государственного суверенитета». В своем докладе [16] комиссия указывает, что суверенитет не только предоставляет государствам право «контролировать» свои внутренние дела, но также налагает непосредственную ответственность по защите людей, проживающих в пределах границ этих государств. В докладе также высказывается мнение о том, что в том случае если государство не способно защитить людей — будь то из-за отсутствия возможностей, либо из-за отсутствия воли, — ответственность переходит к широкому международному сообществу [17] . Позиция комиссии нашла отражение в новой норме международного права, получившей название «Обязанность Защищать» [18] .

Источники


  1. Сычев, Павел Хищники. Теория и практика рейдерских захватов / Павел Сычев. — М.: Альпина Паблишер, 2011. — 184 c.

  2. Майринк, Густав Кабинет восковых фигур / Густав Майринк. — М.: Terra Incognita, 2015. — 304 c.

  3. Гуреев, В. А. Комментарий к Федеральному Закону «О судебных приставах» / В.А. Гуреев. — М.: Wolters Kluwer, 2017. — 208 c.
  4. Теория государства и права. — М.: КноРус, 2009. — 384 c.
  5. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
В чем выражается суверенитет государства кратко. суверенитет — это то, что делает государство госуда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here