Теоретические аспекты долгосрочных целевых программ. федеральные целевые программы долгосрочные целе

Курсовая работа: Совершенствование механизма реализации муниципальных целевых программ

Тема: Совершенствование механизма реализации муниципальных целевых программ

Тип: Курсовая работа | Размер: 80.36K | Скачано: 121 | Добавлен 22.05.15 в 20:52 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 5

1.1 Понятие, содержание и виды целевых программ 5

1.2 Порядок разработки и утверждения муниципальных целевых программ 12

1.3 Организационно-экономические механизмы реализации муниципальных программ 17

2 МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ ИЖЕВСКЕ НА 2009 – 2014 ГОДЫ 20

2.1 Характеристика программы 20

2.2 Механизм реализации программы 25

2.3 Основные показатели реализации программы 27

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ 32

3.1 Оценка эффективности реализации Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы 32

3.2 Предложения по совершенствованию механизма реализации программы 35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 42

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что целевые программы играют важную роль в управлении процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость наличия в бюджете целевых программ не вызывает никаких сомнений. Сомнения возникают на этапе оценки эффективности этих программ. Очевидно, что основной вопрос, который возникает в этой связи это насколько результативно и эффективно потрачены средства целевой программы. Но это скорее повод для дискуссий, чем основание для принятия решений, поскольку ответ на данный вопрос — «да, результативно» или «нет, не результативно» — не может быть напрямую использован в управленческих процессах.

Объектом исследования являются процессы формирования целевых программ.

Предметом исследования являются механизмы реализации целевых программ.

Целью исследования является оценка механизма реализации целевых программ и разработка предложений по его соврешенствованию.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— исследовать теоретические аспекты механизма реализации целевых программ;

— исследовать структуру, состав и механизм реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы;

— провести оценку эффективности реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы и предложить мероприятия по совершенствованию механизма ее реализации.

Методологией исследования выступают: общенаучные методы (историко-диалектические, анализ, наблюдение), специально-научные методы (системный, статистический).

Теоретической основой работы являются труды отечественных и зарубежных исследователей, таких как Сагитдинов М.Ш., Поваренков Ю. П., Тебекин А.В., Мухин В. И., Мухаметлатыпов Р. Ф., Мухаметлатыпов Ф. У. и других, которые в своих работах раскрывают вопросы работы управления организацией.

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.

Во введение обусловлена актуальность, сформулирована цель, задачи исследования, определены предмет и объект исследования.

В первой главе были рассмотрены теоретические аспекты механизма реализации целевых программ. Во второй главе проведен анализ структуры, состава и механизма реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы. В третьей главе дана оценка эффективности реализации Муниципальной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы и предложены мероприятия по совершенствованию механизма ее реализации.

В заключение сделаны основные выводы и предложения.

Список использованных источников и литературы включает 17 источников. Общий объем работы составляет 42 страниц.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Нормативные и законодательные акты

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (принят Государственной Думой Российской Федерации 17.07.1998)
  2. Федеральный закон от 06 октября 2003г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
  3. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009г. № 536 «Об основах стратегического планирования в Российской Федерации».
  4. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской экономики от 17.06.2002 N 170 «О совершенствовании разработки, утверждения и реализации программ экономического и социального развития субъектов Российской Федерации».
  5. Постановление Администрации г. Ижевска № 584 от 26 июня 2009 года. Oб утверждение Муниципальной программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Ижевске на 2009 – 2014 годы

Федеральные целевые программы

ФЦП как инструмент финансирования бюджетных инвестиций.doc

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ…………………………5

1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ……………………… ………5

1.2.Структура федеральных целевых программ…………………………………. ..7

1.3. Федеральные целевые программы, действующие в РФ…………………….10

2.1.Основные данные о ФЦП «Жилище»………………………………………. . 16

2.2.Основные параметры ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы…………………18

ГЛАВА 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОБЛАСТИ ФЦП………………….25

3.1.Основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП…………….25

3.2. Перспективы и пути решения проблем в области ФЦП…………………….28

Актуальность темы исследования не вызывает сомнения, в связи с тем, что в настоящее время федеральные целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти..

Объектом исследования является федеральные целевые программы РФ.

Предметом исследования является процесс разработки и реализации федеральных целевых программ, как инструмента финансировании бюджетных инвестиций.

Целью данной работы является анализ теоретических и практических аспектов федеральных целевых программ в РФ.

Для реализации поставленной цели необходимо решить ряд задач:

  1. Изучить теоретические основы федеральных целевых программ РФ;
  2. дать характеристику и анализ ФЦП РФ.
  3. определить цели, функции и задачи реализации и финансирования ФЦП;
  4. изучение федеральных целевых программ и их роли в решении социально-экономических задач;
  5. разработать направлений совершенствования федеральных целевых программ.

Поставленные в данной работе цели и задачи определили структуру курсовой работы, состоящую из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе данной работы автором рассмотрены теоретические аспекты федеральных целевых программ, а именно понятие, виды, признаки, особенности и условия применения программно-целевых методов в РФ.

Читайте так же:  Что делать патент. как оформить патент разбираем процедуру регистрации охранного документа. на какой

Во второй главе автор проводит анализ финансирования и исполнения федеральных целевых программ на примере ФЦП «Жилище».

В третьей главе автор описывает основные проблемы в области разработки и реализации ФЦП и возможные пути их решения

Метод исследования — сбор, обобщение и систематизация информации, анализ, формализованное представление. Решение поставленной в курсовой работе цели осуществляется на основе системного подхода, логического и сравнительного анализа имеющихся теоретических и практических данных.

Теоретико-методологической основой исследования в области Центрального Банка России выступают труды известных российских и зарубежных авторов: А. Аникин, В. Виноградов, А. Вишневский, К. Гавальд, Г. Десмонд, Ю. Кашин, О. Лаврушин, И. Ларионова, И.Д. Мамонов, Г. Панов, Полтерович В.М., Поляка Г.Б., А. Потемкин и других.

Информационную базу работы составили законодательные акты, материалы зарубежной и отечественной периодической печати и интернет ресурсы.

ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ

1.1.Понятие Федеральных целевых программ в РФ

В условиях рыночной экономики программно-целевой метод управления становится наряду с прогнозированием социально-экономического развития страны и ее регионов одним из основных инструментов осуществления государственной региональной экономической и социальной политики

Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

В России первой программой в условиях превалирования государственной собственности был план ГОЭЛРО – комплексный государственный план электрификации страны, принятый в 1920 г. 1 Первое правительственное решение по федеральным целевым программам (ФЦП) было принято в конце 1993 г. – по программе «Топливо и энергия». После этого пошел лавинообразный процесс их «размножения». До середины 1995 г. этот процесс носил исключительно волевой и бессистемный характер, так как нормативное регулирование в сфере разработки и исполнения ФЦП отсутствовало. И только после принятия закона о поставках продукции для федеральных государственных нужд было принято постановление правительства, которым утверждался порядок разработки и реализации ФЦП. 2

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения социальной и макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений. Такие изменения, в свою очередь, означают удлинение горизонта планирования, повышение приоритета среднесрочных и долгосрочных целей развития, разработки соответствующих методов их достижения.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”. Направленность управления на достижение конкретных целей (результатов) безотносительно к конкретной структуре органов власти и распределения функций предопределяет повышение роли и места программно-целевых методов управления. 3

Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются 4 :

  • направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;
  • более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;
  • системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
  • более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;
  • высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;
  • наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;
  • возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

1.2.Структура федеральных целевых программ

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения. 5

Целевая программа состоит из следующих разделов: 6

  • характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
  • основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
  • перечень программных мероприятий;
  • обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
  • механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
  • оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной целевой программы, в котором указываются: наименование, дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения, государственный заказчик, государственный заказчик-координатор, основные разработчики, цели и задачи программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляютс я следующие требования 7 :

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы: 8

[1]

  • специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
  • достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
  • измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
  • привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Читайте так же:  Какие документы нужны для регистрации ребенка

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы. 9

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII Постановления Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 » О внесении изменений в порядок разработки и реализации федеральных целевых программа и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация «. 10

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

Теоретические аспекты долгосрочных целевых программ. Федеральные целевые программы Долгосрочные целевые программы

Лущик Александр Андреевич

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия,

Планирование, как элемент управленческого решения, имеет признаки четкой структуры последовательных действий в области принятия решений, предплановых работ, работ на стадии планирования и реализации намеченных целей.

Большинство экспертов сходятся во мнении о том, что система территориального планирования и управления без создания механизмов ее согласования, как с системой макроэкономического программирования (федеральный уровень), так и с системой микроэкономического планирования (муниципальное образование, хозяйствующий субъект), будет малоэффективной.

Это отводит особое место формированию плановых и прогнозных документов социально-экономического развития субъектов и групп субъектов Российской Федерации, которые, с одной стороны, способны в рамках стратегии развития регионов синхронизировать свои стратегические цели и задачи со стратегическими приоритетами федерального уровня, а с другой стороны, конкретизировать эти цели и задачи в долгосрочные, среднесрочные и текущие экономические и социальные программы, обеспеченные гарантированной государственной поддержкой [2, с. 57].

Стратегическое планирование и прогнозирование террито­риального развития в нашей стране имеют давние традиции. Заметными вехами были план ГОЭЛРО и первые пятилетние планы, содержавшие разделы, посвященные регионам, а также крупные региональные программы, которые начали разрабатываться с 1930-х годов («Урало-Кузнецкий комбинат», Ангаро-Енисейская программа, «Большая Волга» и др.).

Система научных обоснований долгосрочного территориального и регионального развития в СССР полностью сложилась в 1970-х годах. Она включила: Комплексную программу научно-технического прогресса на 20 лет (далее — КПНТП), Генеральную схему развития и размещения производительных сил на 10‑15 лет, Генеральную схему расселения.

Последняя КПНТП СССР (и РСФСР) была разработана и утверждена на период до 2010 года, а последняя Генеральная схема расселения — до 2005 года. Фактически они прекратили свое существование на рубеже 1990-х годов.

Вследствие распада СССР и радикального изменения политической и экономической среды рекомендации перечисленных стратегических документов стали не приемлемы и потребовали существенной корректировки. Однако многие их методологические элементы и конструкции по-прежнему входят в научный арсенал стратегических разработок.

Работы по территориальным аспектам стратегии социально-экономического развития были продолжении и с началом проведения в России рыночных реформ [1, с. 15‑16].

Результаты исследований в 2005 году коллектива ученых из Новосибирска показывают, что «основой разработки и реализации планов и программ любых административно-территориальных образований на современном этапе является также достижение согласия между всеми ветвями власти, бизнесом и гражданским сообществом как в выборе стратегических приоритетов, целей и задач устойчивого развития территории на долгосрочную перспективу, так и в вопросе оптимальности имеющихся ресурсов на решение стратегических приоритетов и текущее функционирование экономического и социального секторов территории» [2, с. 55]. Поведенный в ходе настоящей работы в 2011 г. мониторинг действующих нормативных правовых актов подтвердил действенность данного заключения и актуальность на региональном и местных уровнях на перспективу. Региональная политика, основанная на федеральном законодательстве, должна обеспечивать и определять условия деятельности различных хозяйствующих субъектов, учитывая их интересы, интересы населения и безопасности экологии. Разработка региональных программ является наиболее актуальным и перспективным направлением программно-целевого планирования России и является действенным механизмом модернизации экономики страны и ее устойчивого развития.

Рассмотрим порядок формирования целевых программ на уровне региона, инициированных властями.

Деление программ по целям и сферам распространения компетенций определенных органов различны и зависят от текущих и стратегических задач каждого региона. В свою очередь, сама процеду­ра их разработки интересна своей иерархичностью и возможностью проецирования для работы властей всех субъектов страны. Различные подходы в разработке программ являются схожими по ряду этапов и могут быть объединены общим алгоритмом (таблица № 1).

Таблица 1.

Этапы порядка формирования целевых программ

Этап

Описание этапа

1.1. Определение цели программы.

1.2. Выбор источника информационного обеспечения (в случае самостоятельной разработки).

Выбор исполнителя (разработчика) программы.

1.3. Определение сроков реализации программы.

1.4. Определение конечных объемов бюджетных ассигнований

[3]

2.1. Содержание проблемы и обоснование необходи­мости ее решения.

Оценка экономического потенциала региона.

2.2. Выработка механизмов привлечения дополни­тельных ресурсов федерального бюджета и поддержки представителей коммерческого сектора.

2.3. Определение индикативных показателей (по вариантам).

Читайте так же:  Что является основным источником гражданского права. источники гражданского права. их классификация

3.1. Определение этапов реализации программы.

3.2. Выработка программных мероприятий.

3.3. Определение механизма реализации программы.

3.4. Расчет потребности в ресурсах.

3.5. Определение конечных объемов бюджетных ассигнований (по вариантам)

3.6. Расчет эффективности программы (по вариантам).

4. Экспертиза программы, в том числе оценка социального эффекта и воздействия на экологию. Общественное обсуждение.

5. Разработка окончательного проекта программы.

6. Подготовка к рассмотрению лицами, принимающими решения.

Учитывая ограниченность бюджетных средств, в регионах зачастую определение конечных объемов бюджетных ассигнований для реализации программ является ключевым моментом первого этапа, что противоречит принципам планирования и негативно сказывается на конечных показателях, однако является реалией настоящего времени и не может быть упущено из внимания при подходе к планированию в целом.

Правовые порядки принятия решений о разработке программ и их реализации, определение критериев оценки эффективности закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах субъекта Российской Федерации. Программы могут включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках самой программы.

В качестве принципов формирования целевых программ представляется возможным определить:

· реализацию положений государственной политики в данной проблематике;

· участие максимального количества всех заинтересованных лиц;

· реалистичность достижения выбираемых конечных показателей в определенный период времени;

· возможность разработки и принятия территориальных программ по данной проблематике (муниципальных программ) на базе данной региональной программы.

Учитывая принципы формирования региональных программ на каждом этапе их формирования, разработчики сами определяют жизненное наполнение документального закрепления путей решения той или иной проблемы.

Федеральное законодательство не всегда в должном акценте отражает пути решения проблем, в связи с чем, действенная региональная политики должна своей результативностью показывать и предлагать действенные варианты для социально-экономического развития отдельных ячеек общества, секторов экономики и в целом государства.

Список литературы:

1. Гранберг А. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации. // Вопросы экономики. — 2001. — № 9. — С. 15‑27

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

2. Формирование комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований: учебно-метод. пособие. / В.И. Иванков [и др.]; под общ. ред. Т.В. Псаревой. — Новосибирск, 2005. — 344 с.

3. Обзор нормативных правовых актов подготовлен с помощью системы «КонсультантПлюс».

Целевые программы: понятие, структура, виды

Целевые программы – своеобразный плановый документ, в отличие от прогноза носят комплексный характер, в них отражаются основные этапы реализации поставленных целей, дается их экономическая оценка.

Программа – это адресный документ, где определен увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления, комплекс социально-экономических, технико-производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и социальных мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей и требующих участия многих отраслей и хозяйствующих органов.

Разделы целевой программы:

1. Аналитический блок, в котором раскрывается и анализируется проблемная ситуация;

2. Целевой – формируется главная цель программы и подцели, вытекающие из главной;

3. Блок программных заданий и мероприятий. Мероприятие – это конкретно заданная задача, адресованная конкретному исполнителю, где изложены все требования и сроки исполнения;

4. Ресурсный — определяются все необходимые ресурсы для реализации программных мероприятий;

5. Организационный – создаются схемы реализации программы, организация управления программы и контроль за ходом ее реализации;

6. Сводный – аналитическая записка или резюме, бизнес-план, бюджетная заявка на ассигнования из федерального бюджета и др.

Стадии разработки программы:

1. Отбор проблем;

2. Принятие решения о разработке;

3. Обоснование намечаемых мероприятий;

4. Экспертиза и оценка эффективности;

6. Контроль за ходом выполнения.

Инициаторами разработки программ могут выступать юридические и физические лица, органы законодательной и исполнительной власти.

Виды целевых программ:

1. По продолжительности и времени упреждения:

— долгосрочные (более 5 лет);

— среднесрочные (до 5 лет);

— краткосрочные (1-2 года);

2. По масштабам решаемых проблем:

— международные (сотрудничество со странами СНГ);

— национальные или федерально-государственные программы;

— на уровне фирмы;

3. По содержанию или характеру исследований:

— производственные (развитие средств связей в сельской местности);

— топливно-энергетические (топливо и энергия, безопасность атомной энергетики);

— научно-технические (национальная технологическая база России, Робот, Лазер);

— экологические (отходы, охрана водных бассейнов, предотвращение опасных изменений климата и их отрицательных последствий);

— социально-экономические программы (повышение жизненного уровня населения, занятости);

— социальные (социальная защита пожилых людей, профилактика безнадзорности и правонарушений подростков);

Существует еще специфический вид программ – президентские.

— организационно хозяйственные программы, разрабатываемые для организации управления всеми хозяйственными системами.

Положения разработки и реализации целевых программ в рыночных условиях

Недостатки современной практики реализации целевых программ в РФ:

1. Во всех развитых странах значительная часть (50%) расходов бюджета, распределяется непосредственно на выполнение программ. В России основную часть бюджета получают министерства и ведомства, а доля финансирования программ остается ничтожной. То есть основные средства получают управляющие структуры, а не конкретное мероприятие, объекты, процессы.

2. Недостаточно конкретно формируется сама цель решаемой проблемы, что препятствует объективной оценке соответствия формируемых заданий программы текущего состояния решения проблемы.

3. Состав конечных подцелей не всегда учитывает рыночную ситуацию и часто не соответствует цели решаемой проблемы, что приводит лишь к частичному решению исходной проблемы.

4. Оценки ресурсных требований обычно формируются без разработки бизнес-плана и часто оказываются завышенными.

5. В большинстве программ отсутствуют механизмы и структура управления, обеспечивающие целевое финансирование и контроль за ходом выполнения работ, что приводит к нецелевому расходованию средств и замедлению темпов выполнения программы.

6. Неполное и недостаточное финансирование целевых программ, что приводит к омертвлению уже вложенных средств, к убыточному выполнению проектов и увеличивает остроту проблемной ситуации.

Новые подходы к разработке и реализации целевых программ:

— общегосударственные программы следует разрабатывать по ограниченному кругу особо важных общегосударственных проблем, и при этом должны утверждаться основные экономические регуляторы и объемы финансирования из госбюджета;

— необходимо ввести практику ежегодного пересмотра состава федеральных целевых программ и их деление на 3 группы:

a) программы, которые должны финансироваться в полном объеме;

b) программы, интенсивность финансирования которых может быть сокращена;

c) программы, по которым может быть временно прекращено финансирование;

Читайте так же:  Оформляем белоруса на работу. верховный суд работодатель не обязан уведомлять фмс о приеме на работу

— источники финансирования целевых программ: бюджетные средства и внебюджетные источники, к которым относятся: взносы участников программ, целевые отчисления работников предприятий, получаемые в результате реализации программы, кредиты банков, средства общественных организаций и иностранных государств, зарубежных инвесторов и другие поступления. Могут создаваться специальные внебюджетные фонды. Источниками средств этих фондов является: прибыль, остающаяся в распоряжении предприятий и организаций, средства соответствующих бюджетов РФ и местных бюджетов, средства внебюджетных фондов, министерств и ведомств РФ. Источниками финансирования программ служат инвестиционные и конверсионные кредиты, целевые кредиты банков под государственные гарантии;

— материально–техническое обеспечение программы: либо на основе государственного заказа, либо по прямым хозяйственным связям или через посредников;

— методы воздействия на исполнителей государственных программ должны быть не административными, а преимущественно экономическими, то есть необходимо использовать налоговые льготы, субсидии, субвенции, гарантированные льготные кредиты, в ряде случаев регулирования цен и тарифов и государственную контрактную систему;

— важным вопросом является выбор наиболее эффективных целевых мероприятий. Его надо осуществлять исходя из возможности получения максимума целевых результатов. Это либо максимальный эффект при заданном уровне расхода дефицитных ресурсов, либо достижение необходимого уровня конечных результатов при минимуме расходов;

— организация выполнения программы:

a) Заказчик программы;

b) Ответственный разработчик программы;

c) Разработчики программы;

d) Руководитель программы;

e) Администрация программы;

f) Фонд данных программы;

— государственные программы должны проходить государственную экспертизу. При правительстве РФ создан экспертный совет. В процессе экспертизы анализируются возможные последствия реализации программ, оцениваются альтернативы, выявляются механизмы привлечения дополнительных внебюджетных средств. Выявляется приоритетность характера проблемы, научная обоснованность, экологическая безопасность и эффективность осуществления программы.

Федеральные целевые программы

курсовая ФЦП(1).docx

1 Теоретические основы федеральных целевых программ

1.1 Понятие федеральных целевых программ……………………………5

1.2 Механизм формирования и финансирования федеральных целевых программ…………………………………… ……………………………………..7

2 Анализ реализации федеральных целевых программ в Новгородской области

2.1 Социально-экономическая характеристика Новгородской области…………………………………………………………… ………………17

2.2 Анализ федеральных целевых программ реализуемых в Новгородской области…………………………………………………………. .20

3 Повышение эффективности федеральных целевых программ…… . 30

Целевые программы — одни из наиважнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и они сосредотачиваются на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевые программы включают в себя подпрограммы, направленные на решение определенных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Формирует перечень долгосрочных целевых программ орган исполнительной власти, исполнительный орган местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально — экономического развития Российской Федерации и прогнозом социально — экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами.

Долгосрочная целевая программа, которая предлагается к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, содержит технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально — экономических (экологических) результатов реализации указанной программы; наименование заказчика указанной программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам, другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения.

Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что федеральные целевые программы помогают в решении стратегических задач развития экономики и социальной сферы, особенно в тех случаях, когда необходимо сконцентрировать ресурсы для достижения конкретных целей в заданные сроки.

Объект анализа – реализация федеральных программ на примере Новгородской области.

Предмет анализа – механизм формирования и реализации федеральных целевых программ.

Цель курсовой работы – изучить федеральные целевые программы, механизм их финансирования.

Чтобы достичь поставленной цели нужно решить ряд следующих задач:

— рассмотреть понятие федеральных целевых программ;

— изучить механизм формирования, финансирования и реализации целевых программ;

— проанализировать реализацию целевых программ на примере Новгородской области;

— рассмотреть способы совершенствования реализации федеральных целевых программ.

1 Теоретические основы федеральных целевых программ

1.1 Понятие федеральных целевых программ

Ключевой задачей развития Российской Федерации в настоящее время является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта.

Одним из необходимых условий роста конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого развития является повышение эффективности государственного управления за счет проведения административной реформы, совершенствования методов бюджетирования, переход от “планирования ресурсов” к “планированию результатов”.

Важным инструментом реализации обозначенной цели выступают федеральные целевые программы, позволяющие в рамках программно-целевого метода конкретизировать усилия для комплексного и системного решения среднесрочных и долгосрочных проблем экономической и социальной политики страны, обеспечивать прозрачность и обоснованность процесса выбора целей, которые необходимо достигнуть в различные временные периоды, пути достижения результатов с использованием, в случае необходимости, различных форм поддержки на федеральном уровне.

Федеральные целевые программы являются в настоящее время основным, и по существу единственным отработанным и эффективно действующим инструментом программно-целевого планирования в Российской Федерации. Основными особенностями и достоинствами этого инструмента являются:

— направленность на решение комплексных задач, стоящих перед Российской Федерацией как государством и как социально-экономической системой;

— более длительный горизонт планирования, сопоставимый со сроками отдачи и окупаемости инвестиций и позволяющий оценивать среднесрочные и долгосрочные социально-экономические эффекты;

— системный подход к формированию комплекса взаимосогласованных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

[2]

— более открытый и гласный по сравнению с другими методами государственного финансирования порядок формирования программ и хода их реализации;

— высокая степень прозрачности государственных заказов и закупок в рамках программных мероприятий, обеспечение контроля за эффективностью расходования средств государственного бюджета;

— наличие возможности оперативной и эффективной корректировки программных мероприятий, обеспечивающих гибкость проводимой политики, и возможности быстрого реагирования на изменение условий реализации программы;

— возможность в рамках программ комбинировать и объединять усилия органов власти различных уровней и частного сектора экономики.

Федеральные целевые программы — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач в области государственного, экономического и социального развития Российской Федерации.

Читайте так же:  Приказ о закреплении тс за директором. приказ о закреплении автомобилей за сотрудниками организации

Федеральные целевые программы — гибкий инструмент реализации долгосрочной экономической политики государства, активного воздействия на производственные и экономические процессы. Они включают в себя конкретные цели и результаты, которые необходимо достигнуть исходя из сформированных приоритетов среднесрочной программы социально-экономического развития страны, а также перечень инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих достижение этих целей и обоснованное ресурсное обеспечение, в том числе за счет федерального бюджета.

На сегодняшний день федеральные целевые программы это наиболее прозрачный инструмент проведения социально-экономической политики с использованием поддержки из федерального бюджета.

1.2 Механизм формирования и финансирования федеральных целевых программ

Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления при рассмотрении и утверждении бюджета или самостоятельно.

Долгосрочная целевая программа, предлагаемая к утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

— прогноз ожидаемых социально — экономических (экологических) результатов реализации указанной программы;

— наименование заказчика указанной программы;

— сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам;

— другие документы и материалы, необходимые для ее утверждения Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»..

Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

В роли заказчика долгосрочной целевой программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются в сроки и включают в себя следующие основные этапы:

— разработка проекта концепции целевой программы;

— принятие решения о разработке проекта целевой программы Правительством Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;

— разработка проекта целевой программы;

— согласование проекта целевой программы;

— экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами;

— рассмотрение проекта целевой программы на заседании Правительства Российской Федерации;

— доработка целевой программы в соответствии с замечаниями Правительства Российской Федерации;

— утверждение целевой программы Правительством Российской Федерации Закон РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»..

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей); привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Источники


  1. Коряковцев, В.В. Суд присяжных в России: история и современность.-Спб.:Алеф-Пресс,2015. / В.В. Коряковцев. — Москва: СИНТЕГ, 2015. — 341 c.

  2. Дьяченко, Е. Б. Контроль за корпорациями. Доктрина и практика / Е.Б. Дьяченко. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 142 c.

  3. Кучерена, А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: моногр. / А.Г. Кучерена. — М.: Юркомпани, 2017. — 432 c.
  4. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.
  5. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.
Теоретические аспекты долгосрочных целевых программ. федеральные целевые программы долгосрочные целе
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here