Субъекты рф, их правовой статус. порядок изменения статуса субъектов рф. изменение статуса субъекта

Исторический аспект и перспективы изменения конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (Гороховатский С.М.)

Дата размещения статьи: 09.04.2016

Historical Aspect and Future Prospects of Changes in the Constitutional and Legal Status of a Constituent Entity of the Russian Federation
S.M. Gorokhovatsky

Gorokhovatsky Stanislav M., Postgraduate Student of the Department of Constitutional and Municipal Law in Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article studies the concept, classification and differences of Constitutional-law statuses of the RF subjects, explores the Constitution-law rules concerning the alterations of statuses of the RF subjects, and gives suggestions for its improvement.

Key words: the Constitution of Russian Federation, Constitutional-law status, alterations of statuses, rights, obligations and responsibility of the RF subjects.

«Статус субъекта федерации — это базовый видовой статус территориальной единицы государства, включающий правообязанности, вытекающие из самого нахождения в составе федерации (на осуществление власти на своей территории, принятие законов, на формирование собственных органов власти и т.д.) и права и обязанности в отношениях с федерацией (на законодательную инициативу, на обращение за защитой своих прав в специальный суд и т.п.)» .
———————————
Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004. С. 138.

[1]

Н.А. Михалева не дает общего определения конституционно-правового статуса субъекта, но выделяет элементы статуса : учредительный характер региональной государственной власти; территориальное верховенство; региональная правовая система, которая состоит из конституции (устава) и региональных законов и других нормативно-правовых актов; предметы ведения и полномочия субъекта РФ; система легитимных региональных органов публичной власти; ограниченная международная правосубъектность; официальный государственный язык (этот элемент нельзя признать универсальным, он применим только к статусу республик); региональная государственная символика.
———————————
Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2013. С. 137.

Анализируя приведенные определения и элементы, можно сказать, что различие между статусами субъектов РФ незначительно.
О.Е. Кутафин говорил, что «нужно вести речь не о различных статусах субъектов Федерации, а об особенностях их правового статуса, т.е. о таких правах каждого субъекта, которые не ставят под сомнение общий статус равноправных субъектов Федерации, конкретизируют статус каждого субъекта в силу особых связанных с ними исключительных обстоятельств» . А.Н. Чертков указывает, что до 1993 года название субъекта Федерации обозначало конкретную правовую форму его существования, влияло на объем его компетенции. В зависимости от принадлежности к одному из видов субъекты имели особое правовое положение в Федерации. После принятия Конституции 1993 года все субъекты Федерации получили равный объем прав и обязанностей. Республики, названные в Конституции государствами, не имеют статуса суверенных государств. Однако автор признает особый статус субъектов, входящих в состав других субъектов Федерации .
———————————
Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: Проспект, 2006. С. 334.
Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. М., 2009. С. 169 — 172.

С другой стороны, практика последних лет показывает, что отмены некоторых составляющих статуса республик можно добиться и в рамках существующей системы. Так, например, Конституционным Судом РФ было разрешено противоречие между Конституцией РФ и конституциями ряда республик, декларировавшими суверенитет этих республик — субъектов Федерации. Конституционный Суд постановил, что Конституция РФ не допускает суверенитета республик и иных субъектов Федерации .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. N 92-О // Собрание законодательства РФ. 2000. N 29. Ст. 3117.

Также требует решения парадокс сложносоставных субъектов. Этот конституционно-правовой статус вызывает наибольшую критику в научных трудах. Его именуют: «конституционный тупик» , «неидеальная конструкция» , «ситуация, не имеющая юридического основания» . В период с 2003 по 2008 г. значительная часть сложносоставных субъектов была ликвидирована путем присоединения к «включающим» их субъектам Федерации.
———————————
Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997. С. 78.
Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000. С. 52.
Лесаж М. Российская Конституция — взгляд зарубежного юриста // Государство и право. 1999. N 1. С. 13.

Литература

1. Авакьян С.А. Размышления конституционалиста: избранные статьи. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010.
2. Бабурин С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
3. Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М., 2000.
4. Иванов В.В. Автономные округа в составе края, областей — феномен «сложносоставных субъектов Российской Федерации». М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
5. Иванов В.В. Вопросы теории государственного устройства // Журнал российского права. 2002. N 1.
6. Конюхова А.И. Современный российский федерализм и мировой опыт: Итоги становления и перспективы развития. М., 2004.
7. Кутафин О.Е. Российская автономия. М.: Проспект, 2006.
8. Лесаж М. Российская Конституция — взгляд зарубежного юриста // Государство и право. 1999. N 1.
9. Михалева Н.А. Конституции и уставы субъектов Российской Федерации (сравнительно-правовое исследование). М.: Юркомпани, 2013.
10. Чернов С.Н. Конституционно-правовое регулирование отношений между Российской Федерацией и ее субъектами. СПб., 2004.
11. Чертков А.Н. Территориальное устройство Российской Федерации. М., 2009.

Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.5 ст.66 Конституции статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации

и субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.Однако, как показывает реальность, у Российской Федерации вовсе нет желания менять статус субъектов в составе Российской Федерации. Когда Свердловская область хотела объявить себя Уральской республикой, центральные органы власти предприняли все усилия, чтобы не допустить этого. Проблемы с выходом республик из состава Российской Федерации еще более сложны.

Выход автономного округа из состава края или области является изменением его статуса с точки зрения делениясубъектов Федерации на два типа: непосредственно входящих в состав Федерации и являющихся не только субъектомФедерации, но и составной частью сложного образования (например, Тюменская область и автономные округа в еесоставе).

Очевидно, что выход автономного округа из состава края (области) и его непосредственное вхождение в состав Федерации влечет за собой территориальные изменения, так как территория округа является одновременно и частью территории другого субъекта Федерации. Не ясно следующее: происходит ли в этом случае изменение границмежду субъектами Федерации в смысле ч.3 ст. 67? Если да, то в этом случае для изменения статуса недостаточносогласования воли Федерации и автономного округа. Необходимо соблюсти требование и ч.З ст. 67 Конституции о

Читайте так же:  Форма заявления купли продажи автомобиля. как самостоятельно оформить договор купли продажи автомоби

том, что границы между субъектами Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (конституции и уставытребуют для этого проведение референдума или же принятие решения об изменении границ законодательным собранием субъекта Федерации, чье согласие на изменение территории требуется).

Между тем, в Постановлении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1997 г. по запросу о толковании ч.4 ст.66Конституции (см. 3.2.2) говорится, что для изменения статуса автономного округа, входящего в состав края илиобласти, не требуется согласия края (области). Причем в Конституции (ч.4 ст.66) упоминается о вхождении в состав края или области только автономных округов. Следовательно, любой вариант изменения статуса автономногоокруга, входящего в состав края (области), должен быть приобретением статуса субъекта, непосредственно входящего в состав Российской Федерации.

Предметы ведения субъектов Российской Федерации.

сфера общественных отношений (круг вопросов), регулирование которой отнесено Конституцией РФ исключительно к компетенции субъектов РФ. К П.в.с. РФ относится круг тех вопросов, которые находятся вне пределов ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. По вопросам исключительной компетенции органы власти республик, краев, областей, городов федерального значения и автономий осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральный закон, по смыслу ст. 73 действующей Конституции, не может вторгаться в сферу исключительной компетенции субъектов РФ.Нарушение этой конституционной нормы влечет за собой признание федерального закона неконституционным. По соглашению с федеральными органами государственной власти субъекты РФ вправе относить любые вопросы, находящиеся в их ведении, к ведению РФ. В то же время субъекты РФ вправе в своих конституциях (уставах) объявлять вопросы, определенные в ч. 4 ст. 76 Конституции РФ (по которым субъекты РФ могут самостоятельно осуществлять полномочия), вопросами их исключительной компетенции, предметами их исключительного ведения, которые не могут передаваться в компетенцию Федерации

Статья 80 К.Субъекты Российской Федерации являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими субъектами Российской Федерации, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8273 —

| 7909 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Порядок изменения статуса субъекта Российской Федерации

ФКЗ «О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И ОБРАЗОВАНИЯ В ЕЕ СОСТАВЕ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

[3]

Под статусом субъекта РФ обычно понимается «совокупность полномочий, прав и обязанностей или система государственно-правовых компетенций в осуществлении им власти на своей территории в качестве субъекта правоотношений с Федерацией и другими государственными образованиями» а также его принадлежность к определенному виду субъектов РФ: республике, краю, области, городу федерального значения, автономной области, автономному округу

Конституция РФ допускает возможность изменения статуса субъекта РФ. Согласно ч. 5 ст. 66 статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами:

1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;

2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ . Например, область может быть преобразована в край, край — в республику и т.п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения .

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ предусмотрено Федеральным конституционным законом «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации», регулирующим процедуру объединения двух граничащих между собой субъектов РФ и более.

Объединение субъектов РФ осуществляется в целях: 1) обеспечения сохранения и развития самобытности народов, традиционно проживающих на территории соответствующих округов; 2) ускорения социально-экономического развития объединяющихся территорий, повышения уровня жизни населения, защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни народов, проживающих на территории округов; 3) эффективного осуществления государственной власти; 4) организации местного самоуправления с учетом особенностей административно-территориальных единиц с особым статусом; 5) дополнительных гарантий для коренных малочисленных народов

Объединение субъектов РФ влечет возникновение нового укрупненного субъекта РФ в территориальных границах объединенных субъектов. По существу, прежние субъекты РФ (на практике это автономные округа) прекращают свое существование, и в границах их территорий возникает новый субъект, который может: 1) сохранить тип и наименование одного из прежних субъектов (например, Красноярский край при его объединении с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами); 2) при сохранении наименования избрать новый тип из перечня установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ субъектов РФ (например, Пермский край при объединении Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа); 3) избрать новый тип и новое наименование (например, Забайкальский край при объединении Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа). Во всех этих случаях изменение статуса субъекта РФ сопряжено с изменением его территории.

В теории конституционного права выделяют и другие способы изменения статуса субъекта РФ:

1) разделение субъекта РФ на несколько новых субъектов;

2) выделение части территории субъекта РФ с предоставлением ей статуса субъекта РФ;

3) объединение частей территорий нескольких граничащих между собой субъектов РФ с предоставлением этой объединенной территории статуса субъекта РФ.

Федеральным законодательством эти способы не предусмотрены, что объясняется необходимостью исключения самой возможности дальнейшего дробления территориального устройства государства. Учитывая размеры территории РФ, наличие в ней самого большого числа субъектов из всех федераций мира, проблемы экономического отставания ряда субъектов РФ, такая позиция законодателя вполне оправданна .

Изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ может осуществляться лишь в рамках Конституции РФ. В ней не предусмотрено право субъектов РФ на выход из Российской Федерации, поэтому статус субъекта РФ не может изменяться таким способом.

Читайте так же:  Ответственность за утерю документов удостоверяющих личность военнослужащего. можем ли мы вводить штр

В зарубежных федерациях, например в Индии и Пакистане, в качестве исключительной меры юридической ответственности допускаются преобразование и даже ликвидация субъекта федерации . Российское конституционное законодательство не знает таких мер ответственности субъектов РФ.

Субъекты РФ, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов РФ.

Конституционно-правовой статус – правовое положение субъекта Российской Федерации, которое определяется Конституцией РФ и конституцией (уставом) субъекта РФ, принимаемой законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта (ч. 1-2 ст. 66 Конституции РФ).

Первоначально Конституция РФ 1993 года установила, что в состав Российской Федерации входят 89 субъектов. Со временем состав субъектов Российской Федерации изменился: 5 федеральных конституционных законов сократили число субъектов РФ с 89 до 83 субъекта с 1 марта 2008 г.

Первыми решение об объединении приняли Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ. 1 декабря 2005 года в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» прекратили существование Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный округ и вместо них был образован новый субъект Российской Федерации — Пермский край.

Затем объединились Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ в новый субъект Федерации — Красноярский край. 23 октября 2005 года прошли референдумы по третьему объединению субъектов РФ – голосования по объединению Камчатской области и Корякского автономного округа в Камчатский край. Следующими объединились Иркутская область и Усть-Ордынский Бурятский автономный округ в результате появился новый субъект РФ — Иркутская область. В результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа был образован Забайкальский край.

В ближайшие годы возможно дальнейшее объединение субъектов Российской Федерации, что, вероятно, приведет к исчезновению таких видов субъектов Российской Федерации как автономный округ и автономная область.

Все субъекты РФ перечислены в статье 65 Конституции России. Среди 83 субъектов Российской Федерации Конституция России выделяет следующие виды – республики (21), края (9), области (46), города федерального значения (2), автономные округа (4), автономная область (1). В этом Российская Федерация уникальна – в других федеративных государствах субъекты федерации именуются одинаково (штаты, земли, провинции и т.п.) и число их значительно меньше.

Таким образом, субъектами Федерации провозглашены: 1) национальные государственные образования (республики), 2) территориальные образования (края, области, города федерального значения) и 3) национально-территориальные (автономные) образования (автономная область и автономные округа).

В связи с этим возможно рассматривать федеративное устройство России как включающее в свой состав субъекты, образованные, как по национальному, так и по территориальному признаку.

Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации характеризуется рядом основных признаков.

1. В каждом субъекте Федерации имеется свой базовый правовой актконституция у республик, устав –у других субъектов Федерации и законодательство. Так как компетенция всех видов субъектов РФ в основном совпадает, то и их основополагающие правовые акты –конституции республик и уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов –имеют одинаковую юридическую силу.

Конституция России предусматривает полномочие Конституционного Суда РФ разрешать дела о соответствии конституций и уставов субъектов Федерации Конституции РФ.

2. Федерация совместно с самим субъектом РФ определяет его конституционно-правовой статус. Согласно статье 66 Конституции РФ статус республики определяется Конституцией России и конституцией республики, статус субъектов РФ остальных видов определяется также Конституцией России и уставом соответствующего субъекта Федерации.

Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, субъект РФ не вправе в одностороннем порядке изменить свой статус. Изменение государственного статуса субъекта РФ может иметь место только без изменения территории и границ Российской Федерации.

3. В Конституции РФ, как уже отмечалось, провозглашается равноправие субъектов Федерации и, в частности, равноправиесубъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (статья 5).

4. Каждый субъект РФ имеет свою территорию.Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия (статья 67 Конституции РФ).

5. У каждого субъекта РФ есть собственная система органов государственной власти, которая устанавливается им самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (статья 77 Конституции РФ).

6. Субъект РФ имеет право на участие в процессе принятия решений на федеральном уровне – с тем чтобы более полно обеспечивался учет его потребностей и законных интересов.

7. Субъекты РФ вправе в соответствии со статьей 72 (пункт «о» части 1) Конституции РФ осуществлять международные и внешнеэкономические связи, при условии что такие связи не вторгаются в полномочия и прерогативы Российской Федерации как суверенного государства, и что их координация определяется федеральным законом и принимаемыми на его основе законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации.

8. Статус субъекта РФ характеризуется наличием государственной собственности субъекта Федерации.

9. Каждый субъект РФ имеет право на свои символы, которыми могут быть флаг, герб, гимн. У субъекта Федерации может быть своя столица или административный центр.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8628 —

| 7081 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституционно-правовой статус субъектов рф

Читайте также:

  1. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ БИЗНЕСА
  2. Вы уже имеете статус Боголюдей, но пока только на Полевом уровне. У вас способности, в отличие от этой женщины, не сенсорные, а полевые — это разные вещи.
  3. Государственный гражданский служащий, его социальный и правовой статус.
  4. Государство и правовой статус личности.
  5. Динамика социальных статусов и социальных ролей в трансформирующемся обществе Беларуси
  6. Если Вы трудитесь, то каков статус Вашего предприятия?
  7. Журналист: социальный и должностной статус 1 страница
  8. Журналист: социальный и должностной статус 2 страница
  9. Журналист: социальный и должностной статус 3 страница
  10. За последние семь столетий на Западе появился ряд религиозных произведений, которые получили полусвященный и даже священный статус.
  11. Зло и его онтологический статус
  12. И СТАТУС СУДЕЙ 1 страница

Предмет введения субьектов РФ

Федеративным договором установлены предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти. К предметам ведения Российской Федерации отнесены около 50 позиций; совместного ведения — 40; предметы ведения субъ­ектов РФ не фиксированы, к ним отнесены все предметы веде­ния, за исключением предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения. В своих нормативных актах субъекты РФ отражают до 50 полномочий собственного ведения*. В каж­дом предмете ведения содержатся полномочия и законодатель­ного регулирования, и государственного управления.

Видео удалено.
Читайте так же:  Особые случаи грабежа и разбоя группой лиц или несовершеннолетними. разбой
Видео (кликните для воспроизведения).

* К примеру, в Канаде, являющейся федеративным государством, предметы ведения распределены соответственно следующим образом: 29 — 3 — 16.

Предметы ведения, установленные федеративным догово­ром, подтверждены Конституцией РФ.

В ведении Российской Федерации находятся вопросы об­щегосударственного значения, среди них:

• принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное уст­ройство;

• защита прав и свобод человека;

• организация федеральных органов власти;

• управление федеральной собственностью;

• разработка основ федеральной политики;

• финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулиро­вание, денежная эмиссия, ценовая политика;

• федеральные энергетические системы, федеральный транс­порт; деятельность в космосе;

• внешняя политика, оборона и безопасность;

• судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, ар­битражное законодательство;

• метеорологическая служба, стандарты, официальный ста­тистический и бухгалтерский учет.

Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города феде­рального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. Отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться фе­деральным законом и договором между органами государствен­ной власти автономного округа и соответственно органами государственной власти края, области. Статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с конституционным законом. Границы между субъ­ектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:

1) в соответствии со ст. 5 Конституции РФ республика имеет свою конституцию и свое законодательство,а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и свое законодательство. Конституции (уставы) субъектов Российской Федерации закрепляют основы конституционного строя, основы правового статуса личности, государственное устройство, избирательную систему, систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок изменения конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

2) каждый субъект Российской Федерации имеет свою территорию в пределах границ субъекта Российской Федерации. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия. Государственная власть субъекта Российской Федерации распространяется только на его территорию;

3) субъект Российской Федерации имеет свою систему органов государственной власти. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации, согласно ст. 77 РФ, устанавливается субъектом Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Такой федеральный закон еще не принят, и поэтому субъекты Российской Федерации в настоящее время должны руководствоваться основами конституционного строя Российской Федерации, которые закрепляют такие общие принципы организации органов государственной власти, как разделение властей, отделение местного самоуправления от государственной власти, светский характер органов государственной власти;

4) каждый субъект Российской Федерации праве иметь свою символикуфлаг, герб, гимн, а также столицу (центр) субъекта Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).

В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:

1) республики. Конституция РФ называет республики государствами. Республики вправе иметь свои конституции, свое гражданство, а также свои государственные языки. Республики образованы по национальному признаку и имеют название в соответствии с названием титульной национальности, проживающей на территории данной республики. Численность лиц титульной национальности превышает половину населения в четырех республиках (Республика Северная Осетия — Алания, Республика Тыва, Чеченская Республика, Чувашская Республика), составляет относительное большинство в трех республиках (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Республика Татарстан), в остальных республиках численность лиц титульной национальности составляет меньшинство по сравнению с лицами иной национальности. *

2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.

Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно — коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;

[2]

3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 425 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Вопрос №25. Конституционно-правовой статус субъектов РФ

РФ состоит из республик, краев, обла­стей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Конституция закрепляет равноправие этих субъектов Федерации.

Конституционно-правовой статус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь Конституцией России, фе­деральными законами, а также другими правовыми актами.Так, республики принимают свои конституции, другие субъекты Федерации — уставы. Основные вопросы статуса урегулированы ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни­тельных органов государственной власти субъектов РФ». Статус субъекта РФ включает не только совокупность его прав, полномочий, обязанностей и ответственности, но также и его принадлежность к определенному виду субъектов. Все субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории вне пределов компетенции РФ. На основе Конституции России и в соответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимают конституции и ус­тавы, законы и иные нормативные правовые акты.

Читайте так же:  Где получают родовой сертификат в году. на что расходуются средства сертификат на роды что это такое

Принципы определения полномочий органов государствен­ной власти субъекта РФ достаточно просты:

1) полномочия, осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются конституцией (уставом), закона­ми и принимаемыми в соответствии с ними иными норматив­ными правовыми актами субъекта РФ;

2) полномочия, осуществляемые по предметам совместно­го ведения, определяются Конституцией РФ, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и согла­шениями;

3) полномочия, осуществляемые по предметам ведения РФ, определяются федеральными закона­ми, издаваемыми в соответствии с ними нормативными пра­вовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.

Субъекты РФ сами устанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименование подлежит включению в ст.65 Конституции РФ. Исчерпывающим и точным перечислением наименований всех субъектов Федерации в Кон­ституции РФ подчеркивается добровольность вхождения каж­дого субъекта в РФ и распространение всех норм Конституции в равной степени на все субъекты Федерации.

В Конституции РФ закреплен принцип равноправия субъектов Федерации в отношениях с Федерацией. Равноправие субъектов РФ находит свое выражение в рав­ном представительстве всех субъектов РФ в Совете Федера­ции Федерального Собрания (по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формирования Государствен­ного совета РФ, который состоит из высших должностных лиц всех субъектов РФ. Равноправие субъектов Федерации проявляется также, в общем для всех них определении предметов ведения. Но правовой статус субъектов РФ все же не во всем одина­ков. Различие вытекает, например, из того, что республики объявлены государствами, в то время как все другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственные образования. Конституции республик могут приниматься как их законодательными собраниями, так и ре­ферендумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законодательными собраниями. Большинство автоном­ных округов входят в состав краев и областей, но должны рас­сматриваться как государственные образования наравне с эти­ми краями и областями. Такое положение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российского федерализма.

Субъекты Федерации имеют свою правовую систему, в ко­торую входят конституция (в республиках), уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая систе­ма субъектов РФ как бы образует собственное конституцион­ное право, которое, однако, не разрывает единого поля кон­ституционного права РФ, составляя его федеративный аспект. Свои правовые акты субъекты прини­мают самостоятельно. Однако требуется, чтобы конституции, уставы и другие правовые акты соответствовали Конституции РФ и федеральным законам, находились в пределах совмест­ного ведения Федерации и ее субъектов, ведения субъектов Федерации.

Правовой статус субъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особой экономической зоны. Статус особой экономической зоны пре­доставляет органам государственной власти соответствующе­го субъекта РФ дополнительные права и льготы в области та­моженного регулирования, транзита товаров, налогов, режи­ма инвестиций и предпринимательской деятельности.

Субъекты Федерации обладают своей территорией, которая является частью территории РФ. Грани­цы между субъектами Федерации могут быть изменены толь­ко с их взаимного согласия.

Система органов государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно, но с учётом конституционных требований. 1) чтобы эта система соответствовала основам конституционного строя РФ, что, в частности, означает разделение и самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной. 2) система органов власти должна строиться на основе общих принципов организации представительных и исполни­тельных органов государственной власти, установленных фе­деральным законом.

Субъекты Федерации вправе осуществлять международные и внешнеэкономические связи. Однако их международная правосубъектность носит ограниченный характер. Они не вправе ставить вопрос о дипломатическом признании, откры­вать зарубежные представительства на уровне посольств и т. д.

Субъекты Федерации не являются суверенными от России — они ее составные части. Субъекты РФ не имеют права выхода из РФ.

Статус субъекта РФ может быть изменен в соответствии с ФКЗ.

Под изменением статуса понимается переход субъекта Федерации из одного вида в другой. Не влечет изменения статуса субъекта изменение его названия, если оно не связано с изменением вида субъекта Федерации; изменение границ между субъектами Федерации; изменение прав и обязанностей субъекта Федерации в связи с передачей ему части своих полномочий Федерацией и пр.

Изменение статуса субъекта Федерации может быть осуществлено по взаимному согласию субъекта федерации и Федерации.

1. Республики в составе РФ образованы на национально-территориальной основе. Статус республики характеризуется прежде всего тем, что она является государством. Особенности конституционно-правового положения республики отражены в тексте федеральной Конституции и конституции республики, и заключаются в следующем. Как государство она имеет свою конституцию, государственные символы (герб, флаг, гимн), соответствующие названия органов власти (президент, парламент, правительство, министерства и т. п.). Республики вправе в соответствии со ст. 68 Конституции РФ устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. Некоторые республики ввели также свое гражданство.

2. Края, области, города федерального значения являются государственно-территориальными образованиями в составе РФ. Правовое положение этих субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными органами. Устав края, области, города федерального значения закрепляет организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности, организацию местного самоуправления, а также другие волосы.

3.Автономная область и автономные округа— национально-территориальные образования, которые можно охарактеризовать как форму обеспечения малочисленным народам Сибири и Крайнего Севера возможность их сохранения и развития в виде государственного образования. Автономные образования, хотя и равноправны в соответствии с Конституцией с другими субъектами Федерации, имеют значительные отличия в конституционно-правовом статусе. Конституцией предусматривается при определенных условиях возможность принятия федеральных законов об автономных образованиях, что не исключает реализации ими права иметь свой устав, в котором закрепляется их статус, организация органов государственной власти и т. п.

Изменение статуса субъекта РФ

Возможность изменения статуса субъекта РФ прямо предусматривается Конституцией РФ. Устанавливается, что статус субъекта РФ может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с федеральным конституционным законом (ч.5 ст.66).

Согласно приведенному конституционному положению одностороннее изменение статуса субъекта РФ не допускается. Условия, формы согласования, участники согласования и порядок принятия соответствующих решений по изменению статуса субъекта РФ должны определяться федеральным конституционным законом об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ. В случае выполнения требований, предусмотренных этим законом к изменению статуса субъекта РФ, должен быть принят конкретный федеральный конституционный закон об изменении статуса данного субъекта РФ (ч.1 ст.137 Конституции РФ).

Читайте так же:  Внимание розыск опасных преступников. особо опасные преступники. чекин юрий васильевич

Федеральный конституционный закон, в соответствии с которым может осуществляться изменение статуса субъекта РФ, пока не принят. Поэтому предоставленное конституцией РФ право в настоящее время не осуществимо.

Потребность в разработке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ не признается политически насущной. Однако такая работа должна проводиться, а законодательное оформление соответствующего института не может длиться десятилетиями. Поскольку в данном случае речь идет о реализации конституционных правомочий субъектов РФ и России как федеративного государства.

При подготовке федерального конституционного закона об изменении статуса субъекта РФ могут быть учтены государственно-правовая практика России и зарубежный опыт.

Например, в РСФСР статус ее субъектов изменялся путем смены их государственно-правовой формы. Так, советская автономная республика в составе РСФСР могла быть преобразована в республику в составе Союза ССР («повышена в статусе») и наоборот – союзная республика в составе СССР могла быть преобразована в автономную республику в составе РСФСР («понижена в статусе»).

Наряду с этим существовал богатый опыт преобразования автономных областей советской России в советские автономные республики («повышение в статусе»).

Поскольку союзные республики в СССР и автономные образования в составе РСФСР (республики, области, округа) имели не одинаковый статус, постольку изменение их государственно-правовой формы означало не только существенное расширение (либо сужение) их политических прав, но и существа их взаимоотношений с федеральным центром.

В современной России теоретически возможная смена государственно-правовой формы субъекта РФ не ведет к трансформации основных параметров его статуса. В этом случае изменяется содержание лишь отдельных его компонентов (утрата или приобретение отдельных прав и обязанностей).

В частности, гипотетически возможный выход автономного округа из края, области может сопровождаться преобразованием округа в область (автономную область). В то же время выход Чукотского автономного округа из Магаданской области в 1992 г. не привел к смене государственно-правовой формы, но изменение его положения по отношению к «материнской» области существенно.

Государственно-правовой опыт новой России знает случаи выдвижения предложений о выходе из состава края, области других автономных округов (Ямало-Ненецкого, Ханты-Мансийского, Таймырского). Однако эти предложения не были реализованы в силу политико-эконо­мической нецелесообразности. Отрицательному решению во многом способствовало и отсутствие необходимых юридических процедур.

Ставился также вопрос о преобразовании Свердловской области в Уральскую республику. Данная инициатива получила резкую отрицательную оценку федерального центра, а ее «автор» – губернатор Э. Россель был отправлен в отставку (1995 г.). [83]

Существовали проекты создания еще трех республик: Дальневосточной, Южнорусской и Вологодской. Известен и так называемый «ультиматум тридцати двух», в котором края и области требовали предоставления им статуса республик.

Выдвигались предложения и по объединению Ленинградской области и Санкт-Петербурга (1996-1999 гг.), Московской области и Москвы (1999-2000 гг.).

Предлагалось также присоединить Ненецкий автономный округ к Республике Коми, а Республики Алтай и Адыгея – к Алтайскому краю и Краснодарскому краю соответственно.

В литературе рассматриваются другие теоретически возможные способы изменения статуса субъекта РФ[84], но они не основаны на отечественной государственно-правовой практике и носят отвлеченный характер. Вместе с тем приобретение того или иного специального статуса субъектом РФ с учетом зарубежного опыта не должно исключаться.

Например, заслуживают более пристального внимания вопросы совершенствования правового регулирования статуса города Москвы как столицы Российской Федерации. В настоящее время действует Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации». В нем определяются задачи и функции столицы России, компетенция органов государственной власти города, вытекающая из этих задач и функций, а также особенности бюджетного финансирования, обеспечивающие компенсацию затрат на осуществление столичных функций.

Вместе с тем совмещение городом Москвой статуса столицы России и статуса субъекта РФ требует системного подхода в решении государственно-образующих вопросов. В этой связи заслуживает внимания опыт образования федеральных округов как особых составных частей Федерации, являющихся административно-политическими центрами (Вашингтон – в США).

В рамках основных конституционно-правовых параметров может быть определено конкретное содержание статуса отдельного субъекта РФ. Конкретизация основополагающих статусных положений должна осуществляться, в частности, исходя из географических, геополитических и других особенностей субъекта РФ.

Так, возможно принятие федерального конституционного закона об изменении статуса Калининградской области, который является особым анклавом Российской Федерации и который отделен от остальной территории России.

Согласно указанному закону область могла бы получить особый статус, позволяющий ей более эффективно взаимодействовать с приграничными зарубежными государствами и самостоятельно решать региональные пограничные вопросы в социально-экономической и культурной сфере и др.

В настоящее время субъекты РФ, линией границы которых является государственная граница Российской Федерации (приграничные субъекты РФ) получили особые права. Имея режим приграничных территорий, эти субъекты РФ осуществляют совместно с федеральными органами государственной власти защиту государственной границы. Данная обязанность субъекта РФ установлена федеральным законом.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме того, приграничные субъекты РФ объективно имеют более интенсивные связи с сопредельными территориями зарубежных стран. Представляется, что весь комплекс этих отношений мог бы быть урегулирован особым федеральным конституционным законом.

Источники


  1. Пепеляев, С. Г. Компенсация расходов на правовую помощь в арбитражных судах / С.Г. Пепеляев. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 186 c.

  2. Федоткин, С.Н. Настольная книга частного охранника: Практическое пособие; Эксмо, 2013. — 512 c.

  3. Сю, Эжен Жертва судебной ошибки / Эжен Сю. — М.: Новелла, 2016. — 416 c.
  4. Пиголкин, Ю.И. Морфологическая диагностика наркотических интоксикаций в судебной медицине / Ю.И. Пиголкин. — М.: Медицина, 2015. — 392 c.
  5. Поттешер, Ф. Знаменитые судебные процессы / Ф. Поттешер. — М.: Прогресс, 2013. — 302 c.
Субъекты рф, их правовой статус. порядок изменения статуса субъектов рф. изменение статуса субъекта
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here