Субъекты финансов. индивидуальные субъекты финансового правоотношения

Субъекты финансов. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения

12. Субъекты финансовых правоотношений

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

Субъекты финансовых правоотношений — Финансовое право (Белоусов Д.С.)

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения:

  • Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;
  • муниципальные образования;
  • городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;
  • административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны).

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

  • представительные и исполнительные органы государственной власти;
  • органы местного самоуправления;
  • предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

  • правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));
  • дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);
  • деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

5. Индивидуальные субъекты финансового права

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица. Они являются субъектами налогового права, а также субъектами права на получение государственных финансовых ресурсов и в ряде случаев — субъектами права контроля и предоставления информации.

К физическим лицам как субъектам налогового права относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Кроме того, к категории физических лиц как субъектов налогового права относятся индивидуальные предприниматели, а также частные нотариусы, частные охранники и частные детективы (ст. 11 НК РФ).

Финансовая правосубъектностъ физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью. Сущность финансовой правоспособности физического лица состоит в государственной воле, т.е. государство признает лицо правоспособным, а это значит — вводит его в сферу отношений, регулируемых правом в качестве активной единицы, т.е. такой, которая способна иметь юридические права и обязанности в отношении определенных объектов. Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

Читайте так же:  О юридической службе вооруженных сил российской федерации. о юридической службе вооруженных сил росс

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо не просто правоспособным, а правоспособным в определенных границах, которые определены государством.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется прежде всего через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство, устанавливая финансово-правовые нормы, заинтересовано в их четком исполнении всеми субъектами, которым они адресованы. Причем степень государственной заинтересованности в исполнении этих норм столь велика, что в ходе финансово-правового регулирования государство использует метод властных предписаний. Он проявляется, в частности, в том, что государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязываний. Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Обязанности и права физического лица, через которые раскрывается его финансовая правоспособность, зафиксированы, в частности, в ст. 21, 23 и 24 НК РФ.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляются в обеспечении для личности возможности осуществлять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста.

В финансовом праве возраст наступления финансовой дееспособности физического лица не определен. Однако в п. 2 ст. 107 НК РФ определен возраст наступления налоговой деликтоспособности физического лица — 16 лет. Учитывая, что деликтоспособность является составляющей дееспособности, можно утверждать, что налоговая дееспособность в целом у физического лица возникает с 16 лет.

Физические лица как субъекты налогового права выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков и плательщиков сборов. Такой вывод следует из ст. 19 НК РФ, установившей, что «налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

Физические лица в соответствии с действующим законодательством являются плательщиками налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц, акцизов, налога на добавленную стоимость, налога с продаж и т.д.

Физические лица являются субъектами налогового права, выступая и в качестве налоговых агентов (ст. 24 НК РФ). Такой вывод следует из анализа законодательства, возложившего в ряде случаев именно на физических лиц обязанности налоговых агентов. Так, в частности, предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, обязаны рассчитать, удержать и перечислить в бюджет сумму налога на доходы физических лиц, а в Пенсионный и другие внебюджетные фонды — сумму единого социального налога.

Правосубъектность физического лица, выступающего в качестве налогового агента, раскрывается через те же права, которые имеет налогоплательщик (ст. 21 НК РФ), а также обязанности, зафиксированные в ст. 24 НК РФ. Среди них обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджет (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Физические лица являются субъектами финансового права и в отношении права получения из бюджета средств в форме субвенций и субсидий (ст. 69 БК РФ). Кроме того, в ряде случаев физические лица являются субъектами финансового права в отношении прав на получение денежных средств из государственных внебюджетных фондов. Так, в частности, в соответствии с Правилами начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 2 марта 2000 г., Фонд социального страхования РФ производит ежемесячно и единовременно страховые выплаты физическим лицам, имеющим право на получение выплат в связи со смертью застрахованных и др.

Наконец, в ряде случаев специфическим субъектом финансового права выступают нотариусы. В соответствии со ст. 22, 37, 38 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. нотариусы контролируют уплату госпошлины при совершении юридически значимых действий в пользу ее пла-тельщиков. Кроме того, в соответствии с п.6 ст. 85 НК РФ нотариусы, осуществляющие частную практику, являются субъектами финансового права в отношении обязанности сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения.

В большинстве случаев финансовая правосубъектность физического лица характеризуется наличием (совпадением) в одном лице правоспособности и дееспособности, однако в ряде случаев возможно их несовпадение. Это имеет место в тех случаях, когда несовершеннолетние являются собственниками имущества и доходов, составляющих объект налогов и сборов. В этом случае до достижения этими лицами налоговой дееспособности, т.е. 16 лет, от их имени приобретают налоговые права и несут налоговые обязанности их законные представители. Согласно п. 2 ст. 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством РФ, т.е. родители, усыновители, опекуны и попечители (ст. 26, 28 ГК РФ).

Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

Иначе говоря, элементы налоговой правосубъектности распределяются между несовершеннолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном и попечителем.

2.4 Индивидуальные субъекты финансового права

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства выступают индивидуальными субъектами финансового права главным образом, в отношении их обязанностей по уплате налогов и сборов, а также в отношении их обязанностей как налоговых агентов. Так, в соответствии с действующим законодательством физические лица являются субъектами в отношении обязанности по уплате подоходного налога, налога на наследование или дарение, взносов в некоторые государственные социальные внебюджетные фонды.

Читайте так же:  Агентский договор может быть. договор агентирования

Граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства имеют равную финансовую правосубъектность, а поэтому они обозначены в законодательстве через категорию «физические лица». Например, законодатель, определяя субъектов налогового права ? налогоплательщиков, использует в ст. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь понятие «физические лица» [6].

Согласно п. 6 ст. 13 Налогового кодекса Республики Беларусь: «Под физическими лицами понимаются:граждане Республики Беларусь;граждане либо подданные иностранного государства;лица без гражданства (подданства) [6].

Финансовая правосубъектность физического лица определяется его правоспособностью и дееспособностью (деликтоспособностъю). Финансовая правоспособность физических лиц, как и их правоспособность в других отраслях права, возникает с момента рождения и является общей, абстрактной предпосылкой правообладания.

Если сущность правоспособности физического лица составляет государственная воля, то ее содержание раскрывается в круге тех прав и обязанностей, которые способно иметь лицо. Государство признает лицо правоспособным в определённых границах.

Финансовая правоспособность физического лица характеризуется через его юридические обязанности. Это объясняется особенностями финансово-правового регулирования. Государство призывает субъектов к соблюдению финансово-правовых норм преимущественно через установление позитивных обязательств.

Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Как правило, финансовые права физического лица носят производный от обязанностей характер.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Финансовая дееспособность физического лица выполняет две основные функции: юридическую и социальную.

Юридическая функция ? финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности.

Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении для личности возможности исполнять свои налоговые обязанности перед государством и нести ответственность за неправомерное поведение.

Дееспособность физического лица во всех отраслях права наступает по достижении определенного возраста. В налоговом законодательстве этот вопрос последовательно не решен. У конкретного физического лица налоговая дееспособность теоретически в большинстве случаев (но не всегда) может возникнуть только тогда, когда оно уже реализовало свою гражданскую или трудовую дееспособность. Другими словами, физическое лицо только тогда может быть реально налоговодееспособно, когда оно уже приобрело объекты налогообложения: имущество, доходы.

Существуют случаи, когда финансовая дееспособность физического лица не производна, а направлена на реализацию его гражданско-процессуальной дееспособности. Taк, физическое лицо уплачивает госпошлину, то есть реализует финансовую дееспособность для того, чтобы подать исковое заявление в суд, тем самым реализовать свою гражданско-процессуальную способность.

У физических лиц, получающих в законном порядке доходы или имущество с 14 лет, должна возникать полная налоговая дееспособность, то есть эти физические лица должны осуществлять свои налоговые обязанности и права без согласия законных представителей. Это объясняется тем, что налоговые правоотношения ? это отношения власти и подчинения, отношения неравенства сторон.

Однако признавая несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет налоговодееспособным, надо учитывать, что возможны ситуации, когда такие несовершеннолетние, совершив сделку с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей, не имеют средств для выполнения налоговой обязанности. Например, получив в дар приватизированную квартиру, несовершеннолетний не имеет источника дохода для уплаты налога на имущество, поскольку еще нигде не работает.

Налоговая правосубъектность малолетних, возникающая из реализации их гражданской правосубъектности, характеризуется тем, что малолетние обладают налоговой правоспособностью, которую осуществляют от их имени другие лица. Таким образом, в налоговом праве возможна ситуация, когда налоговая правоспособность, одного лица дополняется дееспособностью другого лица.

Элементы налоговой правосубъектности распределяются между малолетним как субъектом налогового права и его родителями, усыновителями или опекуном. Режим налоговой правосубъектности малолетних граждан не закреплен в законодательстве.

Ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели так же отнесены к физическим лицам [6].

Таким образом, по главе «Субъекты финансовых правоотношений» делам вывод, что субъект финансового правоотношения ? это реальный участник конкретных правоотношений, то есть когда субъект воспользуется своим правом, которое корреспондируется другой стороне как обязанность.

Анализ белорусского законодательства позволяет сделать вывод, что в общем виде, субъектами финансового права (участниками финансовых правоотношений) являются:

— Республика Беларусь и ее территориальные образования;

— Президент Республики Беларусь;

— органы государственной власти Республики Беларусь (законодательные и исполнительные органы);

— органы специальной компетенции, осуществляющие финансовую деятельность государства;

— органы управления государственными внебюджетными фондами;

— граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства.

Каждый из перечисленных выше участников финансовых отношений в процессе осуществления финансовой деятельности государства обладает определенными финансовыми правами и несет соответствующие финансовые обязанности, что в совокупности позволяет эффективным образом государству формировать, распределять и использовать соответствующие денежные фонды.

Субъекты финансов. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения

12. Субъекты финансовых правоотношений

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права – это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений. Субъект финансового правоотношения – это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В результате, субъект финансового права – понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

Государство и его территориальные подразделения :

– Российская Федерация; субъекты РФ – республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

Видео (кликните для воспроизведения).

– городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

– административно-территориальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, свободные экономические зоны). Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям.

Коллективными субъектамифинансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся:

– представительные и исполнительные органы государственной власти;

– органы местного самоуправления;

– предприятия, организации, учреждения разных форм собственности: коммерческие и некоммерческие организации.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица – это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц – субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Читайте так же:  Кот в мешке что нужно знать при покупке квартиры с аукциона. реально ли на самом деле купить недвижи

Финансово-правовой статус субъекта финансового права включает в себя следующие элементы:

– правоспособность – способность иметь права и обязанности (они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32));

– дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности (обязанность по уплате налога);

– деликтоспособность – способность нести юридическую ответственность за совершение правонарушение (ответственность за налоговые правонарушения – нарушение налогоплательщиками срока постановки на учет в налоговом органе на срок более 90 дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей (ст. 116 НК РФ)).

§ 11. Финансовые правоотношения: понятие, виды, субъекты

Финансовые правоотношения направлены в первую очередь на процесс создания фондов денежных средств, следовательно, яв­ляются денежными отношениями, которые представляют собой отношения материального, имущественного характера. Однако деятельность по формированию денежных фондов и сферы де­нежного обращения в целом подлежит жесткому государственно­му регулированию, поэтому финансовые правоотношения явля­ются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественные отношения свойственны и админи­стративным правоотношениям (денежные штрафы, конфиска­ция и др.), но они возникают и действуют в процессе управлен­ческой функции государства.

[1]

При осуществлении управленческой функции государства в оп­ределенной степени обеспечивается поступление денежных фон­дов в доход государства, однако эта деятельность непосредствен­но не связана с финансовой деятельностью, поскольку ставит це­лью не формирование денежных фондов, а наказание правонару­шителей.

Финансовые правоотношения тесно связанны также с граж­данско-правовыми отношениями, поскольку приобретение иму­щества, выполнение работ или оказание услуг в большинстве своем сопровождается обязанностью по уплате определенного вида на­лога.

Таким образом, первая отличительная особенность финансовых правоотношений состоит в том, что эти отношения возникают только в процессе осуществления финансовой деятельности госу­дарства и местного самоуправления.

Второй особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из участников всегда будет выступать высший или ме­стный орган власти, а также уполномоченный государством орган (финансовый орган, кредитная организация).

В определенных случаях финансовые отношения могут возни­кать и между органами государственной власти и местного само­управления.

Финансовые правоотношения также отличаются тем, что объек­том этих отношений является денежное обязательство (денежный платеж) перед государством, которое необходимо исполнить (на­пример, уплата налога).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения финан­совых правоотношений являются:

-юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финан­сового права действия или события, вызывающие возникнове­ние, изменение или прекращение у субъектов финансовых прав и обязанностей;

33

— финансовые правовые акты (финансово-плановые акты) нор­мативного или индивидуального характера.

Нормативным актом в области финансовой деятельности го­сударства является федеральный закон о федеральном бюдже­те, а индивидуальным — выдача лицензии юридическому или физическому лицу на право осуществления какой-либо деятель­ности.

Финансовые правоотношения можно классифицировать по их материальному содержанию (что в свою очередь зависит от определенной сферы общественных отношений) на следующие виды:

— финансовые правоотношения в области государственного и муниципального кредита;

-финансовые правоотношения в области страхования;

— финансовые правоотношения в области банковского креди­тования;

— финансовые правоотношения в области денежного обраще­ния и расчетов;

— валютные правоотношения и др.

Субъектов финансовых правоотношений можно объединить в три группы.

Первая группа субъектов финансовых правоотношений вклю­чает в себя государство, государственные и административно­территориальные образования. Государство вступает в финансо­вые отношения с субъектами Российской Федерации и органа­ми местного самоуправления. В этих правоотношениях государ­ство выступает в лице высших и местных органов власти, а так­же через специальные уполномоченные финансовые органы, которые представляют интересы государства.

Вторую группу субъектов финансовых правоотношений состав­ляют хозяйствующие субъекты, т.е. предприятия, организации и учреждения различных организационно-правовых форм собствен­ности. К хозяйствующим субъектам относятся и крестьянские (фермерские) хозяйства, а также индивидуальные предприни­матели.

Субъектами финансовых правоотношений третьей группы яв­ляются отдельные граждане (в том числе иностранные и лица без гражданства), проживающие на территории Российской Фе­дерации.

В отдельную группу субъектов финансовых правоотношений вхо­дят межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства в Российской Федерации; посто­янные представительства иностранных юридических лиц и само­стоятельные структурные подразделения иностранных организа­ций, не являющиеся юридическими лицами и находящиеся на территории Российской Федерации.

[2]

Субъекты данной группы являются участниками отдельных видов финансовых правоотношений (например, налоговых и ва­лютных).

Субъекты финансового права и финансовых правоотношений

Билет 33

Вопрос 1

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником Финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений[1].

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу Действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. остается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной компетенцией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права:

Читайте так же:  Преступление ст 238 ук рф. какое наказание предусмотрено уголовным кодексом за реализацию небезопасн

а) государство и его территориальные подразделения;

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений входят:

а) Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область;

б) муниципальные образования;

в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования;

г) административно-территориальные образования особого режима[2].

Такой круг субъектов свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств[3].

[3]

Соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., которые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.

Закрытые административно — территориальные образования— это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации,

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определенной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности, требующую от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления[4]. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы[5]. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой.

Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение прибыли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности[6], являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну.

Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях.

Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства[7].

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32).

32. Индивидуальные субъекты финансового правоотношения

Последнюю группу субъектов финансового права и, соответственно, финансового правоотношения составляют индивидуальные субъекты. К их числу в теории права и отраслевых юридических науках относят, во-первых, граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, а во-вторых, — должностных лиц.

Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства вступают в финансовые правоотношения, главным образом, в связи со своими обязанностями по уплате налогов и сборов, а также обязанностями как налоговых агентов. Анализ законодательства показывает, что все они имеют равную финансовую правосубъектность, а потому в ходе научного анализа нет необходимости их разделять и можно обозначить через категорию «физические лица». Это тем более правомерно, учитывая то, что сам законодатель, определяя субъектов налогового права — налогоплательщиков, использует данную категорию (ст.19 НК РФ). При этом надо иметь в виду, что к физическим лицам — индивидуальным субъектам финансового права относятся и те, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные детективы, частные охранники. На это ориентирует и ст.11 НК РФ. Кроме того, физические лица как индивидуальные субъекты финансового права выступают и в качестве налоговых агентов (п.2 ст.9, ст.24 НК РФ). Наконец, физические лица являются субъектами финансового права при получении субсидий из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст.69 и 78 БК РФ).

Вопрос о финансовой правосубъектности физических лиц заслуживает особого внимания. Во-первых, потому, что физические лица в современных условиях стали активными субъектами финансового права. Это связано, прежде всего, с возросшим налоговым бременем физических лиц в условиях рыночной экономики. А отсюда — с их активизацией в защите своих прав, вытекающих из финансовых правоотношений. Во-вторых, проблема создания правового государства требует надежных гарантий для личности, в том числе в финансовых правоотношениях. Эти гарантии не могут быть в полной мере обеспечены до тех пор, пока не будет решен вопрос о том, с какого возраста физическое лицо может быть участником финансового правоотношения и, следовательно, нести ответственность за нарушение налогового законодательства.

Читайте так же:  Закон о многодетных семьях. какие права имеют многодетные семьи согласно законодательству

Содержание финансовой правоспособности физического лица раскрывается и через его права, закрепленные в законодательстве. Однако, как справедливо заметил С.Г. Пепеляев, «. права, которыми пользуется гражданин в сфере налоговых отношений, по существу носят производный от обязанностей характер».

Финансовая правоспособность физического лица реализуется с помощью дееспособности. В теории права дееспособность определяется как способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности. Цивилисты подчеркивают, что «дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями». С учетом этого можно выделить две основные функции финансовой, а более конкретно, налоговой дееспособности физического лица: юридическую и социальную. Первая заключается в том, что финансовая дееспособность физического лица является средством реализации его финансовой правоспособности. Социальная функция финансовой дееспособности проявляется в обеспечении лицу возможности осуществлять свои финансовые обязанности перед государством и позволяет нести ответственность за неправомерное поведение.

Так, в соответствии со ст.173 КЗоТ РФ лица, достигшие 15, а в ряде случаев с согласия родителей, усыновителей и попечителей — 14-летнего возраста, могут быть приняты на работу. В соответствии со ст.26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей или попечителей. Вместе с тем они вправе самостоятельно, без согласия вышеназванных лиц:

а) распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами;

б) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

в) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

г) совершать мелкие бытовые и иные сделки, предусмотренные п.2 ст.28 ГК. Отсюда следует, что, во-первых, с 14 лет физические лица могут получать доходы от своей трудовой деятельности и эти доходы являются объектом налогообложения. Во-вторых, физические лица в возрасте от 14 до 18 лет в результате осуществления гражданских прав, предусмотренных в ст.26 ГК РФ, получают доходы (авторские гонорары и т.д.) или могут приобретать имущество (в результате распоряжения своим заработком или доходами), которые также являются объектами налогообложения.

Таким образом, на наш взгляд, налоговая дееспособность физических лиц может наступать с 14 лет при получении ими: доходов, возникающих из трудовых правоотношений; доходов и имущества, возникающих из гражданских правоотношений. Однако остается вопрос: полная или частичная налоговая дееспособность должна возникать у физических лиц с 14 лет?

В гражданском и трудовом праве неполная (частичная) дееспособность физического лица проявляется в том, что на совершение тех или иных сделок, а также заключение трудового договора необходимо согласие его законного представителя. С учетом этого, а также производности налоговой дееспособности от гражданской и трудовой, в практической плоскости вопрос стоит так: должны ли физические лица в возрасте от 14 до 18 лет, получающие доходы или имущество в результате заключения гражданско-правовых сделок с согласия законных представителей (ст.26 ГК РФ), а также физические лица, вступающие в трудовые отношения в возрасте от 14 до 15 лет с согласия законных представителей (ст.173 КЗоТ РФ), осуществлять свои налоговые права и обязанности также с согласия законных представителей?

Итак, на наш взгляд, возраст возникновения налоговой дееспособности физического лица. — 14 лет. В контексте изложенного нельзя согласиться с высказанным в литературе мнением о том, что налоговая дееспособность физических лиц должна наступать по достижении 18 лет. Такая позиция приведет к несостыковке их гражданской, трудовой и налоговой дееспособности. Возможны ситуации, что с 14 лет физическое лицо может (с согласия законных представителей, а в ряде случаев и без их согласия) вступать в гражданские и трудовые правоотношения, получать доходы и имущество, но не может уплачивать налоги и иные платежи государству с этих доходов и имущества. Более того, получится даже так, что физические лица в возрасте от 14 лет, являясь деликтоспособными по гражданскому (п.3 ст.26 ГК РФ) и трудовому праву, окажутся налоговонеделиктоспособными. Другими словами, несогласованность гражданско-правовой, трудовой и налоговой дееспособности физического лица приведет к отсутствию налоговой деликтоспособности там, где она должна быть.

Однако, признавая несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет налоговодееспособным, надо учитывать, что возможны ситуации, когда такие лица, совершив сделку с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей, не имеют средств для выполнения налоговой обязанности. В связи с этим, на наш взгляд, целесообразно установить солидарную (или субсидиарную) ответственность несовершеннолетнего, его родителей (усыновителей, попечителей) по исполнению налоговых обязательств, вытекающих из сделок, заключенных несовершеннолетним с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителей.

В числе физических лиц как субъектов финансового права отдельно стоит обратить внимание на нотариусов, осуществляющих частную практику. Согласно п.6 ст.85 НК РФ они являются субъектами финансового права в связи с закрепленной за ними обязанностью информировать налоговые органы о нотариальном удостоверении прав на наследство и договоров дарения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наконец, физическое лицо является субъектом финансового права, обладая, согласно ст.ст.69 и 78 БК РФ, правом получать субсидии из бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. К сожалению, пока факты законодательной практики предоставления таких субсидий не накоплены.

Источники


  1. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  2. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  3. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  4. Поручительство. Комментарии, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 517 c.
  5. Дмитриева, Т.Б. Клиническая и судебная подростковая психиатрия / Т.Б. Дмитриева. — М.: Медицинское Информационное Агентство (МИА), 2017. — 981 c.
Субъекты финансов. индивидуальные субъекты финансового правоотношения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here