Статья о службе судебных приставов. законодательная база российской федерации

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Информация об изменениях:

Статья 2 изменена с 12 мая 2019 г. — Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 97-ФЗ

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

>
Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний
Содержание
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 21 июля 1997 года №118-ФЗ

О судебных приставах

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 07.11.2000 г. №135-ФЗ, 29.06.2004 г. №58-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 3 марта 2007 г. №29-ФЗ, 22.07.2008 г. №132-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 25.12.2008 г. №280-ФЗ, 19.07.2009 г. №194-ФЗ, 25.11.2009 г. №267-ФЗ, 27.07.2010 г. №213-ФЗ, 11.07.2011 г. №196-ФЗ, 03.12.2011 г. №389-ФЗ, 06.12.2011 г. №410-ФЗ, 05.04.2013 г. №49-ФЗ, 02.07.2013 г. №185-ФЗ, 01.01.2014 г. №388-ФЗ, 03.02.2014 г. №7-ФЗ, 12.03.2014 г. №29-ФЗ (вступ. в силу 06.08.2014 г.), 12.03.2014 г. №34-ФЗ, 05.05.2014 г. №126-ФЗ, 22.12.2014 г. №441-ФЗ, 08.03.2015 г. №57-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Российской Федерации 3 июля 1997 года

Глава I. Общие положения

Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов).

[3]

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 12.03.2014 г. №29-ФЗ)

Статья 2. Правовая основа деятельности судебных приставов

Судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве» и другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

Статья 2.1. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний

Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений судебных приставов, включая объединения ветеранов.

(В статью 2.1 внесены изменения в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 06.12.2011 г. №410-ФЗ, 08.03.2015 г. №57-ФЗ)

[2]

Статья 3. Требования, предъявляемые к лицу, назначаемому на должность судебного пристава

1. Судебным приставом может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 год, имеющий среднее общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава — высшее юридическое образование, для судебного пристава, заместителя старшего судебного пристава-исполнителя — высшее юридическое или высшее экономическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности.

(Действие пункта 1 статьи 3 в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя приостановлено до 1 января 2016 года в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 31.12.2014 г. №497-ФЗ)

2. Судебный пристав является должностным лицом, состоящим на государственной службе. При вступлении в должность судебный пристав приносит присягу следующего содержания:

«Я, вступая в ряды Федеральной службы судебных приставов, присягая на верность народу России и Закону, торжественно клянусь:

беспрекословно соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации;

настойчиво и честно защищать права граждан, интересы общества и государства;

достойно переносить трудности, связанные с исполнением служебных обязанностей;

неукоснительно соблюдать дисциплину, установленный порядок служебных взаимоотношений;

хранить государственную и иную охраняемую законом тайну;

дорожить своей профессиональной честью, беречь и развивать лучшие традиции Федеральной службы судебных приставов.

Служу России, служу Закону!»

Порядок приведения к присяге судебного пристава устанавливается главным судебным приставом Российской Федерации.

Соблюдение присяги является неотъемлемой частью служебной дисциплины судебного пристава.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ ст 4 (ред. от 01.05.2019)

Статья 4. Судебные приставы

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

1.1. Судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации (далее — судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

Читайте так же:  Личный кабинет федерального портала госслужбы и кадров. запущен федеральный портал государственной с

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается главным судебным приставом Российской Федерации.

6. Судебным приставам присваиваются классные чины.

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ
«О судебных приставах»

С изменениями и дополнениями от:

7 ноября 2000 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 3 марта 2007 г., 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 19 июля, 25 ноября 2009 г., 27 июля 2010 г., 11 июля, 3, 6 декабря 2011 г., 5 апреля, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 12 марта, 5 мая, 22, 31 декабря 2014 г., 8 марта, 30 декабря 2015 г., 3 июля 2016 г., 29 декабря 2017 г., 1 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 4 июня 1997 года

Одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

21 июля 1997 года

Настоящий Федеральный закон регулирует полномочия органов юстиции по организации деятельности службы судебных приставов, обязанности и права судебных приставов, гарантии их правовой и социальной защиты, а также вопросы финансирования и материально-технического обеспечения службы судебных приставов.

Закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ «О судебных приставах»

Федеральный закон вступает в силу через три месяца со дня официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 5 августа 1997 г. N 149, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 июля 1997 г. N 30 ст. 3590

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 97-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 мая 2019 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 478-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 497-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ)

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие пункта 1 статьи 3 приостановлено до 1 января 2018 г. в части требования о необходимости иметь высшее юридическое или высшее экономическое образование при назначении на должность судебного пристава-исполнителя

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 441-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 126-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации»

Федеральный закон от 3 февраля 2014 г. N 7-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 388-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 49-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 410-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 307-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, вступающих в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 196-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 213-Ф3

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в пункт 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, которые вступают в силу по истечении трех лет после дня официального опубликования Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 194-ФЗ

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Читайте так же:  Вознаграждение конкурсного управляющего. арбитражный управляющий и его вознаграждение процент управл

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 132-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 марта 2007 г. N 29-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Статья 2.1. Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний. Федеральный закон «О судебных приставах»

Использование слов «судебный пристав» или «пристав» и образованных на их основе словосочетаний допускается только в наименованиях Федеральной службы судебных приставов, ее структурных подразделений и должностных лиц Федеральной службы судебных приставов, а также в наименованиях учреждений, обеспечивающих деятельность Федеральной службы судебных приставов, их структурных подразделений и должностных лиц, профессиональных союзов и других общественных объединений судебных приставов, включая объединения ветеранов.

Федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 N 118-ФЗ ст 1 (ред. от 01.05.2019)

Статья 1. Задачи судебных приставов

На судебных приставов возлагаются задачи по:

обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов (далее — суды);

осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон «Об исполнительном производстве») актов других органов и должностных лиц (далее — судебные акты, акты других органов и должностных лиц);

исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов (далее — Федеральная служба судебных приставов);

межгосударственному розыску лиц, осуществляемому в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Правовые основы организации и деятельности Федеральной Службы судебных приставов и её территориальных органов

Организация деятельности ФССП на федеральном уровне

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Смена политического режима в начале 90-х годов диктовала необходимость кардинальных изменений как федерального, так и регионального законодательства в целях упорядочения общественных отношений. Федеральными законами «Об исполнительном производстве» Федеральный закон от 21 июня 1997 г. №119-ФЗ «Об исполнительном производстве. «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, №30, ст. 3591 (Документ утратил силу с 1 февраля 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ) и «О судебных приставах», Федеральный закон от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» // Собрание законодательства РФ, 28.07.1997, №30, ст. 3590. принятыми в 1997 г., судебные исполнители, состоявшие при судах и работавшие непосредственно под руководством председателя суда, были заменены Службой судебных приставов. Таким образом, полномочия по обеспечению принудительного исполнения стали осуществляться органами исполнительной, а не судебной власти.

Структура, компетенция и задачи Федеральной службы судебных приставов РФ определены в Положении о Федеральной службе судебных приставов, утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов»;Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета от 19 октября 2004. в Положении о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утв. Приказом Минюста России от 9 апреля 2007 г. №69. Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2004 г. №187 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов» // Российская газета от 10 декабря 2004.

ФССП РФ подведомственна Министерству юстиции России. Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении ФССП России, а также функции по принятию нормативных правовых актов, относящихся к сфере ее деятельности.

Служба является федеральным органом исполнительной власти и осуществляет функции по исполнению судебных актов и актов других органов, а также по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

ФССП России в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, актами Минюста России.

ФССП России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

ФССП России является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ.

ФССП России имеет следующую структуру:

— Управление организации исполнительного производства;

— Управление организации обеспечения исполнительных действий и установленного порядка деятельности судов;

— Управление организации работы по реализации имущества должников;

— Управление организации дознания и административной практики;

— Управление государственной службы и кадров.

ФССП России осуществляет свою деятельность непосредственно и через территориальные органы:

— Управления ФССП России;

Структурные подразделения территориальных органов ФССП РФ составляют:

ФССП РФ возглавляет директор — главный судебный пристав РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за осуществление возложенных на ФССП России полномочий. Главный судебный пристав РФ осуществляет руководство деятельностью ФССП России; издает приказы, указания, распоряжения, касающиеся этой деятельности; устанавливает штаты и структуру службы судебных приставов; осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение ФССП РФ; рассматривает жалобы на действия судебных приставов.

Территориальный орган ФССП России возглавляет главный судебный пристав субъекта РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом Минюста России по предложению главного судебного пристава РФ.

Читайте так же:  Как получить региональный материнский капитал. где оформить материнский региональный капитал и каков

В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Непосредственное осуществление функций по исполнению судебных актов и актов других органов возлагается на судебных приставов-исполнителей.

В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель:

— принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставляет сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования;

— обязан взять самоотвод, если он заинтересован в ходе исполнительного производства либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Судебный пристав-исполнитель имеет право:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

— налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе;

— использовать нежилые помещения при согласии собственника для временного хранения изъятого имущества, возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;

— в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;

— объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

— вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве;

— совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.

Порядок организации и деятельности службы судебных приставов устанавливаются также ФЗ «О судебных приставах». Федеральный закон от 21.07.1997 №118-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25.11.2009 №267-ФЗ) «О судебных приставах» // Российская газета от 27.11.2009.

Полномочия судебных приставов-исполнителей могут быть закреплены и другими федеральными законами.

Статья 4. Судебные приставы

1. Судебные приставы в зависимости от исполняемых ими обязанностей подразделяются на судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

1.1. Судебные приставы исполняют возложенные на них обязанности в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов (судебные приставы при руководителе Федеральной службы судебных приставов — главном судебном приставе Российской Федерации (далее — судебные приставы при главном судебном приставе Российской Федерации) и структурных подразделениях территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

2. Судебные приставы обязаны хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие им известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан, другую конфиденциальную информацию.

3. Судебные приставы подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Судебные приставы проходят профессиональную и специальную подготовку в соответствии со своими служебными обязанностями.

5. Судебные приставы и иные должностные лица Федеральной службы судебных приставов при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы и (или) описание которых, а также нормы обеспечения форменной одеждой утверждаются Правительством Российской Федерации. Порядок ношения форменной одежды утверждается главным судебным приставом Российской Федерации.

6. Судебным приставам присваиваются классные чины.

7. Судебным приставам выдаются служебные удостоверения единого образца, утверждаемого министром юстиции Российской Федерации, и нагрудные знаки, образцы и (или) описание которых утверждаются главным судебным приставом Российской Федерации.

8. Старший судебный пристав и его заместители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов при исполнении служебных обязанностей после прохождения специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств, условия, порядок и пределы применения которых, в том числе для старшего судебного пристава и его заместителей, устанавливаются статьями 15, 17 и 18 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

ПО / 43. Служба судебных приставов

43. Служба судебных приставов.

Служба судебных приставов (ССП), предназначена для исполнения судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, а также других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве», входит в систему органов Министерства юстиции РФ.

Правовыми основами деятельности судебных приставов по исполнению судебных решений являются:

1) Конституция РФ;

2) федеральные конституционные законы;

3) ФЗ «Об исполнительном производстве»;

4) ФЗ от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах»;

5) иные федеральные законы, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и правовых актов других органов.

Федеральная служба судебных приставов находится в ведении Минюста России.

Службу судебных приставов возглавляет Главный судебный пристав РФ. Службы судебных приставов в субъектах РФ возглавляют главные судебные приставы субъектов РФ.

Служба судебных приставов включает:

Федеральную службу судебных приставов, возглавляемую директором;

службу судебных приставов Управления военных судов Минюста РФ, возглавляемую заместителем начальника Управления военных судов – главным военным судебным приставом;

службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ, возглавляемые заместителями начальников органов юстиции субъектов РФ – главными судебными приставами субъектов РФ;

районные, межрайонные подразделения.

Служба судебных приставов организована в соответствии с административно-территориальным, военно-административным делением России, ее федеративным устройством.

Высшее звено Службы судебных приставов – Федеральная служба судебных приставов (ФССП) под руководством директора. Последний назначается на должность и освобождается от нее Президентом РФ. Директор ФССП осуществляет руководство ФССП и несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на ФССП; распределяет обязанности своих заместителей и поручает им исполнение части своих полномочий; организует исполнение приказов и других правовых актов; утверждает положение о структурных подразделениях ФССП; дает обязательные для исполнения указания руководителям нижестоящих подразделений службы; заключает договоры по вопросам деятельности Службы судебных приставов. ФССП по отдельным основным направлениям деятельности имеет девять управлений.

Читайте так же:  Неуведомление о составлении протокола. обзор судебной практики по вопросам извещения лиц, участвующи

Правовой основой организации ФССП служит Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов» с последующими изменениями и дополнениями.

Основные задачи ФССП:

обеспечение установленного порядка деятельности КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

организация принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом РФ «Об исполнительном производстве»;

управление территориальными органами.

Службы судебных приставов юстиции субъектов РФтерриториальные органы ФССП(всего 88 служб судебных приставов) – являются промежуточным звеном между высшим звеном службы судебных приставов и районными, межрайонными их подразделениями. Территориальным органом ФССП является Главное управление ФССП, возглавляемое главным судебным приставом субъекта РФ. Назначается на должность и освобождается от нее Министром юстиции РФ по предложению директора ФССП. Положение о территориальном органе ФССП, их Перечень утверждены приказом Министра юстиции РФ от 3 декабря 2004 г. № 187.

Районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов являются низовым звеном Службы судебных приставов.

Принудительное исполнение судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанных с передачей денежных средств, иного имущества либо совершением определенных действий или воздержанием от таковых, возложено на судебных приставов-исполнителей.

Их статус и деятельность регулируются Федеральным законом «О судебных приставах» и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Судебные приставы-исполнители вместе с приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов образуют единую службу судебных приставов.

Служба приставов – федеральный орган, входящий в состав Минюста РФ, является качественно новым звеном исполнительной власти со статусом правоохранительного органа.

На судебных приставов возлагаются задачи по обеспечению установленного порядка деятельности КС, ВС, ВАС, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Судебный пристав по обеспечению установленного порядка деятельности судов обязан:

обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

[1]

выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании; исполнять решения судьи о применении предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

обеспечивать охрану зданий, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время.

Для выполнения возложенных на него функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов судебный пристав имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в случаях и порядке, предусмотренных Законом о судебных приставах (ст. 11, 15–18).

Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по принудительному исполнению судебного акта (ст. 12).

Требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов, организаций и должностных лиц на территории РФ.

Мерами принудительного исполнения, которые применяются судебными приставами-исполнителями, являются: обращение взыскания на имущество должника путем ареста имущества и его реализации, организуемая судебным приставом; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, иные виды доходов должника, обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящееся у других лиц; изъятие определенных предметов у должника и передача их взыскателю; другие меры.

Действия судебных исполнителей можно обжаловать в суде или в вышестоящей организации – структуры службы организованы во всех субъектах РФ.

1.3 Правовое регулирование деятельности Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации

Правовое регулирование деятельности судебных приставов (ст.2 Закона «О судебных приставах», п.3 Положения о ФССП) осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства России, международными договорами РФ, актами Минюста России и самим Положением.

В период СССР исполнительное производство регулировалось гражданским процессуальным правом, поскольку в теории оно рассматривалось как завершающая стадия гражданского судопроизводства, — стадия исполнения судебных постановлений. Нормы, регулирующие исполнительное производство и деятельность судебных исполнителей, были размещены в разделе пятом в Приложение к ГПК РСФСР. Судебные исполнители прикреплялись к судам, осуществляли свою деятельность под контролем судей и были им подчинены. Их деятельность регулировалась и рядом инструкций Минюста СССР.

Деятельность судебных исполнителей РФ на основании этих документов продолжалась вплоть до 1997 г., когда были приняты федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве», что означало начало реформы системы принудительного исполнения в России. Однако принятые законы противоречили действующему ГПК РСФСР до принятия 1 февраля 2003 г. нового ГПК России, который устранил существовавшие противоречия, как в правилах исполнения, так и в наименовании органов исполнения и их подчиненности.

Согласно ч.1 ст. 3 Закона об ИП, законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из названного Закона, Закона о СП и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Конституция России не содержит норм, регулирующих исполнительное производство, но ряд ее норм, в частности, ст.2 Конституции «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства», означают обязанность со стороны государства соблюдать и защищать права и свободы человека, в том числе и в исполнительном производстве.

К нормативно-правовым актам, регулирующих вопросы исполнительного производства, относятся федеральные конституционные законы, посвященные формированию и деятельности органов исполнительной и судебной властей, в т.ч. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и ряд других.

К числу федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц относятся и основные нормативные акты, регулирующие процессуальные и материальные правоотношения, как ГПК РФ, АПК РФ, ГК РФ, Семейный Кодекс РФ и другие.

В ГПК имеется целый ряд статей, регулирующих различные вопросы: ст.203 ГПК – вопросы отсрочки или рассрочки исполнения решения, способа и порядка исполнения решения, ст.446 ГПК — перечень видов имущества, на которое не может быть обращено взыскание и ряд других. АПК РФ также содержит статьи посвященные общим вопросам исполнения судебных актов, вынесенных арбитражными судами: ст.ст. 319-323 АПК — порядок выдачи исполнительного листа, ст. ст.325-326 АПК — поворот исполнения судебного акта и другие.

ГК содержит нормы о представительстве, порядке выдачи доверенности (гл. 10), о порядке проведения торгов (ст. 447-449) и некоторые другие нормы. СК регулирует порядок исполнения решений судов по спорам, связанным с воспитанием детей (ст. 79), порядок уплаты и взыскания алиментов (гл. 17).ТК закрепляет наиболее важные вопросы, связанные с порядком защиты трудовых прав и разрешением трудовых споров, в частности, способы защиты трудовых прав работников (ст. 352), компетенция комиссии по трудовым спорам (ст. 385), порядок исполнения решения комиссии по трудовым спорам (ст. 389) и другие.

Читайте так же:  Как признать человека недееспособным процедура признания человека недееспособным основания и порядок

Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать Закону об ИП (ч.2 ст.3).

Согласно ч.4 Закона об ИП определен приоритет международных договоров: Конвенции ООН о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, принятой в1958г.; Гаагской конвенции 1961г. и др. международных договоров.

Регулирование деятельности ФССП осуществляется:

— постановлениями Конституционного Суда РФ по спорным вопросам, которые были предметом разбирательства в Конституционном Суде: нормы об исполнительных документах, исполнительском сборе и др. вопросы;

— рядом подзаконных нормативных актов, например, постановление Правительства РФ от 07.07.1998 N 723 «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества», постановление Правительства РФ от 27.05.1998 N 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» и т.д.;

— на основании обобщения судебной и иной правоприменительной практики в виде постановлений пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (например, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N 15 «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации»). 16

Учитывая сложное содержание системы норм исполнительного производства, представляется, что необходима систематизация законодательства об исполнительном производстве в целях повышения эффективности принудительного исполнения, как судебных решений, так и других юрисдикционных актов.

Исследователи в области исполнительного производства ведут дискуссии по вопросам создания Исполнительного кодекса России, улучшения организации и деятельности ФССП, совершенствованию законодательства в уголовной и административной сфере, применяемого в процессе исполнительного производства. Предлагается с целью устранения пробелов в исполнительном законодательстве свести воедино разрозненные положения федерального законодательства, регулирующие вопросы исполнительного производства, необходима кодификация исполнительного законодательства в форме Исполнительно-процессуального кодекса.

Следует отметить, что в настоящее время между учеными-правоведами идет интенсивная дискуссия по поводу введения в России института частного судебного пристава, т.е. децентрализации системы исполнения в целях повышения эффективности исполнительного производства и снижения в этой части финансовой нагрузки государства, поскольку все основные траты обеспечения процесса исполнения в России несет государство.

Еще в 1917 г. судебные приставы попытались создать Всероссийский союз судебных приставов. На учредительном съезде судебный пристав Московского столичного мирового съезда Е.А. Соловьев выдвигал идею о модели организации профессии судебного пристава, «когда последний действует как свободный и независимый профессионал, самостоятельно организующий свою деятельность и несущий полную ответственность за результаты своей работы». Необходимо перейти от «личного подчинения агентов исполнительной власти в порядке иерархии к самостоятельному выполнению этими агентами закона», т.е. некой автономии организации приставов, в целях улучшения качества их работы и повышения ответственности. 17

Наиболее приспособленной к потребностям современного общества и государства признается частноправовая модель принудительного исполнения, участие в исполнительном процессе частных приставов, исполняющих юрисдикционные акты по договору.

Возможность «приватизации» исполнительного производства была высказана В. В. Ярковым, полагающим, что «приватизация» правоприменительной деятельности является одним из наиболее перспективных направления развития системы гражданской юрисдикции. 18

Следует определиться с оптимальной моделью исполнения , так как модель исполнения зависит не только от формы организации профессии судебного пристава. Недостатками функционирования частных систем исполнения являются более сложный механизм сбора данных о результатах работы частных исполнителей, снижение возможности объективной оценки эффективности частной системы исполнения; возрастание расходов сторон исполнительного производства и неохотное сотрудничество со стороны публичных органов власти, осуществляющих правоохранительные функции с частными исполнителями и ряд других.

Предлагается предусмотреть равные права и обязанности для частных и государственных приставов: государственный пристав будет взыскивать в пользу государства, а частный — в пользу иных лиц. Из компетенции частного пристава исключается взысканий, выданных в интересах бюджетов всех уровней или в пользу получателей средств федерального бюджета, бюджета субъекта Федерации или муниципального образования.

Большинство членов межведомственной рабочей группы по подготовке проекта Исполнительного кодекса РФ пришли к выводу о преждевременности нормативной реализации идеи об организации частных судебных приставов, не исключая такой концепции для России в будущем. В настоящее время законодатель идет по пути увеличения полномочий ФССП России и появление в ближайшее время частного института не предполагается, с чем нельзя не согласиться.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Подводя итоги первой главы квалификационной работы, следует отметить, что одной из актуальных проблем современного исполнительного производства является отсутствие систематизации законодательства, посвященного этой отрасли. Законодательство об исполнительном производстве включает в себя значительное количество, как законов, так и подзаконных актов, число которых только увеличивается. В связи с этим, сотрудники ФССП в своей деятельности вынуждены обращаться к большому количеству источников, зачастую содержащих противоречивые правила, что вызывает определенные трудности в правоприменительной практике.

Источники


  1. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.

  2. Асланов, Р.М. и др. Уголовное право. Особенная часть; СПб: Санкт-Петербургский Университет, 2011. — 236 c.

  3. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
  4. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  5. Чучаев, А. И. Нотариальная деятельность как объект уголовно-правовой охраны (de lege lata и de lege ferenda) / А.И. Чучаев, О.В. Филипова. — М.: Проспект, 2016. — 116 c.
Статья о службе судебных приставов. законодательная база российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here