Ст 14.16 кодекса рф об административных правонарушениях. история изменений ст.14.16 коап рф. с решен

Статья 14.17. Нарушение требований к производству или обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

2. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, —

[1]

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией изготовленной продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

3. Производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц — не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой или административное приостановление деятельности на срок от шестидесяти до девяноста суток с конфискацией продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов, транспортных средств или иных предметов, использованных для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, либо без таковой.

4. Производство, закупка, поставка, хранение и (или) перевозка алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров, за исключением производства, закупки, поставки, хранения и (или) перевозки в целях вывоза из Российской Федерации (экспорта) пива и пивных напитков в полимерной потребительской таре объемом более 1500 миллилитров, —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

5. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, которое не зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

6. Использование и (или) владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

7. Использование основного технологического оборудования для производства этилового спирта, зарегистрированного и законсервированного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией основного технологического оборудования.

Примечание. Под грубым нарушением лицензионных требований, предусмотренных законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции, при производстве или обороте этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части 2 настоящей статьи понимаются:

использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства;

поставка этилового спирта, в том числе денатурата, организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено, либо не имеющей уведомления;

поставка алкогольной и (или) спиртосодержащей пищевой продукции организации, не имеющей соответствующей лицензии или имеющей лицензию, действие которой приостановлено;

производство этилового спирта, технологией производства которого предусматривается получение барды (основного отхода спиртового производства), при отсутствии ее полной переработки и (или) утилизации на очистных сооружениях;

производство этилового спирта, в том числе денатурата, из сырья, не включенного в перечень пищевого и непищевого сырья, используемого для производства этилового спирта, в том числе денатурата, утверждаемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

производство и оборот спиртосодержащей непищевой продукции (за исключением предназначенной для розничной продажи), на этикетке которой не содержится информация об опасности использования для жизни или здоровья граждан этой продукции в пищевых целях;

Читайте так же:  Поиск лотов в едином федеральном реестре сведений о банкротстве (о портале федресурс). единый федера

поставка денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции с содержанием денатурирующих веществ, не соответствующих установленным законом перечню и концентрации денатурирующих веществ или их смесей, либо с нарушением порядка использования денатурата или денатурированной спиртосодержащей продукции;

реализация этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта, произведенного из непищевого сырья или имеющего денатурирующие добавки, за исключением спиртосодержащей непищевой продукции;

осуществление любых технологических процессов и операций по переработке денатурированного этилового спирта или денатурированной спиртосодержащей продукции в целях удаления денатурирующих веществ.

Комментарий к Ст. 14.17 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, выступают общественные отношения в области осуществления предпринимательской деятельности, при этом круг таких отношений ограничивается производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Объективная сторона деяния выражается в производстве (изготовлении, переработке) или обороте (продажи во всех случаях, кроме использования в личных целях) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Общая характеристика объективной стороны правонарушения конкретизируется применительно к каждому конкретному деянию. Указанные нарушения выражаются в несоблюдении или прямом нарушении лицензионных требований, например, оборота продукции, не предусмотренной лицензией, нарушении установленного объема продаж и т.п. В качестве квалифицирующего признака КоАП РФ указывает грубое нарушение установленных лицензионных требований, одновременно раскрывая в рамках примечания к настоящей статье понятие грубого нарушения, которое выражается в совокупности действий, связанных с нецелевым использованием имеющегося оборудования, поставка продукции без лицензии или по лицензии, действие которой приостановлено, и т.п.

Еще одним признаком объективной стороны рассматриваемого деяния выступает производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без лицензии, т.е. в отсутствие обязательного разрешения государства на осуществление данного вида деятельности. Поскольку торговля этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией требует получения государственного разрешения — лицензии, то ее отсутствие уже является правонарушением и влечет за собой применение мер ответственности, предусмотренной настоящей статьей.

2. Субъектом рассматриваемых правонарушений являются исключительно субъекты, которым в силу закона предоставлено право производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, т.е. потенциальные соискатели лицензии на указанные виды деятельности — юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.

Наиболее распространенными в судебной практике являются дела об оспаривании постановлений Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности за нарушение требований законодательства по производству, обороту, продаже этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об аннулировании в судебном порядке лицензий на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В частности, в 2012 году Четвертым арбитражным апелляционным судом рассмотрено 10 дел об аннулировании лицензий, 6 дел об оспаривании постановления Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности, 4 дела по заявлениям Росалкогольрегулирования о привлечении к административной ответственности и 3 дела об оспаривании решений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления об отказе в переоформлении лицензий и о приостановлении действия лицензии .
———————————
http://4aas.arbitr.ru/

Субъективная сторона рассматриваемого деяния характеризуется прямым умыслом.

К вопросу об административной ответственности за нарушение правил продажи отдельных видов товаров по ст. 14.15 КоАП РФ (Царьков А.)

Дата размещения статьи: 26.06.2015

Правомерность привлечения лиц к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ (Нарушение правил продажи отдельных видов товаров) в настоящее время стала актуальной темой в связи с многочисленными жалобами граждан в судебные инстанции.

Санкция указанной статьи устанавливает, что совершение рассматриваемого правонарушения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей. При этом каждое отдельное правонарушение подлежит квалификации по ст. 14.15 КоАП РФ, а не в совокупности, даже при том условии, что правонарушение совершено одним и тем же лицом в один период времени.

Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области торговли. Предметом правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ, являются правила продажи отдельных видов товаров и услуг.

Субъектом правонарушения могут быть физические лица — граждане, достигшие 16-летнего возраста, должностные и юридические лица.

Пункт 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает, что в качестве субъектов административной ответственности положения главы 14 КоАП РФ предусматривают граждан, должностных и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели постольку, поскольку главой 14 КоАП РФ не предусмотрено иное, для ст. 14.15 КоАП РФ исключений не предусмотрено. К должностным лицам относятся и лица, находящиеся в трудовых отношениях с индивидуальными предпринимателями, осуществляющие указанные выше функции. Лица, не наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, работающие в организации или у индивидуального предпринимателя (например, продавцы, кассиры), также могут быть привлечены к административной ответственности как граждане в связи с совершением ими правонарушений, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Субъективная сторона — правонарушение совершается с прямым умыслом.

Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный нарушает правила продажи отдельных видов товаров, а именно: Правила продажи товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27 сентября 2007 г. N 612; Правила скупки у граждан ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней и лома таких изделий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. N 444; Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 июня 1998 г. N 569; Правила продажи отдельных видов товаров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55; Правила продажи товаров по образцам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1997 г. N 918.

В практике имеет место неправомерное привлечение к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ за применение контрольно-кассовой машины, зарегистрированной по другому адресу. Согласно Постановлению Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 января 2005 г. N А55-13574/04-29 данное деяние не входит в объективную сторону указанного правонарушения.

Важным аспектом законного привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является правомерность действий государственных органов. Исчерпывающий перечень органов, правомочных рассматривать дела об административных правонарушениях, определен ст. 23.49 КоАП РФ. Указанная статья устанавливает, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ.

Читайте так же:  Федеральные нормы и правила экспертизы промышленной безопасности. об утверждении правил проведения э

Кроме того, в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ, должностные лица органов внутренних дел (полиции) уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ (в части нарушения правил продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, товаров бытовой химии, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, оружия и патронов к нему, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе).

Правом возбуждать дела об административных правонарушениях и направлять их в соответствующий орган для рассмотрения обладают органы прокуратуры.

В случае же привлечения к административной ответственности ненадлежащим должностным лицом данное решение подлежит отмене. Так, прокуратурой в арбитражный суд направлено заявление о признании незаконным и отмене постановления должностного лица Удачнинского отдела полиции межмуниципального отдела МВД «Мирнинский» о назначении индивидуальному предпринимателю Г. административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.15 КоАП РФ. Основанием для обращения в суд с заявленным требованием послужило существенное нарушение должностным лицом органа внутренних дел требований ст. 23.49 КоАП РФ, связанное с незаконным рассмотрением дела и назначением административного наказания. В соответствии с требованиями данной нормы закона, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.15 КоАП РФ, полномочны рассматривать органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, к которым органы полиции не относятся. Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 22.05.2012 заявление прокуратуры удовлетворено в полном объеме (ЯСИА Якутское-Саха Информационное Агентство, 25.05.2012).

При привлечении к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ необходимо, чтобы в протоколе об административном правонарушении и в материалах административного дела содержались сведения о том, при отсутствии какой конкретно установленной информации о продавце осуществлена продажа товара, в чем выразилось нарушение права покупателя на получение необходимой и достоверной информации о продавце, какие конкретно нарушены правила продажи отдельных видов товаров. В противном случае судом будет сделан вывод об отсутствии события административного правонарушения (Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 4 октября 2007 г. N Ф08-5902/07-2428А).

Неотъемлемой частью правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ является и то, что лицо, которое привлекается к административной ответственности, должно быть надлежащим образом извещено о составлении протокола об административном правонарушении. Так, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

[3]

Составление протокола об административном правонарушении допускается лишь тем числом, о котором уведомлено надлежащим образом лицо, привлекаемое к административной ответственности. Так, Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 февраля 2005 г. N Ф08-444/05-189А установлено, что в акте проверки от 10.06.2004, составленном при участии продавца Б.П.А., имеется отметка о необходимости явки 11.06.2004 предпринимателя Б.И.А. для составления протокола об административном правонарушении. Между тем протокол об административном правонарушении составлен более поздним числом, а именно 24.06.2004. Свое участие в составлении протокола предприниматель отрицает. Доказательства того, что предприниматель был уведомлен надлежащим образом о составлении протокола 24.06.2004, в материалах дела отсутствуют.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для анализа правомерности привлечения к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ необходимо установить следующее:

1) правомочно ли было должностное лицо составлять протокол об административном правонарушении по указанной статье;

2) имеются ли иные статьи КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за аналогичные деяния, то есть имеется ли специальная норма;

3) нашли ли свое отражение в протоколе об административном правонарушении сведения о том, какие конкретно нарушены правила продажи товаров, в чем это выразилось;

4) надлежащим ли образом извещено лицо, привлекаемое к административной ответственности;

5) не нарушен ли срок давности привлечения к административной ответственности.

Несоответствие какого-либо одного из названных пунктов нормам закона может привести к отмене решения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.15 КоАП РФ.

Постановление суда по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ № 5-460/2017 | Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

ДД.ММ.ГГГГ 2017 года

Судья Автозаводского районного суда ФИО21

при секретаре ФИО3,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Смирновой ФИО7,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2^1 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Смирновой ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки , гражданки РФ, замужем, работающей продавцом в ИП «ФИО4», зарегистрированной и проживающей по адресу: ,

Согласно протоколу об административном правонарушении № от 13.02.2017г., продавец Смирнова ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, примерно в 16 часов 20 минут, находясь на рабочем месте в магазине «Елена», принадлежащем ИП «Чумаков», расположенном по адресу: , осуществила продажу несовершеннолетнему ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р., алкогольной продукции — коктейль «Блейзер», 2 бут., емкостью 1,5 литра, крепостью 8,0 %, тем самым продавец Смирнова ФИО9 совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 2^1 ст. 14.16 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Смирнова ФИО10 в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала, пояснила, что в указанный день она действительно работала на своем рабочем месте в магазине «Елена», но не помнит, чтобы данный напиток мог купить подросток, поскольку данный коктейль в магазине покупают постоянно один и тот же контингент, т.е. определённый круг людей. Поэтому она не могла продать данный вид алкоголя подростку.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО5 в судебном заседании пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе патрулирования территории был обнаружен подросток, которым оказался несовершеннолетний ФИО6, он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения. На вопрос где он купил алкоголь, подросток ответил, что в магазине «Елена» продавец — девушка продала ему алкоголь, в связи с чем, был составлен рапорт, проведены соответствующие мероприятия и составлен протокол об административном правонарушении в отношении Смирновой ФИО11 по ст. 14.16 ч. 2.1 КоАП РФ.

Читайте так же:  Федеральный закон 21.07 1997 122. о новом законе о государственной регистрации недвижимости. преимущ

В судебном заседании свидетель ФИО4, пояснил, что он является индивидуальным предпринимателем и осуществляет свою деятельность в магазине «Елена» по адресу: . Смирнова ФИО12 работает продавцом в его магазине, кроме нее в магазине работает ещё один продавец. Сам ФИО4 знает об административной ответственности за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, поэтому его продавцы неоднократно предупреждены и проинструктированы по данному вопросу. Также исходя из пояснений подроста, он описывал не его продавца Смирнову ФИО13, поскольку по внешним признакам она выглядит совсем по иному.

Заслушав мнение лица, привлекаемого к административной ответственности Смирнову ФИО14, должностное лицо, свидетеля, исследовав представленные документы, судья приходит к следующему.

Административная ответственность по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ наступает за розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

На основании ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.2, 14.4, 14.5 и 14.16 КоАП РФ, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки).

Однако в представленных суду материалах дела, отсутствует как акт закупки, так и иная документация, подтверждающая, что указанный товар, а именно коктейль «Блейзер», емкостью 1,5 литра, был приобретен именно в торговом павильоне, расположенном по адресу: , а сам магазин осуществляет реализацию вышеуказанного товара: например, товарные накладные, счета-фактуры.

Кроме того, в административном материале, поступившем в суд, отсутствует протокол об изъятии вышеуказанной алкогольной продукции у несовершеннолетнего.

Наличие каких-либо других доказательств, в том числе контрольно-кассового либо товарного чека, свидетельствующих о продаже Смирновой ФИО15 алкогольной продукции и приобретении ее несовершеннолетним, а также протокол осмотра магазина, с указанием наименований реализуемых товаров, в том числе конкретного товара — коктейля «Блейзер», емкостью 1,5 литра, в материалах дела не усматривается.

Таким образом, допустимые доказательства виновности Смирновой ФИО16 в совершении инкриминируемого ей административного правонарушения отсутствуют.

Пояснения в материалах дела несовершеннолетнего ФИО6 не несут в себе доказательственной базы в совершении Смирновой ФИО17 административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП, поскольку продавец им не опознавался.

Исходя из положений ст. 1.6 ч. 1 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Таким образом, на основе исследованных в судебном заседании материалов и позиций участников процесса, мировой судья приходит к выводу, что при производстве по делу об административном правонарушении, которое инкриминируется Смирновой ФИО18, не соблюдены требования процессуальных норм КоАП РФ; по делу не собраны необходимые для установления обстоятельств административного правонарушения доказательства, отвечающие требованиям допустимости что, в свою очередь, повлекло не установление события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события административного правонарушения.

При таких обстоятельствах производство по делу в отношении Смирновой ФИО19 подлежит прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 24.5 КоАП РФ, суд,

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении Смирновой ФИО22 прекратить за отсутствием в ее действиях события административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в 10 дневный срок в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд .

Постановления судов по ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ

29 июня 2017 года во Фрунзенский районный суд г. Саратова отдел полиции № 6 в составе УМВД России по Саратову для рассмотрения представил материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 14.16 Кодекса об административных пра.

В Автозаводский районный суд г. Тольятти из ОП№ 22 У МВД России по г. Тольятти поступил материал в отношении гражданки Кравчук ФИО4. по ст.14.16 ч.2.1 КоАП РФ для рассмотрения по существу.В соответствии с ч.2 ст. 28.2 КоАП РФ, в протоколе об админ.

К вопросу квалификации дел об административных правонарушениях, связанных с нарушениями правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции (Самойлов Е.И.)

Дата размещения статьи: 22.04.2015

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) содержит ряд статей, устанавливающих ответственность за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Основная группа статей, устанавливающих данную ответственность, содержится в главе 14 КоАП РФ, объектом правонарушения которых являются отношения в области предпринимательской деятельности. Прямой нормой, устанавливающей ответственность за нарушение правил розничной продажи, является ст. 14.16 КоАП РФ. Иные правонарушения, связанные с продажей алкогольной и спиртосодержащей продукции, также квалифицируются по ст. 14.1. и 14.2. КоАП РФ, которые являются общими нормами ответственности за нарушения в сфере предпринимательства.
———————————
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 21.07.2014) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

В то же время сложившаяся арбитражная практика квалифицирует аналогичные деяния, совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Необходимость такой квалификации прямо указана в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 г. N 2 (в ред. от 10.11.2011) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Обзор судебной практики, содержащейся в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс», свидетельствует о повсеместном рассмотрении арбитражными судами данной категории дел . Однако в ранее действовавшей редакции (в ред. от 20.11.2008) указывалось, что применение мер административной ответственности за осуществление розничной торговли алкогольной продукцией без лицензии производится на основании ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, и отмечалась неподведомственность этих дел арбитражным судам.
———————————
См., например: Определение ВАС РФ от 28 марта 2013 г. N ВАС-3791/13 по делу N А51-9951/2012; Постановление ФАС Поволжского округа от 9 октября 2012 г. по делу N А65-8033/2012; Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2012 г. по делу N А12-21078/2012 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Читайте так же:  Контракт на возмещение коммунальных услуг. порядок возмещения коммунальных услуг. акт возмещения пос

Арбитражные суды, напротив, указывают, что если индивидуальный предприниматель в нарушение указанных норм осуществляет какой-либо иной вид деятельности из числа перечисленных в п. 2 ст. 18 Закона, он может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии .
———————————
Пункт 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11 июля 2014 г. N 47 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

Литература

Комментарии к СТ 14.16 КоАП РФ

Статья 14.16 КоАП РФ. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Комментарий к статье 14.16 КоАП РФ:

2. Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ определены понятия: этилового спирта, питьевого этилового спирта; спиртосодержащей продукции (пищевой или непищевой), денатурированной спиртосодержащей продукции; алкогольной продукции; спиртных напитков; водки; вина и ряд других понятий.

Федеральным законом от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ и примечанием к ст. 6.10 настоящего Кодекса установлено, что под пивом и напитками, изготавливаемыми на его основе, следует понимать пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции и изготавливаемые на основе пива напитки с указанным содержанием этилового спирта.

Под фармакопейной статьей Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп.) понимает документ, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и содержащий перечень показателей качества и методов контроля качества лекарственного средства для медицинского применения.

3. Гражданским кодексом РФ определены понятия и содержание договора поставки (ст. 506), договора розничной купли-продажи (ст. 492), публичного договора (ст. 426). Если в установленном законом порядке предусмотрены обязательные требования к таре и (или) упаковке, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, соответствующих этим обязательным требованиям (ст. 481 ГК РФ).

Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.) определено, что сертификат соответствия — документ, подтверждающий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

4. Объектом правонарушения являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил розничной торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией.

5. Часть 1 данной статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих розничную продажу этилового спирта (за исключением случаев, указанных в диспозиции комментируемой статьи), ст. 55 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (с изм. и доп.), не допускающих розничную торговлю лекарственными средствами вне аптечных, медицинских и ветеринарных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.

Объективная сторона правонарушения по ч. 1 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

6. Часть 2 комментируемой статьи основана на положениях ст. 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ, запрещающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без оформления документов, подтверждающих легальность их производства и оборота, поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции в упаковке, не соответствующей требованиям технических регламентов.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в нарушении указанных запретов.

7. Административная ответственность, установленная ч. 3 данной статьи, наступает при совершении иных нарушений названных Правил продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. N 55. При этом, как представляется, в случае предъявления собственником алкогольной и спиртосодержащей продукции не представленных своевременно по уважительным причинам сертификата соответствия по каждому наименованию продукции, справки к грузовой таможенной декларации или ее копии с оригиналами оттисков печатей предыдущего собственника (на импортную алкогольную продукцию), а также справки к товаротранспортной накладной (на отечественную алкогольную продукцию) при рассмотрении дела суд может переквалифицировать административное правонарушение, установленное ч. 2 данной статьи, на ч. 3 этой же статьи.

8. Административная ответственность, установленная ч. 4 настоящей статьи, наступает при нарушении положений Федерального закона от 7 марта 2005 г. N 11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе».

9. Субъект данного административного правонарушения — должностное лицо либо юридическое лицо.

С субъективной стороны комментируемое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

10. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматривают судьи арбитражных судов (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1); по ч. 3 — должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст. 23.50); по ч. ч. 3 и 4 — должностные лица органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3) и органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49). При необходимости применения меры наказания в виде конфискации соответствующей продукции (см. ч. ч. 3 и 4 данной статьи) дело передается на рассмотрении судьи суда общей юрисдикции (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы по комментируемой статье составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (по ч. ч. 1 — 3, по ч. 4 — в части розничной продажи пива и напитков, изготовленных на основе этилового спирта); должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (по ч. ч. 1 и 2); должностные лица, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ч. 1, п. п. 1, 63 и 64 ч. 2 ст. 28.3).

Читайте так же:  Поставить визу на заявлении на отпуск. виза директора на заявлении об увольнении. резолюция руководи

При рассмотрении дел, отнесенных к компетенции перечисленных выше органов, протоколы составляются должностными лицами соответствующих органов (ч. 1 ст. 28.3).

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

1. Розничная продажа этилового спирта, в том числе фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок, или виноматериалов, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта и спиртосодержащей продукции.

2. Оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2.1. Розничная продажа несовершеннолетнему алкогольной продукции, если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2.2. Розничная продажа алкогольной продукции в полимерной потребительской таре (потребительской таре либо упаковке, полностью изготовленных из полиэтилена, полистирола, полиэтилентерефталата или иного полимерного материала) объемом более 1500 миллилитров —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

3. Нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

4. Утратила силу.

Комментарий к Ст. 14.16 КоАП РФ

1. Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения в сфере торговли, причем в качестве непосредственного объекта следует рассматривать правоотношения в сфере торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Данный состав в настоящее время с учетом введенных ограничений торговли указанными видами товаров приобретает все большую актуальность.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в совершении виновным лицом активных действий, направленных на переход права собственности на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию от организации-продавца к третьим лицам. В самом общем виде объективная сторона сводится к нарушению установленных действующим законодательством правил торговли данными видами товаров. Декларируя нарушение в качестве самостоятельного состава в рамках ч. 3 комментируемой статьи, одновременно КоАП РФ определяет и ряд наиболее распространенных и общественно опасных деяний, объективная сторона которых заключается в выполнении любого из следующих действий:

— розничная продажа этилового спирта, спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих вкусоароматических биологически активных вкусовых добавок или виноматериалов;

[2]

— оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота. Под оборотом, как правило, понимается оптовая торговля товаром, т.е. реализация алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также этилового спирта в больших количествах в целях последующей перепродажи;

— иные нарушения установленных правил торговли данными видами товаров.

Положения ч. 3 настоящей статьи указывают на открытый характер перечня нарушений, предусмотренных комментируемой статьей, что позволяет уполномоченному должностному лицу самостоятельно оценивать действия продавца на наличие в них признаков состава правонарушения и квалифицировать их по ч. 3 настоящей статьи.

Особое место в системе правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, занимают положения ч. 2.1, предусматривающие ответственность за продажу алкогольной и иной продукции несовершеннолетнему лицу, поскольку такие деяния влекут за собой особо тяжкие последствия, влияют на процесс формирования полноценной личности несовершеннолетнего, его физическое и психическое развитие. Неслучайно данный состав влечет за собой применение не только административной ответственности, но и уголовной, т.е. сопряжен с повышенной общественной опасностью и тяжким (особо тяжким) вредом личности. Подобные деяния наиболее распространены в настоящее время.

2. Субъектом правонарушений, в соответствии с комментируемой настоящей статьей, выступают организации — продавцы и их должностные лица. Следует обратить внимание, что в качестве субъекта ответственности в данном случае КоАП РФ не рассматривает индивидуальных предпринимателей, поскольку данный вид деятельности для них недопустим в силу прямого ограничения закона. Торговлю спиртосодержащей и алкогольной продукцией, а также этиловым спиртом могут осуществлять лишь юридические лица, соответствующие установленным законом требованиям к размеру их уставного капитала, площади торгового зала и т.п.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Субъективная сторона рассматриваемых деяний характеризуется умышленной формой вины, причем в большинстве случаев речь идет исключительно о прямом умысле.

Источники


  1. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.

  2. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  3. Харин, Г. М. Краткий курс судебной медицины / Г.М. Харин. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. — 304 c.
  4. Смолина, Л. В. Защита деловой репутации организации / Л.В. Смолина. — М.: Дашков и Ко, БизнесВолга, 2010. — 160 c.
  5. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.
Ст 14.16 кодекса рф об административных правонарушениях. история изменений ст.14.16 коап рф. с решен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here