Способы защиты прав и свобод человека и гражданина. государственно-правовой механизм защиты прав и с

39. Механизм защиты прав и свобод человека.

Механизм защиты прав и свобод человека – определенная система средств и факторов, обеспечивающих необходимые условия уважения всех прав и свобод человека, вытекающих из достоинства, присущего личности и являющихся естественными для ее свободного и полного развития.

1) Социальные нормы;

2) Правомерная деятельность субъектов права;

4) Общественное мнение;

7) Правовая культура.

Задачи механизма: охрана, защита и восстановление нарушенных прав; формирование правовой культуры общества.

Функции механизма: охранительная, компенсационная, информационная, воспитательная.

Динамическая сторона – различные формы организационно-правовой деятельности субъектов правоохраны (правотворческая, правоприменительная, правоохранительная, контрольно-надзорная).

Основополагающую роль в системе прав и свобод человека и гражданина занимает институт конституционного права, нормы которого закрепляют основы правового статуса (права и обязанности) личности. В Конституции РФ закреплено, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Граждане вправе обращаться в судебные и иные государственные органы для защиты своих прав и свобод как лично, так и через представителя. Причем такая защита может осуществляться как на внутригосударственном (суд, административные органы), так и на международном уровнях.

10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Впервые в международной практике Декларация отразила идею о неразрывной связи и взаимообусловленности всего комплекса основных прав и свобод.

Генеральной Ассамблеей ООН были приняты в 1966 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах.

Международное сотрудничество государств в области защиты правового статуса человека и гражданина протекает в определенных формах:

1) в создании единых универсальных стандартов по поводу того, какие именно права и свободы человека должны уважаться и соблюдаться,

2) в принятии на себя государствами-участниками международных договоренностей — обязательств придерживаться данных стандартов в рамках внутреннего правопорядка,

3) в создании специального механизма контроля за соблюдением принятых государствами обязательств.

[2]

Россия является участником вышеназванных пактов, поэтому у граждан РФ есть возможность направить жалобу в Комитет ООН по правам человека.

Подать жалобу могут конкретные лица, чьи права, закрепленные в Пакте, нарушены. Если жертва нарушения по каким-либо причинам сама не в состоянии обратиться в Комитет, это вправе сделать ее адвокат, другой официальный представитель или родственники. Процедура рассмотрения сообщений в Комитете по правам человека носит конфиденциальный характер. Однако его решения по жалобам публикуются в ежегодных докладах Комитета ООН и таким образом становятся широко доступными.

Другой формой международной защиты прав и свобод человека является Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959г. В соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод суд состоит из такого числа судей, которое равно числу членов Совета Европы. Он самостоятельно устанавливает свой регламент и правила процедуры. Юрисдикция суда охватывает дела, связанные с толкованием и применением Конвенции, но лишь в отношении тех государств, которые признали ее для себя обязательной. Обращаться в суд вправе как государство, так и физическое лицо. Решение суда окончательно и остальные государства должны ему подчиниться.

[1]

В России существует должность Уполномоченного по правам человека, которая учреждается в соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации сроком на пять лет.

вопрос. Механизм защиты основных прав и свобод человека и гражданина

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина: гарантии и ограничения

Гарантии основных прав и свобод — это те условия и средства, которые обеспечивают их реализацию. Они включают в себя общие государственные гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также специфические юридические гарантии их защиты: кон­ституционная, государственная, судебная и личная. Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ).

Под защитой прав и свобод понимается недопущение правовыми и организационными методами и средствами нарушений прав и свобод человека и гражданина или восстановление уже нарушенных.

Конституционная защита состоит в том, что Конституция РФ содержит принципы правового статуса личности, а также другие гарантии, например, положение о том, что даже в условиях чрезвычайного положения не подлежат ограничению свобода совести и вероисповедания, право на жизнь, на охрану достоинства, на неприкосновенность частной жизни, на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы, на предпринимательскую деятельность, на жилище, а также уголовно-процессуальные права, предусмотренные Конституцией РФ.

Государственная защита предусмотрена положениями Конституции РФ: государственная защита прав и свобод личности гарантируется; права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; каждый имеет право на возмещение государством вреда, при­чиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц; РФ гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами; гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент РФ.

Судебная защитапредусмотрена положениями Конституции РФ (ч. 1 и 2 ст. 46): каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения, действия или бездействие органов власти, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд; каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты; никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Читайте так же:  Новый закон о иностранных водительских. что требуется для замены и кто может претендовать можно ли и

Собственная защита состоит в том, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Граждане Российской Федерации могут использовать административно-правовые способы защиты своих прав и свобод. Гарантии такой защиты закреплены в ст. 33 Конституции Российской Федерации, в которой говорится: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Это могут быть обращения, заявления и жалобы, связанные с ущемлением их прав и свобод.

К юридическим гарантиям защиты прав и свобод человека и гражданина также относятся:

• обеспечение потерпевшим от преступлений и злоупотреблений властью доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52, 53 Конституции РФ);

• право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которая в предусмотренных законом случаях оказывается бесплатно (ст. 48 Конституции РФ);

• конституционные принципы судопроизводства, например, презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ); исключение повторного осуждения за одно и тоже преступление; недопущение использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; право осужденного на пересмотр приговора вышестоящим судом; право просить о помиловании или смягчении наказания (ст. 50 Конституции РФ);

• право каждого в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции РФ).

Гарантии правовой защиты прав и свобод личности закреплены также в нормах отраслевого законодательства (административного, гражданского, уголовного и др.).

Конституция Российской Федерации установила возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, которые необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека не могут рассматриваться как абсолютные, так как человек живет в обществе и реализует свои права и свободы лишь в системе общественных взаимо­связей.

Ограничение прав и свобод человека и гражданина возможно лишь федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ). Исходя из этого, запрещено распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и т.п., сведений, способных причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Законом может быть ограничен въезд или проживание в определенных районах страны, если существует серьезная опасность для жизни и здоровья населения. Закон особо защищает права и интересы людей от посягательства других лиц, злоупотребляющих своими правами и свободами. Закон предусматривает ограничение права выезда за границу определенной категории лиц, осведомленных о государственных секретах, исходя из соображений государственной безопасности. Конституция Российской Федерации устанавливает также возможность отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока их действия (ст. 56 Конституции РФ).

33 вопрос. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства в России.Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству (подданству) иностранного государства. Лица без гражданства – это лица, проживающие на территории РФ, не являющиеся ее гражданами и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству иностранного государства.Иностранные граждане и лица без гражданства равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Механизмы защиты прав человека

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека. Внутригосударственная система обусловлена обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2 Конституции РФ).

К внутригосударственным способам и средствам относятся:

1) институт обжалования действий и решений государственных и муниципальных органов, должностных лиц, государственных служащих в вышестоящие административные органы;

2) судебная защита (ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции РФ), включая право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48);

3) институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц. Сам Уполномоченный не может применить методы принуждения, но он вправе обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных прав и свобод либо в компетентные органы, в том числе в прокуратуру и Конституционный Суд РФ. Должность Уполномоченного по правам человека учреждена в России в 1994 г., а Федеральный конституционный закон, регулирующий деятельность, принят в 1997 г. Ныне в России введен институт Уполномоченного по правам ребенка;

4) Конституционный Суд Российской Федерации. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Правом на подачу жалобы обладает только участник уголовного, административного процесса или сторона гражданского дела. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело. Жалоба может быть подана на любой стадии рассмотрения дела: после его завершения или начала разбирательства в соответствующем органе.

Защита прав и свобод личности обеспечивается не только государственными мерами, но и индивидуальными возможностями гражданина, который вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами – право на самозащиту (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). Большую роль в защите прав и законных интересов человека играют разнообразные институты гражданского общества, в том числе правозащитные объединения граждан.

Читайте так же:  Понятие и юридическая характеристика договора ренты. прекращение договора ренты

Международные механизмы защиты прав человека образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (так называемый универсальный уровень) и на региональном, например в рамках Совета Европы, СНГ и др.

При ООН действует Комиссия по правам человека, которая рассматривает любые гуманитарные вопросы. В составе Секретариата ООН создан Центр по правам человека, а в 1993 г. учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека.

Кроме того, образованы специальные органы на основе отдельных конвенций, например, на основе Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966) создан Комитет по ликвидации расовой дискриминации; в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах – Комитет по правам человека; на основании Конвенции о правах ребенка (1989) – Комитет по правам ребенка и т. д.

Решения международных органов не носят обязательного характера для государства, чьи действия нарушают права человека, но создают вокруг него негативное общественное мнение мирового сообщества.

Из региональных международных органов наиболее эффективно работает Европейский Суд по правам человека, куда могут обращаться не только государства‑участники, но и неправительственные организации, группы лиц и отдельные личности, которые, по их мнению, стали жертвами нарушения со стороны властей Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Жалобы на действия частных лиц Европейским Судом не принимаются. Решение Европейского Суда является окончательным и обязательным для государств – участников Конвенции 1950 г. Суд вправе взыскать с государства, чьи действия обжалуются, расходы на оплату судебной процедуры или суммы в пользу выигравшего процесс заявителя. Государство, не выполнившее решение Суда, может быть подвергнуто штрафу, возможно и приостановление его членства в Совете Европы.

Таким образом, главным средством защиты прав человека служат национальные суды и другие органы государства, которые обязаны защищать не только конституционные права и свободы, но и права, предусмотренные международными договорами, иными документами, подписанными и ратифицированными государством‑участником. Вместе с тем следует отметить тенденцию существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Это свидетельствует о том, что проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики и объект заботы всего мирового сообщества.

Список литературы

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Виды прав человека. Юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина.

Виды прав человека:

Права первого поколения:

1) личные (гражданские) , например, право на жизнь, на свободу, на личную неприкосновенность;

2) политические, например, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления.

Права второго поколения:

1) экономические, например, право иметь в частной собственности землю;

2) социальные, например, право на труд, на отдых, на медицинское обсулживание;

3) культурные, например, право пользоваться достижениями культуры.

[3]

Защита прав и свобод человека — ключевая обязанность государства. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и юридические механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека. Особая роль в их юридической защите отводится суду, правосудию. Создаются и другие специализированные органы и учреждения, призванные осуществлять защиту, прежде всего восстановление нарушенных прав и свобод человека.

Реализуется это право и наличием возможности у человека и гражданина обратиться в международные судебные инстанции (в частности Европейский суд по правам человека). Российская Федерация входит в Совет Европы (Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №19-ФЗ «О присоединении России к Уставу Совета Европы»; Федеральный закон от 23 февраля 1996 г. №20-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах Совета Европы и протоколам к нему»; Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)), а потому решения высшей судебной инстанции по правам человека является действующей и обязательной на территории Российской Федерации.

Юридический механизм защиты состоит из нескольких этапов. Схема юридического механизма защиты начинается с этапа судебной защиты, после учитывается несудебная защита и деятельность не правозащитных организаций.

Судебная защита, основной этап в защите прав человека. Юридический механизм защиты основан на судебной защите. Судебная защита гарант прав и свобод личности. Каждый гражданин имеет право на получение гражданской защиты, в платном или бесплатном порядке. С момента задержания, каждый гражданин имеет право на адвоката или правозащитника. Юридический механизм защиты основан на презумпции невиновности: «Человек невиновен, до тех пор, пока не доказано обратное». Правилами судебной защиты предусмотрен пункт о том, что человек не может быть осуждён дважды заодно и тоже преступление. Судебная защита должна работать, как хорошо отлаженный механизм, для выявления нарушений с той или другой стороны, корректной их оценки и вынесения решения, обязательного к выполнению.

Несудебная защита прав человека — эта деятельность несудебного характера по применению уполномоченными органами и лицами специфических мер правового воздействия, протекающая в определенных формах и процедурах с целью предотвращения нарушений прав человека и восстановления уже нарушенных прав. Соответственно характерными чертами несудебной защиты является, во-первых, то, что защита прав и законных интересов человека происходит без участия органов правосудия (отсутствие суда, как субъекта правоотношения), а во-вторых, это форма защиты включает как собственно защиту права, так и предзащиту, то есть деятельность по применению специфических мер правового воздействия (предупредительных, воспитательных и др.), которые хотя и имеют целью защиту права, но непосредственно не приводят к устранению препятствий в осуществлении права человека.

Несудебная защита прав человека — это самостоятельный правовой институт, регулирующий общественные отношения, связанные с защитой субъективного права личности без помощи судебных органов. Институт несудебной защиты является межотраслевым, охранительным, процессуальным институтом, имеющим особое нормативно-правовое регулирование. Субъектами осуществления несудебной защиты прав человека являются как специально уполномоченные органы — государственные и негосударственные, так и сама личность при реализации своего права на защиту.

Читайте так же:  Как при увольнении составить акт приема передачи дел, образец документа. учимся принимать дела и док

К способам несудебной формы защиты можно отнести:

1) самозащиту, включающую деятельность личности по необходимой обороне, крайней необходимости; забастовка, самозащита гражданских прав, право личности на создание общественных объединений и на обращение в общественные объединения;

2) деятельность специально уполномоченных органов и лиц по защите прав личности, в частности, органов исполнительной власти, прокуратуры и иных органов, в полномочиях которых закреплена деятельность по защите прав человека.

Применительно к несудебной защите права в процессуальном смысле выделяются следующие виды защиты — государственная (прокурорская, органами исполнительной власти, Уполномоченным по правам человека), и негосударственная (общественная, самозащита права и добровольное удовлетворение, применение уполномоченным лицом мер оперативного характера).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8329 —

| 7267 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

4.3. Способы защиты прав и свобод человека и гражданина

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свобо­ды государство не стремилось никогда. Все ныне сущест­вующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нуж­но снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. И полной мере права могут быть обеспечены и защищены I демократическом, социальном, правовом государстве.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечная цель деятельности демократического правово­го государства состоит в обеспечении прав и свобод челове­ка и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связа­но с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституции зарубежных стран предусматривают воз­можность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охра­на» прав человека понимается не только их защита от всех возможных нарушений, но и создание необходимых усло­вий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Механизм реализации символизирует движение, в дан­ном случае процесс превращения прав и свобод, юриди­ческих возможностей в действенное их осуществление.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определен­ный механизм, способный обеспечить эффективный пере­ход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятель­ности государства.

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нель­зя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном ме­ханизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо дея­тельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

Конституции предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законом.

Формами защиты прав личности являются:

1) защита прав органами публичной власти;

2) защита прав граждан общественными объединения­ми;

3) самозащита прав человеком, включающая в себя:

— обращения в государственные органы и органы мест­ного самоуправления;

— обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

— обращения в средства массовой информации и право­защитные организации, общественные объединения;

публичные выступления граждан в защиту своих

— обращения в международные органы по защите прав человека.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты нрав и свобод явля­ется судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий.

Во-первых, матери­альное содержание этого права (право потерпевшего на воз­мещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процес­суальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была создана новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции — в Португалии, Парламентский по­средник (медиатор) — во Франции, Коллегия народной пра­возащиты — в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам — в Польше, Адвокат народа — в Румынии, Парла­ментский комиссар по делам администрации — в Велико-«Британии, Защитник народа — в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям — в Израиле, Уполномочен­ный Бундестага по обороне — в Германии, Парламентский Эмбудсмен — в Литве, Уполномоченный по правам челове­ка в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во вто­рой половине XX в. ранее существовавшие механизмы обес­печения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности кон­фликтов между государством и гражданином.

В системе разделения властей Уполномоченный по пра­вам человека занимает особое место и, по сути, не принад­лежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законода­тельной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую кон­фликтную сферу общественных отношений — отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чинов­ника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав pi свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обес­печивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав че­ловека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.

Читайте так же:  Через какое время снимается судимость. через какае время гасится судимость

Права человека и их защита в современном мире регу­лируются не только национальным правом, но и междуна­родным. Право каждого на обращение в межгосударствен­ные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентны­ми национальными судами». Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право «на справедливое судебное разбирательство дела в разум­ный срок независимым и беспристрастным судом, создан­ным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при ис­черпании возможностей защиты своих прав согласно на­циональному законодательству могут обращаться в Евро­пейский Суд по правам человека.

Одним из важнейших достижений в международном ре­гулировании прав человека является учреждение и функ­ционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями между­народных договоров сложилась определенная система меж­государственных органов, наделенных функциями между­народного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществля­ется на различных уровнях: на универсальном — главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном — в Европе на уровне Совета Ев­ропы и других институтов, в американских государствах — в рамках Организации американских государств. Некото­рые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.

Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, сво­боде, равенству, гуманизму, правовому государству, выра­женное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.

Механизм защиты прав и свобод человека

Механизм защиты прав и свобод человека — это установленная и гарантированная законом система обеспечения правового статуса личности, которая включает в себя упорядоченную деятельность органов публичной власти, негосударственных правозащитных организаций и самостоятельную реализацию субъективных прав и свобод, направленную на предупреждение , пресечение и восстановление нарушенных прав и свобод при соблюдении надлежащего баланса публичных и частных интересов.

В любом случае всякий правозащитный механизм включает следующие компоненты:

    1. нормативный (совокупность иерархически соподчиненных нормативно-правовых актов);
    2. институциональный (органы, организации, учреждения, должностные лица, относящиеся к системе органов правосудия и правоохраны);
    3. инструментальный (совокупность правовых и неправовых средств и способов, используемых различными органами в целях обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина).

Следует еще раз заметить, что все три компонента органично связаны между собой, их невозможно рассматривать в отрыве друг от друга, без учета их взаимообусловленности и взаимодействия.

Несмотря на всю значимость различных механизмов защиты прав человека, особое место в любом современном демократическом государстве все же занимает механизм конституционного контроля.

В настоящее время механизм защиты прав и свобод человека достаточно сложен, и в него ученые обычно включают:

    1. внутригосударственные (или национальные) учреждения и институты защиты прав и свобод человека;
    2. международные учреждения и институты защиты прав и свобод человека, включая, естественно, европейские.

В России создана система органов и должностных лиц, ответственных за обеспечение и защиту прав человека и гражданина:

    • система государственных правоохранительных и правозащитных организаций (таких как уполномоченный по правам человека, суд, милиция, прокуратура и т.д.);
    • система общественных правозащитных организаций (таких, например, как комитет по защите прав потребителя, адвокатура, различные общественные объединения и движения).

Существуют также общественные советы (палаты), комитеты, комиссии и другие подобные образования, создаваемые как при Президенте РФ, так и в органах исполнительной власти в субъектах Федерации, и другие. Но как государственные, так и общественные правозащитные организации объединяет общая цель – защита прав человека и гражданина.

Международно-правовой механизм защиты прав человека принято называть контрольным, поскольку основная функция органов, действующих в рамках этого механизма, — это контроль за выполнением государствами своих обязательств по международному праву, касающихся прав человека. Поэтому о дним из важнейших процессов в механизме защиты прав человека является сближение различных правовых систем, национальных законодательств с нормами международного права.

Применительно к правам и свободам человека в механизме защиты прав и свобод человека по различным основаниям можно выделить следующие элементы:

Первая группа:

    • обеспечивающие законодательное (нормативно-правовое) установление и закрепление прав и свобод различных участников общественных отношений и
    • обеспечивающие эффективную защиту их прав и свобод;

Вторая группа:

    • законодательный (нормативно-правовой), в том числе международно-правовой;
    • административный;
    • судебный;
    • общественный (негосударственный);
    • государственные и негосударственные правозащитные механизмы.

Третья группа:

    • механизм конституционного контроля и защиты прав человека и
    • отраслевые механизмы (гражданско-правовыми, уголовно-правовыми, административно-правовыми и др.).

Четвертая группа:

    • внутригосударственный (национальный) и
    • международные, в т.ч. региональные и неправительственные механизмы.

Пятая группа:

    • федерального уровня,
    • регионального уровня,
    • муниципального уровня,
    • локального уровня.

2. Сущность механизма защиты прав и свобод человека и гражданина

Механизм защиты прав и свобод человека и гражданина это совокупность конституционных и иных гарантий, обеспечивающих удовлетворение законных интересов личности.

Гарантии прав и свобод– это целостная система социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств, способов, процедур, создающих равные возможности личности для осуществления своих прав, свобод и интересов. По своей сущности гарантии – это система условий, обеспечивающих удовлетворение интересов личности.

Основной функциейгарантий является исполнение обязательств государством и другими субъектами в сфере реализации прав личности.

Объектом гарантийвыступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов человека и гражданина.

В зависимости от содержания гарантии делятся на социальные,

экономические, политические, юридические.

Социальные гарантии– это совокупность общественных устоев, отношений, традиций, способствующих реализации прав человека, образующих атмосферу свободы, уважения личности, обеспечивающие свободное исполнение прав и свобод.

Читайте так же:  Договор на оказание услуг безвозмездно образец. договор безвозмездного оказания услуг требования зак

К экономическим гарантиямотносятся материальное состояние страны, сложившаяся система отношений собственности.Так, осуществимость социально-экономических и культурных прав напрямую зависит от размеров национального богатства. Например, для выплаты пенсий, пособий, содержания школ, больниц и т.д., государству нужны деньги. Источники их получения – развитая экономика.

Политические гарантии это система народовластия, многопартийность, разделение власти, развитое самоуправление, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества.

Юридические гарантии прав и свободохватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и защиту прав и свобод человека и гражданина. Они получили закрепление в конституциях государств и конкретизированы в соответствующих отраслях права.

Юридические гарантии– это содержащиеся в нормах права средства и способы защиты прав и свобод личности, правомерная деятельность государства, правоохранительных органов, а также местного самоуправления, правозащитных организаций, направленная на их обеспечение.

Юридические гарантии подразделяют на группы по сфере действия на:

1. международно-правовые (межгосударственные, универсальные);

2. внутригосударственные (национальные).

Международно-правовые (межгосударственные) гарантии прав и свобод личности состоят из нескольких структурных элементов:

во-1х, из условий осуществления прав и свобод человека, а также складывающихся тенденций в международной политике и мировой экономике;

во-2х, из средств защиты прав человека, принципов и норм международного права, механизмов и процедур, регламентирующих права и свободы человека, основных направлений деятельности субъектов международного права;

в-3х, из юридических процедур (процессуальных моментов), международно-правовой ответственности государств и иных субъектов международного права за массовые нарушения прав человека, а также многогранной деятельности правозащитных организаций.

Следующая группа юридических гарантий — это внутригосударственные (национальные) юридические гарантии.

Внутригосударственные юридические гарантии, в свою очередь, подразделяются на 2 большие группы:

К нормативным гарантиямотносят установленные законом или фактически сложившиеся правила, ограждающие человека от нарушений его прав и свобод. В качестве нормативных гарантий выступают:

— непосредственное действие конституции как основного закона государства;

— закрепленные в конституции права и свободы;

— правило Миранды и другие. В отечественной юридической литературе к нормативным гарантиям относят, прежде всего, конституционные гарантии.

Конституционные гарантииподразделяют на 3 группы.

гарантии-принципы, нормы-гарантии, процессуальные гарантии.

Институциональные гарантиипредставляют собой систему юрисдикционных институтов (учреждений), занимающихся защитой прав и свобод человека и гражданина.

Традиционным и наиболее значимым правозащитным институтом является правосудие.

Наряду с судебными существуют и квазисудебные органы, являющиеся органами административной юстиции, осуществляющими контроль за актами и действиями чиновников и разрешающими административные споры. К таким органам относится, например, Государственный совет во Франции и Испании.

Заметную роль в защите прав человека играет такой институт парламентского контроля, как омбудсмен. Впервые он появился в скандинавских странах (Швеции в 1809 г.).

Что касается России, то здесь речь должна идти о следующих институтах, чья деятельность связана с защитой прав личности.

1. Глава государства — Президент РФ. Согласно ст.80 Конституции РФ он является гарантом прав и свобод граждан. Эту функцию Президент реализует как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности.

2. Федеральное Собрание РФосуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности.

3. В соответствии со ст.114 Конституции РФ меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью осуществляет Правительство РФ.

4. В соответствии со ст.46 Конституции РФ важнейшей гарантией прав и свобод личности является судебная защита, которая осуществляется посредствомконституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

5. Защита прав граждан возложена также на прокуратуру и нотариат.

Прокуратура призвана охранять права и законные интересы личности: она опротестовывает незаконные правовые акты органов, учреждений и организаций, нарушающие права личности, активно участвует в охране прав в гражданском судопроизводстве, привлекает виновных в нарушении прав к уголовной и иным видам юридической ответственности.

Нотариат используется для защиты некоторых субъективных прав и обязанностей, вытекающих из обязательств, перечень которых определяется законодателем.

6. Особую ценность в защите прав человека приобретают неправительственныеорганизации.В России их развитие свидетельствует о становлении гражданского общества как признака правовой государственности. В качестве примеров таких организаций можно назвать правозащитный центр «Мемориал»; Московская Хельсинкская группа; Общество защиты беженцев; Комитет солдатских матерей; Всероссийский женский союз; Федерация детских ассоциаций «Юная Россия».

Видео (кликните для воспроизведения).

7. Согласно Конституции РФ учрежден новый институт защиты прав и свобод человека — Уполномоченный по правам человека. Его деятельность более демократична и менее формализована по сравнению с другими институтами, осуществляющими защиту прав и свобод человека и гражданина.

Источники


  1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2013. — 248 c.

  2. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.

  3. История политических и правовых учений / Н.М. Азаркин и др. — М.: Норма, 2007. — 900 c.
  4. Белецкий, А.С. Настольная книга судебного пристава-исполнителя / А.С. Белецкий. — М.: АСТ, 2015. — 881 c.
  5. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
Способы защиты прав и свобод человека и гражданина. государственно-правовой механизм защиты прав и с
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here