Совет безопасности российской федерации. о совете безопасности российской федерации что представляет

Совет Безопасности

Понятие «национальная безопасность» включает в себя безопасность личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

В контексте национальной безопасности первостепенное внимание уделяется проблемам государственной и общественной безопасности, безопасности в социально-экономической сфере, оборонно-промышленной, информационной, военной, международной безопасности.

Необходимость постоянного анализа и стратегического планирования по всему комплексу вопросов безопасности, а также подготовки проектов решений Президента в соответствующих сферах предполагает существование при Президенте специального конституционного совещательного органа – Совета Безопасности.

Совет Безопасности Российской Федерации готовит решения Президента по вопросам обеспечения защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики по обеспечению безопасности. Совет Безопасности обеспечивает условия для реализации Президентом его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности.

Совет Безопасности формируется Президентом в соответствии с Конституцией и Законом Российской Федерации «О безопасности». Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом – Председателем Совета Безопасности. Ему непосредственно подчинен Секретарь Совета Безопасности. Секретарь обеспечивает деятельность Совета Безопасности, руководит его аппаратом. Совет Безопасности Российской Федерации образован в 1992 году.

Аппарат Совета Безопасности является самостоятельным подразделением Администрации Президента и имеет статус Управления Президента. В соответствии с основными задачами и направлениями деятельности Совет Безопасности образует межведомственные комиссии – основные рабочие органы Совета. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному или региональному признаку, на постоянной или временной основе. В целях научного обеспечения деятельности Совета Безопасности при нём образован научный совет. В его состав включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, руководители научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, а также отдельные специалисты.

[1]

В соответствии с планами, утверждаемыми Председателем, на регулярной основе проводятся заседания Совета Безопасности. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях определяет Председатель Совета по представлению Секретаря Совета. Заседания ведёт Председатель. Секретарь проводит рабочие совещания с членами Совета Безопасности.

Совет Безопасности разрабатывает важнейшие концептуальные документы в области национальной безопасности.

79. Государственный Совет и Совет Безопасности рф.

1. Государственный совет Российской Федерации (далее именуется — Государственный совет) является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

2. Государственный совет в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Основными задачами Государственного совета являются:

содействие реализации полномочий Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;

обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту Российской Федерации;

содействие Президенту Российской Федерации при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

рассмотрение по предложению Президента Российской Федерации проектов федеральных законов и указов Президента Российской Федерации, имеющих общегосударственное значение;

обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;

обсуждение информации Правительства Российской Федерации о ходе исполнения федерального бюджета;

Состав и организация работы Государственного совета

Государственный совет формируется в составе председателя Государственного совета и членов Государственного совета.

Председатель Государственного совета и члены Государственного совета участвуют в его работе на общественных началах.

Председателем Государственного совета является Президент Российской Федерации.

Членами Государственного совета являются по должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Заседания президиума Государственного совета проводятся по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в месяц.

Для оказания консультативной помощи членам Государственного совета, президиума Государственного совета по вопросам, включенным в план работы Государственного совета, формируется консультативная комиссия Государственного совета.

Председатель Государственного совета:

определяет место и время проведения заседаний Государственного совета и его президиума;

председательствует на заседаниях Государственного совета и его президиума;

формирует на основе предложений членов президиума Государственного совета план работы Государственного совета и повестку дня его очередного заседания;

дает поручения членам Государственного совета и секретарю Государственного совета.

IV. Порядок работы Государственного совета

Заседания Государственного совета проводятся регулярно, как правило, не реже одного раза в три месяца. По решению председателя Государственного совета могут проводиться внеочередные заседания Государственного совета.

Заседание Государственного совета является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа членов Государственного совета.

Совет Безопасности РФ

Положение о совете безопасности Российской Федерации

1. Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (далее — обеспечение национальной безопасности), проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Положение о Совете Безопасности утверждается Президентом Российской Федерации.

Читайте так же:  Документы для уведомления рвп. какие документы необходимы для подтверждения рвп гражданину украины

2. Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также настоящее Положение.

5. Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации.
В состав Совета Безопасности входят:
Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности);
постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности, включаемые в состав Совета Безопасности и исключаемые из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.
Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. «О безопасности»

Содержание деятельности по обеспечению безопасности

Деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:

1) прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;

2) определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;

[2]

3) правовое регулирование в области обеспечения безопасности;

4) разработку и применение комплекса оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;

5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;

6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;

7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;

8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;

9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, контроль за целевым расходованием выделенных средств;

10) международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности;

11) осуществление других мероприятий в области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная политика в области обеспечения безопасности

1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.

3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.

4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Состав Совета Безопасности Российской Федерации

утвержден Указом Президента Российской Федерации от 25 мая 2012 г. № 715, с изменениями согласно Указу Президента Российской Федерации от 6 ноября 2012 г. № 1487, 13 ноября 2012 г. № 1528, 25 марта 2013 г. № 285, 22 апреля 2013 г. № 379, 8 июля 2013 г. № 616, 10 сентября 2013 г. № 704, 28 марта 2014 г. № 181, 12 мая 2014 г. № 329, 16 мая 2014 г. № 339, 5 апреля 2016 г. № 159, 11 апреля 2016 г. № 170, 7 мая 2016 г. № 214, 12 августа 2016 г. № 408, 29 сентября 2016 г. № 508, 5 октября 2016 г. № 526, 1 января 2018 г. № 4, 28 мая 2018 г. № 262, 3 июля 2018 г. № 401, 18 сентября 2018 г. № 523, 19 ноября 2018 г. № 660, 28 ноября 2018 г. № 675 и от 18 февраля 2019 г. № 52

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

Постоянные члены Совета Безопасности Российской Федерации

Федеральный закон «О безопасности»

Принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года
Одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации (далее — безопасность, национальная безопасность), полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Совет Безопасности).

Статья 2. Основные принципы обеспечения безопасности
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
2) законность;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Статья 4. Государственная политика в области обеспечения безопасности
1. Государственная политика в области обеспечения безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
2. Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности определяет Президент Российской Федерации.
3. Государственная политика в области обеспечения безопасности реализуется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации.
4. Граждане и общественные объединения участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности.

Читайте так же:  Возможность предъявления иска по месту исполнения договора. спорная подсудность иски вытекающие из д

Статья 5. Правовая основа обеспечения безопасности
Правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности.

Статья 6. Координация деятельности по обеспечению безопасности
Координацию деятельности по обеспечению безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и формируемый и возглавляемый им Совет Безопасности, а также в пределах своей компетенции Правительство Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Статья 7. Международное сотрудничество в области обеспечения безопасности
1. Международное сотрудничество Российской Федерации в области обеспечения безопасности осуществляется на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
2. Основными целями международного сотрудничества в области обеспечения безопасности являются:
1) защита суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации;
2) защита прав и законных интересов российских граждан за рубежом;
3) укрепление отношений со стратегическими партнерами Российской Федерации;
4) участие в деятельности международных организаций, занимающихся проблемами обеспечения безопасности;
5) развитие двусторонних и многосторонних отношений в целях выполнения задач обеспечения безопасности;
6) содействие урегулированию конфликтов, включая участие в миротворческой деятельности.

Статья 9. Полномочия палат Федерального Собрания Российской Федерации в области обеспечения безопасности
1. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1) рассматривает принятые Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации федеральные законы в области обеспечения безопасности;
2) утверждает указ Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения.
2. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает федеральные законы в области обеспечения безопасности.

Статья 10. Полномочия Правительства Российской Федерации в области обеспечения безопасности
Правительство Российской Федерации:
1) участвует в определении основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности;
2) формирует федеральные целевые программы в области обеспечения безопасности и обеспечивает их реализацию;
3) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности, руководство деятельностью которых оно осуществляет;
4) организует обеспечение федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления средствами и ресурсами, необходимыми для выполнения задач в области обеспечения безопасности;
5) осуществляет иные полномочия в области обеспечения безопасности, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Статья 11. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности
Федеральные органы исполнительной власти выполняют задачи в области обеспечения безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 12. Функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности.

Глава 3. Статус Совета Безопасности

Статья 13. Совет Безопасности
1. Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
2. Совет Безопасности формируется и возглавляется Президентом Российской Федерации.
3. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
4. В целях реализации задач и функций Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут создаваться рабочие органы Совета Безопасности и аппарат Совета Безопасности.

Статья 15. Состав Совета Безопасности
1. В состав Совета Безопасности входят Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации; Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности); постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности.
2. Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.
3. Члены Совета Безопасности назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, им определяемом.
4. Члены Совета Безопасности принимают участие в заседаниях Совета Безопасности с правом совещательного голоса.
5. Секретарем Совета Безопасности, постоянными членами Совета Безопасности и членами Совета Безопасности могут быть граждане Российской Федерации, не имеющие гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

Статья 16. Секретарь Совета Безопасности
1. Секретарь Совета Безопасности является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций.
2. Секретарь Совета Безопасности назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, которому подчиняется непосредственно.
3. Полномочия Секретаря Совета Безопасности определяются Президентом Российской Федерации.

Статья 17. Организация деятельности Совета Безопасности
1. Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.
2. Порядок организации и проведения заседаний и совещаний Совета Безопасности определяется Президентом Российской Федерации.

[3]

Статья 18. Решения Совета Безопасности
1. Решения Совета Безопасности принимаются на его заседаниях и совещаниях постоянными членами Совета Безопасности в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Постоянные члены Совета Безопасности обладают равными правами при принятии решений.
2. Решения Совета Безопасности вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации.
3. Вступившие в силу решения Совета Безопасности обязательны для исполнения государственными органами и должностными лицами.
4. В целях реализации решений Совета Безопасности Президентом Российской Федерации могут издаваться указы и распоряжения.

Читайте так же:  Виды покушения на преступление. уголовное право. курс лекций

Глава 4. Заключительные положения

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Совет безопасности РФ: роль, задачи, структура, полномочия

Совет Безопасности РФ (далее — Совет Безопасности) является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством РФ (далее — национальная безопасность), организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества РФ с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности РФ, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.

Задачи Совета Безопасности:

  1. обеспечение условий для осуществления Президентом РФ полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
  2. формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
  3. прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
  4. подготовка Президенту РФ пре дложений в области национальной безопасности;
  5. формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
  6. координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации принятых Президентом РФ решений в области обеспечения национальной безопасности;
  7. оценка эффективности , разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.

Состав Совета Безопасности:

  • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Председатель Совета Безопасности), которым по должности является Президент Российской Федерации;
  • Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (далее — Секретарь Совета Безопасности);
  • постоянные члены Совета Безопасности;
  • члены Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности входят в состав Совета Безопасности по должности. Секретарь Совета Безопасности входит в число постоянных членов Совета Безопасности.

Постоянные члены Совета Безопасности и члены Совета Безопасности включаются в состав Совета Безопасности и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности.

Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний.

Совет безопасности российской федерации. О совете безопасности российской федерации Что представляет совет безопасности рф

ЧЛЕНЫ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ:
БАЛУЕВСКИЙ Юрий Николаевич — начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ — первый заместитель Министра обороны РФ; ИСХАКОВ Камиль Шамильевич — полномочный представитель Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе; КВАШНИН Анатолий Васильевич — полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе; КЛЕБАНОВ Илья Иосифович — полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе; КОЗАК Дмитрий Николаевич — полномочный представитель Президента РФ в Южном федеральном округе; КОНОВАЛОВ Александр Владимирович — полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе; КУДРИН Алексей Леонидович — Министр финансов РФ; ЛАТЫШЕВ Петр Михайлович — полномочный представитель Президента РФ в Уральском федеральном округе; ОСИПОВ Юрий Сергеевич — президент Российской академии наук; ПОЛТАВЧЕНКО Георгий Сергеевич — полномочный представитель Президента РФ в Центральном федеральном округе; УСТИНОВ Владимир Васильевич — Генеральный прокурор РФ; ЧАЙКА Юрий Яковлевич — Министр юстиции РФ; ШОЙГУ Сергей Кужугетович — Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

СОСТАВ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РФ
(на 15 ноября 2003)
ПОСТОЯННЫЕ ЧЛЕНЫ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ:
ПУТИН Владимир Владимирович — Президент РФ (председатель СБ РФ) КАСЬЯНОВ Михаил Михайлович — Председатель Правительства РФ; ИВАНОВ Сергей Борисович — Министр обороны РФ; ИВАНОВ Игорь Сергеевич — Министр иностранных дел РФ; ПАТРУШЕВ Николай Платонович — директор Федеральной службы безопасности РФ; РУШАЙЛО Владимир Борисович — секретарь СБ РФ

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, требует, чтобы статус СБ был определен федеральным законом. До его принятия действует, в пределах, не противоречащих Конституции, раздел о Совете безопасности Закона РФ «О безопасности» 1992 года. В остальном вопросы деятельности СБ решает Президент. Статус Совета безопасности и порядок его формирования были установлены Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Ключевые статьи этого закона (о составе СБ и порядке его назначения) были признаны недействующими указом Президента N 2288 от 24 декабря 1993 г. в связи с вступлением в силу новой Конституции РФ. Создавшийся правовой вакуум должен был заполнить закон «О статусе Совета Безопасности РФ», принятый Думой в первом чтении 12 сентября 1997 [проект]. В 2000 году проект был возвращен в первое чтение и снят с рассмотрения Думы, поскольку, как заявил В.И.Илюхин, Президент Путин намерен внести комплексный законопроект «О национальной безопасности». Основным документом, определяющим статус СБ, является Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, утвержденное указом Президента РФ N949 от 2 августа 1999 (с изменением, внесенным указом N1528 от 15 ноября 1999). До этого действовало Положение об СБ, утвержденное указом 1024 от 10 июля 1996, еще раньше — Положение об СБ от 3 июня 1992).

Законодательное решение о создании Совета безопасности РСФСР было принято одновременно с учреждением поста Президента РСФСР: законами «О Президенте РСФСР» от 24 апреля 1991 и о соответствующих поправках к Конституции от 24 мая 1991. 25 июля 1991 была сформирована подготовительная комиссия по созданию СБ, а после принятия 5 марта 1992 Закона РФ «О безопасности» 3 июня 1992 указом Президента был создан Совет безопасности РФ и утверждено Положение о нем. Полное название:

Читайте так же:  Что такое площадки торгов по банкротству условия. как зарабатывать на аукционах по банкротству — пош
  • Совет безопасности РСФСР (до 25 декабря 1991);
  • Совет безопасности Российской Федерации (25 декабря 1991 — 25 декабря 1993);
  • Совет Безопасности Российской Федерации (с 25 декабря 1993). Секретари СБ: Ю.В.Скоков (1992-1993); Е.И.Шапошников (1993); О.И.Лобов (1993-1996); И.П.Рыбкин (1996-1998); А.А.Кокошин (1998); Н.Н.Бордюжа (1998-1999); В.В.Путин (1999); С.Б.Иванов (1999-2001); В.Б.Рушайло (2001-2004, И.С.Иванов (2004-. . . .)
  • Интервью заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ Олега Храмова «Российской газете»

    Западные страны рассматривают интернет как виртуальный театр боевых действий для решения своих политических, экономических и даже военных задач, но обвиняют в кибератаках все чаще почему-то Россию. Кто на самом деле «мутит» киберпространство и почему Россия выступает исключительно за мирное использование глобальной Сети, в интервью «Российской газете» рассказал заместитель секретаря Совета безопасности РФ Олег Храмов.

    Олег Владимирович, западные страны постоянно обвиняют Россию в компьютерных атаках, вмешательстве в выборы и чуть ли не тотальном распространении «русскими хакерами» вредоносных программ по всему интернету. А сколько таких атак за последнее время было проведено на российские информационные ресурсы?

    Олег Храмов: По данным Национального координационного центра по компьютерным инцидентам, в 2018 году было совершено более 4,3 миллиарда информационных воздействий на критическую информационную инфраструктуру Российской Федерации. Участились случаи скоординированных целенаправленных компьютерных атак, то есть состоящих из нескольких связанных между собой акций. В 2014—2015 годах количество таких атак составляло около полутора тысяч в год, а в 2018-м уже превысило 17 тысяч.

    С начала этого года предотвращено внедрение вредоносного программного обеспечения на более чем 7 тысячах объектов критической информационной инфраструктуры. При этом целями атак становились объекты кредитно-финансовой сферы — 38 процентов от общего числа атак, органов государственной власти — 35 процентов, оборонной промышленности — 7 процентов, сферы науки и образования — 7 процентов, сферы здравоохранения — 3 процента. Эти цифры красноречиво говорят о колоссальной опасности, которую несут компьютерные атаки, поскольку атакуемые объекты обеспечивают повседневную жизнедеятельность общества и государства, безопасность наших граждан.

    Понятно, откуда идет большинство кибератак?

    Олег Храмов: Аналитические отчеты известных зарубежных компаний показывают, что основным источником распространения вредоносного программного обеспечения являются интернет-ресурсы на территории США. К примеру, по данным американской компании Webroot, в 2018 году на долю США пришлось 63 процента вредоносных источников, доля же Китая и России — всего 5 процентов и 3 процента соответственно. Еще один факт, приводимый американскими компаниями McAfee и IBM, — примерно треть центров управления бот-сетями находится на территории США. Доля России — менее 5 процентов.

    Особое беспокойство вызывают попытки вывода из строя оборудования объектов критической информационной инфраструктуры. Общее количество компьютерных атак на эти объекты за последние шесть лет выросло более чем наполовину, если быть точнее — то на 57 процентов.

    Как правило, активность деструктивных информационных воздействий резко возрастает в период проведения значимых общественно-политических мероприятий, в том числе спортивных состязаний мирового уровня. Так было во время проведения зимней Олимпиады 2014 года в Сочи, чемпионата мира по футболу и выборов президента Российской Федерации в прошлом году.

    Конец света перед конфликтом

    То есть можно говорить о том, что Всемирная сеть все чаще становится глобальным виртуальным полем боя. Насколько такая киберреальность может угрожать международной стратегической стабильности?

    Олег Храмов: В доктринальных установках западных стран глобальное информационное пространство рассматривается как пространство межгосударственного противоборства, виртуальный театр боевых действий для решения реальных политических, экономических и даже военных задач. Для достижения этих целей Запад разрабатывает все новые и новые способы использования информационных технологий для силового воздействия на своих политических оппонентов.

    Примечательно, что мероприятия по подготовке к подобным акциям стали носить публичный характер. Так, на сайте Агентства национальной безопасности США в качестве одной из основных задач в программе исследований указано создание «средств проникновения в труднодостижимые цели, которые представляют угрозу государству, где бы, когда бы или от кого бы они ни исходили». Фактически официальные круги стран Запада открыто заявляют о необходимости проведения превентивных кибератак. В середине июня текущего года известное американское издание New York Times со ссылкой на источники в правительстве опубликовало статью о том, что спецслужбы США активизировали попытки внедрения вредоносного программного обеспечения в энергосистемы России с целью отключения ее элементов в случае серьезного конфликта. Президент США Дональд Трамп назвал эту публикацию актом предательства. Не просто «фейком», а госизменой. Справедливо возникает вопрос: что это было? Утечка секретной информации или пропагандистская акция устрашения?

    А если это действительно так, то насколько отечественные объекты критической инфраструктуры готовы к защите от массированного вмешательства извне?

    Олег Храмов: На этом направлении сделан ряд конкретных шагов. Прежде всего это организационные меры. Еще в 2012 году были утверждены Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры страны.

    Следующим шагом стало принятие президентом в 2013 году решения о создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы России — ГосСОПКА. Эта система представляет собой единый территориально распределенный комплекс, включающий силы и средства, предназначенные для реагирования на компьютерные инциденты.

    Сегодня мы можем говорить о создании более 50 ведомственных и корпоративных центров ГосСОПКА, позволяющих с учетом распределенности системы обеспечивать единые организационные, технические и научно-методологические подходы к противодействию компьютерным атакам и ликвидации их последствий. Одновременно решается не менее важная задача по повышению защищенности самих объектов критической информационной инфраструктуры. Системный характер этой деятельности был заложен принятым в 2017 году Федеральным законом «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации».

    Читайте так же:  Приказ о расторжении договора. нужна ли печать на приказе об увольнении. приказ об увольнении

    Невидимки в сети

    Если проводить аналогии с международными договорами о нераспространении оружия массового уничтожения, не пора ли заключать соглашения о безопасности в глобальной Сети, которая не должна становиться инструментом давления или даже агрессии одних стран против других?

    Олег Храмов: Россия и ее союзники стремятся делать все возможное, чтобы не допустить превращения информационных и коммуникационных технологий в инструмент для решения геополитических задач. Фундаментом системы международной информационной безопасности должны служить соответствующие правовые нормы. Но при этом, по нашему убеждению, нельзя основываться на безусловной применимости существующего международного права, которое создавалось в «доцифровую» эпоху.

    Исходя из принципа коллективной ответственности за безопасность общего информационного пространства, Россия призывает все страны к деполитизированному и равноправному сотрудничеству. Мы исходим из того, что нашим общим целеполаганием должно быть недопущение конфликтов в информационной сфере. Российский подход к обеспечению международной информационной безопасности основан, в частности, на принципе признания ведущей роли ООН в обеспечении международной информационной безопасности. Мы считаем необходимым предотвращать, а не регулировать конфликты, возникающие в результате использования информационных и коммуникационных технологий. Выступаем против враждебной пропаганды с целью вмешательства во внутренние дела других государств. Активно развивается международное сотрудничество по линии Национального координационного центра по компьютерным инцидентам. В 2018 году обмен сведениями о компьютерных инцидентах осуществлялся со 116 странами. Практика подобного взаимодействия положительно показала себя в том числе при обеспечении информационной безопасности значимых общественно-политических событий, проводимых в стране.

    Насколько страны Запада готовы и стремятся к взаимодействию с Россией в вопросе противодействия компьютерным атакам?

    Олег Храмов: К сожалению, Вашингтон и союзники проблематику безопасного использования информационных и коммуникационных технологий рассматривают с позиций геополитической конъюнктуры и своекорыстных интересов. В адрес тех, кто не является их политическими единомышленниками, постоянно выдвигаются обвинения в совершении компьютерных атак.

    «Горячие головы» в США и других англосаксонских странах, входящих в разведывательную структуру так называемых «пяти глаз», прекрасно понимают, что достоверно определить источник атак очень сложно. Они сходятся на том, что виновником компьютерного инцидента можно объявить любое государство и, ссылаясь на закрепленное Уставом ООН право на самооборону, агитируют за возможность предпринимать любые ответные действия. Что фактически становится возвратом к печально известному в нашей стране периоду 30-х годов прошлого века, когда применялся принцип «объективного вменения» — то есть привлечение человека к уголовной ответственности без установления его вины.

    Анонимно и очень опасно

    На ваш взгляд, технически возможно будет обезопасить информационное пространство от вредных и опасных посягательств и что для этого потребуется?

    Олег Храмов: Во-первых, одной из основных проблем в противодействии компьютерным атакам является сложность определения источника атаки. Решение этой проблемы лежит в плоскости снижения анонимности глобального информационного пространства. Полагаем, что в результате человечество придет к обязательной идентификации устройств, подключаемых к мировой сети связи. Это, в свою очередь, позволит уполномоченным структурам суверенного государства более эффективно бороться с противоправными деяниями в информационной сфере.

    Во-вторых, любая компьютерная атака осуществляется с использованием уязвимостей в программном или аппаратном обеспечении. Решению этой проблемы может способствовать введение ответственности производителей за безопасность своих программных и аппаратных средств. Сейчас, к сожалению, мы видим, как под предлогом борьбы с уязвимостями и «закладками» в ИТ-продуктах осуществляется откровенное «выдавливание» с рынка конкурентов. Яркий пример — действия американцев против китайской компании Huawei и российской компании «Лаборатория Касперского» с применением вошедших в моду экономических санкций. В-третьих, должным образом обеспечить информационную безопасность невозможно без полноценного участия в этом процессе всех заинтересованных сторон: коммерческих структур, научного сообщества, общественных организаций.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Важно максимально эффективно задействовать имеющиеся механизмы государственно-частного партнерства. На их основе должна быть выстроена системная работа обеспечения информационной безопасности в целом и объектов критической информационной инфраструктуры в частности.

    Источники


    1. ред. Суханов, Е.А. Том 1. Гражданское право. Общая часть; М.: Волтерс Клувер; Издание 3-е, перераб. и доп., 2013. — 720 c.

    2. Настольная книга судебного пристава-исполнителя. — М.: БЕК, 2014. — 752 c.

    3. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.
    4. Правоведение. — М.: Знание, 1999. — 304 c.
    5. ред. Качанов, А.Я.; Забарин, С.Н. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации) по гражданским делам; М.: СПАРК; Издание 2-е, перераб. и доп., 2011. — 389 c.
    Совет безопасности российской федерации. о совете безопасности российской федерации что представляет
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here