Санитарно-защитная зона этапы разработки и требования санпин к сзз. с изменениями и дополнениями от

Разработан новый проект санитарно-эпидемиологических требований к санитарно-защитным зонам предприятий, сооружений и иных объектов

Согласно проекту санитарно-защитная зона относится к зонам с особыми условиями использования территорий и представляет собой специальную территорию между границами земельного участка объекта и границами достижения гигиенических нормативов, санитарных норм и в предусмотренных настоящими санитарными правилами случаях уровней приемлемого риска здоровью населения. Объекты отделяются санитарно-защитными зонами от территорий жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, курортов, санаториев, домов отдыха, медицинских организаций стационарного типа, садоводческих товариществ и индивидуальной застройки, казарм для размещения воинских контингентов, тюрем (колоний-поселений), а также других территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания.

Требования не распространяются на: объекты, являющиеся источниками ионизирующих излучений; аэропорты, аэродромы, вертодромы и посадочные площадки; линейные части магистральных трубопроводов; линейные объекты (автомагистрали, линии железнодорожного транспорта, метрополитена и другие).

В случае принятия проекта СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» будет признан утратившим силу.

Роспотребнадзор (стенд)

Роспотребнадзор (стенд)

Когда санитарно-защитная зона считается установленной — Надзор по коммунальной гигиене

Когда санитарно-защитная зона считается установленной

Когда санитарно-защитная зона считается установленной

В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 N
52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее -санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух
(химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности — как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.

Поскольку ранее механизм постановки на кадастровый учет СЗЗ был недостаточно урегулирован, ПостановлениемПравительства РФот 3 марта 2018 г. N 222 Об утверждении правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» предусмотрены переходные положения.

Так, в соответствии с п.2 Постановления Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

[2]

В соответствии с п.3. Постановления в случае если до дня вступления в силу настоящего постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. Приведение видов разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны,допускается в течение 2 лет с момента ее установления.

СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление

от 25 сентября 2007 г. N 74

О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»

(в ред. Изменения N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.04.2008 N 25,
Изменения N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.10.2009 N 61)

На основании Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070); Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953), постановляю:

1. Ввести в действие с 1 марта 2008 года новую редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

2. С момента введения в действие новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» считать утратившей силу редакцию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», введенную в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 N 38, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 апреля 2003 г., регистрационный N 4459.

Читайте так же:  Какой код окфс у индивидуального предпринимателя. окфс коды с расшифровкой классификатор, что такое

Гигиенические требования к санитарно-защитным зонам

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) отделяет территорию промышленной площадки от жилой застройки, ландшафтно-рекреационной зоны, зоны отдыха, курорта.

Санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Использование площадей СЗЗ осуществляется с учетом ограничений, установленных действующим законодательством и настоящими нормами и правилами. Санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Ширина санитарно-защитной зоны устанавливается с учетом санитарной классификации, результатов расчетов ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и уровней физических воздействий, а для действующих предприятий и натурных исследований.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

— обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

— создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

— организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, повышение комфортности микроклимата.

Санитарно-защитная зона должна иметь последовательную проработку ее территориальной организации, озеленения и благоустройства на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного предприятия и/или группы предприятий. Для предприятий I-III класса опасности проект санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом.

В составе проекта санитарно-защитных зон представляется документация в объеме, позволяющем дать оценку проектных решений об их соответствии санитарным

нормам и правилам.

Для объектов, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов устанавливаются следующие размеры ориентировочных санитарно-защитных зон:

— предприятия I класса — 1000 м;

— предприятия II класса — 500 м;

— предприятия III класса — 300 м;

— предприятия IV класса — 100 м;

[3]

— предприятия V класса — 50 м.

Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, гаражей и автостоянок, магистральных трубопроводов углеводородного сырья, компрессорных установок устанавливаются санитарные разрывы.

В зависимости от характеристики выбросов для предприятий, по которым ведущим для установления СЗЗ фактором является химическое загрязнение атмосферы, размер СЗЗ устанавливается от границы промплощадки и источника выбросов загрязняющих веществ.

От границы территории промплощадки (границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности, и оформленного в установленном порядке):

— от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;

— в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории предприятия;

— при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.

От источников выбросов:

— в случае наличия только высоких источников нагретых выбросов.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны разрабатывается последовательно:

— расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитное излучение и др.);

— установленная (окончательная) санитарно-защитная зона – на основании результатов натурных наблюдений и измерений, для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является не превышение на ее внешней границе и за ее пределами предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно-допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

Размеры санитарно-защитной зоны могут быть уменьшены при условии:

— объективном доказательстве стабильного достижения уровня техногенного воздействия на границе СЗЗ и за ее пределами в рамках и ниже нормативных требований по материалам систематических (не менее чем годовых) лабораторных наблюдений за состоянием загрязнения воздушной среды (для вновь размещаемых предприятий возможен учет лабораторных данных объектов-аналогов);

— подтверждении замерами снижения уровней шума и других физических факторов в пределах жилой застройки ниже гигиенических нормативов;

— уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании предприятия и связанным с этим изменением класса опасности.

Размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены для предприятий I и II классов — по решению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации или его заместителя, для предприятий III, IV и V классов — по решению Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.

В санитарно-защитной зоне не допускается размещение:

— коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков;

— предприятий по производству лекарственных веществ, лекарственных средств и (или) лекарственных форм, складов сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий в границах санитарно-защитных зон и на территории предприятий других отраслей промышленности, а также в зоне влияния их выбросов при концентрациях выше 0,1 ПДК для атмосферного воздуха;

— предприятий пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды не допускается размещать в границах санитарно-защитных зон и на территории промпредприятий других отраслей промышленности;

— спортивных сооружений, парков, образовательных и детских учреждений, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений.

Читайте так же:  Взыскание убытков с арбитражного управляющего. заявление о взыскании убытков с арбитражного управляю

Допускается размещать в границах санитарно-защитной зоны промышленного объекта или производства:

— здания управления, конструкторские бюро, поликлиники, спортивно-оздоровительные сооружения закрытого типа, бани, прачечные, объекты торговли и общественного питания, гостиницы, гаражи, станции технического обслуживания автомобилей и т.д.

Для промышленных объектов и производств, не включенных в санитарную классификацию, размер санитарно-защитной зоны устанавливается в каждом конкретном случае в соответствии с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный возхдух.

[1]

www.ecozakon.ru

Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы по СЗЗ

Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы по СЗЗ

Комментарий к постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 9 сентября 2010 г. № 122 «Об утверждении СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10 «Изменения и дополнения № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»»

Очередные (№ 3) изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (далее – СанПиН) продолжают снимать административные барьеры.

СанПиН теперь не будет распространяться на действующие предприятия, только на строящиеся и реконструируемые объекты. С одной стороны, логика вводимой нормы вроде бы ясна – проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны (СЗЗ) должен быть разработан и утверждён до момента ввода объекта в эксплуатацию и у всех действующих предприятий СЗЗ должна быть установлена. Но это теория, а на практике многие предприятия работают, не имея такого проекта, и за его разработку принимаются, лишь получив предписание госоргана. Теперь получается, что предприятия, не успевшие установить СЗЗ, выпадают из-под влияния СанПиН и могут спокойно существовать без санитарно-защитной зоны. Так ли это и к чему это приведёт?

Если предприятие находится в зоне сложившейся застройки, то смысл разработки проекта СЗЗ действительно невелик – предприятие может доказать в рамках проекта ПДВ, что его выбросы не создают превышение установленных предельно-допустимых концентраций на территории жилой застройки и других объектов, запрещенных к размещению в СЗЗ. Превышение нормативов по шуму сами жильцы услышат и пожалуются. К тому же, если выявляется нарушение, то в нашей стране все равно ещё не готовы к закрытию предприятий, а у предприятий нет денег на отселение граждан. Вот и получается, что от установления СЗЗ действующим предприятиям действительно одни проблемы.

Но как быть в том случае, если предприятие функционирует без установленной СЗЗ на территории, свободной от застройки и вокруг, допустим, земли поселений? И при этом концентрации выбрасываемых загрязняющих веществ достигают значений ПДК на расстоянии километра от промплощадки? Получается, что построить сразу за забором предприятия жилой дом, больницу или детский сад теперь вполне законно – СЗЗ у предприятия нет, а следовательно, нет и ограничений по строительству объектов на данной территории. Конечно, требование о благоприятной окружающей среде никто не отменял и, в принципе, если в данном месте существует превышение ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, то строительство должно быть запрещено. Однако, как известно, практически везде фиксируется превышение ПДК по какому-либо веществу (взять хотя бы влияние автотранспорта в крупных городах), и запрещать жилое строительство на этом основании также становится затруднительным. Как и «подарить» предприятию земли в радиусе километра от промплощадки. Вот и выходит, что жильё построят и обяжут предприятие достигать ПДК не на расстоянии километра, а на расстоянии до жилья. В случае же строительства жилья непосредственно за забором предприятия ПДК нужно будет достигать на границе промплощадки.

С другой стороны, факт исключения действующих предприятий из преамбулы СанПиН не означает, что действующее предприятие не должно иметь СЗЗ, а означает лишь то, что этот СанПиН на действующие предприятия не распространяется. Логично предположить, что для действующих предприятий готовятся отдельные правила по установлению размеров СЗЗ, но официально такая информация не подтверждена, а неофициально как раз подтверждено обратное. Таким образом, на сегодняшний день, с одной стороны, мы имеем СанПиН по СЗЗ, который вскоре не будет распространяться на действующие предприятия, а с другой – нормы иных нормативно-правовых актов, на действующие предприятия распространяющиеся. Этими документами и будет очерчиваться правовое поле СЗЗ для действующих предприятий. На сегодняшний день это:

• постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 17 мая 2001 г. № 14 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01»);

• Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

• Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

• СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».

Также документы, регулирующие установление санитарно-защитных зон, могут быть приняты в субъектах Федерации. Эти нормативно-правовые акты не могут противоречить федеральному законодательству, но так как федеральный законодатель впрямую не высказался о судьбе СЗЗ действующих предприятий, а просто оставил этот объект без правового регулирования, пробел вполне может быть восполнен региональным нормотворчеством.

Если же исходить из того, что требования к СЗЗ действующих предприятий отсутствуют, получается совсем абсурдная ситуация. В начале, когда предприятие существует только на бумаге, ему СЗЗ устанавливается. Затем, когда оно функционирует в номинальном режиме, в его СЗЗ могут быть построены объекты, запрещённые, согласно СанПиН, к размещению в СЗЗ новых и реконструируемых объектов. Потом предприятие захочет реконструироваться, но не сможет, даже если цель реконструкции – модернизация, снижающая негативное воздействие на окружающую среду, так как в его СЗЗ уже будут объекты, недопустимые к размещению. Соответственно реконструируемое предприятие не сможет согласовать проект СЗЗ, не уменьшая её размер. Чтобы закрепить за собой такую СЗЗ, в отношении которой должны соблюдаться требования СанПиН, предприятию можно рекомендовать находиться в состоянии постоянной реконструкции. Тогда оно будет считаться реконструируемым и запрет на размещение в его СЗЗ объектов, запрещенных СанПиНом к размещению, будет сохраняться.

Читайте так же:  Реестр переданной документации по договору. реестр переданных документов образец бланк. регулировани

В то же время в преамбуле указано, что СанПиН не распространяется на действующие предприятия, но распространяется на эксплуатацию вновь строящихся и реконструируемых предприятий, и далее текст содержит нормы (пп. 3.5, 3.12), в которых впрямую указано, что эти нормы относятся к действующим предприятиям. Как трактовать этот подход и эти формулировки? Значит ли это, что по факту СанПиН будет частично распространяться и на действующие предприятия? Например, там, где в самой норме это оговорено? Сомнительно, что такой подход допустим с точки зрения юридической техники, но как это будет на практике?

Остальные изменения в СанПиН не менее значимы и тоже вызывают вопросы.

Так, предыдущие (№ 2) изменения в СанПиН освободили от разработки проектов СЗЗ объекты, относящиеся к V классу опасности, которым не требовалось сокращение СЗЗ. Настоящие изменения продолжили данное начинание. В отношении случаев, когда при размещении объектов малого бизнеса V класса опасности невозможно соблюсти ориентировочную СЗЗ, проект СЗЗ и натурные исследования заменены обоснованием размещения с расчётами, подтверждающими достижение нормативов по выбросам и физическим факторам воздействия на границе жилой застройки.

Не указано, в рамках какого документа делается требуемое обоснование. Можно предположить, что это может быть внутренний документ предприятия, предъявляемый при проверках. По крайней мере, мы исходим из позиции, что в административном праве, в отличие от гражданского, принцип «что не запрещено, то разрешено» не действует, а действует принцип «что не прописано – то не существует». Таким образом, раз не указано – у кого согласовывать данные расчёты, принимаем, что расчёты просто должны быть. Также эти расчёты должны быть в составе проекта, подаваемого на госэкспертизу, а потом – в составе проекта ПДВ, который согласовывается с Роспотребнадзором.

Как упомянуто выше, несмотря на заявление в преамбуле изменённых СанПиН, что они не распространяются на действующие предприятия, далее по тексту сохранены существовавшие и добавлены новые нормы, касающиеся действующих предприятий. Так, в отношении действующих (уже размещённых и работающих) малых предприятий V класса опасности в качестве обоснования их уже состоявшегося размещения будут использоваться данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий. Надзорные мероприятия для поднадзорных объектов бесплатны – делаются госорганом за счёт собственных (бюджетных) средств. Соответственно данную норму можно понимать как то, что указанные предприятия сами никаких действий, связанных с доказыванием соблюдения законодательства о СЗЗ, предпринимать не должны. За них это сделает госорган при проведении проверки.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек взамен разработки проекта СЗЗ необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждение соблюдения законодательства о СЗЗ также будет осуществляться самим госорганом в рамках проведения надзорных мероприятий.

Также сохранены нормы пп. 3.1, 3.12, касающиеся действующих предприятий.

В главе IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» из оснований для установления, изменения размеров установленных санитарно-защитных зон исключены натурные исследования. В отношении объектов I и II классов опасности указано, что «подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля». Однако это требование стоит обособлено и не включено в перечень оснований для установления (изменения размеров) СЗЗ. В отношении остальных объектов нет и этого уточнения, т.е. натурные исследования не требуются вообще. Соответственно можно предположить, что окончательное установление размеров СЗЗ теперь может выполняться непосредственно после прохождения санитарно-эпидемиологической экспертизы (экспертизы ФГУЗ).

Но остались нетронутыми нормы пп. 2.2, 4.1, 4.5, 4.6, в которых по-прежнему упоминаются натурные исследования.

Исключена оценка риска для здоровья населения при разработке проекта СЗЗ следующих объектов:

— животноводческих и птицеводческих предприятий;

— объектов, расстояние от границ которых до границ нормируемых территорий в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) СЗЗ.

Одно уточнение внесено в санитарную классификацию промышленных объектов – к V классу могут быть отнесены предприятия по переработке мяса мощностью до 5 т в сутки без копчения (ранее ограничением была только мощность мясного производства).

Когда мы обратились за разъяснениями в Роспотребнадзор, в комментариях нам было отказано по основанию, что документ не вступил в силу. Изменения № 3 вступают в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования. Представитель Роспотребнадзора уверил, что в течение суток после вступления СанПиН в силу необходимая нам информация будет опубликована на сайте Роспотребнадзора. Если разъяснения будут недостаточны, мы берем на себя обязательство подготовить официальный запрос в Роспотребнадзор и опубликовать ответ в журнале «Экология производства». Пока полагаем, что при применении нормативно-правовых актов о СЗЗ надо будет часто вспоминать принципы разрешения правовых коллизий – новая норма «отменяет» старую, специальная – общую. И каждый раз оценивать – насколько корректно применение норм СанПиН к действующим предприятиям.

Статья опубликована:

«Экология производства» № 12 декабрь 2010 года.

Изменения и дополнения № 3 К СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03

«Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 октября 2010 г. N 18699

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Читайте так же:  Сроки действия паспорта антитеррористической защищенности. кому нужен паспорт антитеррористической б

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2010 г. N 122

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНПИН 2.2.1/2.1.1.2739-10
«ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 3 К САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03

«САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ
ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ.
НОВАЯ РЕДАКЦИЯ»

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Утвердить «Изменения и дополнения N 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция» (приложение).

Зарегистрированы Минюстом России 25.01.2008, регистрационный номер 10995; с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 07.05.2008, регистрационный номер 11637; 27.10.2009, регистрационный номер 15115.

Утверждены
Постановлением
Главного государственного
санитарного врача
Российской Федерации
от 09.09.2010 N 122

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ N 3
К САНПИН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ
И САНИТАРНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ, СООРУЖЕНИЙ
И ИНЫХ ОБЪЕКТОВ. НОВАЯ РЕДАКЦИЯ»

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.2.1/2.1.1.2739-10

Внести следующие изменения и дополнения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»:

1. Из главы I, пункта 1.2, абзаца I «Требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и других, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека» исключить слова «и действующих».

2 . Главу III дополнить пунктом в следующей редакции:

«3.17. При размещении объектов малого бизнеса, относящихся к V классу опасности, в условиях сложившейся градостроительной ситуации (при невозможности соблюдения размеров ориентировочной санитарно-защитной зоны) необходимо обоснование размещения таких объектов с ориентировочными расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные излучения). При подтверждении расчетами на границе жилой застройки соблюдения установленных гигиенических нормативов загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и уровней физического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, проект обоснования санитарно-защитной зоны не разрабатывается, натурные исследования и измерения атмосферного воздуха не проводятся.

Для действующих объектов малого бизнеса V класса опасности в качестве обоснования их размещения используются данные исследований атмосферного воздуха и измерений физических воздействий на атмосферный воздух, полученные в рамках проведения надзорных мероприятий.

Для размещения микропредприятий малого бизнеса с количеством работающих не более 15 человек необходимо уведомление от юридического лица или индивидуального предпринимателя о соблюдении действующих санитарно-гигиенических требований и нормативов на границе жилой застройки. Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий.

3. В главе 7.1.8 «Промышленные объекты и производства» класс V пункт 6 изложить в следующей редакции: «малые предприятия и цеха малой мощности: по переработке мяса до 5 тонн в сутки без копчения», далее по тексту.

4. Из пункта 4.2 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических (годовых) натурных исследований и измерений атмосферного воздуха (не менее 50 исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух».

Подтверждением соблюдения гигиенических нормативов на границе жилой застройки являются результаты натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней физических воздействий на атмосферный воздух в рамках проведения надзорных мероприятий, а также данные производственного контроля.

После слов «оценки риска здоровью населения» добавить следующее: «В случае если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 и более раза превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.

Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для животноводческих и птицеводческих предприятий.

Исключить выполнение работ по оценке риска для здоровья населения для кладбищ.

Из пункта 4.3 главы IV «Установление размеров санитарно-защитных зон» исключить слова «систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух».

ВсеПрофи24

Семинары, тренинги, обучение. Работаем по всей России.

25 сентября 2019. САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГРАНИЦАХ СЗЗ.

  • Домой
  • 25 сентября 2019. САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ: НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ГРАНИЦАХ СЗЗ.

ООО «Академия бизнеса» — региональный партнер Российского Фонда образовательных программ Экономика и Управления. Работаем по всей России (действуют региональные спеццены)

Дата проведения 25.09.2019 10.00-17.00.
Место проведения Москва, Славянская площадь, д.2/5/4 (Дом Металлургов, бывший Минчермет СССР),5 этаж, конференц-зал
Форма участия
  • Очное участие в Москве
  • Трансляция ПК по всей России
  • +5 дней доступа после окончания мероприятия к видео

До 1 октября 2019 года собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны обязаны обратиться в уполномоченные органы государственной власти с заявлениями об установлении СЗЗ или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) СЗЗ. с приложением документов, предусмотренных положением о СЗЗ.

Читайте так же:  Законодательная власть реализуется. особенности законодательной власти

Процесс установления СЗЗ состоял из многих этапов, поэтому на момент принятия Федерального закона № 342-ФЗ разные природопользователи оказались на разных этапах установления СЗЗ. Кроме того, эта сфера регламентируется рядом правовых актов.

В марте 2018 года вступило в силу ПП РФ N 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», согласно которому заявление об установлении СЗЗ следовало подать до 15 марта 2019 года. В августе появился ФЗ № 342: теперь заявление необходимо подать до 1 октября 2019 года, а вместо Правил утвердить Положение. Опубликован проект ПП РФ об отмене ПП РФ № 222 и утверждении Положения о СЗЗ.

С 3 февраля 2019 г. действуют унифицированные формы заявлений об установлении, изменении или прекращении ССЗ. С 1 января 2020 года ориентировочные, расчетные СЗЗ прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. До 1 января 2022 года необходимо внести границы СЗЗ в ЕГРН, после чего возместить убытки правообладателям земельных участков, обремененных установлением СЗЗ.

Так что же всё-таки сейчас следует делать? Ведь невыполнение требований законодательства влечет за собой административный штраф и приостановление деятельности предприятия. А выполнение — возмещение убытков, размер которых может вообщепрекратить существование предприятия.

И как выполнять требования? Обязательны ли к применению положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, противоречащие ПП от 03.03.2018 г. № 222? А само ПП РФ 222 обязательно к применению в настоящий момент? Требуется ли в настоящий момент санитарно-эпидемиологическое заключение на проект СЗЗ? Когда будет принят и что принесет новый СанПиН 2.2.1/2.1.1. -..»Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»? А положение о СЗЗ? Не придется ли после этого устанавливать СЗЗ вновь? Что делать с оценкой риска? Она для всех или не для всех?

Семинар посвящен самым актуальным и сложным изменениям законодательства в области СЗЗ, правовым последствиям для предприятия, а также практическим рекомендациям по разрешению правовых коллизий.

Семинар ориентирован на руководителей и специалистов юридических, экологических служб предприятий, инженеров по охране окружающей среды, проектировщиков СЗЗ.

Дудникова Алла Геннадьевна, эксперт отрасли, практикующий эколог и юрист с опытом судебной практики, автор многочисленных публикаций в экологических изданиях, в т.ч. по вопросам СЗЗ, член экспертного совета при Комиссии по экологической политике Мосгордумы.

Дополнительная информация

Актуальность курса санитарно-защитные зоны СЗЗ

Курсы повышения квалификации санитарно-защитные зоны СЗЗ дают специалистам в этой сфере необходимый для успешной работы набор знаний и практических навыков, а также знакомят с актуальными изменениями законодательных и нормативных актов, правилами ведения документооборота, подходами к решению наиболее распространенных проблем.
На курсах повышения квалификации санитарно-защитные зоны СЗЗ рассматриваются:

  • Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон
  • Классификация предприятий по степени опасности
  • Разработка проектов СЗЗ для промышленных зон
  • Основные положения Особенности реализации законодательства по СЗЗ
  • Типичные ошибки в проектах СЗЗ
  • Судебная практика по вопросам СЗЗ

В результате обучения специалисты компаний намного эффективнее справляются с поставленными перед ним задачами, а главное — способны планировать и выстраивать работу подразделений с учетом важнейших стратегических целей, стоящих перед бизнесом в целом.

Преимущества обучения на курсах санитарно-защитные зоны СЗЗ

Программа курса санитарно-защитные зоны СЗЗ создана с учетом основных задач, которые стоят перед каждой компанией, работающей в реальных рыночных условиях. В план обучения входит серьезный теоретический блок, а также ряд практических заданий на актуальные темы. В результате специалисты получают всестороннюю подготовку, помогающую им хорошо ориентироваться в профессиональных вопросах.
Все материалы курса санитарно-защитные зоны СЗЗ доступны в видеоформате для более качественного освоения и самостоятельного повторения.

СТОИМОСТЬ УЧАСТИЯ: 19800 17820 руб. (НДС не облагается).

СТОИМОСТЬ ON-LINE ТРАНСЛЯЦИИ СЕМИНАРА: 15600 14040 руб. (НДС не облагается)

СТОИМОСТЬ ON-LINE ТРАНСЛЯЦИИ СЕМИНАРА для предприятий малого и среднего бизнеса скидки: 15600 5800 руб. (НДС не облагается)

У вас появились вопросы? ПО ВОПРОСАМ РЕГИСТРАЦИИ И ПРОГРАММЫ: [email protected] (843) 528-01-58
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ЦИКЛ СЕМИНАРОВ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

  2. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  3. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.
  4. Колюшкина, Л.Ю. Теория государства и права / Л.Ю. Колюшкина. — М.: Дашков и К°, 2012. — 579 c.
  5. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.
Санитарно-защитная зона этапы разработки и требования санпин к сзз. с изменениями и дополнениями от
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here