Размер возмещения вреда причиненного окружающей среде. возмещение вреда, причиненного окружающей сре

Возмещение вреда окружающей среде

Содержание

Понятие, виды и формы вреда окружающей среде

Экономический вред причиняется экономическим интересам природопользователя. Он может выражаться в потерях товарной продукции природы, упущенной выгоде, вынужденных расходах на восстановление имущества и нарушенного состояния природной среды.
Экологический вред нарушает экологические интересы общества в здоровой, благоприятной для жизни окружающей среде.

Экологический вред выражается в разрыве естественных связей в природе. Невозможно восполнить в денежном эквиваленте ущерб, причиненный окружающей среде (невосполнимый вред), а возмещение вреда в натуре возможно лишь частично, т.е. такое возмещение носит условный характер, поскольку объекты природы не имеют стоимости (относительно восполнимый вред). В денежной сумме оценивается лишь то, что, как правило, нельзя восполнить в натуре (фактический восполнимый вред).

  • экологический вред — любые неблагоприятные последствия (материальные и нематериальные), вызванные нарушением экологического законодательства;
  • экологический ущерб — реальные и предполагаемые потери количества или качества окружающей среды;
  • экологические убытки — экономически невыгодные для природопользователя последствия потерь в виде:

— расходов на восстановление прежнего состояния окружающей среды, утраты сельскохозяйственной продукции, рыбных запасов и т.д.;
— потери товарной продукции (имущества);
— упущенной выгоды, недополученных доходов.

Порядок возмещения экологического вреда

Порядок возмещения экологического вреда (ущерба, оцениваемого в денежном выражении) имеет следующие формы:

  • судебный и внесудебный (в административном порядке, через страховые выплаты, единовременное экологическое пособие, экологические льготы населению);
  • добровольный и принудительный;
  • установленным способом (по таксам, по методикам исчисления ущерба, по фактическим затратам на восстановление потерь в природной среде);
  • смешанный (комбинированный).

Понятие «вред природной среде» включает в себя прямой и косвенный ущерб, а также убыток.
Ущерб — это выражение в денежной форме результатов вредного воздействия на окружающую среду.
Убыток — это материальные потери и финансовые издержки (прямые и косвенные) природопользователей (граждан, предприятий, учреждений и организаций), возникающие в результате:
— ликвидации экологических последствий аварии и восстановления нарушенного состояния окружающей среды;
— потери здоровья, порчи имущества и продукции природопользователей;
— упущенной выгоды от изменения состояния ОС и природных ресурсов и т.п.

Вред, нанесенный окружающей среде, оценивается на основе фактически установленного, инструментально измеренного и документально подтвержденного негативного воздействия на окружающую среду. Величина компенсации ущерба, наносимого негативным воздействием на окружающую среду, определяется как сумма ущербов, причиненных различным природным ресурсам, но может быть определена и по одному из них. Исчисление ущерба и убытков осуществляется на основании действующей нормативно-методической документации, а также такс для исчисления размера взыскания за ущерб растительному и животному миру.

Электронная библиотека

В соответствии со статьей 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного природной среде в результате экологического правонарушения, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Выяснение обстоятельств дела об экологическом правонарушении и выявление его последствий производится органами государственного экологического контроля. Первичным документом, которым оформляется факт экологического правонарушения, является протокол об экологическом правонарушении. Рассмотрев дело об экологическом правонарушении, должностное лицо (комиссия по делам об экологических правонарушениях) государственного органа выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

наименование должностного лица (комиссии), вынесшего постановление;

дату рассмотрения дела;

сведения о лице, в отношении рассматривается дело;

зложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное экологическое правонарушение;

принятое по делу решение;

срок и порядок возмещения причиненного вреда.

[1]

Полученные данные о причиненных убытках, включая упущенную выгоду, оформляются актом о размерах причиненных убытков, который прилагается к постановлению. Копия постановления вручается или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. Таким образом, правонарушителю предлагается добровольно возместить причиненный вред. При неисполнении нарушителем постановления органы государственного экологического контроля могут предъявлять в суд или арбитражный суд иск о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.

При возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, применяются обычные формы возмещения вреда: натуральная и стоимостная. К натуральным формам возмещения можно отнести:

меры по восстановлению природного ресурса до исходного состояния на момент нанесения вреда;

предоставление равноценного природного ресурса взамен утраченного или выведенного из хозяйственного оборота;

строительство и передачу истцу сооружений по воспроизводству и восстановлению утраченного.

Однако согласно статье 78 закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда в натуре возможно только с согласия сторон, участвующих в деле. В случае возмещения вреда правонарушителем в добровольном порядке в натуральной форме заключаются соответствующие договоры и (или) соглашения, регламентирующие порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

К стоимостным формам возмещения вреда можно отнести:

предоставление финансовых средств для восстановления состояния окружающей среды до исходного к моменту причинения вреда;

финансирование мероприятий по воспроизводству природных ресурсов;

возмещение истцу иных убытков, включая упущенную выгоду.

Возможен смешанный вариант, при котором в пользу потерпевшего часть средств компенсируется в денежной форме, а часть – путем выполнения восстановительных работ. Если ответчик уклоняется от выполнения возложенных судом обязанностей, суд, арбитражный суд по иску потерпевшей стороны принимает решение о взыскании ущерба в денежной форме, включая убытки, вызванные неисполнением решения суда.

Как уже было сказано, исчисление вреда, причиненного природной среде в силу ряда причин сопряжено со значительными трудностями. Отсюда возникает необходимость разработки и применения специальных способов подсчета причиненного вреда.

В соответствии со статьей 78 закона РФ «Об охране окружающей среды» возмещение причиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Иногда размер причиненного вреда исчисляется в смешанном порядке, т.е. используется комбинация способов.

Такса – это условная единица исчисления причиненного вреда, представляющая собой заранее исчисленный и зафиксированный в твердой сумме размер ущерба. Таксы как инструмент исчисления вреда применяются не по всем видам ресурсов, а лишь по тем, которые обладают признаком делимости. К ним относятся: лесные ресурсы, жив

отный и растительный мир. Такса устанавливается за каждый экземпляр уничтоженного или незаконно добытого дерева, животного, а размер взысканий в соответствии с установленными таксами определяется по количеству поврежденных или уничтоженных объектов природы.

Для определения размера возмещения убытков, причиненных недрам, земельным и водным ресурсам, атмосферному воздуху, действующим законодательством предусмотрено применение специальных методик.

Читайте так же:  Какую лодку не надо регистрировать в гимс. регистрация надувных лодок – процедура и правила. где про

Следует отметить, что применение такс и методик для расчета размера причиненного вреда не всегда обеспечивает реализацию принципа полного возмещения вреда, в особенности при причинении крупномасштабного вреда, поскольку стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей природной среды может значительно превышать размер взыскания, исчисленный по таксам и методикам.

Из содержания статьи 78 закона «Об охране окружающей среды» следует, что иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, могут предъявляться специально уполномоченными органами государства в области охраны окружающей природной среды, прокурором, потерпевшей стороной.

Денежные средства, взыскиваемые с причинителя вреда, направляются в бюджетные экологические фонды.

Срочно?

Закажи у профессионала, через форму заявки
8 (800) 100-77-13 с 7.00 до 22.00

Возмещение вреда природной среде

Дела о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, рассматриваются по искам прокурора, государственных органов управления использованием и охраной при­родных ресурсов, граждан и юридических лиц, во владении и пользовании которых нахо­дятся природные ресурсы, администрации государственных заповедников и националь­ных природных парков.

ГК РФ предусматривает два способа возмещения вреда — в натуре (реальный) и в денежном выражении. Что касается реального возмещения вреда в натуре, при различ­ных видах экологических правонарушений встает вопрос о пределах возможностей такого возмещения. К примеру, применительно к охране земель возмещение вреда в натуре мо­жет быть реализовано посредством восстановления прежнего состояния земли. Так, при неправомерном нарушении рельефа земельного участка — участок покрыт траншеями, кот­лованами и т.п. — восстановление может заключаться в устранении этих недостатков.

Очевидно, такое требование может быть предъявлено к правонарушителю, если:

— восстановление объективно возможно и

— правонарушитель в силу своей специальной правосубъектности в состоянии в течение некоего оптимального срока провести необходимые работы. При невозможности возмещения вреда в натуре решается вопрос о денежном возмещении.

Возмещение причиненного природной среде вреда в денежном выражении опре­деляется рядом способов, предусмотренных законодательством об окружающей среде. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» возмещение при­чиненного окружающей среде вреда в результате экологического правонарушения произ­водится: в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами, а также с методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом поне­сенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Таксы представляют собой условные единицы оценки ущерба с учетом затрат, понесенных на содержание хозяйства (лесного, рыбного, охотничьего), а также с учетом необходимости наказания виновного. Такса как бы состоит из двух частей: одна имеет це­лью возмещение затрат, другая — на наказание виновного.

Методики подсчета ущерба применяются в случае возмещения вреда, причи­ненного загрязнением вод, атмосферного воздуха, почв.

По фактическим затратам возмещается ущерб, когда отсутствуют соответст­вующие таксы или методики подсчета. В частности, в таком порядке определяется ущерб, причиненный невыполнением обязанностей по рекультивации земель и другими правона­рушениями.

В смешанном порядке применяются все способы определения размера ущерба.

4. Возмещение вреда здоровью и имуществу человека, причиненного небла­гоприятным воздействием окружающей среды.

Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — конституционное право (ст. 42). По имеющимся данным, 20 — 30% заболеваемости населения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязнения окружающей среды. Приведенные данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемы защиты этого конституционного права каждого.

В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая:

а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболе­вания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды;

б) оформления инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоро­вье человека неблагоприятной окружающей среды;

в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций;

г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от за­грязнения окружающей среды;

д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.

Меры, льготы и компенсации предусмотрены, в частности, Законом «О социаль­ной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», иными законами.

Так, гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболе­вания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, Закон гарантирует:

— бесплатное оказание медицинской помощи (в стационаре и амбулаторно), бес­платное приобретение лекарств (по рецептам врачей), бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), бесплатное еже­годное обеспечение санаторно-курортным лечением или получение денежной компенса­ции в размере средней стоимости путевки, др.;

— выплату работающим инвалидам пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100% факти­ческого заработка без ограничения двумя тарифными ставками (окладами);

— оплату занимаемой жилой площади (в пределах норм, предусмотренных дейст­вующим законодательством), в том числе и членам их семей, проживающим с ними, в размере 50% квартирной платы, исчисленной по ставкам, установленным для рабочих и служащих, а также предоставление скидки в размере 50% с установленной платы за поль­зование телефоном, радио и за их установку, за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, — предоставление скидки в размере 50% со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы;

— бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) в сельской ме­стности, а также на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов, бесплатный проезд с правом первоочередного приоб­ретения билетов по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота один раз в год (туда и обратно), а в районах, не имеющих железнодорожного сооб­щения, — воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом;

— другие существенные льготы.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Возмещение вреда, причиненного окружающей среде

В силу ст. 42 Конституции РФ каждому гарантируется право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Возложение на лицо, причинившее вред окружающей среде обязанности по его возмещению в полном объеме, является одним из важнейших средств охраны окружающей среды и обеспечения права граждан на ее благоприятное состояние.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме.

Читайте так же:  Как и в каких случаях можно отказаться от поручительства или прекратить его когда договор поручитель

Согласно п. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

С требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, прокурор, граждане, общественные объединения и некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, а также органы местного самоуправления.

В силу ст. 1082 Гражданского Кодекса РФ, ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Срок исковой давности по искам о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды составляет двадцать лет.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Возмещение вреда окружающей среде

02.11.2011.

Понятие вреда окружающей среде- негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшую деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов. Это физические изменение окружающей среды. Определение дано в ст. 1 Закона об ООС. С одной стороны, это понятие узкое, т.к. оно указывает только на загрязнение. Возможно уничтожение, повреждение природных объектов.

С этой точки зрения легальное определение неоправданно узкое. Но не каждые изменения в окружающей среде могут быть признаны как вред окружающей среды, т.к. должны повлечь деградацию экологических систем и истощение природных ресурсов.

Соотношение понятий «вред, ущерб, убытки». Ущерб ГК использует применительно к реальному ущербу, а убытки- как причинение вреда. Конституция в статье 42 употребляет термин ущерб, а не вред. Сейчас есть законопроект о внесении изменений в Закон об ООС, где термин ущерб заменен на вред.

Способы причинения вреда окружающей среде:

3) Уничтожение природных объектов, которые являются элементами природной среды.

Негативное воздействие на окружающую среду не во всех случаях является вредом. Следуя определению о вреде, вред должен предполагать качественные изменения в окружающей среде, которые не позволяют компонентам окружающей среды осуществлять взаимосвязь между собой, которые повлекли истощение природных ресурсов и деградацию экологических систем.

Например, произошло загрязнение водного объекта- изменился химический состав воды и вода стала непригодна для рыб, и они гибнут. Или, например, водный объект в результате паводка разлился, и часть воды попала на почту и произошло загрязнение почвы. Испарение компонентов с почты ведет к загрязнению всех компонентов окружающей среды. Это первая особенностью.

Вторая особенность вреда окружающей среды- растянутость во времени. Например, рыбы могут начать мутировать в течение нескольких лет. Определить вред бывает в большинстве случаев невозможно. Вред окружающей среде имеет социальное значение, т.к. нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду. Экономическая составляющая заключается в утрате способности компонентов окружающей среды обеспечивать доход.

Вред окружающей среде- это легальный термин.

Вред окружающей среде- это понятие родовое. Он включает в себя вред, причиненный землям, водам, рыбным запасам, объектам водного мира. С точки зрения возмещения вреда, вред возмещается отдельным компонентам природной среды, но не всем сразу: например, вред возмещается водным объектам, рыбным запасам и т.д.

Понятие возмещение вреда окружающей среде

Возмещение вреда можно рассматривать как межотраслевой институт. Общие положения возмещения вреда устанавливаются главой 59 ГК.

[3]

Есть также специальное правое регулирование норм о возмещении вреда. Есть нормы Закон об ООС, нормы природо-ресурсного законодательства (земельного, водного, недр, природо-запасного). Есть также ФЗ «Об использовании атомной энергии», который регулирует особенности причинения вреда, причиненного источником ионизирующего воздействия на окружающую среду.

Нормы бюджетного законодательства определяют, куда направляются денежные средства по искам о возмещении вреда.

Есть полномочия ФОИВ и органов исполнительной власти субъектов РФ по предъявлению исков о возмещении вреда окружающей среде.

Сюда так же относятся нормы административного законодательства.

Возмещение вреда- это также правовая мера охраны окружающей среды, которая направлена на восстановление нарушенного состояния окружающей среды. Возмещению вреда придается значение правовой меры по охране окружающей среды.

Возмещение вреда понимается также как способ защиты нарушенного права на окружающую среду. У граждан и общественных объединений есть право на предъявление исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среды- ст. 11, 12 Закон об ООС. Граждане и общественные объединения являются процессуальными истцами.

Возмещение вреда понимается и как мера ответственности. Причинитель вреда возмещает вред именно в размере причиненного вреда. Для правонарушителя причинение вреда является ответственностью. Т.е. для правонарушителя- это вид юридической ответственности.

Правовое основание возмещения вреда- это нарушение законодательства об охране окружающей среды. Не любое негативное воздействие на окружающую среду является основанием возмещения вреда. Здесь не действует принцип генерального деликта. Например, субъектам хозяйственной деятельности устанавливаются нормативы, а потом выдается разрешение. В установленных нормативах деятельность является правомерной. Если при этом возникают основания полагать, что есть негативное воздействие на окружающую среду, то оснований для возмещения вреда нет, т.к. деятельность была правомерной.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду: негативное воздействие на окружающую среду, которое разрешено, осуществляется за плату. Сколько веществ было выброшено в воду или в воздух, то столько субъект и должен заплатить.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 16 Закона об ООС- внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от возмещения вреда.

В данном случае возмещение вреда может возникнуть только в том случае, если есть вред. Если норматив превышен, то есть основания для возмещения вреда. Субъект, превышая норматив, платит по прогрессивной шкале в 5 раз больше. Например, есть субъект хозяйственной деятельности, который производит сбросы в водный объект. У него есть норматив, например, на 1 тысячу тонн. Но в результате аварии он сбросил 1,5 тонн. Вот за тысячу тонн он платит обычную ставку, за 500 тонн- повышенную, а если ещё и водному объекту причинен вред, то будет платить ещё и возмещение вреда.

Читайте так же:  Можно ли взять ипотеку на год на сколько лет дается ипотека

Международное регулирование возмещения вреда:

1) Гражданская ответственность за ядерный ущерб;

2) Ответственность за разлив нефти

Одному субъекту возместить вред не получится. Обязательно необходимо финансового обеспечения судовладельца или владельца атомной станции- либо страхование, либо депонирование денежных средств.

К атомным остановкам- устанавливается субсидиарная ответственность государства (оператор отвечает сам, а потом уже государство).

Способы возмещения вреда окружающей среды

Вред можно возмещать в натуре либо возмещать убытки. Сегодня серьезного правового регулирования возмещения вреда в натуре нет.

Не представляется возможным определить те расходы, которые должно понести то лицо, которому причинен вред для восстановления окружающей среды. Определения размера убытков с точки зрения статьи 15 ГК процедура очень трудоёмкая и достичь результатов в виде определения полного объема убытков почти невозможно.

Для определения размера убытков в случае причинения вреда окружающей среде применяются таксы и методики. В законодательстве был установлен принцип приоритета применения такс и методик. Если для определения убытков предусмотрены таксы и методики, то вред считается по фактическим затратам с учетом упущенной выгоды (т.е. это статья 15 ГК).

Закон об ООС 2002 года внес некую сумятицу в понимание принципа приоритета такс и методик. Статья 78 говорит о том, что определения размера вреда определяется из фактических затрат в соответствии с восстановительных или реконструкционных работ, а при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками. Получается буквальное толкование этих положений говорит о том, что субъекты возмещают вред в соответствии с таксами и методиками, а граждане в соответствии с проектами восстановительных и реконструкционных работ, а если их нет, то в соответствии с таксами и методиками. Т.е., если гражданин под Новый Год снес елку, а потом нужно представить проект восстановительных и реконструкционных работ?

ВС сказал, что субъект хозяйственной деятельности возмещает вред с точки зрения таск и методик.

Новый законопроект говорит, что будет установлен приоритет расчетного способа определения убытков.

Таксы и методики.

Таксы- это установленная единица исчисления размера убытков. Например, за одного объекта животного мира устанавливается такса- 25 тысяч рублей за лебедя.

Таксы устанавливаются нормативно-правовыми актами, либо Постановлениями Правительства, либо актами Минприроды. Может быть твердая денежная сумма (например, за кубометр древесины), если заготовка соответствующих деревьев не допускается. С одной стороны, считаются затраты, а с другой стороны, эти затраты умножаются.

Есть ли в таксе штрафной элемент или кратный размер связан с тем, что в убытках есть неполученные расходы? Это вопрос сложный, который ответа не имеет.

Что такое методики? Методики- это тоже нормативно-правовые акты ФОИВ, которые устанавливают не просто размер, а определяют, какие дополнительные коэффициенты в эту формулу включаются. Методики- это более сложные расчеты, в основе которых лежит условная величина. Все эти величины по большей степени достаточно условны.

С 2008 года по всем компонентам природной среды приняты новые таксы и методики. Это можно найти через статьи 77 и 78 Закона об ООС.

Если вред незначительный, то затраты на подготовку проекта восстановительных и реконструкционных работ могут быть выше, чем причиненный вред.

Порядок возмещения вреда

Возможно либо добровольно, либо по решению суда.

Но не всегда легко понять, кто причинитель вреда. Например, незаконная вырубка лесов. Или могут быть аварийные выбросы и на момент проверки содержание ПДК будет адекватным.

Если причинителя вреда нашли, тот тут же доказывают это, составляя протокол об административном правонарушении.

Истцами могут быть граждане и общественные объединения.

ФОИВ и органы гос власти субъектов- в положениях, недавно принятых, у Росприроднадзора не полномочий на предъявление таких исков. Арбитражные суды такую позицию поддерживают. Иск о возмещении вреда предъявляется прокурором в защиту неопределенного круга лиц. ВАС также придержал полномочия Росприроднадзора на предъявление исков.

Суды общей юрисдикции слушают такие дела очень тяжело.

Мин экологии и природопользования , а также соответствующие Департаменты Москвы и Московской области могут подавать такие иски.

Срок, в течение которого иск может быть предъявлен- ст. 77 или 78 Закона об ООС- срок установлен в 20 лет. Иски о компенсации вреда могут быть предъявлены в течение 20 лет.

Не ясно, это срок исковой давности или это срок пресекательный.

Международный акты устанавливают срок исковой давности в 3 года, а пресекательный- 20 лет. Т.е. 3 года с момента когда лицо узнало или должно было узнать, но не позднее, чем через 20 лет после того, как такое событие произошло.

Новый законопроект, который сейчас внесен в ГД, установил срок в 30 лет.

Все суммы по искам о возмещении вреда зачисляются в бюджеты муниципальных районов и городских округов, независимо от того, кто бы этот иск не предъявлял.

С возмещением вреда связаны требования о приостановлении и прекращении деятельности. В соответствии с ГК такого рода требования входят в понятие предупреждение причинения вреда. Закон об охране окружающей среды устанавливает, что такие требования могут быть предъявлены. Но не указаны субъекты предъявления таких требований.

Суды в этом случае достаточно активно применяют статью 1065 ГК, где говорится, что суд может отказать в иске, если приостановление или прекращение деятельности может противоречить общественным интересам. Например, в Москве было дело о вырубке газонов, чтобы расширить проезжую часть. суд сказал, что расширение дороги приведет к снижению пробок, а также к снижению газов. Поэтому, вырубка деревьев- это лучше, чем те газы, которые выбрасывают машины.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8672 —

| 7439 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

32. Порядок возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Важную роль в экономическом механизме охраны окружающей среды играет институт возмещения вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями.

В ст.77 Закона об охране окружающей среды закреплено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. При этом уточняется, что вред, причиненный окружающей среде субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

Читайте так же:  Ходатайство о продлении конкурсного производства образец. основания для продления процедуры конкурсн

Что касается такс, то они разрабатываются для таких объектов окружающей среды, которые можно оценить «поштучно». Это относится к лесным ресурсам, объектам животного мира. Так, постановлением Правительства РФ от 21.05.01 №388 утверждены таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушениями лесного законодательства РФ. В свою очередь приказом Минсельхозпрода России от 25.05.99 №399 утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты.

Законодательством предусматривается судебный и внесудебный порядок возмещения экологического вреда. Соответствующая обязанность может быть исполнена по решению суда – общего или арбитражного. Внесудебный порядок возмещения реализуется рядом способов, включая добровольное возмещение, посредством страхования риска причинения экологического вреда и в административном порядке. Добровольный способ возмещения вреда, редко встречающийся на практике, имеет для его причинителя некоторые преимущества, пока мало осознаваемые в российском обществе. Судебный порядок может создать мощную антирекламу предприятию и иному причинителю вреда, в которой они никак не могут быть заинтересованы. При очевидности ситуации, касающейся экологического вреда, в частности, когда налицо причинитель вреда и его жертвы, вред иногда «выгоднее» компенсировать добровольно.

Административный порядок возмещения нанесенного экологического вреда применяется, как правило, при авариях и стихийных бедствиях, имеющих экологические последствия, путем принятия мер социально-экономической защиты пострадавшего населения. В качестве других форм возмещения такого вреда в административном порядке можно рассматривать оформление листка временной нетрудоспособности, оформление инвалидности.

В ст. 86 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливается, что вред, причиненный окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.

Принципы возмещения экологического вреда включают

принцип безвиновной ответственности причинителя вреда;

санкционирование форм возмещения экологического вреда (натуральная форма применяется при наличии проекта восстановительных работ, согласованного с компетентными государственными органами);

ответственность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Рассылка новостей журнала

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 7, июль 2018

Другие
наши издания

Рубрики в номере

О возмещении вреда, причиненного окружающей среде

Рубрика «Охрана окружающей среды»

Г.Н. Ерилин, сотрудник ООО «Центр экономических проектов»

ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ?

Вред, причиненный окружающей среде , — имеющее денежную оценку отрицательное изменение окружающей среды или отдельных компонентов природной среды, природных или природно-антропогенных объектов, выразившееся в их загрязнении, деградации, истощении, повреждении, уничтожении, незаконном изъятии и (или) ином ухудшении их состояния, в результате вредного воздействия на окружающую среду, связанного с нарушением требований в области охраны окружающей среды, иным нарушением законодательства Республики Беларусь.

Экологический вред — вред, причиненный окружающей среде, а также вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, имуществу юридических лиц и имуществу, находящемуся в собственности государства, в результате вредного воздействия на окружающую среду (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» [1] ).

Не подлежит доказыванию. Факт причинения вреда окружающей среде государственный орган, его установивший при осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды, не доказывает. Однако природопользователь может представить доказательства в его опровержение.

Государственные органы, осуществляющие государственный контроль в области охраны окружающей среды, не требуют возмещения вреда, причиненного окружающей среде, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин (ст. 101 Закона № 1982-XII).

Не имеет срока давности. Исковая давность на требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, не распространяется. Однако требования, предъявленные по истечении трех лет со дня установления факта причинения вреда, удовлетворяются не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде (п. 101 4 Закона № 1982-XII).

Возмещается в полном объеме. В соответствии с ст. 933 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и ст. 101 Закона № 1982-XII вред, причиненный правонарушениями против экологической безопасности и природной среды, подлежит возмещению в полном объеме лицом, виновным в его причинении.

В случае причинения вреда лицом, деятельность которого связана с повышенной опасностью для окружающей среды, ответственность наступает независимо от вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 952 ГК ( ст. 948 ГК) .

Ущерб + Убыток= Вред

Согласно ст. 1 Закона № 1982-XII под вредным воздействием на окружающую среду понимается любое прямое либо косвенное воздействие на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к отрицательным изменениям окружающей среды.

Составными частями вреда являются ущерб и убыток.

Применительно к природной среде причиненный вред может быть представлен в виде реальных и предполагаемых потерь для нее. Такие потери выражаются в форме ущерба и убытков.

Ущербреальные потери в природной среде (уничтожение лесных массивов, животного мира, истощение вод, снижение плодородия почв и т.п.).

Убыткирасходы на восстановление нарушенного состояния природной среды (неполученные доходы, экологические потери).

[1] В ред. от 31.12.2017, далее — Закон № 1982-XII .

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Экология на предприятии» № 7 (85), июль 2018 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Порядок возмещения экологического вреда. Оценка экологического вреда и способы возмещения.

Порядок возмещения экологического вреда

По общему правилу ГК РФ и в соответствии с экологическим за­конодательством возмещение экологического вреда производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке искового судопроизводства.

В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» право предъявления исков в суд о возмещении вреда окружающей среде имеют органы государственной власти РФ и субъектов РФ (органы госу­дарственного экологического управления: Рослесхоз — иски о возмещении вреда, причиненного лесам; государственными инспекторами по надзору в области использования и охраны вод, т.е. должностным лицам Росприроднадзора – по нарушениям водного законодательства) граждане и общественные объединения граждан.

Административный порядок привлечения к ответственности за причинение экологического вреда: первичным документом является протокол об экологи­ческом правонарушении. Наряду с прочими необходимыми данными в протоколе указываются сведения о размерах воздействия на окружа­ющую среду. После рассмотрения дела об экологическом правонару­шении должностное лицо уполномоченного органа (комиссия) выно­сит Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, к которому прилагается Акт о размерах причинен­ных убытков. При неисполнении правонарушителем требований о возмещении вреда в соответствии с вынесенным Постановлением уполномоченные государственные органы могут предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного окружа­ющей природной среде.

Читайте так же:  Договор на охрану объекта. образец договора на оказание охранных услуг, заключаемый между юридически

По общему правилу дела о возмещении экологического вреда рас­сматриваются судами общей юрисдикции или арбитражными судами в соответствии с правилами подведомственности

На практике подавляющее большинство споров признаются как связанные с экономи­ческой и предпринимательской деятельностью и рассматривается арбитражными судами. Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении «О примене­нии судами законодательства об ответственности в области охраны окружающей среды и природопользования», по сути, признал все споры о возмещении вреда как споры, возникающие из экологиче­ских отношений (п. 30). Данная позиция заслуживает поддержки, так как, действительно, к экологическим относятся все общественные отношения, объектом которых выступает окружающая среда и ее отдельные компоненты.

Оценка экологического вреда и способы возмещения

В соответствии со ст. 77 и 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды» возмещение вреда производится путем 1) компен­сации фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упу­щенной выгоды (в денежной форме), либо 2) посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом вос­становительных работ (реальное возмещение вреда).

Суду при­надлежит право свободного выбора способа возмещения экологиче­ского вреда. Экологическое законодательство не предусматривает приоритета реального возмещения вреда, поскольку во мно­гих случаях причинитель вреда объективно не способен восстановить нарушенные природные условия. Денежная компенсация становится наиболее удобным и поэтому часто используемым способом возме­щения экологического вреда.

Однако законодательство в целом не предусматривает порядка обязательного использования полученных компенсационных средств на восстановление нарушенных природ­ных условий, поэтому нередко денежная компенсация, как для госу­дарства (как собственника большинства природных объектов), так и для других потерпевших, становится частью их дохода без каких-либо обязательств. Тем более природа способна к самовосстановлению, либо восстановление технически невозможно (очистка атмосферного воздуха).

Определение денежного размера причиненного вреда является од­ним из сложных элементов процедуры компенсации. Сложность со­стоит в том, что природные объекты не имеют заранее фиксированной цены. Поэтому используются два способа оценки причиненного вреда:

— исходя из понесенных фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ. Фактические затраты рассчитываются путем калькуляции, т. е. путем сложения стоимости работ по восстановле­нию нарушенных природных условий.;

— в соответствии с таксами и методиками ис­числения размера вреда окружающей среде. Этот способ состоит в том, что в виде стандарта определяется сумма, которую причинитель вреда обязан уплатить за каждую единицу незаконно использованного, поврежденного природного объекта или добыто­го природного ресурса.

Таксовый способ расчета причиненного вреда используется только при отсутствии возможности расчета фактических затрат на восста­новление нарушенных природных условий. Но на практике таксы и методики имеют приоритет по отношению к исчислению вреда по фактическим затратам, т.е. если таксы и методики установлены, то размер компенсации будет исчисляться именно по ним, а не по фактическим затратам, хотя альтернатива предъяв­ления требования в суд об исчислении вреда по фактическим затратам остается.

Таксы и методики установлены такими нормативными правовыми актами, как постановление Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нару­шения лесного законодательства», приказ Минприроды РФ от 8 де­кабря 2011 г. № 948 «Об утверждении Методики исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам», приказ Росрыболовства от 25 ноября 2011 г. № 1166 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам» и другими.

Возмещению подлежит только причиненный в результате право­нарушении вред. Неотвратимая угроза причинения экологического вреда не является основанием для возмещения предполагаемого вреда. В данном случае опасность причинения вреда в будущем мо­жет явиться основанием к иску о приостановлении, временном запрете или прекращении деятельности, создающей такую опасность.

В российском гражданском и экологическом законодательстве закреплен принцип возмещения экологического вреда в полном объ­еме, т. е. обязанность причинителя вреда компенсировать все расходы и убытки, которые несет потерпевший в связи с повреждением либо уничтожением принадлежащего ему природного объекта на праве соб­ственности либо пользования. Компенсация расходов и убытков про­изводится из собственных средств, а также за счет страховых фондов, в том числе фондов обязательного страхования.

При причинении вреда здоровью применяется ст. 1085 ГК РФ, пред­усматривающая, что возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья (например, расходы на лечение, приобретение лекарств, посторонний уход и др.).

Особенная часть

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9601 —

| 7570 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники


  1. Винавер М. М. Очерки об адвокатуре; Ленанд — М., 2016. — 224 c.

  2. Королев, А. Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» / А.Н. Королев, О.В. Плешакова. — М.: Деловой двор, 2009. — 160 c.

  3. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.
  4. ред. Славин, М.М. Становление судебной власти в обновляющейся России; М.: Институт государства и права РАН, 2013. — 880 c.
  5. Новое в судебном законодательстве Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 128 c.
Размер возмещения вреда причиненного окружающей среде. возмещение вреда, причиненного окружающей сре
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here