Расчет на время прохождения военных сборов. как компенсировать расходы на военные сборы. военные сбо

Работник на военных сборах

(«ЭЖ-Юрист», 2014, N 18)

РАБОТНИК НА ВОЕННЫХ СБОРАХ

Вадим Егоров, юрист, г. Москва.

Нет-нет да и случается, что наших граждан военкоматы призывают на военные сборы. Оказывается, что между различными ведомствами и юридическими лицами нет единодушия по поводу того, как должны проходить эти мероприятия и, самое главное, кто за все это должен платить.

На нет суд есть

Как-то так получается иногда, что у военкоматов военные сборы идут в соответствии с планом, а вот бюджетные средства, выделенные на выплату компенсации расходов работодателям, к этому времени оказываются уже истраченными. В этой ситуации комиссариаты заявляют, что взять им денег неоткуда.

Однако арбитражные суды так не считают. Невозможность выплаты денежных средств по данной статье расходов федерального бюджета не означает того, что понесенные работодателем расходы не должны быть компенсированы. Хотя сложившаяся ситуация делает невозможным удовлетворение исковых требований за счет комиссариата, иск должен быть удовлетворен в субсидиарном порядке за счет Российской Федерации в лице Минфина России (Постановление ФАС СКО от 13.09.2010 N А53-17294/2009).

В случае, когда у военкомата деньги есть, некоторые комиссары считают, что возместить работодателю достаточно только средний заработок без страховых взносов.

Однако суды установили: в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются.

Кроме того, выплата работодателем своим работникам в рамках трудовых отношений среднего заработка, являющегося объектом обложения страховыми взносами, уплата страховых взносов, начисленных на сумму среднего заработка, в соответствующие фонды в силу подп. 5 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, порождают у комиссариата обязанность компенсировать соответствующие расходы (Постановления ФАС ДО от 09.06.2012 N Ф03-2011/2012, ФАС СЗО от 09.11.2012 N А26-493/2012).

Календарные или рабочие?

Запутанным оказался и расчет среднего заработка призванных на военные сборы работников.

Дело в том, что работодатели руководствуются Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922, согласно которому расчет среднего заработка производится в рабочих днях. В справках же военкомата указывается период прохождения сборов в календарных днях — от и до.

[2]

Арбитражный суд Смоленской области в решении от 31.03.2009 N А62-6208/2008 согласился с вариантом расчета, предложенным военкоматом, согласно которому суммы заработной платы, фактически начисленные за 12-месячный расчетный период, следует разделить на количество фактически отработанных в этот период дней, а полученную величину умножить на количество рабочих дней по графику работы, пропущенных в связи с прохождением военных сборов.

Что же касается нахождения работника на военных сборах в нерабочие дни, то он, как призванный, получает за это время довольствие от Министерства обороны РФ в соответствии с его должностью и воинским званием.

С другой стороны, Арбитражный суд Волгоградской области в решении от 09.06.2009 N А12-5538/2009, наоборот, посчитал обоснованным начисление работнику среднего заработка за выходные дни. Судьи решили, что, поскольку согласно справке, выданной командиром войсковой части, в период прохождения военных сборов работнику выходные не предоставлялись, они тоже должны быть оплачены.

Воинский долг платежом красен

Чтобы избежать волокиты, связанной с возмещением денег от военкоматов, один банк поступил, на его взгляд, проще. Когда сотрудник П. подал заявление о предоставлении отпуска для прохождения военных сборов, банк предоставил ему отпуск без сохранения заработной платы.

П. обратился с иском к банку с требованием выплатить ему средний заработок за этот период.

[3]

В суде представитель банка заявил, что П. на период сборов подал заявление на отпуск за свой счет.

Однако суд установил, что согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

Московский городской суд в Апелляционном определении от 12.09.2013 N 11-29136 решил, что освобождение работника от работы на время прохождения военных сборов предусмотрено законом и не ставится в зависимость от способа оформления такого освобождения работодателем. Кроме того, оформление работодателем приказа о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы само по себе не освобождает его от выплаты среднего заработка за период пребывания работника на военных сборах, поскольку право на сохранение среднего заработка в указанный период гарантировано законодательством.

Довод банка о том, что П. проходил учебные сборы, а не военные, суд признал ошибочным.

В силу п. 5 ст. 20 Закона N 53-ФЗ граждане мужского пола, обучающиеся по программам подготовки офицеров запаса, проходят учебные сборы или стажировки, предусмотренные программами подготовки офицеров запаса. Указанные учебные сборы или стажировки приравниваются к военным сборам.

Кроме того, прохождение истцом военных сборов подтверждается отметкой в удостоверении гражданина, подлежащего призыву на военную службу

В завершение суд напомнил банку, что п. 8 Положения о проведении военных сборов, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333, возлагает на военные комиссариаты функции по компенсации расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

Иск П. был удовлетворен.

В армии вредных условий нет

С неожиданной проблемой столкнулся работник Б. при оформлении досрочной пенсии. Он обнаружил, что ПФР не включил ему в льготный стаж периоды призыва на военные сборы еще в 80-е годы прошлого века общей продолжительностью шесть месяцев 10 дней. Из-за этого в назначении пенсии ему было отказано.

Новосибирский областной суд в Апелляционном определении от 29.08.2013 N 33-6901/2013 согласился с действиями ПФР, поскольку в период сборов Б. не был занят полный рабочий день на работах, которые дают право на получение льготной пенсии. В соответствии с Постановлением Правительства от 11.07.2002 N 516 периоды нахождения на военных сборах не поименованы в качестве периодов, подлежащих зачету в льготный стаж.

Однако Санкт-Петербургский городской суд в аналогичной ситуации принял иное решение. Он обратил внимание на то, что в силу п. 109 Положения о порядке назначения и выплате государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 N 590, действовавшего в период работы гражданина Б. и в период нахождения его на военных учебных сборах, при назначении на льготных условиях пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подп. «а» и «б» п. 16), период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее в период прохождения Б. службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения.

В силу положений ст. 72 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» за рабочими, призванными на сборы, сохранялась за время сборов занимаемая должность и выплачивался средний заработок.

Действующий в настоящее время Закон N 53-ФЗ также включает призыв на военные сборы в воинскую обязанность гражданина (ст. 1), а граждане, участвующие в военных сборах, считаются исполняющими обязанности военной службы (ст. 37).

Читайте так же:  Понятие и формы хищения в ук рф. виды хищения

Согласно п. п. 27, 29 Постановления Правительства РФ от 29.05.2006 N 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» на граждан, призванных на военные сборы, распространяется статус военнослужащих в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ в области обороны. Время прохождения военных сборов засчитывается в общую продолжительность военной службы гражданина, о чем в установленном порядке делаются соответствующие записи в документах воинского учета.

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии оснований для включения спорного периода прохождения Б. военных сборов в его специальный стаж и для назначения досрочной пенсии (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 23.05.2013 N 33-7480/2013).

Кто поймает уклонистов?

При вышеперечисленных обстоятельствах самый простой способ избежать всех проблем с военными сборами — уклониться от них. Поэтому военкоматы не досчитываются призывников при организации призыва граждан на военную службу и военные сборы и обращаются к начальникам УВД с требованием установить местонахождение отсутствующих граждан и вручить им повестки.

На это одному из военкоматов был дан следующий ответ: на сотрудников полиции в силу Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» не возложена обязанность по производству розыска, задержанию граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов.

Военкомат обжаловал отказ в суде, который установил, что в соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 31 Закона N 53-ФЗ в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Довод о неправомерности ссылки на Инструкцию «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утв. Приказом Министра обороны РФ N 366, МВД России N 789, ФМС России N 197 от 10.09.2007, ввиду того, что указанная Инструкция разработана в соответствии с Законом РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», утратившим силу с 01.03.2011, суд признал несостоятельным, поскольку Инструкция силу не утратила. Изменения в Закон N 53 в связи с принятием Закона «О полиции» не вносились.

На этом основании Красноярский краевой суд Апелляционным определением от 20.01.2014 N 33-459/2014 признал отказ полиции незаконным и необоснованным, препятствующим выполнению государственной задачи по призыву граждан на военную службу.

Выплаты работнику во время военных сборов: вопросы налогообложения и обложения страховыми взносами

Жигачев Александр Викторович, кандидат юридических наук, налоговый юрист, г. Саратов

Работника организации призвали на военные сборы. За время прохождения военных сборов организация выплачивает работнику средний заработок. Расходы организации, связанные с выплатой работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, компенсируются организации за счет бюджета.

Предположим, организация-работодатель применяет общую систему налогообложения (ОСН).

Какие налоговые последствия влекут указанные операции (налог на прибыль, НДС, НДФЛ)? Подлежит ли обложению выплачиваемый работнику за время прохождения военных сборов средний заработок страховыми взносами?

Рассмотрим эти вопросы.

Из п. 1 ст. 1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – «Закон № 53-ФЗ») следует, что призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе являются частью воинской обязанности граждан Российской Федерации.

Граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе (п. 1 ст. 54 Закона № 53-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы.

В свою очередь ст. 170 ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно пп. 2 п. 2, п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)) в рассматриваемой ситуации организации за счет средств федерального бюджета компенсируются, в том числе, расходы по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда).

Далее рассмотрим налоговые последствия указанных выплат и компенсаций, а также обязанности по обложению страховыми взносами.

Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды

Применительно к отношениям «работодатель-работник» объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу работников в рамках трудовых отношений (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 419, пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).

Несмотря на то, что в рассматриваемом случае средний заработок выплачивается работнику не собственно за выполнение трудовых обязанностей, а в качестве гарантированной законом сохраняемой за период прохождения военных сборов выплаты, тем не менее, нельзя отрицать, что этот средний заработок выплачивается именно в рамках трудовых отношений. А это уже по общему правилу достаточный признак для признания таких выплат объектом обложения страховыми взносами.

В числе необлагаемых страховыми взносами сумм (ст. 422 НК РФ) рассматриваемые выплаты не названы.

Соответственно, выплачиваемый работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается страховыми взносами в общем порядке.

Данная позиция закреплена, например, в Письмах Минфина России от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 № 784-19, совместном Письме ПФ РФ № НП-30-26/9660, ФСС РФ № 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 31.01.2014 № А29-7650/2012, ФАС Западно-Сибирского округа от 16.05.2014 № А27-5956/2013, ФАС Поволжского округа от 12.11.2013 № А12-5954/2013, Определениях Высшего Арбитражного Суда РФ от 05.12.2014 № 308-КГ14-4613, от 11.11.2014 № 309-КГ14-2149, от 30.06.2014 № ВАС-5692/14, от 31.03.2014 № ВАС-3879/14 (несмотря на то, что указанные разъяснения ведомств и судебные решения относятся к периоду действия Федерального закона № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», полагаем, содержащиеся в них выводы актуальны и в настоящее время, поскольку действующие нормы НК РФ предусматривают аналогичное регулирование обложения страховыми взносами).

Тождественная аргументация и следующий из нее вывод полностью применимы и к взносам на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (см.: ст.ст. 20.1 и 20.2 Федерального закона № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 № 14-03-11/08-13985, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.01.2015 № Ф06-18965/2013 по делу № А12-23499/2014).

Но, обратим внимание, суммы страховых взносов на сохраняемый работнику средний заработок компенсируются работодателю за счет средств федерального бюджета (пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704 (ред. от 16.01.2017)).

Выплачиваемый организацией работнику средний заработок за время прохождения военных сборов облагается НДФЛ в общем порядке (согласно п. 29 ст. 217 НК РФ не облагаются НДФЛ доходы лиц, призванных на военные сборы, в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту службы, либо по месту прохождения военных сборов; но средний заработок за время прохождения военных сборов в числе необлагаемых доходов не назван). Эта позиция подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13.

Читайте так же:  Стандартная форма доверенности на получение тмц. доверенность на получение товарно материальных ценн

Таким образом, в рассматриваемом случае у организации возникают соответствующие обязанности налогового агента по НДФЛ (ст. 226 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 6 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда для целей исчисления налога на прибыль организаций относится, в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

Поскольку военные сборы являются государственной обязанностью гражданина Российской Федерации, организация вправе учесть в составе расходов при исчислении налога на прибыль сумму начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов.

Суммы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в отношении начисленного работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов) подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1, пп. 45 п.1 ст. 264 НК РФ).

В свою очередь, денежные средства, полученные организацией в качестве компенсации расходов по выплате работнику среднего заработка за время прохождения военных сборов, в целях исчисления налога на прибыль относятся к внереализационным доходам (в числе не учитываемых при определении налоговой базы доходов указанные компенсации в ст. 251 НК РФ не поименованы). Это подтверждается, например, в Письме Минфина РФ от 11.11.2011 № 03-03-06/2/170.

В рассматриваемом случае не происходит реализации товаров (работ, услуг), никакие имущественные права не передаются, в связи с чем определенный в ст. 146 НК РФ объект налогообложения по НДС не возникает. Денежные средства, перечисляемые организации, являются компенсацией расходов на выплату среднего заработка работнику (но не оплатой товаров, работ, услуг, имущественных прав), поэтому НДС не облагаются.

Расходы, связанные с начислением среднего заработка, за период нахождения на военных сборах

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу учета расходов на уплату страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, начисляемых на суммы среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, для целей налогообложения прибыли организаций сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон № 53-ФЗ) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает, в том числе призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона № 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (далее — воинская часть), оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Пунктом 7 статьи 1 Закона № 53-ФЗ установлено, что компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением Закона № 53-ФЗ, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ.

Статьей 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, не поименован в статье 9 Закона № 212-ФЗ, где указан перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, следовательно, указанный средний заработок подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Компенсация данных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ и Федеральной службе безопасности РФ.

Согласно пункту 4 вышеуказанных Правил выплата компенсации осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату, органу федеральной службы безопасности.

Пунктом 5 вышеуказанных Правил установлено, что выплата компенсации осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации — заверенные в установленном порядке копии таких документов.

Согласно пункту 6 статьи 255 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) к расходам на оплату труда относятся в частности, сумма начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на обязательное пенсионное страхование, в Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные как с начислением среднего заработка, выплачиваемого работникам за период нахождения их на военных сборах, так и с уплатой страховых взносов, начисленных на вышеуказанный средний заработок, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций. В случае компенсации за счет средств бюджета указанных расходов полученные средства подлежат учету во внереализационных доходах налогоплательщика.

Расходы, связанные с начислением среднего заработка, за период нахождения на военных сборах

В налоговом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие вопрос признания в расходах суммы оплаты среднего заработка работнику за время военных сборов.

Минфин России в очередной раз подтвердил, что расходы на оплату среднего заработка работникам за время военных сборов учитываются в расходах работодателя.

Призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе является воинской обязанностью согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» .

На время прохождения военных сборов за работником сохраняется место постоянной работы и выплачивается средний заработок (п. 2 ст. 6 Закона № 53-ФЗ).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами установлен в статье 9 Закона № 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения сотрудника на военных сборах, в указанном перечне не поименован, следовательно, на средний заработок за время военных сборов следует начислить страховые взносы.

Читайте так же:  Как остановить беспредел жалоба на соседа образец написания. как написать заявление участковому на с

Налог на прибыль

Расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда по месту постоянной работы компенсируются на основании сведений о фактических расходах. Для подтверждения расходов организации представляют копии документов, заверенные в установленном порядке, а также банковские реквизиты счетов для перечисления компенсации.

По мнению финансового министерства, сумма среднего заработка, выплачиваемого работникам за время военных сборов, и сумма начисленных страховых взносов признаются расходами в целях налогообложения прибыли согласно пункту 6 статьи 255, подпункту 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ, соответственно.

Суммы компенсации рассматриваемых расходов из бюджета следует включить во внереализационные доходы.

Мнение судебных инстанций

Суды считают, что рассматриваемые выплаты не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей и не являются расходами на оплату труда и не учитываются при исчислении ЕСН (см. постановления ФАС Уральского округа от 22.11.2006 № Ф09-10453/06-С2 по делу № А07-11384/06 (определением ВАС РФ от 12.02.2007 № 522/07 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), постановление ФАС Уральского округа от 15.06.2005 № Ф09-2472/05-С2 по делу № А47-9272/04)). Такой вывод суды объясняют тем, что средний заработок, выплачиваемый работнику на время прохождения военных сборов, производится за счет средств бюджета и потому не признается расходом работодателя согласно пункту 6 статьи 255 НК РФ. Если следовать логике судей, то оснований для начисления страховых взносов с указанных сумм отсутствуют.

Расчет среднего заработка

При расчете среднего заработка нужно руководствоваться статьей 39 Трудового кодекса РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы» (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно). Согласно п. 5 Порядка исчисления среднего заработка из расчетного периода исключается время, когда за работником сохранялся средний заработок в соответствии с трудовым законодательством.

Согласно пункту 9 Порядка средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные в расчетном периоде дни (включая премии и вознаграждения, учитываемые согласно пункту 15 Порядка) на количество фактически отработанных в этот период дней.

Если у работника отсутствует начисленная заработная плата или отработанные за расчетный период дни, до начала расчетного периода и до наступления случая, с которым связано сохранение среднего заработка, то применяется пункт 8 Порядка.

Итак, компенсация рассчитывается как средний дневной заработок, умноженный на количество рабочих дней, приходящихся на время прохождения военных сборов.

Суммы среднего заработка, выплачиваемые работникам по месту постоянной работы во время призыва на военные сборы облагаются НДФЛ.

В письме от 10.11.2009 № 03-04-05-02/13 финансовое министерство разъясняет, что согласно пункту 29 статьи 217 НК РФ от НДФЛ освобождены доходы лиц, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов. Суммы среднего заработка, выплачиваемые по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, в указанном перечне не перечислены.

Средний заработок, выплачиваемый работникам по месту постоянной работы на время призыва на военные сборы, является компенсационной выплатой, установленной законодательством и подлежит возмещению организации. Таким образом, у организации есть уверенность, что после получения от военкомата компенсации у нее не будет уменьшения экономических выгод. Следовательно, не выполняется одно из основных условий признания расходов в бухгалтерском учете (подп. 2, 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н).

Начисление компенсационной выплаты может отражаться по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и по кредиту счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н). Начисление страховых взносов отражается записью по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» в корреспонденции со счетами учета затрат.

Если организация не признает в бухгалтерском учете доходы и расходы по рассматриваемым операциям, то у организации возникают постоянные разницы и соответствующие им постоянное налоговое обязательство (ПНО) и постоянный налоговый актив (ПНА) (подп. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н).

Руководствуясь принципом рациональности ведения бухгалтерского учета, организация может не отражать указанные ПР, ПНО и ПНА, если они возникли в одном отчетном периоде, поскольку различий между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью не возникает (п. 6 ПБУ 1/2008).

Рассмотрим на конкретном примере отражение в бухгалтерском учете

Работнику начислена компенсация за время нахождения на военных сборах в сумме 5000 рублей.

Дебет 76 Кредит 73

— 5000 руб. — начислена компенсационная выплата работнику, призванного на военные сборы;

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 69

— 1700 руб. (5000 руб. х 34 %) — начислены страховые взносы на сумму компенсации;

Дебет 73 Кредит 68

— 450 руб. (5000 х 13%) — удержан НДФЛ с суммы выплаты;

Дебет 73 Кредит 51

— 4550 руб. (5000 — 450) — выплачены денежные средства работнику;

Дебет 51 Кредит 76

— 5000 руб. — получены денежные средства от военкомата.

Сотрудника вызывают на военные сборы. Что делать кадровику

Кого и на сколько могут отвлечь от работы

Присутствие на военных сборах — обязанность гражданина. На этот период за ним сохраняется место работы (учебы), а также средний заработок (стипендия) ( ст. 170 ТК РФ ). Поэтому кадровики должны заранее знать, кого из сотрудников, возможно, придется отпустить и на сколько.

По Федеральному закону от 28.03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», военнообязанные граждане, пребывающие в запасе, должны появляться на военных сборах один раз в три года. Причем речь идет о тех, кто окончил военную кафедру, и о тех, кто проходил реальную службу. Существуют и возрастные ограничения — младших по званию (солдат, матросов) призывают на сборы до 35 лет, а полковников и высших офицеров запаса — до 65-70 лет.

Так что в комиссариат могут вызвать любого сотрудника мужского пола. Что касается длительности отсутствия на работе, то военные сборы продолжаются не более 2 месяцев. Максимальная продолжительность подготовки за весь период нахождения в запасе — 12 месяцев.

Военные сборы: как оформить на работе

После издания президентом указа о проведении военных сборов комиссариаты определяют, когда именно будут проходить учения и кто в них участвует. Составляются повестки, в которых указывают дату начала и окончания сборов, а также причину, по которой надо явиться.

Уведомления гражданам могут вручать лично либо через работодателя. В первом случае работник приносит повестку и извещение в отдел кадров, а во втором — сам работодатель обязан проинформировать сотрудника о необходимости пойти в комиссариат. Извещение при этом остается в организации.

По словам заместителя генерального директора компании «Кадис Плюс» Елены Ноздрюхиной, именно этот документ является основой для дальнейших действий кадровика.

— Если кто-то из ваших сотрудников принес в организацию извещение о призыве на военные сборы, то порядок действий работодателя таков:

  1. Издаем приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы (в соответствии со ст. 170 ТК РФ) и выплате ему среднего заработка за этот период (на основании п. 2 ст. 6 закона № 53-ФЗ).
  2. В табеле рабочего времени фиксируем период сборов как невыходы на время исполнения государственных обязанностей согласно законодательству РФ, т. е. проставляем буквенный код «Г» или цифровой код «23» (или выбираем в программе нужную строку).

Обращаю внимание, что оплата военных сборов работнику (2019) в связи с его пребыванием на военных сборах компенсируются из бюджета РФ. Для этого нужно подготовить и отправить в военкомат следующие документы:

  • письмо на бланке организации, в котором указывается сумма возмещения с разбивкой на суммы среднего заработка и страховых взносов, а также банковские реквизиты для перечисления средств;
  • справку, подтверждающую выплату среднего заработка, а также начисление и уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
  • копии извещения о призыве работника на военные сборы и справки из военкомата о прохождении сборов.

Военные сборы: оформление приказа на работе

Если объявляют призыв на военные сборы, приказ на работе нужно подготовить сразу же после получения повестки из комиссариата. В нем надо обязательно уточнить, кто и в течение какого срока будет отсутствовать, кто будет его замещать, если это необходимо. Основанием для приказа служит извещение или повестка.

Читайте так же:  Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. об утвержден

Образец приказа в формате .docx

Можно ли не отпустить сотрудника

Законодательством установлена ответственность за отсутствие на военных сборах. Работодателя могут наказать за то, что он не оповестил сотрудника о необходимости появиться в комиссариате. Штраф по статье 21.2 КоАП РФ в этом случае составляет от 500 до 1000 рублей. Кроме того, за неявку в военкомат без уважительных причин самого работника могут оштрафовать по статье 21.5 КоАП РФ на 100-500 рублей.

Не явиться можно только в исключительных случаях, например, если человек заболел или его родственники в тяжелом состоянии. Сложности на работе к уважительным причинам неявки в комиссариат не относятся, поэтому кадровикам проще отпустить работника и найти ему замену, чем потом разбираться с новыми проблемами.

Отправляем работника на военные сборы

«Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение», 2011, N 7

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон N 53-ФЗ) граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки к военной службе. Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента РФ. О том, какие обязанности возникают у бюджетного учреждения, в случае если работник принес повестку на военные сборы, мы поговорим в данной статье.

Что такое военные сборы?

Согласно п. 1.1 ст. 54 Федерального закона N 53-ФЗ и п. 4 Положения о проведении военных сборов военные сборы подразделяются на:

  • учебные сборы;
  • сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов.

Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.05.2006 N 333.

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны или иным Федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, причем их продолжительность не может превышать двух месяцев. Периодичность призыва граждан на учебные сборы — не чаще одного раза в три года.

Началом военных сборов считается (п. 5 Положения о проведении военных сборов):

  • для гражданина, который призван на военные сборы и доставка которого к месту проведения военных сборов осуществляется в день отправки из военного комиссариата (пункта сбора), — день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;
  • для гражданина, который призван на военные сборы и доставка (прибытие) которого к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем отправки из военного комиссариата (пункта сбора), — день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Окончанием военных сборов считается:

  • для гражданина, который призван на военные сборы и доставка которого в военный комиссариат осуществляется в день отправки из места проведения военного сбора, — день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;
  • для гражданина, который призван на военные сборы и доставка (прибытие) которого в военный комиссариат осуществляется в дни, последующие за днем отправки из места проведения военного сбора, — день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Решение о призыве гражданина на военные сборы оформляется приказом военного комиссара (п. 12 Положения о проведении военных сборов). Оповещение граждан о призыве на учебные сборы осуществляется заблаговременно. Гражданам, отобранным для прохождения учебных сборов, не позднее чем за 10 дней до их начала вручаются повестки по форме согласно Приложению 1 к Положению о проведении военных сборов. Составной частью указанной повестки является извещение руководителя учреждения о призыве работника на военные сборы.

Обратите внимание! Неоповещение руководителем или другим должностным лицом организации, а равно должностным лицом органа местного самоуправления, ответственным за военно-учетную работу, граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).

Кто не подлежит призыву на военные сборы?

В соответствии со ст. 55 Федерального закона N 53-ФЗ не подлежат призыву на военные сборы, в частности:

Гарантии работнику, призванному на сборы

Работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (ст. 170 ТК РФ). Основанием для освобождения работника от работы является извещение руководителя организации, форма которого приведена в Приложении 1 к Положению о проведении военных сборов. На основании указанного извещения оформляется приказ об освобождении работника от работы.

Обратите внимание! При заполнении табеля учета рабочего времени и расчета оплаты труда, форма которого приведена в Постановлении Госкомстата России N 1 , в графах «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» за каждый день нахождения работника на военных сборах проставляется буквенный код «Г» или цифровой код 23 — «Невыходы на время исполнения государственных или общественных обязанностей согласно законодательству».

Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».

Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона N 53-ФЗ граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы. Им выплачиваются также оклад по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, корабля, учреждения, организации Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов, оклад по воинскому званию и возмещаются командировочные расходы за время нахождения в пути.

Таким образом, на время нахождения работника на военных сборах за ним сохраняется место работы, а также средний заработок. Кроме того, если на период проведения военных сборов попадает ежегодный отпуск работника, то работодатель по нормам ст. 124 ТК РФ должен продлить или перенести его на другой срок, определяемый с учетом пожеланий работника.

Выплата среднего заработка должна производиться по окончании военных сборов на основании справки о прохождении военного сбора (ее форма приведена в Приложении 2 к Положению о проведении военных сборов).

Читайте так же:  Как получить выписку из налоговой через интернет. выписка из егрюл срочно с доставкой. госпошлина за

Порядок расчета среднего заработка работника за время нахождения на военных сборах установлен ст. 139 ТК РФ с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы».

Компенсируем произведенные расходы

Пунктом 7 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ предусмотрено, что расходы, понесенные организациями и физическими лицами в связи с исполнением данного Закона, являются расходным обязательством РФ и компенсируются в порядке, определяемом Правительством РФ. Указанный порядок содержится в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704 (далее — Правила компенсации расходов).

Согласно п. 2 Правил компенсации расходов организации могут компенсировать выплаченный работнику средний заработок за период прохождения им военных сборов с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.

Компенсация произведенных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны и ФСБ.

В соответствии с п. 5 Правил компенсации расходов выплата компенсации осуществляется на основании представляемых сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов учреждению необходимо направить в военный комиссариат, осуществлявший призыв работника, письмо на официальном бланке учреждения, подписанное руководителем учреждения и скрепленное печатью, с просьбой о компенсации произведенных расходов. К письму необходимо приложить копии заверенных в установленном порядке документов, подтверждающих произведенные расходы. К указанным документам относятся:

  • копия справки о прохождении военного сбора (по форме, приведенной в Приложении 2 к Положению о проведении военных сборов);
  • копия приказа об освобождении работника от работы на период прохождения военных сборов;
  • выписка (копия) из табеля учета рабочего времени по форме N Т-12 или N Т-13 (приведены в Постановлении Госкомстата России N 1);
  • расчет среднего заработка;
  • копия платежной ведомости или расходного кассового ордера;
  • расчет страховых взносов на сумму среднего заработка;
  • копии платежных документов, подтверждающих перечисление страховых взносов.

Страховые взносы

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в ПФР на обязательное пенсионное страхование, в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в ФФОМС и ТФОМС на обязательное медицинское страхование, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Федеральный закон N 212-ФЗ).

В редакции, действующей с 01.01.2011, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Кроме того, объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).

Отметим, что до 01.01.2011 взносы начислялись на «выплаты и иные вознаграждения по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам».

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ.

Учитывая вышеизложенное, суммы среднего заработка, выплаченные работнику за время нахождения его на военных сборах, начиная с 01.01.2011 подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ как выплаты, производимые работникам в рамках трудовых отношений. Указанный вывод подтверждается Письмом Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19 «О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на выплаты в пользу работников».

Необходимо отметить, что до изменения формулировок Федерального закона N 212-ФЗ позиция Минздравсоцразвития России была противоположной (Письма от 27.05.2010 N 1354-19, от 19.05.2010 N 1239-19).

В соответствии со ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной форме или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно п. 29 ст. 217 НК РФ освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц доходы граждан, призванных на военные сборы, только в виде денежного довольствия, суточных и других сумм, получаемых по месту прохождения военных сборов.

Таким образом, суммы среднего заработка, выплаченные работникам по месту постоянной работы за время призыва на военные сборы, подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Налог на прибыль

В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В частности, к указанным расходам относятся суммы начисленного работникам среднего заработка, сохраняемого на время выполнения ими государственных и (или) общественных обязанностей и в других случаях, предусмотренных ТК РФ (п. 6 ст. 255 НК РФ).

Как мы отмечали выше, учреждение может компенсировать произведенные расходы за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны и ФСБ.

Полученная учреждением из бюджета компенсация за выплату среднего заработка работнику относится к доходам, увеличивающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций, поскольку такие выплаты не поименованы в составе доходов, исключаемых из налоговой базы по налогу на прибыль на основании ст. 251 НК РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Учитывая изложенное, полученные из федерального бюджета денежные средства на компенсацию расходов, связанных с реализацией Федерального закона N 53-ФЗ, учитываются в составе доходов, а начисленный работникам средний заработок за время нахождениями ими на военных сборах — в составе расходов в целях налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 21.07.2010 N 03-03-06/1/473).

Источники


  1. Общая теория государства и права. Учебное пособие. — М.: Книжный дом, 2006. — 320 c.

  2. Краткий курс по теории государства и права. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. — 140 c.

  3. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  4. ред. Грязнова, А.Г.; Федотова, М.А. и др. Оценка недвижимости; М.: Финансы и статистика, 2013. — 496 c.
  5. Краткий курс по теории государства и права. Учебное пособие. — М.: Окей-книга, Рипол Классик, 2016. — 144 c.
Расчет на время прохождения военных сборов. как компенсировать расходы на военные сборы. военные сбо
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here