Ранее учтенный земельный участок и снятие его с учета. что такое ранее учтенный земельный участок

Ранее учтенный земельный участок и снятие его с учета. Что такое ранее учтенный земельный участок

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 февраля 2017 г. N ОГ-Д23-1484 «Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости; относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН)»

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) совместно с Росреестром рассмотрел обращение и, учитывая, что в обращении отсутствует информация, позволяющая идентифицировать объекты недвижимого имущества, сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

Относительно ранее учтенных объектов недвижимости, сведения о которых были внесены в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до 1 января 2017 г. С 1 января 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (далее также — кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (далее также — реестр прав на недвижимость) (часть 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ).

С 1 января 2017 г. сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (часть 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок).

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения:

о возникших до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН) до вступления в силу Закона N 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость;

об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона N 218-ФЗ.

Исходя из описываемой заявителем ситуации, с учетом изложенного, сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, — в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН). Земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 года в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях (часть 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ).

Порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такие земельные участки или в реестре прав на недвижимость записей о правах (ограничениях прав) на такие земельные участки установлен пунктом 181 Порядка в зависимости от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРП сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Обзор документа

С 1 января 2017 г. вступил в силу Закон о государственной регистрации недвижимости. Единый госреестр прав на недвижимое имущество (далее — ЕГРН) состоит в том числе из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости) и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимости.

С 1 января 2017 г. данные Единого госреестра прав на недвижимость (далее — ЕГРП) и информация ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требуют дополнительного подтверждения.

Согласно рассматриваемой ситуации сведения о правах считаются внесенными в ГКН и, соответственно, в ЕГРН. Таким образом, основания для снятия с учета земельного участка отсутствуют.

Относительно снятия с учета участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г. и права на которые не зарегистрированы в ЕГРП (ЕГРН), разъяснено следующее.

Участки, учтенные до 1 марта 2008 г. в установленном порядке, снимаются с государственного кадастрового учета в случае отсутствия в ЕГРН сведений об их правообладателях.

Порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

Как снять с кадастрового учета земельный участок

Кадастровый учет – это систематизация и накопление сведений об объектах недвижимости. Вся недвижимость России учтена в Государственном кадастре недвижимости (ГКН). Всеми работами по ГКН ведает Росреестр и подведомственное ему учреждение – Кадастровая палата.

  • уничтожение недвижимости (например, сгорела);
  • объединение коммунальной квартиры (с учета снимаются комнаты, которые будут объединены в одну квартиру);
  • объединение нескольких земельных участков в один (снимаются с учета земельные участки, которые будут объединены в один);
  • разделение большого участка земли на несколько участков (снимается с учета большой участок);
  • объединение нескольких зданий в одно (с учета снимаются здания, которые объединяют);
  • разделение одного здания на несколько (с учета снимается здание, которое разделяют на несколько).
Читайте так же:  Заявление на пропуск на территорию предприятия. образец заявки на оформление пропуска на объекты. пр

Что нужно сделать, чтобы поставить ранее учтенный земельный участок на кадастровый учет

Границы земельных наделов, учтенных «по-старому», не имеют четких параметров. На учет в кадастре по новым правилам они не поставлены, так как ГКН образовался лишь в 2007 году. Поэтому в Госкадастре содержатся только примерные данные по таким земельным объектам, взятые из каких-то старых записей, архивов.

  1. Если земельный надел был ранее учтен, то при постановке его на кадастровый учет нет острой необходимости в проведении кадастровых работ, с целью уточнить его границы. Достаточно приложить имеющийся старый кадастровый план, даже с неуточненными границами, а кадастровые работы по уточнению провести позже.
  2. Росреестр может отказать заявителю в постановке на кадастровый учет земельного объекта, который был ранее уже учтен, по следующим основаниям: в Госкадастре специалисты не нашли никакой информации о месторасположении испрашиваемого участка; нет сведений о характерных точках, обозначающих его границы; пределы участка, который учтен позднее, пересекаются с границами надела, который заявитель хочет поставить на учет в данный момент.
  3. Если гражданин захочет снять ранее не учтенный надел с кадастрового учета, он сможет это сделать только через суд, потому что законодательные правила снятия с учета такой группы земель нигде не закреплены.

Снимаем участок с кадастрового учета или же вносим изменения в кадастр недвижимости

Следующий документа это документ, подтверждающий, что вы имеете право на то, чтобы требовать снятие участка с кадастрового учета. Это может свидетельство о праве собственности, завещание, в случае, если вы наследник или же доверенность от собственника которая была нотариально удостоверена.

Теоретики права посчитали, что снятие земельного участка с кадастрового учета не что иное, как установленная законом на государственном уровне особая процедура, которая носит первостепенный характер и ее результатам становится удаление всей информации о том или ином земельном участке из общих сведений реестра, который назван общегосударственным.

Снятие с учета ранее учтенного земельного участка

« Неясность формулировок, понятий, терминологии, а также пробельность закона могут являться основанием проверки его конституционности по жалобе гражданина… при условии, что это приводит в процессе правоприменения к такому толкованию норм, которое нарушает или может нарушить конкретные конституционные права »

К ранее учтенным земельным участкам относятся объекты недвижимости, которые прошли государственный кадастровый учет до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о государственном кадастре недвижимости) (до 1 марта 2008 г.) или в переходный период его применения (до 1 января 2013 г.) с учетом особенностей, предусмотренных ст.

Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка по заявлению и решению суда

  1. При реорганизации ЗУпровести межевание одного вновь возникшего путем слияния участка, или нескольких наделов появившихся в результате разделения предшествующего ЗУ.
  2. При гибели земель – пригласить кадастрового инженера для составления акта об уничтожении функциональных свойств ЗУ.

После того как был земельный участок снят с кадастрового учета, надел перестает функционировать в прежнем качестве, либо удостоверяется его гибель и утрата функциональных характеристик, не допускающая последующего применения земель по целевому назначению и извлечение из них прибыли.

Порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

В соответствии с частью 3 статьи 70 Закона о регистрации недвижимости, орган регистрации прав, согласно установленными правилами ведения ЕГРН, снимает с кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 года (статус сведений — «ранее учтенный»), в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют ( с учетом информации, которая содержалась до 01.01.2019 в государственном кадастре недвижимости и Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ).

С 1 января 2019 года отношения, возникающие на территории Российской Федерации в связи с государственным кадастровым учетом и регистрацией прав на недвижимое имущество, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». О порядке снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, в соответствии с новым законодательством, рассказывает заместитель начальника отдела нормализации баз данных Тюменского филиала Федеральной кадастровой палаты Ольга БОРИСЕНКО.

Порядок снятия земельного участка с кадастрового учета

  • полное прекращение физического существования конкретного земельного участка в силу осуществленных в отношении него трансформационных процедур, например, раздела, перераспределения, объединения и т.д.;
  • физическое прекращение существования земельного участка по причине его уничтожения ввиду техногенной или природной катастрофы, нанесшей непоправимый ущерб такому участку;
  • прекращение существования сведений временного характера об участке, если таковые сведения содержались в Едином государственном реестре недвижимости;
  • участок был ранее учтен в кадастровых базах, однако оформление права собственности на него так и не последовало;
  • на участок, поставленный на учет в пределах одного года, не было оформлено установленное обременение права собственности;
  • для снятия участка с кадастрового учета вынесено соответствующее решение суда по исковому заявлению собственника участка или уполномоченных органов муниципальной администрации или государственной власти.

В соответствии с положениями действующего законодательства снятие участка с кадастрового учета чаще всего осуществляется в тех случаях, когда участок прекращает полностью свое существование. К наиболее распространенным основаниям для осуществления такого мероприятия относятся:

Порядок снятия с кадастрового учета земельного участка

Но не всегда существует необходимость именно постановки на учет земельных участков, бывают ситуации, когда нужно совершить их снятие с государственного учета. Снять с учета земельный участок требуется, например, в случае расширения границ владения землей или при разделении земельной собственности.

Все данные о земельных участках хранятся и регистрируются в Государственном кадастре, который является единой системой учета. При прохождении процедуры регистрации каждого объекта недвижимости, ему присваивается собственный уникальный кадастровый номер. Этот номер не повторяется на всей территории России и обладает идентификатором, определяющим его территориальную принадлежность.

Читайте так же:  Как правильно заполнить акт выполненных работ. как правильно заполнить акт освидетельствования скрыт

Как снять земельный участок с кадастрового учета

Кадастровый учет – это внесение в государственный кадастр информации о земельном участке и его характеристиках Росреестром. Каждый такой участок имеет свой номер, а порядок его использования регулируется «Земельным кодексом» и законом № 221-ФЗ, принятым в 2001 году. Каждый номер уникален и указывает не только на сам участок, но и место его расположение, регион.

Снять участок с реестра можно в том случае, если отсутствуют зарегистрированные на него права у государства. Кроме того, снять разрешается только те земельные участки, которые носят временный характер. Участки, переданные в бессрочное пользование, с учета не снимаются.

Порядок снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков

4) документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на земельный участок либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой земельный участок в пользу заявителя (при учете части такого земельного участка, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в ГКН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой земельный участок) (нотариально засвидетельствованная копия или копия со штампом «подлинник предъявлен», проставленный при приеме документов при предъявлении подлинника.

Если по истечении одного года со дня завершения учета этой части объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация соответствующего ограничения (обременения) вещного права, такие сведения аннулируются и исключаются из ГКН. При этом ОКУ не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из ГКН, направляет в установленном порядке (порядок не установлен) заявителю или его представителю документы вместе с заявлением о кадастровом учете данного объекта недвижимости, по указанному в этом заявлении почтовому адресу.

Ранее учтённые земельные участки

Ранее учтённые земельные участки: особенности внесения сведений в ГКН И. Н. Иванеженкова, редактор газеты “Земельная газета”, г. Брянск В общении с регистрирующим органом мы сталкиваемся со спецификой языка регистраторов — терминологией, понимание которой вызывает у человека несведущего ряд затруднений. Так, нередко нам приходится иметь дело с так называемыми «ранее учтёнными земельными участками». На первый взгляд, смысл данного термина ясен: это участки, которые уже были зарегистрированы. Но когда, при каких условиях и что с ними происходит сейчас — об этом полезно знать. Термин «ранее учтённый земельный участок» появился и прочно вошел в наш обиход всего пять лет назад — с принятием Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее будем называть его кратко — Закон о кадастре). Зачем законодателям понадобилось вводить это понятие и каким образом это произошло? Итак, для начала обратимся к формулировке определения. Согласно статье 45 вышеупомянутого Закона о кадастре ранее учтёнными являются:

  1. земельные участки, зарегистрированные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу Закона о кадастре или в переходный период его применения;
  2. земельные участки, государственный кадастровый учёт или государственный учёт которых ещё не осуществлен на данный момент, но права на которые уже зарегистрированы и не прекращены и которым регистрирующим органов присвоены условные номера в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
  • свидетельство о праве собственности, праве пожизненно наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования на землю;
  • государственный акт, удостоверяющий право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей граждан, предприятий, учреждений, организаций или крестьянских (фермерских) хозяйств;
  • свидетельство на право собственности на землю, оформленного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»;
  • документ, содержащий решение о предоставлении земельного участка на определенном праве конкретному лицу, изданный уполномоченным органом (организацией) в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого документа на момент его издания;
  • выписка из похозяйственной книги, оформленной в соответствии с Приказом Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 года № 146 «Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок»;
  • договор аренды земельного участка, срок которого не истёк на момент обращения в орган кадастрового учёта;
  • иные документы, устанавливающие или подтверждающие право на земельный участок.

Согласно Закону о кадастре сведения о ранее учтённом земельном участке вносятся в государственный кадастр объектов недвижимости органом кадастрового учёта в срок не более чем 20 рабочих дней. А вот что касается снятия с учёта такого земельного участка, то следует отметить, что такая процедура законом не предусмотрена. Однако сведения о ранее учтённом земельном участке могут быть исключены из государственного кадастра недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда.

Ранее учтенный земельный участок

Понятие ранее учтенного земельного участка

На основании п. 1 ст. 130 ГК РФ земельные участки относятся к недвижимости.

Понятие «ранее учтенного земельного участка» следует из положений Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон о регистрации недвижимости).

Ранее учтенным считается земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие законодательства о государственном кадастре недвижимости, вследствие чего кадастровый учет осуществлен не был.

Согласно ч. 4 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством РФ порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в ЕГРН и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации прав), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Внесение сведений в Государственный кадастр недвижимости

На основании ч. 5 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости в случае отсутствия в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня получения им запросов или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в ЕГРН на основании:

Читайте так же:  Товары без обязательной сертификации. продукция, подлежащая обязательной сертификации. что подлежит

1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;

2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;

3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.

На основании ч. 7 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня включения в ЕГРН документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из ЕГРН об объекте недвижимости.

В соответствии с ч. 9 ст. 69 Закона о регистрации недвижимости сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Закона о регистрации прав и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в ЕГРН по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в ЕГРН сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

Согласно п. 28 Порядка, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 11.01.2011 N 1, основанием для включения в государственный кадастр недвижимости (ГКН) сведений о земельных участках, государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Законом о регистрации прав, является акт о включении в ГКН сведений о ранее учтенных земельных участках.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В Письме Минэкономразвития России от 20.04.2017 N Д23и-2207 разъяснено, что согласно Закону о регистрации недвижимости права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Закона о регистрации прав (объекты недвижимости, являющиеся ранее учтенными), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН, которая проводится по желанию их правообладателей. При этом Федеральным законом от 30.06.2006 N 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» органы государственной власти и органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по предоставлению земельных участков в границах соответствующих муниципальных образований, наделены правом на подачу в орган регистрации прав заявлений о государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» отсутствие в ЕГРН сведений о ранее учтенных земельных участках, в отношении которых принято указанное в п. п. 2 и 2.2 ч. 1 ст. 12 данного Закона решение межведомственного коллегиального органа, в объеме, необходимом в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, отсутствие установленных в соответствии с законодательством РФ границ этих земельных участков не является препятствием для выдачи (направления) выписок из ЕГРН о таких земельных участках.

Снятие с кадастрового учета ранее учтенного земельного участка

В соответствии с п. 3 ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН также снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в установленном законодательством РФ порядке до 1 марта 2008 г., в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.

Из Письма Минэкономразвития России от 10.02.2017 N ОГ-Д23-1484 «О рассмотрении обращения» следует: порядок действий органа кадастрового учета в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 1 марта 2008 г., зависит от наличия в ГКН сведений об исходных земельных участках или расположенных на них объектах недвижимости и наличия в ГКН или ЕГРН сведений об их правообладателях, обеспечивающих возможность направления правообладателю уведомления по почтовому адресу или адресу электронной почты. В случае наличия указанной возможности орган регистрации прав направляет правообладателю уведомление. Если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета.

Порядок действий органа кадастрового учета установлен п. 181 Приказа Минэкономразвития России от 16.12.2015 N 943 «Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки».

При этом необходимо учитывать, что:

— суд может признать незаконным аннулирование и исключение временных сведений из государственного кадастра недвижимости по заявлению органа государственной власти или местного самоуправления, если будет установлено, что такое исключение сведений осуществлено с целью воспрепятствовать третьему лицу в оформлении права на земельный участок;

— возникший спор о праве или межевой спор не могут быть разрешены лишь посредством удовлетворения требования, заявленного к органу кадастрового учета, о снятии земельного участка с учета (п. п. 26, 28 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)).

Читайте так же:  Что такое регресс в гражданском праве. право регресса это. сумма требования и давность иска

Что значит ранее учтенный статус земельного участка?

В кадастровый паспорт вносятся сведения о статусе земельного участка. Все статусы несут определенную информацию о наделе. Что значит «ранее учтенный», рассмотрим далее.

Что значит статус ранее учтенный земельный участок?

К такой категории относят участки земли, права на которые возникли и не прекращены до 1 марта 2008 года, т.е. до момента вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ.

Земельный надел может принадлежать на праве:

[2]

  • собственности;
  • бессрочном или постоянном пользовании;
  • пожизненном наследуемом владении;
  • аренды.

При этом такой участок не прошел процедуру межевания и учтен в базах Росреестра без границ.

До вступления в действие Закона 221-ФЗ постановка на кадастровый учет осуществлялась в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ. Ранее учтенным считается участок, который согласно его требованиям, содержится в записях инвентаризационных описей, поземельных книгах, журналах учета кадастровых номеров, списках плательщиков налога на землю, книгах выдачи свидетельств о праве собственности, имеет правоудостоверяющие документы, оформленные в установленном порядке.

При переходе на единую систему ведения государственного реестра недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ все ранее учтенные участки подлежат межеванию и перерегистрации.

Чем отличается ранее учтенный земельный участок от учтенного?

Статус «Учтенный» присваивается тем наделам, сведения о которых в Росреестре отражены в полном объеме: габариты, точные границы, иные характеристики, дающие возможность точно идентифицировать объект недвижимости среди прочих подобных. Результатом постановки на учет является свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРН.

Ранее учтенные участки в реестре значатся без обозначения точных границ, поскольку они не прошли процедуру межевания. Для того, чтобы перевести землю в статус «учтенный» необходимо обратиться к специалистам, которые имеют право осуществлять кадастровые работы.

Законом предусмотрена смена статуса «ранее учтенный» и «учтенный» на «архивный» в беззаявительном порядке. Это возможно:

  • при регистрации прав на иные объекты, которые сформированы из такого участка;
  • участок находился в собственности государства или муниципалитета до разграничения и регистрации права аренды хотя бы на один из вновь образованных наделов.

Как узнать статус земельного участка?

Всю информацию об участке земли, которая содержится в базах Росреестра, достаточно просто. Для этого существует один из онлайн-способов:

  • публичная кадастровая карта. Поиск осуществляется по уникальному кадастровому номеру. В карточке сведений об участке содержится информация, которая была занесена в базы при государственной регистрации;

  • сервис справочной информации о недвижимых объектах. Потребуется последовательно заполнить электронную форму. В результате сформируются все справочные данные по участку, которые содержатся в базе на момент запроса.

Здесь же можно уточнить и статус.

Как изменить статус земельного участка на «Учтенный» и поставить на кадастровый учет как «Ранее учтенный»

Владельцу участка со статусом «Ранее учтенный» следует знать, что он не сможет совершать сделки, связанные с таким объектом. Вроде и правоустанавливающие бумаги все на руках, но без дополнения сведений в Росреестре выписку из ЕГРН получить невозможно. Поэтому необходимо произвести межевание и обратиться в Росреестр с соответствующим заявлением о внесении данных по участку.

Особенностью таких земель является отсутствие строго установленных границ участка. Информация о площади надела содержится только в документах владельца. В момент их выдачи точный обмер площади участка не производился. На оборотной стороне документа наносили примерный чертеж, из которого можно было сделать выводы о размере и конфигурации участка.

По прошествии значительного количества лет эти параметры могли претерпеть изменения. Поэтому без точного установления местоположения участка невозможно дополнить сведения о нем.

Для межевания необходимо обратиться к лицензированному специалисту, который по результатам исследования выдаст межевой план. Допустимо произвести такие работы одновременно нескольким соседям, если ранее границы не были установлены. Для проведения таких мероприятий согласие соседей является обязательным условием.

После того, как план готов, собственник участка должен обратиться в орган Росреестра или ближайший МФЦ со следующими документами:

[1]

  • заявление установленной формы о ГКУ и ГРП — скачать;
  • гражданский паспорт;
  • правоподтверждающий документ (договор аренды, свидетельство о праве собственности, документ о бессрочном пользовании или владении наделом, разрешение органов местной власти);
  • межевой план.

На обработку документов и внесение изменений в сведения, содержащиеся в Росреестре, уходит примерно 10-12 дней. После того, как вся процедура полностью завершена, статус участка станет «учтенный» и собственник получит на руки выписку из ЕГРН.

Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас по горячей линии или напишите нашему консультанту.

Какие участки имеют статус ранее учтенных? Вопросы кадастрового учета

Сфера земельных правоотношений всегда находилась под пристальным вниманием государства. Но только с созданием единой информационной системы под названием Государственный кадастр недвижимости удалось собрать всю информацию в одном месте и упорядочить сведения о всех объектах недвижимого имущества, и, в частности, земельных участках.

Но внесение и систематизация информации в реестре не прекращается и связаны эти процессы с появление такого определения как «ранее учтенный земельный участок».

Какие участки имеют статус ранее учтенных?

Понятие «ранее учтенные земельные участки» — достаточно новое

По характеру кадастровой информации все земельные участки классифицируют на:

  • ранее учтенные,
  • учтенные;
  • временные;
  • архивные;
  • аннулированные

Земельные участки, принадлежащие к категории ранее учтенных — относительно новое понятие для российского законодательства. Появилось оно 24.07.2007 г. вместе со вступлением в силу нового Закона «О государственном кадастре недвижимости».

Ранее учтенным, согласно нормам закона, называют земельный участок, учет которого был произведен до введения в действие нового закона, или права владения (собственности, пользования, право застройки, аренды) на который возникли и были зарегистрированы до 1 марта 2008 года, но кадастровый учет при этом осуществлен не был.

Ведь отсутствие Государственного кадастра недвижимости (далее – ГКН) до 2007 года не значит, что до этого земельные участки и права владения на них никак не фиксировались. В единую информационную систему о земельных участках вносятся все сведения, содержание которых в правоустанавливающих документах обязательно.

Проблемы кадастрового учета

После принятия нового Федерального Закона возникли некоторые проблемы, связанные с кадастровым учетом. Начал свою работу ГКН, в который подлежит переносу информация обо всех зарегистрированных ранее земельных участках.

Но, как мы понимаем, в связи с большой трудоемкостью этот процесс растянется на многие годы. И нередко возникает ситуация, когда данных об объекте в кадастре пока что нет, но владельцу имущества необходимо получить, например, кадастровый паспорт на него.

Читайте так же:  Сроки дисциплинарных взысканий

Что можно предпринять в сложившейся ситуации

Кадастровый паспорт содержит всю информацию о самом участке

Законодатель предусмотрел возможность внесения информации об участке по инициативе его владельца. Гражданину всего лишь следует обратиться в соответствующий государственный орган с заявлением и документами, подтверждающими существование объекта недвижимости в реальности, а также прав владельца на него.

К документам, которые свидетельствуют об имущественных правах владельца, относятся:

  • государственный акт;
  • договор аренды;
  • выписка из домовой книги;
  • свидетельство о праве собственности, праве постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения;
  • документ, подтверждающий решение предоставить участок конкретному гражданину на определенном праве владения;
  • иные документы

Следует подметить, что на внесение такой информации законодатель предоставил государственному органу десять рабочих дней, исчисление которых начинается с момента подачи гражданином заявления.

Результатом внесения участка в реестр является выдача заявителю кадастрового паспорта или кадастровой выписки на участок.

Однако не во всех случаях процедура заканчивается получением заявителем необходимых документов. Может последовать и отказ, основанием для которого будет одна из двух причин:

  1. наложение меж ранее учтенного участка на соседние участки, которые не состоят в реестре на кадастровом учете;
  2. наложение границ учтенного участка на муниципальные земли. Это может произойти из-за банальной ошибки органов местного самоуправления, проводящих инвентаризацию или осуществляющих подготовку к кадастровым работам, ошибки кадастрового инженера, определяющего границы участка, или технической ошибки работника кадастровой службы, заполняющего документы

Межевание участков и внесение сведений об этом в кадастр

Межевание как процесс установления границ участка

Существование ранее учтенного земельного участка говорит о том, что его границы уже были определены. Информация о границах также подлежит внесению в кадастр недвижимости. Иногда возникают ситуации, когда информация в реестре отсутствует и требуется уточнить местоположение границ.

Осуществить это возможно в упрощенном порядке. Закон «О государственном кадастре недвижимости» называет две причины, требующие уточнить границы:

  • границы земельного участка установлены не были;
  • границы были установлены, но их точность была ниже определенной нормативами.

Для уточнения границ гражданину нужно подать заявление в орган, в компетенции которого находится осуществление государственной политики и регулирование отношений в земельной сфере.

Упрощенная процедура установки границ возможна только тогда, когда после ее проведения площадь участка не измениться. Но если получается так, что площадь меняется в большую или меньшую сторону – без согласования с соседями этот вопрос не решить.

В принципе, Закон не требует обязательного уточнения границ участков их собственниками. Достаточно и того, что участок будет находиться на кадастровом учете и в реестр будет внесена информация о его владельце и площади.

Но для своего же спокойствия межевание все-таки следует провести. Ведь неоднократно случались захваты недобросовестными соседями чужих смежных территорий, сведения о границах которых не были внесены в кадастр. Судебная тяжба на годы была обеспечена. Так что безопасность границ участка и спокойствие его владельца зависит от него самого.

Как внести сведения в кадастр по инициативе заявителя?

Как уже упоминалось, внесение данных о земельном участке в государственный реестр может осуществляться на основании заявления. Такое заявление может подать гражданин, имеющий объект в частной собственности, пользующийся им на праве аренды или наследуемого бессрочного владения.

Для заявления должна быть соблюдена письменная форма и указана вся необходимая информация: информация о заявителе, объекте и его месторасположении, информация о правоустанавливающем документе.

Проблемы снятия с учета земельного участка

Снять земельный участок с учета — очень непросто

К огорчению владельцев ранее учтенных земельных участков следует сказать, что при возникновении необходимости снятия с учета такого объекта недвижимости проблем возникает не меньше, чем при внесении информации. А то и намного больше. Ведь такая процедура законодателем не предусмотрена.

Но на практике случается так, что участок требуется изменить, в связи с чем появятся новые объекты недвижимости (при объединении одного участка с другим и т.д.). Это и будет основанием для снятия объекта с кадастрового учета. Второй путь – это судебные разбирательства и получение законного решения суда, которое позволит снять участок с учета.

Количество дел по вопросу снятия участка с учета растет с каждым годом, так как это практически единственный способ, позволяющий решить данный вопроса. Но следует напомнить, что наша система права не относит судебные решения российских судов к источникам права.

[3]

То есть, в каждом отдельно взятом случае решение может быть разным. Оно не может основываться на принятых ранее решениях по аналогичным делам и будет зависеть только от видения судьи или коллегии судей.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

О согласовании границ земельного участка — в тематическом видеосюжете:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источники


  1. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.

  2. Мурадьян, Э. М. Ходатайства, заявления и жалобы (обращения в суд) / Э.М. Мурадьян. — М.: Юридический центр Пресс, 2015. — 446 c.

  3. Андреева, Ю. С. Квалификационный экзамен на присвоение статуса адвоката / Ю.С. Андреева. — М.: Проспект, 2016. — 48 c.
  4. Ключевые прецеденты ФАС Московского округа по налогам за 2009 год. — М.: Тимотиз Паблишинг Раша, 2010. — 512 c.
  5. Шубина, Е.Р. Испанско-русский юридический словарь / Е.Р. Шубина, Т.А. Алексеева. — М.: СПб: Юридический центр Пресс, 2018. — 484 c.
Ранее учтенный земельный участок и снятие его с учета. что такое ранее учтенный земельный участок
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here