Противники создания и функционирования следственного комитета. чем занимается следственный комитет

Глава 3. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета (ст.ст. 15 — 37)

Глава 3. Служба в Следственном комитете. Правовое положение сотрудников Следственного комитета

См. Положение о формировании федеральных кадровых резервов федеральных государственных органов, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, утвержденное Указом Президента РФ от 13 декабря 2012 г. N 1653

>
Служба в Следственном комитете
Содержание
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» (с изменениями и.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Чем занимается следственный комитет России

Автор: Виктор, главный редактор. Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 12 марта 2019. Время чтения 4 мин.

Объективное и оперативное расследование преступлений, защита прав, свобод и законных интересов человека, обеспечение общественного порядка — вот главные задачи Следственного комитета России. При выполнении возложенных функций сотрудники ведомства обязаны соблюдать нормативные документы, права граждан и не допускать превышения полномочий.

В соответствии с нормативными документами, Следственный комитет РФ занимается осуществлением полномочий в области уголовного судопроизводства. Расследование резонансных и тяжких преступлений, защита прав и свобод граждан, совершенствование правовой базы в сфере компетенции и процессуальный контроль над работой следователей СК — вот ключевые аспекты деятельности ведомства.

Общие сведения

Таблица 1. Справочная информация по ведомству

Полное наименование Основная задача Руководитель (наименование должности и личные данные) Кому подконтрольно учреждение Официальный сайт
Следственный комитет Российской Федерации Расследование преступлений, обеспечение соблюдения прав и свобод граждан, контроль над деятельностью следственных органов СК Председатель Бастрыкин Александр Иванович Президент РФ https://sledcom.ru

Чем занимается Следственный комитет РФ

Задачами ведомства являются:

  • расследование подследственных преступлений (убийство, принуждение к изъятию органов человека для трансплантации, похищение человека, клевета в отношении судьи, прокурора, судебного пристава, все тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними и прочее) максимально оперативно и качественно;
  • надзор за деятельностью следователей СК;
  • защита прав и свобод граждан, обеспечение законного порядка приема, регистрации, проверки сообщений о преступлении;
  • совершенствование нормативной базы в сфере деятельности (например, внесение предложений по изменению каких-либо положений кодексов, законов).

При выполнении возложенных задач сотрудники ведомства руководствуются Конституцией Российской Федерации и иными правовыми документами.

Одно из дел СК РФ:

Полномочия

Ведомством осуществляется следующая деятельность:

  1. принимаются, регистрируются и проверяются сообщения о преступлениях;
  2. проводится расследование с принятием окончательного процессуального решения (о прекращении уголовного дела, о предъявлении обвинения и направлении дела в суд, прочее);
  3. готовит и вносит проекты законов по вопросам деятельности;
  4. контролирует работу следователей;
  5. анализирует практику применения нормативных документов в области уголовного судопроизводства (с этой целью обычно собирает сведения из территориальных подразделений СК);
  6. организует кадровую работу (прием, увольнение сотрудников, обучение, повышение квалификации);
  7. взаимодействует со СМИ (информирует о своей работе общественность, например, о ходе расследования уголовного дела или об обстоятельствах задержания подозреваемого);
  8. проводит прием граждан, рассматривает их обращения (в том числе жалобы на следователей региональных подразделений);
  9. представляет и защищает интересы СК, например, в суде.

При осуществлении деятельности сотрудники ведомства могут:

  • запрашивать и получать бесплатно нужные сведения;
  • участвовать в создании баз данных по сфере деятельности;
  • вести криминалистические учеты, базы данных и использовать их в работе;
  • в случае необходимости привлекать к сотрудничеству специалистов, ученых.

При этом Следственный комитет имеет право издавать собственные нормативные документы.

Рис. 1. Председатель СК России.

Руководство

С января 2011 года ведомством руководит генерал юстиции Российской Федерации Бастрыкин Александр Иванович, уроженец г. Пскова, выходец из рабочей семьи. Окончил юридический факультет Ленинградского университета, обучался в одной группе с Президентом Путиным В. В.

Трудовую деятельность начинал с инспектора уголовного розыска и следователя ОВД. В 1989 г. поступил в аспирантуру юридического факультета Ленинградского госуниверситета, где год спустя защитил кандидатскую, а через семь лет — докторскую диссертацию.

В 2008 году возглавил расследование убийства прокурора Саратовской области, которое было раскрыто менее чем за месяц. В 2010 году руководил следствием по делу о массовом убийстве в станице Кущевская Краснодарского края.

Был инициатором создания Московской и Санкт-Петербургской Академий СК, двух кадетских корпусов. Награжден многочисленными орденами, имеет почетные звания (работника юстиции, прокуратуры, СК).

Это интересно! Неоднократно имя главы Следственного комитета упоминалось в связи с неоднозначными ситуациями. Например, в 2012 году его обвиняли в угрозах журналисту, подготовившему статью о приговоре Цеповязу С., получившему за уничтожение улик по делу о массовом убийстве в качестве наказания штраф.

Из истории

Судебная реформа Петра I, разделившая стадии уголовного расследования и процесса, стала началом образования ведомства. Были учреждены «майорские» следственные канцелярии. Их отличие в том, что они подчинялись непосредственно главе государства. После смерти Петра I учреждение упразднили, следствие вели неспециализированные органы.

В 1808 году была учреждена должность следственных приставов, состоящих в штате городской полиции. Впоследствии они были выведены в отдельное формирование. В ноябре 1918 года образован единый следственный отдел. К концу 1930 года судебные следователи переведены в состав прокуратуры.

В январе 2011 года вступил в силу ФЗ № 403, выведший Следственный комитет РФ в отдельную структуру.

Сохраните и поделитесь информацией в соцсетях:

Следственный комитет РФ

Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

Правовую основу деятельности СК РФ составляют Конституция, Федеральный закон от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном Комитете Российской Федерации», другие нормативные правовые акты.

Читайте так же:  Является наблюдение основанием для продления срока выпуска. процедура наблюдения при банкротстве юри

Основными задачами СК РФ являются:

  • 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ;
  • 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина;
  • 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов СК РФ и их должностных лиц;
  • 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;
  • 5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;
  • 6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

В систему СК РФ входят:

  • 1) центральный аппарат СК РФ;
  • 2) главные следственные управления и следственные управления СК РФ по субъектам РФ и их подразделения по административным округам;
  • 3) специализированные следственные управления и следственные отделы СК РФ;
  • 4) военные следственные управления и следственные отделы СК РФ;
  • 5) следственные отделы и следственные отделения СК РФ по районам, городам и приравненные к ним, специализированные и военные следственные подразделения СК РФ.

В состав Центрального аппарата СК РФ входят следующие структурные подразделения:

  • 1. Главное следственное управление:
    • – Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против личности и общественной безопасности;
    • – Управление по расследованию особо важных дел о преступлениях против государственной власти и в сфере экономики;
    • – Управление процессуального контроля и методико-аналитического обеспечения;
    • – Отдел документационного обеспечения.
  • 2. Главное управление процессуального контроля.
  • 3. Главное организационно-инспекторское управление.
  • 4. Главное управление криминалистики.
  • 5. Главное управление обеспечения деятельности.
  • 6. Главное следственное управление по Северо-Кавказскому федеральному округу.
  • 7. Следственные управления по федеральным округам.
  • 8. Управление процессуального контроля за расследованием особо важных дел в федеральных округах.
  • 9. Управление кадров.
  • 10. Правовое управление.
  • 11. Управление взаимодействия со средствами массовой информации.
  • 12. Управление международно-правового сотрудничества.
  • 13. Управление по рассмотрению обращений граждан и документационному обеспечению.
  • 14. Управление по защите государственной тайны.
  • 15. Управление физической зашиты.
  • 16. Отдел (информационного и документационного обеспечения Председателя СК России).

В системе СК РФ могут создаваться научные и образовательные учреждения, а также иные организации, необходимые для обеспечения его деятельности.

СК РФ возглавляет Председатель Следственного комитета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед организацией задач и реализацию государственной политики в сфере исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве. Председатель Следственного комитета назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ.

Полномочия Председателя СК РФ:

  • 1) организация работы СК РФ;
  • 2) издание организационно-распорядительных документов в форме приказов, распоряжений, указаний;
  • 3) утверждение положений и инструкций по вопросам деятельности СК РФ, обязательных для исполнения всеми его сотрудниками, федеральными государственными гражданскими служащими и работниками;
  • 4) утверждение в пределах своей компетенции структуры и штатного расписания центрального аппарата, следственных органов и учреждений СК РФ;
  • 5) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами, Положением о Следственном комитете Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами РФ.

Служба в СК РФ является федеральной государственной службой. Сотрудники Комитета являются федеральными государственными служащими, исполняющими обязанности по замещаемой должности федеральной государственной службы.

В СК РФ предусмотрены следующие должности:

  • – руководителей следственных органов СК РФ и соответствующих подразделений;
  • – их первых заместителей и заместителей;
  • – помощников, старших помощников и помощников по особым поручениям;
  • – следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам, старших следователей по особо важным делам;
  • – следователей-криминалистов, старших следователей- криминалистов.

Требования, предъявляемые к гражданам, принимаемым на службу в СК РФ:

[3]

  • – гражданство Российской Федерации;
  • – наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования;
  • – обладание необходимыми профессиональными и моральными качествами;
  • – способность по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности;
  • – успешное прохождение испытания продолжительностью до шести месяцев;
  • – принятие присяги сотрудника Следственного комитета РФ;
  • – соответствующий возраст и наличие стажа работы, необходимого для руководящей должности, на которую претендует лицо.

Так, на должности руководителей следственных отделов и следственных отделений Следственного комитета по районам, городам назначаются граждане не моложе 25 лет и имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее трех лет. При этом назначение на должность данных руководителей производится на срок не более пяти лет, и пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

На должности руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам РФ назначаются граждане не моложе 30 лет и имеющие стаж работы по юридической специальности в Следственном комитете, следственных органах федеральных органов исполнительной власти (при соответствующих федеральных органах исполнительной власти), органах прокуратуры, судебных органах не менее пяти лет. При этом назначение на должность указанных руководителей производится на срок не более пяти лет, и пребывание в занимаемой должности более двух сроков подряд не допускается.

Случаи, исключающие принятие лица на службу в СК РФ:

За добросовестное исполнение сотрудником СК РФ своих служебных обязанностей, безупречную и эффективную службу в СК РФ, выполнение заданий особой важности и сложности сотрудники СК РФ могут быть поощрены и награждены. Применяются следующие виды поощрения:

  • 1) объявление благодарности;
  • 2) награждение Почетной грамотой;
  • 3) занесение на Доску почета, в Книгу почета;
  • 4) выплата денежной премии;
  • 5) награждение подарком;
  • 6) награждение ценным подарком;
  • 7) награждение именным оружием;
  • 8) досрочное присвоение очередного специального звания или присвоение специального звания на одну ступень выше очередного;
  • 9) награждение медалями Следственного комитета, в том числе медалями «За верность служебному долгу», «Доблесть и отвага», «За заслуги», «За отличие», «За безупречную службу», «Ветеран следственных органов», «За содействие», «За усердие в службе», а также иными медалями Следственного комитета, учреждаемыми Председателем СК РФ;
  • 10) награждение нагрудным знаком «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» с одновременным вручением Почетной грамоты Председателя СК РФ. Положения о нагрудном знаке «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации» и медалях Следственного комитета утверждаются Председателем СК РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником Следственного комитета своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь сотрудника Следственного комитета, к нему применяются следующие дисциплинарные взыскания:

[1]

  • 1) замечание;
  • 2) выговор;
  • 3) строгий выговор;
  • 4) понижение в специальном звании;
  • 5) лишение медалей Следственного комитета;
  • 6) лишение нагрудного знака «Почетный сотрудник Следственного комитета Российской Федерации»;
  • 7) предупреждение о неполном служебном соответствии;
  • 8) увольнение из СК РФ по соответствующему основанию.
Читайте так же:  Как стороны могут увеличить срок исковой давности. успеть вовремя, или как правильно применять нормы

Основания увольнения со службы в Следственном комитете:

  • 1) достижение предельного возраста пребывания на службе в Следственном комитете (65 лет, кроме научных и педагогических кадров);
  • 2) выход из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
  • 3) нарушение Присяги сотрудника Следственного комитета РФ и (или) совершения проступка, порочащего честь сотрудника СК РФ;
  • 4) несоблюдение ограничений, нарушения запретов и неисполнения обязанностей, связанных с прохождением службы в СК РФ (установленных ст. 17 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и (или) ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»);
  • 5) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;
  • 6) отказ от представления сведений или представления заведомо ложных сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей;
  • 7) наличие заболевания, препятствующего прохождению службы в СК РФ и подтвержденного заключением медицинского учреждения, данным в установленном законом порядке.

Следственный комитет РФ: система, задачи и полномочия

Следственный комитет Российской Федерации

является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия в сфере уголовногосудопроизводства.

Правовую основу деятельности СК РФ составляет Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЭ «О Следственном комитете Российской Федерации».

Президент Российской Федерации осуществляет руководство деятельностью Следственного комитета, утверждает Положение о Следственном комитете Российской Федерации и устанавливает штатную численность Следственного комитета, в том числе штатную численность военных следственных органов Следственного комитета.

Основными задачами Следственного комитета являются:

o оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

o обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод че­ловека и гражданина;

o осуществление процессуального контроля деятельности следствен­ных органов Следственного комитета и их должностных лиц;

o организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принятие мер по устранению таких обстоятельств;

o осуществление в пределах своих полномочий международного со­трудничества в сфере уголовного судопроизводства;

o разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном Судопроизводстве;

o совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

o определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о следственной работе, процессуальном контроле.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, иными органами.

Следственный комитет является единой федеральной централизованной системой следственных органов и учреждений Следственного комитета и действует на основе подчинения нижестоящих руководителей вышестоящими и Председателю Следственного комитета

Следственные органы и учреждения Следственного комитета:

o осуществляют полномочия независимо от федеральных органов го­сударственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общест­венных объединений и организаций, иных органов и в соответствии с законодательством Российской Федерации;

[2]

o действуют гласно в той мере, в какой это не нарушает права и сво­боды человека и гражданина, не противоречит требованиям законо­дательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

o информируют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также население о результатах следст­венной деятельности.

Сотрудники Следственного комитета не могут являться членами политических партий и иных общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующих политические цели, и ихорганизаций в следственных органах и учреждениях Следственного комитета запрещаются. Сотрудники Следственного комитета в своей служебной дея­тельности не связаны решениями политических партий и иных обществен­ных объединений.

Сотрудники Следственного комитета не вправе совмещать свою основ­ную деятельность с иной деятельностью на возмездной основе, кроме препо­давательской, научной и иной творческой деятельности.

Воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ор­ганов местного самоуправления, общественных объединений и организаций* иных органов, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на сотрудника Следственного комитета в целях оказания влияния на принимаемое им процессуальное решение или воспрепятствования в какой-либо форме его процессуальной деятельности влечет за собой ответст­венность, установленную законодательством Российской Федерации.

Сотрудники Следственного комитета не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Фе­дерации. Дела и материалы Следственного комитета, в том числе затраги­вающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для озна­комления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

Данные проверок и предварительного расследования, проводимых Следственным комитетом, могут быть преданы гласности лишь с разрешения сотрудника Следственного комитета в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В систему Следственного комитета входят:

o центральный аппарат Следственного комитета;

o главные следственные управления и следственные управления След­ственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том чис­ле их подразделения по административным округам) и приравненные к ним специализированные (в том числе военные) следственные управления и следственные отделы Следственного комитета;

Читайте так же:  Компания не платит зарплату что делать. что делать и куда обращаться, если не платят зарплату

o следственные отделы и следственные отделения Следственного ко­митета по районам, городам и приравненные к ним, включая специа­лизированные (в том числе военные) следственные подразделения Следственного комитета.

Следственный комитет возглавляет Председатель Следственного коми­тета, который несет персональную ответственность за выполнение стоящих перед Следственным комитетом задач и реализацию государственной поли­тики в установленной сфере деятельности.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Председатель Следственного комитета назначается на должность и ос­вобождается от должности Президентом Российской Федерации.

Председатель Следственного комитета ежегодно представляет Прези­денту Российской Федерации доклад о реализации государственной полити­ки в установленной сфере деятельности, состоянии следственной деятельности и проделанной работе по повышению ее эффективности.

Служба в Следственном комитете является федеральной государствен­ной службой.

Сотрудники Следственного комитета находятся под государственной ЗАЩИТОЙ.

Государственная защита сотрудников в случаях исполнения ими слу­жебных обязанностей, выполнение которых может быть сопряжено с посягательствами на их безопасность, осуществляется в соответствии с Федераль­ным законом от 20 апреля 1995 года N 45-ФЗ «О государственной защите су­дей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Меры го­сударственной защиты могут также применяться в отношении близких родственников сотрудников, а в исключительных случаях также в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягатель­ство с целью воспрепятствовать законной деятельности сотрудников, либо принудить их к изменению ее характера, либо из мести за указанную деятельность.

Следственный комитет имеет службы обеспечения собственной безо­пасности и физической защиты сотрудников Следственного комитета.

Сотрудники имеют право на постоянное ношение и хранение предназначенного для личной защиты боевого ручного стрелкового оружия и спе­циальных средств, а также на применение их в порядке, установленном зако­нодательством Российской Федерации. Типы и модели указанного оружия, порядок его приобретения Следственным комитетом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Военные следственные органы Следственного комитета осуществля­ют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным зако­ном предусмотрена военная служба.

Офицеры военных следственных органов Следственного комитета имеют статус военнослужащих, проходят службу в Вооруженных Силах Рос­сийской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», обладают правами, установленными Федеральным законом «О статусе военнослужащих».

Надзор за исполнением законов Следственным комитетом осуществ­им ют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему про­куроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством.

Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 173 ; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Место следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов российского государства

Багмет Анатолий Михайлович, и.о. ректора Академии Следственного комитета Российской Федерации, кандидат юридических наук.

В статье рассматривается место Следственного комитета Российской Федерации в системе правоохранительных органов России, проводится статистический анализ некоторых показателей работы следователей.

Ключевые слова: следователь, комитет, расследование.

Place of the Investigatory Committee of the Russian Federation in the system of law-enforcement agencies of the Russian state

Bagmet Anatoliy Mikhailovich, acting rector of the Academy of the investigative Committee of the Russian Federation, candidate of legal sciences.

Describes a place of the investigative Committee of the Russian Federation in the law enforcement agencies of Russia, conducted a statistical analysis of some of the investigators.

Key words: investigator, the Committee investigation.

15 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», и с этого момента отсчитывается новый исторический этап развития органов предварительного следствия. Несомненно, функционирование Следственного комитета Российской Федерации вне системы прокуратуры Российской Федерации создает необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усилению взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, повышает объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. По сути, реализуемая им следственная власть является продолжением президентской власти и может рассматриваться как элемент сдержек и противовесов в системе разделения властей.

Еще на этапе создания Следственного комитета Российской Федерации среди ученых велась ожесточенная дискуссия о целесообразности возникновения в системе правоохранительных органов нового органа, задачей которого является непредвзятое расследование преступлений, основанное на принципах законности и процессуальной самостоятельности следователя. С течением времени Следственный комитет Российской Федерации ежегодно доказывает целесообразность своего существования.

По итогам работы Следственного комитета Российской Федерации в 2013 г., как отметил в своем выступлении Председатель СК России А.И. Бастрыкин , в производстве следователей находилось свыше 226 тысяч уголовных дел, что на 14 тысяч больше, чем в 2012 г. Окончено производством более 115 тысяч дел (на 9 тысяч больше, чем в 2012 г.). Практически все они направлены в суд, и виновные понесли заслуженное наказание. Сотрудникам приходилось работать в сложных условиях. Высокая нагрузка (3 уголовных дела в месяц на следователя) сочеталась со значительным количеством выездов на места происшествий (189 тысяч), а также с рассмотрением большого количества (810 тысяч) сообщений о преступлениях.

В Следственном комитете состоялось расширенное заседание коллегии, посвященное итогам работы следственных органов за минувший год и задачам на 2014 год. URL: http://www.sledcom.ru.

Важнейшим показателем работы Следственного комитета Российской Федерации является тот факт, что в 2013 г. сотрудниками ведомства раскрыто почти восемь тысяч преступлений прошлых лет (7983), в том числе свыше трех с половиной тысяч тяжких и особо тяжких (3738).

Нельзя не отметить, что в 2013 г. существенно сократился удельный вес уголовных дел, приостановленных производством в связи с неустановлением и нерозыском виновных, а удельный вес возвращенных прокурором для дополнительного расследования уголовных дел снизился и составил около 4%.

Читайте так же:  Приказ минздравсоцразвития от 01.06 09 290н. законодательная база российской федерации. социального

Работу сотрудников Следственного комитета Российской Федерации трудно переоценить. Тем не менее в начале 2014 г. в рамках правительственного часа в Государственной Думе Российской Федерации выступил Генеральный прокурор Российской Федерации Ю.Я. Чайка и обрушился с критикой в адрес Следственного комитета Российской Федерации, обвинив его сотрудников в необоснованном возбуждении тысяч уголовных дел. По его словам, более 14 тысяч россиян незаконно подверглись уголовному преследованию, и никто за это не ответил. Эти граждане, подчеркнул Генпрокурор, были реабилитированы судом и предварительным следствием. В связи с чем прокурорам должно быть возвращено право на возбуждение уголовных дел по результатам проведенных ими проверок против следователей, виновных в незаконном преследовании граждан .

Генпрокурор Чайка раскритиковал Следственный комитет. URL: www.zagolovki.ru.

В этой связи отметим, что следователями Следственного комитета Российской Федерации действительно совершаются проступки и преступления. В частности, количество отмененных постановлений о возбуждении уголовного дела за 2013 г. — 484. По сравнению с 2012 г. данный показатель сократился на 20,9% (2012 г. — 612). Количество отменяемых прокурорами постановлений о возбуждении уголовного дела, вынесенных следователями Следственного комитета Российской Федерации, также сократилось, и, что важно, более половины постановлений прокурора об отмене постановлений о возбуждении уголовных дел были обжалованы вышестоящему прокурору, в результате чего в 49% случаев от числа обжалованных постановления были отменены .

Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 г. и задачах на 2014 г.: информационный материал к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации. М., 2013.

Одним из показателей результатов работы Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации является то, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. снизилось количество случаев вынесения требований прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия (2012 г. — 48 (из них удовлетворено 15), 2013 г. — 17 (из них удовлетворено 8)).

Следственным комитетом Российской Федерации, равно как и в иных правоохранительных органах, проводятся проверки и анализ причин нарушений, совершаемых следователями при рассмотрении сообщений о преступлениях и расследовании преступлений. По результатам проверок, проводимых Следственным комитетом Российской Федерации, следователи привлекаются к дисциплинарной и уголовной ответственности.

Нельзя не отметить, что сегодня в Следственном комитете Российской Федерации налажена работа по осуществлению процессуального контроля, в результате которого предотвращаются возможные нарушения законности в деятельности следователя. В 2013 г. благодаря такому «внутреннему контролю» и работе руководителей следственных органов выявлена почти одна треть незаконных решений о возбуждении уголовного дела и таким образом было предотвращено нарушение законности, прав и законных интересов граждан.

По данным Следственного комитета Российской Федерации, в 2013 г. к уголовной ответственности были привлечены 13 следователей СК России. В качестве сравнения можно привести статистику привлечения к уголовной ответственности сотрудников ряда других правоохранительных органов — 59 следователей МВД России, 11 следователей ФСКН России, 24 прокурорских работника .

Об итогах работы следственных органов Следственного комитета Российской Федерации за 2013 г. и задачах на 2014 г.: информационный материал к расширенному заседанию коллегии Следственного комитета Российской Федерации. М., 2013.

На основании приведенных статистических данных и личного опыта работы в органах следствия можно сделать вывод о необоснованности упреков со стороны органов и должностных лиц прокуратуры о том, что следователи Следственного комитета Российской Федерации допускают в своей деятельности нарушения, за которые не несут впоследствии никакой ответственности.

Кроме того, требование о возврате прокурорам права на возбуждение уголовных дел по результатам проведенных ими проверок против следователей, виновных в незаконном преследовании граждан, ошибочно, поскольку сформированная в Следственном комитете Российской Федерации система процессуального контроля за деятельностью следователя полностью себя оправдывает и постоянно совершенствуется. Следственный комитет Российской Федерации способен объективно проводить расследование, в том числе и в отношении сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.

Принцип разграничения полномочий должен неукоснительно соблюдаться в рамках осуществления правоохранительной деятельности и обеспечивать соблюдение баланса компетенций, которые не могут между собой пересекаться: расследование преступлений — компетенция органов следствия, надзор за органами следствия — компетенция прокуратуры.

Оперативное и качественное расследование преступлений, защита прав и законных интересов граждан по-прежнему остаются главной задачей следственных органов. Профессионализм в осуществлении следственных и иных процессуальных действий при расследовании преступлений имеет большое значение и во многом определяет эффективность всего процесса сбора, изучения и оценки доказательств, принятия правильных процессуальных решений.

В целях подготовки высококвалифицированных и профессиональных кадров, воспитанных в условиях понимания духа закона, уважения к правам и свободам человека и гражданина, неприятия коррупционных проявлений, для работы в системе Следственного комитета Российской Федерации Приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 1 и распоряжением Правительства от 27 января 2014 г. N 77-р создана Академия Следственного комитета Российской Федерации. Данное обстоятельство свидетельствует о высоком доверии органов государственной власти страны к Следственному комитету Российской Федерации и подтверждает необходимость и значимость подготовки кадров для замещения должностей в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, подлежащих комплектованию специалистами с высшим образованием.

Основные задачи, функции, права следственного отдела

Основной задачей Следственного отдела является оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Во исполнение основной задачи Следственный отдел в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

1) рассматривает поступившие сообщения о совершенных или готовящихся преступлениях;

2) осуществляет производство предварительного расследования:

по уголовным делам о преступлениях, совершенных на территории нескольких субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа, или о преступлениях, вызвавших широкий общественный резонанс, — по поручению Председателя Следственного комитета или заместителя Председателя Следственного комитета, курирующего работу Следственного отдела;

по другим уголовным делам — по поручению Председателя Следственного комитета;

3) осуществляет процессуальный контроль за производством предварительного расследования по уголовным делам, находящимся в производстве Следственного отдела;

Читайте так же:  Для поступления в детский сад необходимо. какие документы нужны для оформления ребенка в детский сад

4) обеспечивает законность при производстве предварительного расследования и принимает меры, направленные на защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

5) выявляет причины и условия, способствующие совершению преступлений, и принимает меры к их устранению;

6) рассматривает обращения должностных лиц, организаций и граждан по вопросам, отнесенным к компетенции Следственного отдела;

7) обеспечивает эффективное взаимодействие с общественностью и средствами массовой информации в целях формирования положительного общественного мнения о Следственном комитете и информирования общества о деятельности его следственных органов;

8) участвует в подготовке планов работы Следственного комитета;

9) участвует в разработке проектов нормативных правовых актов Следственного комитета и организационно-распорядительных документов Председателя Следственного комитета, а также в совершенствовании порядка их подготовки, согласования и утверждения;

10) участвует в разработке и осуществлении мер по реализации государственной политики и совершенствовании нормативно-правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства;

11) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Следственного комитета.

Следственный отдел в пределах своей компетенции имеет право:

1) запрашивать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в территориальных и специализированных следственных органах Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета) информацию о состоянии предварительного следствия и процессуального контроля, обобщать и анализировать полученные данные, а также данные о состоянии преступности в федеральном округе, информировать о результатах проведенного анализа другие соответствующие структурные подразделения центрального аппарата Следственного комитета для последующей подготовки ими предложений о повышении качества предварительного следствия и эффективности процессуального контроля;

2) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его первого заместителя в комплексных и иных проверках деятельности территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета);

3) участвовать по поручению Председателя Следственного комитета или его заместителей в разрешении обращений, в которых обжалуются решения руководителей территориальных и специализированных следственных органов Следственного комитета в федеральном округе (кроме военных следственных органов Следственного комитета).

В ходе прохождения практики я присутствовала при ряде процессуальных действий, проводимых следователем, таких как: допрос свидетеля, допрос потерпевшего, допрос обвиняемого, допрос подозреваемого.

Участвовала в производстве следственных действий, предусмотренных УПК: очные ставки; осмотр места происшествия, вещественных доказательств, выемка документов; предъявление обвинения, производство экспертизы; участвовал в собирании доказательств, которое осуществляется путем истребования документов и предметов из различных учреждений и организаций, а также у граждан по соответствующим письменным запросам.

Помогала составлять план расследования уголовного дела, методику допросов подозреваемых, потерпевших, свидетелей; определяла круг предметов и документов, подлежащих изъятию, обработке и приобщению к уголовному делу.

Вносила предложения по тактике и методике расследования уголовных дел в целом и отдельных следственных действий и др.

Во время прохождения практики ознакомилась с различными процессуальными документами, которые имеют огромное значение в фиксировании различных следственных действий. Среди них можно назвать следующие: протокол допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, протокол очной ставки, постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение, протокол осмотра места происшествия, протокол следственного эксперимента, протокол обыска и др. Важно отметить, что все эти документы составляются в строго предписанной форме и на определённых бланках. Несоблюдение правил оформления разного рода протоколов может повлечь недопустимость применения его в качестве доказательства. Все необходимые реквизиты вышеназванных документов приведены в УПК РФ.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Ознакомилась с уголовными делами. Я имела возможность лично присутствовать при допросе обвиняемого по данному делу, убедиться в их эффективности и законности, изучить процедуру допроса.

Показания обвиняемого — это его устное сообщение по вопросам, составляющим содержание предъявленного ему обвинения, а также об иных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и об имеющихся в деле доказательствах, данное при его допросе и зафиксированное в установленном законом порядке. Обвиняемый вправе дать показания по предъявленному ему обвинению, а равно по поводу иных известных ему обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств. Признание обвиняемым своей вины может быть положено в основу обвинения лишь при подтверждении признания совокупностью имеющихся доказательств по делу. Все следственные действия протоколируются. Протокол официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства. Протокол следственного действия составляется в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания. Также, за время прохождения практики, я ознакомилась с порядком составления и структурой заключения судмедэксперта.

Источники


  1. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.

  2. Микешина, Людмила Диалог когнитивных практик. Из истории эпистемологии и философии науки / Людмила Микешина. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2010. — 576 c.

  3. Баршев, Я. Историческая записка о содействии Второго Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии развитию юридических наук в России / Я. Баршев. — Москва: СИНТЕГ, 2011. — 245 c.
  4. Кудинов, О.А. Обязательства вследствие причинения вреда и неосновательного обогащения: Юридический комментарий / О.А. Кудинов. — М.: Городец, 2015. — 128 c.
  5. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
Противники создания и функционирования следственного комитета. чем занимается следственный комитет
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here