Привлечение субподрядчиков к исполнению контракта. юридическая консультация привлечение подрядчиков

Содержание

Энциклопедия решений. Проблема обеспечения привлечения контрагентами к исполнению контрактов по Закону N 44-ФЗ СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей

Проблема обеспечения привлечения контрагентами к исполнению контрактов по Закону N 44-ФЗ СМП, СОНО в качестве субподрядчиков, соисполнителей

В соответствии с ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ заказчики вправе проводить процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент), устанавливая в извещении об осуществлении закупки требование к контрагенту, не являющемуся социально ориентированной некоммерческой организацией (далее — СОНО) или субъектом малого предпринимательства (далее — СМП), о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

Данное требование в силу ч. 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ также включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у СМП, СОНО в соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, и включается в отчет, указанный в ч. 4 ст. 30 Закона N 44-ФЗ. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности контрагентов за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО.

Нормы об отдельных видах обязательств Гражданского кодекса РФ, на котором, в том числе, основан Закон N 44-ФЗ, положений, аналогичных ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не предусматривают (см., например, ст.ст. 706 и 780 ГК РФ). Однако согласно п. 4 ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Соответственно, обязанность по привлечению к исполнению контракта СМП, СОНО, предусмотренную ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, можно рассматривать как ограничение свободы установления договорных отношений, предусмотренное законом и одновременно принимаемое на себя контрагентом своей волей при подписании контракта (п. 1 ст. 425 ГК РФ).

Следует учитывать, что ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни ч.ч. 5, 6 ст. 30 Закона N 44-ФЗ не предусмотрено правил, позволяющих заказчику проконтролировать какой объем обязательств по контракту действительно был выполнен не лично контрагентом, а привлеченным им субподрядчиком, соисполнителем.

Такое требование также должно быть установлено самим контрактом, как на то указано в разделе I Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП, СОНО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466.

Однако самая серьезная проблема состоит в том, что ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Законе N 44-ФЗ нет норм, позволяющих заказчику понудить контрагента к исполнению предусмотренной контрактом обязанности по привлечению к его исполнению СМП, СОНО в натуре. Как следует из ч.ч. 4, 6, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, единственной мерой гражданско-правовой ответственности за непривлечение СМП, СОНО в качестве субподрядчика, соисполнителя к исполнению контракта, равно как и за непредоставление документов, подтверждающих такое привлечение, может являться только штраф.

По мнению Минэкономразвития России, высказанному в п. 9 письма Минэкономразвития России от 17.03.2015 N Д28и-747 в случае ненадлежащего выполнения контрагентом условий контракта заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с ч.ч. 9 — 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, если такая возможность была предусмотрена в документации о закупке и проекте контракта. Однако такая точка зрения представляется небесспорной, поскольку согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а, как следует из сказанного выше, Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого основания. Некоторое основание можно найти в п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, устанавливающей, что право на односторонний отказ от договора может быть предусмотрено его уже условиями. Однако это не соответствует буквальному указанию ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Вместе с тем, по нашему мнению, в любом случае нарушение обязательств контрагента по привлечению к исполнению контракта СМП, СОНО может служить основанием для расторжению контракта по решению суда, если договором оно определяется как существенное нарушение контракта (п. 2 ст. 450 ГК РФ).

Таким образом, включение в извещение о закупке и контракт условия о привлечении контрагентом к исполнению контракта СМП, СОНО, предусмотренного ч. 5 ст. 30 Закона N 44-ФЗ, не гарантирует заказчику, что всю указанную им в контракте долю стоимости работ, услуг можно будет включить в долю закупок у СМП, СОНО.

Привлечение субподрядчиков к исполнению контракта. Юридическая консультация Привлечение подрядчиков по 44 фз

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Подрядчик не может исполнить контракт, заключенный в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», по причине отсутствия необходимой техники и оборудования. Могут ли стороны заключить дополнительное соглашение к контракту о привлечении субподрядчика с условием оплаты работ напрямую субподрядчику?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Читайте так же:  Статья 28 точка 7 коап рф. административное расследование — проблемы применения. информация об измен

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Определены типовые условия контрактов, предусматривающие привлечение субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в качестве субподрядчиков и соисполнителей к исполнению контракта

Согласно Постановлению в условия об обязанностях поставщика (подрядчика, исполнителя) необходимо включать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, субисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО в объеме не менее 5 процентов от цены контракта; требование о предоставлении заказчику декларации о принадлежности субисполнителя (субподрядчика) к числу указанных субъектов и заверенную поставщиком копию договора с таким субъектом.

После оплаты выполненных субисполнителем (субподрядчиком) работ поставщик обязан предоставить заказчику копии документов о приемке товара (работы, услуги) у субисполнителя (суюподрядчика) и платежных поручений, подтверждающих их оплату. Также в раздел об обязанностях поставщика должны включаться условия об оплате товаров (работ, услуг) в течение 30 дней со дня подписания документа о приемке товара (работы, услуги), отдельных этапов исполнения договора и условия об ответственности поставщика перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, субисполнителей.

В качестве условия о правах поставщика (подрядчика, исполнителя) следует включать условие о праве поставщика произвести замену субподрядчика, субисполнителя на другого субподрядчика, субисполнителя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиком, субисполнителем обязательств, предусмотренных договором с поставщиком.

Субподряд по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые запреты и ограничения

Субподряд в рамках 44-ФЗ — это привлечении сторонних организаций для частичного или полного выполнения обязанностей по госконтракту.

В практике государственных закупок довольно часто встречаются ситуации, когда победитель торгов делегирует частичное или полное исполнение обязательств по контракту на третьих лиц.

Предусматривается 2 варианта привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ:

когда подрядчик обязан воспользоваться услугами третьих лиц, в случае закупки у СМП, СОНКО, т.к. это отражено в требованиях заказчика;

подрядчик на собственное усмотрение нанимает субподрядчика для исполнения контракта. В данном случае присутствует ряд ограничений, о которых мы расскажем ниже.

[3]

Привлечение субподрядчиков из СМП, СОНКО

В ч. 1 ст. 30 44-ФЗ устанавливается, что государственные заказчики обязаны осуществлять не менее 15% от своего годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

[1]

Согласно п. 5 ст. 30 44-ФЗ, если заказчик в тендерной документации устанавливает требование к подрядчику, не являющемся СМП или СОНКО, привлечь к исполнению контракта субъекты малого предпринимательства, то он должен четко отразить объем работ, который должен быть выполнен такими организациями. Объем устанавливается в процентном соотношении от НМЦК.

При наличии данного требования, выигравший участник заключает договор субподряда с СМП, СОНКО, а заказчик засчитает объем выполненных работ таким субподрядчиком в счет годового объема закупок у субъектов малого предпринимательства в отчете о проведенных закупках.

В случае нарушения подрядчиком, не являющимся СМП, СОНКО требования о привлечении таких организаций к исполнению контракта, договор должен быть расторгнут заказчиком в одностороннем порядке.

Тендерный займ на обеспечение участия в торгах

за 2 часа, для любой торговой площадки, единоразовая оплата

Помимо исполнения требования заказчика о привлечении субподрядчика, поставщики могут пойти на такой шаг по собственному усмотрению. Рассмотрим это обстоятельство подробнее.

Субподряд на исполнение государственного контракта

Некоторые подрядчики не ставят в известность заказчика о том, что к выполнению договора были привлечены третьи лица, а отследить подобные действия не всегда является возможным.

Почему же заказчику может не понравиться такой подход?

Все просто, составляя тендерную документацию, организатор торгов четко указывает обязательные условия для участников, например, наличие лицензий, СРО или определенного опыта в закупках.

Победитель тендера, подключая к исполнению контракта субподрядчика, может проигнорировать эти условия, что, вероятно, повлияет на качество и другие параметры выполнения работ (оказания услуг или поставку товара).

Естественно, заказчика может не устроить такой подход. Но отследить весь процесс исполнения договора можно только при наличии полной отчетности о движении денежных средств, затраченных на выполнение контракта.

Генподрядчик самостоятельно оплачивает все услуги по договору с субподрядчиком и несет полную ответственность перед заказчиком за качество этих услуг.

Запрет на привлечение субподрядчиков по 44-ФЗ

За нарушение запрета о привлечении субподрядчиков для исполнения контракта, к поставщику могут быть применены санкции.

В Федеральном законе о контрактной системе выделено ряд отраслей, в которых победителю торгов запрещено нанимать третьих лиц для выполнения госконтракта.

Ранее это относилось к сфере научно-исследовательских работ, но с 2017 года запрет коснулся субподряда на строительные работы, перечень которых находится ниже.

25.05.2017 вступило в силу ПП РФ 15.05.17 №570

Данный документ содержит:

список и объем работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые победитель госзаказа должен выполнить самостоятельно, без привлечения посредников;

Читайте так же:  Где восстановить аттестат. как восстановить аттестат о среднем образовании

изменения, которые были внесены в правила определения размера штрафа за ненадлежащее исполнение обязанностей по контракту.

Перечень видов работ включает в себя 34 пункта:

1. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Инженерная подготовка территории

4. Инженерная защита территории

5. Свайные работы

6. Устройство фундаментов и оснований

7. Возведение несущих конструкций

8. Возведение наружных ограждающих конструкций

9. Устройство кровли

10. Фасадные работы

11. Внутренние отделочные работы

12. Устройство внутренних санитарно-технических систем

13. Устройство внутренних электротехнических систем

14. Устройство внутренних трубопроводных систем

15. Устройство внутренних слаботочных систем

16. Установка подъемно-транспортного оборудования

17. Монтаж технологического оборудования

18. Пусконаладочные работы

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Устройство наружных сетей канализации

21. Устройство наружных сетей водоснабжения

22. Устройство наружных сетей теплоснабжения

23. Устройство наружных сетей газоснабжения

24. Устройство дорожной одежды автомобильных дорог

25. Работы по обустройству автомобильной дороги

26. Устройство верхнего строения железнодорожного пути

27. Устройство трубопроводов

28. Устройство переходов сетей и трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

29. Устройство туннелей

30. Устройство штолен

31. Устройство искусственных сооружений

32. Дноуглубительные и водолазные работы

33. Гидротехнические работы

Теперь заказчик обязан включить в условия тендерной документации возможные виды работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.

До 1 июля 2018 года совокупный объем конкретных работ, выполненных подрядчиком по условиям контракта, должен составлять не менее 15% от стоимости заключенного контракта.

После 1 июля 2018 года — объем самостоятельно выполненных работ поставщиком не должен быть меньше 25%.

Важно: в проект контракта заказчик включает только возможные виды работ, которые подрядчик может выполнить самостоятельно. А непосредственно при заключении контракта, по согласованию с подрядчиком, прописываются уже конкретные виды работ.

Все вышеописанные требования и условия распространяются на извещения и контракты, которые были опубликованы и заключены после вступления в силу постановления от 15 мая 2017 №570.

Видео «Субподряд в госзакупках»

Штрафы за нарушение запрета на субподряд по 44-ФЗ

Также новым постановлением предусмотрены санкции за нарушение подрядчиком условия о запрете использования субподряда.

Поставщик, воспользовавшийся услугами субподряда при оказании вышеописанных видов работ, должен оплатить штраф в размере 5% от стоимости выполненных субподрядчиком работ.

Поиск аукционов для участия в торгах по вашей тематике

Подбор соответствующих заданному ОКПД закупок

Субподряд по 223-ФЗ

В 223 Федеральном законе нет ограничений на привлечение третьих лиц для выполнения контракта. Поставщику необходимо внимательно изучить Положение о закупке заказчика. Как и в случае 44-ФЗ, там может быть обозначено требование к привлечению субподрядчиков из субъектов МСП.

Постановление Правительства N 1352 (с изменениями от 16.12.2016) предписывает обязательство оплаты договоров по 223-ФЗ в срок, не позднее 30 дней с даты подписания заказчиком актов о приемке товаров, работ или услуг по контракту.

Поэтому, если субподрядчик подбирается путем проведения закупки по 223 Федеральному закону, оплата за его услуги должна быть осуществлена в вышеуказанный срок после их приемки.

Генподрядчик не может ориентироваться на сроки, указанные в положении о Закупках заказчика для оплаты услуг субподряда, которыми он воспользовался для исполнения обязательств по контракту.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Оценивая нововведения в ограничениях на субподрядные работы можно заключить, что основной целью этого постановления является заставить поставщика выполнять обязательства по контракту самостоятельно, по крайне мере, хотя бы их часть.

Это поможет свести к минимуму деятельность компаний, которые только выигрывают тендер, а его исполнение полностью перекладывают на субподрядчиков, зарабатывая на разнице в стоимости контракта и оплате фактическому исполнителю.

©ООО МКК «РусТендер»

Можно ли привлекать субподрядчиков для исполнения государственных контрактов

Для заказчика и участников закупок вопрос субподряда стоит достаточно остро. Заказчик вполне резонно хочет, чтобы лицо, с которым заключен контракт, самостоятельно его исполняло. А подрядчик далеко не всегда имеет для этого подходящие ресурсы. Хотя Закон N 44-ФЗ этого напрямую не запрещает, но в большинстве случаев ограничивать подрядчика в привлечении субподрядчиков все же не следует. Только в некоторых работах по строительству заказчик вправе требовать самостоятельного выполнения определенного объема работ подрядчиком. Напротив, участник закупки даже должен привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО, когда этого требуют условия закупки.

Можно ли ограничить участника госзакупки в привлечении субподрядчика

Есть только два легальных случая, когда вы можете ограничить участника в привлечении субподрядчиков:

  • контракт на выполнение работ по строительству, реконструкции объектов капстроительства. Подрядчик должен самостоятельно выполнить определенные Правительством РФ виды работ на сумму не меньше 25% от цены контракта. Подрядчику можно дать выбрать объем и конкретные виды работ из обязательного перечня и включить соответствующее условие в контракт (ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ, пп. «б» п. 2 Постановления N 570);
  • привлечение к контракту СМП и СОНКО. Вы можете ограничить участника закупки и требовать привлекать субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Для этого установите указанное требование в извещении о проведении закупки, а также предусмотрите в проекте контракта утвержденные Правительством РФ типовые условия. Учтите, вышеназванный субподряд учитывается в вашем объеме закупок у СМП и СОНКО (ч. 5 — 7 ст. 30 Закона N 44-ФЗ ).

Во всех остальных случаях не советуем ограничивать право участников закупки выбирать и привлекать субподрядчиков (соисполнителей). Контролирующие органы и суды могут признать это ограничением конкуренции (см. Постановления ФАС России от 23.06.2017 по делу N К-1235/16/АК347-17, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2016 N 09АП-56212/2016 по делу N А40-78257/16).

Какие особенности привлечения субподрядчиков к госконтракту

Проводя закупки, учитывайте особенности привлечения субподрядчиков, установленные как Законом N 44-ФЗ, так и Гражданским кодексом РФ.

Читайте так же:  Национальные символы америки. флаг сша. сколько звезд на американском флаге и что они означают что о

Согласование субподрядчиков с заказчиком

Исполнитель по контракту на выполнение научно-исследовательских работ может привлечь третьих лиц только с согласия заказчика (п. 1 ст. 770 ГК РФ).

Во всех остальных случаях не требуйте согласовывать с вами субподрядчиков, и ФАС России, и суд, как правило, признают такое требование неправомерным.

Обязанность представить заказчику договоры субподряда

У вас нет права требовать представить вам договоры субподряда, за исключением двух случаев:

  • цена контракта превысила 1 млрд руб. для федеральных нужд или 100 млн руб. для нужд субъекта, и объем переданных на субподряд работ достиг 10% от цены контракта ( ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ );
  • вы проводите закупку с требованием о привлечении субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Это следует из утвержденных Правительством РФ типовых условий привлечения таких субподрядчиков.

Но учтите, что в этих двух случаях обязанность представлять вам договоры не возникает у подрядчиков сама по себе. В первую очередь это вы как заказчик должны установить такие требования в проекте контракта и контролировать их исполнение ( ч. 6 ст. 30 , ч. 23 ст. 34, ч. 2 ст. 101 Закона N 44-ФЗ).

Обязан ли привлекать субподрядчиков из числа СМП, СОНКО исполнитель контракта, который сам является СМП / СОНКО?

Олег Гурин

Ответ: Согласно ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНКО устанавливается к ППИ, не являющемуся СМП / СОНКО. В связи с этим возникает вопрос: как быть, если извещением и документацией о закупке предусмотрено привлечение исполнителем контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНКО, однако победитель данной закупки сам является СМП / СОНКО? Требуется ли такому ППИ привлекать субподрядчиков из числа СМП, СОНКО?

Наиболее оперативный ответ на этот вопрос был дан Минэкономразвития России (см., например, письмо от 01.12.2015 № ОГ-Д28-15247): если контракт заключен с использованием ч. 5 ст. 30 Закона № 44-ФЗ с ППИ, который сам является СМП, за ним сохраняется обязанность по привлечению субподрядчиков из числа СМП, СОНКО в объеме, установленном условиями контракта.

Однако в более поздних письмах Минэкономразвития России (от 10.04.2017 № Д28и-1556, от 13.01.2017 № Д28и-224, от 23.12.2016 № ОГ-Д28-15310) позиция ведомства сменилась на противоположную. Согласно новым разъяснениям, в рассматриваемом случае ППИ не обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНКО. Заказчикам было рекомендовано при подготовке проектов контрактов формулировать условие о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП, СОНКО с указанием на то, что данное условие не применяется, если контракт заключается с ППИ, являющимся СМП или СОНКО.

Указанный подход поддерживается и судебной практикой.

Привлечение субподрядчиков к исполнению контракта. Юридическая консультация Привлечение подрядчиков по 44 фз

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Заказчик готовит электронный аукцион по капитальному ремонту здания.
По условиям документации участник во второй части заявки должен приложить копию свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
В проекте контракта заказчик обязан предусмотреть возможность подрядчика на привлечение субподрядчика либо это право заказчика?
Если заказчик не предусмотрит в проекте контракта привлечение субподрядчика, не будет ли это нарушением? Либо представление копии свидетельства о допуске к работам по организации строительства по умолчанию дает право подрядчику привлекать субподрядчика (ни Гражданский кодекс РФ, ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» не устанавливают запрета на привлечение субподрядчиков при исполнении государственных контрактов)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Целесообразность включения в проект контракта условия о личном выполнении работ определяется заказчиком. В отсутствие такого условия подрядчик вправе привлекать для выполнения работ субподрядчиков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Особенности привлечения субподрядчиков по 44-ФЗ

Здравствуйте! Объясните, пожалуйста, особенности привлечения субподрядчиков по 44 ФЗ, какие особенности указываются в договоре субподряда? Как правильно оформить закрывающие контракт документы? Реквизиты генподрядчика или же реквизиты субподрядчика указываются в закрывающих контракт документах?

[2]

Ответы юристов ( 1 )

  • 10,0 рейтинг
  • 1275 отзывов эксперт

Договор с субподрядчиком должен содержать информацию о контракте заказчика и подрядчика, во исполнение которого и заключается субподряд. Форма и порядок предоставления «закрывающих» контракт документов, как правило предусматривается в контракте. В акте закрывающем контракт, информация о выполненных работах субподрядчиком должна быть отражена с указанием на соответствующие документы (акты принятых подрядчиком работ).

Письмо Минэкономразвития от 8 ноября 2013 г. № Д28и-2183

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 101 Закона контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также за предусмотренным ч. 5 ст. 30 Закона привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации.Документами, которыми возможно подтвердить привлечение исполнителем контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, могут быть копии договоров, актов выполненных работ, платежных поручений и прочее.

Установление в конкурсной или аукционной документации ограничений на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)

При осуществлении закупки заказчики устанавливают единые требования ко всем ее участникам в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ). Названный Закон не содержит прямого запрета на включение в документацию о закупке ограничений на привлечение субподрядчиков (соисполнителей).

Читайте так же:  Внедрение системы ацк мониторинг кпэ. ацк-мониторинг. вход в систему по ссылке - справочник. а также

Исходя из ст. ст. 706, 780 ГК РФ по договору подряда и оказания услуг заказчик имеет право предусмотреть в договоре выполнение работ (оказание услуг) лично подрядчиком.

Вместе с тем Правительством РФ определены на основании ч. 2 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ конкретные виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнять самостоятельно без привлечения других лиц (Постановление от 15.05.2017 N 570). Для других случаев возможность устанавливать ограничения на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) законодательно не урегулирована.

В связи с изложенным возникает вопрос: как соотносятся нормы Гражданского кодекса РФ с положениями законодательства о контрактной системе при установлении в документации о закупке ограничения на привлечение субподрядчиков (соисполнителей)?

Карточка вопроса
1. Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о том, что участник закупки должен согласовать с заказчиком привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения контракта? Подход ФАС России Установление требования неправомерно
Подход арбитражных судов Установление требования неправомерно
Возможные последствия признания действий заказчика (уполномоченного органа) неправомерными
2. Правомерно ли устанавливать в документации о торгах запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения работ (оказания услуг) по контракту? Подход Минэкономразвития России 1 Установление запрета правомерно
Подход Минэкономразвития России 2 Установление запрета неправомерно
Подход ФАС России Установление запрета неправомерно
Подход арбитражных судов Установление запрета правомерно
Возможные последствия признания действий заказчика (уполномоченного органа) неправомерными

Правомерно ли устанавливать в документации о торгах требование о том, что участник закупки должен согласовать с заказчиком привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения контракта?

Подход ФАС России: Установление требования неправомерно.

Решение ФАС России от 18.05.2018 по делу N 18/44/105/501

Обстоятельства дела: Заказчик провел электронный аукцион (выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта). Согласно проекту контракта привлекать субподрядчиков для выполнения работ стоимостью свыше 10% от цены контракта можно только с согласия заказчика.

Вывод и обоснование: Установление указанного требования неправомерно, поскольку оно нарушает ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ .

Постановление ФАС России от 09.06.2015 по делу N К-1048/14/АК286-15

Обстоятельства дела: Заказчик провел открытый конкурс (оказание рекламных услуг). Согласно конкурсной документации привлекать соисполнителей возможно только по согласованию с заказчиком.

Вывод и обоснование: Включение указанного условия неправомерно, поскольку оно нарушает ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Решение ФАС России от 16.12.2014 по делу N К-1870/14

Обстоятельства дела: Заказчик провел конкурс с ограниченным участием (содержание, эксплуатация и ремонт объектов). В проекте контракта предусмотрена обязанность подрядчика письменно согласовывать с заказчиком привлечение субподрядчиков к исполнению контракта.

Вывод и обоснование: Указанное требование является излишним. Действия заказчика нарушают ч. 23 ст. 34 Закона N 44-ФЗ .

Решение ФАС России от 31.03.2014 по делу N К-526/14

Обстоятельства дела: Заказчик провел конкурс с ограниченным участием (строительство). В проекте контракта предусмотрено требование о том, что подрядчик обязуется привлекать к выполнению работ субподрядчиков только по согласованию с заказчиком.

Вывод и обоснование: Заказчик, установив указанное условие, нарушил положения ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ , так как данное требование является дополнительным.

Подход арбитражных судов: Установление требования неправомерно.

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 26.06.2014 по делу N А12-10595/2014

Примечание. Поскольку антимонопольный орган нарушил порядок рассмотрения жалобы участника закупки, его решение признано недействительным (см. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.12.2014 N Ф06-17480/2013 по делу N А12-10595/2014). В связи с этим данное Решение суда было отменено.

Требование заказчика: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: В документации об аукционе (проекте контракта) содержится условие о том, что исполнитель вправе привлекать к оказанию услуг третьих лиц (соисполнителей) только после предварительного письменного согласования с заказчиком. Антимонопольный орган признал такое требование неправомерным.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика неправомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ привлечение к исполнению контракта субподрядчика является правом подрядчика. Данному праву не корреспондирует право заказчика устанавливать условия о предварительном согласовании привлечения третьих лиц к исполнению обязательства. Включение в документацию такого условия противоречит нормам гражданского законодательства и нарушает требование, предусмотренное в ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ .

Правомерно ли устанавливать в документации о торгах запрет на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения работ (оказания услуг) по контракту?

Подход Минэкономразвития России 1: Установление запрета правомерно.

Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2015 N Д28и-3551

Запрет привлекать к исполнению контракта соисполнителей представляет собой условие о способе и порядке исполнения контракта после проведения закупки, а не требование к ее участникам. Соответственно, включение указанного условия в техническое задание не нарушает положения ч. 6 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Подход Минэкономразвития России 2: Установление запрета неправомерно.

Письмо Минэкономразвития России от 11.12.2015 N Д28и-3620

Статья 31 Закона N 44-Ф З, содержащая требования к участникам закупки, не предусматривает возможности установить запрет на привлечение к выполнению работ субподрядчика.

Подход ФАС России: Установление запрета неправомерно.

Решение ФАС России от 20.10.2014 по делу N К-1505/14

Обстоятельства дела: Заказчик объявил аукцион, предметом которого являлось оказание работникам транспортных услуг. Согласно аукционной документации транспортные средства должны находиться в собственности (хозяйственном ведении) исполнителя, привлечение субподрядчиков не допускается.

Вывод и обоснование: Установление указанных требований приводит к ограничению количества участников закупки и нарушает п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 33 Закона N 44-ФЗ . Действия заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.

Читайте так же:  Приказ министра обороны 555 о вещевом обеспечении

Подход арбитражных судов: Установление запрета правомерно.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2015 N 13АП-8710/2015 по делу N А56-75576/2014

Требование заказчика: признать незаконным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик провел аукцион на выполнение ремонтных работ. В проекте контракта содержится условие о том, что подрядчик обязан выполнить все работы, предусмотренные контрактом, своими силами и за счет собственных средств. Антимонопольный орган признал такое требование неправомерным.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа признано незаконным.

Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.

Закон N 44-ФЗ не запрещает включать в документацию требование осуществлять работы без привлечения субподрядчиков. Таким образом, установление данного требования не приводит к ограничению конкуренции.

Решение Арбитражного суда Республики Калмыкия от 21.04.2015 по делу N А22-4831/2014

Требование участника: признать недействительным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик провел открытый конкурс (поставка медицинского оборудования). Согласно конкурсной документации не допускается привлекать соисполнителей для выполнения контракта. Антимонопольный орган признал такое требование правомерным.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика в данной части правомерны. Решение антимонопольного органа признано незаконным из-за иных нарушений заказчика.

В соответствии с п. 1 ст. 706 ГК РФ в договор может быть включено требование о личном выполнении подрядчиком работы. Кроме того, Закон N 44-ФЗ не содержит запрета указывать в документации такие условия.

Предметом конкурса является высокотехнологичное медицинское оборудование. Целесообразно, чтобы все стадии исполнения контракта (монтаж, пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию) реализовывало одно лицо.

Установление условий, которые приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих целям осуществления закупок, не признается нарушением ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При разрешении спора суд учитывал позицию, изложенную в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10.

Требования участника: признать незаконным решение антимонопольного органа.

Обстоятельства дела: Заказчик провел электронный аукцион (замена оконных блоков). В проекте контракта указано, что подрядчик обязан выполнять работы без привлечения субподрядчиков. Антимонопольный орган признал такое требование правомерным.

Вывод и обоснование суда: Действия заказчика правомерны. Решение антимонопольного органа оставлено в силе.

Статьей 34 Закона N 44-ФЗ не запрещено включать в документацию об аукционе требования о способе и порядке исполнения договора, а также условие о том, что работы по контракту выполняются непосредственно подрядчиком.

Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ подрядчик вправе привлекать к исполнению обязательства других лиц (субподрядчиков), если из закона или договора не следует, что работы должны выполняться лично подрядчиком.

Таким образом, требование выполнить работы, не привлекая субподрядчиков, соответствует нормам гражданского законодательства и не противоречит положениям Закона N 44-ФЗ. Данный вывод согласуется с позицией Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 28.12.2010 N 11017/10.

Возможные последствия действий заказчика (уполномоченного органа) в зависимости от их квалификации

Выводы, приведенные в таблице, сделаны исходя из анализа норм Закона N 44-ФЗ, Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, положений Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающих ответственность за нарушение указанных Законов, а также материалов судебной и административной практики.

Квалификация действий заказчика (уполномоченного органа) Возможные последствия при установлении нарушения
ФАС России арбитражным судом
Установление в документации о закупке ограничений на привлечение субподрядчиков (соисполнителей) для выполнения работ (оказания услуг) по контракту может быть признано нарушением одной или нескольких из следующих норм Закона N 44-ФЗ:

Данные требования также могут быть признаны нарушением ч. 1 — 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ

1. Выдача предписания о внесении изменений в документацию о закупке, отмена протоколов, составленных в ходе проведения закупки .

Обязанность: исполнение предписания.

2. Привлечение к ответственности по ч. 4 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, установившего не предусмотренные законодательством требования к участникам закупки.

Наказание: штраф в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 5000 руб. и не более 30 000 руб.

3. Привлечение к ответственности по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, включившего в описание объекта закупки требования, которые ограничивают количество участников закупки.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Наказание: штраф в размере 1% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее 10 000 руб. и не более 50 000 руб.

4. Привлечение к ответственности по ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ должностного лица заказчика, утвердившего документацию, которая не соответствует требованиям Закона N 44-ФЗ .

Источники


  1. Романовский, Г.Б. Гносеология права на жизнь; СПб: Юридический центр, 2013. — 370 c.

  2. Жбанов, Евгений Вокруг версии; М.: Известия, 2013. — 256 c.

  3. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  4. Теория государства и права. — М.: Астрель, Сова, 2013. — 591 c.
  5. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 128 c.
Привлечение субподрядчиков к исполнению контракта. юридическая консультация привлечение подрядчиков
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here