Принудительной меры воспитательного воздействия предусматривающих особенности. принудительные меры в

Порядок применения принудительных мер воспитательного воздействия

Срок применения таких принудительных мер воспитательного воздействия, как передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа и ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего, устанавливается продолжительностью от 1 месяца до 2 лет при совершении преступления небольшой тяжести и от 6 месяцев до 3 лет — при совершении преступления средней тяжести. Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько видов мер из числа указанных в ст. 90 УК РФ.

В случае систематического неисполнения лицом, не достигшим 18-летнего возраста, принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК РФ).

Ст.90 УК РФ позволяет суду назначать одновременно несколько принудительных мер. При выборе одной или нескольких принудительных мер необходимо использовать индивидуальный подход к исправлению несовершеннолетнего: учитывать, в частности, возраст несовершеннолетнего, его отношение к учебе или работе, наличие родителей или лиц, их заменяющих, обстоятельства совершения преступления, постпреступное поведение подростка.

[1]

Систематическое (не менее трех раз) неисполнение несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры влечет отмену данной меры с последующим привлечением его к уголовной ответственности.

Предупреждение является наиболее мягкой мерой воспитательного воздействия, которая стимулирует последующее сознательное соблюдение правовых норм. Подросток должен осознать, что конфликт с законом влечет для нарушителя негативные последствия и что единственным способом избежать данных последствий является правопослушное поведение.

Передача под надзор тесно связана с конституционной обязанностью родителей проявлять заботу о своих детях и воспитывать их (ст. 38 Конституции РФ). Обязанность родителей заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей закреплена также в ст. 63 СК РФ.

При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребовать характеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, их заменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. Несмотря на то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судом должно быть получено. Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Следовательно, данная мера может быть применена лишь к несовершеннолетним, имеющим собственный доход в виде стипендии, заработка либо иное имущество, достаточное для возмещения вреда, а также трудовые навыки, позволяющие загладить (уменьшить или вовсе устранить) причиненный вред (например, отремонтировать поврежденную вещь).

Указанная уголовно-правовая мера имеет общие признаки с гражданской ответственностью вследствие причинения вреда. В соответствии со ст. 1074 ГК РФ несовершеннолетние от 14 до 18 лет самостоятельно несут ответственность за причиненный вред на общих основаниях при наличии у них доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего раскрывается в комментируемой статье путем перечисления конкретных ограничений и особых требований, перечень которых не является исчерпывающим.

Несовершеннолетние, освобожденные от наказания по ч. 2 ст. 92 УК, на основании приговора суда помещаются в специальные профессиональные училища закрытого типа и специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа. В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние, имеющие отклонения в развитии и заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (умственно отсталые, глухонемые, слепые и др.). В указанные специальные учреждения (в том числе и коррекционные) не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учреждениях закрытого типа (перечень утверждается Правительством).

Несовершеннолетний может быть помещен в специальное учреждение до достижения им возраста 18 лет, но не более чем на 3 года. Установленный судом срок может быть изменен в процессе применения принудительной меры:

  • 1) воспитанник может быть досрочно выпущен из специального учреждения, если судом будет признано, что он не нуждается более в применении этой меры;
  • 2) срок может быть продлен по ходатайству самого воспитанника в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки (после чего содержание в учреждении уже не может рассматриваться в качестве принудительной меры).

В отличие от уголовного наказания принудительные меры воспитательного характера в меньшей степени причиняют несовершеннолетним правонарушителям известные лишения и ограничения, свойственные уголовному наказанию, а также не влекут судимости.

Вопрос о применении к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера может быть поставлен как на стадии предварительного следствия, так на стадии судебного разбирательства. На стадии предварительного расследования прокурор или следователь с согласия прокурора выносит постановление о прекращении уголовного дела и передаче материалов в специализированный государственный орган, который назначает соответствующие меры воздействия предусмотренные УК. На стадии судебного разбирательства суд выносит постановление об освобождении несовершеннолетнего от уголовного наказания и назначает ему одну или несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Назначая несовершеннолетнему меры воздействия в виде передачи его под надзор родителей или лиц их заменяющих, суд обязан выяснить возможности этих лиц (характер их работы, образ жизни и пр.).

Назначение той или иной меры воспитательного воздействия определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием применяемой ему меры. Большое воспитательное значение для несовершеннолетнего имеет сам процесс судебного разбирательства и провозглашения судом постановления о применении принудительной меры воспитательного воздействия.

Содержание ограничения досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего связано с его окружением, условиями жизни и прочими обстоятельствами, материальной или служебной зависимости и др.

Читайте так же:  Имеет ли дарственная обратную силу в рф. договор дарения имеет ли обратную силу. образец договора да

Трудовые навыки несовершеннолетнего в целях возмещения ущерба, причиненного преступлением, используются с учетом с норм трудового законодательства.

Продление пребывания в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних после истечения назначенного срока допускается только в случае необходимости завершить несовершеннолетнему общеобразовательную или профессиональную подготовку, но не более чем до достижения им совершеннолетия.

По своей правовой природе эти меры относятся к «иным мерам уголовно-правового характера», указанным в ч.1 ст.6 УК, поэтому при их применении следует учитывать, что они «должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного».

Сходные и тождественные меры, применяемые в порядке, установленном административным законодательством (Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних), мерами уголовно-правового характера не являются.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия ко времени их применения. Совершеннолетие является важным фактом в жизни лица. Достигшее совершеннолетия лицо приобретает в полном объеме гражданскую, семейную и трудовую правоспособность и дееспособность, приобретает избирательные права и несет обязанность военной службы. В соответствии со ст. 60 Конституции РФ гражданин России может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Поэтому совершеннолетие препятствует применению принудительных мер воспитательного воздействия.

В исключительных случаях эти меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет в соответствии со ст. 96 УК. Причем к указанной категории лиц из всего спектра принудительных мер могут применяться разве что предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред, так как другие меры связаны с ограничением прав лица и требуют осуществления контроля за их исполнением со стороны специализированного государственного органа. В соответствии же со ст. 7 Федерального закона от 24.06.99 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» «индивидуальная профилактическая работа» в отношении несовершеннолетнего прекращается по достижении им возраста 18 лет.

Таким образом, при применении принудительных мер воспитательного воздействия суд должен учитывать возраст преступника. Нецелесообразно, а иногда и невозможно назначать принудительные меры лицам, достигшим совершеннолетия, и лицам, близким к его достижению, если цели принудительных мер не могут быть достигнуты до наступления совершеннолетия. В этих случаях целесообразно применять другие способы исправления преступника, например, условное осуждение.

Кроме того, следует учитывать, что в нормах, где слово «несовершеннолетний» указывает не на преступника, а, например, на потерпевшего, «несовершеннолетний» трактуется более широко как лицо, не достигшее возраста 18 лет (в том числе и не достигшее возраста 14 лет). Несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет, иногда в законе именуются малолетними, а иногда охватываются общим понятием несовершеннолетнего.

Исполнение мер в отношении несовершеннолетних зиждется на принципах минимального вмешательства, участия общественности, законности, всесторонней защиты прав несовершеннолетних.

В контексте международных стандартов сущность предупредительной деятельности состоит, прежде всего, в создании условий для нормального развития молодежи, в более широком включении ее в орбиту социальной жизни.

Виды принудительных мер воспитательного воздействия

В отношении несовершеннолетнего обвиняемого или осужденного возможно применить принудительные воспитательные меры. Какие именно и в каких границах? Отпеты на эти вопросы [о видах принудительных мер воспитательного воздействия] содержатся в ст. 90—92 УК

Несовершеннолетнему может быть назначено одно-временно несколько принудительных мер воспитательного воздействия, в частности предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности м гладить причиненный вред и ограничение досуга (см. ч 3 ст. 90 УК; абз. 1 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7). Это повышает эффективность их применения.

Предупреждение заключается в разъяснении подростку вреда, причиненного его преступным деянием, и по-| бедствий повторного совершения преступления (ч. 1 | 1.91 УК).

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (например, род-

ственников, попечителей), либо на специализированный государственный орган (в частности, подразделения по предупреждению правонарушений несовершеннолетних) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением (ч. 2 ст. 91 УК).

Применяя данную воспитательную меру, суд должен убедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, адекватно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. При этом суду следует получить согласие родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор (см. абз. 2 п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7).

Обязанность загладить причиненный преступлением вред может быть возложена на подростка с учетом его имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91 УК). Понятно, что трудовые навыки необходимы для того, чтобы своими физическими и интеллектуальными усилиями возместить или загладить причиненный вред, например восстановить поврежденное или уничтоженное имущество.

Применяя данную воспитательную меру, следует иметь в виду, что в силу ст. 21 и 27 ГК и ст. 13 Семейного кодекса РФ самостоятельную ответственность за причиненный вред несет несовершеннолетний, который в момент причинения вреда, а также в момент рассмотрения судом вопроса о возмещении вреда обладал полной дееспособностью в порядке эмансипации либо вступил в брак до достижения 18-летнего возраста (см. абз. 3 п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 № 7).

Ограничение досуга и установление особых требований к поведениюнесовершеннолетнего состоит в возложении на него запретов, обязанностей и ограничений. Например, запрета посещать определенные места, управлять механическим транспортным средством, покидать жилище в ночное время суток, выезжать за пределы на-

селенного пункта без разрешения контролирующего органа. Может быть возложена обязанность пройти курс обучения или трудоустроиться и т.д. (ч. 4 ст. 91 УК).

[3]

В случае систематического неисполнения возложенной на несовершеннолетнее лицо принудительной меры воспитательного воздействия данная мера по представлению контролирующего органа отменяется, и материалы направляются для привлечения подростка к уголовной ответственности.

Читайте так же:  Что дают молодой семье. оформление дополнительного единовременного пособия молодой семье в связи с р

О систематичности неисполнения возложенной на несовершеннолетнего принудительной воспитательной меры свидетельствует повторное ее неисполнение после вынесенного письменного предупреждения о возможности отмены данной меры и привлечения лица к уголовной ответственности.

Наконец, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа является исключительной принудительной мерой воспитательного воздействия и применяется в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода (см. ч. 2 ст. 92 УК).

Тема 21

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Понятие и признаки принудительных мер медицинского характера

Российское уголовное законодательство не содержало и не содержит понятие «принудительные меры медицинского характера». Наряду с этим УК включает в свою структуру отдельную главу (15), посвященную данным мерам.

В указанной главе рассматриваются основания (ст. 97), цели (ст. 98) и виды (ст. 99) принудительных мер медицинского характера, порядок применения этих мер (ст. 100-104).

Особенности производства о применении принудительных мер медицинского характера определяются уголовно* процессуальным законодательством (гл. 51 УПК).

Анализ основных теоретических и законодательных положений позволяет сформулировать понятие принудительных мер медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера (далее — ПММХ) — это предусмотренные гл. 15 УК меры государственного принуждения, назначаемые судом на основании медицинского заключения лицу, совершившему общественно опасное деяние и нуждающемуся в медико-психиатрической помощи.

ПММХ сочетают в себе юридическое и медицинское начала. Первое начало выражается в том, что данные меры применяются на основании положений УК и УПК. Второе начало находит отражение в исполнении указанных мер органами здравоохранения.

Основные признаки ПММХ:

• являются мерами государственного принуждения;

• обосновываются медицинским заключением;

• применяются к лицу, совершившему общественно опасное деяние;

• преследуют цели излечения больного, улучшения его состояния здоровья, устранения общественной опасности этого лица.

Принудительность указанных мер заключается в применении их к совершившему общественно опасное деяние заболевшему лицу без его согласия, без согласия его родственников или законных представителей.

ПММХ подобно наказанию составляют одну из форм реализации уголовной ответственности, поэтому имеют черты, не только отличающие их от уголовного наказания, но и объединяющие с ним.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Соотношение между принудительными мерами медицинского характера и мерами уголовного наказания

Общим между ПММХ и уголовным наказанием является то, что они относятся к мерам государственного принуждения, формам реализации уголовной ответственности, что они применяются по решению суда к лицам, совершившим общественно опасные деяния, на основании статей УК. Отличие же заключается в следующем (табл. 8).

Различия между принудительными мерами медицинского характера и уголовным наказанием

Эффективность применения принудительных мер воспитательного воздействия

юридические науки

  • Сергиенко Юлия Сергеевна , студент
  • Омская юридическая академия
  • ЭФФЕКТИВНОСТЬ
  • НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ
  • ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА
  • ПРЕСТУПЛЕНИЕ
  • ПРИМЕНЕНИЕ

Похожие материалы

Борьба с правонарушениями несовершеннолетних – одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашем государстве. Не случайно в декабре 2016 г. В.В Путин дал поручение правительству на разработку мер, направленных на декриминализацию подростковой среды. Следует отметить, что преступность несовершеннолетних, имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и т. п. К сожалению, увеличивается число несовершеннолетних употребляющих спиртные напитки, а так же снижается возраст, с которого их употребление начинается [1, с. 47]. Специфические черты преступности привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних.

[2]

По мнению В. Б. Боровикова, достижение целей уголовной ответственности несовершеннолетних во многом зависит от того, насколько уголовный закон учитывает особенности личности данной категории лиц (возрастные, психофизические, социальные и др.). При адекватном отражении этого обстоятельства в законодательстве создаются условия для реализации продуманной, научно обоснованной уголовно-правовой политики в сфере борьбы с подростковой преступностью [2, с. 92-93].

Законодатель придерживается политики гуманизации уголовной ответственности несовершеннолетних, это выражается в видах и размерах предусмотренных для них наказаний. Кроме этого, уголовный закон предусматривает возможность применения к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного характера.

Однако, анализ статистических данных показывает, что в настоящее время суды явно недостаточно используют воспитательный потенциал принудительных мер воспитательного воздействия. Так, в России в 2010 г. судами были применены принудительные меры воспитательного воздействия в отношении 752 подростков, в 2011 г. – 822, а в 2012 г. число освобожденных от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия снизилось до 461, или на 43,9%; в специальные учебно-воспитательные учреждения в 2010 г. было направлено 337 человек, в 2011 г. – 432 человека, а в 2012 г. это число сократилось до 270, или на 37,5%, их доля от основного числа осужденных составила, как и в 2012 г., 0,04 % [3].

Принудительный характер данных мер, предполагает оказание на несовершеннолетнего воспитательного воздействия, с помощью которых возможно его исправление.

В настоящее время ст. 90 УК РФ предусмотрены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Предупреждение заключается в разъяснении несовершеннолетнему, совершившему преступление, общественно опасных последствий. Так же несовершеннолетнему разъясняются последствия, которые могут наступить для него при совершении им повторного преступления. Которые выражаются в привлечении его к уголовной ответственности и назначении санкции, которая предусмотрена соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

Именно в разъяснении последствий, которые могут наступить в случае повторного совершения преступления, и выражается сущность предупреждения. Предупреждение, как правило, осуществляется в устной форме. Мы поддерживаем позицию Н. А. Тюгаевой, что эффективнее брать письменное обязательство с несовершеннолетнего, в котором он указывает, что суть предупреждения ему ясна. Таким образом, письменное обязательство повышает ответственность несовершеннолетнего перед государством, другими людьми и самим собой [4, с.29-30].

Читайте так же:  Статья 20.1 коап рф об административных правонарушениях. ульяновский областной суд. наказание за уго

Данная мера воспитательного воздействия не предполагает ограничения прав и контроля за поведением несовершеннолетнего, совершившего преступление. Это обстоятельство, а также психолого-педагогические особенности личности и негативный опыт поведения зачастую способствуют формированию у подростка чувства безнаказанности. В связи с этим, полагаем, что эффективнее назначать предупреждение в комплексе с другими принудительными мерами воспитательного воздействия.

Передача под надзор на родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированный государственный орган заключатся в возложении на них обязанностей по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего, совершившего преступление, и контролю за его поведением. Становление личности начинается в семье, поэтому данная мера носит ярко выраженный воспитательный характер [5, с. 221].

Закон предусматривает двух субъектов, которым возможно поручение надзора: родители (опекуны) и специализированные государственные органы. Обязанности родителей или лиц, их заменяющих, происходят из семейного права. Семейным кодексом РФ установлено, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (ст. 63 СК РФ). Передача несовершеннолетнего под надзор не наделяет родителей какими-либо иными правами и обязанностями по отношению к ребенку, чем предусмотрено СК РФ. Она лишь должна побуждать родителей к более активному воспитанию подростка, к устранению криминогенных условий.

Если, родители или лица, их заменяющие имеют влияние на подростка, правильно оценивают его поведение, могут осуществлять за ним повседневный контроль, в этом случае, имеет смысл назначение данной меры воспитательного воздействия, как передача под надзор родителям. Хоть закон и не требует согласия родителей в качестве для применения этой меры, но применение ее без такого согласия не эффективно.

Когда родители и заменяющие их лица, не согласны принять обязанность по надзору, либо не способны должным образом выполнить эту обязанность, лучше передать несовершеннолетнего преступника под надзор специализированному государственному органу. Изъятие из семьи, привычной обстановки и передача несовершеннолетнего под надзор государственного органа рассматривается как вынужденная, крайняя мера.

Возложение обязанностей загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него трудовых навыков. Трудовые навыки предполагают умение несовершеннолетнего, совершившего преступление, работать, умение заниматься общественно полезным трудом и отсутствие противопоказаний, обусловленных инвалидностью, психическими травмами и пр. В исключительных случаях, обязанность загладить причиненный вред может касаться и причиненного морального вреда, который может быть заглажен извинением раскаявшегося несовершеннолетнего преступника, если имело место посягательство на неприкосновенность или достоинство личности. Эта мера будет являться эффективной, если у несовершеннолетнего есть возможность выполнить ее самостоятельно, без чужой помощи.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее серьезной мерой, связанной с ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего, совершившего преступление. При применении данной меры, несовершеннолетнему преступнику создаются условия, которые могут оградить его от негативного воздействия окружающей среды. В УК РФ указаны следующие требования к поведению несовершеннолетнего за период применения к нему данной меры:

  • запрет на посещение определенных мест;
  • использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством;
  • ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток; выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа;
  • требование возвратиться в общеобразовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Данные ограничения имеют выраженный воспитательный характер, потому что при их назначении используются педагогические средства стимулирования (обязанности, запреты, требования). Они нацелены на улучшение условий для исправления, наказания негативного и одобрения позитивного развития несовершеннолетнего. Перечень требований не исчерпывающий и при определенных условиях может быть дополнен.

Так же существуют методы регулирования поведения, избавления от негативных привычек, приучения к соблюдению социальных норм и формирования положительного опыта жизнедеятельности. Наряду с приучением, упражнением и стимулированием очень важную педагогическую функцию выполняет контроль со стороны всех субъектов воспитания несовершеннолетнего осужденного

Таким образом, данные меры по своему содержанию являются воспитательными, а по характеру исполнения – принудительными. С уголовным наказанием они имеют только внешнее сходство. В принудительных мерах воспитательного воздействия отсутствуют элементы наказания. Они не делятся на основные и дополнительные. Несовершеннолетнему может быть одновременно назначено несколько воспитательных мер.

К сожалению, применение принудительных мер воспитательного воздействия не являются эффективными, потому что у подростка формируется мнение о безнаказанности за свои действия. Он не чувствует ответственности за наступившие последствия, совершенного им преступления. В конечном итоге несовершеннолетние в большинстве случаев систематически не исполняют назначенные им меры и совершают новые преступления, что побуждает государственные органы привлекать их к уголовной ответственности. Поэтому, мы придерживаемся точки зрения, что необходимо законодательно исключить возможность освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия в случаях, когда они ранее освобождались от уголовной ответственности с применением таких мер [6, с. 133].

Список литературы

  1. Рагозина И. Г., Х. Ш. Килясханов Уголовная ответственность за розничную продажу несовершеннолетним алкогольной продукции // Вестник Омского юридического института. 2011. № 3 С. 47.
  2. Боровиков В.Б. О влиянии института уголовной ответственности несовершеннолетних на совершенствование норм особенной части УК РФ. // Основные направления современной уголовной политики: Сборник научных статей // под ред. Н.Г. Кадникова. M. 2008. С. 92 – 93.
  3. Судебная статистика. Обзор деятельности федеральных судов общей юрисдикции // Российская юстиция. 2013.
  4. Тюгаева Н. А. Особенности реализации принудительных мер воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Ведомости уголовно-исполнительной системы 2013. № 5. 2013. С. 29-30.
  5. Рагозина И. Г., М. С. Кузюков Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в систематическое употребление спиртных напитков: вопросы теории и практики // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2013. №2. С. 222.
  6. Чан Тхй Ту Ань Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации и социалистической Республики Вьетнам. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2016. С. 133.
Читайте так же:  Постановление пленума по должностным преступлениям. злоупотребление гражданскими правами в контексте

Электронное переодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

2. передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

3. возложение обязанностей загладить причиненный вред;

4. ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Принудительные меры воспитательного воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием особые меры государственного принуждения. Их применение к несовершеннолетним означает освобождение от уголовной ответственности (ст. 90 УК) либо от наказания (ст. 92 УК). Главное отличие этих мер от наказания заключается в том, что они не влекут за собой судимости.

Принудительные меры воспитательного воздействия могут применяться по общему правилу к лицам, не достигшим совершеннолетия. В исключительных случаях данные меры могут применяться к психически и социально незрелым лицам в возрасте от 18 до 20 лет (ст. 36 УК).

УК РФ существенно ограничивает перечень принудительных мер воспитательного характера, применяемых к несовершеннолетним. Так, помещение несовершеннолетних в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение допускается только при освобождении несовершеннолетних от наказания и если совершено преступление средней тяжести (ч. 2 ст. 92 УК). При этом срок пребывания в указанном учреждении не может превышать максимального срока наказания за совершенное преступление.

Применение мер воспитательного характера содержит четыре принципиальных положения: а) речь идет о несовершеннолетнем, впервые совершившим преступление; б) преступление должно быть небольшой тяжести; в) средней тяжести (ст. 15 УК); г) данная норма не указывает, кем (каким органом, должностным лицом) эти меры могут быть назначены. Так, освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности не исключается и по постановлению следователя (лица, производящего дознание), прокурора, а также суда, но применение этих мер, возможно только по решению суда. Хотя вопрос об их применении может быть поставлен на стадиях, как предварительного следствия, так и судебного разбирательства.

Вполне обоснованным, соответствующим характеру принудительных мер воспитательного воздействия является положение УК (ч. 3 ст. 90) о возможности назначения несовершеннолетнему одновременно нескольких мер. Действительно, вполне сочетаются, например, такие принудительные меры воспитательного воздействия, как предупреждение и передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга, и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Существуют юридические последствия систематического неисполнения несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия. По представлению специализированного органа данная мера отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Допуская отмену в этом случае назначенной несовершеннолетнему принудительной меры и указывая на привлечение к уголовной ответственности за ранее совершенное преступление, закон тем самым фактически подчеркивает условный характер применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних.

Суд вправе избрать в отношения несовершеннолетнего любую из указанных мер, которая в большей степени может способствовать его исправлению, недопущению совершения им новых преступлений.

В ст. 91 УК раскрывается содержание принудительных мер воспитательного воздействия. Так, предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК. Несовершеннолетний предупреждается, что в случае совершения нового преступного деяния, он будет привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Передача под надзор представляет собой возложение на родителей или лиц, их заменяющих (даже без их согласия), либо на специализированные государственные органы, в частности, на инспекции по делам несовершеннолетних, органы внутренних дел) обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Речь идет о том, что подросток своим трудом и поведением может устранить причиненный материальный ущерб, а также моральный, в частности путем публичного извинения. Это устанавливается и признается судом, который фиксирует способность виновного непосредственно устранить причиненный вред. Наиболее серьезной является мера принудительного воспитательного воздействия, указанная в Законе как ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данная мера предусматривает запрет посещения определенных мест, использование определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа.

Важно, чтобы подросток почувствовал тяжесть ответственности за причиненный вред его деянием, осознал, что его поведение находится под пристальным контролем соответствующих лиц и организаций, задача которых помочь ему в исправлении поведения и предупреждения новых правонарушений.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Принудительные меры воспитательного воздействия

Особенность ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного воздействия. Верховный суд неоднократно обращал внимание судов на предпочтение применения принудительных мер воспитательного воздействия, если несовершеннолетний совершил преступление, не представляющее большой общественной опасности, при условии, что его исправление и перевоспитание могут быть достигнуты без применения мер государственного принуждения.

Читайте так же:  Что делать если не дают донорские дни. гарантии и компенсации работникам-донорам. порядок получения

Несовершеннолетний может быть освобожден от уголовной ответственности только при совершении им преступления впервые. Это свидетельствует о сравнительно невысокой степени его общественной опасности. УК РФ расширил возможность применения воспитательных мер к несовершеннолетним. Такие меры могут быть распространены не только на лиц, совершивших преступление небольшой тяжести, но и на несовершеннолетних, виновных в совершении преступлений средней тяжести, за которые может быть назначено наказание до 5 лет лишения свободы.

Принудительные меры воспитательного воздействия отличаются от уголовного наказания. Они не ставят лицо в положение осужденного, не создают судимости и не могут рассматриваться как наказание. Прекратить уголовное дело в отношении несовершеннолетнего может следователь, прокурор и суд, но решить вопрос о применении мер воспитательного воздействия может только суд. В УК существенно ограничен перечень принудительных мер воспитательного воздействия за счет исключения малоэффективных (принесения извинения перед потерпевшим, выговор, строгий выговор и др.), но предусмотрены иные меры, способные обеспечить контроль над подростком, воспитательное воздействие на него, и в то же время оказание помощи в решении социальных проблем, например, трудоустройстве.

Согласно ч. 3 ст. 90 УК РФ к несовершеннолетним могут быть применены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

  • предупреждение;
  • передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
  • возложение обязанности загладить причиненный вред;
  • ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Одновременно несовершеннолетнему может быть назначено несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например, предупреждение и передача под надзор родителей; возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга.

Контроль за исполнением несовершеннолетним назначенной ему меры воспитательного воздействия возлагается на специализированный государственный орган. Такими органами могут быть специальные подразделения органов внутренних дел по предупреждению правонарушений несовершеннолетних или комиссии по делам несовершеннолетних, если им будет придан статус государственных органов. Пока же такие органы отсутствуют и фактический контроль за поведением несовершеннолетних осуществляют комиссии по делам несовершеннолетних при местных органах власти.

Продолжительность срока нахождения несовершеннолетнего под надзором родителей, лиц, их заменяющих, или специализированного государственного органа, а также продолжительность срока, в течение которого установлено ограничение досуга либо установлены особые требования к поведению несовершеннолетнего, определяются судом. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч. 4 ст. 90 УК).

Систематическое неисполнение несовершеннолетним назначенных ему мер свидетельствует об уклонении от исполнения возложенных на него обязанностей. Назначенные меры носят не только воспитательный, но и принудительный характер. Нежелание подчиниться предъявляемым требованиям свидетельствует о малой их эффективности в данном конкретном случае. О систематическом неисполнении возложенных мер могут свидетельствовать неоднократные предупреждения, сделанные несовершеннолетнему органом, осуществляющим контроль за его поведением. Возможность отмены принудительных мер воспитательного воздействия подчеркивает условный характер применения таких мер.

Каждая мера воспитательного воздействия назначается судом с учетом характера совершенного преступления и личности несовершеннолетнего. Наиболее легкой для несовершеннолетнего мерой воспитательного воздействия является предупреждение, которое заключается в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступления. Таким образом, предупреждение носит публичный характер, действия несовершеннолетнего порицаются и ему разъясняется, что в случае повторного совершения преступления он будет привлечен к уголовной ответственности.

Возложение на лиц или специализированный государственный орган, под надзор которых передан несовершеннолетний обязанностей обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетнего и постоянный контроль за ним, является необходимым условием передачи несовершеннолетнего под надзор.

Обязанность загладить причиненный вред заключается в непосредственном устранении несовершеннолетним своими силами причиненного вреда либо в возмещении материального ущерба. Поэтому при назначении такой меры учитываются имущественное положение несовершеннолетнего и наличие у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего является наиболее строгой мерой воспитательного воздействия, поскольку связана с определенным ограничением свободы времяпрепровождения несовершеннолетнего и ставит его под контроль специализированных государственных органов. При реализации такой меры несовершеннолетний помещается в условия, позволяющие оградить его от негативных влияний со стороны. Новым важным положением уголовного закона является обязанность несовершеннолетнего, если того потребует государственный орган, осуществляющий контроль за ним, продолжить образование либо трудоустроиться с помощью этого же специализированного государственного органа.

Перечень ограничений, которые могут быть установлены для несовершеннолетнего, не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае они будут определяться индивидуально с учетом их эффективности, применительно к каждому подростку.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних

Источники


  1. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

  2. Редактор, Редактор Б. Пугинский И. Пугинский Правоведение / Редактор Б. Редактор И. Пугинский Пугинский. — М.: Юрайт, 2011. — 480 c.

  3. Горбункова И. М. Особенности правоохранительной деятельности российского нотариата в сфере наследственных правоотношений; Городец — Москва, 2010. — 144 c.
  4. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
  5. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.
Принудительной меры воспитательного воздействия предусматривающих особенности. принудительные меры в
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here