Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» представительный орган местного самоуправления — это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Законодатель подразумевает обязательное наличие выборного органа местного самоуправления на территории муниципального образования.

Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Выборы в представительный орган местного самоуправления проводятся на основе следующих принципов избирательного процесса:

  1. всеобщее избирательное право — никто не может быть ограничен либо лишен своего избирательного права (активного или пассивного), за исключением случаев, предусмотренных законом;
  2. равное избирательное право — население муниципального образования вправе принять участие в муниципальных выборах независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии и т. д.;
  3. прямое избирательное право — жители муниципального образования принимают личное участие в муниципальных выборах, голосование через представителей не допускается;
  4. тайное голосование — выбор гражданина, отраженный в избирательных документах, не может быть оглашен без его личного согласия.

В соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» численный состав представительного органа местного самоуправления определяется в уставе муниципального образования. Численность представительного органа местного самоуправления зависит от исторических, региональных, национальных и иных традиций и составляет от 5 до 60 членов.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся следующие полномочия:

  1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  4. установление местных налогов и сборов;
  5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
  6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.


Иные полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов РФ может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

Представительные органы местного самоуправления

Представительный орган местного образования в системе органов самоуправления. Правовой статус представительного органа образования. Комитеты, их главные задачи. Основные виды заседаний. Порядок деятельности фракций, прекращение работы политической партии.

Рубрика Государство и право
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 08.12.2012
Размер файла 32,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

«Представительный орган МСУ » — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день. Тема работы актуальна потому, что представительный орган муниципального образования занимает ведущее положение в системе органов местного самоуправления — именно он непосредственно выражает волю населения муниципального образования в целом, формализуя ее в своих решениях. При этом представительный орган является главным нормотворческим органом муниципального образования. Он обладает общей нормотворческой компетенцией. Нормотворческая компетенция иных органов является специальной. Особая связь представительного органа с населением обеспечивается также тем, что прямо или косвенно он формируется населением в лице избирательного корпуса. Кроме того, она обеспечивается коллегиальным характером работы представительного органа. Объектом является: представительный орган МО в системе ОМСУ. Предмет: правовой статус представительного органа муниципального образования в системе органов местного самоуправления.

Актуальность моего исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы: рассмотреть представительные органы местного самоуправления. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить используемую литературу в работе.

2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания о порядке формировании представительных органах местного самоуправления.

3. Рассмотреть сущность и специфику правовой статус и полномочия депутатов.

4. Изучить структуру представительного органа муниципального образования в системе ОМСУ.

5. Изучить формы деятельности представительного органа МО.

Глава 1. Представительный орган местного образования в системе органов местного самоуправления

1.1 Понятие представительного органа МО

В связи с невозможностью осуществлять процесс принятия решений непосредственно всеми жителями возникла потребность во введении института представительства.

Представительный орган местного самоуправления — это орган, избранный населением муниципального образования, обладающий правом представлять его интересы и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Действующее законодательство устанавливает, что в поселениях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек, представительный орган не формируется, а его функции осуществляются сходом граждан. Законодатель определил возможность закрепления двух способов формирования представительного органа муниципального района:

— может избираться на муниципальных выборах;

— может состоять из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в состав муниципального района.

[1]

Комментарии к действующему законодательству подчеркивают, что минимальная численность депутатов представительных органов поселений, в том числе городских округов, представлена следующим образованиям:

[2]

— на численность жителей менее 1000 человек — 7 депутатов и более;

— на численность жителей от 1000 до 10 000 человек — 10 депутатов и более;

— на численность жителей от 10 000 до 30 000 человек — 15 депутатов и более;

— на численность жителей от 30 000 до 100 000 человек — 20 депутатов и

Представительные органы местного самоуправления

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для улучшения этой статьи желательно ? :
  • Викифицировать статью.
  • Проставить интервики в рамках проекта Интервики.
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
Читайте так же:  Иск к управлению жилищного обеспечения. жилищное обеспечение военнослужащих в избранном месте житель

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Представительный орган местного самоуправления» в других словарях:

Представительный орган местного самоуправления — по законодательству РФ выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. См. также: Органы местного самоуправления… … Финансовый словарь

Представительный орган местного самоуправления — (англ. representative organ of local self regulation) в РФ выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Согласно… … Энциклопедия права

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования;. Источник: Федеральный закон от 28.08.1995 N 154 ФЗ (ред. от 21.07 … Официальная терминология

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы граждан и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Является юридическим лицом в соответствии с уставом муниципального… … Юридический словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. П.о.м.с. являются юридическими лицами в соответствии с уставом… … Юридическая энциклопедия

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов … Словарь юридических понятий

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — (representative body of local selfgoverning) В Российской Федерации это выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения действующие на территории муниципального… … Власть. Политика. Государственная служба. Словарь

представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы граждан и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Является юридическим лицом в соответствии с уставом муниципального… … Большой юридический словарь

ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования (ФЗ РФ Об общих принципах организации местного самоуправления в… … Энциклопедический словарь экономики и права

Представительный орган местного самоуправления — это орган общей компетенции, имеющий внутренне согласованную структуру, обладающий статусом юридического лица, состоящий из депутатов, избираемых на муниципальных выборах, представляющих интересы местного сообщества, постоянно или преимущественно … Большой юридический словарь

Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

“Главный признак представительного органа состоит в том, что, будучи выборным органом, он один объединяет в своем лице все местное сообщество и уполномочен этим сообществом на решение важнейших вопросов его жизнедеятельности”.

Численный состав представительного органа местного самоуправления регулируется законодательством субъекта федерации и определяется уставом муниципального образования.

Структурно, представительный орган состоит из:

заместителя (ей) председателя,

комитетов и комиссий (постоянных и временных).

Представительный орган принимает решения коллегиально, в соответствии со своим регламентом.

Уставом муниципального образования может быть предусмотрена главное должностное лицо муниципального образования, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Главное должностное лицо муниципального образованияможет избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования:

наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования;

осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом;

подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет полномочия местного самоуправления, которые вправе осуществлять только представительные органы. К ним отнесены, прежде всего, нормотворческие, финансовые, бюджетные и контрольные полномочия, такие, как:

· принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

· утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

· установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.

Федеральное законодательство допускает возможность осуществления полномочий представительного органа местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. В таких случаях представительный орган может не избираться.

Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 9832 —

| 7411 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Приказ на отпуск образец рк. образец приказа на утверждение графика отпусков. отличительные черты до

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Представительный орган местного самоуправления

В местном самоуправлении под определением представительного органа понимается тот орган, который избирается населением и действует в его интересах и от его имени. Является обязательным элементом при формировании полного состава органов местного самоуправления. Исключение составляют только те поселения, где численность проживающих менее 100 человек, здесь граждане сами представляют свои интересы на общем собрании. Так же могут поступать и жители поселения, чья численность составляет от 100 до 300 человек, т. е. по своему выбору. Только при избрании не менее 2/3 от необходимой численности органа, представительный орган может вступить в свои полномочия и осуществлять деятельность в полном объеме.

Порядок формирования

Круг лиц, который войдет в состав данного органа, устанавливается путем проведения выборов. Объем полномочий и их срок для избираемых членов представительного органа формируется на общем собрании жителей населенного пункта. Если же такая инициатива среди граждан отсутствует, данный вопрос решается в соответствии с указаниями в законе субъекта РФ. Членами представительного органа могут выступать его депутаты и главы поселений данного МО.

Численность депутатов, являющихся членами представительного органа, определяется с учетом требований устава МО.

Компетенция представительного органа

Основные функциональные обязанности выражаются в следующем:

  • Утверждает местный бюджет МО, а в дальнейшем утверждает отчет об его исполнении.
  • Принимает устав МО, а также вносит изменения и дополнения.
  • Регулирует введение и изменение ставок по тем налогам, принятие решений по которым переданы местным органам самоуправления.
  • Устанавливает планы и программы по развитию МО, а в дальнейшем утверждает отчеты о полноте их исполнения.
  • Устанавливает порядок распоряжения тем имуществом, что находится в собственности МО.
  • Принимает решение о необходимости и характере установления отношений с другими МО.
  • Принимают решение о целесообразности функционирования, реорганизации или ликвидации предприятий (муниципальных), а также устанавливают размер тарифов на оплату услуг данных предприятий.
  • Регулирует вопросы по материально-техническому оснащению органов местного самоуправления.

Прекращение полномочий

Предусмотрена возможность прекращения полномочий данного органа в досрочном порядке. Это происходит в следующих ситуациях:

  • принятие решения о самороспуске самим представительным органом;
  • признание неправомочности действующего состава, принятое верховным судом;
  • упразднение МО, либо его преобразование;
  • утеря МО его статуса вследствие присоединения к городскому округу;
  • увеличение числа избирателей более, чем на 25%.

Кроме того, население МО может самостоятельно принять решение о необходимости отзыва из состава представительного органа конкретных депутатов. Данное решение принимается по решению суда и возможно при наступлении следующих случаев:

  • Представительный орган 3 месяца и более не проводил необходимые заседания.
  • Представительным органом был принят законодательный акт, противоречащий Конституции РФ, либо их деятельность в целом нарушала законы РФ.
  • Представительный орган не выполнял свои обязанности, возложенные на него в рамках его компетенции.

Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы занимают особое положение в системе местного самоуправления. Это проявляется в следующем.

Во-первых, Конституция РФ и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» прямо устанавливают наличие выборных органов местного самоуправления. Так, ч. 2 ст. 130 Конституции РФ устанавливает, что местное самоуправление осуществляется гражданами… через выборные и другие органы местного самоуправления. При этом название других органов не устанавливается. Это свидетельствует о том, что приоритет отдается именно представительным органам.

Во-вторых, представительные органы, как правило, избираются непосредственно самими жителями муниципального образования и призваны выражать их волю при решении возложенных на них задач.

Представительный орган муниципального района может быть сформирован также из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной, независимо от численности населения поселения, нормой представительства. Такое правило устанавливает ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах…» (2003 г.).

В-третьих, представительные органы наделены исключительной компетенцией, содержание которой подчеркивает особенность их статуса по сравнению с исполнительно-распорядительными органами и должностными лицами местного самоуправления, характеризует их как ведущее звено в системе местного самоуправления.

В законах о выборах имеется статья об обязательности проведения выборов в представительные органы местного самоуправления. Так, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в ст. 9 устанавливает, что выборы органов местного самоуправления являются обязательными.

Обязательное наличие выборных органов местного самоуправления предусмотрено в Европейской хартии местного самоуправления. Закрепляя права местного самоуправления в решении государственных дел, хартия устанавливает, что права эти осуществляются советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Обязательность формирования выборных органов местного самоуправления предусмотрена в Федеральном законе «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Само название Закона не вызывает никаких сомнений в том, что представительные органы должны быть избраны, исходя из конституционных прав граждан избирать и быть избранными в эти органы.

Федеральный закон «Об общих принципах…» (1995 г.) не предусматривал какие-либо критерии численности представительного органа местного самоуправления. Новый Закон (2003 г.) поставил численность представительного органа в зависимость от численности населения.

Согласно ч. 6 ст. 35 численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, не может быть менее:

– 7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

– 10 человек – при численности населения от 1000 до 10000 человек;

– 15 человек – при численности населения от 10000 до 30000 человек;

– 20 человек – при численности населения от 30000 до 100000 человек;

– 25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;

– 35 человек – при численности населения свыше 500000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

Читайте так же:  Все пособия до 3 лет. пособие на ребенка до трехлетнего возраста

Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

Численность депутатов представительного органа городского округа с внутригородским делением и внутригородского района определяется законом субъекта Российской Федерации и уставами соответствующих муниципальных образований исходя из численности депутатов, установленной ч. 6 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ.

Представительный орган городского округа с внутригородским делением в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом соответствующего муниципального образования:

1) может формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов в соответствии с равной независимо от численности населения внутригородских районов нормой представительства. Законом субъекта Российской Федерации и в соответствии с ним уставом городского округа с внутригородским делением и уставами внутригородских районов может быть установлена норма представительства внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, в представительном органе данного городского округа исходя из численности населения внутригородских районов. При этом норма представительства одного внутригородского района, входящего в состав городского округа с внутригородским делением, не может превышать одну треть состава представительного органа указанного городского округа;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, изменяющего порядок формирования или избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением, устав соответствующего муниципального образования района подлежит приведению в соответствие с указанным законом субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от избрания представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением на муниципальных выборах к его формированию из состава представительных органов поселений, внутригородских районов, выборы депутатов такого муниципального района, городского округа с внутригородским делением не назначаются и не проводятся, если указанный закон субъекта Российской Федерации вступил в силу до наступления даты, начиная с которой представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением был бы вправе принять решение о назначении выборов в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Установленный таким образом порядок формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением применяется после истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, избранного до дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

В случае принятия закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего переход от формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов к избранию на муниципальных выборах, выборы в представительный орган муниципального района, городского округа с внутригородским делением должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в силу указанного закона субъекта Российской Федерации.

Сессии представительных органов местного самоуправления проводятся открыто, гласно. Принцип открытости и гласности закреплен в основном в законах субъектов Российской Федерации и в большей мере в уставах муниципальных образований.

Например, в уставах большинства муниципальных образований Рязанской области записано, что жителям муниципального образования гарантируется свободный доступ на заседания представительного органа, кроме случаев, когда проводится закрытое заседание. Если помещение, в котором проводится заседание, не может вместить всех жителей, желающих присутствовать на нем, организуется прямая трансляция заседания представительного органа.

На сессии приглашаются представители заинтересованных организаций и средств массовой информации. Это распространенное явление в деятельности представительных органов имеет свое применение почти повсеместно.

Законодательство субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований предусматривают также проведение закрытых пленарных заседаний представительного органа местного самоуправления. Закрытые заседания проводятся по решению представительного органа местного самоуправления. На закрытых заседаниях рассматриваются, как правило, вопросы, содержащие государственную тайну и не подлежащие всеобщему оглашению.

Для проведения сессии представительного органа необходимо, чтобы на его заседании присутствовало определенное законами или уставами количество депутатов. В основном, законы и уставы устанавливают, что представительный орган правомочен приступить к работе, если в его состав избрано не менее 2/3 депутатов. Заседание считается правомочным в том случае, если в нем принимают участие не менее 2/3 депутатов от установленного их числа, т. е. от общего числа избранных депутатов.

[3]

Решения, как правило, принимаются простым большинством от числа присутствующих депутатов. Но при принятии отдельных решений требуется квалифицированное большинство, т. е. 2/3 голосов от общего числа присутствующих. Порядок принятия решений определяется уставом муниципального образования или иным нормативным актом при условии, что решения должны приниматься половиной или более голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании представительного органа.

Решение принимается открытым или тайным голосованием. Голосование может быть поименным.

Правом на внесение проекта решения обладают комитеты, комиссии представительного органа, депутаты, глава муниципального образования, исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления, инициативные группы граждан, отдельные граждане. В отдельных законах и уставах таким правом наделяются общественные объединения, движения в лице их местных отделений. Каждое муниципальное образование решает этот вопрос самостоятельно.

Решения вступают в силу с момента опубликования, с даты, указанной в самом решении, или со дня его принятия. Здесь нет единообразия. Уставы муниципальных образований закрепляют разный порядок вступления решений в силу. Однако большинство учитывают конституционный принцип о том, что в любом случае решение вступает в силу и подлежит исполнению только в случае, если оно обнародовано, опубликовано, доведено до сведения граждан. Это непреложный принцип, который должен действовать повсеместно.

Комитеты и комиссии представительного органа местного самоуправления создаются представительным органом местного самоуправления на сессии. Законы отдельных субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, в большей части уставы муниципальных образований и регламенты представительных органов, предусматривают создание различных органов в составе представительного органа. В их числе образуются и комитеты, и комиссии. Нормы о создании комитетов и комиссий, содержащиеся в законах или уставах, носят отсылочный характер или предусматривают создание таких комиссий и комитетов и их предназначение.

Читайте так же:  Как совершается реализация имущества при банкротстве. процедура реализации имущества при банкротстве

В законах многих субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении и, соответственно, в уставах муниципальных образований этих субъектов отсутствуют нормы о комиссиях и комитетах представительных органов. Этот пробел в законодательстве восполняется регламентами работы представительных органов. Комиссия – это орган, организующий, обеспечивающий стабильную плановую работу.

Постоянные комиссии, комитеты строят свою работу в соответствии с планом работы представительного органа. Каждый представительный орган утверждает план своей работы на определенный период. Обычно такие планы утверждаются сроком на один год. Комиссии и комитеты в соответствии с этим планом утверждают свои планы, в которых определяются вопросы для подготовки к сессиям и заседаниям комитета, комиссии, за каждым вопросом закрепляются исполнители. Такой подход позволяет своевременно и качественно готовить вопросы к рассмотрению.

Названия комитетов, комиссий устанавливаются, как правило, в уставах муниципальных образований и регламентах представительных органов.

В обязательном порядке, о чем свидетельствует практика образования комиссий, в городах создаются постоянные комиссии или комитеты: по регламенту, по законности, по бюджету и налогам, по делам молодежи, по жилищно-коммунальному хозяйству по вопросам социальной политики и культуры, по образованию и здравоохранению, по промышленности, транспорту и связи, по вопросам дорожного хозяйства и благоустройства, наблюдательные и т. д. В районах областного значения представительные органы образуют кроме названных комиссии по вопросам сельского хозяйства и переработки сельхозпродукции. Этот перечень далеко не полный. Комиссии и комитеты создаются с учетом инфраструктуры муниципального образования, в зависимости от наличия сфер деятельности. В сельской местности количество постоянных комиссий незначительно.

Наряду с постоянными комиссиями представительный орган вправе создавать временные комиссии. Временные комиссии действуют по мере необходимости решения тех или иных вопросов временного характера.

Представительный орган местного самоуправления

Представительный орган муниципального образования — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Именно через него каждый гражданин Российской Федерации может реализовать своё конституционное право на осуществление власти на уровне местного самоуправления.

Содержание

Представительный орган является обязательным органом в структуре органов местного самоуправления любого муниципального образования (сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район).

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица.

Порядок его формирования устанавливается Уставом муниципального образования и зависит от его вида.

Представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Представительный орган муниципального района:

1) может состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, определяемой в порядке, установленном Федеральным законом;

2) может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. При этом число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две пятые от установленной численности представительного органа муниципального района. Как правило, представительный орган поселения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

Численность депутатов представительного органа поселения, в том числе городского округа, определяется уставом муниципального образования и не может быть менее:

7 человек — при численности населения менее 1000 человек;

10 человек — при численности населения от 1000 до 10 000 человек;

15 человек — при численности населения от 10 000 до 30 000 человек;

20 человек — при численности населения от 30 000 до 100 000 человек;

25 человек — при численности населения от 100 000 до 500 000 человек;

35 человек — при численности населения свыше 500 000 человек.

Численность депутатов представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек. Численность депутатов представительного органа внутригородской территории города федерального значения определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек.

В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

  1. принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;
  2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
  3. установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  4. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
  5. определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
  6. определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
  7. определение порядка участия муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;
  8. определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  9. контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;
  10. принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Расходы на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования предусматриваются в местном бюджете отдельной строкой в соответствии с классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. Управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов.

Полномочия представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно в случае его роспуска в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 73 Федерального закона.

Читайте так же:  Порядок наложения ареста на автомобиль судебными приставами. имеют ли право судебные приставы аресто

Полномочия представительного органа муниципального образования могут быть также прекращены:

1) в случае принятия указанным органом решения о самороспуске. При этом решение о самороспуске принимается в порядке, определенном уставом муниципального образования;

2) в случае вступления в силу решения соответственно верховного суда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

3) в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4 — 7 статьи 13 Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования;

4) в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом;

5) в случае увеличения численности избирателей муниципального образования более чем на 25 процентов, произошедшего вследствие изменения границ муниципального образования или объединения поселения с городским округом.

Досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования влечет досрочное прекращение полномочий его депутатов. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, состоящего из депутатов, избранных населением непосредственно, досрочные выборы в указанный представительный орган проводятся в сроки, установленные федеральным законом. В случае досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального района, сформированного в соответствии с пунктом 1 части 4 настоящей статьи, представительные органы соответствующих поселений обязаны в течение одного месяца избрать в состав представительного органа муниципального района других депутатов.

Правоведение

Представительные органы местного самоуправления

Представительные органы местного самоуправления формируются населением муниципального образования путем выборов. Наименование представительного органа местного самоуправления определяется в уставах муниципальных образований. Наименования представительных органов местного самоуправления отличаются большим разнообразием. Наиболее распространенными наименованиями являются: городской совет, городская дума, муниципальный совет, собрание депутатов, собрание представителей, поселковый совет и т. д. Численный состав представительных органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Организация работы представительного органа местного самоуправления предусматривает различные формы. Основной формой его работы является сессия, которая представляет собой одно или несколько заседаний депутатов представительного органа с одной повесткой дня. Периодичность сессий различная — от 1 раза в месяц в небольших муниципальных образованиях, до 3-4 раз в год в крупных. Представительный орган на своих сессиях может образовывать из числа депутатов постоянные и временные комитеты и комиссии.

В соответствии со статьей 15 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Статус депутата представительного органа местного самоуправления определяется в федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении. Депутаты могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе или на общественных началах. Депутат осуществляет свою деятельность в различных формах:

участвуя в сессии представительного органа местного самоуправления;

работая в комитетах или комиссиях, образуемых представительным органом;

работая в избирательном округе, от которого он избран. Осуществляя свою деятельность в избирательном округе, депутаты

рассматривают обращения и заявления граждан по тем или иным вопросам.

Одним из важных составных элементов статуса депутата является депутатский иммунитет. Это означает, что на территории муниципального образования он не может быть задержан (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнут обыску по месту жительства или работы, арестован, привлечен к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Досрочное прекращение депутатом своих полномочий возможно в случаях:

утраты гражданства Российской Федерации;

признания недееспособным по решению суда;

выезда на постоянное место жительства за пределы территории субъекта Российской Федерации;

вступления в законную силу в отношении него обвинительного приговора суда;

упразднения муниципального образования;

объявления депутата безвестно отсутствующим или умершим по решению суда.

Полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Представительный орган местного самоуправления принимает решения в коллегиальном порядке. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан.

В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

установление местных налогов и сборов;

установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Источники


  1. Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. — М.: РИОР, 2009. — 464 c.

  2. Гессен И. В. История русской адвокатуры (подарочное издание); Арт Презент — М., 2013. — 536 c.

  3. Чухвичев, Д. В. Законодательная техника / Д.В. Чухвичев. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2012. — 416 c.
  4. Макаров, Ю.Я. Рассмотрение мировыми судьями уголовных дел / Ю.Я. Макаров. — Москва: ИЛ, 2015. — 302 c.
  5. Шалагина, М. А. Правоведение. Шпаргалка / М.А. Шалагина. — М.: Феникс, 2015. — 126 c.
Представительные органы местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here