Правовые основы экологического нормирования. цели и задачи экологического нормирования

Правовые основы экологического нормирования

В природоохранной практике России, как и во всем мире, нормирование и стандартизация с давних пор используются в качестве одной из основных мер или инструментов охраны окружающей среды. Будучи урегулированной в природоохранном законодательстве, такая мера становится правовой. Это означает, с одной стороны, что экологическое нормирование и стандартизация должны в обязательном порядке осуществляться уполномоченными государственными структурами. С другой стороны, правовой характер данной меры проявляется в том, что установленные экологические нормативы и стандарты должны соблюдаться всеми природопользователями.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по разработке, принятию и обеспечению соблюдения экологических нормативов и стандартов, образует институт экологического права.

В Российской Федерации имеется немало нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области экологического нормирования и стандартизации. В числе основных следует назвать Закон РФ «Об охране окружающей природной среды», глава 5 которого определяет систему экологических нормативов и стандартов, критерии их установления, органы, ответственные за разработку и утверждение этих нормативов. Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяются требования к санитарно-гигиеническому нормированию в области охраны среды обитания. Правовые основы экологической стандартизации устанавливаются Законом РФ «О техническом регулировании».

Применительно к использованию отдельных природных ресурсов и их охране, нормирование регулируется соответствующим природоресурсным законодательством – земельным, водным, лесным, об охране атмосферного воздуха, о животном мире и др. Важную роль в экологическом нормировании играет порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов.

В системе нормативных правовых актов, регулирующих отношения в рассматриваемой области, имеется значительное число норм по экологическому нормированию и стандартизации, определяющих компетенцию государственных органов в данной сфере. Они содержатся, например, в положениях о конкретных государственных органах.

Законодатель в статье 19 Федерального закона «Об охране окружающей среды» так определил понятия, относящиеся к экологическому нормированию:

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды.

Нормативы и нормативные документы в области охраны окружающей среды разрабатываются, утверждаются и вводятся в действие на основе современных достижений науки и техники с учетом международных правил и стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В состав иных нормативов в области охраны окружающей среды следует включать санитарно-эпидемиологические нормативы, которые также играют важную роль в достижении целей устойчивого развития.

Дата добавления: 2016-12-31 ; просмотров: 251 | Нарушение авторских прав

29.Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации.

Одним из центральных правовых институтов экологического права является нормирование в сфере охраны окружающей среды. Сущность этого института обусловлена характером воздействия на окружающую среду общества, которое не может существовать и развиваться, не воздействия на природу. Для того чтобы сохранить природу, качество которой было бы благоприятным для человека, нужно определить пределы такого воздействия.

Нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы отражают как состояние природной среды, так и допустимый уровень вредного воздействия на природу.

Правовое значение нормативов охраны окружающей среды состоит в том, что они:

— являются критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений;

— определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний.

— играют важную роль при проведении экологической экспертизы.

— а также в решении вопросов применения мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др. (За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной или иной деятельности в зависимости от причиненного вреда окружающей среде несут ответственность в соответствии с законодательством).

Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий.

Таким образом, под экологическим нормированием понимают особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов в пределах определенной для них компетенции, позволяющий установить нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и иных нормативов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Виды нормативов в области охраны окружающей среды:

1. Нормативы качества окружающей среды.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

1. Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде (ПДК), а также нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (шум, вибрация, магнитные поля) на окружающую среду (ПДУ).

ПДК И ПДУ как элементы состояния окружающей среды формируются при суммарном воздействии на нее определенной совокупности антропогенных (созданных человеком) объектов.

Читайте так же:  Что относится к контролирующим органам. органы государственного контроля рф. органы финансового конт

Например, на определенной территории функционирует несколько фабрик. В результате их суммарных выбросов концентрация, к примеру, химических веществ в атмосферном воздухе не должна превышать установленных пределов.

Предельно допустимая концентрация вредных веществ представляет собой норму нахождения какого-либо вещества в определенном компоненте окружающей среды. Например, концентрация свинца и его соединений в атмосферном воздухе не должна превышать 0,007 мг/м³.

Нормативы ПДК устанавливаются применительно к различным видам вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Для тех веществ, на которые не установлены ПДК, определяются ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), которые не являются обязательными и применяются на практике. ПДК устанавливается в виде Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПИН), а также подзаконными актами иных органов государственной власти.

Нормативы ПДК вредных веществ дифференцируются в зависимости от природно-климатических условий, назначения природных или природно-антропогенных объектов. Они предназначены для оценки воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, в том числе оценки возможности реализации такой деятельности.

Нормативы ПДУ устанавливаются применительно к таким видам вредных физических воздействий, как шум, вибрация, магнитные поля и другие вредные воздействия.

Такие нормативы применяются в отношении атмосферного воздуха, вод и почв), практическое значение которых заключается в том, что они являются критерием оценки состояния окружающей среды.

Существуют также нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, ПДУ радиационного облучения населения.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Соотношение нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду состоит в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Во-первых, нормативы допустимого воздействия устанавливают предельные объемы выбросов и сбросов вредных веществ применительно к каждому источнику выбросов и сбросов. Если на предприятии имеется несколько таких источников, то нормативы допустимых выбросов устанавливается для каждого из них.

Во-вторых, нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются на таком уровне, при котором выбросы и сбросы вредных веществ не приведут у превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды (ПДК и ПДУ) и технологических нормативов.

В-третьих, посредством установления нормативов допустимых выбросов и сбросов осуществляется регулирование выполнения нормативов ПДК, т.е. нормативов качества окружающей среды.

Виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

а. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые устанавливаются для конкретных субъектов хозяйственной и иной деятельности, определяющие, какое количество химических и иных веществ может поступить в окружающую среду в результате функционирования данного объекта, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов разрабатывают субъекты хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Затем разработанные проекты представляют на утверждение соответствующего органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Предприятию, учреждению, организации, которые осуществляют в результате хозяйственной и иной деятельности воздействие на окружающую среду, выдают разрешение на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов.

При определении объемов выбросов и сбросов каждого конкретного источника воздействия на окружающую среду в результате совокупного воздействия на нее всеми хозяйствующими субъектами не должны быть превышены ПДК.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

б. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение – это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Могут устанавливаться лимиты на размещения отходов производства и потребления.

в. нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).

Данные нормативы устанавливаются исходя из ПДУ воздействия на окружающую среду с учетом влияния иных источников воздействия. Эти нормативы устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды.

г. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Порядок их установления определяется законодательством о недрах, водным, лесным, земельным и иным законодательством в области использования и охраны природных ресурсов.

Например, нормирование в области использования и охраны объектов животного мира заключается в установлении лимитов использования объектов животного мира, а также в установлении стандартов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Так, органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты, определяются допустимые уловы водных биологических ресурсов.

д. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — это нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Читайте так же:  Договор безвозмездного пользования нужно ли регистрировать. всегда ли выгодна безвозмездность догово

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

е. нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

Перечень групп нормативов установленных в ФЗ «Об охране окружающей среды» является открытым. Например, к иным нормативам можно отнести:

[2]

— нормативы санитарно-защитных зон, для установления зон вокруг источников вредного воздействия на окружающую среду (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливаются размеры санитарно-защитных зон в зависимости от производственных объектов).

— рыбохозяйственные нормативы качества воды – это установленные значения показателей состава и свойств воды рыбохозяйственных водных объектов.

Ответ. Экологическое нормирование, цель, задачи и принципы реализации

Одним из центральных правовых институтов экологического права является нормирование в сфере охраны окружающей среды. Сущность этого института обусловлена характером воздействия на окружающую среду общества, которое не может существовать и развиваться, не воздействия на природу. Для того чтобы сохранить природу, качество которой было бы благоприятным для человека, нужно определить пределы такого воздействия.

Нормативы в области охраны окружающей среды — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы отражают как состояние природной среды, так и допустимый уровень вредного воздействия на природу.

Правовое значение нормативов охраны окружающей среды состоит в том, что они:

— являются критерием оценки правомерности поведения субъектов экологических правоотношений;

— определяют степень эффективности выполнения эколого-правовых предписаний.

— играют важную роль при проведении экологической экспертизы.

— а также в решении вопросов применения мер ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды и др. (За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной или иной деятельности в зависимости от причиненного вреда окружающей среде несут ответственность в соответствии с законодательством).

Нормирование в сфере охраны окружающей среды осуществляется применительно к отдельным природным объектам и видам вредных воздействий.

Таким образом, под экологическим нормированием понимают особый вид правотворческой деятельности специально уполномоченных на то государственных органов в пределах определенной для них компетенции, позволяющий установить нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и иных нормативов и государственных стандартов в области охраны окружающей среды.

Нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Виды нормативов в области охраны окружающей среды:

1. Нормативы качества окружающей среды.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

1. Нормативы качества окружающей среды – это нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими и иными показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.

Нормативы качества окружающей среды устанавливаются в форме нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в окружающей среде (ПДК), а также нормативов предельно допустимых уровней вредных физических воздействий (шум, вибрация, магнитные поля) на окружающую среду (ПДУ).

ПДК И ПДУ как элементы состояния окружающей среды формируются при суммарном воздействии на нее определенной совокупности антропогенных (созданных человеком) объектов.

Например, на определенной территории функционирует несколько фабрик. В результате их суммарных выбросов концентрация, к примеру, химических веществ в атмосферном воздухе не должна превышать установленных пределов.

Предельно допустимая концентрация вредных веществ представляет собой норму нахождения какого-либо вещества в определенном компоненте окружающей среды. Например, концентрация свинца и его соединений в атмосферном воздухе не должна превышать 0,007 мг/м³.

[1]

Нормативы ПДК устанавливаются применительно к различным видам вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих окружающую среду.

Для тех веществ, на которые не установлены ПДК, определяются ориентировочно-безопасные уровни воздействия (ОБУВ), которые не являются обязательными и применяются на практике. ПДК устанавливается в виде Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (САНПИН), а также подзаконными актами иных органов государственной власти.

Нормативы ПДК вредных веществ дифференцируются в зависимости от природно-климатических условий, назначения природных или природно-антропогенных объектов. Они предназначены для оценки воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, в том числе оценки возможности реализации такой деятельности.

Нормативы ПДУ устанавливаются применительно к таким видам вредных физических воздействий, как шум, вибрация, магнитные поля и другие вредные воздействия.

Такие нормативы применяются в отношении атмосферного воздуха, вод и почв), практическое значение которых заключается в том, что они являются критерием оценки состояния окружающей среды.

Существуют также нормативы ПДУ безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, ПДУ радиационного облучения населения.

2. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду – это нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.

Соотношение нормативов качества окружающей среды и нормативов допустимого воздействия на окружающую среду состоит в том, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.

Во-первых, нормативы допустимого воздействия устанавливают предельные объемы выбросов и сбросов вредных веществ применительно к каждому источнику выбросов и сбросов. Если на предприятии имеется несколько таких источников, то нормативы допустимых выбросов устанавливается для каждого из них.

Во-вторых, нормативы допустимых выбросов и сбросов устанавливаются на таком уровне, при котором выбросы и сбросы вредных веществ не приведут у превышению нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды (ПДК и ПДУ) и технологических нормативов.

Читайте так же:  Как отложить судебное заседание по гражданскому делу. судебное заседание по гражданскому делу

В-третьих, посредством установления нормативов допустимых выбросов и сбросов осуществляется регулирование выполнения нормативов ПДК, т.е. нормативов качества окружающей среды.

Виды нормативов допустимого воздействия на окружающую среду.

а. нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов – это нормативы, которые устанавливаются для конкретных субъектов хозяйственной и иной деятельности, определяющие, какое количество химических и иных веществ может поступить в окружающую среду в результате функционирования данного объекта, при соблюдении которых обеспечиваются нормативы качества окружающей среды.

Проекты нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов разрабатывают субъекты хозяйственной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду. Затем разработанные проекты представляют на утверждение соответствующего органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Предприятию, учреждению, организации, которые осуществляют в результате хозяйственной и иной деятельности воздействие на окружающую среду, выдают разрешение на выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов.

При определении объемов выбросов и сбросов каждого конкретного источника воздействия на окружающую среду в результате совокупного воздействия на нее всеми хозяйствующими субъектами не должны быть превышены ПДК.

При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Установление лимитов на выбросы и сбросы допускается только при наличии планов снижения выбросов и сбросов, согласованных с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

б. нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение – это установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством. Могут устанавливаться лимиты на размещения отходов производства и потребления.

в. нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Данные нормативы устанавливаются исходя из ПДУ воздействия на окружающую среду с учетом влияния иных источников воздействия. Эти нормативы устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды.

г. нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Порядок их установления определяется законодательством о недрах, водным, лесным, земельным и иным законодательством в области использования и охраны природных ресурсов.

Например, нормирование в области использования и охраны объектов животного мира заключается в установлении лимитов использования объектов животного мира, а также в установлении стандартов и правил в области использования и охраны животного мира и среды его обитания. Так, органы исполнительной власти устанавливают лимиты добычи объектов охоты, определяются допустимые уловы водных биологических ресурсов.

д. нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду — это нормативы, которые установлены в соответствии с величиной допустимого совокупного воздействия всех источников на окружающую среду и (или) отдельные компоненты природной среды в пределах конкретных территорий и (или) акваторий и при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях и (или) акваториях.

При установлении нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду учитываются природные особенности конкретных территорий и (или) акваторий.

е. нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды.

Перечень групп нормативов установленных в ФЗ «Об охране окружающей среды» является открытым. Например, к иным нормативам можно отнести:

— нормативы санитарно-защитных зон, для установления зон вокруг источников вредного воздействия на окружающую среду (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, устанавливаются размеры санитарно-защитных зон в зависимости от производственных объектов).

— рыбохозяйственные нормативы качества воды – это установленные значения показателей состава и свойств воды рыбохозяйственных водных объектов.

I. Правовые основы экологического нормирования

ТЕМА 4. Правовая охрана природных объектов.

I. Правовые основы экологического нормирования.

[3]

Под экологическим нормированием понимается установленные уполномоченными органами экологических нормативов с требованиями законодательства.

Нормативы в области охраны окружающей среды

(природа охранные нормативы) – установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование систем и сохранение биологического разнообразия. Они разрабатываются на основе ст.20 ФЗ «об охране окружающей среды» и включают в себя:

1.Проведение научно – исследовательских работ по обоснованию норматива в области охраны окружающей среды.

2.Проведение экспертизы, утверждение и опубликование в области охраны окружающей среды.

3.Установление оснований разработки или пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды.

4.Осуществление контроля, за применением соблюдением контроля в области охраны окружающей среды.

5.Формирование, ведение единой информационной базы данных в области охраны окружающей среды.

6.Оценка, прогнозирование экологических (социальных) экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды.

Глава 5 ФЗ «об охране окружающей среды» определяет систему экологических нормативов и критерии их установления. В систему экологических нормативов входят:

1. нормативы качества охраны окружающей среды, 2. нормативы допустимого воздействия на охрану окружающей среды, 3. нормативы допустимого изъятия природных ресурсов,

Читайте так же:  Природный пожар. природные пожары виды и классификация

В природоохранной практике России, нормирование служит одной из основных мер охраны окружающей среды. Экологические нормативы едины на всей территории РФ и являются обязательными для исполнения. Соблюдение этих нормативов служит критерием оценки правомерности субъектов экологических правоотношений в области воздействия на окружающую среду, экологической экспертизы, лицензирование, сертификация, контроля и др. Одновременно допускается, что с учётом природно-климатических особенностей, а также повышенной социальной ценности отдельной территории (заповедников, курортов и т.д.) для них устанавливаются более строгие нормативы.

Потребность в дифференцировании нормативов качества окружающей среды возник также в связи с наличием на территории РФ различных природных и климатических зон и соответственно с разной реакцией растительных и живых организмов на однотипные воздействия.

Согласно ст.22 ФЗ за превышение установленных нормативов, дополнительно воздействия на окружающую среду, субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причинённого вреда окружающей среде несут ответственность по законодательству.

(1) Нормативы качества окружающей среды – нормативы, установленные в соответствие с физическими, биологическими показаниями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среды.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

установленные в соответствие с химическими показателями состояния окружающей среды, нормативы допустимых концентраций химических веществ, включая радиоактивные вещества. нормативы, установленные в соответствие с физическим показателем состояния окружающей среды, в том числе с показателями уровней радиоактивности и тепла. нормативы, установленные в соответствие с биологическими показателями состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений, животных и др. организмов, использованных как индикаторы качества окружающей среды, а так же нормативы предельно допустимых концентраций микро — организмов. иные нормативы качества окружающей среды.

В основе нормативов качества лежат 3-и показателя:

а) медицинский (пороговый уровень угрозы здоровья). б) технологический (способность экономить, обеспечить выполнение установленных пределов воздействия на человека и среду его жизни). в) научно – технический (способность научно – технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем её параметрам).

Нормативы становятся юридически обязанными с момента его утверждения. Утверждаются эти нормативы с других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей среды. Все нормативы качества окружающей среды можно подразделить на 3-и группы:

1 группа: санитарно – гигиенические нормативы. К ним относятся нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ (биологические, химические и др. воздействия). Цель таких нормативов: определить показатели качества окружающей среды применительно к человеку.

2 группа: экологические нормативы. Нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, они устанавливают требования к источнику вредных воздействий, ограничивают её деятельность определённой пороговой величиной. К экологическим нормативам могут быть отнесены другие требования, предъявляемые к источникам (стационарным или передвижным) с целью охраны окружающей среды и здоровью человека. В отличии стационарных источников, для которых устанавливаются индивидуальные нормативы с учётом специфики их воздействия на окружающую среду для транспортных и иных передвижных средств, определяют нормативы для моделей.

3 группа: вспомогательные нормы, правила. Цель – обеспечить единства в употреблении терминологии в деятельности организационных структур и в правовом регулировании экологических отношений.

(2) Нормативы допустимых воздействий на окружающую среду – нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности, на окружающую среду и при соблюдении которых выполняются нормативы качества окружающей среды.

Данная группа нормативов включает:

нормативы предельно допустимых выбросов и выбросов веществ. нормативы образования отходов и лимита на их размещение. нормативы предельно допустимых условий шума, магнитных полей и иных вредных физических воздействий. нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия. предельно допустимые нормы предельной хозяйственной деятельности.

Эти нормативы определяют предельные размеры вредных воздействий на природу, установленные для отдельных источников на такие воздействия. Нарушение этих нормативов образует юридическое основание для ограничения, приостановления или даже прекращения эксплуатации соответствующих воздействий. Нормативы допустимых воздействий служат основным инструментом при регулировании соблюдения нормативов качества окружающей среды. При установлении нормативов учитываются природные особенности конкретной территории и или акваторий.

(3) Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды – нормативы, установленные в соответствие с ограничением объёма их изъятия в целях сохранения природы и природных антропогенных объектов, обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем и предотвращение их деградации.

Нормативы изъятия (использование природных ресурсов) устанавливаются с целью обеспечения удовлетворения общественных потребностей и предупредительное истощение природных ресурсов. Такие нормативы разрабатываются с учётом возможности их воспроизводства, сохранения устойчивого функционирования естественных экологических систем. Общее положение о нормативах допустимого изъятия компонентов природной среды, предусмотренной ФЗ «об охране окружающей среды» в соответствие с которым нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды определяются законом о недрах, земельным, водным, лесным законом, законом о животном мире и иными НПА в области охраны окружающей среды.

Законом в области природа пользования и в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, охрана и воспроизводство отдельных видов природных ресурсов. Более конкретного требования о нормировании изъятия отдельных природных ресурсов предусмотренных природным ресурсным законом.

Дата добавления: 2016-09-06 ; просмотров: 835 | Нарушение авторских прав

Тема 2.2. Правовые основы экологического нормирования,

Стандартизации

Общая характеристика нормирования в сфере охраны окружающей среды. Понятие и сущность нормирования в сфере охраны окружающей среды. Порядок нормирования и классификация нормативов в сфере охраны окружающей среды.

Нормативы качества окружающей среды: виды, функции. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: виды, функции. Нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.

Нормативы допустимого изъятия компонентов среды. Иные нормативы в области охраны окружающей среды. Санитарно-гигиеническое и экологическое нормирование в сфере охраны окружающей природной среды. Предельно допустимые нормы применения агрохимикатов, нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания и др.

Читайте так же:  Смерть сотрудника оформление документов. оформление увольнения работника в связи со смертью

Стандартизация в сфере охраны окружающей среды. Понятие и сущность стандартизации в сфере охраны окружающей среды. Организация стандартизации и порядок применения стандартов.

(форма обучения: очная)

1. Правовая база нормирования и стандартизации.

2. Нормативы качества окружающей среды.

3. Роль стандартизации в экологическом праве.

4. Решение тестов и задач

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите статьи 19-31 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

2. Уясните виды экологического нормирования.

3. Рассмотрите основные направления системы стандартизации природоохранной деятельности.

Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Студентам необходимо уяснить, что по данной теме основным видами являются самостоятельная работа и практическое занятие. Подготовку по данной теме следует начать с повторения главы 5 ФЗ «Об охране окружающей среды» в которой раскрыты основные вопросы нормирования в сфере охраны окружающей среды, обращая особое внимание на нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

Студентам необходимо уяснить понятие, порядок нормирования и классификацию нормативов в данной сфере. Далее надо уяснить понятие, правовые основы, назначение и сущность стандартизации в сфере охраны окружающей среды, а так же изучить систему стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов, которая введена в России с 1 января 1977 г.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте сущность нормирования.

2. Дайте понятие классификации нормирования.

3. Определите, что включают в себя нормативы качества.

4. Охарактеризуйте порядок применения стандартов.

5. Составьте схему, отражающую порядок реализации нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды.

6. Разграничьте понятия стандартизации и сертификации.

Тема 2.3. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза

Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды. Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду. Содержание оценки воздействия на окружающую среду.

Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.

Понятие и принципы экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и ОВОС. Виды экологической экспертизы. Развитие законодательства в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы. Порядок проведения государственной экологической экспертизы. Заключение государственной экологической экспертизы. Общественная экологическая экспертиза. Порядок проведения и особенности общественной экологической экспертизы.

Практическое занятие

(форма обучения: очная)

1. Правовые основы оценки воздействия на окружающую среду.

2. Правовая характеристика, виды и особенности экологической экспертизы.

3. Порядок проведения экологической экспертизы.

4. Решение тестов и задач.

Задания для самостоятельной работы

1. Изучите значение оценки воздействия на окружающую среду.

2. Раскройте цели и объекты воздействия на окружающую среду.

3. Изучите понятие и назначение экологической экспертизы.

Рекомендации по выполнению заданий

и подготовке к практическому занятию

Изучение данной темы студентам следует начать с понятия и роли оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы и уяснение их места в правовом механизме подготовки и принятия экологически значимых хозяйственных решений и охраны окружающей среды. В рамках данной темы, с учетом единства предмета и цели деятельности, необходимо изучить правовые основы оценки воздействия на окружающую среду, которая широко практикуется в зарубежных странах и внедрена в природоохранительную практику в России.

Студентам необходимо при выполнении заданий выявить различия оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, уяснить виды и особенности экологической экспертизы, ее объекты и порядок проведения.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Дайте понятие оценки воздействия на окружающую среду.

2. Назовите цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду.

3. Раскройте содержание оценки воздействия на окружающую среду.

4. Определите содержание экологической экспертизы.

5. Раскройте порядок проведения государственной экологической экспертизы.

6. Охарактеризуйте порядок оформления заключения государственной экологической экспертизы.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Источники


  1. Теория государства и права / ред. К.А. Мокичев. — М.: Юридическая литература, 2005. — 520 c.

  2. Старович, Збигнев Судебная сексология / Збигнев Старович. — М.: Юридическая литература, 2016. — 336 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  4. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
  5. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
Правовые основы экологического нормирования. цели и задачи экологического нормирования
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here