Правила проведения капитального ремонта по закону. порядок проведения капитального ремонта особеннос

Правовые основы организации и проведения капитального ремонта

В процессе проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома возникают множество общественных отношений, которые регулируются нормами различных отраслей законодательства.

Взаимоотношения между собственниками помещений многоквартирных домов по принятию решения о проведении капитального ремонта регулируются, прежде всего, жилищным законодательством. Отношения по выполнению работ и услуг по капитальному ремонту [1] [2]

между подрядными организациями и заказчиком в лице регионального оператора, жилищно-эксплуатационной организации регулируются уже гражданским законодательством. Принятие решения о выделении бюджетных средств на субсидирование расходов по проведению капитального ремонта осуществляется согласно требованиям бюджетного законодательства. Деятельность государственных органов по осуществлению надзорных функций осуществляется в соответствии с административным законодательством.

Главным нормативно-правовым актом в нашей стране является Конституция РФ. 1

Основной закон государства закрепляет права и обязанности человека и граждан, среди которых право на неприкосновенность жилища, недопустимость произвольного проникновения и лишения жилища, охраняется право частной собственности. Конституции РФ разграничивает вопросы ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Так гражданское законодательство находиться в ведении Российской Федерации, а административное и жилищное законодательство находится в совместном ведении. Это означает, что нормативно-правовые акты, регулирующие гражданско-правовые отношения, принимаются только на уровне федерации, в свою очередь, регионы могут принимать нормативно-правовые акты по административным и жилищным вопросам.

Основным нормативно-правовым актом, устанавливающим основные положения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, является Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ. [3] [4]

В данном нормативно-правовом акте устанавливается обязанность собственников помещений многоквартирных домах проводить капитальный ремонт общего имущества, регулируется порядок принятия решения о проведении капитального ремонта, объемах работ по капитальному ремонту и источников финансирования затрат. Организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах посвящен Раздел IX Жилищного кодекса РФ.

На уровне Федеральных законов также регулируются общественные отношения, связанные с предоставлением поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства согласно Федеральному закону от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». 1 Во исполнение данного Федерального закона были приняты Методические рекомендации по формированию состава работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых за счет средств, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», утвержденные Госкорпорацией «Фонд содействия реформированию ЖКХ» 15.02.2013. [5] [6]

Общественные отношения в сфере капитального ремонт регулируются также указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативноправовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

Среди указов Президента РФ особую роль имеют «майские указы», как например, указ Президента РФ от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Данным документов устанавливаются количественные показатели, которые должны выполнить органы власти на местах.

На уровне Правительства РФ принимаются множество нормативно-правовых актов, затрагивающие вопросы капитального ремонта, такие как: постановление Правительства РФ от 21.06.2010 №468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», постановление Правительства РФ от 13.08.2006 №491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» и т.д.

Правительством РФ принимаются государственные программы в жилищно-коммунальной сфере, как например, государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 323. 1

В настоящее время отраслевым федеральным органом исполнительной власти в жилищно-коммунальной сфере является Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).

Ранее действующим Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (Госстрой России) были приняты ряд важных нормативно-правовых актов, таких как постановление от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» [7] [8] [9] , постановление от 13.12.2000 №285 «Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения» , постановление от 05.03.2004 № 15/1 «Об утверждении и введении в действие Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». [10]

Помимо федерального регулирования жилищно-коммунальных отношений существует региональное регулирование. На примере Томской области были приняты со стороны представительного органа государственной власти субъекта РФ такие Законы как Закон Томской области от 07.06.2013 № 116-03 «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Томской области» 1 , Закон Томской области от 14.07.2005 № 104-03 «О реконструкции и капитальном ремонте жилищного фон- да на территории Томской области» ,Закон Томской области от 13.03.2009 №33-03 «О порядке привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию

Немаловажную роль играют нормативно-правовые акта регионального органа исполнительной власти субъекта РФ.

Среди данной группы нормативно-правовых актов большое значение имеют постановления Администрации Томской области от 30.12.2013 № 597а «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, на 2014 — 2043 годы» [11] [12] [13] [14] , от 30.03.2015 № 99а «Об установлении Порядка утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» [15] , от 29.08.2014 № 322а «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме на территории Томской области на 2015 год» 1 , от 03.10.2014 № 378а «Об утверждении Порядка привлечения региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах» , от 08.04.2015 № 131а «Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах». [16] [17] [18]

Между тем, среди государственных органов исполнительной власти субъекта РФ принимают нормативно-правовые акты отраслевые органы. В Томской области отраслевым органом является Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области. Среди приказов департамента выделяются приказы от 03.06.2015 № 31 «Об утверждении формы заявки на предоставление из областного бюджета государственной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» [19] , от 26.03.2015 № 20 «Об утверждении Методики оценки соответствия многоквартирного дома критериям очередности в целях его включения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных дома». 1

Читайте так же:  Противоэпидемические мероприятия при сибирской язве. ветеринарно-профилактические мероприятия при си

На уровне муниципальных образований утверждаются в форме нормативно-правого акта краткосрочные планы реализации региональных программ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Например, в муниципальном образовании «Город Томск» было принято постановление администрации Города Томска от 14.04.2015 № 330 «Об утверждении краткосрочного плана муниципального образования «Город Томск» на 2015 год в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Томской области, на 2014 — 2043 годы». [20] [21]

Муниципальные образования вправе принимать программы оказания поддержки жилищно-эксплуатационным организациям в проведении капитального ремонта. К примеру, в муниципальном образовании «Город Томск» было принято постановление администрации Города Томска от 01.06.2015 №478 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии организациям, осуществляющим управление (обслуживание) многоквартирными домами, в целях возмещения затрат на проведение капитального ремонта многоквартирных домов». [22]

Законодательство в жилищно-коммунальной сфере динамично развивается, формируются правовые основы для качественного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Правила проведения капитального ремонта по закону. Порядок проведения капитального ремонта: особенности, правила организации, законодательная база

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 августа 2014 г. № 427/пр “Об утверждении методических рекомендаций установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме”

В соответствии с пунктом 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В. Чибиса.

Министр М.А. Мень

Методические рекомендации
установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
(утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 августа 2014 г. № 427/пр)

1. Настоящие методические рекомендации (далее — Рекомендации) разработаны в соответствии с пунктом 10.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) в целях методического обеспечения деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — необходимость проведения капитального ремонта) в соответствии с пунктом 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса, а также принятию в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом, решений о необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — Порядок).

2. При определении необходимости проведения капитального ремонта рекомендуется применять ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р).

3. Решение о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости рекомендуется принимать в момент принятия решения о включении (невключении) многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее — региональная программа капитального ремонта) формируемую и актуализируемую в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации для формирования и актуализации региональных программ капитального ремонта.

4. Полномочиями по принятию решения о необходимости капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости рекомендуется наделять орган, уполномоченный субъектом Российской Федерации на формирование и подготовку актуализации региональной программы капитального ремонта (далее — уполномоченный орган). Иные органы и организации, а также собственники помещений в многоквартирном доме, могут принимать участие в принятии решения о необходимости капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости в случае, если соответствующие положения предусматриваются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

5. Решения, предусмотренные пунктом 3 настоящих Рекомендаций, могут быть в виде отдельного документа либо оформляться путем утверждения региональной программы капитального ремонта, в том числе по результатам ее актуализации.

6. В спорных ситуациях решение о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости рекомендуется принимать коллегиально. Порядок создания, деятельности и полномочия соответствующих коллегиальных органов (далее — комиссия) рекомендуется определять нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

При этом, в состав комиссий рекомендуется включать представителей органов местного самоуправления, органов государственного жилищного надзора, органов муниципального жилищного контроля, регионального оператора, созданного субъектом Российской Федерации, в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса, представителей собственников помещений в многоквартирном доме, представителей органа, осуществляющего государственный технический учет жилищного фонда, органа архитектуры и градостроительства, организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, а также иных органов или организаций.

7. В Порядок рекомендуется включать положения, регламентирующие:

1) содержание и состав процедур (мероприятий) по установлению необходимости проведения капитального ремонта, принятию решений, предусмотренных пунктами настоящих Рекомендаций для целей формирования и актуализации региональных программ капитального ремонта в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса, для целей применения положений части 4 статьи 181 и части 7 статьи 189 Жилищного кодекса, а также краткосрочных (до 3-х лет) планов реализации региональной программы капитального ремонта;

2) процедуру работы уполномоченных органов и комиссий при определении необходимости проведения капитального ремонта;

3) процедуру внесения изменений в региональную программу капитального ремонта при принятии комиссией или уполномоченным органом решения о необходимости проведения капитального ремонта в более ранние (поздние) сроки по отношению к срокам, установленным региональной программой капитального ремонта, а также внесение изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта, в случае, если соответствующие положения не установлены законом субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса;

4) перечень оснований для рассмотрения уполномоченным органом или комиссией вопроса о принятии решения о необходимости проведения капитального ремонта;

5) процедуру инициирования уполномоченным органом или комиссией рассмотрения вопроса о принятии решения о необходимости капитального ремонта;

6) источники получения уполномоченным органом или комиссией информации, необходимой для целей установления необходимости проведения капитального ремонта, а также порядок и сроки ее получения;

7) требования к форме и содержанию документа, которым оформляется решение уполномоченного органа и (или) комиссии о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости;

8) процедуры информирования собственников помещений в многоквартирном доме, лиц, осуществляющих управление многоквартирным домом, или организаций, оказывающих услуги (выполняющих работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, иных органов и (или) организаций, предусмотренным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации о принятом уполномоченным органом и (или) комиссией решении о необходимости проведения капитального ремонта или об отсутствии такой необходимости;

Читайте так же:  Упд универсальный передаточный документ в 1с 8.2. универсальный передаточный документ – альтернатива

9) иные положения по необходимости.

Обзор документа

Минстроем России для регионов подготовлены методические рекомендации по вопросу установления необходимости проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Этот вопрос рекомендовано решать в момент принятия решения о включении (невключении) многоквартирного дома в региональную программу капремонта. При этом следует применять ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р).

Полномочиями по принятию решения о необходимости капремонта целесообразно наделить орган, занимающийся формированием и подготовкой актуализации региональной программы капремонта. Нормативным правовым актом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность участия в решении этого вопроса иных органов и организаций, а также собственников помещений в многоквартирном доме.

В спорных ситуациях решение следует принимать коллегиально. Даны рекомендации по формированию состава коллегиальных органов.

Региональные власти должны установить порядок определения необходимости проведения капремонта общего имущества в многоквартирном доме. Приведен перечень положений, которые целесообразно в него включить.

Порядок назначения здания на капитальный ремонт

Капитальный ремонт — это ремонт с целью восстановления ресурса инженерного оборудования с заменой при необходимости отдельных конструктивных элементов и систем инженерного оборудования в целом, а также улучшения эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт включает устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену их на более долговечные и экономичные, повышающие эксплуатационные показатели. Также при капитальном ремонте осуществляется оснащение недостающими видами инженерного оборудования, обеспечивающими энергосбережение, измерение и регулирование потребления тепла, холодной и горячей воды, электрической энергии и газа.

При капитальном ремонте здания, проводимом через 15 лет после ввода его в эксплуатацию, полностью заменяют трубопроводы и оборудование, у которых закончился срок службы.

Капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий устанавливаются по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства.

На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Проектирование капитального ремонта жилых зданий осуществляется на основе перспективных, пятилетних и годовых планов, утвержденных в установленном порядке.

Назначение здания на капитальный ремонт проводится с учетом его физического износа, архитектурной и исторической ценности и с определением целесообразности сохранения данного здания в перспективе.

Для производства капитального ремонта проектными и проектноизыскательскими организациями разрабатывается проектно-сметная документация.

Разработка такой документации на капитальный ремонт здания предусматривает:

  • • проведение технического обследования, определение физического и морального износа объекта проектирования;
  • • составление проектно-сметной документации для всех проектных решений по перепланировке, функциональному переназначению помещений, замене конструкций, инженерных систем или устройству их вновь, благоустройству территории и другим аналогичным работам;
  • • технико-экономическое обоснование капитального ремонта и реконструкции;
  • • разработку проекта организации капитального ремонта и реконструкции, а также проекта производства работ, который разрабатывается подрядной организацией.

Интервал времени между утверждением проектно-сметной документации и началом ремонтно-строительных работ не должен превышать двух лет.

Техническое обследование для проектирования капитального ремонта зданий состоит из следующих этапов: подготовительного, общего и детального обследования здания, составления технического заключения.

На подготовительном этапе проводятся изучение архивных материалов, норм, по которым велось проектирование, сбор исходных и иллюстративных материалов.

Целью общего обследования является предварительное ознакомление со зданием и составление программы детального обследования конструкций.

При общем обследовании здания выполняют следующие работы:

  • • определяют конструктивную схему здания, выявляют несущие конструкции по этажам и их расположение;
  • • анализируют планировочные решения в сочетании с конструктивной схемой;
  • • осматривают и фотографируют конструкции крыши, дверные и оконные блоки, лестницы, несущие конструкции, фасад;
  • • намечают места выработок, вскрытий, зондирования конструкций в зависимости от целей обследования здания;
  • • изучают особенности близлежащих участков территории, вертикальной планировки, состояние благоустройства участка, организацию отвода поверхностных вод;
  • • устанавливают наличие вблизи здания засыпанных оврагов, термокарстовых провалов, зон оползней и других опасных геологических явлений;
  • • оценивают расположение здания в застройке с точки зрения подпора в дымовых, газовых и вентиляционных каналах.

Детальное обследование зданий выполняется для уточнения конструктивной схемы здания, размеров элементов, состояния материала и конструкций в целом.

При детальном обследовании выполняют работы по вскрытию конструкций, испытанию отобранных проб, проверке и оценке деформаций, определению физико-механических характеристик конструкции, материалов, грунтов и т.п. с использованием инструментов, приборов, оборудования для испытаний.

В техническом заключении по детальному обследованию здания для проектирования его капитального ремонта содержится перечень документальных данных, на основе которых составлено заключение: история сооружения; описание окружающей местности и общего состояния здания по внешнему осмотру; определение физического и морального износа здания; описание конструкций здания, их характеристик и состояния; чертежи конструкций здания с деталями и обмерами; расчет действующих нагрузок и поверочные расчеты несущих конструкций и основания фундаментов; обмерные планы и разрезы здания, планы и разрезы шурфов, скважин; чертежи вскрытий; геологические и гидрогеологические условия участка; строительная и мерзлотная характеристика грунтов основания (при необходимости); условия эксплуатации; анализ причин аварийного состояния здания (если таковые имеются); фотографии фасадов и поврежденных конструкций; выводы и рекомендации.

Вместе с заданием на проектирование объектов заказчик выдает проектной организации исходные данные:

Генеральная проектная организация на основании полученного от заказчика задания на проектирование составляет строительный паспорт на капитальный ремонт зданий. Этот паспорт утверждается заказчиком. В строительный паспорт включается следующее:

  • • задание на проектирование и исходные данные для проектирования;
  • • принципиальное решение по виду ремонта;
  • • предложения по организации площадки ремонта, использованию механизмов, промежуточных складов (при необходимости);
  • • предложения (при необходимости) о сносе строений, зеленых насаждений, отселении жильцов и арендаторов, проведении дополнительного технического обследования здания;
  • • ситуационный план М 1:2000 и геоматериалы М 1:500.
Видео (кликните для воспроизведения).

В проектно-сметную документацию входят разделы:

  • 1) общая пояснительная записка;
  • 2) архитектурно-строительные решения;
  • 3) технологические решения по встроенным нежилым помещениям;
  • 4) решения по инженерному оборудованию;
  • 5) проект организации капитального ремонта;
  • 6) техническая эксплуатация здания;
  • 7) сметная документация.

Неотъемлемую часть утвержденной проектно-сметной документации на капитальный ремонт составляет проект организации капитального ремонта; он разрабатывается параллельно с другими разделами проектно-сметной документации в целях взаимоувязки объемно-планировочных, конструктивных и технологических решений с условиями и методами осуществления ремонта объектов.

Читайте так же:  Создать креативный qr код онлайн. как создать qr-код и зачем это нужно как считать информацию qr-код

Проект организации капитального ремонта разрабатывается проектной организацией, выполняющей строительное проектирование ремонта. При разработке отдельных разделов проектно-сметной документации субподрядными проектными организациями эти организации при необходимости должны разрабатывать соответствующие решения для включения их в проект организации капитального ремонта.

Исходными материалами для разработки такого проекта служат:

В состав проекта организации капитального ремонта включаются:

В проекте организации капитального ремонта приводятся следующие технико-экономические показатели:

  • • полная сметная стоимость капитального ремонта, в том числе ремонтно-строительных работ;
  • • нормативная продолжительность капитального ремонта (месяцы или рабочие дни);
  • • максимальная численность работающих, человек;
  • • затраты труда на выполнение ремонтно-строительных работ, человеко-дни.

При капитальном ремонте жилых зданий без отселения жильцов необходимо устанавливать очередность и порядок совмещенного выполнения ремонтно-строительных работ с указанием помещений, в которых на время производства работ отключаются питающие сети, запрещается проход проживающих и (или) арендаторов.

Проект производства работ по капитальному ремонту жилого здания, ремонтируемого без отселения жильцов, согласовывается с руководителем эксплуатирующей организации.

Утвержденный проект производства работ должен быть передан производственному участку за два месяца до начала работ. Перечень работ, производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда согласно следующим нормативным документам.

Капитальный ремонт в домах, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, а также строениях, подлежащих сносу в течение ближайших 10 лет: допускается производить капитальный ремонт в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.

Плановые сроки начала и окончания капитального ремонта жилых зданий должны устанавливаться по нормам продолжительности капитального ремонта жилых и общественных зданий и объектов городского хозяйства.

Порядок разработки, объем и характер проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, а также сроки выдачи ее подрядной организации должны устанавливаться в соответствии с Инструкцией о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт жилых зданий, ВСН 55—87 (р) и ВСН 89 (р) (Реконструкция и капитальный ремонт жилых домов. Нормы проектирования).

Порядок проведения капитального ремонта: особенности, правила организации, законодательная база

Статьи по теме

Проведение капитального ремонта – вопрос, касающийся каждой управляющей компании и любого из жильцов. В статье мы рассмотрим как общие принципы организации капремонта, так и отдельные неочевидные тонкости, которые помогут УК выстроить процесс более эффективно и с меньшими затратами.

Как организуется и проводится капитальный ремонт

Конструктивные элементы, инженерные системы и оборудование многоквартирных домов постепенно изнашиваются, поэтому требуют периодического вмешательства для восстановления нормального состояния. Из этих процедур складывается капремонт, который планируется в каждом МКД. Порядок его проведения с последними изменениями рассмотрим в данной статье.

Скачайте полезные образцы документов:

Общие принципы капремонта МКД

К многоквартирным домам предъявляется перечень санитарных и технических требований. Если текущий ремонт не позволяет привести здание в соответствие с нормативными документами, то проводится капитальный ремонт. В ходе него восстанавливаются или заменяются основные элементы и конструкции МКД.

Порядок проведения капитального ремонта предполагает обязательное согласование мероприятий на общедомовом собрании. До недавнего времени жильцы утверждали все, что касалось:

  • перечня выполняемых работ;
  • сметы расходов;
  • сроков выполнения;
  • источников финансирования;
  • лиц, принимающих работы со стороны владельцев квартир.

[3]

Осенью 2017 года правила проведения капитального ремонта были существенно пересмотрены. В соответствии с ними, к примеру, ОСС больше не занимается утверждением сметы капремонта. Это касается даже тех случаев, когда формирование фонда капитального ремонта происходит на специальном счете.

Все 9 существенных изменений правил проведения ремонта рассмотрены в посвященной этому вопросу статье.

Когда говорится о проведении капитального ремонта МКД, то имеются в виду мероприятия, касающиеся восстановления общей собственности. В квартирах все ремонтные работы, в том числе, наиболее трудоемкие и затратные, проводятся самими жильцами. Оборудование, которым пользуются все, меняется за средства, собираемые в общем фонде. Особым вопросом всегда становится ремонт или замена лифта, потому что речь идет об очень дорогом оборудовании, на которое не всегда хватает накопленных домом денег.

Зачастую перед жильцами и УК встает вопрос о том, что же в первую очередь делать – ремонтировать текущую кровлю или ставить новый лифт, так как старый вышел из строя либо исчерпал срок нормативной эксплуатации. Проблема может стоять еще острее. При сборе средств на выполнение капитального ремонта на счете регоператора чиновники сами определяют, когда жильцы смогут воспользоваться накопленными деньгами. Как в такой ситуации заменить вышедший из строя лифт? Конкретный опыт решения этой задачи описывается в статье из журнала «Управление МКД».

Потребность в капитальном ремонте жилых объектов регламентирована законодательно. Его нужно проводить для зданий при следующем износе:

  • деревянные – от 65 процентов;
  • каменные – от 30 до 70 процентов.

Как проводится капитальный ремонт

Нужно помнить, что в понятии капитального ремонта существует разграничение на его полное и выборочное проведение. Выборочно он проводится только для части элементов МКД, нуждающихся в безотлагательном обновлении. Полный капитальный ремонт по нормативным документам необходимо проводить через 30 лет после того, как дом начал эксплуатироваться, выборочный – по истечении 20 лет. Для конструктивных элементов зданий конкретный срок службы определяется материалом изготовления. Например, фундаменты, стены и перекрытия могут прослужить от 30 до 80 лет, а внутренняя отделка – от 3 до 30 лет.

В процессе строительства у каждого дома появляется технический паспорт, в котором отображается, в том числе, и состояние его элементов. Необходимость проведения капремонта МКД определяется, в том числе, по информации из этого документа. Нужно ли ремонтировать дом, решает специальная комиссия, состоящая из специалистов разных ведомств. Они предварительно осматривают здания и выносят решение о потребности в проведении тех или иных мероприятий.

Полезный материал

Жильцы тоже могут влиять на то, нужно ли проводить в многоквартирном доме работы по капремонту. У собственников есть право отказаться от определенных работ, если они посчитают, что дом может обойтись и без них. Однако в отношении лифтов, ответственных коммуникаций и важных элементов здания проводить работы придется и без согласия владельцев квартир.

Сбор средств на финансирование капремонта

Капитальный ремонт многоквартирных жилых домов выполняется за счет средств, которые собираются с жильцов в виде обязательных ежемесячных взносов. Собственники квартир выбирают один из вариантов формирования фонда капремонта:

  • у регионального оператора (в общем котле);
  • на специальном счете, относящемся только к конкретному дому.

Главным преимуществом использования специального счета является свобода распоряжения собранными на нем средствами. В этом случае сами жильцы определяют, когда будут проводиться работы по капремонту в многоквартирном доме. Они не зависят от решений относительно очередности проведения работ, принимаемых на уровне региона. Минус собственного счета – необходимость тратить время и силы на его открытие и сопровождение. Во всех деталях работа со спецсчетом описана в экспертной статье в нашем журнале.

Читайте так же:  Подал иск о признании. признание иска

Если владельцы квартир не выбирают самостоятельного способа сбора средств на капремонт, то регулярно выплачиваемые ими средства по умолчанию отправляются региональному оператору. РО аккумулирует денежные средства и несет ответственность за капитальный ремонт общего имущества в МКД, но сам выполнением работ не занимается. Регоператор привлекает необходимых подрядчиков и следит за тем, чтобы они соблюдали сроки и требования относительно качества.

Многие считают, что отправленные РО денежные средства потеряны для УК и ТСЖ. Однако на деле это не так. Управляющие организации сами вполне могут стать подрядчиками, то есть теми, кто проводит капитальный ремонт. В таком случае они могут заработать на выполнении работ, даже если денежные средства на них собираются на счете регионального оператора. Как именно это сделать, описано в статье шеф-редактора журнала «Управление многоквартирным домом». Из материала вы узнаете:

[1]

;

  • что нужно сделать для участия в предварительном отборе;
  • как проводятся электронные аукционы;
  • по каким критериям выбирается победитель.
  • Если денежные средства собираются на спецсчете конкретного дома, то его владельцем считается управляющая организация, ТСЖ или кооператив. УК в таком случае более свободна в распоряжении собственными средствами, так как вопросы их выделения на ремонтные работы решают сами жильцы на ОСС. Однако это не значит, что денег управляющей компании хватает всегда и на все.

    Нередко случается так, что Госжилинспекция выписывает предписание о необходимости ремонта, например, кровли, а накопленных денежных средств для этого недостаточно. Естественно, инспекторов не заботят вопросы о том, за счет чего УК будет финансировать ремонтные работы. ГЖИ важен результат, которым является исполненное предписание. При его отсутствии ответственную организацию ожидают штрафы и прочие санкции.

    Если денежных средств недостаточно, то их можно одолжить. Этому вопросу посвящена статья в нашем журнале, в которой рассматриваются следующие моменты:

    ;
    как осуществляется финансирование, если работы проводятся в досрочном порядке;

    ;

  • как собственникам выдаются займы.
  • Вопрос кредитования капитального ремонта встает все чаще, потому что не только контролирующие органы, но и сами жильцы зачастую хотят видеть результат немедленно. Отдельные УК и ТСЖ переходят к практике использования исключительно заемных средств. Они сначала выполняют необходимые ремонтные работы, и лишь потом начинают собирать на них денежные средства. Как именно организовать этот процесс, при котором регулярные взносы жильцов будут направляться на погашение кредита на уже сделанный ремонт, рассказывается в кейсе ТСЖ «Калининец» из Ростовской области.

    Многие полагают, что сбор денежных средств на капремонт с жильцов и их накопление на счете это бесконечный процесс, проводящийся от введения МКД в эксплуатацию (с поправкой на новостройки) до сноса здания. На самом деле это работает немного иначе. В отдельных случаях сбор денег даже может быть приостановлен, но это справедливо только для домов, у которых аккумулирование средств происходит на специальном счете.

    Для спецсчетов региональные власти определяют минимальный размер фонда КР, и при его достижении сбор можно временно приостановить. Здесь имеет значение также мнение собственников, которые вправе увеличить размер взносов для того, чтобы провести в доме какие-то дополнительные работы. Подробнее тема прекращения сборов на капремонт рассматривается в специальной статье. В том числе, в ней можно найти ответы на следующие вопросы:

    • 5 случаев, когда средства не собираются;
    • сколько необходимо накопить для приостановки сбора взносов;
    • на какое время приостанавливается сбор взносов;
    • можно ли прекратить собирать средства.

    В порядке исключения нужно упомянуть о домах, которым государство обязано оказывать финансовую помощь в выполнении капитального ремонта. С конца 2017 года особый порядок предусматривается для МКД, которые нуждались в капремонте еще до того, как в них была приватизирована первая квартира. Таких домов в стране немного, но они есть, и их собственники могут рассчитывать на государственную помощь. Как именно организован этот процесс, и какой объем помощи можно получить, описано в статье журнала «Управление МКД» за август 2018 года.

    О том, какие ограничения по уровню шума установлены на время проведения ремонтных работ, читайте в статье Закон о тишине в Москве и области с 1 января 2018 года и как УК правильно его использовать

    Правила и порядок проведения капитального ремонта жилых домов

    Юрист практик и автор
    242 статей на сайте

    Дата публикации: 2018-09-28
    Дата обновления: 2019-04-18

    Любое строение имеет свою длительность эксплуатации. Наличие мероприятий по поддержанию состояния здания в удовлетворительном виде любого характера – текущего или капитального, отражается на главных характеристиках помещений.

    И если текущий ремонт это действие, предупреждающее серьёзные разрушения, то капремонт это совокупность мероприятий, которые направлены на замену, а также восстановление и модернизацию конструктивов МЖД и коммуникационных элементов, в связи с их физической изношенностью.

    Порядок проведения капитального ремонта определён ФЗ№ 271 и его целью является благоустройство строения без внесения любых изменений в строительные параметры объекта.

    Здравствуй, дорогой посетитель портала! К сожалению, в статье раскрыт только типовой ответ на интересующий тебя вопрос. Для рассмотрения частной проблемы напиши её нам в онлайн консультант

    . Один из наших юристов незамедлительно и совершенно бесплатно проконсультирует тебя.

    Правила осуществления капремонта в МКД

    Обновление многоэтажного дома капитального характера, которое предусмотрено согласно статье 167 Жилищного кодекса выполняется специализированными организациями, закреплёнными за жилой недвижимостью.

    Масштабы проведения капиталки конструктивов и коммуникаций разняться в зависимости от рабочего состояния многоквартирного дома и потребностей существующих у живущих в нём граждан.

    Длительная эксплуатация конструкций изнашивает их, и, как результат – разрушение определённых частей здания. Во избежание возникновения необратимых процессов здание требуется капитально ремонтировать. Также основой для проведения КР является соответствие сооружения, предназначенного для проживания, всем санитарным нормам и техническим правилам, закреплённым в законе.

    Капитальные замены в квартирах частично могут осуществляться самими владельцами квартир. Выполняется это для обеспечения комфорта и безопасности своего жилища и перечень действий хозяин квартиры принимает по своему усмотрению. Такое правило не распространяется на владельцев муниципального жилищного фонда.

    Поскольку действия дорогостоящие, то вовремя выполненные текущие мероприятия, помогут избежать трудоёмкого процесса капремонта с большим вложением средств. При этом важно знать, что собственники жилища производят мероприятия за счёт собственных средств, в наниматели госфонда обеспечиваются за счёт средств общего фонда КР.

    Следует отличать реконструкционные меры от капремонта. Установка новых перегородок или смещения дверных проёмов приравнивается к реконструкционным действиям, на которые требуется получение спецразрешения в профильных ведомствах.

    Читайте так же:  Признание недостойным наследником обзор судебной практики. недостойные наследники — кто они, процеду

    Если внутриквартирные решения владелец может осуществлять по своему усмотрению, но при наличии разрешений, то какие мероприятия внести в список на капитальные меры общего имущества МКД, решается на собрании жителей. Также поводом для внесения работ в перечень капремонта может быть определение спецкомиссии, а периодичность и объёмы заданий назначаются компетентными инспекторами регионального фонда КР. При этом необходимость проведения восстановления жилых зданий регламентируется ЖК. Так, на основании этого закона выполнять его необходимо при таком износе строения:

    1. Каменного здания процент изношенности должен находиться в пределах от 30 до 70%.
    2. Деревянного строения – не более 65%.

    Порядок реализации капитального ремонта

    На основании глава 18 ЖК РФ, закреплено, что возмещение трат на действия, связанные с капитальным ремонтом в МЖД осуществляется за средства регионального направления или местного бюджета. Однако также внедрена их оплата жильцами для наполнения фонда КР определённого ЖД.

    Для инициирования проведения капремонта следует получить распорядительный документ от компании, которая несёт ответственность за содержание этого дома и проведение в нём эксплуатации оборудования. Основанием для возникновения такого документа может быть:

    • завершение даты эксплуатационного предела отдельных конструктивов строения;
    • требование жителей, основанное на неисправности какого-либо элемента здания.

    Следует знать, что сроки выполнения капремонта каждого индивидуального конструктива или оборудования устанавливаются обособленно в зависимости от материала.

    [2]

    Нормативами закреплены минимальные временные отрезки безопасной эксплуатации каждого несущего элемента. И действия должны быть произведены не позднее, чем эксплуатационная способность этого конструктива перестанет исполнять свои основные функционалы, призванные обеспечивать комфортное нахождение людей в жилище на фоне безопасности.

    Если обоснованное требование населения, обратившегося с вопросом назначения действий капитального характера, не удовлетворено предусмотренным способом, то следует инициировать судебное разбирательство с постановлением обязать проведение указанного регламента.

    Согласно СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные, первичный КР в полном объёме, необходимо проводить не позднее тридцатилетнего срока последующего за введением ЖД в эксплуатацию, выборочный – по исходу двадцати лет. Срок службы всех элементов МЖД зависит от материалов, использованных при строительстве, нормативные показатели следующие:

    1. Для фундаментных и стеновых материалов – от 30 до 90 лет.
    2. Балконных элементов, лестничных маршей, крылец, веранд – от 30 до 80 лет.
    3. Элементов кровли, дверных и оконных проёмов – до 30 лет. При этом деревянные составляющие кровли установлены с запасом прочности до 80 лет.
    4. Внутренняя отделка помещений, при соответствующем производстве текущего ремонта может прослужить до 30 лет.

    Каждый МЖД с момента его ввода в эксплуатацию паспортизирован. Техпаспорт, который содержит первоначальные сведения об отстроенном здании, оснащён специальными графами, в которых отображается периоды проведения всех ремонтов, состояние домовых конструктивов и всех элементов.

    За проведением осмотров закреплены коммунальные конторы. Согласно их зоны ответственности, осуществление осмотров должно происходить дважды в году.

    Визуальные характеристики вносятся в паспорт, по этим сведениям происходит анализ состояния дома и необходимость выполнения капитального ремонта. Прохождение осмотров регламентировано правилами. Для реализации полного цикла работ, регламент осуществления обследования состояния дома прописан в статье 55 Градостроительного норматива и Постановлением Правительства №170.

    Определение важности выполнения работ входит в непосредственные обязанности профильной комиссии. Специалисты приглашённых ведомств, изучив данные проведенных осмотров, составляют акт с рекомендациями о необходимости инициирования обновлений. В большинстве случаев здание осматривают с выходом на место.

    При получении рекомендаций к осуществлению КР окончательное решение принимается на общем сходе собственников жилищ, инициатором которого выступает коммунальная контора, получившая заключительный документ. Жильцы должны определить необходимость выполнения капиталки, объёмы выполнения, продолжительность реализации рекомендаций и порядок финансирования.

    Полученное решение общего схода документально оформляется в установленном порядке и жилконтора может нанимать подрядную организацию. Жильцы вправе отказаться от выполнения деяний, если предоставленная смета указанного ремонта или материалов не обоснована и, по мнению жителей, завышена.

    Однако, если это касается капремонта небезопасных аварийных коммуникаций или оборудования лифтового хозяйства, то выполнение лучше не затягивать. Можно подключить к действиям по выбору строителей и приобретению материалов инициативную группу жильцов, возможно, тем самым уменьшить общую стоимость капремонта.

    Кто принимает выполненные работы КР

    Все произведенные мероприятия подлежат обязательной приёмке. Порядок осуществления приёмки работ следующий:
    • за неделю до предположительного окончания действия, подрядчик оповещает об этом заказывающую сторону.
      • Если заказчик региональный оператор – именно он создаёт приёмочную комиссию и сам ответственный за составление акта строительного контроля объекта.
      • В случае заказа со стороны собственника помещения – ответственность за приглашение приёмочной комиссии лежит на нём.
    • на месте проводится исследование выполненных работ. В случае обнаружения брака, происходит его ликвидация за счёт виновной стороны;
    • одновременно с приёмным актом оформляется гарантия выполненных работ. Гарантийный срок, который начинает свой отсчёт со дня принятия объекта – пять лет. При наступлении гарантийной ситуации следует обратиться к региональному оператору или непосредственно к подрядному исполнителю. При этом все поломки устраняются за счёт подрядчика в сроки, которые лучше закрепить при составлении гарантии.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Все документы, которые сопровождают исполнение мероприятий, должны быть оформлены в соответствии с существующим законодательством и отвечать требованиям делопроизводства.

    Важность правильно составленных бумаг заключается в том, что в случае восстановления своих прав в судебном порядке недооформленный документ или акт, составленный не по правилам, может быть причиной для не рассмотрения иска потерпевшей стороны.

    Источники


    1. Национал-экстремизм и судебная власть в современной России. — М.: ОФ Антифашист, 2014. — 121 c.

    2. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.

    3. Правоведение. — М.: Норма, Инфра-М, 2013. — 432 c.
    4. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.
    5. Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. — М.: Высшая школа, Мастерство, 2000. — 224 c.
    Правила проведения капитального ремонта по закону. порядок проведения капитального ремонта особеннос
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here