Правила написания корней кос кас. публикации

Кос//кас: правило чередующихся корней

Знания в современном мире выводятся на новый уровень: век прогресса, инноваций. Даже если человек далек от науки, от него требуют определенных социально значимых знаний и умений. Среди них особое место занимает грамотность. Человек, который правильно разговаривает, вызывает уважение. Иногда это может стать одним из решающих факторов, например, при приеме на работу.

Сейчас не пишут бумажных писем, но правописание все же играет важную роль в современном обществе. Ведь в социальных сетях, коротких сообщениях коллегам, деловом письме все-таки необходимо соблюдать грамматические нормы. В статье разберем, что такое чередующие корни, уделим внимание кас-кос.

Чередующиеся корни

Корни «кос»,»кас» часто встречаются в жизни, но как правильно их писать, знают не все. Чтобы понять, как нужно, обратимся к правилу. Начнем с того, что этот тип правописания относится к чередующимся корням. Сюда же входят корни бер-бир, дер-дир, пер-пир, тер-тир, мер-мир, жек-жик и другие.

Почему их называются «чередующиеся»? Ответ прост. Они просто заменяют друг друга в целом одинаковых словах, но имеющих разный смысловой окрас. «Касаться, но прикоснуться». Корни кас-кос по правилу, как видно, чередуются. Но нужно разобраться, в каких случаях так происходит. Об этом далее.

Правило кас-кос

Сосредоточимся на одном виде. Правило кас-кос, как чередующихся корней, заключается в том, что если есть суффикс «а» после корня, пишется «кас», при наличии любой другой буквы — «кос».

Но тут следует обратить внимание на смысл. Данное правило кас-кос действует только, если имеется в виду прикосновение, касаться чего-либо. Многие забывают об этом, допуская, казалось бы, глупые ошибки.

К примерам правила кас-кос относится:

  • Прикосновение, коснуться.
  • Касаться, касание.

Например, слово «коса». После корня стоит суффикс «а», но это не значит, что должно быть «кАса». И оно не исключение. Просто это слово даже не относится к правилу кас-кос. Несмотря на то, что корень тот же, смысл совершенно иной. Да, в слове, «коса» трудно сделать ошибку, но существуют варианты более сложные для написании. Тогда, как бы не хотелось использовать это правило — стоит помнить, что важно обратить внимание на смысл.

Закрепляющие упражнения

Когда правило кас-кос в чередующихся корнях стало понятно, нужно закрепить полученные знания. Много упражнений, проверяющих эти знания, можно найти в различных школьных задачниках. Но можно придумать и более творческий метод, который на сто процентов оставит в памяти это грамматическую норму.

  • Вдумайтесь в слово. Прикосновение. Оно приятно звучит, но еще вызывает нежные воспоминания. Попробуйте написать небольшой рассказ, в котором употребляйте как можно больше слово «прикосновение» в разных его вариациях. Добавляя приставки, суффиксы, меняя окончания — в общем экспериментируя, но не уходя от смысла.
  • Сочините как можно больше предложений, в которых будут слова, имеющие другое значение, но такой же корень. Подумайте, где легко допустить ошибку, а в каких — полный абсурд.
  • Познакомьтесь с другими чередующимися корнями. Лучше узнавая это правило, легче будет использовать в жизни. Ко всему прочему, такое упражнение может обогатить словарный запас.
  • Больше читайте. Чтение не только развивает фантазию, но и помогает писать грамотнее. Существует утверждение, что грамотность бывает на уровне интуиции. И, конечно, она вырабатывается у тех людей, которые часто встречаются с правильно написанными словами. А такие как раз в книге.

Подведение итогов

Если выполнять задания на закрепление, много читать, узнавать другие правила языка (ведь все взаимосвязано), правописание чередующихся корней не доставит проблем. Помнить и соблюдать нормы языка, значит, быть человеком, который уважает себя и своего собеседника.

Конспект урока «Правописание корней с чередованием кос — кас»

Задачи урока:

  1. Закрепление знаний и умений по правописанию корней с чередованием КОС – КАС.
  2. Формирование умения различать слова с чередованием в корне и проверяемой гласной.
  3. Повторение правописания корней с чередованием ЛАГ – ЛОЖ.
  4. Развитие творческих способностей, внимания, памяти.

Подготовка к уроку:

Данный урок удобно проводить с использованием интерактивной доски, это облегчает и ускоряет проверку заданий.

Необходимо подготовить для каждого ученика тексты заданий ( см. Приложение).

1.

В некотором царстве, в тридесятом государстве, в котором властвует строгая, но справедливая королева Орфография, случилось страшное горе. Налетел из страны Неграмотности злой и свирепый ураган и перепутал все слова. Как же им жить дальше? Как узнать друг друга и своих родственников?

Погоревали они, да делать нечего: решили отправиться в путь, чтобы отыскать себе волшебных помощников.

Посмотрите на доску и распределите перепутавшиеся слова на группы, не забудьте, что слова нуждаются в волшебных помощниках.

Касание, косой, неприкосновенный, коснуться, касательная, косить, прикосновение, коса, прикасаться.

Таких групп должно быть три: в 1 и 2 столбиках слова с чередованием гласных в корнях кос – кас, в них необходимо выделить корень и суффикс; в 3 столбике – с безударной гласной в корне, нужно подобрать проверочное слово и выделить корень.

  • касание, касательная, прикасаться;
  • коснуться, неприкосновенный, прикосновение;
  • коса (косить), косой (косо), косить (косит).
  • Если ученики ошиблись или не до конца выполнили задание, то ошибки исправляются во время проверки при помощи вопросов учителя.

    Какие группы вы выделили? Чем они отличаются друг от друга? Каких волшебных помощников вы отыскали?

    Итак, мы вспомнили сейчас один из секретов Орфографии: чередование гласных в корне КОС – КАС. Произнесите ещё раз правило правописания этих корней.

    2.

    Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Некоторые слова с помощью волшебных помощников нашли своих родственников, а некоторые так и заплутали в тёмных лесах королевства Неграмотности. Давайте поможем словам найти свою семью.

    Запишите слова, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы и определите, к какой группе по значению относятся слова.

    Русая коса, покосившийся, косить, неприкосновенный, косица, косой, острая коса, прикосновение, косичка, кособокий, соприкосновение, косьба, касаться, скоситься, покос, коснётся, косилка, касаться.

    Читайте так же:  Норма радиации для человека в микрорентген. радиация, дозы радиации, излучения и нормы

    Какие группы слов по значению вы выбрали? (“заплетённые волосы”, “расположенный наклонно, кривой”, “убирать траву”, “слегка дотронуться”)

    Какие знания и умения вы применили, чтобы правильно написать слова?

    Вспомните, а в каких ещё корнях с чередованием правописанием О и А командует суффикс А? Итак, у наших слов появились попутчики. Все слова благополучно вернулись в свои дома в царстве Орфографии. А теперь вы узнайте, кто в каком теремочке живёт.

    Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Вы узнали авторов этих предложений?

    1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
    2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
    3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
    4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
    5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
    6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про муми – троллей”)
    7. Над дверью домика, где жила Сова распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
    8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
    9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)

    Мы сегодня оказались в волшебной стране Орфографии. Подружиться с самой Королевой сложно: она любит испытывать ребят сложными заданиями и хитроумными загадками.

    Перед вами разные задания. Вы можете выбрать для выполнения любое из них.

    5. Проверка выполненных заданий.

    При проверке выполненных заданий хорошо использовать интерактивную доску.

    6. Подведение итогов.

    О чём была сегодня наша сказка?

    Что нового вы узнали на уроке?

    Итак, мы заканчиваем путешествие в волшебную страну Орфографию, но напоследок королева этой страны просит вас выполнить ещё одно здание, но дома. Учитель задаёт домашнее задание.

    Возможные варианты домашнего задания:

    • выполнить упражнение из учебника,
    • составить текст, насыщенный словами с изучаемой орфограммой,
    • сочинить сказку про важный суффикс А.

    Вспомните, как обычно заканчивается сказка?

    “Вот и сказке конец, а …”

    Вот и вы сегодня молодцы, прекрасно поработали. Спасибо за урок.

    Автор: Типцова Елена Анатольевна
    Должность: учитель русского языка и литературы
    Учебное заведение: МБОУ СОШ № 2
    Населённый пункт: с. Камень-Рыболов, Приморский край
    Наименование материала: Методическая разработка
    Тема: «Правописание корней -кос- -кас» 6 класс
    Дата публикации: 28.12.2016
    Раздел: среднее образование

    Предмет:
    Русский язык
    Класс:
    6
    Тип урока:
    Открытие нового знания.
    Технология урока:
    урок-практикум.
    Тема урока:
    Буквы а и о в корне -кас- и -кос-.
    Цель урока:
    Развитие умения анализировать учебный материал, проводить сравнения и делать вывод при изучении орфографической нормы буквы а – о в корне -кас– /– кос-.
    Задачи урока:
    Учащиеся должны знать условия выбора букв О – А в словах с корнем –кос -/-кас-. Уметь обнаруживать орфограмму «Буквы О – А в корне –кос-/ -кас-.»
    Вид урока:
    урок-практикум
    Планируемые результаты:
    знание условий выбора букв а и о в корне -кас-/-кос-; умение распознавать слова с чередующимися корнями -кас-/-кос-и применять правило их написания; владеть навыками морфемного разбора слов.
    Формировать УУД:

    Личностные УУД:
    развивать интерес к изучению языка вычленять в тексте слова с изученной орфограммой, расширять свой пассивный словарный запас на основе усвоения слов.
    Регулятивные УУД:
    целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых коррективов и изменений в в план и способ действий в случае расхождения с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать точку зрения другого (в том числе автора) , высказывать и обосновывать свою точку зрения. Владение устной и письменной речью.
    Познавательные УУД:
    анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, действовать по алгоритму.
    Методы:
    сочетание словесных, наглядных, практических методов обучения.
    Формы работы
    : самостоятельная работа, работа в парах.
    Формы контроля:
    индивидуальные задания (дифференцированный подход), фронтальный опрос, задания по карточкам.
    Средства обучения:
    Русский язык. 6 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. — 2- е изд. – М.: Просвещение, 2013.
    Раздаточный материал:
    Таблица “Знаю – хочу узнать – узнал”; записи на доске; карточки с заданиями, презентация.
    Список использованной литературы:

    Интернет-источники
    1. «Домашнее задание по теме: Формирование УУД на уроках открытия нового знания в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон по курсам естественно – математического и гуманитарно – эстетического циклов начальной и средней школы». Портал «Сетевое образование – NETEDU.RU net-edunode/11365 2. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. ФГОС: Пособие для учителя/ А.А.Короткова. – М.: ВАКО, 2015.

    Технологическая карта урока
    Основные

    (2мин)
    Создать благоприятный психологический настрой на работу
    Приветственное слово учителя:
    Добрый день, дорогие ребята! Долгожданный дан звонок – Начинается урок.
    (Слайд 1) (солнышко)
     Сегодня вас приветствует вместе со мной милое солнышко, которое подарит вам не только свое тепло, но и хорошее настроение.  А теперь откройте тетради, запишите число, классная работа. Приветствие учащихся.
    Запись учащимися числа,

    Личностные:
    самоопределение.
    Регулятивные:
    целеполагание.
    Коммуникативны
    п ланирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
    2.

    действии.
    Актуализировать знания учащихся о правописании безударных гласных в корне слова −
    Посмотрите на доску и выполните задание устно.
    Задание проецируется на доску: К
    а
    ртина Л
    и
    сточки К
    а
    р
    а
    ндаш Тр
    о
    пинка
    А
    кв
    а
    рель
    О
    сенний
    По какому признаку распределены слова по

    столбцам
    ? Слайд № 2 Подберите проверочные слова для слов в правом столбике. (
    Листочки-лист,тропинка-тропы,

    осенний-осень
    ) 1чел у доски
    Объясняют известные

    орфограммы.
    Учащиеся отмечают, что
    данные слова

    распределены по признаку

    непроверяемые гласные».
    В левом столбике записаны
    Познавательная:
    уметь систематизировать учебный материал, полученный ранее.
    Регулятивные:
    уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
    Коммуникативные
    умение слушать речь других. 2
    Выявление места и Слайд № 3
    − Ребята, сформулируйте правило о проверяемых

    Читайте так же:  Товарный чек в excel. как сделать кассовый чек на компьютере. товарный чек - скачать бланки товарных

    гласных корня
    . Что такое однокоренные слова? (Это слова, имеющие что-то общее в лексическом значении.) − Верно. Итак, что вы повторили? На доске записано четыре предложения: Ученик написал
    изложение.
    Ребята не могли пройти мимо
    зарослей

    растений.
    Он
    касался мяча рукой
    Он
    коснулся
    воды веслом -Запишите выделенные слова, обозначьте в них корень слова. Слайд № 4 слова с непроверяемыми гласными в корне, а в правом столбике − слова с проверяемыми гласными в корне.Подбирают проверочные слова Формулируют правило
    Мы подбирали

    однокоренные слова так,

    гласная оказалась под

    ударением
    .) Ученики вспоминают, отвечают.
    Ученики зачитывают

    (реализация
    Создать условия для использования новых знаний в учебной ситуации На доске запись касаться – прикоснулся ; касательная – коснулся. Организация деятельности учащихся. — Для решения выявленной проблемы я предлагаю вам, ребята, стать исследователями и самим постараться определить условия выбора о-а в корнях –кас-/-кос-. -Прозведите морфемный разбор записанных на доске слов, постройте схему Касаться-прикоснулся касательная-коснулся Попробуйте сформулировать правило, пока не Записывают в тетрадь слова и производят морфемный р-р Строят схему
    Регулятивные:
    умение учащимися выделять и осознавать то, что уже усвоено и то, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
    Коммуникативные

    :
    умение с достаточной полнотой и 5

    над
    Проблемный вопрос открывая учебник. Отчего зависит написание гласных А-О в корнях -кос кас-? Работа с учебником СТР.104 Чтение правила. Обратите внимание, как графически обозначены условия выбора. (Выделен корень, подчёркнута буква, следующая за корнем, двумя чертами, поставлено ударение.) Составтье, пожалуйста, алгоритм рассуждения при объяснении написания корней –кас-кос- Следующее задание на внимательность: Прикасаться, коснулся, касательная, косички. Формулируют правило с учебником, Работа в парах. Составляют алгоритм рассуждения: 1) Произнести слово, поставить ударение, найти буквы безударных гласных. 2) Выделить звукосочетание
    кос (кас)
    , 3) Проверить, является ли оно корнем. Выделить корень. Уточнить значение слова. 4) Подчеркнуть орфограмму – букву
    о
    или
    а
    . Учащиеся объясняют свой выбор в устной форме. (Все слова с общим значением, но одно из них к ним не точностью выражать свои мысли.
    Познавательные:
    поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний, определение основной и второстепенной информации. 6

    знаний.
    Зафиксировать умение писать буквы а – о в корне -кас– /– кос-.
    − Вы должны найти лишнее слово в этой строке и

    объяснить свой выбор.
    Проверим. («Прикасаться», «коснулся», «касательная» — имеют общее значение «дотрагиваться до кого – либо или чего – либо», значит лишнее слово – «косички»). Какое общее лексическое значение имеет корень с чередованием –кос – кас-.? За помощью обратимся к «Толковому словарю русского языка» С.И. Ожегова. Сделаем это на примере слова КАСАТЬСЯ. 1.Дотрагиваться до чего-нибудь. 2.Затрагивать какой- нибудь вопрос в изложении. 3.Иметь отношение к кому-либо, чему-либо). Слайд № 13, 14, 15 Выполните задание упр 184 (в тетради) Слайд № 17 Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________
    .
    Только бы не _____________ планки. Лечу по относится.) Слова записываются в тетрадь и на доске, в них выделяются корни. Работают с толковыми словарями, зачитывают значения слова КАСАТЬСЯ Записывают в грамматическую тетрадь корни и лексическое значение Выполняют упражнение, основываясь на лексическое значение корня Выполняют элементарные физические упражнения. Объясняют написание корней- КАС- -КОС- Объясняют написание корней КАС-КОС. Проверяют написание по 7

    проверка знаний
    ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________! Слайд № 18 (Материал раздается)
    Упражнение-размышление : «Есть ли корень -кос-

    — -кас-?» Распределите слова по их значению и

    написанию.
    Большая к..сть,меня не к..сается, к..солапый мишка, ск..сить траву, к. сой бросился наутёк, новая к..силка, лёгкое прик..сновение, к..снулся вопроса, к..сается всех, начертить к..сательную, заплести к..сички, к..снуться воды, к..ситься на соседа ,прик..саться к ране, к..стяной гребешок
    Материал раздается (
    слайд 19) На доске запись: соприкосался, прикасновение,прикоснуться, касательная, коснулось, косаться. Слайд № 20 -КАС- -КОС- 1 . Мне хочется к..снуться неба . 2 . Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки. 3. Игрок случайно к..снулся штрафной линии . 4.Солнце к…снулось края степи.5.Прик…снувшись спиной к стволу дерева, я мечтал.6.Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья. 7. На собрании к…снулись вопроса, который алгоритму , затем по эталону Устраняют ошибки в написании слов с корнем – КАС- -КОС- Распределяют слова в соответствии с заданием После выполнения проводят взаимопроверку по эталону Исправляют ошибки (устно). Проверяют по эталону. Учащиеся исправляют ошибки в словах с корнями -кос-кас-, работают в парах, объясняют друг другу написание слов. Выполняют задание в парах. Прверяют по эталону. Взаимопроверка. 8
    обсуждался накануне . 8.Аппарат мчался по к… сательной.
    Рефлексия

    Вставьте слова, подходящие по смыслу, графически обозначая орфограмму. Распространите или продолжите текст (по желанию). (Приложение

    2).
    Бежишь, едва________________земли. Напряжение возрастает. И вот черта. Лишь бы не заступить, иначе засчитают ______________
    .
    Только бы не _____________ планки. Лечу по ________________ и вижу только небо над головой. Ура! Не ___________! Удачное приземление. Как хорошо, что не было ______________!
    Слова для справок:

    К..саясь, к..сания, к..снулся, к..сательной,

    Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 65177.
    ВЫДАНО ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБОЙ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ СВЯЗИ, ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

    [3]

    Правописание гласных О и А в корнях -кос-, -кас-. 6-й класс

    Класс: 6

    Цели урока

    :

    • Расширить сведения учащихся о чередующихся гласных в корне слова, рассмотрев условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-.
    • Совершенствовать орфографические умения учащихся.
    • Вырабатывать умение разграничивать омонимичные корни, правописание которых подчиняется разным правилам; способствовать формированию исследовательской позиции учащихся при изучении русского языка, интереса к орфографии и внимательного отношения к слову.

    I. Организационный момент.

    II. Орфографическая работа.

    1. Вставьте пропущенные буквы, объясните графически свой выбор написания.

    Предл…жил другу, прил…гать усилия, изл…жил просьбу, образное прил…гательное, соб…ру траву, выт…рать доску, зам…реть от восторга, выд…рать гвозди, колючее р…стение, маленький р…сточек, выр…сти рядом, красивый Р…стов, выр…щивать перцы.

    (Пока учащиеся работают с орфограммами, один из сильных учеников класса по памяти воспроизводит схему “Гласные в корнях слов”, готовит сообщение по ней)

    Читайте так же:  Что нейтрализует ртуть раствор для демеркуризации ртути. методические рекомендации по обеззараживани

    Гласные в корнях слов:

    • Проверяемые.
    • Непроверяемые.
    • Чередующиеся.

    2. Взаимопроверка орфографической работы, дополнительные задания к ней.

    – Какие единицы синтаксиса встретились в работе? Дайте определение.

    – Какие два вида словосочетаний вы помните? Приведите примеры из выполненной работы.

    III. Подготовка к восприятию нового материала.

    (Учащиеся самостоятельно формулируют задачи: З-1—узнать условия выбора гласных о и а в корнях -кос-, -кас-, З-2—научиться правильно писать эти корни,

    З-3—отличать эти корни от похожих проверяемых и непроверяемых корней.

    Задачи учащиеся условно прописывают на полях тетради и в течение урока оценивают результаты своего труда на уроке).

    IV. Работа с новым материалом. Выведение правила правописания корней.

    1.Наблюдение за примерами на доске, выдвижение гипотезы.

    Коснулся касаться
    Прикоснулся прикасаться
    Прикосновение касание

    Учащиеся, наблюдая за примерами, опираясь на графическое обозначение орфограммы, выдвигают гипотезы по условию выбора гласной о или а в корне, учитель по мере необходимости направляет их.

    2.Выбор правильной гипотезы, её обсуждение, обоснование.

    3. Сравнение выбранной гипотезы с материалами учебника, её редактирование (если в этом есть необходимость), запись правила в тетрадь-справочник.

    V. Закрепление изученного материала.

    Коснуться воды, касаюсь стены, коснуться вопроса, легкое прикосновение, соприкасаться с огнем, прикасаться к ране, касались этих тем.

    2. Выяснение лексического значения корня -кос-, -кас-:

    1)дотрагиваться до кого-либо или чего-либо,
    2)затрагивать что-нибудь в разговоре, в письме,
    3) иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь.

    3.Выборочно-распеделительный диктант с последующей взаимопроверкой и взаимооценкой. Учащиеся записывают слова, распределяя их по столбикам: в 1 столбик записывают слова с гласной А, во 2 столбик – с гласной О.

    Коснулись, касательная, касались, прикоснется, коснуться, соприкосновение, не касается, касайся.

    VI. Углубление материала с помощью лингвистической сказки.

    1. – Сложное ли правило правописания корней –кос-, -кас– , которое мы узнали на уроке? Для наблюдательного и внимательного человека это совсем не трудно. Но иногда и с этими корнями приходится нелегко.

    В государстве Морфемике жили-были в одной избушке братья-близнецы. Они были очень похожи друг на друга, но все-таки немного отличались, одной единственной буквой. Это были корни -кос– и -кас-. Они были настоящие трудяги, очень внимательные ко всем предметам, не могли пройти мимо, не касаясь их или хотя бы слегка не коснувшись. Братьев часто соседи путали, особенно при разговоре. И вот однажды они попросили близнецов:

    – Как бы мы хотели различать вас, ходите в разной одежде или найдите другой отличительный признак.

    – Не можем мы ходить в разной одежде, – отвечали дружно братья, – мы ведь близнецы, но просьбу вашу не оставим без внимания. Один из нас будет носить в правой руке сумочку-суффикс -а-. – О! Это буду я, – закричал -кас-, – мне легче будет эта ноша, так как во мне уже есть эта буква.

    На том и порешили и зажили по-прежнему в мире и согласии. Но вот однажды их спокойная жизнь была нарушена. Позавидовали корни в словах коса и кость благополучию братьев и решили их разлучить.

    – Я твой настоящий брат,– нашептывало слово кость корню -кос-, -мы ведь такие одинаковые, настоящие близнецы.

    – А я твой настоящий брат,– утверждало слово коса корню -кас-, -послушай, как мы одинаково мелодично звучим.

    Засомневались братья, зачесали свои затылки да призадумались. Как же тут быть? Помогите братьям!

    (Ребята легко справятся с этой задачей: корни в этих словах только кажутся одинаковыми внешне, в слове кость корнем является все слово, а в слове коса буква А не является суффиксом, оба эти корни несут иное лексическое значение и не являются чередующимися, а подчиняются другому правилу: корни с проверяемой гласной).

    2.Запомним предлагаемую рифмовку и постараемся различать омонимичные корни в словах:

    Одинаковы мы внешне, схожи очень, хороши,
    Но, определяя корень, прежде ты подумай, не спеши.
    Размышляй над нашим смыслом, в содержание вникай,
    Лишь тогда нас различишь ты, лишь тогда не будет тайн.

    3. Игра “3-лишний”. Определите, какое из записанных слов лишнее, объясните.

    1) касаться, косить, прикосновение; 2) косный, коснулся, прикасаться; 3) соберу, берегу, выбирать; 4)вытер, терем, утирать.

    ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

    На главную

    Правописание слов на буквы от А до Я смотри по списку букв >>>

    Важнейшие правила правописания.

    Правописание корней.

    12. Корни с проверяемыми гласными. Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.

    Примечание. При применении этого правила нужно помнить следующее:

    а) Гласные после шипящих и ц пишутся на основании особых правил (см. пп. 9, 10, 11).

    б) Правописание безударного гласного нельзя проверять при помощи глаголов несовершенного вида на -ывать, -ивать, в которых под ударением вместо корневого о часто бывает а: втоптать — втаптывать, носить — нашивать, и т. п.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    13. Корни с непроверяемыми гласными. Правописание гласных во многих словах нельзя проверить ударением: собака, волдырь, ватрушка и др.; о таких словах следует справляться в словаре и запоминать их правописание.

    14. Корни с чередованием о — а. Для правописания некоторых корней с чередованием а — о надо заметить следующие правила:

    а) В корне кос — кас (коснуться — касаться) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: кас-а-ться, кас-а-тельная, при-кас-а-ться, но: при-кос-ну-ться, при-кос-н-овение.

    б) В корне лож — лаг (предложить — предлагать) пишется а, если за корнем следует суффикс -а-: из-лаг-а-ть, воз-лаг-а-ть, при-лаг-а-тельное, но: из-лож-ение, воз-лож-ить, при-лож-ение.

    в) В корне клон — клан (поклон — кланяться) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: наклоня́ть, наклоня́ться, склоне́ние, поклоне́ние.

    г) В корне твор — твар (творчество — тварь) под ударением может быть и о, и а, но без ударения пишется только о: творе́ц, сотвори́ть, творе́ние.

    д) В корне гор — гар (гореть — загар, нагар) буква а бывает под ударением; без ударения пишется о: горе́ние, загора́ть, загоре́ться, загоре́лый.

    е) Корень плав — плов пишется с буквой о только в двух случаях: пловец, пловчиха, в остальных случаях пишется а: сплавлять, плавник, поплавок, плавунец (жук), плавучий (Запомните слово плывуны — слои подпочвы, насыщенные водой).

    [1]

    ж) В корне зарзор (зарязоризорька) без ударнния пишется только а: заря́, зарни́ца, зарево́й, озаря́ть, озаре́ние.

    Читайте так же:  Вступление в наследство по завещанию после смерти наследодателя. как правильно оформить вступление в

    з) В корне растрост (расти — росло) без ударения перед ст и щ пишется а (вырастить, возраст, нарастание, взращенный, сращение); перед с без последующего т пишется о (вырос, выросший, водоросль, недоросль).

    Исключения: росток, ростовщик, Ростов, Ростислав; отрасль, отраслевой.

    и) Корень равн- преимущественно пишется в словах, которые связаны по значению с «равный»(«одинаковый»): равномерный, равнозначный, сравнить, всё равно, а также в словах: равнение, равняйсь, равняясь, поравнялся, равнина; корень ровн- преимущественно пишется в словах, связанных по значению с «ровный» («гладкий», «прямой»), например: ровнять (дорожки), подровнять (клумбы) и т. п., уровень, ровня.

    Орфограммы. № 26. Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

    № 26. Буквы О и А в корне -кос- — -кас-

    ПРАВИЛО.

    В корне -кос- — -кас- пишется:

    О – если нет суффикса -А-;

    А – если есть суффикс -А-.

    Касаться – коснуться.

    Подсказка.

    Не путайте корни с чередованием с корнями, в которых гласная проверяется ударением.

    Отличия.

    · Слова с чередующимися гласными – однокоренные, то есть имеют одинаковый по значению корень;

    · Всегда в корнях с чередованием есть пара слов: в одном слове пишется А, в другом – О.

    · В корнях с проверяемой гласной нет такой пары

    Сравните.

    Косичка – кОсы ( корень с безударной проверяемой гласной).

    Касательная – прикосновение (корень с чередованием).

    ПРИМЕРЫ.

    Пример № 1.

    Пример.

    Объяснение правописания орфограммы.

    Неприк…саемый

    Неприкасаемый.

    В чередующемся корне пишется А, так как после корня стоит суффикс -А-.

    Пример № 2.

    Пример.

    Объяснение правописания орфограммы.

    К…сить

    Косить.

    Это корень с безударной проверяемой гласной в корне. Косить – кОсит.

    Пример № 3.

    Пример.

    Объяснение правописания орфограммы.

    Соприк…снувшись.

    Соприкоснувшись.

    В чередующемся корне пишется О, так как после корня нет суффикса -А-.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    Чередование гласных О-А в корнях лаг – лож, кос – кас

    Модель урока:

    личностно-ориентированная, репродуктивная, прохождение материала быстрым темпом.

    Педагогические средства:

    беседа, работа со словарем, работа с раздаточным материалом, с опорным конспектом.

    Вид деятельности учащихся:

    коллективная.

    Вид урока:

    урок освоения новых знаний.

    Образовательные:

      формировать навык правописания А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос-;
  • научить владению способом выбора А – О в корнях –лаг – лож-, -кас – кос;
  • научить формулировать правило и четко запоминать ход действий по его применению.
  • Развивающие:

      развивать память, воображение, речь.
  • развивать у учащихся орфографическую зоркость.
  • Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к русскому языку;
    воспитывать любовь и уважения к традициям русского народа.

    1. Вступительное слово учителя.

    Доброе утро, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Разрешите представиться. Очень рада нашей сегодняшней встрече.

    Пусть то недолгое время, которое мы проведем вместе, доставит вам радость, будет интересным и полезным. Итак, вперед. Нам сегодня на уроке пригодятся ручки с цветной пастой. У всех есть? Молодцы!

    Учебники, дневники, в файлах лежит раздаточный материал: это задания, упражнения. Все есть?

    Наш сегодняшний урок называется “Широкая Масленица”, но посвящен он будет не только этому прекрасному русскому празднику, а ещё и орфографическому правилу, которое вызывает затруднения не только у маленьких, как вы, но и у старшеклассников, а иногда даже у взрослых. Поэтому давайте постараемся разобраться вместе.

    Я очень люблю поэзию и, сама пытаюсь писать стихи. И поэтому сегодняшний для вас урок я бы хотела начать с этих строк.

    Сегодня небо хмурит брови,
    Пугливый ветер бьёт в окно.
    Зима гуляет на просторе,
    Все позабыли про тепло.

    На дух весны царит повсюду:
    И в парках, и на площадях.
    Подобно сказочному чуду
    Несется праздник на санях.

    [2]

    То “Масленица” веселится,
    Блинами, радуя народ.
    И красные от счастья лица
    Веселый кружат хоровод.

    Зима прощается.
    Навстречу спешит красавица – весна.
    Давайте вместе ее встретим,
    Забудем все про холода!

    2. Работа с раздаточным материалом. (Задание №1)

    — Прекрасные строки? В этих строках встречаются примеры на одно орфографическое правило, с которым вы знакомились в начале 5 класса.

    В задании №1 есть слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограмму, подберите проверочные слова. (На доске слова…)

    ВСТАВЬТЕ ПОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ, ОБЪЯСНИТЕ ОРФОГРАММУ.

    3. Работа с текстом. (Задание №2)

    — А теперь давайте обратим внимание на следующие предложения. Прочитайте внимательно.

    Можно ли к словам, в которых пропущены буквы, подобрать проверочные слова. Давайте попробуем. Что-то у нас не получается. Очевидно, здесь “работает” какое-то другое правило. Может быть, кто-то уже с ним знаком?

    Вот об этом языковом явлении мы сегодня и поговорим. Чередование гласных А – О в корне слова, которые нельзя проверить ударением.

    Читайте так же:  Какой штраф за потерю инн. как восстановить инн если потерян инн, что делать

    (Запишите тему урока)

    Задание №2

    Из газетных строк:

    Предпол…гается, что в этом году празднование Масленицы в нашем городе обретет грандиозный размах.

    Распол…жение Астрахани позволило перемещаться нескольким казачьим обрядам празднования масленицы.

    Как хочется поскорее прик…снуться к румяному блинчику и ощутить его вкус.

    Что к…сается опроса Астраханцев, то многие люди с радостью отмечают этот праздник и стараются соблюдать его традиции.

    — В какой части слова пропущены буквы?

    — Что такое корень?

    — Давайте выпишем корни из слов.

    — Может быть, это правило уже кому – нибудь знакомо? Давайте посмотрим и попробуем его вывести сами. А поможет нам в этом схема. Посмотрите внимательно и прочитайте. (НА ДОСКЕ ЗАПИСАНЫ СЛОВА ДЛЯ НАБЛЮДЕНИЯ:

    — Итак, мы вместе с вами вывели орфографическое правило. Давайте еще раз проговорим его. Я начну, а вы продолжите…

    КОРНИ –ЛАГ- и –ЛОЖ-, -КАС- и –КОС- НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ, НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА (ПОСЛЕДУЮЩУЮ ГЛАСНУЮ). ЕСЛИ ЗА КОРНЕМ СТОИТ СУФФИКС –А- , ТО В КОРНЯХ –ЛАГ – И – КАС ПИШЕМ БУКВУ –А- -, ЕСЛИ НЕТ СУФФИКСА –А- — , ТО ПИШЕМ БУКВУ – О-.

    Но есть слово, которое не подчиняется этому правилу. Это слово ПОЛОГ.

    Полог – занавеска, закрывающая, загораживающая кровать. Например, ситцевый полог, марлевый полог).

    А теперь вернемся к предложениям и вставим пропущенные буквы. (Коллективная работа).

    Я чувствую, что вы устали, давайте выполним грамматическую зарядку.

    Задание

    Если в корне “а” — хлопаем в ладоши, если в корне “о” — встаем.

    • Прил…гать усилия.
    • Сл…жить вещи.
    • Отл…жить празднование.
    • Возл…гать надежды.
    • Предл…жить блины.
    • Безотл…гательное дело.
    • К…снуться чуда.
    • Радостное предпол…жение.
    • К…саться рукой.
    • Точки соприк…сновения.
    • Не к…саются влаги.
    • Расположить у костра.

    4. Выборочный диктант

    1 вариант выписывает слова с чередующейся гласной А в корне слова,

    2 вариант -с буквой О в корне слова.

    1. Солнце к…снулось края степи.

    2. Человек предпол…гает, а Бог распол…гает.

    3. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.

    4. Приятно к…снуться ароматного блинчика.

    Прежде чем мы перейдем к следующей работе, давайте еще раз вспомним правило.

    6. — — У вас у каждого есть сигнальные карточки с буквами –А –О-. Я буду читать вам слова, а вы должны выбрать нужную букву в корне, поднять соответствующую карточку.

    К…снуться, к…сание, неук…снительно, прил…гательное, прил…жжение, прик…снуться, прил…гать, пол…житься, пол…гаться, прик…сновение, пол…жжение, пол…жу, пол…гание, прик…снувшись, предл…жжение, касс…тельная, предпол…жить, кас….тельная, предпол…гать, предпол…жжение.

    — МОЛОДЦЫ! Вы очень меня порадовали.

    7. Творческая работа.

    От зимы мы очень устали, душа ждет перемен. Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости. Масленица для нас, как карнавал для итальянцев. Некоторые историки считают, что в древности Масленица была связана с днем весеннего солнцеворота. Для славян она долгое время была и встречей Нового года! Даже блины, непременный атрибут Масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились наши с вами предки в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе “честной”, “широкой”, “обжорной”, а то и “разорительницей”.

    Следующее задание непростое, но вы с ним справитесь. Я предлагаю вам написать письмо – гимн Масленице. И может, она услышит наш зов и придет к нам. Пусть это будет несколько строк, но они должны идти из вашей души. На эту работу отводится 2 минуты. Напоминаю, что гимн – это хвалебная, торжественная песнь в честь кого – либо. На доске слова для написания письма – гимна Масленице. (СОЛНЦЕ, РАДОСТЬ, ВЕСЕЛЬЕ, ВЕСНА, ТЕПЛО, ЛУЧ СОЛНЦА, ПРИКОСНУЛСЯ).

    Давайте позовем Масленицу! (Чтение работ учащихся)

    — Ребята! Закрепить наши знания, полученные на уроке, поможет песенка, которую я сочинила сама на мотив песни “Хороши весной в саду цветочки” (Слова на доске).

    Мы сегодня правила учили, Лаг- и лож- мы тоже изучали,
    Что в корнях нам — кос- и- кас- писать, Закрепляли в речи и письме
    Суффикс находили, по нему решили, Буковки вставляли,
    Букву нам какую там вставлять. Четко проверяли
    Если суффикс – а -, И тетрадь записывали все.
    То в корне тоже. Если суффикс –а-,
    Если нет ее, то -о –пиши, То в корне тоже,
    Все запомнить сможем Если нет его, то –о- пиши.
    И себе поможем, Все запомнить сможем
    Все запомнят это я и ты. И себе поможем,
    Все запомнят это я и ты.

    8. Рефлексия урока.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    — Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Забудьте на минуту свои тревоги, проблемы и заботы. Мы в суете проходим мимо самого главного, не замечаем его. Посмотрим в окно, еще чуть-чуть и к нам придет красавица – весна!

    Источники


    1. Авакьян, С.А. Конституционное право России: Методическое руководство к семинарам; М.: Российский Юридический Издательский Дом, 2013. — 370 c.

    2. Кони, А.Ф. Избранные произведения; Юридическая литература, 2012. — 495 c.

    3. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.
    4. Ларин, А.М. Я — следователь; М.: Юридическая литература, 2011. — 192 c.
    5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
    Правила написания корней кос кас. публикации
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here