Постоянная регистрация граждан россии по месту жительства. закон о прописке и регистрации

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

Информация об изменениях:

Статья 3 изменена с 1 апреля 2019 г. — Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

дата и место рождения;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении: серия, номер, дата выдачи и кем выдано);

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) — при снятии с регистрационного учета умершего;

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

Читайте так же:  Сдает сведения о застрахованных лицах. отчет сзв-м кто сдает и когда. какие сведения вносятся

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Пенсионному фонду Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

[1]

См. комментарии к статье 3 настоящего Закона

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
«О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 13 декабря 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 25 ноября, 21, 28 декабря 2013 г., 22, 31 декабря 2014 г., 29 июня, 28 ноября 2015 г., 2 июня 2016 г., 3 апреля 2017 г., 27 декабря 2018 г., 1 апреля 2019 г.

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

25 июня 1993 года.

Устанавливается право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации граждан РФ и лиц, не являющихся российскими гражданами.

Дается определение места пребывания и места жительства. Устанавливается регистрационный учет граждан по месту пребывания и по месту жительства. Для граждан РФ сохраняется обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства, однако отсутствие регистрации не может служить основанием ограничения прав и свобод граждан.

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства ограничивается только в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в закрытых административно-территориальных образованиях, в зонах экологического бедствия, на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»

Настоящий закон вводится в действие с 1 октября 1993 г.

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 12 августа 1993 г., N 32, ст.1227

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 апреля 2019 г. N 48-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2019 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 528-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 152-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 197-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 525-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 387-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 376-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2013 г., за исключением изменений в статью 7, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

[2]

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 ноября 2004 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

Закон о прописке и регистрации в 2019 году в России

Существующая регистрация

Суть процедуры заключается в прописке граждан по местожительству либо местопребыванию и выписке, если они переезжают на другое место.

Она должна осуществляться по месту постоянного проживания вне зависимости от принадлежности жилой площади либо временного пребывания.

Она была отменена в 1993 году вслед за вступлением в юридическую силу Федеративного закона «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

Читайте так же:  После дтп как оценивают ущерб автомобиля. независимая экспертиза после дтп и оценка ущерба автомобил

Содержание правового акта

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

В действующий закон были введены нижеперечисленные поправки соответственно новым положениям:

Временную прописку могут осуществить лица которые находятся в местах лишения свободы в связи исполнением наказания
«Фиктивная регистрация» постановка на учет, которая была осуществлена по подложным документам либо фальшивым сведениям
За осуществление фиктивной регистрации вне зависимости от срока его действия россияне и иностранные подданные, лица без гражданства будут привлекаться к уголовному наказанию
Налагается административная ответственность за допущение правонарушений относительно прописки
С текущего года введены штрафные санкции которые будут наложены на граждан, не осуществивших своевременно регистрацию

Подробное разъяснение по осуществлению процедуры прописки российских граждан Федерации, дается в акте «Административный регламент ФМС».

Он был утвержден приказом № 208 в сентябре 2007 года в целом по Федеральной миграционной службе.

Возможные нюансы

Граждане после выписки с одного места проживания обязаны встать на учет в другом в течение семи календарных дней со времени прибытия.

Норма предусмотрена в решениях постановления правительства № 713, которое было опубликовано 17 июля 1995 года.

Видео: закон о прописке — инструкция по применению

Акт утверждает правила постановки и снятия с учета граждан, которые пребывают либо проживают в пределах Российской Федерации.

Также в нем приведен перечень лиц, ответственных за прием и передачу документов для осуществления регистрационного учета.

При переезде с одного места жительства на другое нужно выписаться с прежнего.

Выписка осуществляется в заявительной форме, для чего надлежит подать заявление в паспортный стол Федеральной миграционной службы.

При заполнении бланка требуется указать место дальнейшего проживания.

Закон о прописке граждан России в 2019 году

Россияне обязаны пройти регистрацию по месту жительству либо пребывания.

Она возложена на них сообразно предписаниям Федерального закона «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ».

В апартаментах

Помещение для прописки должно иметь статус жилой площади, соответствовать всем требованиям строительных норм и правил, чего нельзя сказать об апартаментах.

Сообразно нововведениям в них можно осуществить только временную регистрацию сроком до 5 лет.

Они сдаются в аренду — краткосрочную либо долгосрочную.

Конституционным судом было признано, что отказ в осуществлении прописки в указанного типа домах противоречит предписаниям Конституции РФ.

Можно ли прописать ребенка без согласия собственника квартиры, читайте здесь.

Основная трудность заключается в том, что зарегистрироваться граждане могут при условии соответствия дома установленным законодателем требованиям.

Он должен быть пригодным для постоянного проживания, что устанавливается независимой экспертизой.

Несовершеннолетних детей

Дети младше 18 лет должны быть прописаны по местожительству родителей.

Видео (кликните для воспроизведения).

Норма предусмотрена в предписаниях Семейного, статьи 20 ГК. За осуществление регистрации несут ответственность родители.

При исполнении полных 14 лет дети вправе лично решить вопрос о совместном проживании с родителями либо раздельном.

Новорожденного

Он должен быть прописан по местожительству его родителей.

Если они находятся в разводе, то зарегистрировать его нужно в жилом помещении одного из родителей.

Постановка на учет должна быть произведена вслед за получением свидетельства о рождении.

Его выдает орган ЗАГСа при предоставлении справки медицинского учреждения, где ребенок родился.

Прописка должна быть осуществлена в течение семи дней после получения свидетельства.

Если данный срок будет пропущен, это будет являться нарушением ст. 19 КоАП РФ. На родителей будет наложена штрафная санкция в размере 2 000-3 000 рублей.

Образец заявления

Обращение подается лично. Процедура не осуществляется по доверенности, выданной уполномоченному лицу.

Заявление оформляется по местоположению жилой площади либо в районе пребывания желающего прописаться гражданина.

Заполняется на бланке с унифицированной формой № 6.

В нем указывается:

  • полное наименование отделения ФМС;
  • ФИО, дату рождения;
  • старый адрес, по которому была прописка ранее;
  • информацию о месте регистрации, например, являюсь владельцем квартиры или дома.

Заявитель должен внизу бланка написать свои паспортные данные, поставить подпись и дату заполнения.

Заявление на временную регистрацию оформляется на бланке с унифицированной формой № 1.

В нем указывается срок пребывания граждан в пределах населенного пункта.

Возникающая ответственность

Постановка на учет по месту пребывания должна осуществляться в течение трех месяцев, о чем отмечено в постановлении правительства № 713.

При несвоевременной регистрации применяется штраф.

Его размер для:

Граждан 2 000-3 000 рублей
Арендодателей 2 000-5 000 рублей

Величина санкции в городах Москва и Санкт-Петербург значительно выше, чем в регионах.

Для не прошедших регистрацию лиц он равен 3 000-5 000 рублей, для арендодателей — 5 000-7 000 рублей.

Соответственно положениям статьи 19.15.1 КоАП не подлежит применение меры воздействия к лицам, которые:

Пребывают либо проживают с самим владельцем либо нанимателем жилого помещения на правах кровного родства например, к собственным и усыновленным детям заявителя, его внукам, второму супругу, родителям, бабушкам, дедушкам
Имеют регистрацию по месту жительству либо пребывания но в силу различных факторов проживающих по другому адресу в пределах одного населенного пункта, поменяли адрес проживания в пределах одного населенного пункта
Прошли регистрацию в пределах одного региона, субъекта Федерации

Какие документы необходимы для прописки ребенка, читайте здесь.

Порядок подачи искового заявления о прописке на даче, читайте здесь.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Читайте так же:  Можно ли самой выбрать роддом как выбрать роддом правильно, на что при выборе стоит обратить особое

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Осуществление регистрации по месту жительства для граждан РФ

Необходимость в регистрации

Постоянная прописка предоставляет:

  1. Возможность заключать кредитные договора с различными кредитными организациями
  2. Возможность участвовать в различных государственных программах, направленных на улучшение жилищных условий россиян
  3. Доступность дошкольного и школьного образования для детей
  4. Качественное медицинское обслуживание рядом с домом

Всегда ли нужна

Согласно Постановлению Правительства РФ №713, каждый россиянин должен состоять на регистрационном учете в органах ФМС.

В противном случае к вам будет применен штраф размером 1500-3000 рублей.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Видео: регистрация по месту жительства

Регистрация по месту жительства

Согласие собственников

Постоянная прописка обязывает вас получить одобрение всех владельцев жилья на осуществление данного юридического действия.

О размере госпошлины за прописку, читайте здесь.

Согласие сожителей не нужно только в случае регистрации несовершеннолетних детей в дом их родителей.

[3]

Российское законодательство требует, чтобы до достижения совершеннолетия ребенок был прописан и проживал вместе с кем-то из родителей.

В какие сроки

Вы можете жить без постановки на учет семь дней с момента снятия вас с регистрационного учета.

В течение 3 месяцев (90 дней) вы можете проживать в любом месте нашей страны без оформления официальных документов, но если планируете остаться дольше, вам необходимо обратиться в ближайшее управление ФМС.

Иностранные граждане, приезжающие в Российскую Федерацию, обязаны оформить временную регистрацию в течение семи дней со дня въезда в страну.

Оплата госпошлины

В Российской Федерации законодательно установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется на безвозмездной основе.

Пошлину оплачивают только иностранцы.

На данный момент она составляет 350 рублей.

Алгоритм оформления

Порядок действий:

Прийти в соответствующую организацию в настоящее время прописаться можно в:
  • УФМС, находящийся в вашем населенном пункте. Встать на регистрационный учет можно в день обращения, однако местные «паспортные столы» не занимаются вопросами регистрации ежедневно. Для этих целей отведены 1-2 дня в неделю. Это стоит учитывать;
  • МФЦ. От момента подачи заявления и передачи документов сотруднику многофункционального центра до времени готовности регистрационных данных проходит от 3 до 5 дней;
  • ЖЭУ. Процесс регистрации занимает около одной недели
Заполнить бланк заявления и другие необходимые бумаги листок убытия, прибытия и т.д. Предоставить уполномоченному сотруднику государственной организации оригиналы нужных документов (паспорта, домовая книга и т.д.) Дождаться срока исполнения регистрации и получить готовые бумаги с отметкой о прописке (паспорт со штампом ФМС или регистрационное свидетельство)

Перечень документов

Список:

Удостоверяющие личность собственника жилья и тех, кого он собирается прописать на свою территорию
Свидетельство о рождении детей если состоится регистрация несовершеннолетнего гражданина в возрасте до 14 лет
Свидетельство о заключении брака если один из супругов желает прописать другого в свое собственное жилое помещение
Правоустанавливающие документы на квартиру или дом обычно предъявляют свидетельство о регистрации права собственности
Домовая книга в нее вносятся данные о жильцах, зарегистрированных на постоянной основе

Существующий бланк

Форма заявления имеет четко определенную структуру, куда следует внести свои данные.

Образец заявления

Его обычно необходимо заполнять самостоятельно.

Но в некоторых случаях, например, при действиях через МФЦ, сотрудники государственной организации оформляют все сами.

Штраф за несвоевременную прописку

Если вы снялись с учета в одном месте жительства, но не зарегистрировались в другое, вам грозит санкция в размере от 1500 до 3000 рублей.

Как сделать прописку на даче, читайте здесь.

О прописке в частном доме, читайте здесь.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Регистрация по месту жительства

Разделы:

  • История вопроса
  • Переход от прописки к регистрации
  • Регистрация по месту жительства
    • Что такое «место жительства»?
    • Что такое «жилое помещение»?
    • Сроки и порядок регистрации по месту жительства
    • Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства
  • Регистрация по месту пребывания
  • Снятие с регистрационного учета

Что такое «место жительства»?

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон № 5242-I) к понятию «место жительства» относятся: жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Как видно, акцент законодатель делает на том, что зарегистрироваться гражданин может исключительно в жилом помещении. Данная норма вступает в противоречие с п. 1 ст. 20 ГК РФ, который определяет понятие «место жительства» как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым.

Что такое «жилое помещение»?

Жилым помещением, в соответствии с ч. 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ, признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты.

Читайте так же:  Госты по асу. автоматизированные системы управления. основные положения. требования к асу в целом

В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию. Судебное обжалование отказа в регистрации по месту жительства в таком помещении не дает результатов. Так, апелляционным определением Саратовского областного суда от 11 сентября 2013 года по делу № 33-5850 было указано, что в удовлетворении иска о признании дома пригодным для проживания и возложении обязанности зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, поскольку истцом не соблюдена установленная законом процедура признания принадлежащего ему жилого строения пригодным для проживания граждан.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года № 7-П и Постановлением Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 года № 13-П регистрация граждан по месту жительства может осуществляться в строениях, пригодных для постоянного проживания, расположенных на садовых земельных участках, относящихся к землям населенных пунктов и землям сельскохозяйственного назначения.

При этом необходимо обратить внимание на использование выражения «пригодных для постоянного проживания«. Так, апелляционным определением Московского областного суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-16491/2013 было установлено, что в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в регистрации по месту жительства, отказано правомерно, поскольку при обращении в миграционный орган по вопросу регистрации в садовом доме никаких сведений о том, что спорный дом пригоден для постоянного проживания в нем, заявитель не представил.

Почти треть опрошенных готовы зарегистрироваться в жилом доме, расположенном на дачном или садовом участке.
Узнать больше

Аналогичным апелляционным определением Пермского краевого суда от 31 июля 2013 года по делу № 33-7153 было установлено, что суд предыдущей инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о возложении обязанности на администрацию муниципального образования принять решение о регистрации заявителя по месту жительства, поскольку отсутствуют доказательства того, что жилое строение, расположенное в садоводческом товариществе, является жилым домом, пригодным для постоянного проживания. При этом суд указал, что даже регистрация права собственности на дом с указанием на то, что его назначение жилое не исключает того, что спорный дом по своим техническим характеристикам не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предназначенным не для временного пребывания, а для постоянного проживания в них граждан.

В то время, как суды отказывают гражданам в праве на регистрацию в домах на дачных участках, по результатам нашего опроса 29% опрошенных хотели бы зарегистрироваться в своем дачном доме.

Сроки и порядок регистрации по месту жительства

Следует помнить, что в отличие от регистрации по месту пребывания (проживание без которой допускается в течение 90 дней), при изменении места жительства граждане обязаны в семидневный срок подать заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6. Этот срок установлен ст. 6 Закона № 5242-I.

При этом необходимо предъявить:

  • паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
  • документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение (письменное заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ, подтверждающий наличие права пользования жилым помещением). Достаточно представления одного из перечисленных документов или его надлежащим образом заверенной копии.

В настоящее время действующее законодательство не требует обязательно обращаться в территориальный орган МВД России по прежнему месту жительства с заявлением о снятии с регистрационного учета. Снятие с регистрации могут оформить одновременно с регистрацией по новому месту жительства. Однако граждане, самостоятельно снявшиеся с регистрационного учета по прежнему месту жительства вправе представить для регистрации по новому месту жительства адресный листок убытия по форме № 7, выданный уполномоченным органом по прежнему месту жительства.

Можно не предъявлять и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение, если сведения, содержащиеся в нем, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством РФ в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, заявление, а также иные перечисленные документы могут быть представлены в форме электронных документов и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Должностные лица, ответственные за регистрацию, в трехдневный срок со дня обращения к ним передают заявление гражданина и представленные документы, в том числе документ, удостоверяющий личность, в орган регистрационного учета.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее 3 дней. При этом, в паспорте гражданина производится отметка о регистрации по месту жительства, а тем, кто предварительно не обращался с заявлением о снятии с регистрации по прежнему месту жительства, одновременно проставляют оттиск штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства и оттиск штампа о регистрации по месту жительства.

Регистрация и снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Согласие собственников жилого помещения на регистрацию по месту жительства

Несмотря на то, что п. 26.1 Приказа Федеральной миграционный службы от 11 сентября 2012 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» предусматривает в качестве документа, являющегося в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение договор (то есть, в том числе и договор аренды или найма), органы ФМС России, когда полномочия по регистрационному учету еще не перешли к МВД России, требовали письменное согласие собственника даже при наличии договора аренды или найма. При этом, судебная практика иногда складывалась не в пользу законопослушных арендаторов.

Читайте так же:  Статья 20 25 часть 1 коап рф. какие сроки привлечения и давности

Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 26 сентября 2013 г. по делу № 11-31434 было указано, что в иске о признании права пользования жилым помещением, обязании зарегистрировать по месту жительства отказано правомерно, так как договор найма жилого помещения не содержит волеизъявления наймодателя и собственника жилого помещения на регистрацию истца по месту жительства. При этом суд проигнорировал факт того, что договор найма был заключен представителем собственника.

Однако Верховный Суд Российской Федерации придерживается иной правовой позиции, в соответствии с которой договор является самостоятельным основанием для вселения и регистрации в жилом помещении, а поэтому, исходя из смысла нормы права, при наличии договора на пользование жилым помещением у гражданина возникает право на регистрацию в предусмотренном договором жилом помещении. Подпись лица в договоре свидетельствует о его волеизъявлении на предоставление жилья гражданину и согласии на его регистрацию. Данная позиция нашла отражение в Решении ВС РФ от 27 августа 2003 года № ГКПИ03-894, которое было оставлено без изменения Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № КАС 03-489.

Аналогичный смысл имеет апелляционное определение Курского областного суда от 27 сентября 2012 года по делу № 33-2255-2012, который указал, что заявление об оспаривании действий по отказу в регистрации по месту жительства удовлетворено правомерно, так как заявителем был соблюден порядок обращения к УФМС для регистрации по месту жительства, поскольку были представлены документы, подтверждающие наличие между собственником и нанимателем квартиры соглашения о порядке пользования жилым помещением. При этом, суд отметил, что суд первой инстанции обоснованно применил положения ст. 20 ГК РФ и ст. 6 Закона № 5242-I, правильно указав, что договор найма жилого помещения является основанием для вселения в жилое помещение гражданина и для регистрации последнего по месту жительства.

Стоит отметить и выраженную в Определении КС РФ от 28.03.2003 г. № 102-О позицию: «Указав, что регистрационный учет носит уведомительный характер и органы регистрационного учета не вправе отказывать в регистрации, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем подтвердил, что регистрация граждан по месту жительства производится при предъявлении должностному лицу, ответственному за регистрацию, паспорта или иного заменяющего его документа, удостоверяющего личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордера, договора, заявления лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иного документа), или его надлежаще заверенной копии. Предъявление указанных документов является подтверждением добросовестного использования гражданином своих прав и добросовестного исполнения им обязанностей, связанных с регистрацией в конкретном жилом помещении, и одновременно выступает как мера, обеспечивающая защиту прав граждан, проживающих в данном жилище.

Кроме того, нормы законодательства, которые регламентируют правовой режим жилого помещения, права и обязанности участников правоотношений, возникающих по поводу предоставления жилого помещения и проживания в нем, не содержат оснований отказа в регистрации по месту пребывания и по месту жительства

Кроме того, необходимо обратить особое внимание, что если жилое помещение имеет несколько собственников, то согласие должно быть получено от каждого из них. Так, Апелляционным определением Московского городского суда от 14 августа 2013 года по делу № 11-25951 было определено, что в удовлетворении исковых требований о регистрации по месту жительства отказано правомерно, поскольку для регистрации по месту жительства необходимо согласие всех сособственников спорного жилого помещения, между тем согласия второго собственника жилого помещения истцом не было представлено.

Видео (кликните для воспроизведения).

По аналогичному спору было вынесено Апелляционное определение Московского городского суда от 14 июня 2013 года по делу № 11-16620, которым было установлено, что в удовлетворении заявления о признании отказа миграционного органа в регистрации по месту жительства незаконным и обязании зарегистрировать по месту жительства отказано, поскольку заявитель не представил в миграционный орган письменное согласие на вселение и регистрацию в квартире, правовые основания для регистрации и проживания заявителя в спорном жилом помещении отсутствовали. Следует отметить, что в данном случае согласие второго собственника не было получено ввиду его смерти, однако суд посчитал, что поскольку его права и обязанности переходят к наследникам, то получать будет необходимо их согласие после вступления в права наследования.

Источники


  1. Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Гриф МО РФ / В.В. Оксамытный. — М.: Камерон, 2004. — 246 c.

  2. Делия, В. П. История и методология науки производства / В.П. Делия, Л.Д. Гагут, Ю.А. Гнидина. — М.: Де-По, 2013. — 304 c.

  3. Тихомирова, Л. В. Долевое строительство жилья. Правовые акты, материалы судебной практики / Л.В. Тихомирова. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 128 c.
  4. Кодекс профессиональной этики адвоката; Проспект — М., 2016. — 179 c.
  5. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
Постоянная регистрация граждан россии по месту жительства. закон о прописке и регистрации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here