Понятие административного права, виды, нормы и т. д. понятие, принципы, функции административного пра

Лекция 2. Административно-правовые нормы и их особенности

2.1. Понятие административно-правовой нормы и ее структура

Норма права является структурной единицей права. Административно-правовым нормам присущи все характеристики общих норм, составляющих правовую систему. Вместе с тем они имеют ряд отличительных особенностей, что обусловлено спецификой регулируемых административным правом отношений. Свою реализацию административное право находит именно в правовых нормах.

Административно-правовые нормы — установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе осуществления государственной власти.

Административно-правовые нормы имеют следующие особенности:

Административно-правовые нормы выражают сущность исполнительной власти.

Они имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За нарушение административно-правовых норм наступает административная ответственность. В некоторых случаях может наступать дисциплинарная ответственность.

Иногда административно-правовые нормы регулируют общественные отношения, составляющие предмет иных отраслей права. Такое регулирование наблюдается в области земельного, финансового, природоохранного, трудового права и пр. С помощью административных норм может осуществляться и защита норм указанных отраслей права. Так, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.27 КоАП).

Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в ходе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными.

Административно-правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными актами.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру:

Гипотезу — условие действия нормы.

Диспозицию — само правило поведения (предписания, запреты и дозволения).

Санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия (поощрения и наказания).

Основы административного права

Понятие, система административного права и его принципы

Административное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие при осуществлении иных форм государственной деятельности.

Традиционно в отечественной правовой науке административное право подразделяется на две части: общую и особенную.

Общая часть включает юридические нормы и институты:

  • регулирующие общественные отношения общего характера (принципы, функции, методы, формы государственного управления, механизм административно-правового регулирования и т. д.);
  • устанавливающие административно-правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов административно-правовых отношений;
  • регулирующие основы организации и государственно-управленческой, исполнительно-властной деятельности государственных органов;
  • обеспечивающие законность в сфере государственного управления;
  • регламентирующие административно-юрисдикционную деятельность;
  • регламентирующие принуждение по административному праву.

Особенная часть состоит из норм и институтов, регулирующих правоотношения в конкретных сферах управления:

[3]

  • обеспечения безопасности граждан, общества, государства, а также административно-политическую деятельность;
  • хозяйственно-экономическую деятельность;
  • социально-культурную деятельность;
  • деятельность государственной администрации по организации и осуществлению политических, экономических и иных внешних связей.

Основные идеи, требования, выражающие сущность административного права, — это его принципы. К их числу относятся:

  • равенство перед законом и правоприменителем;
  • презумпция невиновности;
  • приоритеты законных интересов личности в управленческой деятельности государственных органов;
  • законность в управлении, включая обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административными правонарушениями;
  • гласность;
  • разделение властей;
  • разграничение предметов ведения, компетенции и полномочий;
  • управленческая субординация (подчиненность);
  • ответственность.

Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды

Административно-правовые нормы — это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.

Особенности административно-правовых норм проявляются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнительную компетенцию государственных органов; регулируют деятельность по осуществлению исполнительно-властных пол­номочий государственных органов; регулируют формы и методы их осуществления; устанавливают определенный порядок взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная ответственность, а в некоторых случаях и дисциплинарная ответственность. Административно­правовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нор­мативными правовыми актами. Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Посредством административ-ноправовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Нормы административного права оп­ределяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в данной сфере.

Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу — условие действия нормы; диспозицию — предписания, запреты, дозволения; санкцию — меры административного или дисциплинарного воздействия.

Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду оснований.

1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права: обязывающие (предписывают обязательное совершение определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочива­ющие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).

Читайте так же:  Самые жестокие убийцы в истории. самые ужасные преступления, совершенные маньяками мира

2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).

3. По содержанию предмета регулирования: материальные (устанавливают комплекс прав, обязанностей и ответственность участников административно-правовых отношений, т. е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).

4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).

5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).

6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).

7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований).

8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией, например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).

9. По адресату регулирования — регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственно­управленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).

10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).

11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).

12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).

Административные правоотношения

Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, субъекты которых выступают носителями прав и обязанностей в сфере и по поводу государственного управления.

Особенности административно-правовых отношений, обладающих всеми основными признаками, свойственными всяким иным правоотношениям, выражаются рядом отличительных черт:

Структурный состав административных правоотношений имеет свойственную им организацию, элементами которой выступают их субъект, объект и содержание. Эти три элемента — субъекты (участники), объекты (то, на что направлено регулирование и по поводу чего возникли отношения) и содержание (юридические факты) образуют структуру ад­министративно-правовых отношений.

Субъекты — это те, кто наделены государственно-властными полномочиями и на кого административно-правовыми нормами возложены определенные обязанности по осуществлению управленческих функций.

Объекты регулирования административно-правовых норм — общественные отношения, возникающие в процессе осуществления исполнительной власти (общие), и поведение субъектов (непосредственные). В каждом конкретном административно-правовом отношении его участники осуществляют те предоставленные им права и возложенные на них обязанности, которые связаны с объектом данного правоотношения.

Содержание — юридические факты, т. е. такие конкретные обстоятельства, с наличием которых законодатель связывает основания возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (действия и события). В качестве наиболее распространенных в административно-правовых отношениях юридических фактов выступают, как правило, действия — результат активного волеизъявления субъекта (например, подача жалобы в орган исполнительной власти, осуществление проверки и т. п.), а в некоторых случаях — события — явления, не зависящие от воли и сознания людей, субъектов правоотношения (рождение, болезнь, смерть человека, стихийные бедствия, чрезвычай- ные обстоятельства и т. д.). Действия бывают правомерные, т. е. соответствующие требованиям административно-правовых норм, и неправомерные, т. е. нарушающие их. В административно-деликтном смысле юридические факты делят по волевому признаку на деяния-действия и деяния-бездействие.

Правомерные действия делятся на юридические поступки и юридические акты. Особой разновидностью действий являются юридические формы исполнительной деятельности — индивидуальные акты управления (приказ министра о структурных изменениях в ведомстве, постановление начальника органа внутренних дел о наложении штрафа и т. п.).

Административные правонарушения влекут за собой возникновение таких административно-правовых отношений, содержанием которых является применение к виновному соответствующих мер юридической ответственности, предусмотренной административно-правовой нормой.

Содержание административно-правового отношения имеет двойственный характер. Юридической частью его являются права и обязанности участни­ков в сфере управления, а фактической — сами действия, в которых реализуются эти права и обязанности. В экстраординарных условиях действуют специальные, соответствующие ситуации полномочия органов исполнительной власти, в связи с чем под влиянием форс-мажорных обстоятельств и возникают особые административно-правовые отношения. Существование неисчислимого количества административно-правовых норм, порождаемых потребностями регулирования многообразия административно-правовых отношений, обусловлено разнообразием и широтой круга источников, в которых они содержатся.

Читайте так же:  Паспорт антитеррористической защищенности. паспорт антитеррористической защищенности объекта нужен л

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.2. Функции и принципы административного права

Функция, т.е. направление, роль, назначение деятельности, — категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права, позволяющая определить внешние свойства данной отрасли права.

Рассматривая функции административного права, следует обратить внимание на соотношение функций государственного управления и государственного регулирования.

По существу между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных содержательных различий. Регулирование — непременный элемент государственно-управленческой деятельности, которое выражается в подчинении определенному порядку, т.е. в упорядочении тех или иных действий. А ведь именно это же характеризует и государственное управление.

Различия могут состоять в том, что государство в большей или меньшей степени участвует в экономических и иных процессах. Так, государство может непосредственно управлять соответствующими объектами, а может выступать в роли регулятора общественных отношений, а не управлять ими напрямую.

[2]

Управляя, государство регулирует, а регулируя — управляет.

Выделяют следующие функции административного права:

1)правоисполнителъная, следующая из того, что административное право — это юридическая форма реализации исполнительной власти;

2)правотворческая, выражающаяся в наделении субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству;

3)организационная, основанная на организационном характере государственно-управленческой деятельности,

4)координационная, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления;

5) правоохранительная, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных интересов и прав граждан, организаций и прочих участников, регулируемых административным правом управленческих отношений.

Принципы административного права — это основные идеи, требования, выражающие сущность административного права. К числу основных принципов относятся.

1. Принцип равенства перед законом. Согласно ст. 1.4 КоАП РФ, лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица привлекаются к административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

2.Принцип презумпции невиновности закреплен ст. 1.5 КоАП, согласно которому лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Административным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

3.Принцип приоритетности интересов личности в жизни общества. Ст. 2 Конституции гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». Государство, в том числе и в процессе реализации исполнительной власти, гарантирует права и свободы граждан, обеспечивая их защиту.

4.Принцип обеспечения законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением, установленный ст. 1.6. КоАП, гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

5.Принцип разделения властей одно из важнейших условий функционирования правового государства. Каждая ветвь власти (исполнительная, законодательная и судебная) должна быть независимой, что предполагает недопущение подмены одной ветви власти другой, исключает вторжение, например, законодательной в сферу исполнительной власти и подразумевает деловое взаимодействие всех ветвей. Только в этом случае государственное управление будет эффективным, а интересы личности гарантированы и защищены. Надлежащая реализация норм административного права возможна при соблюдении данного принципа.

6.Принцип законности предполагает применение административно-правовых норм права в точном соответствии с Конституцией, законами РФ и другими нормативными актами.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

7.Принцип гласности означает, что акты административного нормотворчества, как правило, вступают в силу не ранее, чем с момента их официального опубликования. Административно-правовые акты, деятельность органов исполнительной власти, результаты административно правового регулирования и т.д. должны быть достоянием общественности. Кроме того, при издании и реализации норм административного права должно учитываться мнение граждан, общественных объединений и пр.

Читайте так же:  Как оставить номера при продаже авто детальная инструкция о том, как сохранить номера машины. как со

8. Принцип ответственности. Установленные нормы права должны соблюдаться, в противном случае наступает ответственность нарушителей. При этом административная ответственность должна налагаться в установленном Административным кодексом порядке, размере и компетентными для этого государственными органами.

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти.

Субъектами таких отношений выступают представители исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

1) предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмотренных правовой нормой;

2) запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

3) дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Нормы административного права

Понятие административно-правовой нормы, ее структура

Административно-правовая норма — устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее — механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:

  • имеют императивный характер;
  • обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
  • определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
  • служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
  • имеют собственные средства защиты от возможных нарушений — институт административной и дисциплинарной ответственности;
  • являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
  • достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
  • имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.

Условия административного правотворчества:

  1. такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
  2. осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
  3. допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.

Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.

  • по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
  • по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
  • по предназначению: общие, специальные;
  • по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные — одновременно несколько условий, альтернативные — одно из нескольких условий).

Диспозиция — права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:

  • в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
  • бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).

[1]

Санкция — последствия нарушения нормы:

  • пресекательные;
  • восстановительные;
  • карательные.

Виды норм административного права

1) По содержанию регулирования:

  • общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
  • особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).

2) По предмету регулирования:

  • материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
  • процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.

3) По соподчиненности:

  • нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
  • подзаконные нормы.
Читайте так же:  Правила дорожного движения, которые никто не знает. правила дорожного движения для водителей маршрут

4) По методу воздействия на поведение субъектов:

  • обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
  • уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
  • запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
  • поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.

5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:

  • административно-правовой статус (АПС) граждан;
  • различных звеньев аппарата государственного управления;
  • административно-правовой статус государственных служащих;
  • деятельность государственных предприятий, учреждений;
  • отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.
  • срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
  • бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).

2. В пространстве:

  • общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
  • нормы субъекта Федерации;
  • местные (локальные);
  • межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
  • специальные (определенный регион).
  • правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
  • для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).

Реализация административно-правовых норм

Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.

Реализация административно-правовых норм — проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.

Исполнение административно-правовых норм — универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид — соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).

Применение административно-правовых норм — присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.

Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.

Источники административного права. Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:

  • международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
  • нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободыграждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
  • законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
  • нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
  • нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
  • в межотраслевом и отраслевом масштабе — нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • нормативные акты органов местного самоуправления — в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.

Функции административного права

Под функциями административного права нужно понимать основное направление воздействия на общественные отношения.

Прежде всего, стоит отметить регулятивную функцию. В рамках этой функции административное право создает определенный правовой режим, с соблюдением которого должны действовать субъекты административных правоотношений, будь то государственные органы или физические лица. Это основная функция, так как она включает в себя установление определенных правил поведения и регулирования общественных отношений, создающих предмет административного права.

Основные функции административного права:

  • Правоисполнительная – состоит в регулировании деятельности исполнительных органов власти, причем такая регуляция должна осуществляться при помощи законодательных актов и нормативно-правовых норм.
  • Охранительная. Суть этой функции состоит в неукоснительном соблюдении установленного правового режима, в контроле над его исполнением и наказании виновных в его нарушении.
  • Правотворческая. Состоит в возможности создания нормативно-правовых актов, которые будут регулировать общественные отношения в области государственного управления не только законодательными органами, но и исполнительными.
  • Организационная. Ее назначение в организации правового регулирование не только некоторых общественных отношений, а всего комплекса таких право отношений, включая механизмы правотворческой, правоисполнительной и правоохранительной деятельности.
  • Координационная. Заключается в эффективном и согласованном исполнении норм права всеми участниками и субъектами административных правоотношений.
Система административного права

Административное право – один из самых развитых институтов. Это обусловлено большой важностью для государства, для системы управления обществом. Систематизация разнообразных …

Принципы административного права

Принципы административного права составляют наиболее важные направления, его идеи, которые выражают сущность и необходимость существования. Принципы находят свое отражение и закрепление …

Метод административного права

Любая отрасль права в обязательном порядке включает в себя и метод правового воздействия. Без наличия метода отрасль не может считаться …


    ФОРМА ЗАКАЗА РАБОТЫ
  • Глава 1: ПРЕДМЕТ
    1. Понятие административного права
    2. Предмет административного права
    3. Принципы административного права
    4. Система административного права
    5. Метод административного права
    6. Функции административного права
    7. Источники административного права
    8. Нормы административного права
    9. Административное право как отрасль права
    10. Проблемы административного права
  • Глава 2: СУБЪЕКТЫ
    1. Понятие субъекта административного права
    2. Субъекты административного права
    3. Административные права граждан
    4. Органы исполнительной власти в качестве субъектов административного права
    5. Административные права и обязанности
  • Глава 3: ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
    1. Административное правонарушение и административная ответственность
    2. Ответственность по административному праву
    3. Административная защита прав
  • Глава 4: ЗАКОННОСТЬ И РЕАЛИЗАЦИЯ
    1. Реализация норм административного права
    2. Административно-правовые формы и методы реализации исполнительной власти
    3. Управление в административном праве
    4. Институты административного права
Читайте так же:  Кто переехал. способы эмиграции из россии как без денег уехать навсегда. в какой город переехать жит

Другие отрасли права:

  • Административное право
  • Арбитражный процесс
  • Гражданско-процессуальное право
  • Гражданское право
  • Конституционное право
  • Предпринимательское право
  • Семейное право
  • Трудовое право
  • Уголовное право
  • Уголовное процессуальное право
  • Финансовое право
  • Экологическое право

Право – это совокупность правил, которые установлены государством, общеобязательны для всех, а их соблюдение гарантируется государственными мерами воздействия.
Право является одним из регуляторов общественных отношений, проанализировав историю юриспруденции, можно понять, что универсального определения «что такое право» не существует, конкретное понятие зависит от той или иной правовой системы.

2. Функции и принципы административного права

3. Система административного права

4. Источники административного права

1. Понятие, предмет и метод административного права

Административное правоотрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности.

Как самостоятельная отрасль российского права административное право имеет свой предмет.

Предмет административного права регулирует общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в рамках реализации исполнительной власти государства.

Субъектами таких отношений выступают представители органов исполнительной власти, с одной стороны, а с другой — они же или граждане, государственные (негосударственные) предприятия, учреждения, организации, общественные объединения, профсоюзы и другие субъекты права.

Предмет отрасли административного права включает в себя изучение сущности исполнительной власти, осуществляющей государственное управление, видов административно-правовых норм, источников и системы этой отрасли права, отношений, регулируемых нормами административного права, их взаимосвязей и развития, правового статуса субъектов и объектов государственного управления, правовых форм и методов управления, вопросов административной ответственности и способов обеспечения законности в сфере исполнительной власти, проблем отраслевого, межотраслевого и территориального управления.

Предмет административного права позволяет определить сферу правового регулирования данной отрасли права. Метод же административного права устанавливает приемы и способы воздействия административно-правовых норм на общественные отношения, возникающие в процессе управленческой деятельности государства, с целью их регулирования.

Административное право использует для регулирования административных отношений различные приемы и способы. И в первую очередь методы, свойственные для всех (или многих) отраслей права. Сравнивая с методологией общей теории права, можно сказать, что все это применимо к методу административного права. Любая отрасль права, в том числе и административное, использует три основных метода:

предписание — возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в рамках, предусмот­ренных правовой нормой;

запрет — возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия;

дозволение — юридическое разрешение совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой, или воздержаться от их совершения по своему усмотрению.

Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.

Наиболее характерно для метода административного права использование предписания, т.е. прямых средств распорядительного свойства. Свое выражение они находят в том, что одной стороне административных отношений предоставлен определенный объем юридически властных полномочий, адресуемых другой стороне.

Административно-правовое регулирование предполагает односторонность волеизъявлений одного из участников административных отношений (властеотношений).

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Все методы правового регулирования принято делить на императивные и диспозитивные. Административное право использует и те и другие, отдавая предпочтение первым.

Источники


  1. Теория государства и права. Введение в юриспруденцию. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 128 c.

  2. Оксамытный, В. В. Общая теория государства и права / В.В. Оксамытный. — М.: Юнити-Дана, 2011. — 512 c.

  3. Теория государства и права. — М.: АСТ, Сова, 2010. — 160 c.
  4. Могилевский, С.Д. Общества с ограниченной ответственностью / С.Д. Могилевский. — М.: Дело; Издание 3-е, доп., 2013. — 528 c.
  5. Гойко, Л.Ф. Судебные были; К.: Украина, 2012. — 208 c.
Понятие административного права, виды, нормы и т. д. понятие, принципы, функции административного пра
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here