Плюсы передачи здания в концессию. концессионный механизм привлечения инвестиций передача предприяти

Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 16.10.2013 2013-10-16

Статья просмотрена: 24300 раз

Библиографическое описание:

Марчук Е. В. Передача муниципальной собственности в концессию: преимущества и недостатки // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 386-388. — URL https://moluch.ru/archive/58/8014/ (дата обращения: 12.09.2019).

Управление муниципальной собственностью является основой социально-экономического развития местного самоуправления. Рациональное и эффективное использование находящихся в распоряжении органов местного самоуправления активов позволяет решать текущие задачи развития территории. Главная цель управления муниципальной собственностью — обеспечение максимальной пользы жителям муниципального образования. В условиях возрастающих потребностей общества и недостаточностью финансовых ресурсов муниципальных образований для обеспечения этих потребностей, повышение эффективности использования муниципальной собственности приобретает особую актуальность.

Привлечение частных инвестиций в муниципальную экономику при условии сохранение муниципальной собственности на основные фонды позволяет решить задачи социально — экономического характера, стоящие перед органами местного самоуправления. Одной из таких форм государственно-частного партнерства является концессия.

Термин «концессия» происходит от латинского понятия «concessio» (разрешение) и означает уступку, послабление, соглашение, скидку. [1]Он имеет множество различных трактовок и охватывает широкий круг объектов, к которым могут относиться государственное и муниципальное имущество, а также отдельные виды деятельности органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Российский исследователь государственно-частного партнерства В. Г. Варнавский [2, с. 23] определяет концессию как «передача частной компании объекта государственной (муниципальной) собственности для строительства, модернизации, реконструкции, эксплуатации, управления, обслуживания и т. д. на определенных, закрепленных в договоре условиях, на возвратной и платной основе, в соответствии с концессионным законодательством».

Федеральный закон о Концессионных соглашениях № 115-ФЗ от 21.07.2005 создает правовую основу регулирования концессионных отношений, включая процедуру заключения, изменения и прекращения договоров концессии.

Целью Федерального закона является [3] «привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям»

Согласно статье 5 Федерального закона о Концессионных соглашениях № 115-ФЗ, сторонами концессионного соглашения являются:

1) Концедент — Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, субъект Российской Федерации (орган государственной власти субъекта Российской Федерации), муниципальное образование (орган местного самоуправления).

2) Концессионер — индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо

Концедент и концессионер руководствуются различными, практически противоположными целями: органы местного самоуправления выполняют основную задачу по удовлетворению потребностей общества, а целью концессионера является извлечение прибыли. В рамках соглашения достигается баланс по вопросу управления объектом концессии и достижения сторонами поставленных задач.

В своем исследовании Жукова Н.С [1] предлагает схему концессионного механизма, который на наш взгляд отражает взаимодействие органов власти, частного инвестора, и потребителей услуг и товаров создаваемых концессионером в процессе осуществления деятельности по управлению объектом концессии.

Рис. 1 Схема функционирования концессионного механизма

Концессионное соглашение заключается посредством проведения конкурса. Концедент, действуя в интересах общества, предоставляет концессионеру на срок, определенный соглашением, права владения и пользования вновь создаваемым или реконструируемым недвижимым имуществом, которое является или будет являться в последствии объектом муниципальной собственности, на условиях обязательного инвестирования средств в объект концессии. При этом срок соглашения определяется с учетом объема инвестиций в создание и/или реконструкцию объекта концессионного соглашения и срока окупаемости таких инвестиций, а так же других обязательств концессионера по концессионному соглашению. Возврат затраченных инвестором средств происходит путем эксплуатации объекта концессии в коммерческих целях.

Выделим ряд особенностей концессионного соглашения, определенных законодательством:

— недопустимо изменение целевого назначения объекта, передача концессионером в залог или отчуждение имущества;

— риск повреждения или случайной гибели объекта концессионного соглашения возлагается на концессионера, если не оговорено иное;

— возможность страхования риска случайной гибели или повреждения имущества за счет концессионера;

Важным условием концессионного соглашения является концессионная плата, которая может вноситься не только в виде фиксированных платежей, но и в виде передачи концессионером части имущества в пользу муниципального образования, а так же доли продукции или доходов концессионера. Периодичность платежей, согласно законодательства, так же достаточно вариативна. Допускается внесение концессионной платы как на всем протяжении соглашения, так и в отдельные периоды. Не исключается и полное отсутствие платы по концессионному соглашению.

Контроль органами местного самоуправления осуществляется в рамках соглашения и без вмешательства в хозяйственную деятельность концессионера.

Концессия муниципальной собственности является, несомненно, перспективным способом решения задач и проблем социально-экономического развития муниципального образования за счет привлечения бизнеса. Можно выделить следующие преимущества концессии для органов местного самоуправления:

­ привлечение частных инвестиций, снижение расходов бюджета муниципального образования

­ обеспечение эффективного использования муниципального имущества

­ сохранение целевого назначения имущества

­ решение социальных задач за счет средств частных партнеров

­ наличие возможности выбора инвестора посредством проведения конкурса; планирование и контроль за его деятельностью

­ привлечение профессиональных и опытных инвесторов для решения муниципальных задач

­ создание новых рабочих мест

­ обеспечение поступлений в бюджет муниципального образования

­ получение обществом более качественных услуг

­ передача рисков частным инвесторам

­ возможность возникновения права муниципальной собственности на движимоенедвижимое имущество, созданное или приобретенное концессионером при осуществлении деятельности, предусмотренной соглашением

­ возможность поступления в муниципальную собственность части продукции и/или доходов, полученных концессионером в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением

К недостаткам концессионного соглашения в отношении муниципальной собственности относятся:

­ возможность перехода созданного или приобретенного в процессе реализации концессионного соглашения движимогонедвижимого имущества в собственность концессионера, если соглашением не предусмотрен переход в муниципальную собственность

­ приобретение концессионером прав собственности на продукцию и доходы, полученные в результате осуществления деятельности, предусмотренной соглашением

Основным преимуществом концессионного соглашения является условие непременного инвестирования средств в объект соглашения, при сохранении имущества в муниципальной собственности, то есть данный вид соглашения выступает как альтернатива приватизации.

Читайте так же:  Через какое время можно менять просроченные права. что нужно знать об обмене прав. что делаем в гибд

Однако на практике концессионные соглашения относительно объектов муниципальной собственности широко не распространены. Это связано с наличием большого количества объектов социально значимых для общества, но не приносящих доход и как следствие не привлекательных для инвестора. Такого рода ограничение в применении концессии является существенным недостатком.

1. Жукова Н. С.Концессионный механизм реализации государственной инновационной политики /Жукова Н.С// «Проблемы современной экономики» — 2011-№ 4(40) [Электронный ресурс]. URL:http://www.m-economy.ru/art.php≤nArt >

2. Варнавский В. Г. Концессии — на службу России /Варнавский В.Г// «Российское предпринимательство»- 2002- № 11(35) Стр. 22–27

Что такое концессия в сфере ЖКХ? Определение и примеры

Все чаще звучат призывы к участию в концессионных соглашениях в сфере ЖКХ.

Что это такое, в чем суть концессии, какие есть достоинства и недостатки у этого явления в экономике коммунального хозяйства, чего ждать от внедрения этого процесса?

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-45-84 . Это быстро и бесплатно !

Концессия в сфере ЖКХ – что это?

Концессией называется форма партнерства государства с инвесторами. Концессионные соглашения в сфере ЖКХ – это привлечение средств инвесторов к реконструкции тех объектов, которые на основании соглашений могут быть переданы в пользование на определенный период в руки частных инвесторов.

При этом партнер-инвестор обязуется вложить серьезные средства в строительство или реконструкцию государственного имущества и эксплуатировать переданные объекты, получая доход.

Таким образом, концессия – государственно-частное партнерство (далее – ГЧП), признанное наиболее удачным выходом обновить и оздоровить сферу ЖКХ за счет инвесторских вложений, при этом объекты остаются в собственности государства. Выгодна такая форма обеим сторонам.

ГЧП регламентируется такими законодательными актами:

Передавая в концессию объекты водо- и теплоснабжения, водоотведения, государство на законодательном уровне закрепило за собой право выступать (в лице субъекта РФ) стороной концессионного соглашения.

В коммунальной сфере концессионные соглашения возможны при таких условиях:

  • долгосрочность действия контрактов;
  • наличие четко очерченного круга задач и обязательств, подлежащих безусловному выполнению по реконструкции или строительству объектов;
  • инвестиции имеют верхний предел, сверх которого частник не обязан вкладывать средства;
  • показатели, которых должен достичь концессионер, среди которых – энергоэффективность, качество, надежность;
  • алгоритм возврата средств, истраченных инвестором (если к конечной дате концессионного соглашения возмещение прошло не в полной мере).

Разумеется, ГЧП не является стопроцентно беспроигрышным вариантом, есть и негативные стороны.

Плюсы и минусы

К плюсам концессионных соглашений для государства можно отнести:

  • возможность усовершенствовать (реконструировать, модернизировать) объекты ЖКХ, не расходуя бюджетные средства;
  • переданное во временное пользование частникам, имущество все же продолжает оставаться в муниципальной или государственной собственности;
  • партнерство оставляет право наблюдать за хозяйствованием частных инвесторов и контролировать этот процесс.

При ближайшем рассмотрении концессия оказывается на практике не настолько радужным партнерством: подготовку проекта, а также документации на организацию конкурса и его проведение, кадастрового учета земель и пр. производить следует на условиях софинансирования (из регионального и местного бюджетов минимум 20% от общей суммы затрат).

Минус концессии также в том, что готового вложить огромные суммы инвестора не так просто найти, чаще всего на партнерство выражают желание представители малого бизнеса или бывшие МУП (унитарные предприятия), не располагающие необходимыми финансами.

Для поддержки концессионных проектов организован Фонд содействия реформированию сферы ЖКХ, направление усилий концессионеров при этом должно концентрироваться на объекты ЖКХ некрупных населенных пунктов (до 250 тыс. жителей).

Обеспечение финансами реализации концессионных проектов по реконструкции или строительству объектов в сфере ЖКХ предполагается на таких условиях: вкладывают средства инвестор, местный и региональный бюджеты в размере не меньше 40% от общей цены мероприятий, при этом доля инвестора должна составлять минимум 20%. Фонд может субсидировать реализацию проекта, но предел его помощи ограничен 300 млн. руб.

Если концессионер не сумел выполнить в обусловленные соглашением сроки запланированный объем мероприятий и допустил существенную задолженность Фонду, то данный проект можно отнести к неудавшимся.

При этом не стоит обвинять во всем только концессионера: многие сети тепло- и водоснабжения настолько изношены, что потери энергоносителей не удается покрыть тарифными ставками, а проводить реконструкцию и получать доход при таких условиях нереально трудно, при этом еще и отдавая долги Фонду и иным кредиторам.

Порядок заключения концессионного соглашения

Потенциальный инвестор, решившийся стать партнером государства в возрождении коммунального хозяйства, должен выбрать объект, который устроит его в масштабе, характере перестройки, объемах вложений и пр., к примеру — котельную. После этого он должен заявить в орган местной власти о своем намерении.

Субъектом РФ подготовлены проекты, выполнена работа по проведению конкурса. Если претендентов несколько, то конкурс состоится, и по итогам изучения документации каждого участника будет выбран партнер.

Если претендент остался в единственном числе, то ему и поручат важнейшую миссию инвестора без проведения торгов (ст. 37 Федерального закона «О концессионных соглашениях»). Избраннику могут предъявить требования по корректировке его программы, особо удачные варианты могут быть приняты без изменений.

Концессионное соглашение – своего рода договор, содержащий такие пункты:

  1. описание объекта, в отношении которого заключается соглашение;
  2. срок действия;
  3. концессионную плату – ее размеры, форма платежей, их периодичность;
  4. плату концедента – размеры, структура платежей на реконструкцию или строительство объекта ЖКХ и его использование;
  5. условия досрочного расторжения;
  6. методы и средства разрешения противоречий;
  7. гарантии банка;
  8. реквизиты и подписи сторон – инвестора, муниципалитета и субъекта РФ.

Также должна быть обусловлена передача документации и в натуре объектов ЖКХ, принимаемых в распоряжение инвестором.

Когда передача объектов ЖКХ частным инвесторам затруднена?

Для передачи в концессию необходимо, чтобы сети, котельные, подстанции и пр. объекты ЖКХ были официально оформлены в право собственности муниципалитета или государства, тогда можно права делегировать.
Читайте так же:  Как узнать решение суда через интернет можно ли узнать решение суда по фамилии

Выходит, что эти объекты будут эксплуатироваться компанией, не имеющей прав владения, а только пользования в течение времени, обусловленного трехсторонним соглашением. Поэтому на все переходящие под концессию недвижимое имущество сферы ЖКХ должно быть оформлено обременение в виде передачи прав пользования.

В этом вопросе возникает масса сложностей:

  • далеко не все трассы, сети, строения оформлены, как положено, и на них зарегистрированы права собственности;
  • часть объектов, на которые вся документация в порядке, имеют задолженность по оплате.

Правительством принимаются меры по урегулированию всех подобных проблем на законодательном уровне. Статистика показывает, что в 2017 г. концессии в сфере ЖКХ растут по объемам инвестиций и по числу успешных проектов с обнадеживающими результатами.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (499) 703-45-84 (Москва)
Это быстро и бесплатно !

Минстрой России предложил передать все унитарные предприятия в концессию

23 марта 2016 года Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации выступило с инициативой упразднить унитарные предприятия в сфере ЖКХ, передав их в концессию. Такой шаг заставит регионы активизировать привлечение частных инвестиций в отрасль, уверены в ведомстве.

Минстрой России предлагает с 2018 года ликвидировать в сфере жилищно-коммунального хозяйства все государственные унитарные предприятия (ГУП) и муниципальные унитарные предприятия (МУП) и передать их в концессию. Сейчас в концессию обязаны передаваться лишь неэффективные унитарные предприятия согласно перечню поручений Президента по итогам заседания Госсовета от 6 июля 2013 года №Пр-1479, согласно которому объекты жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, должны быть переданы частным операторам к 2016 году на основе концессионных соглашений.

18 ноября 2014 года Правительство России своим распоряжением № 2316-р внесло соответствующие изменения в нормативную базу и актуализировало графики передачи объектов жилищно-коммунального хозяйства в концессию или долгосрочную аренду с учeтом результатов оценки эффективности деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Поручение вызвало всплеск концессионных конкурсов и заключения концессионных соглашений, однако в настоящее время в жилищно-коммунальной сфере абсолютное большинство концессий не имеют инвестиционных обязательств — это так называемые арендные концессии, которые появились по плану автоматической «переписи» арендных договоров на концессионные соглашения вне конкурса.

Видео (кликните для воспроизведения).

Также на рынке много операторских концессий, когда инвестиции в модернизацию осуществляются из внутренних источников проекта, за счет инвестиционной части тарифа. Операторский тип концессий делает ставку на эффективность управления объектом, и, если состояние объекта некритическое, долгосрочный результат для потребителей может быть положительным.

И только незначительная часть действующих в ЖКХ концессий работают по инвестиционной модели, когда первоначальные инвестиции в проект осуществляются из внешних источников. Именно по модели инвестиционных концессий развиваются проекты с привлечением средств негосударственных пенсионных фондов.

Так, в частности, по инвестиционной модели концессий работают сейчас ЗАО «Управление отходами» и ООО «Концессии водоснабжения».

Однако инвестирование средств негосударственных пенсионных фондов, которые на сегодняшний день являются единственным источником длинных денег в стране, через механизм концессионных облигаций ограничено Положением Банка России от 25 декабря 2014 г. N 451-П.

Организация инвестиций в концессионных проектах

Концессии являются одним из самых эффективных инструментов государственно-частного партнерства. С помощью концессионных соглашений уже реализовано множество проектов как в России, так и за рубежом. Финансирование концессий — важная вопрос, который зависит от многих факторов.

Существует несколько способов финансирования концессионных проектов. (схема 1)

Проектное общество (SPV, special project vehicle — компания, специально созданная для реализации концессионного проекта) может взаимодействовать с несколькими организациями для получения финансирования.

При взаимодействии с коммерческими банками концессионер может взять кредит для финансирования проектирования или строительства. Инфраструктурные проекты требуют долгосрочных инвестиций, которые в большинстве своем неинтересны бизнесу. Однако институциональные инвесторы заинтересованы в «длинных» вложениях, поэтому ГЧП может стать самым важным инструментом развития инфраструктурных проектов.

Привлечь институциональных инвесторов к инфраструктурным проектам можно с помощью специальных ценных бумаг — концессионных облигаций. Концессионные облигации — это ценные бумаги, которые выпускаются проектной компанией для финансирования объекта концессионного соглашения. Облигационные купоны погашаются в соответствии с условиями облигационного выпуска.

Схема 1. Способы финансирования концессионных проектов

Любое инвестирование подразумевает возврат вложенных средств. В рамках концессионного проекта это может осуществляться несколькими путями. Первый вариант — возврат средств инвесторов на основе платы концедента. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество (автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог, объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса и т.д.) за счет привлеченных средств, а концедент в течении срока концессионного соглашения уплачивает концессионеру плату, исходя из финансовой модели концессионного соглашения.

Схема 2. Возврат средств инвесторов на основе платы концедента

Второй вариант — возврат средств инвесторов на основе тарифов. В рамках этого варианта концессионер создает или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. Уполномоченный орган утверждает долгосрочные параметры тарифного регулирования и тариф по виду деятельности концессионера. Возврат инвестиций осуществляется путем предоставления услуг/реализации продукции потребителям в рамках утвержденного тарифа.

Схема 3. Возврат средств инвесторов на основе тарифов

Третий вариант — возврат средств инвесторов на основе оплаты услуг, не регулируемых тарифами, конечными потребителями. При использовании данного варианта концессионер создает новое или реконструирует имеющееся недвижимое имущество за счет привлеченных средств. В течении срока действия концессионного соглашения концессионер эксплуатирует объект концессии по назначению, указанному в концессионном соглашении. Возврат инвестиций производится путем получения дохода от коммерческой эксплуатации объекта концессии (реализации продукции и /или оказания услуг потребителям).

Схема 4. Возврат средств инвесторов на основе оплаты потребителями услуг, не регулируемых тарифами

Четвертый вариант — возврат средств инвесторов на основе смешанных источников. Возможно сочетание типов обеспечения возвратности средств инвесторов в рамках концессионного проекта, так как получение платы концедента не запрещает концессионеру взимать плату с потребителей за продукцию, полученную от использования объекта концессии.

Схема 5. Возврат средств инвесторов на основе смешанных источников
Читайте так же:  Как совершается реализация имущества при банкротстве. процедура реализации имущества при банкротстве

Инвестиции за счет концессии: договор, объект, муниципальная концессия, концессионное соглашение

В Министерстве ЖКХ и строительства Калининградской области разработан «Алгоритм действий по эффективному привлечению инвестиций частного капитала с механизмом концессионного покрытия». В этом документе четко обозначены функции всех участников концессионного процесса на различных этапах.

[3]

Инвестиционная политика

Модернизация ЖКХ должна финансироваться в основном за счет частных инвестиций. Для этого экономика должна стать прозрачной. Инвестор должен знать, куда, на каких условиях, под какие гарантии он вкладывает средства, и как скоро они могут окупиться. Необходимо, чтобы затраченные деньги возвращались и реинвестировались в модернизацию объектов инфраструктуры.

В качестве одного из методов реинвестирования предусматривается временное (на период окупаемости) введение в тариф инвестиционной составляющей. Ее объем станет частью полученной экономии. Другой вариант – установление надбавок к тарифам для потребителей.

Перспективным способом привлечения инвестиций являются концессионные соглашения. С их помощью можно в сжатые сроки достичь следующих результатов:

— сократить расходы областного бюджета на софинансирование модернизации основных фондов ЖКХ;

— уменьшить бюджетные затраты на предоставление льгот и жилищно-коммунальных субсидий;

— снизить социальную напряженность.

Средства на модернизацию и реформирование областного ЖКХ целесообразно заложить в региональный бюджет отдельной статьей. Можно также создать специальный фонд реализации этих мероприятий. Таким образом, удастся консолидировать деньги, поступающие из всех источников, и повысить эффективность их использования. Это позволит обеспечить финансирование коммунального сектора и гарантировать инвесторам возврат капитала, вложенного в развитие объектов ЖКХ. Предприятия получат стимул к внедрению современных энергосберегающих технологий и использованию сэкономленных средств для развития инфраструктуры и обновления оборудования.

Закон о концессии

В 2005 г. вступил в силу Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Он определил порядок и возможности привлечения частных инвестиций в российское ЖКХ с механизмом концессионного покрытия. Цели данного закона – привлечение инвестиций в экономику, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также повышение качества товаров, работ и услуг, предоставляемых потребителям.

Губернатор Калининградской области Г. Боос поставил задачу широкого использования концессионных соглашений при модернизации муниципального теплоэнергетического хозяйства. По договору концессии инвестор обязуется создать и (или) реконструировать за свой счет определенное недвижимое имущество. Он должен также осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Право собственности на это имущество остается за муниципалитетом. Инвестор же на срок договора получает права владения и пользования объектом концессии для осуществления указанной в соглашении деятельности.

В сфере ЖКХ закон о концессии относится к предприятиям, которые осуществляют тепло-, электро-, водоснабжение, уличное освещение и вывоз мусора. По условиям концессионного соглашения, хозяйство этих предприятий должно быть приведено в порядок.

Развитие ЖКХ финансируется из регионального и муниципальных бюджетов, а также за счет платежей населения. Закон о концессии позволяет использовать третий источник – средства российского или иностранного инвестора.

Алгоритм действий

В Департаменте ЖКХ Министерства ЖКХ и строительства Калининградской области разработан «Алгоритм действий по эффективному привлечению инвестиций частного капитала с механизмом концессионного покрытия». В этом документе определены функции всех участников концессионного процесса на различных этапах. Заинтересованные юридические лица и специалисты могут получить «Алгоритм…» в департаменте ЖКХ.

Федеральный закон «О концессионных соглашениях» позволяет привлекать в жилищно-коммунальное хозяйство частные инвестиции. С их помощью можно обеспечить финансирование модернизации основных фондов. По договору концессии инвестор обязуется за свой счет создать или реконструировать объект ЖКХ, а также эксплуатировать его. Право собственности на это имущество остается за муниципалитетом.

В Калининградской области проводится технический аудит жилищно-коммунального хозяйства. Прежде чем сдавать объекты в концессию, их состояние необходимо оценить. Кроме того, следует выполнить ряд юридических процедур. Например, для долгосрочной аренды имущество ЖКХ должно быть оформлено как собственность муниципалитета. Затем объявляется конкурс на передачу объектов в концессию. При этом они не продаются, а остаются в муниципальной или областной собственности.

Плюсы и минусы

В Калининграде более 40 % объектов ЖКХ находится в ветхом или аварийном состоянии, остальные сильно изношены. Подобная ситуация складывается и в других районах области. Для инвесторов это дополнительная нагрузка.

Однако работа в сфере ЖКХ имеет и преимущества. Прежде всего, это стабильность – люди всегда будут пользоваться теплом, водой, электроэнергией и т. д. Объем рынка ЖКУ в России составляет более 850 млрд руб., что сопоставимо с доходной частью федерального бюджета.

В отрасли работает целый ряд крупных управляющих компаний. Например, холдинг «Базовый элемент» и Центр новых технологий учредили компанию «Региональные коммунальные инвестиции» (г. Санкт-Петербург), которая действует в Краснодарском крае, Барнауле, Нижнем Новгороде и предполагает работать в Калининградской области. В область поступили также предложения от венгерских специалистов.

Жилищно-коммунальное хозяйство Калининградского региона будет функционировать по законам рынка. Сюда придут люди, которые хотят и умеют на нем работать. Такой процесс может занять около двух лет.

Сделать предстоит очень много. По закону о концессии, к реконструкции объектов ЖКХ относятся следующие мероприятия:

— внедрение новых технологий;

— механизация и автоматизация производства;

— модернизация и замена морально и физически устаревшего оборудования новым, более эффективным;
— изменение технологического или функционального назначения объекта либо его отдельных частей.

Однако потенциальных инвесторов настораживают негативные стороны коммунальной отрасли:
— большая затратность производства;
— высокая стоимость капитального строительства;
— долгий срок окупаемости инвестиционных проектов;
— нестабильность тарифной политики;
— недостаточная прозрачность финансовых потоков;
— риск потери инвестиций в результате непрогнозируемой политики местных властей.

Что будет с тарифами?

Возникает закономерный вопрос: не взвинтит ли концессионер тарифы для извлечения прибыли?

Тарифная политика должна оговариваться в концессионном соглашении. Установление тарифов остается прерогативой местных исполнительных властей, призванных защищать интересы населения.

Для получения прибыли инвестор может не только провести техническую модернизацию, но и усовершенствовать управление коммунальным объектом. До сих пор менеджмент подавляющего большинства муниципальных предприятий является неэффективным ЖКХ требуются управленцы и специалисты, способные решать новые задачи.

Тарифы на коммунальные услуги сегодня начисляются не стимулирующему, а по затратному принципу: индексируется уровень прошлогодних затрат. Такой метод способствует неэффективному управлению и искусственному увеличению расходов.

Федеральная служба по тарифам проиндексировала на 2006 г. прибыльные тарифы РАО «ЕЭС» и убыточные – коммунальщиков (учитывая уровень инфляции и доходность). При подобном подходе богатые отрасли будут еще больше богатеть, а коммунальное хозяйство – испытывать «тарифный голод».

[1]

Около 35 % жителей Калининградской области пользуются льготами. Бюджеты различных уровней должны были бы компенсировать предприятиям льготные недоплаты. Однако сегодня такие компенсации редко доходят до производителей услуг. Не возмещение бюджетами затрат по льготам – один из основных финансовых рисков для частных операторов коммунального сектора. Если перевести льготы в денежные выплаты, то частные компании могли бы заявлять гражданам полный платеж. А граждане сами решали бы проблемы с властью, в частности, требовали бы от государства обещанные им льготы через суд. Субсидии должны направляться непосредственно малоимущим гражданам. У нас же при монетизации в денежную форму переведены все виды льгот, кроме коммунальных.

Читайте так же:  Очередность наследования по закону рф. наследники по закону. очередность при наследовании

Поможет частное управление

Мотивированное частное управление может принести потребителю больше пользы, чем муниципальное. Можно не сомневаться. что частные инвесторы улучшат качество услуг, а число аварий сократится.

Вряд ли стоит ожидать снижения тарифов в ближайшем будущем. Этого не произойдет хотя бы по причине инфляции. Но если оставить жилищно-коммунальное хозяйство в его сегодняшнем состоянии, то в дальнейшем оно рискует развалиться полностью.

Управление предприятиями электроэнергетики на основе концессии как формы муниципально-частного партнерства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 24.11.2015 2015-11-24

Статья просмотрена: 856 раз

Библиографическое описание:

Муслимов Ф. А. Управление предприятиями электроэнергетики на основе концессии как формы муниципально-частного партнерства // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 625-628. — URL https://moluch.ru/archive/103/23776/ (дата обращения: 12.09.2019).

Несмотря на то, что электроэнергетика сегодня является одной из важнейших отраслей отечественной экономики, тарифы на электроэнергию ежегодно существенно возрастают, износ основных фондов в отрасли остается высоким, а структура генерирующих мощностей не является достаточно эффективной и сбалансированной. Как отмечает академик Д. Львов, еще до начала реформирования РАО «ЕЭС России», «наращивание инвестиций в электроэнергетический сектор необходимо осуществлять не за счет повышения цен и тарифов, а используя другие источники» [1, с. 53–60]. Структура генерирующих мощностей сегодня недостаточно эффективна и сбалансирована, что сопровождается определенным расхождением между запланированными и необходимыми инвестициями в данный сектор экономики хозяйства.

Успешное решение экономических проблем развития электроэнергетики зависит во многом от применения моделей, форм и механизмов, не предполагающих передачу частным компаниям прав собственности в полном объеме. Важнейшая форма партнерства такого вида представлена концессией.

К объектам соглашений о МЧП, названным в статье 7 Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», относят объекты по производству, передаче и распределению электрической энергии [2].

Концессия как форма муниципально-частного партнерства в перспективе может стать действенным инструментом развития электроэнергетики: для привлечения инвестиций и модернизации основных фондов этой сферы, предоставления электроэнергии экономическим агентам по регулируемым и приемлемым ценам на долговременной основе.

В современной России основополагающим документом в данной области стал федеральный закон «О концессионных соглашениях в Российской Федерации», принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ 21 июля 2005 года.

Концессия представляет собой форму договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача прав в концессию происходит на возмездной основе либо на определенный срок, либо без указания срока. В качестве объекта договора может выступать передача прав по эксплуатации природных ресурсов, предприятий, оборудования и других прав, включая использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, охраняемой коммерческой информации и т. п. В целом концессионные соглашения являются одной из возможных форм МЧП, специфика которой заключается в сохранении титула собственности на объект соглашения за публичной стороной и в регулярных платежах концессионера (частного инвестора) концеденту (публично-правовому образованию) за его владение и пользование.

Концедентом является Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный правительством федеральный орган исполнительной власти, или субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, или муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления.

Ряд отдельных прав и обязанностей концедента может быть осуществлен уполномоченными концедентом (в соответствии с федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами, законодательством субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления) органами и/или юридическими лицами. При этом концедент обязан извещать концессионера об этих уполномоченных органах или лицах, а также об осуществляемых ими правах и обязанностях.

Концессионером может быть индивидуальный предприниматель, российские или иностранные юридические лица, или действующие без образования юридического лица по договору товарищества (договору о совместной деятельности) два и более юридических лица.

Концессия существенно отличается от иных форм МЧП (контракт, договор аренды, лизинг, соглашения о разделе продукции, совместные предприятия) тем, что в ее рамках:

 есть возможность обеспечения консолидации ресурсов муниципального и частного секторов, с учетом баланса их интересов с целью решения приоритетных задач экономического развития;

 нахождение объекта концессии в собственности и под контролем муниципалитета;

 диверсификация экономических рисков между сторонами.

Вопросы модернизации инфраструктуры электроэнергетичского комплекса и повышения электро- и энергоэффективности представляют интерес и для бизнеса, и для органов местного самоуправления. Для муниципальных образований дефицит бюджетов и сокращение трансфертов из вышестоящих бюджетов становятся барьером для модернизации изношенной инфраструктуры. Это приводит к поиску внебюджетного финансирования, которое в мировой практике осуществляется на основе механизмов государственно-частного или муниципально-частного партнерства. Реализация проектов с применением МЧП способна повысить инвестиционную привлекательность муниципального образования, а для частных инвесторов стать определенной гарантией стабильности.

Важный аспект этого направления заключается в оценке реализации идущих в настоящее время либо уже завершенных проектов МЧП в сфере электроэнергетики. Сравнительно невысокая доходность инвестиций в условиях регулируемых тарифов обусловлена во многом завершением либерализации рынка электроэнергетики. Кроме того, большинство российских проектов с привлечением частных инвестиций отличаются низким качеством, что отмечают кредитные организации, государственные органы и сами инвесторы. Улучшению реализации проектов может способствовать привлечение сторонних экспертов и использование международного опыта.

Читайте так же:  Фактическая ошибка в уголовном праве понятие и виды

В текущих условиях, когда увеличивается риск возникновения кризиса ликвидности, отрасли экономики, которые в состоянии генерировать денежные потоки в краткосрочной перспективе, несомненно, имеют большие приоритеты по сравнению с иными сферами. Однако проекты в электроэнергетической и транспортной сфере более капиталоёмки и длительны для возврата инвестиций, но вместе с тем и более перспективны в силу масштабности. Проекты в энергетике с привлечением частных инвестиционных ресурсов только начали реализовываться в России. И конечно, негативное влияние текущей экономической ситуации влияет на то, что ряд перспективных проектов откладывается до лучших времен. Возможно и свертывание некоторых инвестиционных проектов энергетических компаний. А уменьшение объемов временно свободных финансовых ресурсов долгосрочного характера для инвестирования ограничивает количество и возможности проектов. С крупных проектов акцент перемещается смещается на менее затратные и масштабные.

По мнению многих экспертов, в электроэнергетике именно концессионные механизмы могли бы стать наиболее удачными. В России отношение населения к приватизации по большей части отрицательно. И вместо приватизации каких-то энергетических активов, можно было бы отдавать их в долгосрочную аренду, т. е. в концессию. В этом случае инвесторам будет ясен горизонт инвестирования на ряд лет. Инвесторы могли бы привлекать деньги на рынке, вкладывать собственные средства в обновление основных и оборотных фондов, освоение новых мощностей.

Что касается концессий в энергетической отрасли — 14 концессий в настоящее время применяется на объектах теплоснабжения и теплоэнергетики. Это связано с необходимостью поддержания необходимого уровня тепла в жилых домах, особенно в тех регионах и населенных пунктах, которые расположены за Полярным кругом, и где в зимнее время года наблюдается очень низкая температура. Также следует отметить, что большинство концессий в энергетической отрасли в настоящий момент находятся на этапе реализации (т. е. строительства или реконструкции объектов), что позволяет говорить о проработанности механизма заключения концессионных соглашений в отношении объектов в данной отрасли. Однако данные проекты не носят комплексный характер, то есть в таких соглашениях чаще всего объектом выступает не весь имущественный комплекс и система теплоснабжения муниципального образования, а отдельные его части — котельные, тепловые пункты и т. д.

[2]

Например, соглашение по инвестиционному проекту «Комплексное развитие Южной Якутии» было заключено на экономическом форуме в Санкт-Петербурге. Цель этого соглашения заключается в создании в рамках государственно-частного партнерства на Дальнем Востоке РФ нового крупного промышленного района, включающего гидроэнергетические объекты, и кластера, объединяющего промышленные производства, в т. ч. гарантированных потребителей электроэнергии, связанных, в основном, процессами глубокой переработки имеющихся на территории полезных ископаемых (угля, природного газа, железных и урановых руд, апатитов и др.). Из уже реализованных проектов — наибольший интерес вызывают Богучанское энерго-металлургическое объединение (проект завершился в 2006 году) и «Территориальная генерирующая компания — 1» в Северо-Западном федеральном округе (проекты РУСАЛа и «РусГидро»).

Три значимых концессии в области электроэнергетики были заключены в РФ в 2007 г.:

 концессионное соглашение между Сортавальским муниципальным районом и ЗАО «Энергетик» в отношении объектов по производству, передаче и распределению тепловой энергии;

 компания «Карелэнерго» получила в концессию на 40 лет муниципальные объекты электросетевого хозяйства в Сортавальском муниципальном районе;

 ЗАО «Тоболэнерго» получил в концессию тепловые сети города Катайска.

В сфере теплоэнергетики также уже есть положительный опыт. В настоящее время в Свердловской области создается единая теплоснабжающая компания, учредителями которой являются нефтегазовая компания «Итера», правительство Свердловской области и Внешэкономбанк. По замыслу инициаторов проекта, организация теплоснабжающей компании будет способствовать объединению разрозненных и неэффективных муниципальных котельных и позволит провести их модернизацию. Ожидаемый результат заключается в снижении расходов топлива по выработке необходимого объема теплофиката и повышении надежности теплоснабжения.

Необходимо отметить, что модель МЧП считается достаточно перспективной для использования в сфере альтернативной энергетики. На Западе уже реализовано большое количество подобных проектов, а по объемам введенных мощностей альтернативная энергетика опережает традиционную. В Российской Федерации речь идет пока лишь о нескольких проектах, в которых инвесторы строят ветряные фермы, не рассчитывая на участие государства в Ленинградской и Мурманской областях, в Краснодарском крае и на Дальнем Востоке.

В рамках концессионных соглашений генерирующие мощности и распределительные сети могут передаваться на контрактной (договорной) основе частной стороне в долгосрочное управление при условиях совместного инвестирования в их развитие.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, цель МЧП и концессии отвечают условиям долгосрочной стратегии развития электроэнергетики РФ. МЧП и концессии в будущем могут стать инструментами обеспечения консолидации ресурсов, включая привлечение инвестиций для решения задач качественного и количественного развития электроэнергетики муниципальных образований.

Источники


  1. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Незаконное увольнение. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 673 c.

  3. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов; Щит-М — М., 2011. — 384 c.
  4. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, №6(12), 2011. В 3 частях. Часть 1. — М.: Грамота, 2011. — 232 c.
  5. Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. — М.: Книга по Требованию, 2012. — 226 c.
Плюсы передачи здания в концессию. концессионный механизм привлечения инвестиций передача предприяти
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here