Перечень сведений вооруженных сил рф подлежащих засекречиванию. перечень сведений, подлежащих засекр

Содержание

  • Перечень сведений вооруженных сил рф подлежащих засекречиванию. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в организации (предприятии). Нормативные документы Министерства обороны Российской Федерации

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    от 7 мая 2002 г. N КАС02-132

    Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего Федина А.И.,

    членов коллегии Ермилова В.М.,

    с участием прокурора Косова О.С.

    рассмотрела в судебном заседании 7 мая 2002 года гражданское дело по жалобам П., адвокатов Труновой Л.К. и Матвеева Л.Г., действующих в интересах К., на Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, по кассационным жалобам представителя заявителя П. адвоката Павлова И.Ю., заявителей в интересах К. адвокатов Труновой Л.К. и Матвеева Л.Г., представителей Министерства обороны Российской Федерации Р. и Х. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2002 года, которым были удовлетворены жалобы заявителей.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Петроченкова А.Я., объяснения представителей П. адвоката Павлова И.Ю., К. — адвокатов Труновой Л.К. и Матвеева Л.Г., поддержавших доводы своих кассационных жалоб, а также объяснения представителя Министерства обороны Российской Федерации Р., поддержавшего доводы, приведенные в кассационной жалобе Министерства обороны Российской Федерации, и поставившего вопрос об отмене решения и отказе в удовлетворении жалоб заявителей, заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Косова О.С., полагавшего решение суда подлежащим отмене с прекращением производства по делу, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

    П., Трунова Л.К. и Матвеев Л.Г. (последние в интересах К.) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с требованием о признании незаконным и недействующим указанного Перечня с момента его утверждения, поскольку он не прошел государственную регистрацию, не был опубликован и противоречит Законам Российской Федерации «О государственной тайне» и «Об информации, информатизации и защите информации».

    Решением Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2002 года жалобы удовлетворены, а обжалуемый Перечень признан недействительным и не порождающим правовых последствий со дня вступления судебного решения в законную силу.

    В кассационных жалобах адвокаты Павлов И.Ю., Трунова Л.К. и Матвеев Л.Г. оспаривают законность судебного решения и просят его изменить в части срока, с которого постановлено считать указанный Перечень недействительным, и полагают, что он должен считаться таковым с момента принятия, то есть с 10 августа 1996 года.

    Павлов И.Ю., кроме того, просит исключить из мотивировочной части решения формулировки, которые, по его мнению, привели к ошибочной оценке судом обстоятельств, имеющих значение для правильного решения вопроса о времени, с которого должен признаваться недействительным нормативный правовой акт, не прошедший государственную регистрацию.

    В кассационной жалобе представителей Министерства обороны Российской Федерации поставлен вопрос об отмене судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение в связи с неправильным определением юридически значимых обстоятельств и неправильным применением норм материального права.

    Так, в жалобе утверждается, что издание и применение в Министерстве обороны Российской Федерации обжалуемого Перечня никаким образом не повлекло нарушение прав и интересов заявителей. Перечень не содержит норм права и не носит межведомственный характер, поэтому он не является нормативным правовым актом. Таким образом, вывод суда о его обязательной государственной регистрации ошибочный.

    Рассмотрев материалы дела и проверив доводы, приведенные в кассационных жалобах, Кассационная коллегия считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.

    Основополагающее значение для правильного разрешения настоящего дела имеет вопрос о том, относится ли обжалуемый Перечень к нормативным правовым актам, для которых требуется обязательная государственная регистрация.

    Как усматривается из материалов дела, заявители считают его таковым и поэтому подали в суд жалобы в порядке, установленном главой 24.1 ГПК РСФСР.

    Свои требования они мотивировали тем, что к П. и К. органами предварительного следствия реально применялись положения не прошедшего государственную регистрацию и официально не опубликованного приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, на его нормы ссылались эксперты, проводившие экспертизу по уголовному делу, и это повлекло якобы необоснованное привлечение к уголовной ответственности и осуждение указанных лиц.

    Суд признал Перечень нормативным правовым актом, нуждающимся в государственной регистрации, на том основании, что он ограничивает права и свободы граждан на свободный доступ к информации и ее распространение, а также может повлечь запрет на выезд за границу, нарушение неприкосновенности частной жизни, привлечение к ответственности вплоть до уголовной, как в данном случае с П. и К., и что он обязателен не только для военнослужащих, рабочих и служащих Министерства обороны Российской Федерации, но и для других граждан, рассчитан на неоднократное применение и носит межведомственный характер.

    Эти выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании норм материального права и являются ошибочными.

    [2]

    По смыслу закона под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.

    В соответствии с пунктом 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, государственной регистрации подлежат не все нормативные правовые акты, а лишь затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия , в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

    Читайте так же:  В рамках проведения административного расследования. сроки административного расследования. когда сл

    Приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, как об этом прямо указано в его названии, утвержден Перечень сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Перечень разработан Министерством обороны Российской Федерации в пределах его компетенции, в соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне», согласно которой Министерство обороны Российской Федерации, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных к государственной тайне, вправе было разработать развернутый Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Перечень не предусматривает правил поведения граждан, а, согласно статье 1, предназначен для определения степеней секретности конкретных сведений, составляющих государственную тайну, и обращен лишь к тем должностным лицам Министерства обороны Российской Федерации, которые по роду своей деятельности к этому причастны, но не ко всем гражданам, как посчитал суд.

    О том, что разрабатываемые в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечни сведений, подлежащих засекречиванию, действуют только в данных органах, на данных предприятиях, в данных учреждениях и организациях, прямо указано в статьях 11 и 13 Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Эти положения Закона судом не учтены.

    Таким образом, обжалуемый Перечень не является нормативным правовым актом межведомственного характера, а вывод суда о его обязательной государственной регистрации основан на неправильном применении и толковании норм материального права.

    То обстоятельство, что при расследовании конкретных уголовных дел в отношении П. и К. принимались во внимание требования обжалуемого приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, может служить основанием для оценки правомерности действий органов предварительного следствия и суда в уголовно-процессуальном порядке, но оно не свидетельствует о переводе данного ведомственного приказа в категорию межведомственных нормативных правовых актов , для которых предусмотрен иной порядок издания, государственной регистрации и опубликования.

    В жалобах заявителей, помимо ссылок на отсутствие государственной регистрации приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, указывалось на несоответствие отдельных пунктов утвержденного этим приказом Перечня положениям Законов Российской Федерации «О государственной тайне» и «Об информации, информатизации и защите информации».

    Эти обстоятельства судом первой инстанции не исследовались и в решении не оценены. В связи с этим Кассационная коллегия не может принять новое решение, а дело подлежит направлению на новое судебное рассмотрение со стадии принятия жалоб.

    С учетом изложенного и руководствуясь п. 2 ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

    решение Верховного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2002 года по жалобам П., Труновой Людмилы Константиновны и Матвеева Леонида Германовича (в интересах К.) о признании недействительным и не порождающим правовых последствий Перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 10 августа 1996 года N 055, отменить.

    Дело направить на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции со стадии принятия жалоб.

    Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей» (с изменениями и дополнениями)

    Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313
    «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

    С изменениями и дополнениями от:

    6 июля 2011 г., 29 декабря 2017 г.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 7, ст. 762) приказываю:

    1. Утвердить прилагаемую Инструкцию о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей (далее именуется — Инструкция).

    2. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 июля 1996 г. N 285 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации к государственной тайне» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1997 г., регистрационный N 1280).

    Министр обороны
    Российской Федерации

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2011 г.
    Регистрационный N 19724

    Закреплен порядок допуска к гостайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил России и граждан, пребывающих (не пребывающих) в запасе и подлежащих призыву на военную службу или сборы, поступающих на нее по контракту.

    Установлены 3 формы допуска. Первая — для сведений особой важности, вторая — совершенно секретных, третья — секретных.

    Допуск оформляется по месту военной службы или в военных комиссариатах.

    Определено, кем принимается решение о допуске к гостайне.

    Чтобы оформить допуск, необходимы анкета, документы, удостоверяющие личность и подтверждающие указанные сведения, справка об отсутствии медицинских противопоказаний.

    Проверочные мероприятия осуществляются органами безопасности по месту расположения воинских частей или их территориально обособленных подразделений.

    Определены особенности оформления допуска при работе по совместительству. Закреплен порядок доступа к гостайне при мобилизации, в период военного положения и в военное время, а также лиц, проходящих службу в частях, дислоцированных за пределами России.

    Читайте так же:  Передача денежных средств через банковскую ячейку. цены на аренду банковской ячейки сбербанка. аренд

    Обязательства по соблюдению гостайны отражаются в контракте. Прекращение допуска не освобождает лицо от ранее взятых обязательств по неразглашению этих сведений.

    Необходимо вести учет осведомленности личного состава в сведениях, составляющих гостайну.

    Прежний порядок утратил силу.

    Приказ Министра обороны РФ от 27 октября 2010 г. N 1313 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска к государственной тайне военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе и поступающих на военную службу по контракту либо подлежащих призыву на военную службу (в том числе по мобилизации), на военные сборы, а также граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе и подлежащих призыву для прохождения военной службы, которым требуется допуск к государственной тайне для исполнения служебных обязанностей»

    [3]

    Зарегистрировано в Минюсте РФ 7 февраля 2011 г.

    Регистрационный N 19724

    Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования

    Текст приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 7 марта 2011 г. N 10

    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

    Приказ Минобороны России от 29 декабря 2017 г. N 862

    Изменения вступают в силу с 12 февраля 2018 г.

    Приказ Минобороны России от 6 июля 2011 г. N 1096

    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного приказа

    Приказом Министра обороны № 046 от 2006 г. (ВТУ ГШ, 8 Упр. ГШ, ГОУ ГШ) введен в действие «Перечень сведений Вооруженных Сил Российской Федерации, подлежащих засекречиванию» .

    Справочно:

    В настоящее время на основании перечня:

    сняты ограничения на точность определения координат географических объектов и использование материалов дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения;

    введены местные системы координат на субъект Российской Федерации.

    создавать на территорию Российской Федерации открытые электронные и аналоговые топографические и навигационные карты любых масштабов в единой государственной системе геодезических координат с использованием установленного механизма;

    использовать в целях решения навигационных задач юридическими и физическими лицами навигационную аппаратуру потребителей спутниковых навигационных систем;

    широко использовать материалы дистанционного зондирования Земли высокого линейного разрешения на местности.

    13. В январе – марте 2007 г. Мининформсвязи России совместно с Минобороны России (ВТУ ГШ, ГОУ ГШ, КВ) разработали «Концепцию создания и развития системы координатно-временного и навигационного обеспечения Российской Федерации».

    В целях повышения тактико-технических характеристик системы ГЛОНАСС, улучшения геодезического обеспечения орбитальных полетов и решения навигационных задач распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2007 г. № 797-р принята подготовленная ВТУ ГШ уточненная версия государственной геоцентрической системы координат «Параметры Земли 1990 года» (ПЗ-90.02).

    С 22.00 21 сентября 2007 г. глобальная навигационная спутниковая система ГЛОНАСС перешла на эфемеридное обеспечение в системе координат ПЗ.90.02, что повысило точность навигационных определений с ее использованием на 30%.

    В части формирования системы навигационного обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации анализ, проведенный аппаратом советников начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации показал следующее:

    «В настоящее время вопрос о создании нового вида оперативного (боевого) обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации – навигационного обеспечения находится в стадии формирования.

    Как показывает анализ и осуществление других видов оперативного (боевого) обеспечения действий Вооруженных Сил Российской Федерации, как в мирное, так и в военное время для более эффективного решения задач, возложенных на тот или иной вид обеспечения, необходимо наличие соответствующих органов управления с подчиненными ему силами и средствами.

    В соответствии со статьей 136 «Наставления по подготовке и ведению военных действий Вооруженных Сил Российской Федерации, часть 1 (стратегические действия) определено, что:

    «…Для своевременного и качественного решения поставленных задач создается система навигационного обеспечения, представляющая собой организационно-техническое объединение действующих по единому плану и замыслу сил и средств и органов управления ими.

    Дата добавления: 2015-08-26 ; просмотров: 5332 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

    Энциклопедия

    Защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведыватель¬ной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

    [1]

    в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ и её отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности, о запасах стратегических видов сырья и материалов; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищённости объектов административного управления; об объемах, о планах государственного заказа, о достижениях науки и техники, о научно-иссле¬довательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение; об объемах стратегических видов полезных ископаемых РФ и др.;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    в области внешней политики и экономики: о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщённых показателей по внешней задолженности) и др.;

    в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности: о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах их деятельности; о сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с этими органами; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, о финансировании этой деятельности, о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах; о метода и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты Г.т.; о защите государственной границы РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в РФ и другие.

    Отнесение сведений к Г.т. и их засекречивание осуществляется на основе Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, который формирует Межведомственная комиссия по защите Г.т.

    На основе этого перечня в МО РФ разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые вводятся в действие приказом МО РФ.

    Законом «О государственной тайне» определены сведения не подлежащие отнесению к Г.т. и засек-речиванию: о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности; о привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям; о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина; о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ; о состоянии здоровья высших должностных лиц РФ; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

    Читайте так же:  Миграция населения и ее причины. примеры внутренних и внешних миграций

    Установлено три степени секретности сведений, составляющих Г. и в.т., и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

    На носители сведений, составляющих Г.т., нано¬сятся реквизиты, включающие следующие данные: о степени секретности, содержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действую-щего в МО перечня сведений, подлежащих засекречиванию; об организации, осуществившей засекречивание носителя; о регистрационном номере; о дате или условии рассекречивания сведений. При невозможности нанесения таких реквизитов на носитель, эти данные указываются в сопроводительной документации на этот носитель. Если носитель содержит составные части с различными степенями секретности, то носителю в целом присваивается гриф секретности, соответствующий тому грифу секретности, который присваивается его составной части, имеющей высшую для данного носителя степень секретности сведений.

    Допуск лиц к Г.т. осуществляется в доброволь¬ном порядке и предусматривает: принятие на себя обя-зательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих Г.т.; согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со ст.24 «Закона о государственной тайне»; письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка представления льгот, предусмотренных указанным Законом; ознакомление с нормами законодательства РФ о Г.т., предусматривающими ответственность за его нарушение; принятие решения командиром (начальником штаба) воинской части о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим Г.т.. Взаимные обязательства командования воинской части и оформляемого лица отражаются в контракте (трудовом договоре) об оформлении допуска к Г.т.. Заключение контракта (трудового договора) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

    Устанавливается три формы допуска к Г.т. должностных лиц и граждан, соответствующие трем степе-ням секретности сведений, составляющих Г.т. Допуск военнослужащих и лиц гражданского персонала ВС РФ к Г.т.осуществляется на основе Инструкции, введенной приказом МО РФ.

    С целью защиты Г.т. в ВС РФ создана система защиты Г.т., совокупность органов защиты Г.т., используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих Г.т., и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.Основными органами защиты Г.т. в РВСН являются службы защиты Г.т. рода войск, объединений, соединений и частей (мобильных комплексов). Службы созданы для осуществления защиты Г.т. – основного вида деятельности органов управления РВСН и предназначены для обеспечения эффективного функционирования системы защиты Г.т., непосредственного проведения мероприятий по защите Г.т., координации деятельности структурных подразделений органов управления войсками по вопросам защиты Г.т. в пределах своей компетенции. Служба защиты государственной тайны Ракетных войск стратегического назначения создана 1 октября 2003.

    Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства РФ о Г.т., несут уголовную, адми¬нистративную гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

    Верховный суд России окончательно признал недействительными положения приказа Минобороны «О введении перечня сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах РФ».

    На очереди – Указ Президента

    6 ноября кассационная коллегия Верховного суда РФ оставила в силе соответствующее решение военной коллегии того же суда от 12 сентября этого года. Теперь это решение вступает в законную силу.

    Дело слушалось на закрытом заседании. С жалобой на ряд пунктов приказа в Верховный суд обратился Александр Никитин, который сам ранее обвинялся правоохранительными органами в разглашении государственной и военной тайны, но был оправдан Верховным судом. Он утверждал, что Минобороны по своему усмотрению расширило перечень секретных сведений, перечисленных в федеральном Законе «О государственной тайне».

    Сегодня адвокат Александра Никитина Юрий Шмидт сказал в интервью Bellona Web: «Это удача. 12 сентября Министерский перечень был признан недействительным с самого момента написания, и это решение оставлено в силе. Теперь Министерство обороны будет готовить другой перечень, значительно меньший по объему».

    Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах

    «Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных силах» был утвержден приказом министра обороны No. 055 от 1996 года. Вместо изложения конкретных сведений, этот документ перечисляет категории сведений, по объему превосходящие в несколько раз категории самого Закона о гостайне.

    Как заявляли ранее адвокаты Никитина, «Согласно этому перечню, секретно буквально все, и при желании самую безобидную информацию можно отнести к разряду секретной. Вдобавок к этому, министерский перечень сам является секретным».

    Именно этот перечень и стал правовой базой обвинения Александра Никитина на протяжении всего срока следствия. Добавим, что приказ No.055 нигде не публиковался и даже не был зарегистрирован в министерстве юстиции. В то время как статья 15 Конституции РФ устанавливает, что нормативные акты не могут применяться, если они официально не опубликованы.

    Отмена незаконных положений приказа Министра обороны без сомнения повлияет на судебные решения по другим «шпионским» делам. Так, в деле Григория Пасько, которое в настоящее время рассматривается во Владивостоке, также были применены положения 055-го приказа.

    Неопубликованные нормативные акты

    Когда во время сегодняшнего заседания представители Минобороны сообщили о подготовке нового перечня засекреченных сведений, Юрий Шмидт предложил им – неплохо бы этот документ еще и опубликовать. Военные ответили, что публикация пока не предусматривается, на что адвокат Александра Никитина заметил: «значит, мы еще встретимся».

    В ближайшие дни адвокаты планируют обратиться в Конституционный суд, оспаривая Указ Президента РФ No.763. Этот Указ в нарушение статьи 15 Конституции РФ допускает возможность не опубликования нормативных актов, которые с одной стороны влияют на права и свободы человека и гражданина, но с другой стороны содержат сведения, относящиеся к гостайне.

    Адвокаты Никитина ранее заявляли: «Если издается нормативный акт, влияющий на права и свободы человека, то извольте исключить из него все сведения, относящиеся к гостайне, и опубликовать его. Если вы хотите, чтобы нормативный акт был секретным, уберите из него все, что касается прав и свобод человека».

    Перечень обязательных требований. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в организации (предприятии) Перечень сведений подлежащих засекречиванию в органах

    Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»

    В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне»

    Статья 4. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и способы получения такой информации. 1. Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации с учетом положений настоящего Федерального закона.

    Читайте так же:  Цены на услуги частного автоэксперта. автоэксперт. независимые автоэксперты по автомобилям с пробего

    1. Виды юридической ответственности за нарушение правовых норм по защите информации.

    Статья 17. (149-ФЗ) Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации

    1. Нарушение требований настоящего Федерального закона влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Лица, права и законные интересы которых были нарушены в связи с разглашением информации ограниченного доступа или иным неправомерным использованием такой информации, вправе обратиться в установленном порядке за судебной защитой своих прав, в том числе с исками о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации. Требование о возмещении убытков не может быть удовлетворено в случае предъявления его лицом, не принимавшим мер по соблюдению конфиденциальности информации или нарушившим установленные законодательством Российской Федерации требования о защите информации, если принятие этих мер и соблюдение таких требований являлись обязанностями данного лица.

    3. В случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги:

    1) либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений;

    2) либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

    2. Аудит выделенных помещений от несанкционированного получения информации.

    Проведение аудита выделенных помещений включает следующие мероприятия: 1)выработка целевой установки; 2)определение масштаба и места проведения поисковых мероприятий, выбор времени проведения; 3)разработка легенды, под прикрытием которой будет проводиться аудит; 4)выработка замысла активации внедренных средств НСД; 5) выбор вариантов действий в случае обнаружения средств НСИ. 6) изучение планов помещений, схем технических коммуникаций, связи, организации охраны, доступа и других необходимых документов. 7)активная стадия, заключающаяся непосредственно в проведении аудита; 8) составление акта о проведенной работе.

    3. Организационные и технические меры инженерно-технической защиты информации в государственных и коммерческих структурах; контроль эффективности защиты информации.

    Меры по защите информации делятся на организационные и технические. Организационные меры по ИТЗИ являются частью организационной защиты, основу которой составляют регламентация (установление временных, территориальных и режимных ограничений в работе людей и технических средств) и управление доступом к информации. Важнейшим направление работ по защите информации является контроль эффективности защиты информации, проводимый силами СБ, руководителями организации и структурных организации всеми сотрудниками организации, допущенных к закрытой информации. Различают предварительный (после введения изменений в систему), периодический (осуществляется с целью обеспечения систематического наблюдения за уровнем защиты, проводится выборочно по планам) и постоянный (по скрытым от проверяемых планам) контроль защиты информации.

    К техническим относятся меры, реализуемые путем установки новых или модернизации используемых инженерных конструкций и технических средств защиты информации. Эффективность защиты информации от технической разведки оценивается методами технического контроля. В ходе его производится определение технических параметров носителей информации. В результате сравнения их с нормативными значениями принимается решение об уровне безопасности защищаемой информации. В зависимости от используемых для технического контроля средств применяют инструментальный, инструментально-расчетный и расчетный виды технического контроля.Инструментальные методы контроля обеспечивают наиболее точный результат, так как они реализуются с помощью средств измерительной техники в местах контроля, прежде всего на границе контролируемой зоны. Так как измеряемые уровни опасных сигналов сравнимы с уровнями шумов, то для инструментального контроля необходимы высокочувствительные дорогостоящие измерительные приборы. Это обстоятельство существенно затрудняет реальные возможности проведения контроля

    Инструментально-расчетный технический контроль позволяет снизить требования к параметрам измерительной техники. Эти методы предполагают проведение измерений не на границе контролируемой зоны, а вблизи возможных источников сигналов. Возле источников сигналов уровни выше и соответственно, требования к чувствительности измерительных приборов ниже. Уровни же сигналов в местах проведения контроля рассчитываются по соответствующим методикам расчета. Так как в качестве исходных данных для расчета применяются результаты измерений, то точность контроля будет определяться точностью измерений и используемого материального аппарата. Расчетный технический контроль осуществляется с путем проведения расчетов по априорным или справочным исходным данным. Существующие методы расчетного технического контроля обеспечивают приемлемые для практики результаты при оценке угроз подслушивания и наблюдения. Для оценки этих угроз существует достаточно большой выбор данных в справочниках по акустике и оптике

    1. Роль и место технических средств в организации режима охраны, современная концепция защиты объектов.

    Все шире применяемые телевизионные средства наблюдения составляют основу подкомплекса наблюдения. В него входят также средства дежурного освещения, обеспечивающие необходимый уровень освещенности охраняемой территории в ночное время. Подкомплекс наблюдения обеспечивает возможность визуального дистанционного контроля за охраняемой территорией и действиями злоумышленников а так же для последующего криминалистического расследования, запись изображений произошедших чрезвычайных событий. Кроме того возможность современных средств наблюдения позволяет автоматически обнаруживать проникновение злоумышленника в контролируемую зону.

    Основной задачей подкомплекса нейтрализации является прекращение проникновения злоумышленника или стихийных сил к источнику путем воздействия на них. Типовая подсистема нейтрализации угроз имеет в своем составе силы и средства для физического и психологического воздействия на злоумышленников, проникших на охраняемую территорию, а так же средства тушения пожара. Нейтрализация угрозы является необходимой функцией любого комплекса охраны, так как при ее отсутствии невозможно в принципе обеспечить безопасность источников информации, как и любых других объектов защиты. Возможность нейтрализации угроз определяют время реакции подсистемы физической защиты информации. Основной силой подкомплекса нейтрализации является человек – охранник. Он может состоять в штате подразделения охраны организации или быть сотрудником гос. или частной охранной структуры

    2. Порядок разработки и внедрения документов нормативно-методического обеспечения комплексной системы защиты информации организации.

    3. Классификация автоматизированных систем и требований по защите информации.

    (Руководящий документ Автоматизированные системы. Защита от несанкционированного доступа к информации. Классификация автоматизированных систем и требования по защите информации от 30 марта 1992 года)

    Устанавливается девять классов защищенности АС от НСД к информации.

    Каждый класс характеризуется определенной минимальной совокупностью требований по защите. Классы подразделяются на три группы, отличающиеся особенностями обработки информации в АС. В пределах каждой группы соблюдается иерархия требований по защите в зависимости от ценности (конфиденциальности) информации и, следовательно, иерархия классов защищенности АС.

    Третья группа включает АС, в которых работает один пользователь, допущенный ко всей информации АС, размещенной на носителях одного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса — 3Б и 3А.

    Вторая группа включает АС, в которых пользователи имеют одинаковые права доступа (полномочия) ко всей информации АС, обрабатываемой и (или) хранимой на носителях различного уровня конфиденциальности. Группа содержит два класса — 2Б и 2А. Первая группа включает многопользовательские АС, в которых одновременно обрабатывается и (или) хранится информация разных уровней конфиденциальности. Не все пользователи имеют право доступа ко всей информации АС. Группа содержит пять классов — 1Д, 1Г, 1В, 1Б и 1А.

    Читайте так же:  Можно ли носить военную форму на гражданке. можно ли носить военную форму, военнослужащему уволенном

    Требования по защите информации от НСД для АС Защита информации от НСД является составной частью общей проблемы обеспечения безопасности информации. Мероприятия по защите информации от НСД должны осуществляться взаимосвязано с мероприятиями по специальной защите основных и вспомогательных средств вычислительной техники, средств и систем связи от технических средств разведки и промышленного шпионажа.

    В общем случае, комплекс программно-технических средств и организационных (процедурных) решений по защите информации от НСД реализуется в рамках системы защиты информации от НСД (СЗИ НСД), условно состоящей из следующих четырех подсистем: — управления доступом; — регистрации и учета; — криптографической; — обеспечения целостности. В зависимости от класса АС в рамках этих подсистем должны быть реализованы требования в соответствии с пп. 2.4, 2.7 и 2.10.

    Раздел I I . Федеральные законы

    Перечень сведений вооруженных сил рф подлежащих засекречиванию. Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в организации (предприятии). Нормативные документы Министерства обороны Российской Федерации

    (в ред. Указов Президента РФ от 11.02.2006 N 90, от 24.12.2007 N 1745, от 08.04.2008 N 460, от 30.04.2008 N 654, от 28.07.2008 N 1129, от 06.09.2008 N 1316, от 18.05.2009 N 565, от 10.06.2009 N 640, от 30.09.2009 N 1088)

    1. Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, содержит сведения в военной области, в области экономики, науки и техники, внешней политики и экономики, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а также наименования государственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этими сведениями.

    2. Каждый из указанных в настоящем перечне государственных органов наделен полномочиями по распоряжению сведениями отраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции, а также сведениями других собственников информации соответствующей тематической направленности по их представлению.

    3. В настоящем перечне используются следующие понятия:

    «военная техника» — технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

    «военные объекты» — боевые позиции войск, воинские части, стационарные пункты управления, военные научно-исследовательские организации, полигоны, узлы связи, базы, склады, комплексы или отдельные здания и другие сооружения военного назначения;

    «войска» — Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ «Об обороне», а также подразделения связи специального назначения;

    «вооружение» — средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

    «дислокация объекта» — совокупность сведений о местоположении на земной поверхности или в ее недрах объекта, в том числе географические, геоцентрические или прямоугольные координаты, линейные и угловые величины, привязка к ориентирам на местности;

    «инфраструктура экономики Российской Федерации» — отрасли экономики Российской Федерации, функционирующие в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

    «объекты административного управления» — создаваемые заблаговременно по решению руководителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций объекты мобилизационного назначения, предназначенные для размещения и обеспечения деятельности соответствующего органа управления в период мобилизации и в военное время;

    «объекты ядерного комплекса» — сооружения с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства или сооружения с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами, критическими и подкритическими ядерными стендами; сооружения, полигоны, установки и устройства с ядерными зарядами; другие содержащие ядерные материалы сооружения, установки для производства, использования, переработки, транспортирования ядерного топлива и ядерных материалов;

    «режимные объекты» — объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.

    4. В пунктах 32-35, 37 и 44 настоящего перечня указаны государственные органы, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне.

    5. В пунктах 38-40 настоящего перечня указаны стратегические виды сырья, материалов и топлива, списки (перечни) которых формируют в пределах своей компетенции и по взаимному согласованию государственные органы, наделенные полномочиями по распоряжению сведениями, отнесенными к государственной тайне.

    6. В настоящем перечне:

    при перечислении сведений через союз «и» либо через запятую с союзом «и» перед последней категорией сведений к государственной тайне относятся все сведения в совокупности;

    при перечислении сведений через запятую или союз «или» к государственной тайне относится каждое сведение в отдельности;

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    сведения, перечисленные после союза «а также», являются новыми, отличными от предыдущих сведениями, которые в отдельности относятся к государственной тайне.

    Источники


    1. Венгеров, А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов; М.: Юриспруденция; Издание 3-е, 2012. — 528 c.

    2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

    3. Липинский, Д. А. Общая теория юридической ответственности / Д.А. Липинский, Р.Л. Хачатуров. — М.: Юридический центр Пресс, 2017. — 950 c.
    4. Скворцова, М.В. Англо-русский словарь сокращений. Бизнес, банки, финансы, статистика, экономика, юриспруденция / М.В. Скворцова. — М.: Филоматис, 2014. — 527 c.
    5. Астахов, Павел Жилье. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма / Павел Астахов. — М.: Эксмо, 2016. — 320 c.
    Перечень сведений вооруженных сил рф подлежащих засекречиванию. перечень сведений, подлежащих засекр
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here