Ответственность за нарушение требований режима секретности. организация и обеспечение режима секретн

Уголовная ответственность за нарушение режима секретности

Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Статья 275. Государственная измена.

Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).

Статья 276. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10159 —

| 7780 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности

Уголовная ответственность за нарушение режима секретности

Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Статья 275. Государственная измена.

Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).

Статья 276. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.

Читайте так же:  Неденежные требования к несостоятельному должнику. неденежное прекращение обязательств неденежные об

Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности

Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:сроки проведения;

Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении.

II. Организация проведения служебной проверки

III. Полномочия участников служебной проверки

IV. Порядок проведения служебной проверки

V. Оформление результатов служебной проверки

31. По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.
32. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных

Требования по обеспечению режима секретности в подразделении

Государственные секреты – защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности и жизненно важным интересам Республики Беларусь.

Государственные секреты являются собственностью Республики Беларусь.

Государственные секреты Республики Беларусь подразделяются на две категории: государственная тайна и служебная тайна.

[3]

Государственная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности, обороноспособности, экономических и политических интересов Республики Беларусь, а также создать реальную угрозу безопасности либо правам и свободам граждан.

Служебная тайна – государственные секреты, разглашение или утрата которых может нанести ущерб национальной безопасности, обороноспособности, политическим и экономическим интересам Республики Беларусь, а также правам и свободам граждан.

Тяжесть последствий разглашения секретов определяются в порядке установленном законодательством Республики Беларусь.

Допуск физического лица к государственным секретам – санкционированное государством право физического лица на доступ к сведениям, составляющем государственные секреты, а также установленная законодательством процедура оформления этого права.

Оформление допуска физического лица к государственным секретам – процедура получения физическим лицом право на доступ к сведениям, составляющим государственные секреты.

Допуск физических лиц к государственным секретам осуществляется на основании заключаемого с ними в добровольном порядке договора о допуске к государственным секретам.

Решение о допуске физического лица к государственным секретам принимает руководитель организации, после согласования допуска с органом государственной безопасности.

Для физических лиц установлены три формы допуска к государственным секретам, соответствующие трем степеням секретности сведений, к которым они могут иметь доступ:

— форма №1 – к сведениям особой важности;

— форма №2 – к совершенно секретным сведениям;

— форма №3 – к секретным сведениям и их носителям.

Наличие более высокой формы допуска является основанием для доступа к сведениям более низкой степени секретности.

Лица, допущенные к государственным секретам, несут персональную ответственность за соблюдение ими установленного в организации режима секретности. Прежде чем получить доступ к секретной информации они должны изучить требования нормативных документов по защите государственных секретов, пройти инструктаж и сдать зачет на знание указанных требований, который организует режимно-секретный орган (РСО) организации.

Лица, допущенные к государственным секретам, обязаны:

— строго хранить в тайне секретные сведения, ставшие им известными по службе или иным путем;

— не допускать ознакомления с секретными работам, документами и изделиями лиц, не имеющих к ним отношения (в том числе и при наличии у последних допуска), пресекать действия других лиц, которые могут привести к разглашению секретных сведений;

— выполнять только те секретные работы и знакомиться только с теми секретными документами и изделиями, к которым получили доступ в силу своих должностных (функциональных) обязанностей;

— на черновиках секретных документов проставлять соответствующий гриф секретности, номер пункта Перечня сведений или ведомственного перечня, на основании которого определен гриф секретности;

— получать совершенно секретные и секретные документы лично в РСО или у уполномоченных РСО;

— предназначенные ля рассылки, подшивки в дело, уничтожения и взятия на инвентарный учет исполненные секретные документы сдавать в РСО под расписку в описи документов, находящихся у исполнителя, карточках или журнала учета;

— все полученные для работы секретные документы немедленно вносить в опись, хранить их только в рабочей папке, спецпортфеле, спецчемодане (далее – рабочая папка). При выходе в рабочее время из помещения рабочую папку с документами запирать в личный сейф (металлический шкаф) или сдавать в опечатано виде в РСО (уполномоченному РСО).

Перед сдачей рабочей папки в РСО на хранение проверять наличие находящихся в ней документов по описи. Н допускать совместного хранения в рабочей папке секретных и несекретных документов, если последние не являются приложением к секретным документам;

— по окончании работы с секретными документами и изделиями или по окончании рабочего дня возвращать их в подразделение, откуда они получены;

[2]

— об утрате или недостаче секретных документов (отдельных листов) и изделий, удостоверений, пропусков, ключей от режимных помещений, хранилищ, сейфов (металлических шкафов), личных печатей, а также о фактах обнаружения излишних и неучтенных секретных документов и изделий немедленно сообщать в РСО;

— при увольнении, перед уходом в отпуск и отъездом в командировку на срок более 10 суток своевременно сдать или отчитаться перед РСО (уполномоченными РСО) за все числящиеся за ними документы и изделия, а также сдать в соответствующие библиотеки секретные издания, научно-техническую документацию и другие документальные материалы;

— по первому требованию РСО предъявлять для проверки все числящиеся и имеющиеся секретные документы и изделия; представлять по требованию начальника РСО устные или письменные объяснения о нарушениях установленных правил выполнения секретных работ, учета и хранения секретных документов и изделий, а также о фактах разглашения секретных сведений, утраты документов и изделий, содержащих такие сведения;

— полно и своевременно информировать кадровый орган и РСО организации об изменениях анкетных и автобиографических данных, о неслужебных связях с лицами, постоянно проживающими за границей, в т. ч. и со стороны близких родственников (мужа, жены, отца, матери, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также о близких родственниках выезжающих за границу на постоянное жительство;

Читайте так же:  Липовые документы чем может грозить покупка фальшивки в сша. липовые справки любой диагноз за ваши д

— немедленно сообщать в РСО организации или в органы государственной безопасности о попытках посторонних лиц получить сведения секретного характера;

— письменно согласовывать с руководителем организации выезд в зарубежные страны по вопросам, не связанным со служебной и (или) производственной деятельностью;

— по возвращении из заграничной поездки информировать руководителя организации о возможно предпринимавшихся во время пребывания за границей попытках иностранцев получить от них секретную информацию, их компрометации или установления с ними контакта, не предусмотренного программой пребывания.

Лицам, допущенным к государственным секрета, запрещается:

— вести переговоры по секретным вопросам по незащищенным линиям связи, пользоваться радиосвязью для передачи открытых телеграмм и фототелеграмм по вопросам выполнения заданий по оборонной тематике, записывать и передавать (по телефону, телеграфу, телефаксу, электронной почте, радио и т. п.) секретные сведения с помощью самодельных шифров, кодов или условностей, производить без разрешения РСО магнитофонные записи по секретным вопросам;

— вносить без согласования с РСО и без служебной необходимости кино-, видео- и фотосъемочную, звуко- и видеозаписывающую, радиопередающую и принимающую, а также множительно-копировальную и другую аппаратуру личного пользования на территорию режимного объекта или в помещение, где проводятся секретные работы;

— использовать секретные сведения в несекретной служебной переписке, несекретных диссертациях и технических изданиях, в открытых статьях, докладах и выступлениях;

— сообщать устно или письменно кому бы то ни было (в том числе родственникам) секретные сведения, если это не вызвано служебной необходимостью;

— сообщать какие-либо сведения о проводимых секретных работах при обращении по личным вопросам, с жалобами, просьбами и предложениями в государственные органы и другие организации;

— сообщать в несекретных письмах телеграммы, направляемых в другие организации по вопросам поставок комплектующих изделий, различных материалов, высылки документации, данные о характере проводимых работ по секретной тематике и видах изготовляемой секретной техники;

— выполнять секретные работы в местах, не отвечающих установленным требованиям;

— указывать в материалах, предназначенных ля печатания и размножения, тактико-технические данные опытных и наиболее важных специальных видов вооружения и цифровые показатели, содержащие государственную тайну;

— делать секретные записи, зарисовки, расчеты и составлять секретные документы в неучтенных в РСО носителях информации;

— производить без разрешения РСО фото-, видео- и киносъемки секретных документов и изделий;

— снимать копии с секретных документов или производить выписки из них с нарушением требований соответствующих инструкций;

— накапливать не используемые в работе черновики, рабочие тетради и секретные документы;

— предавать и принимать без расписки секретные документы и изделий;

[1]

— самостоятельно уничтожать секретные документы (в том числе черновые и излишне размноженные) и изделия (в том числе забракованные), если это не вызвано угрозой возможного разглашения государственных секретов;

— хранить в личных сейфах документы и другие материалы, содержащие сведения особой важности;

— оставлять на рабочих столах, в столах и в не закрытых на замок сейфах (металлических ящиках) секретные документы, а также оставлять незапертыми и неопечатанными после окончания работы помещения (спецхранилища), в которых хранятся такие документы и изделия;

— выносить за пределы организации секретные документы и изделия без разрешения руководителя организации, а в государственных органах – руководителя соответствующего структурного подразделения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8822 —

| 7175 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема №5. Права, обязанности и ответственность лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну

Цель занятия:расширение и углублениезнаний курсантов о правовом статусе сотрудников, допущенных к работе с секретными документами.

Семинарское занятие – 4 часа

Вопросы для обсуждения

1. Правовой статус лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. Ограничения для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну.

3. Ответственность работников ФСИН за нарушение режима секретности.

В первом вопросекурсанты должны изучить обязанности работников допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, несут ответственность за сохранность этих сведений и соблюдение установленного в органах (учреждениях) ФСИН России режима секретности, что оговаривается отдельным пунктом в их должностных инструкциях.

Видео (кликните для воспроизведения).

Работники, допущенные к сведениям, составляющим государственную тайну, обязаны:

1) знать в части, касающейся выполнения должностных обязанностей, развернутый и отдельный перечни сведений, подлежащих засекречиванию;

2) хранить сведения, составляющие государственную тайну, ставшие им известными по службе (работе);

3) выполнять секретные работы и знакомиться со сведениями, составляющими государственную тайну, к которым имеют доступ в силу своих должностных обязанностей;

4) знать степень секретности выполняемых работ, правильно определять гриф секретности носителей сведений, составляющих государственную тайну, строго соблюдать правила обращения с ними, порядок их учета и хранения;

5) при разработке секретных документов ограничиваться необходимыми сведениями, составляющими государственную тайну;

7) знакомить с письменного разрешения руководителя организации командированных работников со сведениями, составляющими государственную тайну, в объеме, указанном в предписании на выполнение задания по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 1995 г. № 1050 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 43, ст. 4987), требовать от указанных работников проставления росписи на секретных документах, с которыми они ознакомились;

8) обеспечивать такое расположение носителей сведений, составляющих государственную тайну, при котором исключается возможность ознакомления с ними других работников, в том числе и допущенных к секретным работам, носителям сведений, составляющих государственную тайну, но не имеющих к ним прямого отношения;

9) согласовывать с руководителем, принявшим решение о допуске работника к государственной тайне, выезд за границу;

Читайте так же:  Квалифицированное преступление. понятие и значение квалификации преступлений

10) своевременно информировать кадровый орган организации об изменении анкетных данных, об оформлении (в том числе и близкими родственниками) документов для выезда за границу на постоянное жительство, о привлечении к суду или нахождении под следствием за государственные и иные тяжкие преступления, о возникновении медицинских противопоказаний для работы со сведениями, составляющими государственную тайну.

Во втором вопросе курсантыдолжны изучить ограничения для лиц, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну. Вопросы профессиональной бдительности, сохранности государственных и служебных секретов постоянно находятся в центре внимания руководства Федеральной службы исполнения наказаний.

Ответственность за обеспечение режима секретности, своевременную разработку и осуществление необходимых мероприятий по сохранению государственных секретов и конфиденциальности служебной информации возлагается на руководителей органов и учреждений УИС и их структурных подразделений в пределах их компетенции. Работа по организации режима секретности должна строиться таким образом, чтобы она являлась неотъемлемой органической частью в целостной системе по обеспечению защиты государственной тайны и конфиденциальности служебной переписки. И это понятно, ведь ценную конфиденциальную информацию содержат многие служебные документы, начиная с планов и приказов до статистических отчетов и информационно-аналитических записок.

Руководитель территориального органа УИС несет ответственность за:

— допуск работников к государственной тайне, организацию их доступа к сведениям, составляющим государственную тайну,

— обеспечение безопасности информации при обработке секретной информации с использованием средств вычислительной техники;

— организацию и ведение секретного делопроизводства;

— предотвращение публикования сведений, составляющих государственную тайну, в средствах массовой информации;

— специальную подготовку работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну;

— финансовое и материально-техническое обеспечение режима секретности;

— осуществление контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

— установление порядка подбора, изучения и оформления лиц для работы в организации;

— проведение мероприятий по предотвращению утечки (в том числе по техническим каналам) сведений, составляющих государственную тайну, в процессе проведения конференций, выставок и т. п., а также при посещении объектов иностранными гражданами;

— исключение бесконтрольного использования защищенных средств обработки информации и связи с посторонними лицами.

В третьем вопросекурсанты должны изучитьответственность сотрудников УИС за нарушение режима секретности.

Согласно ст.26 Закона РФ «О государственной тайне», должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Уголовная ответственность виновных лиц наступает в случаях: государственной измены (ст.275 УК РФ); шпионажа (ст.276 УК РФ); разглашения государственной тайны (ст.283 УК РФ); утраты документов, содержащих государственную тайну (ст.284 УК РФ).

За совершение действий, которые могли повлечь разглашение государственной тайны или утрату документов, содержащих государственную тайну либо за иные нарушения режима секретности, лицо должно быть подвергнуто дисциплинарному воздействию.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кто отвечает за организацию режима секретности в органе УИС?

2. Что запрещается сотрудникам допущенным к сведениям составляющим государственную тайну?

3. Какие виды ответственности могут наступить за нарушение режима секретности?

Используемая литература: [1-3, 5-7,9, 10, 13, 21-23, 31,32]

Литература

1. Бобылов Ю.А. Государственная тайна и развитие общества. Свободная мысль. – XXI. 2000. № 1.

2. Кузнецова Т.В., Санкина Л.В., Быкова Т.Л. Делопроизводство: Учебник для вузов. М.- ЮНИТИ-ДАНА, 2009

3. Демин Ю.М. Современное деловое письмо. Изд-во «Бератор». М., 2008.

4. Кирсанов М. В. Курс делопроизводства: документационное обеспечение управления: учеб.пособие для вузов по спец.»Менеджмент» Новосиб. гос. ун-т экономики и управления, Администрация президента РФ, Сиб. акад. гос. службы. — 6-е изд.,испр. и доп. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сиб. соглашение, 2008.

5. Кудряев В.А. и др. Организация работы с документами. ИНФРА-М. М., 2010.

6. Раздорожный А.А. Документирование управленческой деятельности : учеб. пособие для вузов М.: ИНФРА-М, 2009.

Нормативно-правовые акты

7. Конституция Российской Федерации. принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. законами Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, 30 дек. 2008 г. №7-ФКЗ // Рос. газ. – 2009. – 21 янв.

8. О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21 июля 1993г. № 5485-1 в ред. от 6 октября 1997 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. –1997. –№10, ст. 1011.

9. О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ // СЗ РФ – 03.01.2011, № 1, Ст. 2.

10. Об информации, информатизационных технологиях и защите информации: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Рос. газ. -2006 — 29 июл. № 165.

11. О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ в ред. федеральных законов от 6 декабря 2011 г. № 400-ФЗ.

12. Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности: постановление Правительства Российской Федерации от 04 сентября 1995 г. № 870. // Рос. газ. – 1995 — 12 сен.

13. О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны: постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333. // Рос. газ. – 1995 – 20 апр (ред. Постановление Правительства от 3.11.2011 года № 898)

14. Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне: постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2010 г. № 63. // Рос. газ. – 2010 — 02 мар.

15. О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны: постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 года №573 // СЗ РФ, 2006, №39, ст. 4083

16. Об утверждении положения о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям: постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 1997 г. № 973. // Рос. газ. – 18.12.2010 г.

Читайте так же:  Замена водительского удостоверения при смене фамилии. нужно ли менять водительское удостоверение при

17. Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР: постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. № 170. // Рос. газ. – 7.09.2011 г.

18. Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне. Указ президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года №1203. (в ред. от 11.06.2011 г.)

19. Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. (ВНИИДАД, 1991).

20. ГОСТ Р 51141-1998 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения» (Издательство стандартов. М. 1998).

21. ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (Издательство стандартов. М. 2003).

22. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р ИСО 15489-1-2007 «Управление документами. Общие требования» (Стандартинформ. М. 2007).

23. Постановление Правительства РФ от 15 июня 2009 г. № 477 (в ред. от 07 сентября 2011 г.) «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти»

24. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.2009 № 754 «Об утверждении Положения о системе межведомственного электронного документооборота (МЭДО)».

25. Распоряжение Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года».

26. Об утверждении Инструкции по делопроизводству в уголовно-исполнительной системе: приказ Минюста РФ от 10.08.2011 № 463.

27. Об утверждении административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей: приказ Минюста от 26 декабря 2006 г. № 383.

28. Об утверждении Регламента Федеральной службы исполнения наказаний: приказ ФСИН РФ от 19.05.2006 № 245 (ред. от 13.10.2009).

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 5994 | Нарушение авторских прав

Ответственность за нарушение гостайны

Автор Владимир в 10.11.2017 . Опубликовано О лицензировании ФСБ

Сегодня ответственность в области защиты государственной тайны охраняется на различных уровнях: уголовном, административном, гражданско-правовом и дисциплинарном.

Гражданско-правовая ответственность в плане защиты гостайны предполагает возмещение материального и морального вреда. На практике трудно себе представить, что государство морально страдает от разглашения гостайны. Доказать материальный вред от нарушения законодательство о государственной тайне также проблематично. Поэтому такая ответственность за гостайну существует лишь формально.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима гостайны теоретически предусматривает выговор, лишение денежной премии или увольнение. На практике в случае разглашения государственной тайны сотрудник компании либо привлекается к уголовной ответственности с назначением реального наказания, либо компания или должностное лицо привлекается к незначительной адм. ответственности. В любом из этих случаев фирма избавляется от сомнительного сотрудника, проходит дополнительную проверку ФСБ и, возможно, лишается лицензии на гостайну.

Поэтому в современных правовых реалиях внимания заслуживают два первых вида: уголовная ответственность за государственную тайну и административная ответственность в плане защиты гостайны.

Уголовная ответственность за государственную тайну

ст. 275 УК РФ — госизмена. Сюда входят шпионаж, сообщение иностранным гражданам или организациям сведений, составляющих государственную тайну, которые стали ему известны в связи с исполнением служебных, должностных или иных обязанностей. По этой статье к ответственности в плане защиты гостайны могут быть привлечен гражданин, если следствие докажет, что лицу доверены секретные сведения, и у подозреваемого был умысел на их разглашение. Как правило, по таким статьям проходят граждане, которых “вербуют” иностранные разведки либо которые по своей инициативе планируют продать сведения, относимые к гостайне.

ст. 276 УК РФ — шпионаж. Сбор, хранение, хищение и передача секретной информации в целях последующей передачи иностранному государству или зарубежным организациям. Умысел -прямой: данные действия выполняются либо по собственной инициативе, либо по заданию иностранных разведок. По данной статье к ответственности по гостайне привлекают только иностранцы и лица без гражданства.

ст. 283 УК РФ — разглашение гостайны. Применяется, если не установили признаков, предусмотренных вышеуказанными статьями. Первая часть статьи предусматривает, что лицо, которому государственная тайна стала известна в связи со служебными, рабочими или учебными обязанностями, распространило сведения в общий доступ. Вторая часть статьи предусматривает ответственность за те же деяния, если это повлекло тяжкие последствия, правда, законодатель не предусмотрел, какие именно. Вероятно, данный вопрос должна решить судебная практика.

ст. 283.1 УК РФ — незаконное получение информации, составляющей гостайну (похищение, обман, вымогательство секретных сведений под угрозой насилия, или иным противоправным методом). По данной статье идет ответственность, если нет признаков преступлений по предыдущим статьям.

ст. 284 УК РФ — нарушение правил обращения с документами и иными материалами, содержащими государственную тайну, если такое нарушение повлекло утрату или наступление тяжких последствий. Обычно любой субъект, которому доверена работа с гостайной, получает лицензию ФСБ на данный вид деятельности — а это предполагает, что был проведен соответствующий инструктаж по работе с государственной тайной и служащие получили доступ к гостайне, а значит, знают, как следует обращаться с документацией и иными материальными носителями гостайны.

Обязательный признак данного преступления — утрата или наступление иных тяжких последствий. При их отсутствии лицо привлекается административной ответственности за разглашение гостайны.

Административная ответственность в плане защиты гостайны

Статья, которая подходит под охрану гостайны — ст. 13.14 КоАП РФ. Она предусматривает разглашение сведений, доступ к которым ограничен, если это деяние не наказывается в уголовно-правовом порядке. Субъект ответственности — гражданин, которому секретная информация стала известна в связи со служебными обязанностями или в ходе обучения. В данную категорию не входят сведения ограниченного доступа, связанные с коммерческой или иной служебной тайной (например, инсайдерская информация, ноу-хау и т.д.) Предполагается, что эти сведения охраняются иными правовыми средствами.

Проблемы разграничения ответственности за гостайну

Практики отмечают, что разграничение нарушения правил обращения с носителями гостайны и разглашения гостайны слишком размыто. В условиях стремительного развития технологий носителями гостайны могут быть любые материалы. Отсутствие точности в терминологии и определении данных диспозиций могут привести к тому, что ответственность будет распространяться на широкий круг лиц, которые никак не могут нести ответственность за разглашение гостайны просто потому, что не знали и не предполагали такой возможности.

Также невозможно конкретизировать проступок должностных лиц, уполномоченных относить те или иные сведения к категории государственной тайны. В этой области сотрудники могут посчитать секретной информацию, которая таковой не является, т.е. налицо злоупотребление служебным положением и теоретически — чрезмерное ограничение оборота информации. Сейчас контроль данной сферы неэффективен в связи с размытыми формулировками и двояким толкованием информации.

Читайте так же:  Через какой срок снимается судимость. как происходит снятие судимости. что такое погашение судимости

Впрочем, в законодательство о гостайне планируют внести изменения: уточнить категории секретных сведений в законе “О гостайне”, установить критерии информации для разграничения по степени. Это повлечет пересмотр документации и информации для отнесения к той или иной степени секретности или вывода из-под усиленной защиты данных.

Хотите узнать больше об ответственности за нарушения законодательства о государственной тайне? Звоните, мы расскажем.

Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности

Уголовная ответственность за нарушение режима секретности

Государством довольно подробно проработан вопрос об уголовной ответственности граждан. Гражданин может быть осужден по 4-ем статьям УК РФ в случае нарушения им режима государственной тайны.

Статья 275. Государственная измена.

Государственная измена, т.е. шпионаж, выдача государственной тайны либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации и их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ, совершенная гражданином РФ, — наказывается лишением свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового. (Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам РФ и если в его действиях не содержится иного преступления).

Статья 276. Шпионаж.

Передача, а равно собирание, похищение или хранение в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, а такде передача или собирание по заданию иностранной разведки иных сведений для использования их в ущерб интересам РФ и если в его действия совершены иностранным гражданином или лицом без гражданства, —

наказываются лишением свободы на срок от 10 до 20 лет.

Статья 283. Разглашение государственной тайны

Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены —

наказывается арестом на срок от четырех до шести месяцев либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

Нарушение лицом, имеющим допуск к государственной тайне, установленных правил обращения с содержащими государственную тайну документами, а равно с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, если это повлекло по неосторожности их утрату и наступление тяжких последствий, — наказывается ограничением свободы на срок до 3 лет, либо арестом на срок от 4 до шести 6, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Дисциплинарная ответственность за нарушение режима секретности и ее виды

Государство рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее нарушителей.
Применение мер дисциплинарной ответственности в виде замечания, выговора или увольнения.

Проведение служебных проверок по фактам разглашения сведений различной степени секретности, утраты их носителей, иных нарушений режима секретности

Служебная проверка назначается поручением в виде резолюции на документе, содержащем сведения о наличии оснований для ее проведения, либо путем издания приказа по органу, подразделению, учреждению системы МВД России при проведении служебной проверки комиссией. Приказ о назначении служебной проверки должен содержать:сроки проведения;

Служебная проверка должна быть назначена не позднее 10 дней с момента получения должностным лицом, имеющим право назначения служебной проверки, информации, послужившей основанием для ее назначения и должна быть завершена не позднее чем через 30 дней со дня принятия решения о ее проведении.

II. Организация проведения служебной проверки

III. Полномочия участников служебной проверки

IV. Порядок проведения служебной проверки

V. Оформление результатов служебной проверки

31. По окончании служебной проверки подготавливается письменное заключение с указанием даты его составления. Заключение должно быть подписано председателем и членами комиссии или уполномоченным сотрудником. Должностное лицо, назначившее служебную проверку, не позднее 10 дней со дня подписания заключения утверждает его либо принимает решение о продлении служебной проверки.
32. Заключение составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8329 —

| 7267 — или читать все.

Источники


  1. Годунов, Н. Мера ответственности / Н. Годунов. — М.: Юридическая литература, 2017. — 176 c.

  2. Темнов, Е. И. Теория государства и права / Е.И. Темнов. — М.: КноРус медиа, 2014. — 589 c.

  3. Лазарев, В. В. Теория государства и права / В.В. Лазарев, С.В. Липень. — М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2012. — 640 c.
  4. Владимиров Л. Л. Е. Владимиров. Защитительные речи и публичные лекции; Издание П. В. Каменского — М., 2010. — 497 c.
  5. Кучерена Анатолий Бал беззакония. Диагноз адвоката; Политбюро — М., 2015. — 352 c.
Ответственность за нарушение требований режима секретности. организация и обеспечение режима секретн
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here