Основные понятия, термины специальной педагогики. развитие психики аномальных детей

Глава 3
Основные категории специальной педагогики и психологии

Краткое содержание темы. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины. Основные термины специальной педагогики. Основные термины специальной психологии.

3.1. Специфика формирования понятийного аппарата дисциплины

Например, одного и того же ребенка три специалиста из разных предметных областей могут охарактеризовать по-разному, и эта характеристика будет удовлетворительна только в рамках своей области. Клиницист скажет, например, о том, что у ребенка «минимальная мозговая дисфункция»; психолог обозначит состояние ребенка как «ЗПР»; педагог охарактеризует такого ребенка как «имеющего трудности в обучении»; школьный администратор назовет его «неуспевающим». Если клиницист воспользуется при постановке диагноза термином «ребенок с трудностями в обучении», то для построения возможной медицинской помощи такому ребенку подобный диагноз не будет иметь смысла: в нем исчезнет медицинский контекст. Так же и педагог, называя ребенка «учеником с ЗПР» («дефективным», «больным»), пользуется чужой профессиональной терминологией. Не владея профессиональным языком, он не выражает в этом названии своей, предметной педагогической области, и, следовательно, используемые им обозначения не годятся для определения характера педагогической помощи.

Основные термины специальной педагогики и психологии

Рассмотрим основные категории специальной педагогики.

Формирование — процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: биологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Формирование подразумевает некую законченность становления человека, достижение заданного уровня зрелости, придание необходимой формы, человеческого образа.

Развитие— это процесс и результат количественных и качественных преобразований в организме и сознании Человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями/переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Отклоняющееся развитие — такое развитие, которое не подчиняется общим законам, развитие индивидуальное, во многом нестандартное, всегда непонятное, сложное, противоречивое.

Коррекция развития — направление развития ребенка в нормальное русло.

Воспитание — целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В педагогике понятие воспитания употребляется в социальном и педагогическом значениях. В социальном смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания, умения, способы мышления, нравственные, этические, правовые нормы — словом, все созданное в процессе исторического развития духовное наследие человечества. В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в семье и учебно-воспитательных учреждениях. В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

Обучение— специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.

Образование — результат обучения. Это система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, гуманный аспект их применения.

Поведение — общее название всего того, что делает ребенок, подросток. В узком смысле это выполнение учеником установленных норм и правил.

Отклоняющееся поведение — поведение, вышедшее из общепринятой нормы, вредное для ребенка и для общества, мешающее ребенку нормально адаптироваться в социальной жизни. Устоявшегося определения отклоняющегося поведения пока нет, различные ученые вкладывают в него неодинаковый смысл.

Коррекция поведения — исправление поведения ребенка, подростка педагогическими методами.

Коррекционная методика — единство средств и форм влияния на детей, подростков, обеспечивающее достижение намеченной цели. Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь.

Ведущими категориями специальной педагогики и психологии являются следующие.

1. Воспитание детей с проблемами в развитии имеет большое значение для их общего развития, для общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.

4. Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. Поэтому при отсутствии обучения или его несвоевременном начале наносится непоправимый ущерб развитию аномальных детей, тормозится формирование их психических функций, углубляется отставание от нормальных сверстников; при сложных дефектах возможности умственного развития могут оказаться нереализованными.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Очевидно, что воспитание и обучение должны носить развивающий характер, учитывая зону ближайшего развития, т. е. тот запас потенциальных возможностей формирующихся функций аномального ребенка, которые он еще не может реализовать самостоятельно, но уже реализует с помощью педагога. Согласно Л. С. Выготскому, зона ближайшего развития определяет не только имеющиеся возможности, но и перспективу психического развития аномального ребенка. Обучение должно стимулировать переход зоны ближайшего развития в актуальное развитие, то есть со временем руководство педагога становится излишним, а решение задач ребенком — самостоятельным. Это и составляет внутреннюю взаимосвязь между обучением и развитием, при которой правильно организованное обучение ведет за собой развитие, опираясь на формирующиеся психические функции.

Центральной проблемой специальной дидактики является проблема трудового обучения и воспитания. В специальных школах труд имеет особое значение, так как не только готовит учащихся к жизни и доступной профессиональной деятельности, но и способствует восстановлению нарушенных болезнью функций, ослаблению дефектов умственного и физического развития. Приобретая трудовые умения и навыки, дети получают возможность всестороннего развития.

Читайте так же:  Больничный лист код 05 доп код 020. что означают в больничном листе коды нетрудоспособности руководс

5. Коррекционно-воспитательная работа, коррекция (от лат. согrectio — исправление). Мы уже обращали внимание на тот факт, что под коррекцией подразумевается как исправление отдельных дефектов (например, коррекция произношения или зрения), так и целостное влияние на личность аномального ребенка в целях достижения положительного результата в процессе его обучения, воспитания и развития. Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Важное значение имеет коррекционно-воспитательная работа для формирования эмоционально-волевой сферы аномальных детей и исправления отдельных личностных недостатков и отклонений в поведении. Коррекционно-воспитательная работа учитывает индивидуальные особенности детей с применением в необходимых случаях охранительного режима либо соответствующих форм обучения, стимулирующих интенсивную умственную деятельность. С целью коррекции недостатков важно создать условия для общения аномальных детей с нормально развивающимися. В ряде случаев аномальным детям необходимы лечебно-коррекционные мероприятия (лечебная физкультура, массаж, артикуляционная и дыхательная гимнастика, применение медикаментозных средств и др.).

Система коррекционно-воспитательной работы строится на активном использовании сохранных возможностей аномального ребенка, «пудов здоровья», а не «золотников болезни», по образному выражению Л. С. Выготского, что позволяет развивать нарушенные и ослабленные функции, высшие психические процессы, без которых немыслимы деятельность и существование человека. В зависимости от типов специальных школ варьируются формы и методы коррекционно-воспитательной работы, но все они направлены на разностороннее физическое и психическое развитие детей.

6. Компенсация (от лат. compensatio — возмещение, уравновешивание) — замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма. Это сложный, многообразный процесс приспособляемости организма вследствие врожденных или приобретенных отклонений. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития заключается в том, чтобы найти эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация внутрисистемная осуществляется за счет сохраненных нервных элементов пострадавших структур. Компенсация межсистемная осуществляется путем перестройки функционирования системы и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения не свойственных им ранее функций. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. А. Адлер подчеркивал роль социального фактора. Л. С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это имело большое значение для развития. В процессы компенсации включаются и биологические, и социальные факторы.

Изучая детей с нарушениями развития, психологи пытались ответить на вопрос: «В какой степени повреждена их психика и что именно осталось у них из обычного инвентаря здорового ребенка?» Эти психологи ограничились отрицательной характеристикой физически дефективного ребенка (слепые, глухие и т. д.), они были частично правы, так как речь шла об изучении судьбы тех функций, с которыми рождается ребенок на свет и которые у физически дефективного оказываются пострадавшими. Но оставаться на почве такой отрицательной характеристики нельзя. Это значило бы пропустить самое существенное. Рядом с отрицательной характеристикой дефективного нужно дать и положительную.

В процессе приобретения опыта ребенок учится возмещать свои природные недостатки. На базе натурального «дефективного поведения» возникают культурные приемы и навыки, компенсирующие дефект и дающие возможность справиться с недоступными задачами новыми путями (обходной путь). «Дефективное натуральное поведение» обрастает компенсирующим культурным, создается определенная культура дефекта, таким образом, физически дефективный получает, кроме отрицательной характеристики, еще и характеристику положительную. Ее-то и должен изучать психолог.

Еще в 1905 году немецким психологом А. Адлером была заложена основа своеобразного учения о личности, которое многое поясняет нам в развитии психики и поведения ребенка с отклонениями. Внимание Адлера, тогда еще и врача, имевшего дело с заболеваниями внутренних органов, было обусловлено тем фактом, что больные, страдавшие серьезным заболеванием какого-либо органа, все же каким-нибудь образом справлялись с этим недостатком (проще всего дело обстоит с парными органами, в других случаях схема сложнее). Многие из непарных органов нашего тела могут быть поражены полностью. Однако и в этом случае, как показал Адлер, люди не только справляются с этими нарушениями, возмещая врожденные недостатки, но даже частично сверхкомпенсируют их.

Основным механизмом компенсации и сверхкомпенсации нарушения является то, что оно становится центром внимания индивида и над ним создается известная «психологическая надстройка», пытающаяся компенсировать природный недостаток настойчивостью, упражнениями и прежде всего известной культурой исправления этой нарушенной функции (если она слаба) или других замещающих функций (если она совсем отсутствует). В результате получается неожиданная картина: человек со слабым зрением, которое не дает ему сравниться с другими, делает его неполноценным, ставит это нарушение в центр своего внимания, направляет на него нервно-психическую деятельность, развивает особое умение максимально пользоваться теми зрительными данными, которые он получает, и становится человеком, у которого зрение стоит в центре его работы. Нарушение, которое в первую очередь снижает психику, делает ее слабой, уязвимой, может служить стимулом к развитию, может и поднимать ее, делать ее более сильной.

При глухоте мимика перестает быть простым путем изображения эмоций, а становится важнейшим коммуникативным средством, пока более совершенные приемы (чтение с губ, тактильная речь) не заменят эту примитивную связь, также мы можем привести случаи ампутации конечностей. Человек может восстановить свою полноценную деятельность лишь с помощью искусственной конечности. Приучение пользоваться им перестраивало характер такого субъекта. В годы войны «психика протеза» указывала на ряд особенностей в пользовании этими искусственными руками и ногами.

У аномальных детей в процессе компенсации происходит формирование новых динамических систем условных связей, исправление нарушенных или ослабленных функций, развитие личности. Специфическое развитие аномальных детей, вызванное нарушением одной из систем организма и его функций, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов, сопротивляющихся наступлению патологических процессов. Здесь и проявляются потенциальные возможности компенсации. Специальное обучение и воспитание открывают широкие возможности развития функций.

Читайте так же:  Миграция населения и ее причины. примеры внутренних и внешних миграций

Мы уже упоминали выше о том, что в связи с этим Л. С. Выготский говорил о законе превращения минуса дефекта в плюс компенсации, поскольку положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития. Если слепой или глухой ребенок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка.

При этом оптимальное развитие функций сохранных органов, замещающих пораженный орган, Л. С. Выготский объясняет не их особым врожденным строением у аномального ребенка, а активным функционированием, вызванным жизненной необходимостью. В развитии аномального ребенка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия, его социально-психологическая реализация. Процессы компенсации не в состоянии полностью выправить дефект, но они помогают преодолеть затруднения, создаваемые дефектом.

7. Семейное воспитание — активный фактор реабилитации. Совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение аномального ребенка к активной общественно полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.

С каждым годом расширяются возможности реабилитации. Научные и технические достижения совершенствуют методы и приемы реабилитации. Новейшие средства обучения и современная аппаратура, применяемые в школах для глухих (например, приборы, преобразующие звучащую речь в оптические сигналы) и слепых, повышают результативность обучения и компенсируют недостатки развития.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .

Теоретический материал курса

Красавица в автобусе сидела у окна,
И с завистью вздохнула я: «Мне стать бы как она»,
Но девушка на выход поднялась, заковыляв,
И вдруг я поняла: она идёт на костылях.
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю,
Есть две ноги, и мир я благодарно принимаю.

Я заболталась с продавцом, он был умён, красив,
Ещё раз за покупками зайти он пригласил.
Он мне сказал: «Дай Бог здоровья Вам на много лет,
Как жаль, что я не вижу Вас, я от рожденья слеп».
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю
Я зрячая. И мир я благодарно принимаю.

Прелестный мальчуган, как изваяние само,
Сидел не двигаясь, и я сказала: «Мальчик мой!
Что ж ты один? Твои друзья играют за углом».
Но безучастно он сидел. Я поняла: он глух..
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю,
Я слышу жизнь. И мир я благодарно принимаю.

Есть ноги. Я могу бродить наедине с собой.
Восторженно глаза глядят на небо голубое.
Есть уши. И я слышу рокот дальнего прибоя.
О, Господи! прости, когда стонать я начинаю,
Благословенна я и мир с Любовью принимаю.

Кто-то, когда-то должен ответить, высветив правду, истину вскрыв: Что же такое – трудные дети? Вечный вопрос или большой нарыв… Вот он сидит перед нами, взгляните! Сжался пружинкой, отчаялся он, С миром оборваны тонкие нити, словно стена, без дверей и окон… Вот они, главные истины эти: поздно заметили, поздно учли… Нет. Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли!

1. Введение в специальную педагогику

2. Причины нарушений развития

План лекции
1. Классификация нарушений в развитии человека по причинам, которые их вызывают.
2. Причины эндогенных и экзогенных нарушений.
3. Нарушения вследствие органических расстройств.
4. Нарушения вследствие функциональных расстройств.
5. Причины врождённых нарушений.
6. Причины приобретенных нарушений и нарушения социального характера.

Психологические основы специальной педагогики

Предмет, задачи, основные понятия специальной психологии

Психология аномального развития или специальная психология – это область психологической науки, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными нарушениями формирования нервной системы.

На основе изучения определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строятся системы обучения и воспитания людей, имеющих нарушения психического развития.

Задачи специальной психологии

[2]

1 – выявление общих и специфических закономерностей психического развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком.

2 – изучение особенностей развития отдельных видов познавательной деятельности людей с различными нарушениями.

3 – изучение закономерностей развития личности человека с ограниченными возможностями .

4 – разработка диагностических методик и способов психологической коррекции различных типов нарушений.

5 – изучение психологических проблем интеграции и интегрированного обучения.

6 – психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов психологического воздействия на психическое развитие детей с различными типами нарушений.

Т.о., значение специальной психологии для специальной педагогики определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения и строится система профессиональной консультации и профориентации.

Компенсация функций. Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития заключается в том, чтобы найти эффективные пути компенсации нарушенных функций.

Компенсация внутрисистемная осуществляется за счет сохраненных нервных элементов пострадавших структур.

Компенсация межсистемная осуществляется путем перестройки функционирования системы и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения не свойственных ранее им функций. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Адлер подчеркивал роль социального фактора. Л.С. Выготский обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Это имело большое значение для развития.

1 – включение аномальных детей в социально значимую деятельность, создание у них опыта.

2 – включение понятия структура дефекта.

3 – связь общих задач воспитания и специальных методик.

4 – благодаря трудовой деятельности осуществляется компенсация нарушений, создаются условия для полноценной интеграции в общество.

5 – компенсаторные возможности раскрываются только тогда, когда нарушения становятся осознанными.

В процессы компенсации включаются и биологические и социальные факторы.

В.В.Лебединский выделил параметры, определяющие тип нарушения и предложил его типы.

— связан с функциональной локализацией нарушения

— вытекает из идей Выготского о системном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами, на начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является первичные дефекты

— нарушение межфункциональных взаимодействий: временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи.

Типы нарушений психического развития:

3. Поврежденное развитие.

4. Дефицитарное развитие.

5. Искаженное развитие.

6. Дисгармоническое развитие.

Недоразвитие – раннее время поражения, когда есть незрелость мозга (ОНР, олигофрения).

ЗПР – характерно замедление темпа формирования познавательной и эмоциональной сфер с временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.

Поврежденное – более позднее патологическое воздействие на мозг (деменция).

Дефицитарное – дети с тяжелыми нарушениями отдельных систем: зрение, слух, речь, ОДА.

Искаженное – ранний детский аутизм.

Дисгармоническое – врожденная или рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере : психопатии.

Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение А.С. Выготского – развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка. Эти общие закономерности описываются такими положениями как:

— Положение о цикличности психического развития;

— Неравномерность психического развития ( она обусловлена:

— активность созревания мозга в определенные периоды развития;

— отд. психические функции развиваются на базе сформированных раннее;

— О пластичности НС;

— О соотношении биологических и социальных

факторов в процессе психического развития.

Особенности психического развития для всех типов аномального развития

1. Снижение способности приему, переработке, хранению и использованию информации.

2. Трудность словесного опосредования.

3. Замедление процесса формирования понятий

Выделяют специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического и сенсорного развития. Например, и при УО, и при ОНР, и при ЗПР, наблюдается явления ретардации – незавершенности формирования психических функций данного периода.

А также существуют закономерности, которые характерны только для данного вида нарушения психического развития.

Диагностика в специальной психологии

Одна из важных практических задач специальной психологии – выявление детей с нарушениями в развитии, их дифференциальная диагностика, разработка соответствующих психодиагностических методик.

Принципы, которыми руководится при обследовании детей с нарушениями в развитии:

1) принцип комплексного изучения ребенка (обследуется познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера) Медицина – состояние органов чувств, двигательных систем, НС. Педагогическое обследование.

2) Принцип динамического изучения ребенка (исследование ЗБР и ЗАР ; испытывается обучающий эксперимент).

3) Принцип целостного, системного обучения (выявляется первичный дефект и вторичное нарушение. Изучение происходит в процессе деятельности).

4) Принцип качественно-количественного подхода при анализе данных, полученных в процессе психолого-педагогической диагностики.

Необходимость реализации этих принципов сформировала объективную потребность в создании психологической службы, в системе специального образования , нацеленные на профилактическую, диагностическую, развивающую, коррекционную и реабилитационную работу с личностью.

В настоящее время актуальный подход от диагностики – отбора к диагностике специфических особенностей психического развития.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Специальная педагогика

Понятие специальной педагогики

Специальная (коррекционная) педагогика – отрасль педагогики, занимающаяся вопросами образования людей с нарушениями психического или физического развития.

Зарождение специальной педагогики в России происходило на базе науки дефектологии, а в начале девяностых годов прошлого века появилось понятие «коррекционная педагогика». Таким образом, наука о дефектах превратилась в науку об исправлении дефектов. Следует отметить, что с позиции гуманности данный термин не корректен, так как каждый человек имеет свои особенности, а общество должно предложить свою помощь таким людям. В мире этот термин заменен на понятие «специальная педагогика».

Терминология

Специальная педагогика, являясь ветвью общей педагогики, пользуется частью ее терминов и понятий, но при этом она имеет собственные понятия и термины, заимствованные у смежных наук. Вот некоторые из наиболее часто используемых понятий.

[1]

Лицо с ограниченными возможностями – человек, имеющий нарушение психического или физического развития и поэтому имеющий особые образовательные потребности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Специальное образование – такой уровень образования, для достижения которого создаются необходимые условия людям с ограниченными возможностями.

Специальные условия получения образования – специальные методы обучения и образовательные программы, технические средства и услуги различного характера, которые помогают людям с ограниченными возможностями изучить общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.

Специальное образовательное учреждение – учреждение образовательного типа, которое создано для людей с ограниченными возможностями.

Физические недостатки – подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки развития органов человека или хронические соматические заболевания.

Психические недостатки – подтвержденные установленным образом психические недостатки развития.

Тяжелые недостатки – недостатки, при которых обучение заключается в получении элементарных представлений о мире, овладении навыками самообслуживания.

Объект, предмет, субъект специальной педагогики

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Личность, которая обладает отклонениями в развитии, имеет специфические потребности в процессе образования, признается субъектом специального образования.

Образовательный процесс, который может удовлетворить потребности личности с ограниченными возможностями, представляет собой объект специального педагогического исследования.

Практика и теория научных знаний специального образования являются предметом специальной педагогики. Они изучают особенности социализации и развития личности с нарушениями, а также ищут новые пути компенсации и коррекции недостатков для достижения максимальной самостоятельности такой личностью.

Цели, задачи специальной педагогики

Специальная педагогика обладает системой целей. К ним относятся:

  • компенсация и коррекция нарушений развития с помощью особых педагогических методов и приемов;
  • личностная и социальная реабилитация или абилитация для новорожденных детей.

Данные глобальные цели достигаются посредством достижения конкретных целей спецобучения, в частности, овладение средствами письма и чтения людьми с нарушением зрения; личностная реабилитация человека, которая заключается в преодолении чувства ненужности и малоценности; воспитание чувства собственного достоинства, самоуважения. В контексте специальной педагогики достижение этих целей способствует достижению максимально возможной самостоятельности в процессе жизнедеятельности.

Для достижения своих целей специальная педагогика решает следующие задачи:

  • изучение основных законов, потребностей и специфики развития личности с недостатками развития;
  • определение коррекционных, компенсационных способностей с учетом сложности нарушения конкретного человека;
  • создание педагогической единой классификации людей с ограничениями жизнедеятельности;
  • анализ педагогических методологий, систем, программ, технологий;
  • разработка новых реабилитационных, коррекционных, компенсационных программ для людей с нарушениями развития;
  • разработка программ, которые направлены на социальную и трудовую адаптацию людей, которые имеют нарушения развития, помощь в профессиональной подготовке;
  • исследование и реализация программ, которые способны предупредить появление нарушений развития;
  • оказание помощи родителям детей с нарушениями развития.

Предметные области специальной педагогики

Сегодня к предметным областям специальной педагогики относятся:

  • сурдопедагогика, которая занимается работой с плохослышащими, позднооглохшими и глухими детьми;
  • тифлопедагогика, работающая с детьми слабовидящими и слепыми;
  • тифлосурдопедагогика, занимающаяся слепо-глухими детьми;
  • логопедия, рассматривающая нарушения речи;
  • олигофренопедагогика, занимающаяся нарушениями интеллекта и образовательными затруднениями;
  • специальная педагогика для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • специальная педагогика для людей с нарушениями в эмоционально-волевой сфере.

Специальная педагогика объединяет все эти предметные области, их теоретические и методологические основы.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Основные понятия, термины специальной педагогики. Развитие психики аномальных детей

Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребёнка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др. [2] Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приёмов воспитания и обучения, за счёт которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

Объект и предмет специальной психологии

Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

Задачи специальной психологии

  • Установление границ компетентности
  • Определение объекта изучения
  • Уточнение системы понятий
  • Дифференциация от других наук
  • Интеграция с другими науками
  • Перспективные проблемы.
  • Нарушения развития и закономерности их проявления:
  • Исследования психологических механизмов нарушений развития в связи с деятельностью мозга
  • Установление закономерностей проявления позитивных и негативных атипий развития
  • Классификация нарушений психического развития
  • Разработка методов выявления нарушений психического развития и определение их структуры
  • Закономерности освоения социокультурного опыта:
  • Исследование особенностей освоения социокультурного опыта
  • Разработка методов оценки овладения социокультурным опытом
  • Система помощи лицам разных возрастных категорий с атипиями развития:
  • Научное обоснование содержания обучающих программ
  • Научное обоснование и разработка методов социализации
  • Общественные установки по отношению к людям с атипиями развития и разработка системы воздействия на эти установки:
  • Научное обоснование и разработка методов, способствующих социальному принятию лиц с атипиями развития
  • Нахождение путей формирования общественного сознания по отношению к людям с атипией развития.
  • Разработка технологий психологической помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям
  • Обоснование и разработка психологических и социальных мер, позитивно влияющих на качество жизни людей с атипиями развития
  • Разработка технологий формирования общественного мнения по отношению к людям с атипией развития
  • Профессиональная подготовка специальных психологов
  • Повышение психологической компетентности населения и профессионалов разного уровня.
  • Определение стратегии, направления и путей организации системы помощи людям с атипией развития в современном обществе
  • Разработка стратегии и тактики взаимодействия параллельных служб.

Разделы специальной психологии

  1. тифлопсихология — психология слепых;
  2. сурдопсихология — психология глухих; тифлосурдопсихология — раздел, занимающийся лицами с нарушениями и зрения, и слуха;
  3. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
  4. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами;
  5. психология лиц с недостатками эмоционально-волевой сферы (в основном, ранний детский аутизм);
  6. психология лиц с недостатками опорно-двигательного аппарата (в основном, детский церебральный паралич);
  7. психология лиц с задержкой психического развития;
  8. психология лиц со сложным дефектом.

Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

Методы специальной психологии

В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

Специальная педагогика. Шпаргалка (Роман Сиренко)

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а так же подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

  • 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ТЕРМИНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 2 ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 3 СИСТЕМАТИКА И СТАТИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 4 ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ СОВРЕМЕННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 5 ФИЛОСОФИЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  • 6 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 7 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 8 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 9 КЛИНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 11 ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  • 12 ПЕРВЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 13 ВТОРОЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 14 ТРЕТИЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 15 ЧЕТВЕРТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ
  • 16 ПЯТЫЙ ПЕРИОД ЭВОЛЮЦИИ: ОТ РАВНЫХ ПРАВ К РАВНЫМ ВОЗМОЖНОСТЯМ; ОТ ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИИ К ИНТЕГРАЦИИ
  • 17 ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 18 ПРИНЦИПЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 19 ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 20 ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
  • 21 СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • 22 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка (Роман Сиренко) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

10 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Отрасль психологии, изучающая людей с нарушениями развития, называется специальной психологией. Специальная психология классифицируется аналогично специальной педагогике: тифлопсихология (слабовидящие и слепые), сурдопсихология (плохослышащие и глухие), олигофренопсихология (дети с нарушениями интеллектуальной среды), отрасль психологии, изучающая детей с нарушениями речи и др. Основной задачей специальной психологии является выявление детей с отклонениями развития, диагностика этих отклонений и поиск путей устранения и коррекции отклонений. Были выделены принципы, согласно которым проводится диагностика нарушений: принцип комплексного изучения ребенка; принцип целостного системного изучения ребенка; принцип динамического изучения ребенка и принцип качественно-количественного подхода при анализе данных.

Согласно заключению отечественного психолога Л. С. Выготского психическое развитие – это закономерное изменение психических процессов во времени, и развитие психики аномальных детей подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка, т. е. развитие психики неравномерно, имеет определенную цикличность, нервная система пластична и способна к компенсаторным функциям.

Одной из основных проблем специальной психологии, а следовательно, и специальной педагогики, стала проблема компенсации нарушенных функций методом вовлечения сохранившихся (так называемая межсистемная компенсация) или перестройки оставшихся нарушенных (внутрисистемная компенсация). Л. С. Выготским была предложена теория компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Ее основные моменты:

1) включение аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность с целью развития органов восприятия;

2) введение понятия «структура дефекта»: первичное отклонение может повлечь за собой вторичное, вторичное может изменить всю психическую структуру ребенка;

3) взаимосвязь социального и специального воспитания и включение ребенка в трудовую деятельность;

4) социально-психологическая реализация дефекта.

На основании этих положений психолог В. В. Лебединский выделил параметры, определяющие тип нарушения, – функциональная локализация нарушения, время поражения, системное строение нарушения, нарушение межфункциональных взаимодействий. В соответствии с этими параметрами было предложено выделять следующие типы нарушений развития: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие и дисгармоническое развитие.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Специальная педагогика. Шпаргалка (Роман Сиренко) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Источники


  1. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  2. Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Санкт-Петербург, Издательский дом «Право», 2010. — 468 c.
  4. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
  5. Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. — М.: Академия, 2008. — 208 c.
Основные понятия, термины специальной педагогики. развитие психики аномальных детей
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here