Основные институты конституционного права их понятие и соотношение. конституционно-правовые институт

Конституционно-правовые нормы и институты — понятие, особенности структуры, виды

Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты , т.е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений.

Под конституционно-правовым институтом понимаетсяопределённая система норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.

Каждый конституционно-правовой институт включает несколько различных источников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Конституционного Суда, а институт исполнительной власти — из тех же источников плюс указы Президента и т. д.

В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов: головные; сложные; одноэлементные (простые).

Головные конституционные институты

Характеризуются высокой степенью обобщения, в большинстве своём широким охватом норм. К ним можно отнести, например, институт гражданства, институт основных прав, свобод и обязанностей, институт государственного устройства, институт избирательной системы и др. Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксировать ся как в содержании самой Конституции, так и в других источниках конституционного права (федеральных конституционных законах, феде ральных законах и т.д.)

Сложные конституционные институты

Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов, и, в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов (простые). К сложным конституционно-правовым институтам относятся: институт личных прав и свобод, институт политических прав, институт социально-экономических прав, институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные (простые) конституционные институты

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы, не подразделяются на другие составляющие их институты. Например, институт Президен та, институт Конституционного Суда и др.

Конституционно-правовые нормы— установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

Наряду с общими признаками правовых норм, конституционно-правовые нормы отличаются от норм других отраслей права:

своим содержанием— зависит от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

источниками, в которых они выражены— основополагающие нормы конституционного права закреплены в Конституции РФ;

своеобразием видов— много общерегулятивных норм (нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи);

специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они направлены — народ, государство, глава государства, представительные (законодательные) органы государственной власти;

Классификация конституционно-правовых норм:

• нормы, регулирующие основы конституционного строя;

• норму, регулирующие основы правового статуса человека и гражданина;

• нормы, регулирующие федеративное устройство;

• нормы, регулирующие органы государства, органы местного самоуправления.

по юридической силе:

• нормы, закрепленные в Конституции РФ;

• нормы, закрепленные в ФКЗ;

• нормы, закрепленные в федеральном законе;

• нормы, закрепленные в остальных нормативных правовых актах, не противоречащих Конституции РФ.

по территории действия:

• нормы, действующие на всей территории РФ;

• нормы, действующие на территории республики, области, иного субъекта Федерации

по характеру предписания:

Управомочивающие нормы— закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. например, нормы, закрепляющие компетенцию РФ, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (статьи 71, 72, 73, 83 — 90, 102, 103 Конституции РФ).

Обязывающие нормы— закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами.

Запрещающие нормы— содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных («запрещается», «не допускается», «не вправе»).

по степени определенности предписаний:

[2]

Императивные нормы— в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диспозитивные нормы— предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

Материальные нормы— предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений;

Процессуальные (процедурные) нормы— определяют формы, в которых материальные нормы д.б. реализованы.

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 541 | Нарушение авторских прав

Структура конституционного права (подотрасли, институты)

Выделяют обычно следующие подотрасли конституционного права (и важнейшие правовые институты в рамках указанных подотраслей):

  • 1. Парламентское право (институты права законодательной инициативы, чтений законопроекта, принятия закона одобрения закона, наложения «вето» главой государства, статуса депутата, депутатского запроса и др.).
  • 2. Судебное право (институты назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.).
  • 3. Избирательное право (институты избирательных комиссий, регистрации кандидата, предвыборной агитации, финансирования выборов, повторного голосования и др.).
  • 4. Муниципальное право (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.).
  • 5. Выделяют также ряд правовых институтов конституционного права, которые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пересмотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.).

Наука конституционного права РФ изучает конституционное законодательство, как отечественное, так и зарубежное, а также пути и возможности его оптимизации.

Конституционное право в обобщённом виде состоит из следующих институтов:

  • · политическая система, государственный суверенитет и форма правления; права и свободы человека и гражданина, включая институт гражданства;
  • · государственное устройство (в федеративном государстве регламентировано более подробно);
  • · избирательное право и избирательная система;
  • · законодательная власть и статус депутатов;
  • · исполнительная власть, институт главы государства и функции правительства;
  • · судебная власть и статус судей;
  • · конституционный контроль;
  • · местное управление и самоуправление.

Структура отрасли конституционного права. Конституционно-правовые институты

Конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли.

В конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве есть (законодательный процесс, избирательный процесс, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. П).

В системе конституционного права сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет. Например, норма ст. 111 Конституции РФ: «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы» является обязательной принадлежностью института президентских прерогатив, института парламентских полномочий и института исполнительной власти.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений, образует конституционно-правовой институт.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Конституционно-правовые институты понятие особенности и классификация

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтами являются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

2. Виды конституционно-правовых институтов

Главный критерий объединения норм в правовой институт — однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

М.В. Баглай считает, что система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их внутренними подразделениями (подсистемами):

    • основы конституционного строя;
    • основные права и свободы человека и гражданина;
    • федеративное устройство;
    • избирательная система (избирательное право);
    • президентская власть;
    • законодательная власть; исполнительная власть;
    • государственная власть субъектов;
    • судебная власть и прокуратура;
    • местное самоуправление;
    • порядок внесения поправок и пересмотр конституции 4 .
Читайте также:
  1. Cельскохозяйственное картографирование, его особенности и задачи.
  2. I. Особенности детской иллюстрированной книги как специфического жанра
  3. I. Понятие, структура и функции религии. Социологические теории религии.
  4. I. Семинар. Тема 1. Предмет, система, задачи судебной медицины. Правовые и организационные основы судебно-медицинской экспертизы, Понятие, объекты, виды, экспертизы
  5. II.2.6. Метод расчета учетной нормы прибыли
  6. III. Особенности программы.
  7. V2: 1.1. Денежная система: понятие, структура и типы
  8. А) Лексические нормы
  9. АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЕГО РОЛЬ И ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, СФЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
  10. Автономная речь в подростковых группах. Социальные установки, нормы и ценности в подростковом возрасте. Общение и половая идентификация. Первая любовь.

Система конституционно-правовых институтов представляет собой сложную систему: более крупные институты объединяют в себе более мелкие, а те, в свою очередь, также подразделяются на институты.

[3]

Основными критериями выделения конституционно-правовых институтов, их отграничения друг от друга выступают несколько признаков:

Читайте так же:  Можно ли восстановить школьный аттестат при утере. как восстановить аттестат о среднем образовании

1)круг общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы правового института;

2) специфика правовых норм института, а также правовых отношений, возникающих под воздействием этих норм;

3) круг источников, содержащих нормы правового института 5 .

В юридической литературе по конституционному праву не выработано единого подхода к делению отрасли конституционного права на правовые институты. Наиболее принятой является их классификация исходя из строения Конституции как основного источника конституционного права. Так как главным критерием разделения отрасли на институты является существование в ее рамках относительно обособленных и групп общественных отношений — объектов конституционно-правового регулирования, система конституционного права выглядит следующим образом:

1. Институт основ конституционного строя. Данный институт является центральным в системе конституционного права, базой для всей отрасли. В свою очередь, институт основ конституционного строя делится на подинституты:

1) основные принципы отношений человека и государства:

2) основные принципы устройства государства и организации государственной власти.

Институт основ конституционного строя направлен на регулирование концептуальных отношений между обществом и государством, своеобразного их соглашения, устанавливающего основные характеристики государства и места в нем личности.

Данный институт имеет в основном конституционное закрепление, ему посвящена первая глава Конституции РФ. В институте основ конституционного строя преобладают общие и декларативные нормы, в результате действия которых возникают, по большей части, общерегулятивные отношения. Свойством норм этого института является повышенная степень их стабильности, гарантированная сложной процедурой внесения изменений в первую главу Конституции РФ.

2. Институт нрав и свобод человека и гражданина. Это самый крупный институт конституционного права, закрепленный в большом количестве источников, начиная с международных конвенций о правах человека. Конституция РФ признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина, признает их неотчуждаемость. Механизм реализации конституционных прав человека и гражданина воплощается в различных нормативных правовых актах. Нормы этого института также носят общий характер, как и возникающие правоотношения. Составные части института прав и свобод человека:

Читайте так же:  Что влечет за собой признание торгов недействительными. основания признания торгов по банкротству не

2) права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации;

3) пределы ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения;

4) гарантии реализации прав и свобод.

3. Институт федеративного устройства. Нормы данного института закрепляют федеративные отношения, лежащие в основе построения российского государства. В основном, нормы данного института отражены в Конституции РФ (гл. 2), а также в конституционно-правовых договорах (Федеративном договоре, договорах о разграничении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами). Круг субъектов — адресатов норм института федеративного устройства — состоит из Российской Федерации и ее субъектов.

4. Институт референдума и выборов как высших непосредственных форм народовластия. Нормы данного института определяют порядок реализации прав граждан на участие в референдуме и в выборах. Основной массив норм находится не в Конституции РФ, а в федеральных конституционных и федеральных законах (например, о референдуме Российской Федерации, об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации).

5. Институт системы органов государственной власти и местного самоуправления. Структура института включает следующие части:

2) Федеральное Собрание Российской Федерации;

3) Правительство РФ:

4) конституционно-правовые основы организации судебной власти в Российской Федерации;

5) конституционно-правовые основы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Нормы данного института закреплены как в Конституции РФ, так и в иных актах (например, федеральные конституционные законы о Конституционном Суде, о Правительстве РФ). На основе данных норм возникают как общие, так и конкретные правоотношения, в институте организации государственной власти и местного самоуправления значительную часть занимают так называемые «компетенционные» нормы, определяющие полномочия государственных органов.

6. Институт местного самоуправления. Нормы данного института определяют организацию местного самоуправления, которое наряду с государственной властью является формой осуществления народовластия. Конституция РФ содержит основные положения о местном самоуправлении, которые развиваются в текущем законодательстве (федеральные законы об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, о финансовых основах местного самоуправления в Российской федерации и др.).

7. Институт Конституции. Конституция — самостоятельный объект конституционно-правового регулирования, точнее, саморегулирования, так как именно в ней установлены положения о ее верховенстве, непосредственном действии, о порядке изменения положений Конституции. Необходимость выделения этого института обоснована важностью для конституционного права такого объекта регулирования, как Конституция. Ее нормы во многом являются служебными, так как объектом их регулирования выступают также правовые нормы. Однако данный институт содержит немало процессуальных норм, определяющих порядок принятия поправок к Конституции, пересмотра Конституции. Источником данного института является сама Конституция, а также Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

Многие институты конституционного права имеют межотраслевой характер и регулируются нормами других отраслей права. Например, в регламентации института избирательного процесса принимает участие административное право; институт общественных объединений широко регулируется также гражданским правом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9248 —

| 7366 — или читать все.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституционно-правовые институты: понятие. специфика

КП институт – это совокупность однородных правовых норм, регулирующих взаимосвязанные отношения

Нормы конституционного права объединяются в конституционно — правовые институты.

Конституционно — правовые институты — совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений. Главным критерием объединения норм в правовой институт выступает признак однородности сферы регулируемых ими общественных отношений, что влечет за собой и необходимое правовое единство соответствующих норм объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Такими институтами являются, например, институт главы государства, местного самоуправления и т.д. Конституционно — правовые институты существенно отличаются по объему регулируемых отношений, по числу норм и их юридической силе. Среди конституционно — правовых институтов выделяют комплексные (генеральные) институты, которые включают подинституты. Комплексными институтами являются, например, совокупность конституционно — правовых норм, регулирующих народное представительство, права и свободы человека и гражданина и др.

Первый из них включает институты народного представительства на общегосударственном уровне (парламент), народного представительства в основных частях государства, народного представительства в муниципальных образованиях. Второй включает институты гражданских, политический, социальных, экономических и культурных прав. Нередко в конституциях указывается, какими актами регулируется тот или иной институт. Например, в Конституции Российской Федерации называется более десяти федеральных конституционных законов, которые становятся основой конституционно — правового регулирования института. В других странах для этого предусмотрены органические законы, принимаемые в особом порядке.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции — урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права. Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.

В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты: 1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ; 2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ; 3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов; 4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); 5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ; 6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции РФ

Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 15 | Нарушение авторских прав

Нормы и институты конституционного права

Специальность 38.05.02 «Таможенное дело»

Курс

ВОПРОСЫ к экзаменУ

Видео удалено.
Читайте также:
  1. A1. Сущность и классификация организаций. Жизненный цикл организации и специфика управления на различных его этапах.
  2. PR — деятельность в органах власти: задачи и специфика.
  3. Аксиологическая проблематика в философии. Специфика ценностного отношения. Проблема ценностей. Ценностный мир человека.
  4. Античная философия, ее специфика и основные проблемы.
  5. Билет 10. Формирование средневековой философии: синтез античной мысли и христианского вероучения. Специфика и этапы развития
  6. Билет 17. Специфика научного познания. Роль науки в развитии цивилизации.
  7. БИЛЕТ 1… Специфика социологии как науки.
  8. Билет 37. Специфика научного знания. Научная картина
  9. БИЛЕТ 7… Специфика социологии М.Вебера.
  10. Билет №1. В чем заключается специфика демократического транзита?
Видео (кликните для воспроизведения).

Конституционное право России

Конституционное право России как отрасль права: предмет и метод

«конституционное право» имеет 3 смысла: как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.

КП как отрасль права— это упорядоченная совокупность юридических норм, закрепляющих, охраняющих права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему гос.власти, а также регулирующая некоторые смежные отношения. КП как наука-система взаимосвязанных теоретических положений, идей, выводов по вопросам государственно-правового характера, связанных с предметом данной отрасли права. КП как учебная дисциплина-это предмет преподавания, курс, основанный на достижениях науки. Все эти понятия взаимосвязаны друг с другом, так как опираются на общий источник — единую сферу базовых, общественных отношений, имеющих существенное политическое и социальное значение. Предмет КП РФ — отношения, которые регулируются его нормами:1.Отношения между человеком и гос-вом;2.Основы конституционного строя;3.Устройство гос-ва;4.Форма правления.

Метод-совокупность приемов и способов правового воздействия на соответствующие обществ.отношения: 1.Императивный(метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанности, ответственности) 2.Диспозитивный (метод равноправия сторон, в своей основе базирующийся на дозволениях). Другие методы имеют следующие способы воздействия:1.Дозволение (прим.преимущественно к регулированию статуса человека и определению компетенции гос. органов);2.Обязывание(касается организации власти, исполнения обязанностей, долга гражданина перед гос-вом и обществом);3.Запрещение (относится к действиям, нарушающим права и свободы человека, посягающим на гос. и обществ.интересы)

Конституционно-правовые методы и способы воздействия на соц.отношения основываются на властно- императивных началах, диспозитивный метод используются значительно реже.

Нормы и институты конституционного права

Конституционно-правовые нормы — это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Конституционно-правовые нормы формируют общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенные условия и многократное действие. Нормы конституционного права имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенные, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.

1) комплексный характер, что, однако, не подменяет других отраслевых норм (напр., деятельность Правительства РФ регулируется и нормами административного права);

2) системность и согласованный характер конституционно-правовых норм, что выражается в установлении, уяснении, толковании и применении конституционно-правовых норм;

3) основополагающий источник — Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права;

4) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства);

[1]

5) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ)

Классификация конституционных норм:

а) по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие — с основами правового статуса человека и гражданина, третьи — с федеративным устройством и т.д.;

б) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний: — императивные, предписывающие конкретный вариант поведения и не оставляющие право выбора участнику конституционных отношений (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ); — диспозитивные, оставляющие альтернативу при принятии решения субъектом (ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 117 Конституции РФ);

в) по назначению в механизме правового регулирования: — материальные, закрепляющие основу правоотношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ); — процессуальные, связанные с процедурой реализации нормы (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ);

г) по территории: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории ее субъектов, в пределах территорий муниципальных образований;

д) по характеру предписания, содержащегося в норме: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

Конституционно-правовые нормы работают не только в одной отрасли права, они охватывают всю систему национального права и непосредственно действуют в других отраслях права в двух случаях:

1) если нормы отдельной отрасли пробельные (напр., принцип презумпции невиновности не был закреплен в УПК РСФСР, но действовал непосредственно на основе конституционных положений (ст. 49 Конституции РФ));

2) если норма конкретной отрасли права противоречит конституционно-правовой норме (нормам).

Конституционно-правовой институт — совокупность согласованных норм конституционного права, регулирующих наиболее схожие, однородные отношения в пределах данной отрасли права. Главный критерий объединения норм в правовой институт — согласованность и однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт. Система конституционного права — это объединенная организационным и функциональным единством совокупность его институтов, образующих отрасль конституционного права.

В системе конституционного права России принято выделять следующие институты и подинституты:

1) основы конституционного строя (подинституты: политическая система; экономическая система; социальная система; духовно – культурная система государства и общества.)

2) основы правового статуса человека и гражданина (подинституты: гражданство; основные личные права и свободы человека и гражданина; основные политические права и свободы человека и гражданина; основные экономические права и свободы человека и гражданина; основные социальные права и свободы человека и гражданина; основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина; основные обязанности человека и гражданина.)

3) федеративное устройство государства (подинституты: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.)

4) система государственной власти (подинституты: глава государства; парламент; правительство; судебная система; прокуратура, иные правозащитные и правоохранительные органы; органы государственной власти в субъектах РФ)

5) система местного самоуправления (подинституты: основы местного самоуправления; самоуправление населения; конституционно-правовой статус муниципальных образований; система органов местного самоуправления)

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8272 —

| 7909 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституционно – правовые институты.

Конституционное Право России

Понятие и предмет конституционного права.

Конституционное право — отрасль права, регламентирующая организацию государственной власти в стране, основные формы осуществления этой власти, отношения государства и гражданина (в том числе избирательную систему), а также иных лиц, участников правовых отношений.

Ядром конституционного права является конституция — правовой акт или совокупность правовых актов, обладающих наивысшей юридической силой и регулирующая основы организации государства и взаимоотношение государства и гражданина

Конституция является основным законом государства, обладает наивысшей юридической силой, является как политической, так и идеологической доктриной:

Как политический документ, конституция отражает определённое соотношение политической силы в обществе на момент её разработки и принятия.

Как идеологический документ, конституция выражает определённое мировоззрение, декларирует важнейшие ценности.

Под предметом конституционного права принято понимать совокупность общественных отношений, регулируемых отраслью конституционного права.

предметом конституционного права являются фундаментальные общественные отношения

1) они складываются во всех сферах жизни общества — политической, экономической, социальной, духовной и др.;

2) это важнейшие («базовые», «стержневые», «системообразующие») отношения, связанные с высшими интересами государства, общества и человека;

3) эти отношения характеризуют основы всей государственной и общественной жизни, статус личности, характер и механизм осуществления власти в государстве.

которыми охватываются:

1) основы конституционного строя государства;

2) основы правового положения человека и гражданина;

3) основы территориального устройства государства (федеративные отношения);

4) формы и способы осуществления власти в государстве, а также система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Конституционно — правовые нормы, их виды и особенности.

Конституционно-правовые нормы— это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

Особенности КПН:

— Отличаются содержанием, сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены

— Отличаются источниками, в которых они выражены

— Носят общерегулятивный характер и могут быть сформулированы в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей, норм-дифиниций

— Адресуются широкому кругу субъектов права

— Определяют правила поведения в самом общем виде, конкретизируясь через другие отрасли права

Виды конституционно правовых норм:

По характеру содержащихся в них предписаний:

По степени определённости содержащихся в них предписаний:

По назначению в механизме правового регулирования:

По территории действия:

По действию во времени:

— Постоянные- Временные- Исключительные

Конституционно – правовые институты.

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции — урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права. Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.

В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты: 1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ; 2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ; 3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов; 4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); 5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ; 6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции РФ.

Нормы конституционного права, их виды и особенности. Институты конституционного права.

Нормы конституционного права — это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

Для осуществления норм конституционного права характерен особый механизм реализации через конкретные нормы других отраслей права.

Нормы конституционного права имеют свои характерные особенности. В отличие от правовых норм других отраслей, которые, как правило, имеют гипотезу, диспозицию и санкцию в нормах конституционного права формулируется, как правило, лишь диспозиция и гипотеза, а санкции содержатся в актах иных правовых отраслей (уголовного, административного и т. д.).

Нормы конституционного права можно подразделить на группы, то есть классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям. В юридической науке существуют немало таких критериев. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права делятся на следующие группы:

1) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации (глава 1 Конституции Российской Федерации);

2) устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина (глава 2 Конституции, законодательные акты о гражданстве Российской Федерации, о статусе иностранных граждан);

3) закрепляющие федеративное устройство (глава 3 Конституции, нормы Федеративного Договора);

4) регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти (главы 4-8 Конституции, законодательство о выборах, о статусе депутата).

По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на:

1) управомочивающие (ст. 20, 83 Конституции);

2) обязывающие (ст. 58, 59 Конституции);

3) запрещающие (ст. 13 Конституции). По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:

1) императивные (ст. 72 Конституции);

2) диспозитивные (ст. 66 Конституции). По юридической силе (форме закрепления) эти нормы подразделяются на:

1) конституционные (обладающие высшей юридической силой);

2) содержащиеся в иных законодательных актах.

Таковы основные виды конституционно-правовых норм. В юридической литературе можно встретить и другие критерии классификации норм конституционного права и соответствующие им виды конституционно-правовых норм: общие и специальные, федеративные и субъектов федерации.

Нормы конституционного права могут быть объединены в правовые институты по признаку регулирования однородных и взаимосвязанных общественных отношений, имеющих относительную обособленность. Таковыми являются институт гражданства, институт избирательного права и др.

Общая характеристика конституционного права как отрасли права и науки: понятие, предмет, метод.

Конституционное право — одна из отраслей правовой системы России, представляющая собою совокупность общеобязательных норм, правил поведения, установленных или санкционированных государством, исполнение которых обеспечивается государством, в том числе и методами принуждения.

Правовая система подразделяется на отрасли права, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельную часть правовой системы.

В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Предметом конституционного права как отрасли российского права являются общественные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:

1) основ конституционного строя Российской Федерации, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;

2) взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации:

3) федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции федерации и предмета совместного ведения федерации и субъектов, верховенства федеральных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;

4) организации и функционирования системы органов федеральной государственной власти Российской Федерации, органов судебной власти, а также местного самоуправления.

Метод правового регулирования конституционного права обусловлен многообразием содержания общественных отношений.

Способом воздействия государства на общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, является наделение одной из сторон государственно-властными полномочиями. Такой метод регулирования получил в юридической науке наименование “метод властеотношений”.

Соответственно на другую сторону (стороны) этих отношений возлагается обязанность подчиняться велениям стороны, наделенной такими полномочиями.

Исходя из сказанного можно сделать вывод, что конституционное право как отрасль российского права, представляет собой совокупность правовых норм, установленных (санкционированных) государством, в которых закреплены основы конституционного строя Российской Федерации, взаимоотношений между государством и личностью, федеративного устройства России, организации и деятельности системы органов государственной власти, местного самоуправления

Источники


  1. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации; Проспект — Москва, 2011. — 216 c.

  2. Сырых, В. М. Теория государства и права / В.М. Сырых. — М.: Юстицинформ, 2011. — 704 c.

  3. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.
  4. Волеводз, А. Г. Международный розыск, арест и конфискация полученных преступным путем денежных средств и имущества (правовые основы и методика) / А.Г. Волеводз. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 477 c.
  5. Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2017. — 144 c.
Основные институты конституционного права их понятие и соотношение. конституционно-правовые институт
Оценка 5 проголосовавших: 1