Основания ограничения по военной службе. какие ограничения есть по службе в армии ограничение по вое

Основания ограничения по военной службе. Какие ограничения есть по службе в армии? Ограничение по военной службе в российском праве

Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы (ВС) и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на ВС по состоянию здоровья. Военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к ВС и досрочное увольнение с ВС на основании заключения военно-врачебной комиссии (ст. 25 Основ).

Основания и порядок амбулаторного и стационарного освидетельствования и обследования при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил, войск и органов безопасности, внутренних войск и других воинских формирований, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы определяется Законом о психиатрической помощи и законодательством о военной службе.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» медицинское освидетельствование является составной частью обязательной подготовки гражданина к ВС. В свою очередь, обязательная подготовка граждан к ВС наряду с воинским учетом, призывом на ВС и ее прохождением образует понятие воинской обязанности (ст. 1). Призыв на ВС включает также явку на медосвидетельствование (п. 1 ст. 26), которая является обязанностью гражданина, подлежащего призыву (п. 3 ст. 31). Следовательно, неявка гражданина без уважительных причин по повестке военкомата на мероприятия, связанные с призывом на ВС, в т.ч. медосвидетельствование или обследование, считается уклонением гражданина от воинской обязанности, предусмотренной Конституцией РФ, и влечет ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 4 ст. 31).

По результатам медосвидетельствования врачи дают заключение о годности гражданина к ВС по следующим категориям:

А – годен к военной службе;

Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями;

В – ограниченно годен к военной службе;

Г – временно не годен к военной службе;

Д – не годен к военной службе.

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к ВС по состоянию здоровья в ходе медосвидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п. 4 ст. 5 1 Федерального закона) на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара. По завершении медобследования гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.

При постановке на воинский учет гражданин в случае необходимости может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан.

На граждан, проходящих освидетельствование психиатром в процессе медосвидетельствования, амбулаторного или стационарного обследования на предмет определения годности к ВС, распространяются нормы Закона о психиатрической помощи, в частности, об информированном согласии на осмотр, освидетельствование, амбулаторное обследование, госпитализацию и лечение. Эти граждане пользуются всеми правами пациентов, находящихся в психиатрическом стационаре, имеют право на сохранение врачебной тайны и др. Статьи 24 и 29 Закона о психиатрической помощи о недобровольном психиатрическом освидетельствовании и недобровольной госпитализации в психиатрический стационар к этим гражданам (в случае их уклонения от прохождения освидетельствования, обследования или лечения) не применимы, поскольку исполнение воинской обязанности не является основанием для недобровольных мер медицинского характера.

Медосвидетельствование предполагает изучение и оценку состояния здоровья и физического развития гражданина. Заключение ВВК о состоянии здоровья, категории годности к ВС (службе в органах), о годности к обучению (службе) по отдельным военно-учебным специальностям выносится большинством голосов присутствующих на заседании членов ВВК в соответствии с требованиями к состоянию здоровья граждан.

Заключение ВВК обязательно для исполнения должностными лицами на территории РФ. Оно действительно в течение года с момента медосвидетельствования, если иное не определено в этом заключении.

Если в состоянии здоровья освидетельствованного произошли изменения, дающие основания для пересмотра заключения ВВК, проводится повторное медосвидетельствование, после которого ранее вынесенное заключение ВВК становится недействительным.

Непосредственно перед направлением к месту ВС граждане проходят медосмотр, в т.ч. с участием психиатра, в целях исключения призыва на ВС граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта РФ организует также контрольное медосвидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на ВС по состоянию здоровья (такое освидетельствование может проводиться заочно путем изучения личных дел и меддокументов этих граждан), и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к ВС по результатам медосвидетельствования. В случае выявления у гражданина при медосмотре или при контрольном медосвидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к ВС, призывная комиссия субъекта РФ отменяет решение нижестоящей призывной комиссии, о чем сообщается гражданину и в соответствующую призывную комиссию.

Какие требования к состоянию психического здоровья граждан установлены Положением о военно-врачебной экспертизе?

В статьях 14-20 Расписания болезней, содержащегося в приложении к Положению о военно-врачебной экспертизе, установлен перечень психических расстройств: статья 14 предусматривает органические психические расстройства, статья 15 – эндогенные психозы, статья 16 — симптоматические и другие психические расстройства экзогенной этиологии, статья 17 – невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства, статья 18 – расстройства личности, статья 19 – психические расстройства и расстройства поведения, вызванные употреблением психоактивных веществ и статья 20 – умственную отсталость.

Каждая из статей ранжирована по степени нарушения функций, по категориям граждан, подлежащих освидетельствованию, (графы I-IV) и по категориям годности к ВС (с А по Д). В каждом случае специально регламентируется вопрос о необходимости прохождения перед освидетельствованием стационарного (амбулаторного) обследования.

Вправе ли военно-врачебные комиссии запрашивать у медицинских организаций сведения о гражданах, состоящих под наблюдением по поводу психических расстройств?

Таким правом в целях проведения военно-врачебной экспертизы наделены не только ВВК, но и военкоматы, а также кадровые органы федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена ВС.

Медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны по запросу указанных органов сообщать в 2-недельный срок диагноз и дату постановки лица под наблюдение, а также представлять амбулаторные карты больных и при необходимости другие меддокументы (медкарты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.).

Возможно ли обжаловать заключение

Заключение ВВК может быть обжаловано в вышестоящую ВВК или в суд самим гражданином или его законным представителем.

[2]

По решению вышестоящей ВВК гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное медосвидетельствование.

Вправе ли гражданин на производство независимой военно-врачебной экспертизы?

При несогласии гражданина с заключением ВВК по его заявлению производится независимая военно-врачебная экспертиза (ч. 3 ст. 25, ч. 4 ст. 51, ст. 53 Основ).

Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших военно-врачебную экспертизу (ВВЭ), а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результате независимой экспертизы.

При производстве независимой ВВЭ гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В конфликтных случаях окончательное решение по заключению ВВЭ выносится судом.

Независимая ВВЭ – это один из двух предусмотренных Основами видов независимой медицинской экспертизы (такая экспертиза может производиться также при несогласии гражданина с заключением патолого-анатомического вскрытия). В силу того, что ВВЭ проводится с участием психиатра, заключение которого оспаривается гражданином, речь в данном случае может идти по-существу о независимой психиатрической экспертизе в рамках ВВЭ.

Читайте так же:  Управление авто в состоянии алкогольного. наказание за езду в пьяном виде. лишение прав за вождение

Порядок производства такой экспертизы до сих пор не определен, что, безусловно, негативно сказывается на возможности реализации гражданами принадлежащих им прав. Разработка и утверждение положения о независимой медицинской экспертизе является обязанностью Правительства России, которое проявляет в этом вопросе бездействие.

Какая ответственность предусмотрена за уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования?

За совершение этих действий предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ½ до 5 минимальных размеров оплаты труда (ст. 21.6 КоАП РФ).

Наказание следует при условии, если на такое медосвидетельствование (обследование) у гражданина имелось направление комиссии по постановке на воинский учет или призывной комиссии.

Статья 51. Ограничение по военной службе

1. Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса.
2. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания .

Комментарий к статье 51 Уголовного Кодекса РФ

Ограничение по военной службе назначается только осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Военнослужащим, проходящим воинскую службу по призыву, ограничение по военной службе не назначается.

На основании Положения о порядке прохождения военной службы лицами, проходящими службу по контракту, признаются граждане России, как мужчины, так и женщины, заключившие письменный договор с федеральным органом исполнительной власти о военной службе на определенный срок .

Ограничение по военной службе назначается в случаях:

1) когда в санкции статьи Особенной части УК РФ, по которой квалифицируется преступление против военной службы, предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе;

2) когда ограничение по военной службе в соответствии с ч. 1 ст. 51 УК РФ назначается вместо исправительных работ.

В содержании наказания в виде ограничения по военной службе и содержании наказания в виде исправительных работ имеются некоторые общие черты. Однако это самостоятельные виды наказания. Разница между ними состоит в том, что ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, в то время как исправительные работы назначаются, напомним, на срок от двух месяцев до двух лет. Кроме того, особенностями ограничения по военной службе являются следующие обстоятельства:

1) продолжение осужденным военной службы на прежнем месте службы, но уже на принудительной основе;

2) удержание в доход государства из денежного довольствия осужденного военнослужащего сумм, установленных приговором суда, но не превышающих двадцать процентов. Денежное довольствие состоит из месячного оклада по занимаемой воинской должности и месячного оклада в соответствии с воинским званием, а также иных месячных надбавок и выплат;

[1]

3) исключение возможности повышения в должности и воинском звании. Срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Таким образом, карательное содержание наказания в виде ограничения по военной службе состоит: в денежных удержаниях, т.е. ограничении материальных благ осужденного, запрете повышения в должности и воинском звании, что влияет на социальный статус осужденного и опять же ограничивает возможность получения дополнительных материальных благ, а также в запрете зачета срока наказания в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания, что опять же оказывает воздействие на возможность повышения социального статуса и материальных доходов.

Другой комментарий к статье 51 УК РФ

1. Названный в статье вид наказания имеет следующие характерные черты:

1) применяется только к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

2) исключает возможность повышения их во время отбывания наказания в должности и воинском звании, срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет;

3) из денежного довольствия осужденного производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%.

Ограничение свободы назначается, как правило, за совершение преступлений против военной службы, предусмотренных гл. 33 УК, поскольку санкции в виде ограничения по военной службе установлены только за совершение указанных деяний. Однако в законе закреплена возможность назначения данного вида наказания и за иные преступления вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.

2. Ограничение по военной службе назначается на срок от трех месяцев до двух лет, а при замене военнослужащему исправительных работ — на срок от двух месяцев до двух лет.

3. Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (ст. 144 УИК РФ).

Остались вопросы по ст 51 УК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 51 УК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Раздел II. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе (п.п. 11 — 20)

Раздел II. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе

11. В соответствии со статьей 51 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — Уголовного кодекса) ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет за совершение преступлений против военной службы, предусматривающих это наказание либо вместо исправительных работ, предусмотренных санкциями соответствующих статей Особенной части Уголовного кодекса.

12. В соответствии с приговором суда командиром воинской части не позднее трех дней после получения поступивших из суда копии приговора и распоряжения о его исполнении издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного содержания осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе.

О поступлении приговора, об издании соответствующего приказа и о принятии его к исполнению командир воинской части в трехдневный срок извещает суд, вынесший приговор. Копия приказа направляется в суд.

13. В целях реализации вступившего в законную силу решения суда приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов.

14. В порядке исполнения наказания в течение определенного приговором суда срока военнослужащий, осужденный к ограничению по военной службе, не может быть повышен в должности.

Если с учетом характера совершенного преступления и иных обстоятельств осужденный военнослужащий не может быть оставлен в должности, связанной с руководством подчиненными, он по решению соответствующего командира воинской части представляется установленным порядком к перемещению на другую должность как в пределах воинской части, так и в связи с переводом в другую часть или местность, о чем извещается суд, вынесший приговор.

Читайте так же:  Статьи конституции о правах. какие гражданские права есть у человека согласно конституции рф

15. Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначением на иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Обо всех служебных перемещениях осужденного, оформленных соответствующим приказом командования, извещается военный суд для сведения и дальнейшего осуществления контроля за исполнением наказания.

Факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании.

16. Время отбывания наказания в виде ограничения по военной службе включается в общую выслугу лет.

Осуждение к ограничению по службе не препятствует предоставлению военнослужащему основного и дополнительных отпусков, время которых засчитывается в срок службы и наказания, а также материальной помощи и компенсации военнослужащему и членам его семьи за санаторно-курортное лечение и за проезд к месту проведения основного отпуска и обратно.

17. Установленный приговором суда размер удержания из денежного содержания осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

18. С осужденным военнослужащим командиром воинской части проводится воспитательная работа с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного военнослужащего, а также его поведения и отношения к военной службе.

19. Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

При этом командир воинской части направляет в вынесший приговор военный суд представление об основаниях увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания.

20. Исполнение наказания в виде ограничения по военной службе прекращается по отбытии всего установленного срока или досрочно (в порядке амнистии, освобождения по болезни, условно-досрочного освобождения и по другим основаниям, предусмотренным законом).

Видео (кликните для воспроизведения).

Не позднее чем за три дня до истечения установленного приговором суда и объявленного приказом по воинской части срока ограничения по военной службе командир воинской части издает приказ о прекращении исполнения наказания в виде ограничения по военной службе с указанием даты прекращения. Копия приказа направляется в суд, вынесший приговор.

>
Исполнение наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих (п.п. 21 — 29)
Содержание
Приказ Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. N 302 «О Правилах отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Ограничение по военной службе

Для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (т.е. заключившими в письменной форме контракт о прохождении военной службы с Министерством обороны России или иным ведомством, в котором предусмотрена военная служба[45]), Уголовным кодексом 1996 г. введено новое наказание — ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ), которое предусмотрено во многих санкциях составов преступлений против военной. На основании контракта о прохождении военной службы Министерство обороны РФ либо другой федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и гражданин принимают на себя взаимные обязательства и приобретают права, предусмотренные Федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», другими нормативными правовыми актами РФ, определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

В соответствии с подп. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении него условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы[46].

Ограничение по военной службе широко использовалось в отношении офицерского состава в Вооруженных Силах Советского Союза, хотя законодательно это не было урегулировано. Рассматриваемый вид наказания впервые был предусмотрен в Основах уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 2 июля 1991 г., не вступивших в силу в связи с распадом СССР.

Содержание данного вида наказания заключается в ограничении возможности продвижения по службе, а также в сокращении денежного довольствия осужденных военнослужащих. Из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. Определенный судом размер удержания из денежного довольствия осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесячных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат.

Во время отбывания этого наказания (срок ограничения по военной службе составляет от трех месяцев до двух лет) осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а сам срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания, хотя включается в общую выслугу лет. Этот запрет не распространяется на правительственные награды и квалификационные категории, если последние предусмотрены для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Таким образом, по своему карательному содержанию наказание в виде ограничения по военной службе содержит элементы таких наказаний, как исправительные работы и лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью в том смысле, что в течение срока отбывания наказания осуждённый военнослужащий не может быть повышен в должности и воинском звании[47]. Иные ограничения по военной службе (увольнение осуждённого военнослужащего со службы, понижение его в должности или военном звании, лишение тех или иных льгот и надбавок по военной службе и т.п.) не входят в содержание данного наказания и не могут применяться в связи с его исполнением[48].

Ограничение по военной службе не препятствует перемещениям осужденного, осуществляемым командованием в порядке служебной необходимости: служебным командировкам, назначением на иные воинские должности и переводам к новому месту военной службы, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе установлен Правилами отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими, утвержденными приказом Министра обороны РФ от 29 июля 1997 г. № 302[49].

В соответствии с приговором суда, командиром воинской части издается приказ, в котором объявляется, на каком основании и в течение какого срока осужденный военнослужащий не представляется к повышению в должности и присвоению воинского звания, какой срок ему не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания. Кроме того, указывается, в каком размере должны производиться согласно приговору суда удержания в соответствующий бюджет из денежного довольствия осужденного военнослужащего в период отбывания им ограничения по военной службе. Приказ командира воинской части об исполнении приговора доводится до осужденного, всего личного состава части, кадровых и финансовых органов. Сам по себе факт осуждения не является основанием для увольнения военнослужащего с военной службы либо понижения его в должности или воинском звании.

Осужденный военнослужащий может быть уволен с военной службы до истечения установленного приговором суда срока наказания по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. При этом командир воинской части направляет в вынесший приговор военный суд представление об основании увольнения военнослужащего и о замене оставшейся неотбытой части срока ограничения по военной службе более мягким видом наказания либо об освобождении от наказания (ст. 148, ч. 2 ст. 174 УИК РФ).

Читайте так же:  Способы защиты нарушенных гражданских прав. способы защиты

Нужно отметить, что нередко санкции статей Особенной части в случае применения их к военнослужащим трансформируются: в частности, ограничение по военной службе может быть назначено вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ. Равноценность подобной замены вызывает сомнения. Содержание и пределы применения указанных мер государственного принуждения существенно различаются. Пожалуй, единственной их общей чертой является обязательность производства удержаний в доход государства как из заработной платы осужденного к исправительным работам, так и из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе в размере, установленном приговором суда, но не свыше двадцати процентов. При этом минимальный размер удержаний из денежного довольствия не установлен вовсе. В абсолютном же выражении фактический размер удержаний из денежного довольствия оказывается существенно выше, чем при исполнении исправительных работ. Помимо того, минимальный срок ограничения по военной службе составляет 3 месяца, в то время как исправительных работ – 2 месяца.

Наконец, рассматриваемое законодательное решение фактически допускает выход за верхние пределы санкции соответствующей статьи Особенной части УК РФ с усилением наказания, поскольку перечень наказаний ст. 44 УК РФ признаёт ограничение по военной службе более суровым видом наказания, чем исправительные работы.

Обращает на себя внимание и другой правовой пробел: в законе не предусмотрены последствия злостного уклонения от отбывания этого наказания. Так, С.Ф. Милюков предлагает дополнить ст. 51 УК частью третей – о применении в подобных случаях правил ч. 3 ст. 50[50]. Однако с таким предложением согласиться нельзя: во-первых, как упоминалось выше, содержание наказаний в виде исправительных работ и ограничения по военной службе не идентично; во-вторых, злостное уклонение от указанных видов наказания могут образовывать существенно отличающиеся друг от друга деяния.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Ограничение по военной службе — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Ограничение по военной службе – бесплатные ответы юристов онлайн

Ограничение по военной службе как основной вид наказания.

Статья 51 УК РФ оговаривает сравнительно недавно появившийся вид наказания — ограничение по военной службе. Важная особенность этой санкции заключается в том, что таким образом может быть наказан только военнослужащий-контрактник. Военнослужащий, направленный для прохождения службы как призывник, такому виду наказания не подлежит.

Ограничение по военной службе не подразумевает под собой ни ограничение свободы, ни тем более ее лишение и позволяет заменить приговоренному такой вид наказания как исправительные работы (по тем статьям

Особенной части Кодекса, где такое наказание предусмотрено). Суть его заключается в удержании в доход государства установленной судом части из оплаты труда, которую получает военнослужащий и одновременно ограничивает его продвижение по карьерной лестнице. Ведь срок службы в таком случае исключается из срока выслуги лет военного, одновременно в период прохождения службы, сопряженный с наказанием, он не повышается в звании и не может продвигаться вверх по карьерной лестнице. Но это вовсе не означает, что указанный вид наказания можно назвать снисходительным. Ведь, если разобраться, на осужденного за совершение одного преступления одновременно налагается два наказания – уменьшение заработка и ограничение в военной карьере во время прохождения им контрактной службы.

Применение ограничения по военной службе.

Можно выделить три важных аспекта применения данного вида наказания:

  • применение наказания в виде ограничения по воинской службе возможно только к такому осужденному военнослужащему, который служит по контракту, это условие обязательно как на момент совершения преступления, так и на дату вынесения приговора;
  • ограничение по воинской службе может быть применено как отдельное самостоятельное наказание в тех случаях, когда лицо осуждено по статье за преступления против военной службы. Их перечень указан в Главе 33 УК РФ и при внимательном их изучении становится очевидно, что практически каждая указанная в этом разделе статья содержит в себе такую санкцию как ограничение по военной службе, различаются только сроки.
  • ограничение по военной службе назначается осужденным как замена исправительных работ в случаях, когда лицо осуждено по любой статье Особенной части УК РФ, санкции которой предусматривают исправительные работы. Не стоит забывать, что статья 50 часть 5 УК РФ накладывает запрет на наказание в виде исправительных работ на всех военнослужащих во время прохождения ими службы, это касается и службы по контракту. Но как же выносить решение суду, если санкция статьи предусматривает именно такую меру? Вот тогда на помощь и приходит статья 51 УК РФ, позволяющая взаимозаменять наказания.

Удержание денежного довольствия осужденного военнослужащего.

Если осужденному военнослужащему в период прохождения им службы по контракту назначен такой вид наказания как ограничение по военной службе, то после документальных процедур, о которых пойдет речь ниже, из его жалования в доход государства начинает взыскиваться установленная приговором часть. Размер взыскания назначает суд, но оно не может превышать двадцати процентов.

Приговор отсылается в войсковую часть, где осужденный военнослужащий проходит службу. Так как реализация исполнения наказания поручается командиру воинской части, он, в свою очередь, на основании полученной копии приговора выносит приказ, в нем подробно излагаются причины, срок, размер удержания части средств из жалования контрактника. Далее эти документы направляются уже непосредственно в расчетный отдел (бухгалтерию), где и производится фактическое вычитание средств из денежного довольствия. Заработок военнослужащего, как правило, складывается из оклада по должности, оклада по воинскому званию, надбавок, других дополнительных выплат. Удержание происходит из общей суммы, получаемой военнослужащим на руки, а не из одного какого-то составляющего денежного довольствия. Исключение составляют пособия на детей и компенсации различного толка. Так гласит статья 144 УИК РФ.

Порядок исполнения наказания в виде ограничения по военной службе

Согласно статьям 143-148 УИК РФ, как уже отмечалось выше, непосредственно организовать исполнение наказания является обязанностью командования войсковой части, в которой осужденный остается для дальнейшего прохождения службы.

После получения копии законного приговора, командир части не позднее трех дней издает приказ. В нем более конкретно определяется, по каким причинам и на протяжении какого срока осужденный военнослужащий не подлежит представлению к очередному воинскому званию, не повышается по должности, какой конкретно срок ему не засчитывается при исчислении выслуги лет, в каком размере на время наказания у него происходит удержание из денежного довольствия. Сведения, что приговор исполняется, командир в течение трех дней обязан направить в суд с приложением копии приказа. Также приказ объявляется по всей воинской части, знакомят с ним и самого осужденного, о чем он ставит роспись.

Отпуск осужденного военнослужащего, использованный им во время прохождения службы по контракту, засчитывается в срок отбытия им данного вида наказания. Кроме того, ограничение по воинской службе не влияет на исчисление срока общей выслуги лет.

Пример по применению ст. 51 УК РФ.

В качестве примера, как применяется в судебной практике ограничение по военной службе, можно привести приговор от 26.07.2016 года, вынесенный Краснореченским гарнизонным военным судом (Хабаровский край).

Согласно ему, был осужден некий гражданин М., который находился в одной из частей Хабаровского края для прохождения там контрактной военной службы. М. похитил деньги с чужой банковской карты, причинив значительный материальный ущерб потерпевшему, таким образом совершив преступление, которое предусматривает статья 158 ч. 2 п. «в» УК РФ. В суде по представленным доказательствам признали гражданина М. виновным и назначил ему такой вид наказания как исправработы сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Одновременно судья учел, что гражданин М. является контрактником и по этой причине заменил исправработы сроком на один год на такой вид наказания как ограничение по военной службе, также сроком на один год с удержанием из его денежного довольствия пятнадцати процентов в доход государства. Так было использована статья 51 УК РФ. М. остался в той же воинской части и продолжил службу по контракту.

Читайте так же:  Выезжает ли гаи на место дтп. они не отвертятся! когда сотрудники гибдд обязаны прибыть на место дтп

Вопрос-ответ

Понижение в звании

В отношении меня, старшего лейтенанта, проходящего службу, военный суд вынес решение о назначение наказания в виде ограничения по военной службе сроком на один год и шесть месяцев. На основании поступившего приговора командир моей воинской части понизил меня в звании. Правомерно ли решение командира воинской части? Если не правомерно, на какие статьи мне сослаться при встрече с командиром части?

Ограничение по военной службе

Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) — это специаль­ный вид наказания, который может назначаться в качестве основ­ного только военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, на срок от трех месяцев до двух лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Карательные элементы ограничения по военной службе:

    • из денежного довольствия осужденного к ограничению по военной службе производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, но не свыше 20%;
    • во время отбывания этого наказания осужденный не может быть повышен в должности, воинском звании, а срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.

Установленный приговором суда размер удержания из денеж­ного довольствия осужденного военнослужащего исчисляется из должностного оклада, оклада по воинскому званию, ежемесяч­ных и иных надбавок и других дополнительных денежных выплат (ст. 144 УИК). Время отбывания наказания не засчитывается только в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания, но засчитывается в срок других выслуг лет (например, в срок выслуги лет для выхода на пенсию).

Запреты и ограничения, связанные с военной службой

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих. В соответствии с ч.3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Указанные ограничения могут вводиться не только в отношении всего населения страны, но и в отношении отдельных категорий граждан, например государственных служащих и военнослужащих.

Ограничения военнослужащих в отдельных правах и свободах обусловлены непосредственным возложением на органы и организации, в которых предусмотрена военная служба, в том числе и в условиях мирного времени, основного объема мероприятий по реализации конституционной обязанности по подготовке к вооруженной защите и защите Отечества, что, в свою очередь, обусловливает специфику исполнения военной службы. Военнослужащие исполняют военную службу в интересах всего общества, в том числе в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обороны страны и безопасности государства.

Указанные ограничения некоторых основных прав и свобод устанавливаются Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими законодательными актами Российской Федерации.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» в ст. 27.1 установлены ограничения, запреты, обусловленные особенностями военной службы как федеральной государственной службы особого вида. Указанные запреты соответствуют основным ограничениям и запретам, установленным для государственных служащих Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих исполнению военнослужащим обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности или обеспечению безопасности Российской Федерации.

Назначение ограничений и запретов:

  • — обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих;
  • — установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих;
  • — создать условия для независимости служебной деятельности от какого-либо влияния, не связанного со службой.

Несоблюдение военнослужащим указанных ограничений может служить основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности, а при наличии состава преступления — для привлечения к уголовной ответственности.

Запреты и ограничения, действующие в отношении военнослужащих, можно систематизировать по четырем направлениям Стрекозов В.Г., Кудашкин А.В. Военное право: учебник. — М.: НОРМА, 2004.:

  • а) в политической сфере;
  • б) в экономической сфере;
  • в) ограничения свободы слова и печати;
  • г) в связи с особым характером военной службы.

Запреты и ограничения в политической сфере.

Согласно ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В целях соблюдения военнослужащими политической нейтральности и ограждения их от влияния политических партий, запрещается ведение любой политической агитации, в том числе предвыборной, на территориях воинских частей, соединений и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации. Воинским частям, военным учреждениям и организациям запрещается проводить предвыборную агитацию, распространять любые агитационные предвыборные материалы. Командование воинской части обеспечивает информирование военнослужащих о зарегистрированных избирательных объединениях, избирательных блоках и кандидатах в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Военнослужащие в свободное от службы время, находясь вне воинской части, могут участвовать во встречах избирателей с кандидатами в депутаты и в других предвыборных мероприятиях. Командиры воинских частей, участковые избирательные комиссии воинских частей организуют просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач государственных телерадиокомпаний, связанных с подготовкой и проведением выборов.

Военнослужащие в Российской Федерации не ограничены как в активном, так и в пассивном избирательном праве. Однако установленный Федеральным законом «О статусе военнослужащих» запрет военнослужащему заниматься другой оплачиваемой деятельностью означает одновременно и запрет быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Таким образом, законодатель определил невозможность совмещения в одном лице функций народного представительства и военнослужащего, который является федеральным служащим, т. е. установлена невозможность одновременно участвовать в деятельности законодательной и исполнительной власти, что соответствует принципу разделения властей, который закреплен в Конституции Российской Федерации (ст. 10).

Военнослужащие Российской Федерации могут состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, и участвовать в их деятельности, не находясь при исполнении обязанностей военной службы (п. 2 ст. 9 Федерального закона «О статусе военнослужащих»); военнослужащие не вправе использовать служебное положение в интересах политических партий и общественных, в том числе религиозных, объединений, а также для пропаганды отношения к ним (абз. 9 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

Военнослужащие Российской Федерации вправе в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.

Действующее законодательство Российской Федерации ограничивает военнослужащих в возможности состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели, но не ограничивает их в политической деятельности во внеслужебное время.

В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» допускается создание и деятельность профессиональных союзов военнослужащих.

Министерство обороны Российской Федерации оказывает помощь в решении организационных вопросов, связанных с деятельностью профсоюза.

Законодательством право военнослужащих Российской Федерации на объединение в союзы, в том числе и профессиональные, не ограничивается. Союзы военнослужащих не должны вмешиваться в профессиональную компетенцию военной организации государства, в то же время к их ведению должны быть отнесены вопросы социально-правовой защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

[3]

Запреты и ограничения в экономической сфере.

Законодательством Российской Федерации также регламентировано ограничение военнослужащих в экономических правах. Ограничение в указанной сфере имеет двоякий характер. С одной стороны, оно направлено на ограничение военнослужащих в занятии определенной деятельностью, а с другой — ограничивает их в возможности пользоваться некоторыми имущественными благами в связи с исполнением военной службы.

Читайте так же:  Что нужно для того чтобы прописать ребенка в квартиру. где оформить прописку новорожденного справка

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в ст. 10 устанавливает запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью, как служебной, так и трудовой, в то же время разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью. Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

В соответствии с п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащему запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная деятельность физического или юридического лица, осуществляемая им на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Ограничения в пользовании определенными материальными благами, например, запрещает получать в какой бы то ни было форме за это вознаграждение и льготы (деньги, подарки, бесплатное или по льготным тарифам предоставление услуг и т. д.). Закон запрещает военнослужащему использовать в целях, не связанных с исполнением обязанностей военной службы, финансовые средства и имущество воинской части, а также другое государственное имущество, за исключением случаев использования указанного имущества за установленную плату.

Военнослужащие не вправе получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежные вознаграждения, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением обязанностей военной службы, за исключением ценных подарков (в том числе именных) и денежных сумм, которыми военнослужащие награждаются в порядке поощрения в соответствии с общевоинскими уставами (абз. 6 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). В качестве подарка (вознаграждения) рассматриваются материальные или имущественные ценности.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» установил общий запрет всем категориям военнослужащих выезжать в служебные командировки за счет физических и юридических лиц (абз. 8 п. 7 ст. 10). Этот запрет не распространяется на командировки, осуществляемые: в соответствии с международными договорами Российской Федерации; на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и соответствующими органами государственной власти иностранных государств либо международными организациями.

Запреты в связи с особым характером военной службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает некоторые запреты в связи с особым характером военной службы, например запрет на участие в забастовках. Участие военнослужащих в забастовках, а равно иное прекращение исполнения обязанностей военной службы как средство урегулирования вопросов, связанных с прохождением военной службы, запрещаются (п. 3 ст. 7). Данный запрет не противоречит нормам международного права и соответствует сложившейся в зарубежных государствах с развитой системой демократии практике ограничения прав военнослужащих на участие в забастовках. В то же время законодательством предусмотрены иные формы защиты нарушенных прав военнослужащих: подача специальной и общей жалобы, а также обжалование действий и решений органов военного управления и воинских должностных лиц в органы военной прокуратуры и в суд в порядке, установленном Законом Российской Федерации.

В абз. 7 п. 7 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» предусмотрен запрет на иностранные награды. Военнослужащим запрещено принимать без разрешения Президента Российской Федерации звания, ордена или другие знаки отличия иностранного государства. Запрет включает в себя и награды, почетные и специальные звания международных и иностранных организаций.

Федеральным законом «О статусе военнослужащих» установлен запрет на совместную службу родственников. Военнослужащим, состоящим между собой в близком родстве (родители, супруги, дети, родные братья, родные сестры, а также родные братья, сестры, родители и дети супругов), не разрешается проходить военную службу в одной воинской части, если один из них непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен другому. Положение о порядке прохождения военной службы (пп. «з» п. 10 ст. 11) ограничивает возможность совместной военной службы родственников двумя условиями: а) если они являются близкими родственниками и б) если их служба связана с подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому Положение о порядке прохождения военной службы: Утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 1237 (ред. от 11.02.2013).

Ограничения свободы слова и печати.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих», ограничивая свободу слова военнослужащих, запрещает им обсуждать и критиковать приказы командиров и начальников (п. 1 ст. 7), отказываться от исполнения своих служебных обязанностей по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии (п. 2 ст. 8).

Средства массовой информации всегда являются публичным выражением мысли. По силе своего воздействия на общество они называются «пятой властью» и, следовательно, в определенных сферах государственной деятельности могут быть подвергнуты определенным ограничениям. Ограничение военнослужащих в свободе слова может быть осуществлено двумя способами: во-первых, установлением запрета военнослужащим печатать свои произведения и, во-вторых, установлением предварительной военной цензуры.

Законодательством Российской Федерации установлены два ограничения при реализации военнослужащими права на свободу слова. Во-первых, они не должны разглашать государственную тайну. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, влечет уголовную ответственность (ст. 283 УК РФ).

Во-вторых, реализуя право на свободу слова, военнослужащие не вправе обсуждать и критиковать приказы командира. Указанная норма направлена на последовательное соблюдение принципа единоначалия — основы воинской дисциплины.

Видео (кликните для воспроизведения).

Кроме прямых запретов, законодательными актами предусмотрены ограничения военнослужащих в некоторых правах и свободах личности. Например:

  • — выезд военнослужащих за пределы гарнизонов, на территориях которых они проходят военную службу, осуществляется в порядке, определяемом общевоинскими уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, а за пределы Российской Федерации — в порядке, установленном законодательством. Установлено, что выезд военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, за пределы гарнизонов, на территории которых они проходят военную службу, осуществляется с разрешения командира воинской части. Военнослужащие выезжают за пределы Российской Федерации при наличии разрешения командования, оформленного в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • — обучение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в гражданских образовательных учреждениях профессионального образования возможно только по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения, а для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, — запрещено.

Источники


  1. Марченко, М. Н. Теория государства и права в вопросах и ответах / М.Н. Марченко. — М.: ТК Велби, Проспект, 2007. — 240 c.

  2. Бурлаков, С. А. Крупные сделки юридических лиц. Правовое регулирование / С.А. Бурлаков. — М.: Инфотропик Медиа, 2013. — 224 c.

  3. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов) / Н.Н. Ивакина. — М.: ЮРИСТЪ, 2018. — 384 c.
  4. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
  5. Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов); М.: Юристъ, 2012. — 384 c.
Основания ограничения по военной службе. какие ограничения есть по службе в армии ограничение по вое
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here