Общие нормативно правовые акты примеры. международные нормативные правовые акты и нормативные правов

Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты РФ

Международные нормативные правовые акты

Нормативные правовые акты Российской Федерации

20. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.

21. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. Принят 21 октября 1994 года // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

[2]

22. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят 22 декабря 1995 года // СЗ РФ. 1996. N 5. Ст. 410.

23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2954.

24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.

25. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

26. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

27. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. N 46. Ст. 5432.

28. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. 2001. N 52 (1 ч.). Ст. 4921.

29. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изменениями от 28 июля 2004 г.) // СЗ РФ. 2002. N 30 Ст. 3012

30. Кодекс профессиональной этики адвоката (принят Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г.) // Бюллетень Министерства юстиции РФ. 2004. N 3 (75).

31. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.

32. Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3431.

33. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

34. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.

35. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349.

36. Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022.

37. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

38. Федеральный закон от 20.12.2004 N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Российская газета. 2004. 23 декабря.

39. Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369.

40. Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

41. Федеральный закон от 23.02.1996 N 19-ФЗ «О присоединении Российской Федерации к Уставу Совета Европы» // СЗ РФ. 1996. N 9. Ст. 774.

42. Федеральный закон от 24.06.1999 N 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3176.

43. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3032.

44. Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. N 22. 1998. Ст. 2331.

45. Федеральный закон от 28.10.2003 N 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и об адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 44. Ст. 4262.

46. Федеральный закон от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990

47. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. N 23. Ст. 2102.

48. Закон РФ от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 33. Ст. 1913.

49. Закон г. Москвы от 04.10.2006 N 49 «Об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации в городе Москве» // Ведомости Московской городской Думы. 2006. N 10. Ст. 240.

50. Указ Президента РФ от 13.06.1996 N 864 «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2998

51. Указ Президента РФ от 25.09.2004 N 1237 «О дополнительных мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3941

52. Постановление Правительства РФ от 04.07.2003 N 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда» // СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2925.

53. Постановление Правительства РФ от 19.09.2003 N 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. N 39. Ст. 3768.

54. Постановление Правительства РФ от 22 августа 1998 г. N 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне» // СЗ РФ. 1998. N 35. Ст. 4407.

Читайте так же:  Что грозит за проезд по полосе встречного движения только ли штраф грозит виновнику за выезд на встр

55. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2002 г. N 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1872.

56. Федеральный закон от 28 октября 2003 года N 134-ФЗ «О внесении изменения в статью 26 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

57. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (ред. от 22 июля 2008 г.) «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

58. Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 163-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 52 (часть 1). Ст. 5267.

59. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4011.

60. Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 320-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6233.

61. Закон РСФСР от 20 ноября 1980 года «Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1980. N 48. Ст. 1596.

62. Закон РФ от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» // Собрание законодательства РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

63. Закон РФ от 26 июня 1992 года «О статусе судей в Российской Федерации» // Вестник Верховного Суда РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

Нормативные правовые акты организаций

Читайте также:

  1. I. Административно-правовые и организационные основы управления отраслями экономики
  2. I. Правовые мероприятия
  3. Административно-правовой статус организаций
  4. Административно-правовые акты управления.
  5. Административно-правовые гарантии реализации прав граждан
  6. Административно-правовые методы управления
  7. Административные правовые нормы
  8. Банкротство стратегических предприятий и организаций
  9. Бизнес-форматы (организационно-правовые формы предприятий), предусмотренные законодательствами различных стран
  10. В. 2 Основные законодательные и нормативные документы бухгалтерского учета в банках (законодательные основы)
  11. Вещно-правовые способы защиты права собственности
  12. ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления

Нормативные правовые акты субъектов РФ

Федеральные нормативные акты

Социально-педагогическая деятельность в системе социальной защиты населения.

Добавить материал из газетной статьи

1 – законы, которые регулируют наиболее важные вопросы государственной и общественной жизни и принимаются в соответствии с Конституцией РФ.

Существуют следующие виды законов:

a. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законодательства.

b. Закон о поправках к Конституции,

c. Федеральный конституционный закон,

d. Федеральный закон

2. Указы Президента РФ. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов.

3. Постановления Правительства России издаются на основе и во исполнение Конституции, законов и Указов Президента России.

4. Приказы и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, Указов Президента, постановлений Правительства России.

1. Конституция – это основной закон республики, определяющий статус республики. Все принимаемые нормативные акты не должны противоречить Конституции республики. Регулирует отношение между республикой и гражданином.

2. Уставы края, области, автономной области, города федерального значения. Они выполняют роль конституции.

3. Закон субъекта Российской Федерации – региональный закон.

4. Постановление представительного органа субъекта РФ.

5. Указы Президента Республики, издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и Конституции республики, законов.

6. Постановление Правительства субъекта РФ.

7. Постановление главы администрации, края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения.

8. Приказы, инструкции, постановления министерства и ведомств субъектов РФ.

· Приказ – это нормативно-правовой акт распределительного характера, издаваемый единолично руководителем организации.

· Постановление – нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности.

· Инструкция – нормативный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо деятельность.

Органы местного самоуправления издают постановления, распоряжения, приказы.

Администрация организаций издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией и не противоречащие законодательству.

5.Центральным и главным в классификации нормативно-правовых актов является их разделение по юридической силе. Юридическая сила указывает на место акта в иерархической структуре, его значение, роль и положение органа, издавшего акт, и зависит от его конституционных полномочий и компетенции.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.

Закон

– это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.

Высшая юридическая сила законов означает, что:

· все остальные правовые акты должны исходить из законов и никогда не противоречить им, а в случае расхождения правового акта с законом действует последний;

· законы могут исходить только со стороны специального уполномоченного на это органа законодательной власти;

· законы регулируют наиболее важные для самосохранения общества и государства общественные отношения;

· законы могут быть отменены или изменены только тем органом, который их издал, и никаким другим;

· порядок подготовки и издания законов строго регламентирован и определяется только законами.

Законы подразделяются на обыкновенные и конституционные.

К конституционным законам относят: Конституцию, федеральные конституционные законы.

Читайте так же:  Обмен просроченных водительских прав в. читаем про то, как восстановить просроченные водительские пр

К обычным законам относят другие акты текущего законодательства, связанные с регулированием разнообразных общественных отношений, в частности, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс РФ об административных правонарушениях и т. д..

Подзаконные нормативно-правовые акты –одна из разновидностей правовых актов, издаваемых в соответствии с законом, на основе закона, во исполнении его, для конкретизации законодательных предписаний, или их толковании, или установления первичных норм (указы, постановления, распоряжения, инструкции, приказы и т.д.).

Нормативные акты имеют временные, пространственные, предметные и субъективные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено моментом вступления его в силу и моментом утраты им силы. В каждом государстве действуют нормы о порядке опубликования и вступления в силу законов и других правовых актов. В частности, в Российской Федерации федеральные конституционные и федеральные законы публикуются в официальных изданиях: «Российской газете» и «Собрании законодательства РФ». Они публикуются в этих изданиях в течение 7 дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликования, если законом или актом законодательного органа не установлен другой порядок вступления их в силу.

Прекращение действия нормативных актов во времени происходит следующими способами: указанием срока, в течение которого акт будет действовать, при отсутствии продления его действия на новый срок; отменой данного акта или заменой данного акта другим.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Действие нормативного акта в пространстве связывается с их распространением на определенную территорию – государственную территорию. Под последней понимается сухопутное и водное пространство внутри государственных границ,

воздушное пространство над ним, недра, а также территория дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда, воздушные и космические летательные аппараты.

Предметное действие права означает регулирование строго определенных общественных отношений. Имеется в виду, что нормы одной отрасли права не могут распространять свое действие на отношения, регулируемые нормативными актами другой отрасли права. Например, акты, рассчитанные на регулирование имущественных отношений, не имеют силы для регулирования отношений между органами государственного управления, т. е. если первые регулируются нормами гражданского права, то вторые – нормами административного права.

Субъективное действие права или действие по кругу лиц

означает распространение требований норм на всех адресатов в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. На территории Российской Федерации нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

| следующая лекция ==>
Школьные неврозы, фобии и технология работы социального педагога по их профилактике | ТЕМА: «Система права. Отрасли российского права. Международное право как особая система права»

Дата добавления: 2014-01-07 ; Просмотров: 2500 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Общие нормативно правовые акты примеры. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Нормативный правовой акт» в других словарях:

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ установленной формы, предназначенный для установления, изменения или отмены правовых норм; это акт правотворческого органа государства, содержащий правовые нормы. Нормативный правовой акт является одним из основных … Элементарные начала общей теории права

Нормативный правовой акт — акт правотворческого органа государства, содержащий правовые нормы. Как источник права нормативный акт возникает на ранних этапах государственности и по мере ее развития, вытесняя правовые обычаи и правовую доктрину, занимает в системе… … Элементарные начала общей теории права

Нормативный правовой акт — (англ normative act) вид правового акта, официальный письменный документ, имеющий обязательную силу и рассчитанный на неоднократное применение, принятый управомоченным субъектом нормотворчества, выражающий властные веления, порождающий… … Энциклопедия права

Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято… … Официальная терминология

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ — письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов,… … Юридический словарь

нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В РФ и ее субъектах Н.п.а. издаются в форме конституций, уставов,… … Большой юридический словарь

Нормативный правовой акт — 1. Нормативный правовой акт Письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм Постановление… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Нормативный правовой акт — официальный акт документ, содержащий и принятый компетентным нормотворческим органом либо на референдуме. В зависимости от юридической силы нормативные правовые акты подразделяются в две группы: законы и подзаконные акты. К законам относятся:… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Нормативный правовой акт — официальный документ, который издается компетентными органами государства или принимается всенародным волеизъявлением (референдумом) и содержит нормы права. Виды А.н.: акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти: общие –… … Пограничный словарь

Нормативный правовой акт — изданный в установленном порядке документ управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц,… … Большой юридический словарь

Общие нормативно правовые акты примеры. Международные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты рф

Закон — нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или непосредственно народом. Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и обладают наибольшей юридической силой. Среди законов выделяют основные (Конституции и аналогичные законы, имеющие высшую юридическую силу), конституционные (принимаемые по некоторым вопросам конституционного значения), кодифицированные (сложные систематизированные акты, регулирующие комплекс общественных отношений), текущие (принимаемые для урегулирования других вопросов жизни общества). В Российской Федерации действуют федеральные законы и законы субъектов РФ. Действующие законы образуют систему законодательства, причём все законы должны соответствовать Конституции, федеральные законы — федеральным конституционным законам, а законы субъектов РФ — федеральным законам, принятым по вопросам ведения РФ или совместного ведения.

Читайте так же:  Справка для пособия по безработице бланк. справка о среднем заработке для центра занятости (2019 год

Подзаконные (все остальные) нормативные правовые акты принимаются государственными органами в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам РФ относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента РФ, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства РФ, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления, издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

Нормативные договоры

Источником права в России,а так же и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные трудовые соглашения.

Нормативно-правовые акты в Российской Федерации

Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая система нормативно-правовых актов:

  • в зависимости от юридической силы:
  • Законы
  • Конституция РФ
  • Федеральные конституционные законы
  • Федеральные законы
  • Подзаконные правовые акты:
  • Указы Президента РФ
  • Постановления Правительства РФ
  • Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)
  • Локальные нормативно-правовые акты
  • Особую группу составляют международные договоры РФ.

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

  • в зависимости от содержания:
  • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
  • гражданско-правовые
  • уголовно-правовые
  • и т.д.
  • комплексные

Действие нормативно-правовых актов

Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы. Нормативно-правовой акт вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте. В большинстве случаев в самом акте указывается момент вступления его в силу: определяется точная календарная дата, с которой данный нормативно-правовой акт начинает действовать. Если в нормативно-правовом акте момент начала его действия не определён, то он вступает в силу по истечении определённого срока после опубликования.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяется его предписания. Нормативно-правовой акт может действовать в пространстве на всей территории государства, на какой-то определённой части страны и (в отдельных случаях) за пределами государства.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц

Нормативно-правовые акты могут иметь общий характер, то есть действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них. Общие, и специальные (касаются конкретного круга лиц)

Нормативно-правовые акты

Читайте также:

  1. I. Действующие международные нормативно-правовые акты
  2. VII. ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ И ОФИЦИАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
  3. Безыменные контракты.
  4. Безыменные контракты.
  5. Безыменные контракты.
  6. Безыменные контракты. Пакты.
  7. Безымянные контракты.
  8. Безымянные контракты.
  9. Безымянные контракты.
  10. Безымянные контракты. Понятие и виды
  11. Ведомственные нормативно-правовые акты
  12. Вербалбные контракты. Стипуляция.

Нормативно-правовые акты являются основной, наиболее распространенной формой современного права прежде всего в странах континентальной Европы (Германия, Испания, Италия, Россия, Франция и другие).

[3]

Нормативно-правовой акт – это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа (в порядке референдума) по установлению или признанию норм права, входящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера.

Именно во втором смысловом значении употребляется данный термин в понятии » нормативно-правовой акт «.

Выделим особенности этого источника права. Во-первых, это акт нормативного характера, то есть документ, содержащий определенные нормативы (предписания). Именно этим нормативно-правовой акт отличается от акта применения права или акта толкования права.

Во-вторых, это правовой акт, то есть содержит он не любые нормы, существующие в обществе, а именно нормы права. Этим нормативно-правовой акт отличается от акта нормативного содержания, но не являющегося правовым. Такими актами нормативного характера, не содержащими норм права, являются, например, инструкции по использованию бытовых приборов или электротехники.

В-третьих, это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или всенародным волеизъявлением (референдумом). Круг субъектов правотворчества узок. Нормативно-правовые акты принимаются по строго определенной процедуре, степень сложности которой зависит от юридической силы будущего нормативно-правового акта.

В-четвертых, нормативно-правовые акты обладают общеобязательностью, то есть они рассчитаны не на заранее определенный круг субъектов правоотношений, а на любого и каждого, кто попадает в сферу действия нормативно-правового акта. Это качество отличает нормативно-правовой акт от индивидуального правового акта, рассчитанного на конкретный случай и на конкретное лицо, например, акт о назначении пенсии.

В-пятых, нормативно-правовой акт оформляется в виде официального письменного государственного документа, то есть имеют определенную документальную форму (закон, указ, постановление и т.д.). Перечень необходимых атрибутов нормативно-правового акта жестко установлен: название акта; наименование органа, принявшего акт; время его вступления в законную силу и прекращения действия и так далее.

В-шестых, нормы в нормативно-правовом акте группируются по определенным структурным образованиям. В структуру нормативно-правового акта входят статьи, главы, разделы.

Действующие в обществе нормативно-правовые акты составляют единую систему, которой присущи иерархичность, согласованность, обусловленность, специализация, дифференцированность.

В качестве примера нормативно-правового акта можно привести Французский гражданский кодекс 1804 года, Конституцию Российской Федерации 1993 года.

Все нормативно-правовые акты делятся на виды в соответствии с объективно существующей иерархической структурой. Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и другие основания.

По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации.

Читайте так же:  Штраф на руководителя за невыплату заработной платы. какие есть штрафы за невыплату заработной платы

Закон – это обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти либо непосредственно народом ( в ходе референдума), регулирующий наиболее важные общественные отношения и имеющий свойства прямого действия.

Подзаконный акт – это официальный нормативно-правовой акт, установленный компетентным органом исполнительной государственной власти, органом местного самоуправления, который содержит общеобязательные юридические нормы и регулирует свой круг общественных отношений.

Подзаконные акты по отношению к законам имеют вспомогательный характер, они призваны создавать благоприятные правовые условия для всесторонней и полной реализации предписаний и требований соответствующих законов.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются на акты общего действия, которые распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся только на данной территории; акты исключительного (чрезвычайного) действия, регулятивные возможности которых реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств (военных действий, стихийных бедствий).

По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

По содержанию нормативно-правовые акты классифицируются в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Наряду с отраслевыми нормативными актами (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство) действуют и акты комплексного характера. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Примером таких комплексных нормативно-правовых актов является хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство.

Законы в Российской Федерации принимаются высшими представительными органами как самой Федерации, ее субъектов, так и соответственно народным голосованием (референдумом). Этим обусловлено верховенство закона и придание ему наибольшей юридической силы по отношению к нормативным актам всех других государственных органов, которые считаются подзаконными и не могут противоречить закону.

В Российской Федерации действуют следующие виды законов:

1. Конституция РФ – основополагающий, фундаментальный правовой акт высшей юридической силы, который закрепляет конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяет форму правления страны и т.д.

2. Федеральные конституционные законы – законы, предусмотренные Конституцией и органически с ней связанные (например, законы о судебной системе). В Конституции РФ 1993 года названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).

3.Федеральные законы – текущие, регулирующие различные стороны государственной и общественной жизни. Такие законы носят временный характер. Обыкновенные законы делятся, в свою очередь, на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы – это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс – это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, гражданский кодекс).

4. Законы субъектов Федерации – нормативно-правовые акты, издаваемые представительными органами конкретных субъектов РФ и действующие на территории данного субъекта.

В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона » О языках народов РСФСР » в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в состав Российской Федерации, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.

Кроме законов палаты Федерального собрания – Государственная Дума и Совет Федерации – полномочны принимать постановления. Примерами таких постановлений являются постановление Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами Федерации, постановления палат об утверждении регламентов их деятельности.

Еще одним видом нормативно-правовых актов Российской Федерации являются указы Президента Российской Федерации. По своему правовому статусу Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы. Это определено Конституцией.

Распоряжения Президента обычно издаются по текущим вопросам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут носить нормативный характер. Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ 1993 года. Нормативными являются, например, указы Президента от 6 марта 1995 года » Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации «, от 23 февраля 1995 года » О компенсационных выплатах семьям с детьми, обучающимися и другими категориями лиц «.

В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах, что также будет являться нормативно-правовыми актами.

Нормативно-правовые акты, такие как постановления и распоряжения, издает и Правительство Российской Федерации. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они имеют общий характер и содержат нормы права. Примером могут служить постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 года » Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа «, от 6 апреля 1995 года » Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования «.

Постановление Правительства Российской Федерации, если они противоречат Конституции, законами Российской Федерации, указам Президента, могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

Читайте так же:  Субъект преступления который наряду с обязательными признаками. характеристика субъекта преступления

Ценностное значение правительственных нормативно-правовых актов состоит в том, что они вносят элементы динамики в наиболее важные общественные отношения, являются определяющими для функционирования всех органов исполнительной власти, предприятий, организаций, служат важной юридической основой для подготовки и принятия различного рода других подзаконных нормативных актов.

Конституция Российской Федерации не определяет виды актов, издаваемых центральными органами исполнительной власти – министерствами, государственными комитетами и ведомствами. Единых форм нормативно-правовых актов у них нет. На практике министерства чаще всего издают приказы и постановления. Из них нормативными обычно являются инструкции и постановления. Например, инструкция Министерства финансов Российской Федерации » О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации «.

Акты министерств, государственных комитетов и ведомств РФ могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Кроме актов федеральных органов законодательной и исполнительной ветвей власти, нормативно-правовые акты принимаются на уровне субъектов Федерации. В республиках в составе РФ ими могут быть республиканские законы, акты президентов (в тех республиках, где учрежден институт президентства), постановления Совета Министров (правительств) республик и центральных республиканских органов исполнительной власти.

В соответствии с Конституцией РФ все края и области в составе Российской Федерации получили право принимать уставы края и области, которыми определяется правовой статус этих субъектов Федерации. По многим вопросам законодательства (административное, жилищное, земельное, водное и т.п.) органы государственной власти субъектов Федерации осуществляют в соответствии с федеральным законодательством собственное правовое регулирование, принимая нормативно-правовые акты. Такими актами являются решения краевых, областных, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга представительных органов и решения глав соответствующих администраций.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Лазарев В.В. Теория государства и права. — М., 1998.

2. Любашиц В.Я., Смоленский М.Б., Шепелев В.И. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2002.

3. Теория государства и права (схемы и комментарии) / Под ред. Р.А.Ромашова – Спб., 2000.

4. Теория права и государства. Учебник для студентов и аспирантов юрид. вузов и факультетов. – М., 1996.

5. Хропашок В.Н. Теория государства и права. – М., 1995.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 526 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Система нормативно-правовых актов

Система нормативных правовых актов — это обусловленная иерархическими, предметными (отраслевыми) и функциональными связями совокупность нормативных документов.

Иерархические, предметные (отраслевые) и функциональные связи совокупности нормативных правовых актов определяются:

а) статусом правотворческого органа
б) формами (наименованиями) нормативных правовых актов
в) видами общественных отношений
г) подлежащих правовому регулированию и функциями права (регулятивными и охранительными).

Структура системы нормативных правовых актов:

1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов
2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых
3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов

1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов определяется их юридической силой и включает в себя:
систему законов и
систему подзаконных нормативных правовых актов.

1. Система законов:

а) федеральные законы:
конституция;
федеральные конституционные законы;
кодексы;
тематические федеральные законы;

б) законы субъектов федерации:
конституция, устав субъекта федерации;
конституционные, уставные законы субъектов федерации;
кодексы субъектов федерации;
тематические законы субъектов федерации.

2. Система подзаконных нормативных правовых актов:

а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты;
б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации;
в) муниципальные нормативные правовые акты;
г) корпоративные нормативные правовые акты.

[1]

а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
нормативные указы президента;
постановления правительства;
нормативные правовые акты министерств, агентств и служб.

б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:
нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации (нормативные указы президента или постановления губернатора, главы администрации);
постановления правительств или администраций субъектов федерации;
нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

г) корпоративные нормативные правовые акты:
устав организации;
правила внутреннего трудового распорядка;
регламенты работы структурных подразделений организации;
положение о выплате премий.

2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:

а) конституционные нормативные правовые акты,
б) гражданско-правовые нормативные акты,
в) административно-правовые нормативные акты,
г) финансово-правовые нормативные акты,
д) земельно-правовые нормативные акты,
е) нормативные правовые акты в сфере трудовых, семейных, экологических, таможенных, градостроительных и других отношений.

3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя: федеральные нормативные правовые акты и нормативные правовые акты субъектов федерации.

Федеративная структура системы нормативных актов основывается на:

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

а) разграничении предметов ведения федерации и ее субъектов;
б) разграничении компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти.

Источники


  1. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.

  2. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
  4. Ваш домашний адвокат. Экстренная юридическая помощь. Советы Юриста. — М.: Мир книги, 2016. — 448 c.
  5. Миронов, Иван Суд присяжных. Стратегия и тактика судебных войн / Иван Миронов. — М.: Книжный мир, 2015. — 672 c.
Общие нормативно правовые акты примеры. международные нормативные правовые акты и нормативные правов
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here