Обработка персональных данных 152 фз новые. закон о защите и использовании персональных данных

Закон «О персональных данных»

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ
«О персональных данных»

С изменениями и дополнениями от:

25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 ноября, 23 декабря 2010 г., 4 июня, 25 июля 2011 г., 5 апреля, 23 июля, 21 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля 2014 г., 3 июля 2016 г., 22 февраля, 1, 29 июля, 31 декабря 2017 г.

Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года

Одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Закон создает правовую основу обращения с персональными данными физических лиц в целях реализации конституционных прав человека, в том числе права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

Персональными данными признаются любые сведения о физическом лице, в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.

Определены принципы и условия обработки персональных данных. Устанавливая общий запрет на обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных, закон предусматривает случаи, когда такое согласие не требуется. Отдельно регулируются отношения по обработке специальных категорий персональных данных (сведения о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состоянии здоровья, интимной жизни). Обработка указанных категорий сведений не допускается без предварительного согласия субъекта персональных данных, за исключением случаев, когда персональные данные являются общедоступными, обработка данных необходима для обеспечения жизни и здоровья лица; обработка производится в связи с осуществлением правосудия, а также иных обстоятельств.

Важнейшей гарантией прав субъекта персональных данных является обязанность операторов и третьих лиц, получивших доступ к персональным данным, обеспечивать их конфиденциальность (кроме случаев их обезличивания и общедоступных персональных данных), а также право субъекта персональных данных на защиту своих прав и законных интересов, в том числе на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи, который наделяется соответствующими правами и обязанностями. В частности, уполномоченный орган вправе осуществлять проверку информационной системы обработки персональных данных, предъявлять требования по блокированию, удалению недостоверных или полученных незаконным путем персональных данных, устанавливать постоянный или временный запрет на обработку персональных данных, проводить расследования в порядке административного производства о нарушениях закона.

Устанавливаются принципы трансграничной передачи данных, при которой должна обеспечиваться адекватная защита прав субъектов персональных данных.

Операторы, осуществляющие обработку персональных данных до вступления в силу закона, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных соответствующее уведомление не позднее 1 января 2008 года.

Информационные системы персональных данных, созданные до дня вступления в силу закона, должны быть приведены в соответствие с его требованиями не позднее 1 января 2010 года.

Закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после официального опубликования.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 29 июля 2006 г. N 165, в «Парламентской газете» от 3 августа 2006 г. N 126-127, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3451

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении шестидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 205-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 июля 2011 г. N 261-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 декабря 2010 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 204-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2010 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2010 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2009 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

[2]

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность за нарушение ФЗ-152 «О персональных данных»

Правовая защита информации и персональных данных регулируется Федеральным законом 152 ФЗ. Предписывается обработка такой информации, а также ее хранение и ликвидация. Учитываются аспекты предоставления сведений по запросу органов власти, а также регламентируется использование информационных систем для обеспечения надлежащего доступа. В отдельном порядке регулируется назначение штрафов и иных взысканий за распространение личных сведений.

Читайте так же:  Нежилые помещения в многоквартирном доме

Что такое персональные данные?

Федеральный закон «О персональных данных» принят 8 июля 2006 года, вступил в силу через полгода после официального опубликования. Редакция документа дорабатывалась и актуализировалась, поправки вносились с целью устранения неточных формулировок и приведения правового акта во взаимодействие с иными законами. Последние изменения были внесены 29 июля 2017 года.

Структурно Закон «О персональных данных» подразделяется на следующие главы:

  • общие положения, включающие в себя цель принятия подобного акта и сферу его регулирования, а также основные понятия и место правовых норм в законодательстве РФ;
  • принципы и условия обработки соответствующей информации;
  • права субъекта персональных данных – гражданина, личные сведения которого регулируются действием закона 152 ФЗ;
  • должностные обязанности оператора – физического или юридического лица, осуществляющего сбор и хранение информации;
  • государственный надзор за хранением и обработкой полученных сведений, ответственность и назначение штрафов.

Согласно положениям ФЗ 152 под персональными данными понимается любая информация, которая прямо или косвенно относится к определенному лицу – субъекту. Во избежание штрафов обработку таких сведений осуществляют по следующим принципам:

  • законность и справедливость;
  • четкое определение целевого назначения, в рамках которого допускается обработка персональной информации;
  • не допускается объединять базы данных, цели и назначение которых отличаются друг от друга;
  • объем персональной информации определяется целью ее сбора, не допускается избыточность получаемых сведений, в противном случае налагается взыскание в виде штрафа;
  • учитываются такие аспекты как точность, достаточность и актуальность информации;
  • срок хранения не должен выходить за рамки достижения поставленной цели, после такового сведения подлежат уничтожению или обезличиванию.

Законом предписывается сохранение конфиденциальности персональных данных. Не допускается их разглашение операторами третьим лицам, а также их распространение и использование без согласия субъекта. В отдельных случаях обработка может осуществляться только с письменного разрешения гражданина. В случае нарушения на оператора накладывается взыскание — штраф или иная ответственность.

Скачать Федеральный закон «О персональных данных» можно по ссылке. Документ представлен со всеми изменениями, актуальными на 2017 год.

Нарушение предписаний законодательства влечет за собой ответственность. Чаще всего она выражается в виде штрафа, однако в отдельных ситуациях может повлечь за собой и более серьезное наказание.

Наказание за нарушение Закона «О персональных данных»

Штрафы по ФЗ 152 определяются статьей 24 об ответственности за нарушение Федерального закона «О персональных данных». Указанное положение ссылается на взыскания, предусмотренные законодательством. В штрафы включается и моральный вред, а также расходы, понесенные субъектом в связи с разглашением его данных.

Чтобы определить нормы законодательства по штрафам следует рассмотреть дополнительные правовые документы. Кодекс об административных правонарушениях определяет сумму штрафа в 10 тыс. рублей. Взысканию может быть подвергнуто физическое или должностное лицо, а также компания, за нарушение предписаний ФЗ 152.

Однако последние изменения в его положения предписывают штраф до 75 тыс. рублей. Также упростилась процедура взыскания.

Штраф в 20 и 50 тыс. ждет компанию в том случае, если не будет выполнено предписание Роскомнадзора или Трудовой инспекции соответственно. Последняя проводит проверку в соответствии с главой 14 ТК РФ, которая также защищает персональные данные работников от разглашения и предписывает ответственность за нарушения.

Статья 90 ТК РФ указывает на дисциплинарную, материальную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Согласно данному положению взыскание к нарушителю может применяться не только в виде штрафа или увольнения, но и в виде лишения свободы.

Последний пункт определяется статьей 137 УК РФ. Она предписывает ответственность за нарушения неприкосновенности личной жизни. Такое наказание определяется в связи с использованием должностного положения и разглашением персональной информации. Если действия оператора попадут под действия данной статьи, то ему грозит штраф до 300 тыс. рублей, принудительные работы или лишение свободы до четырех лет.

Нарушением, способным повлечь за собой уголовное наказание, может трактоваться и сбор избыточной информации. Под таковой понимается получение персональных сведений, не требуемых для достижения поставленных целей. В этой ситуации изначально следует предписание исключить их сбор и только потом штраф или уголовная ответственность.

152-ФЗ «О защите персональных данных»

Ежедневно люди выполняют множество операций в сети, которые предусматривают использование персональных данных гражданина. Большинство из них не знают простых правил безопасности при использовании интернета. По этой причине, правительство возложило обязанность по защите этих граждан на учреждения, использующие информацию о сотрудниках.

Основным правовым документом, регулирующим обработку персональных сведений различными организациями, является закон «О персональных данных» от 27.07.2006 года № 152-ФЗ.

Описание закона

Постановления закона распространяются на организации, которые работают с обработкой персональных сведений граждан или те, кто имеет к ним доступ.

Действия, которые не регулируются законом 152-ФЗ:

  • Персональные сведения обрабатываются физическими лицами для личных нужд. Необходимо отметить, что обработка не должна нарушать права обладателя данных;
  • Организация архивов, которая регулируется законодательством об архивации в Российской Федерации;
  • Обработка личных данных, которые содержат информацию, относящуюся к государственной тайне;
  • Личные данные, которые относятся к деятельности судебных органов и которые были представлены в судебном порядке;
  • Персональные сведения, относящиеся к деятельности судов.

А знаете ли вы, что закон с предыдущим номером 151, посвящен вопросу об аварийно спасательных службах.

Когда принят?

152-ФЗ был принят Государственной Думой 8 июля 2006 года. Одобрил его Совет Федерации 14 июля 2006 года. Последняя редакция закона произошла 22 февраля текущего года. Действовала она до 1 марта 2017.

Порядок использования персональных данных

Согласно закону РФ, руководитель компании должен утвердить порядок использования личных сведений. Необходимые нормы указываются в локальном документе организации о защите данных. Они должны соответствовать требованиям правовых актов РФ и 152-ФЗ.

Оператор личных данных — это правительственный, муниципальный орган или физическое, юридическое лицо, которое организует осуществление обработки личной информации и определяет цели их использования.

В обязанности оператора входит:

1. При сборе личных сведений, оператор предоставляет по просьбе гражданина информацию о том, чьи данные он получил, информацию, которая предусмотрена ст. 14 ч.7 152-ФЗ.

2. Если гражданин обязан предоставить свои сведения по закону РФ, оператор должен объяснить ему, что в случае отказа, можно столкнуться с юридическими последствиями.

3. Если полученная оператором для обработки личная информация не была предоставлена ее владельцем, он обязан предоставить ему следующую информацию:

  • ФИО и адрес оператора;
  • С какой целью обрабатываются данные и на основании каких правовых актов;
  • Права гражданина, чьи данные были получены;
  • При помощи какого источника была получена личная информация.

4. Согласно положениям 152-ФЗ, оператор назначает ответственное лицо в определенной организации, которое организовывает обработку полученных материалов. Уполномоченное лицо получает указания по дальнейшим действиям от оператора.

Обработка личной информации по 152-ФЗ разрешается в следующих случаях:

  • Анализ личной информации вправе осуществляться с согласия гражданина, чьи данные были получены;
  • Если обработка информации требуется для достижения целей, предусмотренные законом РФ или международными договорами России;
  • Анализ информации необходим для судебной инстанции;
  • Обработка сведений требуется для защиты жизни гражданина;
  • Производится в статистических или исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15, 152-ФЗ.
Читайте так же:  Постановление правительства рф 47

Кстати, текст закона о почтовой связи тоже важно изучить. Подробности по ссылке:

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

Поскольку законодательные акты зачастую претерпевают корректировки, в 152-ФЗ также были внесены изменения.

По причине вступления в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ претерпели изменения условия анализа личной информации, описанные в Федеральном Законе 152.

Статья 3

В 3 статье закона описываются основные понятия, которые используются в акте: персональные данные, оператор, обработка персональных сведений, а также распространение и предоставление личных сведений. В последней редакции представленная статья не претерпела изменений.

Статья 5

В 5 статье федерального закона описаны принципы анализа информации. Отмечается, что обработка сведений осуществляется только по закону и объединение базы данных с личной информацией граждан запрещена. В последнем редактировании текущая статья не подвергалась изменениям.

Статья 7

В 7 ст. 152-ФЗ сказано, что операторы и другие ответственные лица, получившие доступ к личным данным, обязаны не распространять информацию, не получив согласие владельца. Изменений статья не претерпела.

Статья 9

В 9 ст. 152-ФЗ указана информация о согласии субъекта на обработку его личных данных. Представлены сведения о том, как составить письменное согласие.

При последней редакции, изменений в текущей статье не было.

Статья 19

19 статья 152 Федерального Закона указывает меры для обеспечения безопасности личной информации при ее анализе.

Скачать 152-ФЗ

Чтобы разрешить конфликтную ситуацию или иные вопросы, связанные с защитой персональных данных, изучите последнюю редакцию 152-ФЗ РФ. В законе о защите информации представлены все поправки, дополнения и изменения. Скачать измененный закон можно по ссылке.

Комментарии

Если существует необходимость получить дополнительную и конкретную информацию относительно 152-ФЗ РФ, следует ознакомиться с комментариями к закону. Скачать их можно по ссылке.

Статья 6. Условия обработки персональных данных

(в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

1. Обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях:

1) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2) обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3) обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

3.1) обработка персональных данных необходима для исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве (далее — исполнение судебного акта);

(п. 3.1 введен Федеральным законом от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

4) обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 43-ФЗ)

5) обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

(в ред. Федеральных законов от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ)

6) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных, если получение согласия субъекта персональных данных невозможно;

7) обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц, в том числе в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 231-ФЗ)

8) обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации либо научной, литературной или иной творческой деятельности при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

9) обработка персональных данных осуществляется в статистических или иных исследовательских целях, за исключением целей, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, при условии обязательного обезличивания персональных данных;

10) осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее — персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных);

11) осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

1.1. Обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ «О государственной охране».

(часть 1.1 введена Федеральным законом от 01.07.2017 N 148-ФЗ)

2. Особенности обработки специальных категорий персональных данных, а также биометрических персональных данных устанавливаются соответственно статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона.

3. Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее — поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

4. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

5. В случае, если оператор поручает обработку персональных данных другому лицу, ответственность перед субъектом персональных данных за действия указанного лица несет оператор. Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, несет ответственность перед оператором.

Читайте так же:  Респиратор средство индивидуальной защиты. разбираемся какой респиратор лучше защищает от пыли

Закон РФ «О персональных данных» — N 152-ФЗ — регулирует взаимоотношения, возникающие при обработке персональных данных, которую производят федеральные органы государственной власти, власть субъектов России, другие государственные, муниципальные структуры, учреждения местного самоуправления, юр. и физ. лица с использованием или без использования специальных средств автоматизации.

Закон РФ «О персональных данных» № 152-ФЗ был принят 27.07.2006 г.

Понравилась статья? Добавьте к себе:

😢 МРОТ с 1 января 2020 года составит 12 130 рублей(+850 руб). С 1 января 2019 года 11 280 рублей(+1,05%).

😢 С октября всем работодателям необходимо подать новую отчетность в Центр Занятости. Но потом ее отменили.

😊 С 1 июня 2018 года ФНС запустил сервис «Прозрачный бизнес». Там будет раскрыта информация о штрафах, среднесписочной, налоговом режиме.

😢 В 2018, 2019, 2020 году платеж ИП (см.калькулятор) составит — 32 385, 36 238, 40 874 рублей.

😊 ИП на ЕНВД и ПСН отсрочили обязательное применение онлайн-ККМ до 1 июля 2019 года. Но не всем: см. таблицу. Стоимость патента и ЕНВД можно будет уменьшить на сумму покупки онлайн-ККМ. Но есть ограничение — возвратят не более 18 000 рублей за один ККМ.

😢 В 2018 году с 39 до 61 увеличили количество видов деятельности (20% вместо 30% зарплатных налогов). См. полный список льготных видов деятельности. Но с 2019 года льготу отменяют.

🙌 Просим подписать петицию за сокращение отчетов для работодателей с 25 до 4 в год, на сайтах РОИ и change.org.

С 2017 года минимальный тариф в бухгалтерии Эльба 325 р/мес., есть также нулевой тариф и целый бесплатный год на новый год.

С 17 сентября 2018 года ставку рефинансирования (по ней считают пени) снизили с 7,25% до 7,5% — посчитать пени бесплатно можно тут.

Населенным пунктам с населением менее 10 000 разрешили использовать обычные ККМ вместо онлайн-касс. С 31 марта 2017 года продавцы пива и др.алкогольной продукции обязаны применять ККМ.

Программа расчета УСН Калькулятор-онлайн налога УСН: На сайте производится полный расчет всех показателей декларации УСН БЕСПЛАТНО.

Бухгалтерия онлайн(сейчас для новых 3 месяца в подарок) c возможностью отчетов через интернет, в электронном виде.

Программа расчета ЕНВД Калькулятор-онлайн налога ЕНВД: Расчет показателей декларации ЕНВД по базовой доходности и коэффициентам БЕСПЛАТНО.

Калькулятор зарплаты расчет зарплаты (и налога НДФЛ), больничного и пенсионных за определенный период.

Отчетность через Интернет от Контур для ИП на УСН и ЕНВД 167 р./месяц(30 дней бесплатно). При переходе с этого сайта и первой оплате — три месяца в подарок.

Адреса налоговых инспекций ИФНС Москвы, Петербурга и других городов России(налог.ру). Место регистрации ИП и регистрации ООО
в Москве в № 46 налоговой по адресу: 125373, г. Москва, Походный проезд, владение 3, корп.1, 5 этаж тел: +7(495) 400-32-78
в Петербурге в 15 налоговой: 197376, Санкт-Петербург, ул. Красного Текстильщика, д. 10-12, литер «О» (вход с Синопской набережной) тел: +7(812) 335-14-03

Адреса отделений пенсионного фонда Москвы, Петербурга и других городов России(pfrf.ru). Вы должны встать на учет в пенсионный в течении пяти дней после регистрации ИП или ООО

Консультант Плюс Самый полный и актуальный сборник документов(кодексы, законы, письма и пр.). База частично открыта, больше в нерабочее время.

праздники/выходные сокращенные отчеты/платежи

Сегодня: 12 сентября, 19 г. четверг — 11:39:46 МСК

152-ФЗ: полное руководство 2018 г. по обработке и защите персональных данных

Пошаговая инструкция: что делать, чтобы не попасть на штрафы и блокировку сайта.

Отправим статью вам на почту:

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных

Понравится и работать с нами.

Федеральный закон 152-ФЗ “О персональных данных” существует с 2006 года, но только 1 июля 2017 г. про него вспомнили все — тогда начали действовать поправки к статье 13.11 КоАП РФ. Штрафы за незаконную обработку персональных данных существенно выросли, а Роскомнадзор получил полную свободу действий по отношению к нарушителям.

Рассказываем, как сделать все правильно и обезопасить свой бизнес.

В чем суть 152-ФЗ

Любое юридическое лицо, ИП или некоммерческая организация является оператором персональных данных, которые условно делятся на 3 категории:

  • информация о сотрудниках,
  • информация о клиентах,
  • данные о пользователях сайта.

На любого оператора распространяются требования закона к обработке и защите персональных данных:

  • получать, хранить и использовать данные можно только с согласия владельцев,
  • использовать их можно только в целях, указанных во взаимном соглашении,
  • хранить данные необходимо на территории РФ (это касается всех видов носителей — в частности, хостинга сайта),
  • требуется удалять или обезличивать данные по окончании использования.

Карать за незаконную обработку персональных данных может Роскомнадзор, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и даже Трудовая инспекция.

Не ответили вовремя на запрос пользователя удалить его из базы рассылки? Штраф 40 тыс. руб. Храните резюме сотрудников в открытом доступе — 50 тыс. руб. Не уведомляете пользователей сайта о сборе их персональных данных — 75 тыс. руб.

UPDATE 2019 г.: в июне принят законопроект, в соответствии с которым штрафы по той же статье 13.11 КоАП РФ могут достигать уже 18 млн руб.

Как соблюсти требования закона

  1. Сначала приведите сайт в соответствие с требованиями 152-ФЗ — скорее всего аудит начнут именно с него и в первую очередь придут к тем, у кого на сайте нет ни слова про персональные данные.
  2. Затем начинайте вносить изменения в документооборот компании — это может занять не один месяц.
  3. Не используйте данные ваших пользователей для рекламы без их согласия. Это касается и онлайн-пользователей, и покупателей оффлайн-магазинов, которые оставляют свои координаты, получая карты лояльности. Уставшие от назойливых рассылок граждане теперь могут подать на вас жалобу и быть услышанными.
  4. Если среди ваших сотрудников, клиентов или целевой аудитории есть жители европейских стран, с 26 мая 2018 г. вам также нужно выполнять требования Регламента GDPR.

План действий: сайт

Шаг 1. Разработать и утвердить «Политику конфиденциальности» компании

Владельцам сайтов необходимо разработать и утвердить приказом собственный документ, где будут прописаны права и обязанности оператора в отношении сбора и обработки персональных данных пользователей.

В соответствии с рекомендациями Роскомнадзора в Политике конфиденциальности для сайта нужно прописать:

Если вы вносите изменения в условия Политики в отношении персональных данных, нужно не только уведомить пользователей об изменениях, но и обязательно сохранить на сайте старые редакции Политики, на основании которых сбор данных производился ранее.

Шаг 2. Получить согласие пользователей с Политикой конфиденциальности

Разработанный документ нужно разместить на сайте (обычно в футере) и получать согласие с ним пользователей в момент отправки данных. Это относится ко всем формам, собирающим информацию: заявки, обратного звонка, подписки на рассылку и т.д.

Читайте так же:  Закон о пропуске пешеходов. не пропустил пешехода штраф и нюансы. сколько стоит непропущенный пешехо

Нажимая на кнопку целевого действия (оставить заявку / купить / подписаться), пользователь должен по умолчанию или с помощью галочки согласиться на обработку данных. В текст «Я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности сайта» нужно вставить ссылку на Политику. Иногда делают отдельный документ «Согласие на обработку персональных данных», короче и понятнее для пользователей, но строгих требований закона по этому вопросу нет.

Один из вариантов оформления согласия

Шаг 3. Разместить уведомление о сборе cookies

Существует 4 категории cookies, которые собираются на современных сайтах и также могут являться персональными данными по закону:

  • Обязательные. Используются для работы пользователей с сайтом и позволяют им регистрироваться, совершать быстрые покупки и получать доступ к защищенным областям.
  • Эксплуатационные. Сведения о поведении на сайте — посещенные страницы, время на сайте, полученные сообщения об ошибках и т.д. Такие данные анонимны и собираются для анализа трафика и улучшения работы сайта.
  • Функциональные. Позволяют запомнить выбранные пользователем параметры (имя, геоположение, язык и т.п.) и настроить сайт под него.
  • Маркетинговые. Сведения о профиле пользователя (пол, возраст) и его интересах (на основе поисковых запросов и посещенных сайтов). Эти данные часто передаются третьим лицам (рекламным сетям) и позволяют показывать ему наиболее релевантную рекламу.

На сайте необходимо разместить уведомление, в соответствии с которым пользователь автоматически соглашается со сбором определенных видов cookies. В противном случае он должен покинуть сайт.

[1]

Шаг 4. Предоставить пользователям возможность отозвать свои персональные данные

Обычно сбор данных прекращается, когда достигнуты цели их использования, но иногда причиной может стать запрос самого субъекта ПД.

Чтобы не нарушать закон, нужно:

  1. Разместить в информационных рассылках заметные кнопки отписки. Проверить корректность их работы.
  2. Разместить на сайте e-mail для запросов, связанных с персональными данными.
  3. Оперативно реагировать на запросы пользователей предоставить информацию о его ПД или удалить их.

Шаг 5. Проверить расположение баз данных

Узнайте у своего хостинг-провайдера точный адрес сервера вплоть до здания. Если сервер находится за пределами РФ, рекомендуется перенести сайт — иначе придется составлять Регламент по трансграничной передаче данных, да и у РКН будет больше вопросов.

Помните LinkedIn? Именно за хранение данных вне РФ его и заблокировали еще в 2016 г.

Шаг 6. Подать заявление в Роскомнадзор

Владелец сайта должен уведомить РКН о том, что он является оператором персональных данных. Для этого понадобится точный адрес сервера, который вы узнали на предыдущем шаге.

Обратите внимание: даже если вы подаете заявление в 2018 г., датой начала обработки персональных данных следует считать дату регистрации вашей компании.

После отправки электронного заявления не забудьте его распечатать, подписать у руководителя компании и отправить печатную версию по адресу Роскомнадзора — это обязательное требование. Спустя пару недель стоит проверить, добавили ли вас в Реестр операторов ПД.

В каких случаях НЕ нужно подавать заявление:

  • если вы обрабатываете персональные данные без средств автоматизации (компьютера),
  • если вы обрабатываете только внутренние персональные данные (сотрудников, клиентов или партнеров на основании договорных отношений),
  • если все данные ваших пользователей находятся в публичном доступе (например, комментарии к записям),
  • если вы собираете только ФИО пользователей,
  • общественным, религиозным и государственным структурам.

План действий: документооборот

Шаг 1. Назначить лиц, ответственных за ПД

Необходимо назначить сотрудника, ответственного за обработку персональных данных в компании — речь идет о данных сотрудников, клиентов и партнеров. Это может быть бухгалтер или кто-то из руководства.

Шаг 2. Составить внутренние правила обращения с ПД

Нужно составить Правила обработки персональных данных в компании и в письменной форме ознакомить с ними сотрудников. В документе, в том числе, нужно отразить уровни доступа к конфиденциальным данным, согласно с должностными инструкциями. Все сотрудники должны подписать Обязательство о неразглашении персональных данных.

Правила обработки персональных данных должны быть прописаны отдельным разделом и в договорах с клиентами и партнерами компании. Также это можно сделать в форме Соглашения, которое подписывается в дополнение к существующему договору.

Не обязательно, но желательно

1. Защитить информационные системы

Если конфиденциальные данные пользователей задействованы в информационных системах (к примеру, в 1С, CRM и т.д.), нужно убедиться в высоком уровне их технической защищенности, составить специальный акт, а при наличии угроз — техническое задание на проект системы защиты с использование продукта, рекомендованного ФСТЭК. Процедура долгая и достаточно дорогая.

В первую очередь, это актуально для корпораций, больших интернет-магазинов, государственных и общественных учреждений. Особенно осторожными нужно быть владельцам компаний, которые собирают и обрабатывают данные более чем 100 000 субъектов, касающиеся политических взглядов, состояния здоровья, интимной жизни, расовой или национальной принадлежности, а также религиозных убеждений.

[3]

Риск проверки этого требования ФСТЭК и ФСБ РФ у малого и среднего бизнеса крайне мал. Бюджетный вариант для подстраховки — организовать хранение баз данных в облаке с помощью специального сервиса.

2. Перейти на защищенный протокол HTTPS

Установка протокола HTTPS для шифрования данных и их безопасной передачи не является требованием 152-ФЗ, но очень рекомендуется. Если вы до сих пор этого не сделали, то рекомендуем запланировать переход до конца 2018 года.

Для чего это нужно, если кратко: протокол исключает перехват информации сторонним сервисом и ее использование мошенниками, существенно повышая доверие и пользователей, и поисковых систем.

В сети вы можете найти и другие рекомендации: о том, что подавать заявление в РКН и городить кучу документов вовсе не обязательно. Некоторые статьи даже написаны юристами и сопровождаются вполне убедительными трактовками закона.

Однако практика показывает, что при проверке контролирующий орган скорее всего будет трактовать закон в свою пользу. Рекомендуем всем реализовать тот минимум, который мы изложили, и спать спокойно.

Для наших клиентов на продвижении мы сами выполняем требования к сайту (пункты 1-4).

​​Закон 152 о персональных данных

​​С законом «О персональных данных» № 152-ФЗ так или иначе, сталкивались все. Ведь персональные данные — это наши Ф. И. О., паспортные данные, адрес проживания и другие сведения, защищены законом. Например, приходя в поликлинику или любое другое учреждение, при заключении договора об оказании услуг, гражданина просят подписать согласие на обработку персональных данных. Именно поэтому, так важно понимать, что такое персональные данные, зачем требуется согласие на их обработку, каким образом они обрабатываются и можно ли отозвать ранее данное согласие.

Описание закона

Государственным, муниципальным органам, а также частным организациям приходится работать с персональными данными граждан. Организации и государственные органы их хранят, обрабатывают, передают. Так как эта сфера потребовала законодательного урегулирования, возникла необходимость принятия закона.
Читайте так же:  Маневр объезд. объезд препятствия через сплошную линию разметки. объезд по встречной полосе при преп

Такой закон был принят в 2006 году. В нем отражены основные требования к организациям и государственным органам (операторам), которые имеют доступ к личным данным гражданина, имеют право на обработку и хранение такой информации.

Закон «О персональных данных» был принят в 2006 году, 27 июля. Позднее в него вносились поправки, в 2009, 2011 годах. В 2017 увеличена сумма штрафных санкций.

Главные понятия и важные детали

Рассмотрим более подробно.

Кто попадает под его действие

Ознакомиться с текстом данного закона необходимо всем, кто имеет дело с персонифицированной информацией. Это могут быть:
  • государственные органы;
  • муниципальные органы;
  • муниципальные поликлиники;
  • клиники на частной основе;
  • частные организации;
  • банки;
  • ресурсы интернета.

Категории персональных данных

Персональными данными называются сведения личного характера, которые имеют непосредственное отношение к гражданину, позволяющие его идентифицировать. Это могут быть:
  • Ф. И. О.;
  • паспортные данные;
  • адрес и номер телефона;
  • сведения о состоянии здоровья, семейном положении и другие.

Порядок использования

Персонифицированная информация, как правило, предоставляется лично гражданином при обращении им в поликлиники, банки, различные организации. При этом, представитель организации должен предоставить на подпись гражданину согласие об использовании персональных данных, это требование закона.

Равноценным такому документу признается электронный документ с электронной цифровой подписью. Согласие об обработке данных должно включать:

  • паспортные данные;
  • Ф. И. О.;
  • данные оператора (например, медицинское вмешательство при обращении в клинику);
  • цель получения данных;
  • перечень личной информации и список производимых с ней действий.

Личная информация может анализироваться в случаях, если:

  • гражданин добровольно дал согласие;
  • информация понадобилась для государственных органов для выполнения ими своих полномочий, предусмотренных законом;
  • информация требуется судебным органам;
  • существует угроза жизни лица;
  • проводится анализ данных статистики.

В последнем случае данные могут быть обезличены.

Основные права субъектов

Субъектом персональных данных является гражданин, добровольно предоставляющий свои персонифицированные данные для обработки оператором.
  • потребовать от оператора чтобы тот уничтожил, дополнил или обновил информацию;
  • получать сведения о том, кто, каким образом и с какой целью обрабатывает его персонифицированные данные;
  • получать сведения, касающиеся обработки его личных данных.

Чтобы получить у оператора сведения об обработке личных данных, субъекту нужно направить запрос оператору, с указанием своих паспортных данных, а также подтверждения о передаче своих персональных данных. Запрос может быть направлен как письменно, так и в электронном виде с электронной цифровой подписью.

Существенные стороны закона

Основные требования закона:
  1. Требования к обороту информации на территории Российской Федерации. Подразумевается, что личные сведения, используемые операторами, должны быть получены из источников внутри страны. Не может быть использована информация, полученная из зарубежных источников. Храниться все данные должны только на российских серверах;
  2. Требования к конфиденциальности. Организация, имеющая доступ к личным данным гражданина, обязана обеспечить их сохранность. При этом под личными данными понимаются все сведения, относящиеся непосредственно к личности;
  3. Требования к добровольности. Организация, использующая личные данные, должна иметь согласие лица, чьи данные она использует.

Выполнение требований

Операторы, выполняя требования закона, производят следующие действия:
  1. Производят ознакомление гражданина с целями, условиями обработки личных данных перед их получением, а также получают письменное согласие;
  2. Запрашивают только те данные, которые требуются. Немотивированный запрос лишних сведений может стать основанием для штрафа;
  3. Предпринимают действия для защиты баз данных, регламентируют работу с ними внутри организации, назначают ответственных лиц;
  4. Уведомляют контролирующие органы о процессах обработки информации.

Персональные данные работника

Персональные данные работника включают в себя любую личную информацию, это может быть:
  • Ф. И. О.;
  • паспортные данные;
  • дата рождения;
  • фактическое место проживания и адрес прописки;
  • сведения о зарегистрированных браках и количестве детей;
  • кредиты и займы;
  • другая информация личного характера.

Ответственность за нарушение законодательства

Поправками 2017 года увеличена сумма штрафов за несоблюдение требований закона. Сумма штрафных санкций составит 10000-70000 рублей.

Нарушения в сфере закона «О защите персональных данных» включены в кодекс об административных правонарушениях РФ. Нарушениями признаются:

  1. При работе с сайтами. Если у посетителя сайта будут запрошены сканы документов, либо ему будет предоставлена недостоверная информация о цели запроса личных данных, владельцу сайта будет назначен штраф в размере 3000 руб. для физического лица и 50000 для юридического лица. При отсутствии на сайте пользовательского соглашения сумма штрафа возрастет до 5000 руб. для физического лица и 75000 для юридического лица;
  2. За рассылку оповещений людям, от которых не было получено согласие на получение сообщений рекламного характера посредством электронной почты или смс, наказывается штрафом в размере 3000 руб. для физического лица и 50000 для юридического лица;
  3. Если организация отказывает гражданину в ответ на законное требование предоставить сведения о том, как хранятся, передаются и обрабатываются его личные данные, либо сведения предоставляет, но заведомо искаженные, то такой организации будет назначен штраф. Варианты: организация не удаляет личные данные клиента по его требованию, либо иным образом препятствует его законному праву на отзыв ранее данного согласия. Такие действия наказываются штрафом в размере 2000 руб. для физического лица и 45000 для юридического лица, для предпринимателя 20000 руб.

Последние изменения ФЗ «О защите персональных данных»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В 2009 году были уточнены требования к информационным системам обработки, которые необходимо было привести в соответствие с новыми требованиями. В 2011 году были скорректированы понятия и формулировки относительно персональных данных, условия по их обработке.

Источники


  1. Яковлев, В.Н. Древнеримское и современное российское наследственное право. Рецепция права; М.: Институт практической психологии, 2013. — 128 c.

  2. Домашняя юридическая энциклопедия. Семья / ред. И.М. Кузнецова. — М.: Олимп, 1999. — 608 c.

  3. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
  4. Давыденко, Дмитрий Как избежать судебного разбирательства. Посредничество в бизнес-конфликтах / Дмитрий Давыденко. — М.: Секрет фирмы, 2014. — 168 c.
  5. Зайцев, А. И. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О судебных приставах» / А.И. Зайцев, М.В. Филимонова. — М.: Ай Пи Эр Медиа, 2014. — 128 c.
Обработка персональных данных 152 фз новые. закон о защите и использовании персональных данных
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here