Национальная система стандартизации в рф. государственная система стандартизации в россии

Государственная система стандартизации (ГСС)

ГСС устанавливает общие организационно-технические правила системы стандартизации в Российской Федерации.

Положения стандартов ГСС применяют государственные органы управления, субъекты хозяйственной деятельности, научно-технические, инженерные общества и другие общественные объединения, в том числе технические комитеты (ТК) по стандартизации..

Правовые основы стандартизации в Российской Федерации устанавливает Закон РФ «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г. № 184-Ф3. Он обязателен для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей.

Нормативный документ —документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды правил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт

-документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения;

Международный стандарт

-стандарт, принятый международной организацией;

Национальный стандарт

-стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

Комплекс стандартов —совокупность взаимосвязанных стандартов, объединенных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требования к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Регламент —документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органами власти..

Технический регламент

— — документ, который принят международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации и устанавливает обязательныедля применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).

Международная стандартизация —стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов всех стран.

Региональная стандартизация —стандартизация, участие в которой открыто для соответствующих органов стран только одного географического или экономического региона мира.

Национальная стандартизация —стандартизация, которая проводится на уровне одной страны.

Совместимость —пригодность продукции, процессов и услуг к совместному, не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных условиях для выполнения установленных требований.

Взаимозаменяемость —пригодность одного изделия, процесса, услуги для использования вместо другого изделия, процесса, услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Унификация —выбор оптимального числа разновидностей продукции, процессов и услуг, значений их параметров и размеров.

Правила (ПР) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, устанавливающий обязательныедля применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

Рекомендации (Р) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации, содержащий добровольные для применения организационно-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила процедуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направлений, а также рекомендуемые правила оформления результатов этих работ.

Соответствие государственному стандарту (государственным стандартам) — соблюдение изготовителем всех установленных в государственном стандарте (государственных стандартах) требований к продукции.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов -проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Категории стандартов:

1. ГОСТ— межгосударственный стандарт; это стандарт, принятый государст­вами, присоединившимися к соглашению о проведении стандартизации. Применяется на территории стран СНГ.

2. ГОСТ Р — это национальный стандарт, утвержденный государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации, разрабатываются и утверждаются по ГОСТ Р 1.2. Применяется на территории РФ предприятиями независимо от форм собственности;

3 . ОСТ – отраслевой стандарт, разрабатывается и утверждается министерствами и ведомствами отдельных отраслей промышленности в тех случаях, когда на объекты стандартизации отсутствуют государственные стандарты РФ. Требования ОСТ не должны противоречить обязательным требованиям ГОСТ Р. Применяют предприятия, входящие в данное министерство, иные — на добровольной основе;

4. СТП – стандарт предприятия – стандарт, утвержденный предприятием и применяемый только на данном предприятии, разрабатывается на создаваемую и применяемую только на данном предприятии продукцию. СТП не должен противоречить обязательным требованиям ГОСТ Р и ОСТ . Допускается применение другими предприятиями на основе договора;

5. СТО – стандарт научно-технических обществ. Разрабатывается, утверждается и применяется в порядке, установленном этими обществами;

6. ТУ — технические условия, это нормативный документ на конкретную продукцию (услугу), утвержденный предприятием-разработчиком по согласованию с предприятием – заказчиком. ТУ разрабатываются НИОКР (опытно-конструкторских разработок). В ТУ устанавливают требования к конкретной продукции или услуге. Требования ТУ не должны противоречить требованиям ГОСТ Р и ОСТ , могут дополнять и ужесточать установленные в них требования.

Виды стандартов:

1. Основополагающий стандарт – нормативный документ, который содержит общие или руководящие положения для определённой области. Обычно используется либо как стандарт, либо как методический документ, на основе которого разрабатываются другие стандарты.

2 . Терминологический стандарт, в котором объектом стандартизации являются термины.

3. Стандарт на продукцию и услуги.

4. Стандарт на процессы.

5. Стандарт на методы контроля.

6. Стандарт на методы испытаний.

7. Стандарт на совместимость.

С развитием информационных технологий приобрели актуальность методы классификации и кодирования информации. Существует 17 действующих общероссийских классификаторов. Например:

Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО;

Общероссийский классификатор изделий и конструкторских документов машиностроения и приборостроения (Классификатор ЕСКД).

Системы общетехнических стандартов:

ЕСДП – Единая система допусков и посадок.

ЕСКД– устанавливает порядок разработки, оформления, учёта, хранения, размножения, изменения чертежей и другой конструкторской документации.

Читайте так же:  Кас рф собрание законодательства. какие дела суды рассматривают по правилам кас. участие представите

ЕСТД – устанавливает обязательный порядок разработки, оформления, обращения всех видов технологической документации.

ЕСТПП– система организации и управления процессом технической подготовки производства на базе широкого применения прогрессивных технологических процессов, стандартной переналаживаемой оснастки, прогрессивного оборудования, средств автоматизации технологического процесса.

Основное назначение ЕСТПП – создать необходимые условия для подготовки производства к освоению выпуска изделий высокого качества в кратчайшие сроки при минимальных затратах.

Государственная система стандартизации в России

Государственная система стандартизации устанавливает взаимоувязан­ные основные правила и положения, регламентирующие организацию и по­рядок проведения работ по стандартизации в Российской Федерации во всех отраслях народного хозяйства и на всех уровнях управления, и определяет:

– основные цели и задачи стандартизации;

– организацию и методику проведения работ по стандартизации;

– категории и виды нормативно-технических документов, устанавлива­ющих требования к объектам стандартизации;

– порядок планирования работ по стандартизации;

– порядок разработки, внедрения, обращения нормативно-технических документов и внесения в них изменений, а также государственного надзора за их соблюдением.

Государственная система стандартизации действует в рамках Закона Российской Федерации «О техническом регулировании». Основные положения системы изложены в ГОСТ Р 1.0 — 2004 «Стандартизация в Рос­сийской Федерации. Основные положения» ; ГОСТ Р 1.2-2004 «Правила разработки, утверждения, обновления и отмены» ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Феде­рации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-тех­нических, инженерных обществ и других общественных объединений. Об­щие положения»; ГОСТ Р 1.5-2002 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению».

В Законе «О техническом регулировании» устанавливаются правовые основы стан­дартизации в России, определяются меры защиты интересов потребителей и государ­ства путем применения нормативных документов по стандартизации.

Объектами стандартизации являются: продукция, работа (процесс), ус­луга, подлежащие или подвергшиеся стандартизации. В широком смысле под объектами стандартизации понимаются продукция, работы (процессы) и услуги, которые в равной степени относятся к любому материалу, компо­ненту, оборудованию, системе, их совместимости, правилу, процедуре, функции, методу или деятельности.

Нормативным документом по стандартизации считается документ, со­держащий правила, общие принципы, характеристики объектов стандарти­зации, касающиеся определенных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу потребителей (пользователей).

Основными задачами стандартизации являются:

– обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителя­ми, продавцами и потребителями (заказчиками);

– установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продукции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечиваю­щих ее безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

– установление требований по совместимости (конструктивной, элект­рической, электромагнитной, информационной, программной и др.), а так­же взаимозаменяемости продукции;

– согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее эле­ментов, комплектующих изделий, сырья и материалов;

– унификация на основе установления и применения параметрических и типоразмерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифициро­ванных блочно-модуль­ных составных частей изделий;

– установление метрологических норм, правил, положений и требова­ний;

– нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измерений), сертификации и оценки качества продукции;

– установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обес­печения применения малоотходных технологий;

– создание и ведение систем классификации и кодирования технико-экономической информации;

– нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социально-экономических и научно-техни­ческих программ (проектов) и ин­фраструктурных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружаю­щей среды, контроль среды обитания, безопасность населения и т.д.);

– создание системы каталогизации для обеспечения потребителей ин­формацией о номенклатуре и основных показателях продукции;

– содействие выполнению законодательства Российской Федерации ме­тодами и средствами стандартизации.

Государственное управление стандартизацией в Российской Федера­ции, включая координацию деятельности государственных органов управ­ления Российской Федерации, взаимодействие с органами власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, ав­тономных округов, городов, с общественными объединениями, в том числе с техническими комитетами по стандартизации, с субъектами хозяйствен­ной деятельности, осуществляет Госстандарт России.

Главными задачами, определяющими основные функции Госстандарта как органа государственного управления, являются:

– определение основных направлений развития и разработки научно-методических и технико-экономи­чес­ких основ стандартизации, межотраслевой унификации промышленных изделий и метрологии;

– стандартизация показателей качества продукции, общих требований к ее разработке, производству, приемке и методам испытаний;

– обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепле­ние и развитие государственной метрологической службы и эталонной ба­зы, создание новых и совершенствование существующих методов и средств высшей точности.

Для организации и осуществления работ по стандартизации определен­ных видов продукции и технологии или видов деятельности, а также для прове­дения по указанным объектам работ по международной (региональной) стандартизации национальный орган РФ по стандартизации создает технические комитеты (ТК) по стандартизации.

В состав технических комитетов по стандартизации на паритетных началах и добровольной основе могут включаться представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей, коммерческих и некоммерческих организаций.

Порядок создания и деятельности технических комитетов по стандартизации утверждается национальным органом по стандартизации.

Заседания технических комитетов по стандартизации являются открытыми.

Технические комитеты по стандартизации осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями о них.

Заказчиками разработки государственных стандартов Российской Фе­дерации являются Госстандарт России и Госстрой России. Стандарты уста­навливают основополагающие (организационно-технические и общетехни­ческие) требования, а также обязательные требования к качеству продук­ции, обеспечивающие ее безопасность для окружающей среды, жизни и здоровья, имущества, совместимость и взаимозаменяемость, а также дея­тельность по разработке и применению международных (региональных) и национальных стандартов других стран в качестве государственных стан­дартов Российской Федерации.

Работы по государственной стандартизации в Российской Федерации проводятся по плановым документам, составляемым Госстандартом России (Госстроем России) с учетом определяемых ими стратегических направле­ний работ по государственной стандартизации, перспективных программ (планов) работы ТК, предложений предприятий и объединений предприя­тий, государственных органов управления.

К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

– правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

Читайте так же:  Апостиль на свидетельство о рождении. значение апостиля на свидетельстве о рождении апостиль на нота

– применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономи­ческой и социальной информации;

– международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

– надлежащим образом заверенные переводы на русский язык международных стандартов, региональных стандартов, региональных сводов правил, стандартов иностранных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Федерации по стандартизации;

– предварительные национальные стандарты.

Государственные стандарты и общероссийские классификаторы техни­ко-экономической информации принимает Госстандарт России, а в области строительства и промышленности строительных материалов – Госстрой России.

Государственные стандарты Российской Федерации разрабатывают, принимают, пересматривают, изменяют или отменяют по ГОСТ Р 1.2-2004.

Международные и региональные стандарты (при условии присоедине­ния к ним Российской Федерации), а также национальные стандарты других стран (при наличии соответствующих соглашений с этими странами) при­меняют на территории Российской Федерации в качестве государственных стандартов.

Применение в Российской Федерации международных, региональных стандартов, документов ЕЭК ООН (Единая экономическая комиссия Организации объединенных наций) и других международных, региональных организаций, а также национальных стандартов других стран осуществляют утверждением национального стандарта, представляющего собой:

– или аутентичный текст на русском языке соответствующего документа;

– или аутентичный текст на русском языке соответствующего докумен­та с дополнительными требованиями, отражающими специфику потребно­стей народного хозяйства.

В соответствии с Законом Российской Федерации «О техническом регулировании» государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами хозяйст­венной деятельности обязательных требований государственных стандар­тов осуществляются на стадиях разработки, подготовки продукции к произ­водству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг.

Контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государ­ственных стандартов непосредственно на субъектах хозяйственной деятель­ности осуществляют государственные инспекторы органов государственно­го контроля и надзора, например, в области строительства – Госархстрой-надзора.

Дата добавления: 2014-11-25 ; Просмотров: 1148 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Национальная система стандартизации в рф. Государственная система стандартизации в россии

Разносторонняя деятельность человечества привела к необходимости отбора каких-то стандартных методов, пригодных для решения той или иной задачи, их закрепления и передачи другим поколениям. Еще при Иване Грозном в 1555 г. был издан Указ о стандартных калибрах. При Петре I стандартизация распространилась более широко: было введено строительство в Москве типовых домов, деление на 3 типа орудий — пушки, гаубицы, мортиры. В 1712 г. вышел Указ Петра I об едином калибре пистолетов и ружей. В середине XIX в. с развитием водного и железнодорожного транспорта в России увеличивается роль стандартизации.

Вводятся единые требования на котлы, трубы, крепеж. Однако в начале XX в. общей системы стандартов еще не существовало, применялось несколько систем мер: миллиметры, дюймы. 1 аршин = 16 вершков = 28 дюймов = 0,711 метра; 1 дюйм = 25,4 миллиметра; 1 сажень = 3 аршина = 2,1336 метра; 1 фут =12 дюймов = 304,8 миллиметра; 1 верста = 500 саженей = 1,0668 километра.

Развитие стандартизации после 1917 г.

  1. 1918 г. — декрет «О введении международной метрической системы мер и весов»;
  2. 1925 г. — организован первый комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны;
  3. 7 мая 1926 г. — появился первый общесоюзный стандарт ОСТ1 «Пшеница, селекционные сорта зерна, номенклатура»;
  4. 1940 г. — постановление «Об ответственности за выпуск недоброкачественной продукции и за несоблюдение стандартов» общесоюзные стандарты переросли в ГОСТ с добавлением порядкового номера и года утверждения; основан Всесоюзный комитет по стандартизации;
  5. 1965 г. — образованы два института: Всесоюзный научно-исследовательский институт по стандартизации (ВНИИС) и Всесоюзный информационный фонд стандартизации (ВИФС);
  6. 1986 г. — постановление о повышении качества продукции Деятельность по стандартизации отнесена к основному производственному процессу.
  7. 10 июня 1991 г. — Закон «О стандартизации»;
  8. 7 мая 1999 г. — постановление «Си утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии»;
  9. 17 июня 2004 г. — постановление «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии»;
  10. 2004 год — принят Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании», а Закон «О стандартизации» утратил силу. Современный этап развития мирового сообщества характеризуется поступательным движением в сторону создания общего рынка товаров и услуг, международного разделения труда, коллективного решения вопросов безопасности и охраны окружающей среды.
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Правовые основы стандартизации в России установлены Федеральным законом «О стандартизации». Кроме данного закона отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства, например Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием законов РФ «О стандартизации», «Об обеспечении единства измерений», «О сертификации продукции и услуг» (1955 г.); постановлениями Правительства РФ, принятыми во исполнение Закона «О стандартизации», приказами Госстандарта РФ.

В соответствии с Федеральным законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации (ГСС).

Государственная система стандартизации (ГСС) представляет собой комплекс взаимосвязанных правил и положений, определяющих цели и задачи стандартизации, структуру органов и служб стандартизации, их права и обязанности, организацию и методику проведения работ по стандартизации во всех отраслях народного хозяйства, порядок разработки, оформления, согласования, принятия, издания, внедрения стандартов и другой нормативно-технической документации, а также контроля за их внедрением и соблюдением. Таким образом, ГСС определяет организационные, методологические и практические основы стандартизации во всех звеньях народного хозяйства.

Государственная система стандартизации определяет следующие основные цели стандартизации:

  1. ускорение технического прогресса, повышение эффективности общественного производства и производительности труда, в том числе инженерного и управленческого;
  2. улучшение качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;
  3. создание условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции;
  4. обеспечение увязки требований к продукции с потребностями обороны страны;
  5. создание условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;
  6. рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;
  7. развитие международного экономического и технического сотрудничества;
  8. гарантирование охраны здоровья населения, безопасности труда работающих и др.

[1]

Для достижения указанных целей перед стандартизацией ставят следующие задачи:

Читайте так же:  Что является основным источником гражданского права. источники гражданского права. их классификация

Также предусматривается установление:

  • единых систем документации (в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления), систем классификации и кодирования технико-экономической информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;
  • единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства;
  • системы стандартов безопасности труда;
  • системы стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов.
  • Решение перечисленных выше задач должно быть комплексным и системным и достигаться плановостью проведения работ по стандартизации. Не меньшее значение имеют ее народнохозяйственный характер и динамизм, обусловленные периодическим пересмотром стандартов и их постоянным обновлением на основе достижений науки, техники и производства.

    Методологические вопросы стандартизации, ее организации функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994г.

    Данный комплекс включает следующие документы:

  • ГОСТ Р 1.0—92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;
  • ГОСТ Р 1.2—92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов»;
  • ГОСТ Р 1.4—93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;
  • ГОСТ Р 1.5—92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;
  • ПР 50.1.001—93 «Правила согласования и утверждения технических условий».
  • Национальная система стандартизации в рф. Государственная система стандартизации в россии

    webkonspect.com — сайт, с элементами социальной сети, создан в помощь студентам в их непростой учебной жизни.

    Здесь вы сможете создать свой конспект который поможет вам в учёбе.

    Государственная система стандартизации (стр. 1 из 3)

    Категории и виды стандартов
    В зависимости от сферы действия различают:

    • Международный стандарт
    • Региональный стандарт
    • Госстандарт Российской Федерации (ГОСТ Р)
    • Межгосударственный стандарт (ГОСТ)
    • Стандарт отрасли
    • Стандарт предприятия

    Правила (ПР) — документ, устанавливающий обязательные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ (ГОСТ Р 1.0).
    Рекомендации (Р) – документ, содержащий добровольные для применения общетехнические положения, порядки, методы выполнения работ.
    Норма – положение, устанавливающее количественные или качественные категории, которые должны быть удовлетворены (ИСОМЭК2).
    Регламент – документ, содержащий обязательные правовые нормы и принятый органом власти.
    Технический регламент – регламент, который устанавливает характеристики продукции (услуги) или связанные с ней процессы и методы производства (ГОСТ 1.0).

    [3]

    Единые государственные системы стандартов
    На основе комплексной стандартизации в РФ разработаны системы стандартов, каждая из которых охватывает определенную сферу деятельности, проводимой в общегосударственном масштабе или в определенных отраслях народного хозяйства.
    К подобным системам относятся Государственная система стандартизации (ГСС), Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система технологической подготовки производства (ЕСТПП), Единая система технологической документации (ЕСТД), Единая система классификации и кодирования технико-экономической информации, Государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ), Государственная система стандартов безопасности труда (ГССБТ) и др.
    Рассмотрим некоторые из них.
    Государственная система стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) начала формироваться в 1992 году. Основой её является фонд законов, подзаконных актов, нормативных документов по стандартизации. Фонд представляет четырех — уровневую систему:

    • Техническое законодательство – правовая основа ГСС.
    • Государственные стандарты, общероссийские классификаторы технико-экономической информации.
    • Стандарты отрасли и стандарты научно-технических и инженерных обществ.
    • Стандарты предприятий и технические условия.

    Система стандартизации в России. Категории стандартов.

    — по объектам стандартизации;

    — основополагающие – технические положения для определения отрасли, области действия, а также общетехнические требования (нормы и правила), обеспечивающие:

    1) общие требования продукции и охраны окружающей среды; безопасность процессов и услуг

    2) взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности

    3) установление общих методов проектирования, применения, эксплуатации и ремонта.

    — стандарты по продукции – такие стандарты устанавливают требования к однородной продукции. В них устанавливается:

    1) Всесторонние требования к разборке и производству

    2) Параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и взаимозаменяемость

    3) Условие обеспечения сохранности свойств продукции при её транспортировке и обращении

    — стандарты на работу должны содержать: требования безопасности жизни и здоровья, окружающей среды при проведении технических операций.

    — стандарты на методы контроля — устанавливаются методы, способы применения методик, проведения испытаний, измерений, анализа продукции при её создании, сертификации и использовании.

    -смешанные стандарты. В одном стандарте находятся разные стандарты.

    — Международные стандарты (принятые в какой-л организации по стандартизации ISO)

    ГОСТ – государственные стандарты СССР

    ГОСТ Р – госты, принимаемые госстандартом РФ

    ОСТ (отраслевые стандарты) действует в рамках отрасли соответствующего министерства. Могут устанавливать ограничения ГОСТ и ГОСТ Р в части номенклатуры в виде размеров, требований не снимая качественных и экплуатационных показателей порядка 40 тысяч.

    СТО (стандарты научно-технических обществ и других научных объединений)

    СТП (стандарты предприятий) – разрабатывается, применяется предприятиями

    10.Государственные стандарты. Содержание стандартов. Обозначение.

    Существуют два понятия государственной стандартизации: в узком смысле (только для этого государства) и в широком (куда входят все стандарты и международные и региональные).

    В РФ на базе опыта разработана и действует ГСС РФ. Она представляет собой комплекс органов и взаимосвязанных стандартов, определяющих все остальные стороны практической деятельности по стандартизации в масштабе страны.

    ГСС устанавливает цели и задачи стандартизации, организационные вопросы и методику работ по стандартизации, категории и виды документов, объекты стандартизации, порядок разработки, внедрение, обращение стандартов и других нормативных документов, проведение их аннулирования и коррекции, единые правила построения, изложение и оформление стандартов.

    В комплекс стандартов, определяющих деятельность ГСС входят следующие основные документы:

    1. ГОСТ Р 1.0-92 «ГСС РФ. Основные положения»

    2. ГОСТ Р 1.2-92 «ГСС РФ. Порядок разработки государственных стандартов»

    Читайте так же:  Внесение изменений в устав. регистрация изменений в егрюл. внесение изменений в типовой проект какие

    3. ГОСТ Р 1.4-93 «ГСС РФ. Основные Стандарты отраслей, стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических и инженерных обществ, других обществ, объединений. Общие положения»

    4. ГОСТ Р 1.5-93 «ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»

    5. ГОСТ Р 1.8-95 «ГСС РФ. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»

    6. ГОСТ Р 1.9-95 «ГСС РФ. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам»

    7. ГОСТ Р 1.10-95 «ГСС РФ. Порядок разработки, принятия, регистрации, правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них»

    8. «Правила по стандартизации: порядок проведения государственным комитетом по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора» — комитет стандартизации. Постановление госстандарта №91 от 23.09.02: надзора в нынешнее время.

    Правовые основы стандартизации устанавливаются законами РФ «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27.12.2002

    Код соответствия Правила по станд. Индекс правил Год принятия

    Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

    2.2. Основополагающие стандарты Государственной системы стандартизации (ГСС)

    В соответствии с Законом «О стандартизации» в РФ действует Государственная система стандартизации. Методологические вопросы ее организации и функционирования изложены в комплексе государственных основополагающих стандартов «Государственная система стандартизации Российской Федерации», новая редакция которого принята в 1993 г. и введена в действие с 1 апреля 1994 г. Данный комплекс включает следующие документы:

    • ГОСТ Ρ 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;

    • ГОСТ Ρ 1.2-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;

    • ГОСТ Ρ 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;

    • ГОСТ Ρ 1.5-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;

    • ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий». Принятая в Российской Федерации система стандартизации обеспечивает и поддерживает в актуальном состоянии единый технический язык, унифицированные ряды важнейших технических характеристик продукции, систему строительных норм и правил; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий для общего машиностроения и строительства; систему классификации технико-экономической информации, достоверные справочные данные о свойствах материалов и веществ.

    В условиях рыночных отношений стандартизация выполняет три функции: экономическую, социальную и коммуникативную.

    Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам получить достоверную информацию о продукции, причем в четкой и удобной форме. При заключении договора (контракта) ссылка на стандарт заменяет описание сведений о товаре и обязывает поставщика выполнять указанные требования и подтверждать их; в области инноваций анализ международных и прогрессивных национальных стандартов позволяет узнать и систематизировать сведения о техническом уровне продукции, современных методах испытаний, технологических процессах, а также (что немаловажно) исключить дублирование; стандартизация методов испытаний позволяет получить сопоставимые характеристики продуктов, что играет большую роль в оценке уровня конкурентоспособности товара (в данном случае технической конкурентоспособности); стандартизация технологических процессов, с одной стороны, способствует совершенствованию качества продукции, а с другой — повышению эффективности управления производством.

    Однако есть и другая сторона стандартного технологического процесса: возможность сравнительной оценки конкурентоспособности предприятия на перспективу Постоянное применение только стандартизованных технологий не может обеспечить технологический прорыв, а стало быть, и передовые позиции на мировом рынке.

    Социальная функция стандартизации заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объекта стандартизации, которые содействуют здравоохранению, санитарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации продукта.

    Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонимания в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила делопроизводства и т.п.

    2.3. Органы и службы по стандартизации

    Согласно Руководству 2 ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Орган рассматривается как юридическая или административная единица, имеющая конкретные задачи и структуру. Это могут быть органы власти, фирмы, учреждения.

    Под органом, занимающимся стандартизацией, подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнана на национальном, региональном или международном уровнях. Основные функции такого органа — разработка и утверждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребителей. Однако он может выполнять немало других функций, что особенно характерно для национального органа по стандартизации.

    Национальный орган по стандартизации признан на национальном уровне и наделен правом состоять членом международных и региональных организаций по стандартизации. За разработку и/или принятие технологических регламентов отвечает регламентирующий орган власти. Выполнение регламента обеспечивает исполнительный орган по регламентам, который иногда может быть одновременно и регламентирующим органом власти.

    Работа по стандартизации в России осуществляется руководящим органом (национальным), рабочими органами и контролирующими организациями.

    Национальным органом по стандартизации в России является Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт РФ), который осуществляет государственное управление стандартизацией в стране, формирует и реализует государственную политику в области стандартизации. Госстандарт РФ выполняет следующие функции:

    • координирует деятельность государственных органов управления, касающуюся вопросов стандартизации, сертификации, метрологии;

    • взаимодействует с органами власти республик в составе РФ и других субъектов федерации в области стандартизации, сертификации, метрологии;

    • направляет деятельность технических комитетов и субъектов хозяйственной деятельности по разработке, применению стандартов, другим проблемам сообразно своей компетенции;

    • подготавливает проекты законов и других правовых актов в пределах своей компетенции;

    • устанавливает порядок и правила проведения работ по стандартизации, метрологии, сертификации;

    • принимает большую часть государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации;


    • осуществляет государственную регистрацию нормативных документов, а также стандартных образцов веществ и материалов;

    • руководит деятельностью по аккредитации испытательных лабораторий и органов по сертификации;

    • осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, правил метрологии и обязательной сертификации;

    • представляет Россию в международных организациях, занимающихся вопросами стандартизации, сертификации, метрологии и в Межгосударственном совете СНГ;

    [2]

    • сотрудничает с соответствующими национальными органами зарубежных стран;

    Читайте так же:  Запрет на регистрационные действия новой машины. проверка авто на запрет регистрационных действий. к

    • руководит работой научно-исследовательских институтов и территориальных органов, выполняющих функции Госстандарта в регионах;

    • осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации;

    • участвует в работах по международной, региональной и межгосударственной (в рамках СНГ) стандартизации;

    • устанавливает правила применения в России международных, региональных и межгосударственных стандартов, норм и рекомендаций;

    • при разработке государственных стандартов определяет организационно-технические правила; формы и методы взаимодействия субъектов хозяйственной деятельности как между собой, так и с государственными органами управления, которые будут включены в нормативный документ;

    • организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области стандартизации.

    Руководство и координацию работ по стандартизации в области строительства осуществляет Госстрой России, а другие государственные органы управления имеют право участвовать в стандартизации сообразно их компетенции. Они могут создавать в своей оргструктуре необходимые службы и подразделения и назначать головные организации по стандартизации.

    В оргструктуре Госстандарта предусмотрены подразделения для реализации значительного объема работ: 19 научно-исследовательских институтов, 13 опытных заводов, Издательство стандартов, 2 типографии, 3 учебных заведения, более 100 территориальных центров стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ). Эти центры проводят работы по сертификации продукции (услуг), калибровке средств измерений, оказывают инженерно-техническую поддержку по стандартизации, метрологии, сертификации. На базе территориальных органов Госстандарта создаются органы по сертификации и испытательные лаборатории. По данным на 1996 г., было аккредитовано более 500 органов по сертификации различных видов услуг и около 2000 испытательных лабораторий.

    Работы по государственной стандартизации планируются. Составление планов находится в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ). Эти комитеты — основные заказчики по государственным основополагающим стандартам, стандартам общих технических условий и технических условий в части их обязательных требований, по исследованиям в области международных и региональных стандартов относительно принятия и применения их в качестве государственных. Другими заказчиками могут быть отраслевые ведомства, предприятия, научно-технические и другие общества, в том числе общества по защите прав потребителей.

    Госстандарт и Госстрой определяют стратегические направления по государственной стандартизации, анализируют все заказы, планы работы технических комитетов, предложения от субъектов хозяйственной деятельности и разрабатывают планы по государственной стандартизации, как правило, годовые. Приоритетными считаются задания по гармонизации отечественных нормативных документов с международными (региональными), национальными зарубежными стандартами, а также по разработке требований безопасности к объектам стандартизации и защите прав потребителей. Выполнение планов государственной стандартизации финансируется из государственного бюджета и контролируется Госстандартом РФ (Госстроем РФ).

    Технические комитеты по стандартизации. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты (ТК), но это не исключает разработку нормативных документов предприятиями, общественными объединениями, другими субъектами хозяйственной деятельности. ТК могут заниматься стандартизацией как в инициативном порядке, так и по договорам на выполнение такого задания в соответствии с программами ТК и планами государственной стандартизации.

    Технические комитеты специализируются в зависимости от объекта стандартизации. В рамках этой специализации в ТК проводится также работа и по международной (региональной) стандартизации.

    Основные функции ТК:

    • определение концепций развития стандартизации в своей области;

    • подготовка данных для годовых планов по стандартизации;

    • составление проектов новых стандартов и обновление действующих;

    • оказание научно-методической помощи организациям, участвующим в разработке стандартов и применяющим нормативные документы, в частности, по анализу эффективности стандартизации;

    • привлечение потребителей через союзы и общества потребителей.

    По линии международной стандартизации ТК занимаются вопросами гармонизации отечественных стандартов с международными, готовят обоснование позиции России для голосования по проектам стандартов в международных организациях; участвуют в работе ТК международных (региональных) организаций по стандартизации, способствуя принятию государственных стандартов РФ в качестве международных, участвуют в организации проведения в России заседаний международных организаций по стандартизации и др.

    Закон «О стандартизации» допускает участие в работе ТК представителей организаций зарубежных стран (по согласованию с Госстандартом России). В ряде ТК создаются подкомитеты (ПК) по отдельным объектам стандартизации.

    ТК рассматриваются и как рабочие органы по стандартизации в рамках СНГ на основании «Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации», принятого странами — членами СНГ в 1992 г.

    Участие в деятельности технических комитетов всех заинтересованных сторон добровольное.

    Видео удалено.
    Видео (кликните для воспроизведения).

    Другие службы по стандартизации. Другие субъекты хозяйственной деятельности, разрабатывающие нормативные документы (стандарты отраслей и предприятий), создают в своей оргструктуре специальные службы, которые координируют работу по созданию стандартов других участвующих в этом подразделений. Например, на предприятии научно-исследовательские, конструкторские и технологические отделы, лаборатории выполняют исследования, связанные со стандартизацией, а участие других подразделений определяется их компетенцией. Руководит работой отдел стандартизации.

    Источники


    1. Юсуфов, А. Г. История и методология биологии / А.Г. Юсуфов, М.А. Магомедова. — М.: Высшая школа, 2014. — 238 c.

    2. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

    3. Правоведение. — М.: Флинта, МПСИ, 2010. — 360 c.
    4. Договор мены. Официальные разъяснения, судебная практика и образцы документов. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2013. — 698 c.
    5. Матвиенко, Л.О.; Соколов, А.Н. Как оформить земельный участок в собственность; М.: Инфра-М, 2013. — 425 c.
    Национальная система стандартизации в рф. государственная система стандартизации в россии
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here