Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов. правовой режим ко

Актуальность тематики. Возникновение международного космического права во второй половине XX века отражает особенности деятельности по исследованию и использованию космического пространства.

Надземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределяется различием технических принципов передвижения летательных аппаратов: для авиации — это подъемная сила крыла и двигательная тяга; для космонавтики — это в основном инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет.

На сегодняшний день одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.

Несмотря на то, что это отрасль очень молодая, темпы ее развития очень высоки, и уже давно стало ясно, что исследования и использование космического пространства ныне немыслимы без широкого и разностороннего сотрудничества государств.

Почему же необходимо законодательное регулирование деятельности по освоению космоса? Во-первых, глобальный характер подобной деятельности и ее последствий, во-вторых, чтобы обеспечить наиболее благоприятные условия делового сотрудничества государств и, в-третьих, чтобы отрегулировать конкретные отношения между государствами, возникающие при проведении ими совместной научно-технической деятельности.

Решение проблем деятельности государств в космосе возможно лишь в результате международного сотрудничества, и, вот, именно подобное сотрудничество государств в освоение космического пространства привело к образованию особой отрасли международного права — международного космического права.

Практически любой вид космической деятельности затрагивает интересы всего человечества. Поэтому космос невозможно разделить по аналогии с воздушным пространством на национальное пространство и пространство общего пользования.

Помимо этого осуществление большинства видов космической деятельности немыслимо без международного сотрудничества. Это и обусловило формирование особого правового режима космического пространства.

Международно-правовые вопросы космического пространства требуют дальнейшего изучения и остаются острыми и в наши дни, тем самым определяя актуальность выбранной темы.

Цель данной работы: рассмотреть такие понятия как космическое пространство, международного космического права, правовой режим космического пространства, правовой статус космонавтов и космических объектов, как регулируется данная сфера международным законодательством.

Задачи данной работы следующие:

Изучить понятия космического пространства, его правового режима, правовой статус космонавтов и космических объектов;

[2]

Рассмотреть вопросы роль международных космических организации и ООН в развитии международного космического права, международно-правовое регулирование прикладных видов космической деятельности, ответственность в международном космическом праве.

Объект — круг вопросов, касающийся международно-правовых вопросов космического пространства, правового режима космического пространства и небесных тел, правовой статус космонавтов и космических объектов, международных космических организаций.

Предмет — международно-правовые акты о космическом пространстве, международная космическая деятельность.

Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов.

Под космическим объектом понимается искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство, под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в т.ч. и государство, осуществившее эти действия как член международной организации, занимающийся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967г.

Особое место в этом перечне государство регистрации космического объекта, т.к. оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в реестр, который ведется с 1961 г.

Юрисдикция государства регистрации относительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственности на космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют право выводить космические объекты на околоземные и др. орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их. Государства обязуются информировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности, о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Правовое содержание института спасания космонавтов пилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом – членом космического экипажа – считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находятся под юрисдикцией государства регистрации.

На все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствие лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и др. установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения.

Итоговые тесты по разделу

Тест 1 Объектами отрасли международного космического права являются?

1) космическое пространство, небесное тела, их ресурсы;

2) отношения государств, других субъектов международного права, связанные с деятельностью в космосе;

3) установление режимов отдельных видов космического пространства, естественных и искусственных небесных тел, определение круга субъектов космической деятельности;

4) космонавты, космические корабли, вопросы контроля и ответственности.

Читайте так же:  Максимальный и минимальный штраф за езду по полосе, непредусмотренной для этого. разрешается ли в су

Тест 2 Космос является?

1) демилитаризованной зоной;

2) нейтральной зоной;

3) частично демилитаризованной зоной;

4) нейтрализованной зоной.

Тест 3 Космическими объектами являются?

1) искусственные спутники, космические станции, корабли, ракеты, оборудование, установки;

2) космические корабли, станции, Луна и другие небесные тела;

3) Луна и другие небесные тела.

Тест 4 Запускающим государством (организацией) считается?

1) государство, которое осуществляет или организует запуск;

2) государство, с территории или установок которого осуществляется запуск;

[1]

3) все выше перечисленные варианты.

Тест 5 Под чьей юрисдикцией находится космонавт?

1) государства своего гражданства;

2) государства регистрации корабля;

— Верещетин В.С. Правовые проблемы полета человека в космос. М., 1986;

— Курс международного права. Отрасли международного права. Т. 5. М., 1992;

— Международное космическое право. Отв. Ред. Пирадов А.С. М., 1985;

— Новое в космическом праве ( на пути к международному частному космическому праву). М., 1990;

— Словарь международного космического права. М., 1992;

— Постышев В.М. Концепция общего наследия человечества применительно к Луне и ее природным ресурсам. М., 1988;

— Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967;

— Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979;

— Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1974;

— Конвенция о Международной организации гражданской авиации 1944;

Правовой режим космических объектов

Государство, осуществляющее или организующее запуск космического объекта, информирует об учреждении такого ре­гистра Генерального секретаря ООН, который, в свою очередь, ведет Реестр, в который заносится информация, представляе­мая государством регистрации. Государство, в регистр которого занесен объект, сохраняет юрисдикцию и контроль над ним и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Право собственности распространяется как на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, так и на их составные части.

Претензия о компенсации за такой ущерб может быть предъявлена запускающему государству тем государством, ко­торому причинен ущерб либо нанесен ущерб его физическим или юридическим лицам. Если запуск космического объекта производится двумя (или более) государствами совместно, то за причиненный ущерб они несут солидарную ответственность. В связи с этим запускающее государство, выплатившее компен­сацию за ущерб, вправе предъявить регрессное требование к остальным участникам совместного запуска.

Таким образом, ответственность за деятельность в космосе является видом международной ответственности. Ее субъекта­ми выступают государства. Именно государство несет ответст­венность за космическую деятельность не только государствен­ных учреждений, но и физических и юридических лиц, находя­щихся под его юрисдикцией.

Основаниями ответственности являются:

во-первых, космическая деятельность государства, соответ­ствующая международному праву, но причинившая вред дру­гому государству. Это — ответственность за правомерную дея­тельность, которая привела к неблагоприятным последствиям на Земле;

во-вторых, космическая деятельность государства, причи­нившая вред вследствие нарушения международного права. Если государство посягает на основы международного правопорядка в космосе, наносит вред своей деятельностью другим государ­ствам, то оно совершает международное правонарушение.

Для предъявления претензии о компенсации за ущерб ис­пользуются дипломатические средства, но если дипломатиче­ские переговоры не приводят к урегулированию претензии, то по требованию любой из заинтересованных сторон создается Комиссия по рассмотрению претензии, которая устанавливает обоснованность претензии о компенсации и в случае ее призна­ния определяет сумму компенсации. Решение Комиссии явля­ется окончательным и обязательным, если стороны заранее об этом договорились. В ином случае Комиссия выносит определе­ние, имеющее рекомендательный характер.

Вариант 5 (КФУ): 1. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов; 2. Римский статус международного уголовного суда от 1 июля 2002 г.

Введение 3
1. Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов 5
2. Римский статус международного уголовного суда от 1 июля 2002 г. 10
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Целью исследования в работе является всестороннее, комплексное изучение теоретических вопросов, связанных с изучением некоторых норм в международном праве.
Предметом исследования выступают международно-правовые нормы в области космического и уголовного законодательства.
Основные задачи исследования:
1. Проанализировать международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов.
2. Исследовать Римский статус международного уголовного суда от 1 июля 2002г.
Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной в ходе написания данной работы литературы

МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КОСМОНАВТОВ

Следствием деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства является наличие в нем искусственных небесных тел— пилотируемых и непилотируемых спутников Земли, орбитальных станций, баз на естественных небесных телах, а также космонавтов.

Находясь в космическом пространстве, они, естественно, подчиняются действующему правопорядку, описанному ранее в § 2. Тем не менее режим их имеет ряд особенностей, связанных в первую очередь с их антропогенной природой.

Под космическим объектомпонимаются искусственное небесное тело, средства его доставки, другие его части, запущенные или сооруженные в космическом пространстве или на небесных телах для их исследования или использования в мирных целях*.

* В последнее время используется также понятие аэрокосмического объекта,так называемой «гибридной системы», проходящей через иностранное воздушное пространство при приземлении, при смене орбиты, а также обеспечивающей транспортное сообщение пунктов на Земле и в космосе.

Применительно к этому понятию дифференцируется и круг субъектов института: это запускающее государство*,под которым понимается участник, осуществивший, организовавший запуск, предоставивший установки или территорию, в том числе и государство, осуществившее эти действия как член международной организации,занимающейся космической деятельностью на условиях, предусмотренных Договором о космосе 1967 г. Особое место занимает в этом перечне государство регистрации космического объекта,так как оно обладает юрисдикцией в отношении последнего. По согласованию с другими участниками оно вносит номер объекта в свой национальный регистр, сообщает его и другие необходимые данные Генеральному секретарю ООН для внесения в Реестр, который ведется с 1961 г. В дальнейшем по номеру и другим данным Реестра ведется идентификация объекта или его частей в случае обнаружения их за пределами территории государства регистрации или на международной территории и осуществляется возвращение государству регистрации.

Читайте так же:  Форма обжалования постановления об административном правонарушении. жалоба на постановление по делу

* Запуск «Радиоастрона» — уникального телескопа на высоту 360 тыс. км осуществляют 18 стран; государство регистрации — Россия.

Юрисдикция государства регистрацииотносительно зарегистрированного объекта и его экипажа сохраняется на весь период нахождения его в космосе, точнее, в полете, имея в виду также прохождение его через воздушное пространство иностранного государства.

Право собственностина космический объект, его части, установленную на нем аппаратуру, образцы, открытия, ценности иного характера может принадлежать нескольким государствам или международной организации.

Государства имеют правовыводить космические объекты на околоземные и другие орбиты, осуществлять посадку на небесных телах, запуск с них, размещать космические аппараты, оборудование, установки, обитаемые и необитаемые станции в любом месте поверхности небесных тел или в их недрах, а также перемещать их.

Государства обязуютсяинформировать Генерального секретаря ООН о месте расположения космических объектов, их консервации или деятельности; о случаях обнаружения космических объектов и незамедлительно возвращать их государству регистрации. Части объектов, сами объекты, не имеющие опознавательных знаков и не зарегистрированные должным образом, возврату не подлежат.

Правовое содержание института спасания космонавтовпилотируемых космических объектов, орбитальных станций в космическом пространстве и на небесных телах состоит в следующем. Космонавтом-членом космического экипажа — считается гражданин одного из участвующих в запуске государств, выполняющий функциональные обязанности во время полета или нахождения на станции в космическом пространстве или на небесном теле. Космонавт или экипаж космического корабля, станции независимо от гражданства находится под юрисдикцией государства регистрации.

Космонавты по Договору о космосе 1967 г., Соглашению о спасании 1968 г., Соглашению о Луне 1979 г. объявляются посланцами всего человечества. Тем самым на все государства возлагаются следующие права и обязанности: оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки на любой территории, включая международную; предоставлять терпящим бедствия лицам, находящимся на небесных телах, укрытие на своих станциях, сооружениях, аппаратах и других установках; информировать Генерального секретаря ООН и государство регистрации об обнаружении космонавтов и принимаемых для их спасания мерах; незамедлительно возвращать космонавтов; сотрудничать с другими государствами, в первую очередь с государством регистрации, в принятии необходимых мер для сохранения жизни и здоровья космонавтов и их возвращения; информировать международную общественность, международное научное сообщество, Генерального секретаря ООН о любых устанйвленных ими явлениях в космическом пространстве и небесных телах, которые могли бы создавать угрозу жизни или здоровью человека; использовать ресурсы небесных тел и космических объектов — орбитальных станций, баз на естественных небесных телах для поддержания жизнедеятельности экспедиций в необходимых для этого количествах.

Правовой статус космонавтов и космических объектов

Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013. Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013. С. 184. Читать ещё >

Правовой статус космонавтов и космических объектов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • Введение
  • 1. Международно-правовой режим космического пространства
  • 2. Правовое положение космонавтов
  • 3. Правовой режим космических объектов
  • Заключение
  • Библиография

Если в результате аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлится на территории, находящейся под юрисдикцией Договаривающейся Стороны, или будет обнаружен в открытом море или в любом другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, он должен быть в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществивших запуск (статья 4 Соглашения).

Правовой режим космического пространства и небесных тел установлен нормами международного космического права, сформулированными в следующих источниках:

— в универсальном Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (Договор по космосу), в котором участвуют более 220 государств;

— в Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах, 1979 г. (далее — Соглашение о Луне).

В настоящее время появились частные фирмы, организовавшие бизнес по продаже участков лунной поверхности с выдачей соответствующих сертификатов. Такая деятельность не является правомерной. П. 3 ст. 11 Соглашения о Луне прямо указывает, что: поверхность или недра Луны, а также участки ее поверхности или недр, или природные ресурсы там, где они находятся, не могут быть собственностью какого-либо государства, международной межправительственной или неправительственной организации, национальной организации или неправительственного учреждения, или любого физического лица.

Приведенное положение могло бы стать искомым ответом на наш вопрос, однако проблема состоит в том, что ни Россия, ни США не участвуют в Соглашении о Луне. На 1 января 2006 года Соглашение о Луне ратифицировали всего лишь 12 государств, а подписали без ратификации — еще четыре.

К сожалению, Договор по космосу 1967 г. не содержит подобной формулировки, прямо и дословно запрещающей приобретать поверхность Луны в собственность. В ст. II указывается только лишь следующее: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами».

Вспомним, что для возникновения субъективного права собственности необходимы две предпосылки: наличие соответствующих норм гражданского права, института права собственности; наличие определенного юридического факта (создание вещи, договор купли-продажи, принятие наследства и др.). По этой причине не бывает вещных прав «вообще», существующих самих по себе, вне связи с каким-либо государством и его правопорядком. Можно говорить о российском (французском, британском и др.) субъективном праве собственности. Причем в каждом случае оно будет иметь свое вполне конкретное содержание (правомочия), свои основания возникновения и прекращения Это вытекает из принципа территориального действия законодательства каждого государства.

Всякое субъективное право собственности опирается на законодательство определенного государства, а значит, и на его суверенитет. Следовательно, в принципе невозможно стать собственником участка Луны, если отсутствует государство, распространившее свой суверенитет на данную территорию, — в этом случае на данной территории отсутствует гражданское законодательство, на основании которого можно приобрести право собственности. Физическое же или юридическое лицо, не будучи сувереном, создать само для себя законодательство не в состоянии.

Другими словами, запрет осуществлять международно-правовое присвоение Луны (в форме объявления суверенитета) автоматически означает невозможность присвоения Луны на более низком уровне — в форме приобретения права собственности на ее участки.

Читайте так же:  Увольнение в запас сканворд 13 букв. увольнение в запас военнослужащих. примеры употребления слова д

Решение вопроса об отнесении/неотнесении небесных тел, включая Луну, к объектам гражданских прав находится вне компетенции национального законодателя (российского, немецкого, американского и пр.). Закрепление в национальном гражданском законодательстве Луны или ее участков в качестве объектов гражданских прав будет международно-противоправным деянием такого государства. По этой причине ни российский ГК, ни законодательство любой другой страны, включая США, никого не может сделать собственником лунной (марсианской etc.) недвижимости.

Заключение Свою деятельность в космическом пространстве человечество начало в 20-м веке. Поэтому и появилась необходимость в нормативном регулировании данного вида деятельности. Такая необходимость возникла изначально только у тех государств, которые осваивали космическое пространство: СССР и США. Все нормативное регламентирование сводилось к нескольким международным договорам между СССР и США.

Уже к концу 20-го века космическое пространство стали осваивать и ряд других развитых или развивающихся стран мира. В настоящее время свои космические программы есть у Китая, Индии, развитых стран западной Европы, Бразилии и др. Поэтому к концу 20-го века появилась острая необходимость в выработке общих и единых правил деятельности человечества (всех стран мира) в области космоса. Такая потребность продиктована тем, что космос можно использовать в различных целях.

Ведущие страны мира так и не определили возможные пределы военного использования космического пространства, многие сейчас говорят о недопущении вооружения космоса и предотвращении возможности ведения в будущем «звездных» войн. Каждая страна, принимающая активное участие в освоении космического пространства устанавливает свое национальное законодательство, которым и регулируется космическая деятельность. Исследование и освоение космического пространства для нашей страны являются одной из приоритетных задач. Россия выступает не за единоличное и исключительное освоение космоса, но за его совместное освоение с другими странами на равных партнерских условиях. Наша страна не только первая в мире запустила своего космонавта в космос, но и первая стала оказывать услуги по космическому туризму, и в настоящее время мы имеем исключительную возможность по наращиванию своих космических технологий. Именно от освоения космоса зависит в будущем наше место в мире.

Библиография Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята Резолюцией 3235 (XXIX) на 2280-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 368 — 371.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принята Резолюцией 34/68 на 89-ом пленарном заседании 34-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Подписан в г. г. Вашингтоне, Лондоне, Москве . СССР. 1 ноября 1967 г. N 44. Ст. 588.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных о поправках N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ).

Закон РФ N 5663−1 «О космической деятельности». Российская газета, N 186, 06.10.1993.

Богуславский частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010.

Гетьман-Павлова право. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2013 [7, «https://referat.bookap.info»].

Колосов Ю. М., Штодина тенденции развития международного космического права. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006.

Лукашук право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009.

Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013.

Международное частное право: учебник: в 2 т. / , , и др.; под ред. , . М.: Статут, 2011.

Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / , , и др.; отв. ред. , . М.: Статут, 2010.

Международное частное право: учебник: в 2 т. / , , и др.; под ред. , . М.: Статут, 2011. С. 82.

Лукашук право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 84.

Лукашук право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 89.

Международное частное право: учебник: в 2 т. / , , и др.; под ред. , . М.: Статут, 2011. С. 109.

Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / , , и др.; отв. ред. , . М.: Статут, 2010. С. 208.

Колосов Ю. М., Штодина тенденции развития международного космического права. М.: МГИМО (У) МИД России, 2006. С. 47.

Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. Принята Резолюцией 3235 (XXIX) на 2280-ом пленарном заседании 29-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996. С. 368 — 371.

Закон РФ N 5663−1 «О космической деятельности». Российская газета, N 186, 06.10.1993.

Гетьман-Павлова право. Конспект лекций. М.: Юрайт, 2013. С. 72.

Лукашук право. Общая часть: Учебник для студентов юридических факультетов и вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 98.

Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. Принята Резолюцией 34/68 на 89-ом пленарном заседании 34-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Международное публичное право. Сборник документов. Т. 2.- М.: БЕК, 1996.

[3]

Международное публичное право / Под ред. Камиля Бекяшева. М.: Проспект, 2013. С. 184.

Богуславский частное право: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2010. С. 71.

Правовой режим небесных тел, космонавтов, космического пространства и объектов в нем.

Большинство элементов этого режима идентично для космоса и небесных тел. В Договоре по космосу почти во всех статьях используется термин «космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела», то есть не проводится принципиального различия с точки зрения их правового режима.

Согласно нормам международного космического права, космическое пространство и небесные тела открыты для исследования и использования всеми государствами на основе равенства, без какой бы то ни было дискриминации. Они не подлежат национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни какими-либо другими средствами. Вместе с тем, необходимо учитывать и различия в режимах космического пространства и небесных тел. Луна и другие небесные тела, в отличие от космоса, должны использоваться исключительно в мирных целях, на них запрещаются создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых видов оружия, проведение военных маневров, угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения. По Соглашению о Луне 1979 года Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества. Участники этого соглашения обязались установить международный режим эксплуатации природных ресурсов Луны, когда возможность такой эксплуатации станет реальностью.

Читайте так же:  Как совершается реализация имущества при банкротстве. процедура реализации имущества при банкротстве

Особое значение имеет часть космического пространства, известная как геостационарная орбита (ГСО). ГСО представляет собой пространственное кольцо на высоте около 36 тыс. кмв плоскости земного экватора. Запущенный в это пространство спутник совершает обороты с угловой скоростью, равной угловой скорости вращения Земли вокруг своей оси. В результате этого спутник постоянно находится в практически неподвижном состоянии относительно поверхности Земли, как бы зависая над определенной точкой. Это создает оптимальные условия для некоторых видов практического использования спутников (например, для осуществления непосредственного телевизионного вещания).

Ряд экваториальных стран в 1976 году на конференции в Боготе (Колумбия) заявили свои претензии на сегменты ГСО, соответствующие их территориям, что противоречит принципу не присвоения космоса.

Согласно Договору по космосу, космонавты рассматриваются как «посланцы человечества в космос». По мнению большинства юристов, это положение носит скорее торжественно-декларативный, а не конкретно-юридический характер и не должно толковаться как предоставляющее космонавту наднациональный статус некоего «гражданина мира».

Конкретные характеристики правового статуса космонавтов и космических объектов (имеются в виду объекты искусственного происхождения, т.е. созданные человеком, в отличие от небесных тел) зафиксированы в международных договорах.

Государства обязаны оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия, вынужденной или непреднамеренной посадки на иностранной территории либо в открытом море. В этих ситуациях космонавты должны быть в безопасности и незамедлительно возвращены государству, в регистр которого занесен их космический корабль. При осуществлении деятельности в космосе, включая небесные тела, космонавты различных государств должны оказывать друг другу возможную помощь.

Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов. Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль.

Права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены. Однако если вышеупомянутое обязательство возвращать космонавтов запустившему космический корабль государству является безусловным и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при проведении операции по поиску и спасанию его космонавтов, то обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему их государству не является безусловным: для возвращения космических объектов или их составных частей запустившему их государству необходимо, чтобы данное государство, во-первых, попросило об этом и, во-вторых, представило по требованию опознавательные данные. Расходы, понесенные при проведении операций по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему их государству, покрываются этим государством.

По Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года каждый запускаемый в космос объект подлежит регистрации путем занесения в национальный регистр. Генеральный секретарь ООН ведет Реестр космических объектов, в который заносятся данные, представляемые запускающими государствами в отношении каждого космического объекта.

В 1990 году юристы России, США и ФРГ разработали проект Конвенции о пилотируемых космических полетах. Международный институт космического права передал этот неофициальный проект Юридическому подкомитету Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Согласно этому проекту, термин «экипаж» применяется к лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в ходе космического полета. Подразумевается, что на борту космического объекта помимо экипажа могут находиться и другие лица (персонал космического корабля). Проект содержит перечень полномочий командира пилотируемого космического объекта. Государства обязаны в максимально возможной степени обеспечивать безопасность лиц, принимающих участие в исследовании и использовании космического пространства. Одна из статей посвящена оказанию космическими экипажами взаимопомощи в космосе.

19. Проблема «Малой Курильской гряды» в современной России.

20. Категории населения в международном праве. Правовой статус иностранцев (на примере Российской Федерации).

Под населением

в международном праве понимается совокупность физических лиц, живущих на территории определенного государства и подчиненных его юрисдикции.

Существуют разнообразные подходы к категориям населения, что в первую очередь связано с характеристиками различных отраслей права. При этом прослеживается тесная связь понятия «население» с государством.

1. В понятие населения любого государства входят (по статусу):

а) граждане данного государства (основной состав населения);

б) иностранные граждане;

в) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды);

г) лица, не имеющие гражданства (апатриды).

2. По признаку государственности население делится:

а) фактическое население;

б) население в государственно-правовом смысле (гражданство или подданство).

Иностранный гражданин

— физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Действующее законодательство различает три категории иностранцев:

1) временно пребывающие иностранные граждане.

Срок временного пребывания иностранного гражданина в РФ определяется сроком действия выданной ему визы (не свыше 90 суток) либо трудовым договором или гражданско-правовым договором на выполнение работ (оказание услуг) (на срок не более 1 года). В целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства Правительство РФ вправе увеличить установленный срок временного пребывания иностранного гражданина до ста восьмидесяти суток или сократить;

2) временно проживающие иностранные граждане.

Разрешение на временное проживание, т.е. подтверждение права временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, выдается в пределах квоты, утверждаемой Правительством РФ сроком на три года. Правительство РФ ежегодно утверждает квоты, в пределах которых возможен прием иностранцев для временного проживания в субъектах РФ. Правительство, утверждая квоты, учитывает предложения исполнительных органов власти субъектов РФ, демографическую ситуацию в них, возможности по обустройству иностранцев.

Читайте так же:  На что имеет право многодетная мама. увольнение многодетной матери по инициативе работодателя

Без учета утвержденной Правительством РФ квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:

— родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;

— признанному нетрудоспособным и имеющему дееспособных сына или дочь, состоящих в гражданстве РФ;

— имеющему хотя бы одного нетрудоспособного родителя, состоящего в гражданстве Российской Федерации;

— состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;

— осуществившему инвестиции в Российской Федерации в размере, установленном Правительством РФ;

— поступившему на военную службу — на срок его военной службы;

— являющемуся участником Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов его семьи, переселяющихся совместно с ним в Российскую Федерацию;

— в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

3) постоянно проживающие иностранные граждане

. К данной категории относятся лица, получившие разрешение на постоянное проживание — вид на жительство. Вид на жительство — документ, выданный иностранному гражданину (или лицу без гражданства) в подтверждение его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также его права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.

Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, он может неоднократно продлеваться на пять лет. Заявление о выдаче вида на жительство подается в компетентные органы не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.

В России действует национальный режим, причем его действие носит безусловный характер,

т.е. он предоставляет иностранным гражданам права независимо от того, имеют ли наши граждане аналогичные права в их странах. Вместе с тем отечественное законодательство предусматривает возможность ответных ограничений, так называемых реторсий.

Иностранный гражданин, может быть, подвергнут депортации, т.е. принудительной высылке из Российской Федерации в случае утраты или прекращения оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ. Это возможно, если иностранный гражданин:

— выступает за насильственное изменение основ конституционного строя РФ, иными действиями создает угрозу безопасности РФ или граждан РФ;

— финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их;

— представил поддельные или подложные документы либо сообщил о себе заведомо ложные сведения;

— осужден вступившим в законную силу приговором суда за совершение тяжкого или особо тяжкое преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным, и т.д.

Решение о выдворении принимается компетентными органами. Уклоняющиеся от выезда в таких случаях подлежат выдворению в принудительном порядке.

21. Международно-правовая регламентация прав человека. Международный билль о правах и Конституция РФ.

Основными актами, регулирующими гражданские и политические права на международном уровне, являются:

ü Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года,

ü Пакт о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 года,

ü Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года,

ü Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 года,

ü Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 года,

ü Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года.

Целый комплекс стандартов относится к регулированию политических прав:

1) право на мирные собрания,

которое может ограничиваться только в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка. 2) свобода мысли, совести и религии. Это индивидуальные и коллективные права на отправление религиозных обрядов, исповедание своей религии в частном или публичном порядке. 3) свобода слова. Ограничения свободы слова устанавливаются в интересах других лиц, общества и государства. 4) право на создание ассоциаций, в том числе ассоциаций для защиты своих профессиональных интересов — профсоюзов.

4) право на участие в управлении.

Гарантируется всеобщее равное избирательное право при тайном голосовании, обеспечивающее свободное волеизъявление избирателей.

Органы контроля соблюдения гражданских и политических прав человека на международном уровне:

ü Под эгидой ООН (Международный суд ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, Верховный комиссар ООН по правам человека, Комитет по правам человека).

ü Европейская комиссия по правам человека.

ü Европейский суд по правам человека.

ü Комитет против пыток.

ü Комитет по правам ребенка.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

ü Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин.

Источники


  1. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 2. — Москва: Мир, 2002. — 528 c.

  2. Корпоративное право. Актуальные проблемы. — М.: Инфотропик Медиа, 2015. — 242 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
  4. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.
  5. Марченко, М.Н. Общая теория государства и права. Академический курс. В 3-х томах. Том 3 / М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2002. — 696 c.
Международно-правовой режим космических объектов и правовое положение космонавтов. правовой режим ко
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here