Международная организация труда и международные стандарты. международные стандарты труда и российско

Международные трудовые стандарты

Международные трудовые стандарты – главный результат международно-правового регулирования социально – трудовых отношений, которое представляет собой регламентацию с помощью соглашений государств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН), Международной организацией труда (МОТ), региональными объединениями государств.

Международно-правовое регулирование социально – трудовых отношений – ровесник ХХ века. Его зарождение относится к началу ХХ века и является результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей ХІХ века, стремление различных государств, а также предпринимателей уравнять условия конкуренции на международных рынках. Важную роль в активизации деятельности государств в этой области сыграло давление социал-демократических партий и лево-либеральных кругов, которые рассматривали международное регулирование социально – трудовых отношений как один из инструментов смягчения классовых противоречий, внедрения социальных начал в жизнь общества, установления прочного мира между народами, торжества социальной справедливости, эволюционного реформирования капитализма.

После октября 1917 года на международно-правовое регулирование социально – трудовых отношений стало оказывать значительное влияние соперничество капитализма и социализма.

Мощный толчок развитию международного трудового права дало создание в 1919 году Международной организации труда, ее активность по созданию нормативных актов (конвенций и рекомендаций), число которых в межвоенные годы (1919-1939) достигло 133.

После второй мировой войны деятельность ООН по закреплению и защите прав человека, в том числе в социальной и экономической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых региональными организациями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, — все это завершило формирование международного трудового права.

Международные стандарты труда – одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств.

Содержание этих стандартов представляют собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем правового регулирования социально – трудовых отношений, итог столкновения различных мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения юридических формул, трансформируемых в международные нормы.

По сути дела международными усилиями создан свод модельных актов по социально – трудовым отношениям, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям.

Эти акты – объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда. Он включает весьма разнообразные и разнородные элементы: акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты локального действия, принятые региональными организациями государств (рис. 5.1)

Рис. 5.1. Укрупненная структура свода международных модельных актов по социально – трудовым отношениям

5.2. Регулирование социально – трудовых отношений в нормативных актах Организации Объединенных Наций (ООН)

Главный вклад нормативных актов ООН в международно-правовое регулирование социально – трудовых отношений заключается в том, что они сформулировали пакет основных прав человека, которые должны содержаться в законодательстве любой страны, претендующей на то, чтобы ее считали цивилизованной. Эти права, бесспорно, относятся к общепризнанным принципам и нормам международного права.

В числе провозглашенных ООН основных прав человека – комплекс трудовых прав, закрепленных главным образом в двух актах: во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

Следует отметить, что эти акты отличаются по юридической силе. Всеобщая декларация прав человека одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года в виде резолюции. Она не имеет обязательного характера. Это в большей мере программный, политический документ. Но его авторитет и моральная сила велики. Именно он заложил краеугольный камень в международную защиту прав и свобод человека.

Во Всеобщей декларации прав человека выделен и сформулирован пакет основных неотъемлемых и неотчуждаемых трудовых прав человека:

-право на свободный выбор работы;

-право на защиту от безработицы;

-право на справедливые и благоприятные условия труда;

-право на равную плату за равный труд без какой-либо дискриминации;

-право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения;

-право создавать профессиональные союзы и вступать в них для защиты своих интересов;

-право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах одобрен Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 году. По своей юридической природе это многосторонний международный договор (конвенция), ратифицированный огромным большинством государств–членов ООН, в том числе и СССР. Он обязателен для Украины, которая в то время входила в состав СССР.

Среди социальных и экономических прав, провозглашенных и закрепленных в этом акте, трудовые права занимают значительное место. В число основных трудовых прав вошли:

— право на справедливые и благоприятные условия труда, включая справедливую заработную плату без дискриминации;

— удовлетворительные условия существования для работников и их семей;

— безопасные и здоровые условия труда;

-одинаковые для всех возможности продвижения по работе исключительно на основе трудового стажа и уровня квалификации;

— право на профсоюзную организацию;

— право на забастовку;

— особая охрана труда и интересов женщин-матерей, детей и подростков.

Как видно, трудовые права в Пакте сформулированы подробнее, чем в Декларации, круг этих прав шире и, кроме того, в Пакте (в отличие от Декларации) содержатся конкретные обязательства государств, ратифицировавших Пакт, по претворению в жизнь содержащихся в нем положений.

Читайте так же:  Постановление о соцгарантиях гражданам, допущенным к гостайне — российская газета. министерство обра

Наряду с Пактом об экономических, социальных и культурных правах ООН в 1966 году приняла второй международный пакт – Пакт о гражданских и политических правах, также ратифицированный СССР. Этот пакт содержит общегражданские права, то есть права общественно-политического характера. К ним отнесены два права, имеющие отношение к трудовым отношениям: запрет принудительного труда и свободное осуществление права на ассоциацию, включая право на создание профсоюзов.

Заслуживает быть отмеченным, что в Международном пакте о гражданских и политических правах выделены виды труда, которые не включаются в понятие «принудительный труд». Не считаются принудительным трудом каторжные работы в виде наказания за преступление, назначенного компетентным судом; работа, которую, как правило, должно выполнять лицо, находящееся в заключении на основании законного распоряжения суда, или лицо, условно освобожденное от такого заключения; служба военного характера, а в тех странах, в которых признается отказ от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по указанным мотивам; служба, обязательная в случаях чрезвычайного положения или бедствия, угрожающих жизни или благополучию населения; работа, которая входит в обыкновенные гражданские обязанности.

Рассмотренные выше акты являются главным, но не единственным вкладом ООН в создание международных социально-трудовых стандартов.

Важные нормы принципиального характера содержатся в конвенциях ООН о ликвидации расовой дискриминации, дискриминации женщин и о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года возлагает на ратифицировавшие ее государства особые обязательства в отношении ликвидации дискриминации женщин в области занятости и обеспечения трудящимся женщинам равных прав с мужчинами.

Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (7.03.1966 года) обязывает ратифицировавшие ее государства запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в частности, при реализации трудовых прав.

В свете указанной Конвенции следует считать незаконными требования работодателей при приеме на работу или впоследствии сведений о национальном или этническом происхождении работника.

Конвенция ООН о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей одобрена 45-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 1990 году. Она содержит следующие основные положения.

· Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право быть полностью информированными государством происхождения или государством работы по найму еще до своего отъезда или самое позднее в момент их выезда в государство работы по найму о всех условиях их допуска и, в частности, об условиях их пребывания и оплачиваемой деятельности, которой они могут заниматься, а также относительно требований, которые они должны соблюдать в государстве работы по найму, и относительно органа, в который они должны обращаться с целью какого-либо изменения этих условий.

· Запрещена дискриминация мигрантов в сфере труда и трудовых отношений; установлено, что они пользуются не менее благоприятным обращением, чем то, которое применяется к гражданам государства работы по найму. Это относится как к индивидуальным, так и к коллективным трудовым правам. Трудящиеся-мигранты и члены их семей пользуются правом свободного передвижения по территории государства работы по найму и свободой выбора местожительства в нем.

· Трудящиеся-мигранты имеют право создавать профсоюзы в государстве работы по найму.

· В странах, где прием на работу трудящихся-мигрантов сопряжен с ограничениями, эти последние должны перестать применяться к трудящимся-мигрантам, прожившим в стране трудоустройства более пяти лет.

· Трудящийся-мигрант не должен лишаться права на проживание или получение работы или высылаться из государства приема только на основании невыполнения обязательств, вытекающих из трудового договора, если только выполнение такого обязательства не представляло собой одно из условий получения разрешения на работу.

· По окончании пребывания в стране работы по найму работник-мигрант и члены его семьи имеют право перевести все свои заработки и сбережения на родину и вывезти свое личное имущество и вещи. Высылка из страны не лишает работника-мигранта причитающейся ему заработной платы и иных выплат.

· Государство работы по найму должны в случае необходимости выдавать работникам-мигрантам разрешения на временное отсутствие в стране приема, учитывая их особые потребности и обязанности в отношении государства происхождения. Это не должно влиять на разрешение пребывания и на работу в стране приема.

· В случае смерти трудящегося-мигранта или расторжения брака государство работы по найму должно положительно решить вопрос о предоставлении членам семьи этого мигранта разрешения на жительство.

· Работник-мигрант и члены его семьи имеют право в любой момент выехать в государство своего происхождения и остаться в нем.

· В отношении трудящихся-мигрантов, которые получили ограниченное по срокам разрешение на работу, государство работы по найму может:

— предоставлять право свободного выбора деятельности при условии, что трудящийся-мигрант законно проживал на территории государства работы по найму в течение предусмотренного в его национальном законодательстве периода, который не должен превышать двух лет;

— ограничивать доступ трудящегося-мигранта к трудовой деятельности ввиду предоставления приоритета местным гражданам. Однако любое такое ограничение неприменимо к трудящемуся-мигранту, законно проживающему на территории страны приема в течение предусмотренного в национальном законодательстве периода, который не должен превышать пяти лет.

| следующая лекция ==>
Предметы и типы социально-трудовых отношений | Стандарты Международной организации труда (МОТ)

Дата добавления: 2019-02-07 ; просмотров: 168 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Книги: Профсоюзы

Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство

Н. Л. Лютов, Е.С. Герасимова,
Москва: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2015. — 190 с.

Книга представляет собой, с одной стороны, научную монографию, которая может быть интересна для представителей законодательных и правоприменительных органов, студентам и аспирантам юридических вузов. С другой стороны, это практическое пособие для профсоюзных активистов, правозащитников или специалистов по персоналу.

Почитать и полистать. (откроется в отдельном окне).

Для чтения аннотации дальше щелкните на заголовок.

Читайте так же:  Штраф за регистрацию по месту пребывания. кто должен оплачивать штраф кому не страшно наказание

В книге рассматриваются проблемы, насколько российское трудовое законодательство соотносится с международными обязательствами, взятыми Россией в рамках взаимодействия с Международной организацией труда, Советом Европы или ООН. Особое внимание уделено вопросам, которое могут быть адресованы российским органам исполнительной власти в рамках международных контрольных процедур со стороны МОТ, ООН и Совета Европы.
Исследуются следующие вопросы: свобода объединения и признание права на ведение коллективных переговоров, запрет принудительного труда, искоренение детского труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий, оплата труда, рабочее время и время отдыха, инспекция труда и обеспечение безопасности и гигиены труда.

Авторы предлагают оптимальные, с их точки зрения, пути приведения российского трудового законодательства в соответствие с международными трудовыми нормами.
Вопросам свободы объединения и праву на ведение коллективных переговоров в книге уделено значительное внимание, примерно третья часть по объему. Подробно рассматриваются проблемы использование работниками права на забастовку.

[3]

Авторы книги – известные российские эксперты в области трудового права: Н.Л. Лютов, доктор юридических наук, заведующий кафедрой трудового права и социального обеспечения МГЮА им. Кутафина и Е. С. Герасимова, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Высшей Школы Экономики.

Международные трудовые стандарты

Международные трудовые стандарты – главный результат международно-правового регулирования социально – трудовых отношений, которое представляет собой регламентацию с помощью соглашений государств вопросов, связанных с применением наемного труда, улучшением его условий, охраной труда, защитой индивидуальных и коллективных интересов работников. Формальным выражением такого регулирования являются нормы, закрепленные в актах, принятых Организацией Объединенных Наций (ООН), Международной организацией труда (МОТ), региональными объединениями государств.

Международно-правовое регулирование социально – трудовых отношений – ровесник ХХ века. Его зарождение относится к началу ХХ века и является результатом совокупного действия многих факторов, в числе которых борьба трудящихся, требования профсоюзов, влияние идей выдающихся мыслителей ХІХ века, стремление различных государств, а также предпринимателей уравнять условия конкуренции на международных рынках. Важную роль в активизации деятельности государств в этой области сыграло давление социал-демократических партий и лево-либеральных кругов, которые рассматривали международное регулирование социально – трудовых отношений как один из инструментов смягчения классовых противоречий, внедрения социальных начал в жизнь общества, установления прочного мира между народами, торжества социальной справедливости, эволюционного реформирования капитализма.

После октября 1917 года на международно-правовое регулирование социально – трудовых отношений стало оказывать значительное влияние соперничество капитализма и социализма.

Мощный толчок развитию международного трудового права дало создание в 1919 году Международной организации труда, ее активность по созданию нормативных актов (конвенций и рекомендаций), число которых в межвоенные годы (1919-1939) достигло 133.

После второй мировой войны деятельность ООН по закреплению и защите прав человека, в том числе в социальной и экономической областях, дальнейшая активизация нормотворческой деятельности МОТ, принятие норм труда, создаваемых региональными организациями государств в Европе, Америке, Африке, на Ближнем Востоке, — все это завершило формирование международного трудового права.

Международные стандарты труда – одно из достижений современной цивилизации, отразившее результаты деятельности государств по внесению в рыночную экономику социальных ценностей, разработки усилиями мирового сообщества инструментов социальной политики, приемлемой для составляющих его государств.

Содержание этих стандартов представляют собой концентрированное выражение опыта многих стран, плод тщательного отбора наиболее ценных и универсально значимых норм и положений национальных систем правового регулирования социально – трудовых отношений, итог столкновения различных мнений и подходов, разнородных политических сил и интересов, идеологических концепций, нахождения юридических формул, трансформируемых в международные нормы.

Видео (кликните для воспроизведения).

По сути дела международными усилиями создан свод модельных актов по социально – трудовым отношениям, творческое освоение которого является необходимым условием разработки и совершенствования любой национальной системы трудового права, стремящейся отвечать общецивилизационным требованиям.

Эти акты – объект внимательного изучения, заимствования, практического использования в качестве признанного в цивилизованном мире эталона, своего рода международного кодекса труда. Он включает весьма разнообразные и разнородные элементы: акты ООН и МОТ, действующие во всемирном масштабе, и акты локального действия, принятые региональными организациями государств (рис. 3.1)

Рис. 3.1. Укрупненная структура свода международных модельных актов по социально – трудовым отношениям

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА МОТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА МОТ

Международная организация труда (МОТ) – одна из старейших и наиболее крупных международных организаций, которая создана на основании уставного принципа, согласно которому всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.

МОТ создана в соответствии с Версальским мирным договором при Лиге Наций как международная комиссия для выработки конвенций и рекомендаций по вопросам трудового законодательства и улучшения условий труда. Дата образования организации – 11 апреля 1919 г. Штабквартира МОТ в г. Женеве. Членами организации являются более 170 государств

МОТ выработала основополагающие критерии индустриального общества:

— восьмичасовой рабочий день;

— законодательство, запрещающее использование детского труда;

— меры, способствующие безопасности на рабочих местах и др.

В 1944 году, когда МОТ исполнилось 25 лет существования, Международная Конференция труда в Филадельфии приняла Декларацию, которая определила цели и задачи организации.

Цели МОТ:

— обеспечение полной занятости и рост уровня жизни;

— поощрение экономических и социальных программ;

— охрана жизни и здоровья трудящихся;

— поощрение сотрудничества между предпринимателями и наемными работникаими.

Задачи МОТ:

В 1946 г. МОТ стала первым специализированным учреждением Организации Объединенных Наций. В 1969 году в связи с 50-летием МОТ была присуждена Нобелевская премия в области мира.

Структура МОТ является достаточно сложной и многоиерархической.

1) Международная конференция труда (МКТ) — высший орган МОТ, собирается ежегодно. Каждая страна-участница представлена 4-мя делегатами: 2 от правительства и по одному от наемных работников и предпринимателей

МКТ определяет направление работы МОТ, разрабатывает и утверждает международные нормы труда в виде конвенций и рекомендаций.

Конвенции МОТ– это международно-правовые договоры, содержащие минимальные стандарты в области социально-трудовых отношений и закрепляющие для ратифицировавших их государств-членов обязательства юридического характера.

Читайте так же:  Приказе 152 минтранса рф от 18 сентября. путевые листы поедем по-новому. об утверждении обязательных

Рекомендации МОТпредназначены для создания ориентиров при выработке государствами – членами МОТ своей политики в той или иной сфере трудовых отношений, при разработке национального законодательства и практических мероприятий.

Средства МОТ формируются за счет взносов стран-участниц. Один раз в три года на МКТ проводятся выборы Административного совета.

Административный совет – исполнительный орган МОТ; направляет работу МОТ в период между конференциями, проводит в жизнь ее решения, избирает Генерального директора МБТ и контролирует его работу и др.

Международное бюро труда (МБТ) — постоянный исполнительный орган, секретариат МОТ, ее административный и исполнительный орган, исследовательский и информационный центр. МБТ осуществляет сбор и распространение информации по всем вопросам, относящимся к международному регулированию условий труда и положению трудящихся.

Бюро занимается также набором экспертов, направляемых в развивающиеся страны для осуществления проектов помощи им МОТ. МБТ имеет два института — Международный институт по исследованию трудовых вопросов в Женеве и Международный центр по повышению профессиональной и технической квалификации в Турине.

Отраслевые комитеты созданы вне рамок МКТ для обсуждения на международном уровне социально-трудовых проблем, характерных для отдельных отраслей народного хозяйства. (химическая, строительная, пищевая, нефтяная и др.). Комитеты являются постоянными органами, но собираются на заседания несистематически – один раз в несколько лет.

Региональные конференции созываются для поддержания постоянных связей МОТ с различными районами мира и изучения происходящих там социально-экономических трансформаций.

Дата добавления: 2015-12-22 ; просмотров: 4074 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Интеграция международных стандартов труда в законодательстве о труде (Надирова А.К.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

Для обозначения процесса «вхождения норм международного права во внутреннее право» широко используются как синонимы термины «трансформация», «имплементация», «инкорпорация».
Прикладная интеграция международного стандарта во внутригосударственное право означает его реальное использование для регулирования конкретных правоотношений.
Например, можно сказать, что положения Конвенции МОТ N 95 об охране заработной платы (1949 г.) полностью интегрировались в российское право тогда, когда работники, работодатели, их представители, а также соответствующие государственные органы начали активно использовать эти положения при регулировании трудовых отношений, осуществлении надзора и контроля в сфере труда, разрешении трудовых споров и др.
———————————
Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 232 с.

При включении норм международного права во внутреннее право «входит» не само международное право, а содержание его норм, т.е. появляются внутренние нормы, несущие это содержание (т.е. инкорпорированные нормы).
Такие нормы составляют особую часть внутреннего права, оставаясь и частью международно-правовой системы. Это означает, что при их применении надо учитывать правила толкования международных норм и что трансформированные (инкорпорированные) нормы прекращают свое действие с прекращением самого договора.
Трансформация норм международного права во внутренние правовые нормы может осуществляться двумя способами:
— введением сразу всех общепризнанных международно-правовых норм или значительной их части (общая трансформация);
— введением международно-правовой нормы или норм одного договора специальным актом законодательной или исполнительной власти (индивидуальная трансформация) .
———————————
Шумилов В.М. Международное право: учебник. М.: РГ-Пресс, 2012. 488 с.

Возвращаясь к понятию имплементации, следует отметить, что имплементация, т.е. воплощение, «приведение в исполнение» тех или иных международных стандартов труда, может либо предшествовать их интеграции во внутригосударственное трудовое право и содействовать ей, либо происходить лишь после их формальной интеграции. Это зависит от того, осуществляет ли данный субъект трудовых отношений имплементацию по собственной инициативе или его к этому обязывают и принуждают.
Очевидно, что обязательная и принудительная имплементация возможна лишь в отношении международных стандартов, имеющих обязательный характер и только после их официальной интеграции в правовое поле данного государства. Декларативные и рекомендательные стандарты, а также стандарты, не прошедшие процедуру формальной интеграции и потому также не приобретшие обязательного характера для субъектов трудового права данного государства, могут имплементироваться ими в своих взаимоотношениях добровольно .
———————————
Черняева Д.В. Указ. соч. С. 96.

Способы гармонизации и унификации зависят также от форм международного сотрудничества. В этой связи можно выделить международную гармонизацию, унификацию законодательства:
1) государств — членов международной организации, которая основана на обязательствах, вытекающих из членства в этой организации;
2) государств, не являющихся членами международной организации, но сотрудничающих с нею на основании международного договора;
3) международных организаций на основании заключенных ими договоров о сотрудничестве .
———————————
Лушникова М.В. О единстве (унификации, гармонизации) и дифференциации источников международного трудового права и международного права социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения: сб. науч. трудов. Вып. 4: Международное трудовое право и право социального обеспечения. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 46 — 47.

Гармонизация трудового законодательства в период ЕврАзЭС и в настоящее время в ЕАЭС более затруднена, нежели в ЕС, по чисто политическим причинам. Страны ЕС долгое время двигаются в сторону объединения Европы в одно государство под воздействием и политических, и экономических сил. На постсоветском же пространстве до сих пор очень сильна центробежная тенденция, спровоцированная распадом Советского Союза .
———————————
Раманкулов К.С., Лютов Н.Л., Бокоев Ж.А., Сыдыкбеков Ч.С. Правовое регулирование рынка труда и занятости: теория и практика / под ред. К.С. Раманкулова. Бишкек: Максат, 2012. С. 141.

Одним из способов гармонизации являются разработка модельных нормативных актов в рамках межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.
В процессе гармонизации национальных законодательств парламентарии стран СНГ и ЕАЭС имеют возможность глубже и полнее учитывать консолидированную позицию профсоюзов по актуальным социальным и другим вопросам интеграции. С одной стороны, модельные законы, как не носящие обязательного характера, как будто не играют важной роли в законодательстве Содружества. Однако дело не в том, что модельные законы не имеют обязательной силы. Скорее, дело в степени их востребованности, качестве подготовки и актуальности разрабатываемых проблем .
———————————
Фильчакова С.Ю. Указ. соч. С. 145.

[2]

Трудовой договор (контракт) должен включать в себя данные об обязанностях работодателя и трудящегося-мигранта, основные данные о работодателе и трудящемся-мигранте, профессии/специальности, по которой последний трудоустраивается, информацию о характере работ, повышении квалификации, условиях и оплате труда, продолжительности основного рабочего времени и времени отдыха, условиях проживания, о порядке покрытия транспортных расходов, о медицинском обслуживании и страховании от несчастных случаев на производстве, способах разрешения трудовых споров, сроке действия индивидуального трудового договора (контракта) и условиях его прекращения. Трудящиеся-мигранты, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности на территории государства трудоустройства, должны быть не моложе 18 лет .
———————————
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств (г. Санкт-Петербург, 19 ноября 2010 г.) // ИС «Параграф».

Читайте так же:  Проведение предквалификационного отбора. предквалификационный отбор. имеющий полномочия подписать ин

Следует упомянуть Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (Душанбе, 5 октября 2007 г.). Государства — участники Содружества Независимых Государств, именуемые в дальнейшем Сторонами, придавая важное значение развитию сотрудничества в области миграции, стремясь к координации взаимодействия по основным направлениям миграционной политики, осознавая, что развитие такого сотрудничества отвечает интересам их народов, исходя из целей и задач Содружества Независимых Государств, согласились образовать Совет руководителей миграционных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (далее — Совет) .
———————————
Соглашение об образовании Совета руководителей миграционных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (г. Душанбе, 5 октября 2007 г.). URL: http://online.zakon.kz/.

Поэтому при проведении процессов имплементации в национальное законодательство считаем, что оно должно проходить с учетом особенностей казахстанского права.
Тенденции сближения казахстанского трудового законодательства с международными актами очевидны. Гармонизация норм трудового права Казахстана с другими участниками — государствами ЕАЭС более чем необходима.
В этой связи, по нашему мнению, в рамках данной экономической интеграции необходима разработка Основ трудового законодательства стран ЕАЭС, поскольку экономическое взаимодействие оказывает непосредственное влияние на рынок труда, в этой связи считаем, что рынок труда для стран ЕАЭС должен стать единым, а это значит, что подходы к правовому регулированию труда должны быть едиными.

Литература

1. Архипов В.В. Процесс имплементации норм международных трудовых стандартов в российское трудовое законодательство // Законодательство и экономика. 2008. N 2 (298). С. 43.
2. Лушникова М.В. О единстве (унификации, гармонизации) и дифференциации источников международного трудового права и международного права социального обеспечения // Вестник трудового права и права социального обеспечения: сборник научных трудов. Вып. 4: Международное трудовое право и право социального обеспечения. Ярославль: ЯрГУ, 2009. С. 46 — 47.
3. Раманкулов К.С., Лютов Н.Л., Бокоев Ж.А., Сыдыкбеков Ч.С. Правовое регулирование рынка труда и занятости: теория и практика / под ред. К.С. Раманкулова. Бишкек: Максат, 2012. С. 141 — 143.
4. Фильчакова С.Ю. Модельное и национальное законодательство о коллективно-договорных отношениях в сфере труда: проблемы взаимодействия на примере стран СНГ и ЕврАзЭС // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / под ред. К.Н. Гусова. М.: Проспект, 2011. С. 142.
5. Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. 232 с.
6. Шумилов В.М. Международное право: учебник. М.: РГ «Пресс», 2012. 488 с.

МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ ТРУДОВ́ЫЕ СТАНДА́РТЫ

  • В книжной версии

    Том 19. Москва, 2011, стр. 549-550

    Скопировать библиографическую ссылку:

    МЕЖДУНАРО́ДНЫЕ ТРУДОВ́ЫЕ СТАН­Д А́РТЫ (МТС), ори­ен­ти­ры в ме­ж­ду­на­род­но-пра­во­вом ре­гу­ли­ро­ва­нии тру­до­вых от­но­ше­ний, вы­ра­жаю­щие­ся в ме­ж­ду­нар. до­го­во­рах, со­гла­ше­ни­ях, ак­тах ре­ко­мен­да­тель­но­го ха­рак­те­ра и на­прав­лен­ные на со­вер­шен­ст­во­ва­ние сис­те­мы внут­рен­не­го нац. тру­до­во­го пра­ва.

    Международная организация труда • МОТ

    International Labour Organization • ILO

    Международная организация труда, МОТ (International Labour Organization, ILO) – это одно из учреждений Организации Объединенных Наций (ООН), ответственное за выработку и соблюдение международных трудовых норм, содействующее защите трудовых прав, установлению равноправия мужчин и женщин в трудовой сфере, укреплению социальной защищенности и развитию диалога по вопросам, связанным со сферой труда.

    Отличительная черта Международной организации труда (МОТ) – трипартизм – трехсторонняя структура, в рамках которой осуществляются переговоры между правительствами, организациями трудящихся и предпринимателей. Делегаты этих трех групп представлены и совещаются на равных основаниях на всех уровнях Международной организации труда.

    Структура Международной организации труда

    Международная конференция труда

    Международная конференция труда является высшим органом Международной организации труда, на которой принимаются все акты МОТ. Делегатами Международной конференции труда являются по два представителя от правительства и по одному от наиболее представительных организаций работников и работодателей каждого государства-участника.

    Административный Совет

    Административный совет Международной организации труда является исполнительным органом МОТ. Он руководит работой Организации в период между сессиями Генеральной конференции и определяет порядок выполнения ее решений. Ежегодно проводятся три сессии Административного Совета – в марте, июне и ноябре.

    В состав Административного совета входят 56 членов (28 представителей от правительств, 14 от работодателей и 14 от трудящихся) и 66 их заместителей (28 представляют правительства, 19 работодателей и 19 трудящихся).

    Десять мест членов Административного совета, представляющих правительства, зарезервированы на постоянной основе за представителями правительств ведущих стран мира – Бразилии, Великобритании, Германии, Индии, Италии, Китая, Российской Федерации, США, Франции и Японии. Остальные члены Совета, представляющие правительства других государств, переизбираются Конференцией на ротационной основе каждые три года.

    Международное бюро труда

    Международное бюро труда в Женеве является постоянным секретариатом МОТ, оперативным штабом, исследовательским и издательским центром. Бюро занимается подготовкой документов и докладов, которые используются в ходе конференций и заседаний Организации (например, Генеральный доклад Комитета экспертов по применению стандартов, доклады Административного Совета и его комитетов). Бюро также осуществляет руководство программами технического сотрудничества, которые обеспечивают нормотворческую деятельность Международной организации труда.

    Бюро имеет в своем составе департамент, который отвечает за все вопросы, касающиеся международных стандартов труда, а также департаменты, отвечающие за деятельность нанимателей и трудящихся.

    Вопросы администрации и управления децентрализованы и переданы на региональный и субрегиональный уровень и в представительства в отдельных странах.

    Читайте так же:  Пожарная безопасность рисунки детей 5 6 лет. раскраски пожарная безопасность для детей

    Бюро, руководимое Генеральным директором, который избирается на пятилетний срок с правом переизбрания, нанимает около 2500 сотрудников и экспертов, работающих в штаб-квартире в Женеве и в более чем 40 представительствах по миру.

    Регулярно проводятся региональные встречи государств-членов МОТ для обсуждения вопросов, представляющих особый интерес для данного региона.

    Административному совету и Международному бюро помогают в их деятельности трехсторонние комитеты, охватывающие главные отрасли промышленности, а также комитеты экспертов по таким вопросам, как профессиональная подготовка, охрана труда, развитие управления, трудовые отношения, профессиональная подготовка, а также особые проблемы некоторых категорий трудящихся: молодежь, инвалиды.

    Задачи Международной организации труда

    Основными задачами Международной организации труда являются:

    • Разработка согласованной политики и программ, направленных на решение социально-трудовых проблем.
    • Разработка и принятие международных трудовых норм в виде конвенций и рекомендаций и контроль за их выполнением.
    • Помощь странам-участницам в решении проблем занятости, сокращения безработицы и регулирования миграции.
    • Защита прав человека (права на труд, на объединение, коллективные переговоры, защита от принудительного труда, дискриминации).
    • Борьба с бедностью, за улучшение жизненного уровня трудящихся, развитие социального обеспечения.
    • Содействие профессиональной подготовке и переподготовке работающих и безработных.
    • Разработка и осуществление программ в области улучшений условий труда и производственной среды, техники безопасности и гигиены труда, охраны и восстановления окружающей среды.
    • Содействие организациям трудящихся и предпринимателей в их работе совместно с правительствами по регулированию социально-трудовых отношений.
    • Разработка и осуществление мер по защите наиболее уязвимых групп трудящихся (женщин, молодежи, пожилых людей, трудящихся-мигрантов).

    Методы работы Международной организации труда

    В своей работе Международная организация труда использует четыре основных метода:

    1. Развитие социального партнерства правительств, организаций трудящихся и предпринимателей (трипартизм).
    2. Разработка и принятие международных трудовых норм: конвенций и рекомендаций и контроль за их использованием (нормотворческая деятельность).
    3. Оказание странам помощи в решении социально-трудовых проблем. В МОТ это называется техническим сотрудничеством.
    4. Проведение исследований и осуществление публикаций по социально-трудовым проблемам.

    Трипартизм – основной метод работы Международной организации труда и ее отличительная черта от всех международных организаций. Решение всех социально-трудовых проблем может быть успешным только в результате согласованных действий правительств, трудящихся и предпринимателей.

    Акты, принимаемые Международной организацией труда

    Международная организация труда принимает следующие акты, посвященные вопросам труда:

    • Декларации
    • Конвенции
    • Рекомендации

    Всего Международной организацией труда было принято три декларации:

    1. Филадельфийская декларация МОТ 1944 года о целях и задачах Международной организации труда
    2. Декларация МОТ 1977 года о многонациональных предприятиях и социальной политике
    3. Декларация МОТ 1998 года об основополагающих правах и принципах в сфере труда

    Конвенции подлежат ратификации странами-участницами МОТ и являются международными договорами, обязательными для исполнения в случае ратификации.

    Рекомендации не являются юридически обязательными актами. Даже в том случае, если государство не ратифицировало ту или иную конвенцию, оно несет обязательства в силу факта членства в Международной организации труда и присоединения к его уставу по четырем основополагающим принципам в сфере труда, закрепленным в Декларации МОТ 1998 года.

    Основополагающие принципы в сфере труда, закрепленные в Декларации МОТ 1998 года :

    [1]

    • Свободы объединения и права на ведение коллективных переговоров
    • Запрета дискриминации в трудовых отношениях
    • Искоренения принудительного труда
    • Запрета детского труда

    Указанным четырем принципам посвящены восемь Конвенций Международной организации труда (соответственно – Конвенции № 87 и 98; 100 и 111; 29 и 105; 138 и 182), называющиеся фундаментальными. Указанные Конвенции ратифицированы подавляющим большинством государств мира и за их исполнением МОТ наблюдает особенно внимательно.

    Международная организация труда не может принуждать к исполнению даже ратифицированных Конвенций. Тем не менее, существуют механизмы контроля МОТ за исполнением Конвенций и Рекомендаций, основная суть которых заключается в исследовании обстоятельств предполагаемых нарушений трудовых прав и придание им международной огласки в случае длительного игнорирования замечаний МОТ государством-участником. Этот контроль осуществляется Комитетом экспертов МОТ по применению Конвенций и Рекомендаций, Комитетом Административного Совета по свободе объединения и Комитетом Конференции по применению Конвенций и Рекомендаций.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В исключительных случаях, в соответствии со статьей 33 Устава МОТ, Международная конференция труда может призвать своих членов к осуществлению воздействия на государство, особенно злостно нарушающее международные трудовые стандарты. На практике это было сделано только один раз – в 2001 году в отношении Мьянмы, в течение десятилетий подвергавшейся критике за использование принудительного труда и отказывавшейся сотрудничать по этому вопросу с Международной организацией труда. В результате, ряд государств применили в отношении Мьянмы экономические санкции, и она была принуждена сделать ряд шагов навстречу МОТ.

    Источники


    1. Липшиц, Е.Э. Законодательство и юриспруденция в Византии в IX-XI вв. Историко-юридические этюды / Е.Э. Липшиц. — М.: Наука, 2016. — 248 c.

    2. Гриненко А. В., Костанов Ю. А., Невский С. А., Подшибякин А. С. Адвокатура в Российской Федерации. Учебник; ТК Велби, Проспект — М., 2016. — 208 c.

    3. Ло, Реймонд Фен-Шуй и анализ судьбы; София, 2011. — 224 c.
    4. Понасюк А. М. Медиация и адвокат. Новое направление адвокатской практики; Инфотропик Медиа — М., 2012. — 370 c.
    5. Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
    Международная организация труда и международные стандарты. международные стандарты труда и российско
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here