Местное самоуправление и государство. органы местного самоуправления

Государство и местное самоуправление

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Такие «местные» вопросы население может решать непосредственно путем проведения местных референдумов, на общих собраниях, сходах, либо через органы местного самоуправления (муниципальные органы), которые формируются самим населением.

Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наименования этих органов и лиц, их возглавляющих, могут быть различными: «муниципалитет», «мэрия», «администрация», «атаманское управление», «городской (районный) совет», «глава администрации», «мэр», «сельский староста», и др.; это зависит от исторических особенностей, местных традиций, действующего в стране законодательства и т.п.

История политической и правовой мысли знает несколько теорий местного самоуправления («общественная», «государственная», «политическая» и т. д.)

Так сторонники «общественной теории» делают акцент на принципиальном различии государственного управления и местного самоуправления, всячески подчеркивая специфику последнего, самобытность его природы. Приверженцы «государственной теории» рассматривают органы местного самоуправления лишь как особую разновидность государственных органов, один из способов децентрализации государственной власти.

Фактически западная и российская модели местного самоуправления основаны на признании сочетания в деятельности муниципальных органов одновременно и государственных и общественных начал.

С одной стороны, муниципальные органы обладают отдельными государственно-властными полномочиями. Например, они вправе издавать муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, за неисполнение которых субъекты права несут ответственность в соответствии с действующим национальным законодательством.

Кроме этого к вопросам, которые решают органы местного самоуправления Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года относит:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

[1]

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

[3]

Как и государственные органы, муниципальные органы занимаются управленческой деятельностью, государственная и муниципальная служба основывается на общих принципах (приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, законность, профессионализм и компетентность государственных и муниципальных служащих, их внепартийность и т. д.).

С другой стороны, общественные начала местного самоуправления проявляются в том, что эти органы создаются на основе непосредственного прямого волеизъявления населения и ему подотчетны, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, их правовое положение закрепляется в соответствующих уставах. Население вправе заслушивать на местных сходах, собраниях отчеты депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государства и государственными должностными лицами не допускается.

Наверное, тот факт, что муниципальные органы наделены некоторыми государственно-властными полномочиями, участвуют в осуществлении государственных функций, объясняет то, что многие не видят разницы между органами государственной власти и муниципальными органами.

Поэтому еще раз особо следует подчеркнуть, что муниципальные органы в Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Например, Волгоградская областная дума — это представительный орган законодательной государственной властисубъекта федерации — Волгоградской области, тогда как Совет народных депутатов города Волгограда — это представительный орган местного самоуправления. Администрация Волгоградской области — орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, а вот администрация города Волгограда — исполнительный орган местного самоуправления.

Иными словами, органы местного самоуправления — это особый, самостоятельный элемент российской политической системы.

Читайте так же:  Акт приемки сварочных работ. оформление технической документации на сварочные работы

История института местного самоуправления в России имеет достаточно богатые традиции. Так, в XVIII веке на территории российской империи действовала Жалованная грамота городам (1785 г.), в 1870 году было введено Городовое Положение, измененное в 1892 году в результате проведенной контрреформы.

Примером местного самоуправления в дореволюционной России были также земства, учрежденные правительственным Положением 1864 года. Это была вы­борная форма местного самоуправле­ния, в круг ведения которой входили забота о школах, больницах, местных дорогах, учреждениях общественной призрения, службах пошива, ремонте ведение земской статистики, земского страхования и т. п. Доминирующую роль в этих органах играли дворянство купечество, активное участие в их работе принимала разночинная интеллигенция. Это, несомненно, был шаг к учреждению основ гражданского общества, причем с учетом особых условий России.

При всех недостатках местное самоуправление позволило более эффективно решать местные вопросы с учетом интересов проживающего населения.

Но даже такая «безобидная» для властей форма самоуправления встревожила апологетов самодержа­вия, особенно после того, как земские собрания и съезды стали требовать расширения сферы своей деятельно­сти и усиления полномочий, участия в принятии более масштабных реше­ний. Тогда и появилась записка С.Ю. Вит­те (министра финансов, а, в последствии — Председателя кабинета министров): «Последователь­ное развитие всесословного пред­ставительства в делах местного уп­равления неизбежно приведет к на­родному представительству в сфере центрального управления, а затем и к властному участию народа в законо­дательстве и в управлении верхов­ном».

Известно, что В. И. Ленин весьма скептически относился к системе местного самоуправления царской России, он называл ее «пятым колесом в телеге государственного управления», полагая, что участие населения в работе органов местного самоуправления отвлекает народ от «решительных революционных действий». Сложившаяся в нашей стране после 1917 года советская система управления практически ликвидировала местное самоуправление, существовавшее в царской России. Советы депутатов, которые возникли как творчество «революционных масс» в ходе революции 1905 года именно как форма местного самоуправления, после прихода большевиков к власти были преобразованы в единую систему государственных органов «сверху донизу».

В конечном счете, местные советские органы стали простыми проводниками решений вышестоящих государственных органов, партийных указаний на местном уровне. Реформирование советской государственной системы, начатое в конце 80-х годов ХХ столетия, привело к необходимости возрождения в нашей стране традиций местного самоуправления.

Система российского местного самоуправления находится в процессе становления. Опыт развитых западных стран доказывает, что существование органов местного самоуправления позволяет, хотя бы в некоторой степени, разрешить часть противоречий между обществом и государством, привлечь к управлению обществом широкие слои населения, консолидировать общественные и государственные усилия в деле укрепления общества при сохранении демократических институтов. Самостоятельность муниципальных органов можно рассматривать и как социальную гарантию демократии, свободы гражданского общества, ограничения всевластия государственной власти.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

4. Государство и местное самоуправление

Местное самоуправление — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных национальным законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Такие «местные» вопросы население может решать непосредственно путем проведения местных референдумов, на общих собраниях, сходах, либо через органы местного самоуправления (муниципальные органы), которые формируются самим населением.

Граждане осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления (муниципальные органы) — это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наименования этих органов и лиц, их возглавляющих, могут быть различными: «муниципалитет», «мэрия», «администрация», «атаманское управление», «городской (районный) совет», «глава администрации», «мэр», «сельский староста», и др.; это зависит от исторических особенностей, местных традиций, действующего в стране законодательства и т.п.

История политической и правовой мысли знает несколько теорий местного самоуправления («общественная», «государственная», «политическая» и т. д.)

[2]

Так сторонники «общественной теории» делают акцент на принципиальном различии государственного управления и местного самоуправления, всячески подчеркивая специфику последнего, самобытность его природы. Приверженцы «государственной теории» рассматривают органы местного самоуправления лишь как особую разновидность государственных органов, один из способов децентрализации государственной власти.

Фактически западная и российская модели местного самоуправления основаны на признании сочетания в деятельности муниципальных органов одновременно и государственных и общественных начал.

С одной стороны, муниципальные органы обладают отдельными государственно-властными полномочиями. Например, они вправе издавать муниципальные правовые акты, которые подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования, за неисполнение которых субъекты права несут ответственность в соответствии с действующим национальным законодательством.

Кроме этого к вопросам, которые решают органы местного самоуправления Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 6 октября 2003 года относит:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;

2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;

3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;

4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

Читайте так же:  Протокол об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. как составляется ликвидационный бала

5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения;

6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;

7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;

8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;

9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;

10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;

11) организация библиотечного обслуживания населения;

12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

13) охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения;

14) обеспечение условий для развития на территории поселения массовой физической культуры и спорта;

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;

16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;

17) формирование архивных фондов поселения;

18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;

19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования и охраны городских лесов, расположенных в границах населенных пунктов поселения;

20) планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, установление правил землепользования и застройки территории поселения, изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;

21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;

22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Как и государственные органы, муниципальные органы занимаются управленческой деятельностью, государственная и муниципальная служба основывается на общих принципах (приоритет прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, законность, профессионализм и компетентность государственных и муниципальных служащих, их внепартийность и т. д.).

С другой стороны, общественные начала местного самоуправления проявляются в том, что эти органы создаются на основе непосредственного прямого волеизъявления населения и ему подотчетны, структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, их правовое положение закрепляется в соответствующих уставах. Население вправе заслушивать на местных сходах, собраниях отчеты депутатов и должностных лиц органов местного самоуправления. Государственные органы не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления. Осуществление местного самоуправления органами государства и государственными должностными лицами не допускается.

Наверное, тот факт, что муниципальные органы наделены некоторыми государственно-властными полномочиями, участвуют в осуществлении государственных функций, объясняет то, что многие не видят разницы между органами государственной власти и муниципальными органами.

Поэтому еще раз особо следует подчеркнуть, что муниципальные органы в Российской Федерации не входят в систему органов государственной власти (ст. 12 Конституции). Например, Волгоградская областная дума — это представительный орган законодательной государственной власти субъекта федерации — Волгоградской области, тогда как Совет народных депутатов города Волгограда — это представительный орган местного самоуправления. Администрация Волгоградской области — орган исполнительной государственной власти субъекта Российской Федерации, а вот администрация города Волгограда — исполнительный орган местного самоуправления.

Иными словами, органы местного самоуправления — это особый, самостоятельный элемент российской политической системы.

История института местного самоуправления в России имеет достаточно богатые традиции. Так, в XVIII веке на территории российской империи действовала Жалованная грамота городам (1785 г.), в 1870 году было введено Городовое Положение, измененное в 1892 году в результате проведенной контрреформы.

Примером местного самоуправления в дореволюционной России были также земства, учрежденные правительственным Положением 1864 года. Это была вы­борная форма местного самоуправле­ния, в круг ведения которой входили забота о школах, больницах, местных дорогах, учреждениях общественной призрения, службах пошива, ремонте ведение земской статистики, земского страхования и т. п. Доминирующую роль в этих органах играли дворянство купечество, активное участие в их работе принимала разночинная интеллигенция. Это, несомненно, был шаг к учреждению основ гражданского общества, причем с учетом особых условий России.

При всех недостатках местное самоуправление позволило более эффективно решать местные вопросы с учетом интересов проживающего населения.

Но даже такая «безобидная» для властей форма самоуправления встревожила апологетов самодержа­вия, особенно после того, как земские собрания и съезды стали требовать расширения сферы своей деятельно­сти и усиления полномочий, участия в принятии более масштабных реше­ний. Тогда и появилась записка С.Ю. Вит­те (министра финансов, а, в последствии — Председателя кабинета министров): «Последователь­ное развитие всесословного пред­ставительства в делах местного уп­равления неизбежно приведет к на­родному представительству в сфере центрального управления, а затем и к властному участию народа в законо­дательстве и в управлении верхов­ном».

Известно, что В. И. Ленин весьма скептически относился к системе местного самоуправления царской России, он называл ее «пятым колесом в телеге государственного управления», полагая, что участие населения в работе органов местного самоуправления отвлекает народ от «решительных революционных действий». Сложившаяся в нашей стране после 1917 года советская система управления практически ликвидировала местное самоуправление, существовавшее в царской России. Советы депутатов, которые возникли как творчество «революционных масс» в ходе революции 1905 года именно как форма местного самоуправления, после прихода большевиков к власти были преобразованы в единую систему государственных органов «сверху донизу».

В конечном счете, местные советские органы стали простыми проводниками решений вышестоящих государственных органов, партийных указаний на местном уровне. Реформирование советской государственной системы, начатое в конце 80-х годов ХХ столетия, привело к необходимости возрождения в нашей стране традиций местного самоуправления.

Читайте так же:  Градостроительный план земельного участка

Система российского местного самоуправления находится в процессе становления. Опыт развитых западных стран доказывает, что существование органов местного самоуправления позволяет, хотя бы в некоторой степени, разрешить часть противоречий между обществом и государством, привлечь к управлению обществом широкие слои населения, консолидировать общественные и государственные усилия в деле укрепления общества при сохранении демократических институтов. Самостоятельность муниципальных органов можно рассматривать и как социальную гарантию демократии, свободы гражданского общества, ограничения всевластия государственной власти.

1. Понятие государственного механизма.

Органы государства и органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления — это органы муниципального образования, создаваемые им для осуществления функций публичного управления на своей территории в целях обеспечения публичных интересов, развития экономики и социально-культур ной сферы и решения местных вопросов жизнедеятельности населения.

К органам местного самоуправления относятся:

  • представительный орган муниципального образования;

Представительным органом муниципального образования является выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Этот орган состоит из депутатов, которые избираются населением путем всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на основе соответствующих законодательных актов РФ и ее субъектов. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Устав муниципального образования определяет численный состав представительного органа местного самоуправления и его полномочия.

  • глава муниципального образования;

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. Указанный Закон устанавливает случаи досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования (например, смерть, отставка по собственному желанию, отрешение от должности, отзыв избирателями).

  • местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

Местная администрация как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия. Главой местной администрации может быть глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, который определяется в уставе муниципального образования.

  • контрольный орган муниципального образования;

В соответствии с уставом муниципального образования на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования формируется контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.). Он образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления также управляют и распоряжаются муниципальной собственностью:

  • ведают муниципальной казной, то есть единым нераспределенным фондом денежных средств муниципального образования;
  • определяют порядок использования муниципальных земель. водных объектов, лесов;
  • контролируют работу муниципальных предприятий — заводов, фабрик, мастерских, магазинов, — которые принадлежат муниципальному образованию;
  • распоряжаются собственностью муниципального образования от его имени.

Они имеют право:

  • передавать муниципальное имущество организациям или отдельным лицам в хозяйственное ведение: собственником остается муниципальное образование, а ведут хозяйственную деятельность директор и трудовой коллектив;
  • сдавать имущество в аренду, то есть в пользование и владение другого лица за определенную (арендную) плату; продавать имущество;
  • приватизировать — по решению населения, которое определяет и порядок, и условия приватизации муниципального имущества.

Органы государственной власти:

  • устанавливают государственную защиту и обеспечивают гарантии самостоятельности местного самоуправления;
  • помогают в хозяйственно-финансовом отношении;
  • осуществляют государственно-правовое регулирование;
  • определяют государственную политику развития местного самоуправления;
  • осуществляют государственный контроль и надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления, устанавливают их государственную (конституционно-правовую) ответственность.

Орган государственной власти -особая политическая организацию (или одно должностное лицо), наделенную необходимыми материальными средствами, государственно-властными полномочиями (компетенцией), в том числе правом принятия правовых актов внешнего действия, имеющую четкую организационную структуру (право единоличных органов создавать при себе государственные органы).

Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления носит многообразный взаимный характер. Их отношения базируются на принципах законности, взаимоуважения и взаимной ответственности, согласования интересов.

Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Вопрос 36, 37. Государство и местное самоуправление. Соотношение государственной власти и местного самоуправления.

Первые самоуправленческие структуры сформировались еще в рамках родового строя. С возникновением государства они частично трансформировались в органы государственной власти, а частично сохранили самостоятельное значение в виде тех или иных форм самоорганизации граждан. Идеи местного самоуправления стали складываться еще в эпоху феодализма – теория свободной общины. Согласно данной теории община формируется естественным путем независимо от органов государственной власти и вправе самостоятельно решать свои собственные дела. Во второй половине XIX в. возникла государственная теория самоуправления, согласно которой местное самоуправление представляет собой одну из форм организации государственного управления на местах, являясь частью общей государственной системы.

Местное самоуправление – право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, в соответствии со своей компетенцией и в интересах местного населения.

Местное самоуправление – форма осуществления народом своей власти, обеспеченная Конституцией РФ, федеративными законами, а в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов федерации, это самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения с учетом исторических и местных традиций.

Читайте так же:  Лишение прав за наезд на пешехода. что делать если наехал на пешехода наказания и штрафы при дтп, со

Конституция РФ гласит, что народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3). В РФ признается, гарантируется местное самоуправление (ст. 12). Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдумов, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Компетенция органов местного самоуправления должна строиться таким образом, чтобы им были подведомственны все вопросы, которые наиболее эффективно могут решаться на местах. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, однако, конституцией предусмотрена возможность делегирования полномочий государственных органов органам местного самоуправления, и наоборот.

Местное самоуправление решает следующие вопросы: управление муниципальной собственностью; формирование, утверждение, исполнение местного бюджета; установление местных налогов и сборов; охрана общественного порядка; решение вопросов местного значения.

Местное самоуправление предполагает тщательный учет традиций (которые сложились в той или иной местности), культурного развития населения.

Местное самоуправление, как по особенностям формирования, так и по специфике функционирования, существенно отличается государственной власти:

1) Власть местного самоуправления, как и государственная власть, является публичной и политической, но это власть определенной части населения — территориального коллектива в границах той или иной административно-территориальной единицы (округа, района, общины и т.д.).

2) Главный субъект местного самоуправления – гражданин (местный житель). Он самостоятельно и свободно решает, участвовать ли ему в собрании жителей самоуправленческой территориальной единицы, в местном референдуме или выборах в органы местного самоуправления. Гражданин вправе свободно выдвигать кандидатуры, в т.ч. и свою, в органы самоуправления. Т.о. местное самоуправление приобщает всех без исключения граждан к участию в управлении делами общества (и в этом его особая социальная роль). Государственная же власть обычно осуществляется ограниченным кругом лиц, получившим к ней доступ либо по наследству (монарх), либо по назначению или в результате выборов.

3) Самоуправленческая власть осуществляется в интересах всего местного сообщества, от его имени и им самим. Иначе обстоит дело с государственной властью. На формирование государственных органов воля частного лица оказывает мало воздействия. Здесь работают другие механизмы: мобилизованные групповые интересы, опирающиеся на финансовые средства, которых, как правило, нет в распоряжении конкретных индивидов. Частное лицо не вправе влиять ни на механизмы формирования государственных органов, ни на процедуру принятия ими решения. Эту ситуацию не меняет даже то обстоятельство, что в демократическом обществе представительная государственная власть формируется различными слоями населения. Общая воля народа может быть определена лишь более или менее приблизительно, поскольку те, кто составляет народ, зачастую и сами не в состоянии адекватно оценить ситуацию и свои интересы в этой ситуации. Государственная власть почти везде и повсюду осуществляется в интересах, прежде всего, политической элиты.

4) Проводя различие между государственной властью и местным самоуправлением, следует также иметь в виду, что уровень компетентности, необходимый для решения государственных дел, как правило, неизмеримо выше, чем тот, который требуется для принятия решений в системе местного самоуправления.

5) Государственная власть, сколь бы ясно ни осознавалась ее значимость для управления обществом, рассматривает главным образом не проблемы отдельных лиц, а типичные ситуации. Учитывать интересы конкретных лиц она способна лишь в связи с такими ситуациями. Между тем, в самоуправлении особенно в его нижних звеньях, участвуют люди, которые знают или должны знать большинство тех, на кого распространяются их решения.

6) Местное самоуправление представляет собой такую децентрализованную форму организации территориальной публичной власти, которая обеспечивает исполнение законов и других НПА государственной власти в пределах территории соответствующих видов поселений самим поселением и образуемыми им самостоятельно органами местного самоуправления и избираемыми и назначаемыми соответствующим образом должностными лицами. Эти органы и должностные лица подотчетны местному населению и подконтрольны ему в своей деятельности. Такая конструкция публичной власти на местах обеспечивает реализацию конституционного принципа ответственности в системе МСУ.

7) Формирование органов местного самоуправления, как уже отмечалось, подконтрольно только местному населению. Лица, входящие в состав органов местного самоуправления, не могут назначаться или утверждаться государственными органами. Но это не означает отсутствия контроля за деятельностью органов местного самоуправления. Однако такой контроль может осуществляться только в порядке и случаях, предусмотренных Конституцией и Законом. Ст. 12 Конституции устанавливает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако если органам МСУ передаются (делегируются) отдельные государственные полномочия, то реализация данных полномочий подконтрольна государству.

Дата добавления: 2016-11-18 ; просмотров: 915 | Нарушение авторских прав

Органы местного самоуправления

В ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. “Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ, ни в ГК РФ не предусмотрено”.

Органы местного самоуправления – это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Читайте так же:  Нежилые постройки что к ним относится. как использовать нежилое помещение

Органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти, осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому, принимаемые ими в пределах своих полномочий, решения обязательны на территории муниципального образования для всех юридических, физических и должностных лиц

По Конституции, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты являются для них обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольны государству.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Это проявляется также и в том, что все организационные формы системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно – правовая связь.

Согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориально общественного самоуправления (ТОС).

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включает требования к должности, статус муниципальных служащих, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования.

Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Виды органов местного самоуправления:

1) Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

2) Главное должностное лицо муниципального образованияможет избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования: наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом; подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

3) Исполнительный орган местного самоуправления является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, по выполнению законов и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы являются звеном цепи, обеспечивающим выполнение принятых решений.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Лившиц, Р.З.; Чубайс, Б.М. Трудовой договор; М.: Наука, 2011. — 174 c.

  2. Севан, О.Г. «Малые Корелы». Архангельский музей деревянного зодчества. История создания, методология, современное состояние / О.Г. Севан. — М.: Прогресс-традиция, 2011. — 909 c.

  3. История политических и правовых учений / В.Г. Графский и др. — М.: Норма, 2003. — 944 c.
  4. Толкушкин, А.В. Налогообложение физических лиц при операциях с недвижимостью / А.В. Толкушкин. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 344 c.
  5. Грот, Н.Я. О нравственной ответственности и юридической вменяемости / Н.Я. Грот. — Москва: ИЛ, 2017. — 144 c.
Местное самоуправление и государство. органы местного самоуправления
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here