Лицензирование пассажирсских перевозок автомобильным транспортом. с изменениями и дополнениями от ср

Автобусные пассажирские перевозки — новый закон о лицензиях и тахографах

Под действие закона подпадают автобусы, микроавтобусы, городской наземный электрический транспорт, который перевозит более 8 человек. Положение вступит в силу через 120 дней после официального опубликования закона. На получение лицензий после этого отводится 4 месяца. Езда без нее повлечет административный штраф для граждан от 2 тыс. до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц — от 4 тыс. до 5 тыс., а для компаний — от 40 тыс. до 50 тыс. Возможна и конфискация транспортного средства. Как заявили в ГИБДД, легальность деятельности перевозчиков ведомство будет контролировать вместе с Ространснадзором. В их совместном ведении также согласование маршрутов перевозки, условия предрейсового технического и медосмотров, соблюдение графика труда и отдыха водителей. Как сообщили в ГИБДД, в вечернее и ночное время сотрудники вместе с медиками будут проводить проверки состояния здоровья водителей на межрегиональных и междугородних маршрутах.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ

Лицензирование в сфере «нерегулярных» перевозок в свое время было отменено в целях либерализации и снятия барьеров для бизнеса, но на практике это дало негативный результат, признал в ходе рассмотрения этого вопроса в Госдуме замминистра транспорта Сергей Аристов. «Достаточно быстро бизнес сориентировался, и собственники автобусов стали переходить в частную форму», — пояснил он. Перевозчики принялись уходить с регулярных маршрутов и работать под видом заказных со всеми вытекающими отсюда последствиями. В итоге из-под лицензионного контроля выпало огромное количество перевозок, начали массово сдаваться лицензии. Заказные перевозки заняли, по оценкам экспертов, до 75% рынка межрегиональных пассажирских автоперевозок. Одновременно с упрощением правил для перевозчиков пострадали, конечно, и процедуры контроля, рассказал в Госдуме Аристов. «Резко стало возрастать и количество дорожно-транспортных происшествий, в том числе с гибелью и ранением людей, — признал чиновник. — Не лучше дело обстоит и с перевозкой для собственных нужд, с так называемыми вахтовыми перевозками и со всеми остальными».

Дело осложнилось еще и тем, что с учетом требований закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» «нерегулярным» перевозчикам даже не требуется направлять уведомления в органы государственного контроля, посетовал замминистра.

Власти по не выясненным депутатами причинам долго тянули с возвращением лицензирования. Представители думского комитета по транспорту ранее вносили инициативы на эту тему, но кабмин их долгое время не поддерживал. «И только после поручения президента РФ правительство внесло этот законопроект», — удивлялся на пленарном заседании первый зампред профильного комитета Виталий Ефимов. Правда, и поручение главы государства, данное 17 декабря 2016 года, было выполнено далеко не сразу. А ведь Владимир Путин поставил перед правительством задачу срочно обеспечить внесение в законодательство РФ изменений, предусматривающих «обязательное лицензирование деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в сфере пассажирских перевозок, включая заказные.

ЧИСЛО АВАРИЙ РАСТЕТ

Вопрос о принятии закона о лицензировании был поднят в правительстве в июне прошлого года после ДТП с автобусом в Забайкальском крае, в котором погибли 14 человек и пострадали 34. Для законодателей же последней каплей стали недавние крупные автокатастрофы с участием заказного транспорта. Под Тверью 5 октября маршрутка врезалась в автобус, в итоге погибли 13 человек — пассажиры микроавтобуса. Машина, выехавшая на встречку, принадлежала частнику и ездила по заказу. А 11 октября в Чувашии водитель грузовика врезался в пассажирский микроавтобус, в результате чего погибли 11 человек. Эти случаи отнюдь не единичные. В 2018 году произошло 8,9 тыс. ДТП с участием автобусов, и число аварий с каждым годом растет. Наибольшее их число, по данным ГИБДД, происходит при пассажирских перевозках межрегионального и междугородного сообщения.

[2]

«За последние годы произошло много тяжелейших транспортных происшествий с участием заказных автобусов, погибли сотни наших граждан, в том числе дети, — напомнил коллегам-депутатам Виталий Ефимов. — Анализ показывает, что водители транспортных средств не имели лицензии на перевозки и вообще часто были не зарегистрированы». Как правило, при таких перевозках не проводятся предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, автобус не проходит регламентное техническое обслуживание, а водители не имеют соответствующей подготовки. Водителям зачастую не хватало времени на отдых, и они засыпали прямо за рулем. К тому же частники нередко брали неопытных сотрудников, и те не справлялись со сложными дорожными ситуациями.

Есть и другие соображения. На совещании с депутатами правоохранительные ведомства проинформировали, что именно заказными автобусами в основном пользуются террористы. С возвращением лицензий ситуация с безопасностью изменится, согласен его коллега Виталий Ефимов. Ведь это допуск к осуществлению особо опасной работы по перевозке пассажиров. Для получения лицензии, напомнил он, претенденту необходимо доказать, что у него имеются необходимые средства материально-технической базы, кадры для подготовки техники и персонала, в том числе водителей транспорта, которые будут обеспечивать безопасность дорожного движения.

Получение лицензии, как напомнил зампред транспортного комитета ГД Сергей Бидонько, предполагает соблюдение перевозчиком определенных требований: наличие в автомобиле системы ГЛОНАСС и тахографа, регулярный медицинский осмотр водителей, своевременное прохождение техосмотра и прочее. Несоответствие какому-либо пункту может стать причиной отказа в выдаче документа. Значит, и водители будут теперь защищены от сверхурочной работы, сделал вывод Бидонько. Особенно остро, по его словам, проблема безопасности перевозок стоит в крупных городах, куда активно приезжают работать мигранты. И не секрет, что такие водители, задействованные на заказных перевозках, практически живут в автомобилях, жертвуя сном ради дохода.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

В пользу лицензирования свидетельствует и международный опыт. Во всех странах Евросоюза и Северной Америки не только пассажирские, но и грузовые перевозки обязательно лицензируются как особо опасный вид экономической деятельности, рассказали в транспортном комитете. В России же лицензией охвачены лишь примерно 400 тысяч рейсовых автобусов, которые выходят на маршруты. Между тем, по данным экспертов, на автобусные перевозки в России приходится 60% от общего количества пассажиров, перевозимых на всех видах транспорта.

Читайте так же:  Программа обучения 287 приказа минтранса. труд-эксперт. управление. квалификационные требования к вод

«На самом деле сейчас происходят не совсем хорошие вещи, когда кто-то непонятно как, где и когда купил права, открыл категорию и потом неизвестно в каком состоянии взял в аренду транспортное средство и перевозит людей, порой подвергая их жизни риску, — обрисовал текущую ситуацию еще один представитель транспортного комитета ГД Максим Сураев. — Поэтому, я думаю, если будет возвращена лицензия, конечно, увеличится безаварийность на дорогах и повысится качество перевозок пассажиров».

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в ходе обсуждения закона призвал впредь не тормозить с такими решениями долгие годы. «Это проблема национального масштаба. И мы всегда возвращаемся к ней или начинаем регулировать, когда гора трупов», — посетовал он. В связи с этим парламентарий предложил в первоочередном порядке рассматривать законопроекты, которые направлены на обеспечение безопасности граждан.

Процесс возвращения к лицензированию идет не только в сфере пассажироперевозок, но и грузовых, сообщил первый заместитель председателя комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков. По его оценке, возвращение более серьезного контроля должно привести к уменьшению количества ДТП. Однако депутат напомнил о человеческом факторе, который присутствует в 70% случаев возникновения аварий. «Ни ГЛОНАСС, ни тахограф не могут стукнуть водителя по плечу и сказать: сбавь скорость или отдохни, или не выезжай на встречку. Это все решает водитель», — привел он пример.

ДОБАВЯТ РАСХОДОВ

Изменятся ли цены на проезд в связи со вступлением в силу закона? Зампред транспортного комитета Сергей Бидонько считает, что нововведение никак на это не повлияет. Его коллега Максим Сураев тоже не ждет серьезного влияния. В любом случае для бизнеса это дополнительные расходы. По данным участников рынка, оборудование одной транспортной единицы тахографом и его дальнейшее обслуживание стоит порядка 50 тыс. рублей, так что затраты на целый парк довольно ощутимые.

Виталий Лысаков в связи с этим напомнил, что большая часть перевозчиков сейчас работает на грани рентабельности, а то и в минус. Лицензирование, как и другие факторы, все же отразится на стоимости проезда, считает он. «Цена на бензин растет, стоимость полиса ОСАГО растет, различные налоги, хотя президент говорит не повышать, но в том или ином закамуфлированном виде тоже растут», — признал он.

Отметим, что мера о лицензировании не коснется ряда перевозок — выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, Вооруженных сил и т. п.

Лицензирование перевозок пассажиров автотранспортом

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);

— Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Получение лицензии требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1 и 3 Положения).

Деятельность по перевозке пассажиров включает в себя следующие виды работ (п. 3 Положения):

— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Исходя из формулировки п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

1) автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);

2) для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);

3) не по регулярным маршрутам, а по заказам. Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Таким уполномоченным органом является Ространснадзор (п. 5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения, получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом могут организации и индивидуальные предприниматели, которые:

— намереваются осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

— соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (п. 2 Положения, п. 10 Регламента). Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Согласно п. 20 Регламента за получением лицензии соискателю следует обращаться в управление Госавтодорнадзора по субъекту РФ по месту государственной регистрации. Для юридических лиц это место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — место жительства (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Выданная лицензия на осуществление пассажирских автоперевозок действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

За осуществление деятельности без лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

Читайте так же:  Отменить запрет на въезд в рф. как проверить запрет на въезд в рф. когда в россии - семья

— для граждан — 50 000 руб.;

— для должностных лиц — 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;

— для юридических лиц — 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него наступает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Санкции в таком случае составляют:

— для граждан — штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для должностных лиц — штраф 50 000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для юридических лиц — штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Единые правила для всех: лицензирование заказных пассажирских перевозок

Поводом послужило трагическое ДТП в Забайкалье, когда в автокатастрофе с участием пассажирского автобуса погибли 14 человек. Авария произошла в ночь на 12 июня — автобус на трассе «Байкал» упал с 30-метровой насыпи. В нем находился 51 православный паломник.

Помимо того, что у перевозчика не было лицензии, правила дорожного движения также не были соблюдены. В качестве одной из вероятных причин аварии называют превышение водителем скоростного режима, в результате чего он не справился с управлением. Однако из-за неисправности тахографа невозможно точно установить, с какой скоростью ехал автобус.

После того как в 2011 году было отменено лицензирование некоторых видов автомобильных перевозок, в том числе автобусных, количество ДТП на нерегулярных маршрутах увеличилось на 63%.

Особую обеспокоенность у Минтранса вызывает то, что 40% таких ДТП совершены лицами, не имеющими статус хозяйствующего субъекта, то есть перевозками занимаются физические лица, а не организация, профессионально обслуживающая пассажиров.

Отметим, что, согласно статистике ГИБДД, за 5 месяцев этого года по вине водителей автобусов произошло 2081 ДТП, погибло 72 человека, было ранено 3074. Число жертв сократилось на 2,7%, и произошло это в основном благодаря лицензированному транспорту.

Во время совещания 19 июля глава Минтранса РФ Максим Соколов доложил президенту, что многие ДТП с участием автобусов совершаются из-за того, что водители засыпают либо отвлекаются за рулем. По его словам, уже сейчас во всех регионах РФ создана инфраструктура по установке и техобслуживанию тахографов, что позволит снизить количество аварий с участием автобусов как минимум на 15%.

Напомним, что деятельность автоперевозчиков пассажиров регулируется Уставом автомобильного транспорта, Правилами перевозки пассажиров, ФЗ-220, а международные перевозки — ФЗ-127. В настоящее время лицензию имеют только регулярные перевозчики пассажиров.

«Сегодня на рынке межрегиональных автобусных перевозок доля компаний, которые выполняют так называемые одноразовые рейсы, составляет примерно 60–70 %. Люди сами способствуют их деятельности, пользуясь услугой, а организации — заключая с ними договора, — считает генеральный директор компании «Славянский Экспресс» Николай Зверев. — Между тем, нерегулярные перевозчики ни перед кем не отчитываются и в первую очередь преследуют коммерческую цель — заработать денег, не неся ответственности».

При этом, продолжает он, частные автоперевозчики избегают уплаты налогов и не соблюдают обязательные требования по обеспечению безопасности дорожного движения. Такие перевозчики зачастую нерегулярно проводят технические осмотры транспортных средств и подвергают пассажиров опасности.

Пассажирские автобусные перевозки, осуществляемые по заказам, также должны попадать под требование закона о лицензировании отдельных видов деятельности, уверены участники рынка.

«На рынке должны существовать единые правила для всех перевозчиков, касающиеся как самого транспортного средства, так и режима труда и отдыха водителя, — подтверждает Николай Зверев. — Ведь не отдохнувший водитель — это потенциальный преступник на дороге. Значительная часть ДТП происходит именно из-за человеческого фактора».

Законопроект Минтранса установит для всех пассажирских перевозчиков равные обязанности. При обязательном лицензировании заказных перевозок водители должны будут ежедневно проходить медобследование, соблюдать установленный график движения, иметь при себе все необходимые документы на транспортное средство и следить за своевременным прохождением техосмотра. Кроме того, если в отрасль вернется необходимость получать лицензию, у государства появится информация о состоянии транспорта и его владельцах.

В результате, как полагает генеральный директор компании «Славянский Экспресс», после принятия закона о лицензировании всех видов автобусных перевозок около 30 % компаний будут вынуждены уйти с рынка.

Видео удалено.
Читайте так же:  Региональный капитал как воспользоваться. как использовать региональный материнский капитал и на что
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако инициативу Минтранса РФ по введению лицензирования заказных перевозок полностью поддерживает большинство участников рынка, в том числе СПб ГУП «Пассажиравтотранс».

По словам пресс-секретаря СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Татьяны Клепиковой, осуществление этих перевозок должно контролироваться, а к безответственным организациям, нарушающим требования по безопасности дорожного движения, технической подготовки автобусов, персонала, оснащения ремонтной базы, должны применяться жесткие меры.

«При введении лицензирования контролирующий орган проверит соблюдение всех необходимых условий, как на этапе выдачи лицензии, так и при дальнейшем осуществлении деятельности, как сегодня это происходит на регулярных перевозках, — отмечает Татьяна Клепикова. — Пока заказные перевозки выпадают из правого регулирования, недобросовестные компании могут не только демпинговать рынок, но и выполнять заведомо некачественную и небезопасную услугу». Положительно восприняли новость о возврате лицензирования и в Союзе ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы».

«Лицензия — это документ, подтверждающий, что перевозчик выполнил все требования закона и готов к перевозке той или иной категории пассажиров. Лицензирование имеет прямое отношение к дорожной безопасности, даже не потому, что будут чаще проверяться лицензиаты со стороны автодорожного надзора, а в силу опасения перевозчика потерять лицензию и, следовательно, бизнес», — говорит председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов.

По его словам, сообщества перевозчиков пассажиров изначально были против отмены лицензирования, это решение было принято без обсуждения с транспортниками и стоило человеческих жизней. «Власть должна найти и наказать инициаторов этого «эксперимента», — уверен Олег Куксов.

Он выражает обеспокоенность тем, что в настоящее время транспортники опять не знают подробно о планах правительства и могут получить в очередной раз «сырой» вариант решения проблемы.

«Перевозчики опять столкнутся с бюрократической волокитой, необходимостью готовить кучу документов. А ведь лицензии до отмены были у всех перевозчиков пассажиров, кроме некоммерческих перевозок сотрудников! Теперь все заново.

Также неясно в связи с введением разных видов лицензий на разные категории пассажиров, что будет с уже действующими лицензиями, они будут действовать и дальше, или их придется получать заново?» — задается вопросом Олег Куксов.

Он отмечает, что в очередной раз все проблемы будут возложены на плечи перевозчиков, заказным перевозчикам придется соответствовать тем требованиям, от которых они уже отвыкли. «Жаль, но созданных трудностей можно было бы избежать при наличии стратегического плана развития отрасли, — уверен Олег Куксов. — Мы считаем, что законодательство РФ в сфере транспорта ущербно, громоздко, не систематизировано, нет общего взгляда на проблему рынков регулярных и заказных перевозок, их взаимодействия».

По его мнению, для формирования профессионального законодательства в сфере транспорта в РФ необходимо, помимо наличия стратегического плана развития отрасли, наметить план формирования законодательной базы с привлечением профессиональных сообществ перевозчиков».

Лицензирование перевозок пассажиров автотранспортом

Лицензирование пассажирских перевозок автомобильным транспортом вместимостью более восьми человек регулируется:

— Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Закон о лицензировании);

— Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 280);

— Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (утв. Приказом Минтранса России от 29.04.2013 N 144).

Получение лицензии требуется при осуществлении перевозок пассажиров по регулярным маршрутам автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, п. п. 1 и 3 Положения).

Деятельность по перевозке пассажиров включает в себя следующие виды работ (п. 3 Положения):

— регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении;

— регулярные перевозки пассажиров в междугородном сообщении.

Исходя из формулировки п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании и п. 1 Положения, получение лицензии не требуется при осуществлении пассажирских перевозок:

1) автотранспортом меньшей вместимости: восемь человек и менее (например, такси);

2) для обеспечения собственных нужд организации или индивидуального предпринимателя (например, перевозка собственных работников);

3) не по регулярным маршрутам, а по заказам. Осуществление перевозок пассажиров и багажа автотранспортом по заказам требует предварительной подачи уведомления в уполномоченный государственный орган (п. 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» . Таким уполномоченным органом является Ространснадзор (п. 5 Правил представления уведомлений о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и учета указанных уведомлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 584).

В соответствии с п. п. 1 и 4 Положения, получить лицензию на осуществление перевозок пассажиров автотранспортом могут организации и индивидуальные предприниматели, которые:

— намереваются осуществлять перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек;

— соответствуют при этом установленным лицензионным требованиям.

Лицензирование перевозок пассажиров осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) и ее территориальные органы (п. 2 Положения, п. 10 Регламента). Непосредственно данную функцию выполняют территориальные органы Ространснадзора — управления Госавтодорнадзора по субъекту РФ.

Согласно п. 20 Регламента за получением лицензии соискателю следует обращаться в управление Госавтодорнадзора по субъекту РФ по месту государственной регистрации. Для юридических лиц это место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — место жительства (ч. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Выданная лицензия на осуществление пассажирских автоперевозок действует бессрочно (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании).

Читайте так же:  Что такое регресс в гражданском праве. право регресса это. сумма требования и давность иска

За осуществление деятельности без лицензии на перевозки пассажиров автотранспортом вместимостью более восьми человек предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта (в том числе перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек) без лицензии является административным правонарушением, за которое ч. 1 ст. 14.1.2 КоАП РФ установлена ответственность в виде штрафа:

— для граждан — 50 000 руб.;

— для должностных лиц — 50 000 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;

— для индивидуальных предпринимателей — 100 000 руб.;

— для юридических лиц — 400 000 руб.

Если данное правонарушение совершено повторно, за него наступает ответственность по ч. 2 ст. 14.1.2 КоАП РФ. Санкции в таком случае составляют:

— для граждан — штраф 50 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для должностных лиц — штраф 50 000 руб.;

— для индивидуальных предпринимателей — штраф 100 000 руб. с конфискацией транспортного средства;

— для юридических лиц — штраф 400 000 руб. с конфискацией транспортного средства (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

За осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, ч. 1 ст. 171 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность в виде одного из следующих наказаний:

— штрафа до 300 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до двух лет;

— обязательных работ на срок до 480 часов;

— ареста на срок до шести месяцев.

Лицо, впервые совершившее данное преступление, освобождается от уголовной ответственности, если оно (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ):

— возместило ущерб, причиненный гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, и перечислило в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, либо

— перечислило в федеральный бюджет доход, полученный в результате совершения преступления, и денежное возмещение в размере пятикратной суммы дохода, полученного в результате совершения преступления.

За деяние, совершенное организованной группой или сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наступает уголовная ответственность по ч. 2 ст. 171 УК РФ в виде одного из следующих наказаний:

— штраф от 100 000 до 500 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет;

— принудительные работы на срок до пяти лет;

— лишение свободы на срок до пяти лет со штрафом до 80 000 руб. или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до шести месяцев или без такового.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров более 8 человек: пошаговый алгоритм

Современному человеку довольно сложно обойтись без сервиса пассажирских перевозок. Особенно если он проживает в крупном городе.

Во время перевозки пассажиры доверяют свое здоровье и жизнь водителю, а поэтому он должен быть пригодным к данному виду деятельности, а его наниматель — предоставить безопасные условия для пассажиров.

[3]

И государство контролирует этот процесс посредством лицензий на перевозку. Давайте разберемся, нужна ли лицензия и как ее получить.

Что представляет собой лицензирование пассажирских передвижений более 8 человек?

Лицензия на перевозку пассажиров является особым государственным документом, который разрешает предприятию осуществлять коммерческие перевозки на собственном транспорте.

Перевозка может осуществляться автобусами или микроавтобусами. Если пассажиров будут возить без данной лицензии, то это будет причиной вполне серьезного наказания.

Этот документ является полным подтверждением безопасного предоставления услуг пассажирам: транспорт и оборудование соответствует всем стандартам, а водитель имеет необходимую квалификацию и опыт.

Где получить и на какой срок выдается?

Документ выдается органом Ространснадзора на основании положения о лицензировании перевозки (Постановление Правительства №280). Оформление лицензии обычно занимает от одного до трех месяцев.

Выдается лицензия только индивидуальному предприятию либо юридическому лицу.

Справка! Срок действия лицензии на данный момент — бессрочно.

Кому нужно разрешение на перемещение автомобильным транспортом?

Лицензия будет необходима для следующих видов перевозки:

  • постоянные перевозки пассажиров на городских и пригородных сообщениях (автобусные маршруты);
  • постоянные перевозки взрослых людей и детей на междугороднем направлении.

Если вам необходимо получить лицензию на такси, то смотрите статью по ссылке.

Реестр был создан для учета выданных лицензий на перевозку. В нем зарегистрированы все транспортные средства которые для этого используются. С его помощью можно получить необходимую информацию о компании-перевозчике, например:
  • номер транспортного средства со сведениями о действии лицензии;
  • данные о компании;
  • список разрешений.

Требования к соискателям

Для получения лицензии на перевозку необходимо выполнить следующие требования:

  • иметь собственную или арендованную площадь и технику для осмотра или ремонта транспортных средств, либо же иметь договор по обслуживанию сторонней организацией;
  • нанять на работу водителей, имеющих достаточную квалификацию (категорию «Д») и состояние здоровья;
  • нанять медицинского сотрудника с соответствующей медицинской лицензией, который будет проводить осмотры перед рейсами или подписать договор с медучреждением;
  • подготовить транспортные средства для перевозки, в полностью пригодном состоянии и с необходимым оборудованием (например, для навигации).

Необходимые документы для ИП или ООО

Для оформления необходимо подготовить следующий пакет документов:

  • заявление на получение лицензии;
  • нотариально заверенные копии документов юридического лица (или ИП);

  • нотариальная копия выписки из реестра юридических лиц (для ИП — выписка из ЕГРИП);
  • свидетельство о гос. регистрации (для индивидуальных предпринимателей);
  • паспорт руководителя, приказ о его вступлении в должность;
  • письмо с кодами статистики;
  • паспорт ответственного за безопасность пассажиров;
  • лицензия медика или договор с учреждением для предрейсового осмотра водителей;
  • контракты с водителями, их водительские права и медицинские справки о состоянии здоровья, а также подтверждения стажа;
  • ПТС или договор аренды на транспортные средства, подтверждение возможности проведения техобслуживания и подготовки к работе;
  • талоны ТО;
  • копия страхового полиса ОСАГО;
  • подтверждение оплаты госпошлины.
Читайте так же:  Гражданское право. юридические лица. виды коммерческих юридических лиц понятие виды юр

Как получить: пошаговый алгоритм

Процедура оформления выглядит следующим образом:

  1. Сбор необходимых документов.
  2. Оплата государственной пошлины.
  3. Заполнение заявления на получение лицензии. Форма заявления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей отличается.
  4. Подача заявления и прочих документов в лицензирующий орган. Сделать это можно лично, либо отправив по почте (или курьером), а также в электронном варианте.
  5. Далее следует рассмотрение заявления и полная проверка документов. Максимальный срок рассмотрения составляет 45 дней.
  6. Если все требования были соблюдены и нет никаких проблем с предоставленными документами, то лицензия будет выдана, в ином случае последует отказ.

Внимание! При возникновении проблем заявитель будет уведомлен в течение трех дней. Далее ему предоставят 30 дней на исправление.

Основные причины отказа

В случае выполнения всех вышеперечисленных требований шансы натолкнуться на отказ минимален. Отказы в выдаче лицензии обычно происходят по следующим причинам:
  • если предъявлены не все документы;
  • некоторые из документов подделаны;
  • несоответствие каким-либо требованиям;
  • наличие судебного запрета на осуществление данной деятельности.

В остальных случаях отказ будет неправомерным, что является правом на обжалование решения в суде.

Сколько стоит разрешение (госпошлина)?

Исходя из пункта 92 части 1 статьи 333.33 НК РФ, размеры государственных пошлин составляют:

  • за оформление лицензии — 7500 рублей;
  • за переоформление при внесении изменений об адресе и виде деятельности — 3500 рублей. В остальных случаях — 750 рублей.

[1]

Переоформление

При необходимости переоформления необходимо обращаться в тот же орган, где она и оформлялась. Процедура предполагает предоставления такого же пакета документов, как и при оформлении, но вместе с оригиналом действующей лицензии.

Также необходимо будет заполнить заявление по установленной форме. После чего останется только оплатить госпошлину, размер которой будет зависеть от изменяемых данных.

Прекращение и приостановление

Приостановление лицензии может произойти в нескольких случаях:

  • при выявлении нарушений и несоответствии государственным требованиям;
  • по желанию перевозчика.

В случае принудительного приостановления перевозчику предоставляется до шести месяцев на исправление. После этого он обязан уведомить лицензионный орган об исправлении. В ином случае лицензия на перевозку будет аннулирована.

Также аннуляция лицензии произойдет после ликвидации предприятия.

Штрафы и наказания за работу без документа

В случае осуществления перевозок без наличия лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность.

В первую очередь нарушителя ожидает денежный штраф. Исходя из статьи 14.1.2 КоАП сумма штрафа следующая:

  • граждане и должностные лица будут вынуждены заплатить 50 000 рублей;
  • индивидуальные предприниматели лишатся 100 тысяч рублей;
  • а наиболее жестокий штраф ждет юридических лиц — 400 тысяч рублей.

При повторном нарушении помимо штрафа юридическому лицу могут остановить предпринимательскую деятельность на срок до трех месяцев, а граждан и индивидуальных предпринимателей могут лишить транспортного средства.

Уголовная ответственность может наступить в следующих случаях:

  • если деятельность без лицензии нанесла крупный ущерб. При этом неважно кому он был нанесен: государству, какому-либо предприятию или организации или же простым гражданам;
  • если действия без лицензии связаны с другой незаконной деятельностью, получающей доходы в крупных размерах.

Наказание же за это может быть следующим:

  • до шести месяцев лишения свободы;
  • до 480 часов обязательных работ;
  • штраф размером до 300 тысяч рублей (либо в размере дохода за двухлетний срок).

В случаях, когда преступление совершено в первый раз, нарушителя могут освободить от уголовной ответственности. Однако произойти это может только при следующих условиях:
  • если преступник полностью возместит ущерб, который он причинил другим лицам, а также перечислит в бюджет денежное возмещение, которое пятикратно превышает нанесенный ущерб;
  • полное перечисление в бюджет всех доходов, которые были получены от незаконной деятельности предприятия, и также его возмещение в пятикратном размере.

Если же незаконный доход причисляется к особо крупным размерам, или преступление было совершено организованной группировкой, то наказание будет следующим:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей, или в размере доходов за срок от одного года до 3 лет;
  • лишение свободы на срок до пяти лет плюс штраф до 80 000 рублей;
  • принудительные работы — до пяти лет.

Заключение

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для осуществления пассажирских перевозок необходима специальная лицензия. Получить ее может юридическое или физическое лицо, зарегистрированное как индивидуальный предприниматель. Чтобы получить лицензию перевозчик должен соответствовать определенным государственным требованиям, в ином случае ему будет вынесен отказ. За оформление и переоформление необходимо платить государственную пошлину. При осуществлении перевозок без лицензии нарушитель может понести административную и уголовную ответственность.

Источники


  1. Сергеев С. Г. Конституционное право России; Дашков и Ко — Москва, 2008. — 576 c.

  2. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.

  3. Гурочкин, Ю.; Соседко, Ю. Судебная медицина. Учебник для юридических и медицинских вузов; М.: Эксмо, 2011. — 320 c.
  4. Зильберштейн А. А. Земельное право. Шпаргалка; РГ-Пресс — Москва, 2010. — 797 c.
  5. Терехова, Ю. К. Корпоративный юрист. Правовое сопровождение предприятия. Практическое пособие / Ю.К. Терехова. — М.: Дашков и Ко, Вест Кей, 2015. — 222 c.
Лицензирование пассажирсских перевозок автомобильным транспортом. с изменениями и дополнениями от ср
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here