Кто входит в законодательную власть. законодательная власть российской федерации

Законодательным органом власти в РФ является. Система органов законодательной власти в РФ

Ответственный гражданин должен иметь представление о политическом устройстве своей страны. Общество, обладающее достаточным уровнем правового сознания, сможет устанавливать качественный контакт с государственной властью. Такая связь здорово поспособствует подъему страны по всем векторам развития. В нашей статье будет рассказано про систему органов законодательной власти в РФ. Это важнейшая ветвь государственного аппарата, устройство которой обязан знать каждый россиянин.

Государственная власть в России

Политическое устройство в нашей стране соответствует принципам, которые были предложены французским философом Шарлем Монтескье. Это мыслитель эпохи Просвещения, который переработал знаменитую идею Джона Локка о «государственном правлении». Локк сформировал теорию о делении власти на исполнительную, законодательную и федеративную (внешнеполитическую). Монтескье предложил свой вариант, в котором федеративная власть была заменена судебной.

Идея французского философа о разделении властей применяется сегодня в большинстве стран мира. В России политическое устройство также делится на три части. Законодательные и исполнительные органы власти РФ занимаются формированием законов и контролем за их исполнением. Судебная власть разрешает правовые тяжбы.

Совет Федерации: общая характеристика

Законодательную власть в России представляет двухпалатный парламент — Федеральное собрание РФ. Верхняя палата именуется Советом Федерации. Из-за особого типа формирования ее также называют «Палатой регионов». От каждого субъекта федерации в верхнюю палату Парламента поступают по два представителя — из исполнительного и законодательного органа, соответственно. Таким образом, в Совете Федерации насчитывается 170 членов.

Председатель Совета Федерации — Валентина Матвиенко.

Свою работу Совфед осуществляет независимо от Государственной думы – нижней парламентской палаты. Президент не имеет возможности распустить или значительно изменить состав верхней палаты, а потому можно говорить об особом типе неприкосновенности каждого сенатора.

Чем занимается Совет Федерации?

Верхняя палата Федерального собрания является законодательным органом власти в РФ. Ее полномочия прописаны в Конституции. В статье 102 зафиксированы основные функции сенаторов. В отношении главы государства Совфед обладает тремя видами полномочий:

  • назначение даты выборов президента РФ;
  • снятие президента РФ с должности в порядке импичмента;
  • утверждение президентского указа о введении военного или чрезвычайного положения.

Следующие три функции связаны с высшими должностными лицами страны. Совет Федерации может наделять полномочиями и снимать с поста следующих лиц:

  • руководителя российской Счетной палаты, а также некоторых ее аудиторов;
  • судей Конституционного и Верховного судов;
  • российского генерального прокурора и его заместителей.

Наконец, последние две функции верхней парламентской палаты связаны с внешней политикой страны. Это изменение границ, а также использование Вооруженных Сил за пределами России.

Структура верхней палаты

Устройство Совфеда закрепил Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ» от 2012 года. Сохранился старый порядок образования верхней парламентской палаты: по два представителя от каждого региона. Однако были уточнены требования к самим сенаторам. Минимальный возраст кандидата в члены Совфеда — 30 лет. Срок его постоянного проживания в России – 5 лет минимум. Отдельное внимание уделяется репутации сенатора, которая всего-навсего должна быть идеальной.

В самой верхней палате трудятся 170 человек. Однако работа этого органа была бы невозможной без специального аппарата Совета Федерации — вспомогательного органа, осуществляющего правовое, организационное, финансовое и прочее содействие парламенту. В аппарате числится порядка 600 служащих. Все работники объединяются в отраслевые штаты, каждый из которых занимается тем или иным вопросом. Существуют, например, аппараты по международным, бюджетным, аграрным, научным и прочим делам.

Государственная дума: общая характеристика

История российской Госдумы берет свое начало в 1905 году. Тогда это был единственный законодательный орган во всей Империи. В Советском Союзе функции такого органа исполнял Верховный Совет РСФСР. Наконец, в 1993 году был принят закон о конституционной реформе, согласно которому был учрежден двухпалатный Парламент. Нижняя его палата, Государственная дума, состоит из 450 депутатов, каждый из которых представляет определенную политическую партию.

В отличие от Совфеда, Государственная дума постоянно меняет свой состав. Происходит это каждые 5 лет выборным путем. С 1993 по 2016 год сменилось 7 составов Госдумы. Формирование каждого нового состава происходит сложным и интересным способом, а потому на этой теме стоит заострить внимание.

Порядок формирования Госдумы

Государственная дума является законодательным органом власти в РФ — так же, как и Совет Федерации. Однако способы образования этих двух органов радикальным образом отличаются.

Формирование нижней парламентской палаты происходит путем всеобщего и равного голосования. Сам способ голосования можно назвать смешанным: половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина — по федеральному округу пропорционально количеству голосов, поданных за списки кандидатов.

По итогам выборов проценты голосов преобразуются в парламентские места. В Госдуме был сформирован избирательный барьер, составляющий на данный момент 5%. Партии, не преодолевшие барьер, в Госдуму не попадают.

В статье 97 Конституции устанавливаются требования к депутатам. Это должны быть граждане старше 21 года. Обязательные условия — наличие дееспособности и отсутствие судимости.

Полномочия Госдумы — нижней палаты представительного органа государственной власти в РФ

Законодательная инстанция, Государственная дума, имеет широкий спектр обязанностей. Первые две функции связаны с главой государства:

  • выдвижение обвинения против российского президента для снятия его с должности;
  • дача согласия главе государства на назначение председателя правительства (премьер-министра).

Следующие два полномочия касаются исполнительного органа власти – российского Правительства:

  • решение вопроса о вынесении доверия правительству;
  • ежегодное заслушивание отчетов правительства.

Три важных функции связаны с должностными лицами РФ. Госдума является законодательным органом власти в РФ, которая может назначать на должность, а также увольнять следующих граждан:

  • председателя российского Центробанка;
  • руководителя Счетной Палатой РФ;
  • уполномоченного по правам человека.

Последняя важная функция российской Госдумы касается объявления амнистии.

Структура Государственной думы

Председатель Госдумы возглавляет нижнюю палату парламента. В 7 созыве это Вячеслав Викторович Володин — представитель фракции «Единая Россия». Сама Дума состоит из четырех инстанций: Аппарата, совокупности комитетов и комиссий, а также Совета.

Читайте так же:  Форматы фискальных документов, обязательных к использованию. форматы фискальных документов кратко о

Аппарат Госдумы занимается правовым и организационным обеспечением всей нижней палаты Парламента. Руководителем этой инстанции с 2016 года является Татьяна Воронова.

Председатель Государственной думы — Вячеслав Володин.

Важное место в Госдуме занимают комитеты. Это основные органы палаты, непосредственно задействованные в законотворческой процедуре. Каждый комитет осуществляет полномочия в собственной сфере. Это может быть наука, медицина, транспортная система и т.д.

Комиссии в составе Госдумы занимаются организационными вопросами нижней палаты. Направленность таких инстанций может быть различной. Существует, например, счетная, антикоррупционная, правоохранительная, финансовая и даже этическая комиссия.

В состав Совета нижней парламентской палаты входит Председатель Госдумы и его заместители. Основными функциями представителей законодательного органа власти в РФ является модернизация работы палаты и разработка законопроектов.

Законотворческая деятельность

Разобравшись с тем, какие органы власти в РФ законодательные, следует перейти к основной функции этих органов — законотворчеству. Как Госдума, так и Совфед обладают большим количеством полномочий, однако объединяет их одна задача: разработка и принятие законов.

Законодательная инициатива является собственностью депутатов – членов Госдумы. Одобрение инициативы служит началом для формирования законопроекта. Он проходит два чтения, на каждом из которых в проект могут быть внесены поправки и изменения. На третьем чтении происходит голосование за одобрение закона. Если проект одобряется, он переходит в Совет Федерации, где также проходит проверку. Сенаторы принимают закон, после чего он отправляется в Конституционный суд. Там он подвергается анализу на соответствие основному закону страны. В самом конце законотворческой процедуры судьбу закона решает Президент: он может одобрить проект, либо наложит на него вето.

Органы законодательной власти субъектов РФ

В российских регионах представительные инстанции могут иметь разные наименования. Например, в областях это Областные советы депутатов, в республиках — свои небольшие парламенты, а в краях — краевые органы законодательной власти.

Субъекты РФ вольны в формировании структуры и установлении названия представительных инстанций. Все это определяется уставом или конституцией региона. Однако принципы организации законодательных органов власти в субъектах РФ должны соответствовать нормам федеральных законов. Так, во всех регионах проводятся выборы. Функции же субъектных парламентов мало чем отличаются от инстанций федерального характера. Они связаны с наделением полномочиями отдельных должностных лиц, а также с законотворческой деятельностью в пределах одного региона.

Органы законодательной власти РФ. Законодательная власть Российской Федерации

Россия считается федеративным государством. В стране действует особый административный аппарат. Его функционирование осуществляется в соответствии с положениями Конституции.

Общее понятие административной системы

Согласно ст. 11 Конституции, реализация государственной власти в регионах страны осуществляется формируемыми в субъектах уполномоченными органами. Данный институт имеет четко сформулированные направления. В стране действует принцип разделения власти. В соответствии с ним в рамках каждого направления действует соответствующий институт. Так, исполнительно-распорядительные функции возложены на исполнительные органы, судебные – на суды, законотворческие – на законодательные структуры. При этом указанные ветви относительно независимы и самостоятельны. Далее рассмотрим, что собой представляют законодательные органы государственной власти РФ.

Компетенция

Органы законодательной власти субъектов РФ управляют своим регионом в первую очередь посредством принятия соответствующих нормативных актов. Вместе с этим в их компетенцию входит формирование и других структур в пределах подведомственной территории и контроль над их функционированием. Однако законодательная власть различных регионов по-разному взаимодействует с исполнительной структурой. Отличия обнаруживаются также и в формах организации нормотворческого процесса, а также процедур рассмотрения тех или иных вопросов.

Современные реалии

В ряде регионов время от времени имеют место конфронтационные отношения между исполнительной и нормотворческой ветвями. При этом законодательная власть, различными способами препятствуя деятельности административного института, определенным образом выходит на передний план и подчеркивает, таким образом, свою самостоятельность. В стабильных условиях развития общественных отношений данное обстоятельство кажется не таким заметным. Это связано главным образом с тем, что основные вопросы, касающиеся государственной жизни, отрегулированы федеральным законодательством. В решении же насущных вопросов, стоящих в регионе, занята исполнительная система. Вместе с этим приведенные аргументы не ослабляют фундаментального значения, которое имеют органы законодательной власти РФ в условиях демократизации.

Характеристика

Представительная (законодательная) власть формируется в процессе реализации равного, прямого и всеобщего избирательного права в ходе тайного голосования. В результате создается целостный и постоянно действующий институт. Органы законодательной власти субъектов РФ занимают определенное положение во всей системе административного аппарата. Их статус закреплен соответствующими нормативными актами. Высший орган законодательной власти РФ регулирует вопросы, связанные с жизнью в стране в целом, а также в ее регионах. Основным направлением выступает нормотворческая деятельность.

Он представляет собой Высший орган законодательной власти РФ. Совет Федераций и Госдума формируют Федеральное собрание. В соответствии с действующими положениями Конституции, в стране только один государственный орган обладает законодательной функцией. Госдума вправе принять проект нормативного акта большинством голосов. Совет Федераций может отклонить (наложить вето) на закон, уже принятый в нижней палате Парламента. Таким образом, СФ координирует и контролирует нормотворческую работу. Целью данной деятельности является снижение уровня политических разногласий и утверждение оптимальной редакции того либо другого нормативного акта.

Образование

Органы законодательной власти РФ формируются различными способами. Создание Госдумы осуществляется посредством тайного голосования на парламентских (всеобщих) выборах. В настоящее время используется пропорциональная система. Она предусматривает голосование по партийным спискам. Распределение депутатских мест осуществляется по официальным итогам голосования.

Структура института

Органы законодательной власти в регионах именуются по-разному. В частности, существуют Думы (городская, областная и так далее), Советы, хуралы, курултаи и пр. В соответствующих научных изданиях органы законодательной власти РФ называются обобщенно местными парламентами или собраниями. В большинстве случаев они состоят из одной палаты. Законодательная власть в государстве может быть представлена и двухпалатными структурами. Например, это характерно для Свердловской области, Республики Саха, Кабардино-Балкарии.

Госдума и Совет Федераций

Она состоит из 450 депутатов. Они выбираются на 4 года. Избрание депутатов осуществляется по мажоритарно-пропорциональной (смешанной) системе. В Совете Федераций присутствует 178 членов. Они делегируются от субъектов РФ (по два от каждого региона). В данном случае действует должностной принцип. Делегатами являются главы субъектов и председатели их законодательных органов. К функциям Госдумы и СФ относят:

  • Формирование прочих госструктур (назначение тех или других должностных лиц).
  • Принятие законов на федеральном уровне.
Читайте так же:  После дтп как оценивают ущерб автомобиля. независимая экспертиза после дтп и оценка ущерба автомобил

К важнейшим должностным лицам, которые назначаются Госдумой, относят:

  • Председателя Центробанка.
  • Уполномоченного представителя по правам человека.
  • Председателя Правительства.
  • Главу Счетной палаты и половину составляющих ее аудиторов.

Сове Федераций назначает:

  • Генпрокурора.
  • Судей Высшего арбитражного, Верховного и Конституционного судов.
  • Заместителя главы Счетной палаты и вторую половину аудиторов.

Особенности

Органы законодательной власти РФ в регионах самостоятельно решают все вопросы, касающиеся финансового, материально-технического, информационного, правового и организационного обеспечения собственной деятельности. Расходы на реализацию этих задач также утверждаются внутри структур. Эти затраты предусматриваются в отдельной строке бюджета региона.

Полномочия органов законодательной власти РФ

Сфера деятельности данного института достаточно обширна. К основным полномочиям законодательных органов в регионах России, в частности, следует отнести:

  • Установление порядка, в соответствии с которым будут осуществляться выборы в структуры местного самоуправления, а также проводиться деятельность указанных подразделений в рамках компетенции, определенной в Конституции.
  • Принятие программ по социально-экономическому развитию, предлагаемых представителями исполнительной структуры.
  • Установление сборов и налогов, которые отнесены, в соответствии с федеральными нормативными актами, в ведение региона, а также порядка их взимания.
  • Определение режима распоряжения и управления собственностью на подведомственных территориях.
  • Утверждение расторжения и заключения договоров регионального уровня.
  • Определение порядка проведения и организации референдумов.
  • Установление административно-территориальной организации регионов и порядка ее изменения.
  • Утверждение плана управления субъектами, определение структурного состава высшего исполнительного института госвласти.

Право нормотворческой инициативы

Оно принадлежит депутатам и высшим должностным лицам, представительным органам территориальной власти. Данное право может быть предоставлено в соответствии с положениями Конституции и Уставов регионов иным структурам и институтам, в том числе общественным объединениям, организациям, а также гражданам, которые проживают на территории страны.

Рассмотрение проектов

Законопроекты, которые представлены высшими должностными лицами субъектов, разбираются в первоочередном порядке. Рассмотрение нормативных актов, предусматривающих расходы, которые будут покрываться из регионального бюджета, осуществляется в течение не менее 14-ти дней (календарных).

Порядок принятия актов

Он определен в соответствии с действующим законодательством. Следует отметить такие важные моменты процесса, как:

  • Принятие устава региона, поправок к нему осуществляется большинством, составляющим не менее 2/3 голосов от всего установленного количества депутатов.
  • Рассмотрение законопроекта осуществляется не менее чем в двух чтениях. Решение о его отклонении либо принятии оформляется постановлением.
  • Утверждение законов субъектов осуществляется большинством от установленного количества депутатов, решений – от числа избранных.
  • Неотъемлемым условием для вступления нормативного акта в действие выступает его промульгирование (обнародование) высшими должностными лицами.
  • При отклонении закона вето, которое наложено высшими должностными лицами, может быть преодолено большинством, составляющим не менее 2/3 голосов от установленного количества депутатов.
  • Уставы регионов, нормативные акты вступают в юридическую силу после их непосредственного официального опубликования. Законы и положения по вопросам, касающимся защиты свобод и прав человека и гражданина, наделяются действием не раньше чем через десять дней после их издания.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ — со­во­куп­ность пол­но­мо­чий по из­да­нию за­ко­нов.

Но­си­те­ля­ми законодательной власти обыч­но яв­ля­ют­ся об­ще­го­су­дар­ст­вен­ные и ре­гио­наль­ные пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны – пар­ла­мен­ты, из­ред­ка – так­же пред­ста­ви­тель­ные ор­га­ны ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, пре­имущественно го­род­ско­го. Во мно­гих стра­нах законодательную власть мо­гут осу­ще­ст­в­лять из­би­ра­те­ли по­сред­ст­вом народного го­ло­со­ва­ния – ре­фе­рен­ду­ма.

Законодательная власть пар­ла­мен­тов мо­жет быть не­ог­ра­ни­чен­ной, от­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ной и аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ной. Не­ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там обыч­но в уни­тар­ных го­су­дар­ст­вах, где законодательная власть осу­ще­ст­в­ля­ет­ся ис­клю­чи­тель­но центральным пар­ла­мен­том. От­но­си­тель­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть при­над­ле­жит пар­ла­мен­там в фе­де­ра­ци­ях и так называемых ре­гио­на­ли­зо­ван­ных го­су­дар­ст­вах (например, в Ита­лии), а так­же в го­су­дар­ст­вах, пе­ре­дав­ших часть сво­их су­ве­рен­ных прав над­на­цио­наль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ям (например, Ев­ропейскому сою­зу). Аб­со­лют­но ог­ра­ни­чен­ная законодательная власть име­ет ме­сто в стра­нах, где кон­сти­ту­ци­ей жё­ст­ко ог­ра­ни­че­на сфе­ра законодательной власти (напрмер, во Фран­ции и ря­де стран, вос­при­няв­ших её кон­сти­ту­ци­он­ную сис­те­му), – от­но­ше­ния, не пе­ре­чис­лен­ные в Ос­нов­ном за­ко­не, счи­та­ют­ся не во­шед­ши­ми в законодательную власть; они вхо­дят в сфе­ру рег­ла­мен­тар­ной вла­сти, осу­ще­ст­в­ляе­мой ис­пол­нительной вет­вью. При этом ус­та­нов­ле­на пре­зумп­ция ком­пе­тен­ции ис­пол­нительной вла­сти.

В ря­де стран кон­сти­ту­ция­ми до­пус­ка­ет­ся осу­ще­ст­в­ле­ние законодательной власти так­же ины­ми, чем пар­ла­мент, ор­га­на­ми. Это пре­ж­де все­го де­ле­ги­ро­ван­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ляе­мое ис­пол­нительной вла­стью по по­ру­че­нию или с со­гла­сия пар­ла­мен­та. Так, со­глас­но статье 38 Кон­сти­ту­ции Фран­ции, пра­ви­тель­ст­во мо­жет об­ра­тить­ся к пар­ла­мен­ту за раз­ре­ше­ни­ем осу­ще­ст­в­лять в те­че­ние ог­ра­ни­чен­но­го сро­ка ме­ры, обыч­но вхо­дя­щие в об­ласть за­ко­но­да­тель­ст­ва, и, по­лу­чив та­кое раз­ре­ше­ние, при­ни­ма­ет по­сле за­клю­че­ния Государственного со­ве­та ор­до­нан­сы, под­пи­сы­вае­мые пре­зи­ден­том, об­ре­таю­щие си­лу за­ко­на по­сле опуб­ли­ко­ва­ния и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии за­ко­ном пар­ла­мен­та.

Ряд кон­сти­ту­ций на­де­ля­ет за­ко­но­дательной вла­стью так­же ор­га­ны пар­ла­мен­тов. В Ита­лии, Ис­па­нии, Бра­зи­лии за­ко­ны мо­гут при­ни­мать­ся пар­ла­мент­ски­ми ко­мис­сия­ми, об­ра­зо­ван­ны­ми на ос­но­ве про­пор­цио­наль­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва пар­тий­ных объ­е­ди­не­ний пар­ла­мен­та­ри­ев. В не­ко­то­рых стра­нах ак­ты с си­лой за­ко­на из­да­ют­ся так­же бо­лее уз­ки­ми кол­ле­гия­ми, ко­то­рые об­ра­зу­ют­ся вер­хов­ны­ми пред­ста­ви­тель­ны­ми ор­га­на­ми из сво­его со­ста­ва и в от­ли­чие от этих ор­га­нов дей­ст­ву­ют по­сто­ян­но. Так, По­сто­ян­ный комитет Все­ки­тай­ско­го со­б­ра­ния народных пред­ста­ви­те­лей из­да­ёт за­ко­ны по ши­ро­ко­му кру­гу во­про­сов и мо­жет вно­сить из­ме­не­ния в за­ко­ны, из­дан­ные Все­ки­тай­ским со­б­ра­ни­ем; Государственный со­вет Ку­бы в пе­рио­ды ме­ж­ду сес­сия­ми Национальной ас­самб­леи народной вла­сти (эти пе­рио­ды весь­ма про­дол­жи­тель­ны) мо­жет из­да­вать дек­ре­ты-за­ко­ны — ак­ты, имею­щие си­лу за­ко­на и ут­вер­ждае­мые впо­след­ст­вии Национальной ас­самб­ле­ей.

В Рос­сии Кон­сти­ту­ци­он­ный суд РФ в ря­де сво­их по­ста­нов­ле­ний при­знал за Пре­зи­ден­том РФ пра­во свои­ми ука­за­ми вос­пол­нять про­бе­лы в дей­ст­вую­щем за­ко­но­да­тель­ст­ве на пе­ри­од до всту­п­ле­ния в си­лу со­от­вет­ст­вую­щих за­ко­нов.

Законодательная, исполнительная и судебная власти в РФ

Для того, чтобы понять смысл разделения властей, закрепленного в Конституции, необходимо знать основные виды власти.

Законодательная власть — это делегированная народом своим представителям гос. власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью. Как правило, сосредоточена в одном гос. органе — парламенте.

Законодательным и представительным органом РФ является парламент — Федеральное Собрание:

— является постоянно действующим органом;

Читайте так же:  Если лор продлевает больничный после терапевта. порядок и сроки продления больничного листа

— Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно;

— заседания палат являются открытыми (в отдельных случаях проводится закрытые заседания);

— палаты могут проводить совместные заседания для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств;

— члены Совета Федерации и депутаты Гос. Думы обладают неприкосновенностью в течение срока их полномочий ( не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления).

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов гос. власти субъекта. Гос. Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года по пропорциональной системе.

К ведению Совета Федерации относится:

— одобрение федеральных законов, принятых Государственной Думой;

— утверждение изменения границ;

— утверждение некоторых важнейших указов Президента РФ (напр., о введении чрезвычайного положения;

— назначение выборов Президента РФ;

— назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ;

— отрешение Президента от должности.

Председатель Совета Федерации — Сергей Михайлович Миронов («Справедливая Россия») избран 5 декабря 2001 года и 30 марта 2007 года

К ведению Государственной Думы относится:

— принятие федеральных законов;

— дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

— решение вопроса о доверии Правительству РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка РФ;

— назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

— выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Председатель Государственной думы — Борис Вячеславович Грызлов («Единая Россия») избран 29 декабря 2003 года и 24 декабря 2007 года

Исполнительная власть — это подзаконная ветвь гос. власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти.

Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов — органы государства, призванные осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность — правительство, президент.

Исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.

Правительство РФ состоит из :

— Председателя Правительства РФ;

— заместителей Председателя Правительства РФ;

Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства после назначения формирует структуру федеральных органов исполнительной власти, определяет основные направления деятельности правительства и организует его работу.

Председатель правительства РФ – Путин В.В.

Полномочия Правительства РФ:

— разрабатывает и представляет Гос. Думе на утверждение федеральный государственный бюджет;

— обеспечивает исполнение гос. бюджета после его утверждения Гос. Думой;

— обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

— обеспечивает единую политику в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

— управляет федеральной собственностью;

— осуществляет меры по обеспечению обороны страны, реализации внешней политики РФ;

— осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан;

— организует охрану собственности и общественного порядка;

— в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ и федеральными законами;

— издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в РФ, обеспечивает их исполнение;

— имеет право подать в отставку (отставку принимает или отклоняет Президент РФ);

— в случае отставки или сложения полномочий продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Судебная власть в РФ осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ — система судов РФ, учрежденных в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О судебной системе РФ» (1996).

В судебную систему входят :

— Конституционный Суд РФ — Председатель Конституционного Суда Российской Федерации — Зорькин Валерий Дмитриевич;

— Верховный Суд РФ — Председатель Верховного суда РФ — Вячеслав Михайлович Лебедев;

— Высший Арбитражный Суд РФ — Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ — Иванов Антон Александрович;

— система судов общей юрисдикции (республиканские, областные, краевые, районные, городские);

— система арбитражных судов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, которые назначаются Советом Федерации по представлению Президента.

Конституционный Суд разрешает дела:

— о соответствии федеральных законов, нормативных актов, и т.п. Конституции РФ;

— не вступивших в силу международных договоров;

— споры между федеральными органами власти;

— споры о компетенции между федеральными и региональными органами гос. власти;

— споры между высшими гос. органами власти субъектов;

— проверяет конституционность законов;

— дает толкование Конституции РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (гражданских и военных). Он осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции. Разъяснения В.С. обязательны для этих судов. Проверяет законность и обоснованность приговоров и решений подведомственных судов. Суд общей юрисдикции занимается разрешением гражданских, административных и уголовных дел. Специальные суды разрешают споры с участием специфических участников: военных, несовершеннолетних, работников и работодателей и др.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по решению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Арбитражные суды рассматривают имущественные и связанные с ними неимущественные споры юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Для обеспечения независимости судебной власти устанавливается особый статус судьи:

— никакой гос. орган , должностное лицо не вправе вмешиваться в деятельность судов;

— основой для разрешения споров служат только нормативно-правовые акты;

— судьи являются несменяемыми, т.е. полномочия судьи не ограничены сроком;

— судьи, их жилище, служебное помещение, имущество, переписка, транспорт и др. неприкосновенны;

— судья не может быть привлечен к административной ответственности;

— к уголовной ответственности судья привлекается только с согласия квалификационной коллегии судей — органа создаваемого судьями для решения дел судебной власти.

Необходима ли, по-вашему, такая сложная система государственных органов? Приведите не менее 3 аргументов своей позиции.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше. 8822 —

| 7175 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Читайте так же:  Как празднуют в россии день спецназа когда день спецназа

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 10. Законодательная власть в РФ.

Органы законодательной власти в РФ.

1. Федеральное Собрание как законодательный (представительный) орган государственной власти в РФ: место в механизме «разделения властей». Представительные органы советского типа.

2. Двухпалатность и двухпалатный режим работы Федерального Собрания, их значение для реализации принципа “разделения властей”.

3. Компетенция Совета Федерации и Государственной Думы.

4. Внутренняя структура палат Федерального Собрания:

а) должностные лица палат (виды, порядки избрания, освобождения от должности, полномочия);

[1]

б) комитеты и комиссии (виды, порядки формирования, полномочия, порядки заседаний);

в) депутатские объединения (группы), порядок регистрации.

5. Система органов законодательной власти в субъектах РФ. Законодательное Собрание Ростовской области.

Законодательный процесс РФ

1. Федеральные законы, федеральные конституционные законы, их понятие и юридическая сила. Виды федеральных законов.

2. Стадия законодательной инициативы в Государственной Думе: субъекты, процедура. Предварительное рассмотрение законопроектов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ.

3. Законодательные чтения в Государственной Думе Федерального Собрания РФ. Порядок голосования и принятия решений.

4. Особенности законодательной процедуры в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.

5. Стадии повторного рассмотрения федеральных законов, отклонённых Советом Федерации РФ либо Президентом РФ.

6. Стадии опубликования и введения в юридическую силу федерального закона (федерального конституционного закона). Закон РФ от 14 июня 1994 г. о действии федеральных законов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

7. Две процедуры пересмотра Конституции РФ 12 декабря 1993г.

8. Процедура внесения изменений и дополнений в главы 3-8 Конституции РФ 12 декабря 1993г. (на основе Закона от 4 марта 1998г.).

9. Парламентские слушания в Совете Федерации и Государственной Думе.

Статус депутата Федерального Собрания РФ

1. Права членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в законодательном процессе.

2. Права членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, имеющие контрольный характер и элементы распорядительных полномочий.

3. Гарантии депутатской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

Нормативная

1. Конституция РФ 12 декабря 1993г

2. Конституции республик в составе РФ (сб. документов). М., 1995.

3. Конституции, уставы, договоры субъектов РФ на Северном Кавказе//Сост. Ж.И. Овсепян, Д.Ю. Шапсугов. Ростов н/Д., 1998..

4. Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы ФС РФ от 8 мая 1994 г., в ред. 5 июля 1999г. с изм. и доп.//СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74; 1999. №28. Ст. 3466; 2001. №7. Ст. 614; №32. Ст. 3317; 2002. №28. Ст. 2785; №30. Ст. 3033; 2003. №27. Ст. 2700; 2004. №17. Ст. 1588; №25. Ст. 2484; №35. Ст. 3607; №51. Ст. 5128; 2005. №19. Ст. 1749.

5. О полномочных представителях Президента РФ в палатах Федерального Собрания РФ. Указ Президента РФ от 10 февраля 1996г. //СЗ РФ. 1996. №7. Ст. 674.

6. О порядке подготовки Правительством РФ заключений по проектам законов, направляемых Государственной Думой. Постановление Правительства РФ от 11 апреля 1994г. //Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. №16. Ст. 1276.

7. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ. Закон РФ от 4 марта 1998г.//СЗ РФ. 1998. №10. Ст. 1146.

8. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ. ФЗ от 16 декабря 2004 г.//СЗ РФ. 2000. №32. Ст. 3336; 2004. №51. Ст. 5128.

9. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. ФЗ от 6 октября 1999г., с изм. и доп. от 29 июля 2000г. и 8 февраля 2001г.//СЗ РФ. 1999. №42. Ст. 5005; 2000. №31. Ст. 5204; 2001. №23. Ст. 2277; 2002. №19. Ст. 1792; №50. Ст. 4930; 2003. №7. Ст. 2709; 2004. №50. Ст. 4950.

10. Определение Конституционного Суда РФ от 9 апреля 2002 г. по проверке конституционности законов Омской области «О Законодательном Собрании Омской области», др. // ВКС. 2003. №1. Cт. 47-50; 2005. №1. Ст.17, 25; 2006. №1. Ст. 10; №23. Ст. 2380; №30. Ст. 3287; №31. Ст. 3452; №44. Ст. 4537; №50. Ст. 5279; 2007. №1. Ст. 21; №13. Ст. 1464; № 21. Ст. 2455; №30. Ст. 3805.

11. Положение о полномочном представителе Правительства РФ в Федеральном Собрании РФ. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 20 марта 1997г.//Российская газета. 1997. 3 апреля.

12. Положение о порядке взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе. Утверждено Указом Президента РФ от 13 апреля 1996г., с изм. и доп. от 15 мая 1997г. //Российская газета. 1996. 23 апреля; 1997. 22 мая.

13. Положение об управлении Администрации Президента РФ по взаимодействию с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями и депутатами Федерального Собрания РФ. Утверждено Указом Президента РФ от 23 августа 1994г.//СЗ РФ. 1994. №4. Ст. 307.

14. Постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. о проверке конституционности положений статей 13 и 14 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»//ВКС. 2002. №5. С. 38-50 (о неприкосновенности депутата субъекта РФ).

15. Постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995г.; 12 апреля 1995г.; 20 февраля 1996г.; 22 апреля 1996г.; 17 ноября 1997г.; 6 апреля 1998г.//ВКС. 1995. №2-3; 1996. №2, 3;1997. №6; Российская газета. 1998. 21 апреля.

16. Регламент Государственной Думы РФ от 22 января 1998г. (с изм. и доп. от 26.11.99г.) //СЗ РФ. 1998. №7. Ст. 801; 2000. №4. Ст. 365; №13. Ст. 1326; Парламентская газета. 2004. 6 января; СЗ РФ. 2004. №4. Ст. 245.

17. Регламент Совета Федерации РФ от 30 января 2002 г.//СЗ РФ. 2002. №7. Ст. 635.

18. Федеральный Конституционный закон об Уполномоченном по правам человека в РФ 1997г.//СЗ РФ. 1997. №9. Ст. 1011.

19. ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ» от 14.06.94г. (с изм. и доп. от 22.10.99г.)//СЗ РФ. 1994. №8. Ст. 801; 1999. №43. Ст. 512.

Читайте так же:  Подача жалобы в фас электронном виде. подача жалобы в фас. что же входит в основные функции службы

20. О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ. ФЗ от 27 дек. 2005г. №196 – ФЗ // СЗ РФ. 2006. №1. Ст.7; 2007. № 1. Ст. 40.

Специальная

1. Авакьян С.А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999.

2. Автономов А.С., Захаров А.А., Орлова Е.М. Региональные парламенты в современной России. М., 2000.

3. Барабашев Г.В., Старовотов Н.Г., Шеремет К.Ф. Советы народных депутатов на этапе совершенствования социализма. М., 1987.

4. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ». М., 1997.

5. Волкова Н.С., Хабриева Т.Я. Правовые позиции Конституционного Суда и парламент. М., 2005.

6. Голубева Е.И. Представительное учреждение в системе государственного управления России: начало и конец XX века (сравнительный анализ). М., 1995.

7. Гранкин И.В. О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов РФ//Журнал российского права. 1998. №4/5. С. 79-85.

8. Дмитриев Ю.А., Черкашин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания. М., 1995.

9. Законодательный процесс в России //Журнал российского права. 1997. № 4.

10. Законодательный процесс. Научно-практическое пособие/Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000.

11. Иванова В.И. Парламент РФ. Правовое регулирование и организация деятельности: Учебное пособие. М., 1995.

12. Исаков В.Б. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения//Российская юстиция. 1997. №7.

13. Казанцев М. Ф. Законодательная деятельность субъектов РФ. Екатеринбург, 1998.

14. Калинина Н.А. Лингвистическая экспертиза законопроектов: опыт, проблемы, перспективы. М., 1997.

15. Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.

16. Конституционный строй России. Вып. 2. Вопросы парламентского права. М., 1995.

17. Коукли Дж. Двухпалатность и разделение властей в современных государствах//Полис. 1997. №3.

18. Краснов М.А. Ответственность в системе народного представительства. М., 1996.

19. Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2003.

20. Крестьянинов Е.В. Процедурные особенности рассмотрения Советом Федерации федеральных законов, подлежащих и не подлежащих его обязательному рассмотрению//Государство и право. 1997. №9. С. 12-20.

21. Крылов Б.С. Разделение властей: система противовесов//Журнал российского права. 1998. №6.

22. Лучин В.О., Филиппов И.В. Реформа Совета Федерации//Право и политика. 2000. №10. С. 24-32.

23. Малько А.В. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995. №4.

24. Механизм регулирования лоббистской деятельности в современной России //Государство и право. 1998. №1. С. 100-111.

25. Миронов С.М. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти//Журнал российского права. 2003. №1. С. 3-9.

26. Овсепян Ж.И. Российский путь к «разделению властей»//США: экономика, политика, идеология. 1993. №5. С. 20-31.

27. Овсепян Ж.И. Становление парламентаризма в России. Ростов н/Д., 2000.

28. Овсепян Ж.И. Федеральное Собрание – Парламент РФ, орган законодательной власти РФ постсоветского постсоциалистического периода//Основы государства и права: Учебное пособие/Под ред. В.Т. Гайкова, В.А. Ржевского. 2-е изд., доп. и перераб. Ростов н/Д., 2000. С. 374-39.

29. Очерки парламентского права (зарубежный опыт)/Под ред. Б.Н. Топорнина. М., 1993.

[3]

30. Очерки парламентского права/Отв. ред. Б.Н. Топорнин. М., 1998.

31. Парламентские процедуры: проблемы России и зарубежный опыт/Под ред. С.А. Авакьяна. М.,2003.

32. Парламентское право России / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М., 2003.

33. Парламентское право России/Под ред. И.М. Степанова, Т.Я. Хабриевой. М., 1997.

34. Погосян Н.Д. Счётная палата РФ. М., 1998.

35. Поленина С.В. Законотворчество в России, Федерации. М., 1996.

36. Проблемы народного представительства в РФ/Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 1998.

37. Проблемы парламентского права России. (Сборник подготовлен Центром конституционных исследований). М., 1996.

38. Проблемы правотворчества субъектов РФ/Отв. ред. А.С. Пигалкин. М., 1998.

39. Разделение властей: история и современность. Спецкурс. М., 1996.

40. Ржевский В.А., Овсепян Ж.И. Программа учебной дисциплины «Конституционное (государственное) право РФ. Ростов н/Д., 1996. С. 40-43.

41. Степанов И.М. Российское парламентское право: сущностные и регулятивно-целевые ориентиры//Государство и право. 1994. №11.

42. Суставова Е.Н. Делегированное законодательство//Журнал российского права. 1998. №8. С. 144-151.

43. Толстошеев В.В. Региональное право России: проблемы становления//Государство и право. 1998. №11. С. 8-14.

44. Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество//Государство и право. 1997. №4. С. 91-99.

45. Учебники, учебные и учебно-методические пособия, указанные в литературе к теме 1 настоящих планов.

46. Хаманева Н.Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ//Государство и право. 1997. № 9. С. 21-30.

[2]

47. Чеботарёв Г.Н. Принцип разделения в государственном устройстве РФ. Тюмень, 1997.

48. Шаповал В. Зарубежный парламентаризм. Киев, 1993.

49. Эффективность закона (методология и конкретные исследования)/Отв. ред. В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров. М., 1997.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы

Источники


  1. Тарский, А. Введение в логику и методологию дедуктивных наук / А. Тарский. — М.: [не указано], 2014. — 694 c.

  2. ред. Корельский, В.М.; Перевалов, В.Д. Теория государства и права; М.: Норма; Издание 2-е, испр. и доп., 2012. — 616 c.

  3. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.
  4. Комаров, Сергей Александрович Теория государства и права. Гриф МО РФ / Комаров Сергей Александрович. — М.: Норма, 2016. — 148 c.
  5. Интеллектуальная собственность и реклама. Актуальные вопросы, административная и судебная практика. — М.: Альпина Паблишер, 2017. — 188 c.
Кто входит в законодательную власть. законодательная власть российской федерации
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here