Концепция регулирования рынка юридической помощи. минюст россии опубликовал проект концепции регулир

Концепция регулирования рынка юридической помощи. Минюст россии опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Необходимость принятия Концепции

​Уже через пять лет в России могут запретить деятельность частнопрактикующих юристов – представительство в судах и оказание платных правовых услуг разрешат только адвокатам. Их деятельность коммерциализируют и избавят от иностранного влияния.

26.10.2017. АПИ — Введение так называемой «адвокатской монополии» обсуждается уже много лет. В представленной почти два года назад Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи Министерство юстиции России уклонилось от решения этого вопроса. В подписанном премьер-министром Дмитрием Медведевым в апреле уже этого года распоряжении указывалось на возможность принятия необходимых поправок к 2019 году (АПИ писало о таких планах – Юридическая демонополизация).

Ум, честь и совесть юридической России

Новый проект концепции, опубликованный Минюстом 24 октября, предусматривает более детальную программу реформы системы организации деятельности по оказанию правовых услуг и контроля. Ведь настоящее время фиксируются тысячи жалоб граждан на некачественную работу юристов, но государство лишено «возможности предпринимать какие-либо меры, направленные на санацию рынка путем исключения из него недобросовестных участников в целях предупреждения нарушения конституционных прав граждан на получение квалифицированной юридической помощи», – констатируют в ведомстве.

Роль главного регулятора рынка предлагается поручить адвокатскому сообществу. По мнению чиновников, только оно обладает едиными требованиями к кандидатам, этическими нормами, правилами и механизмами дисциплинарной ответственности. «Адвокатура является оптимальной платформой для объединения профессии и достижения цели повышения качества предоставления юридических услуг», – отмечается в документе.

Реформу планируется провести за пять лет – с 1 января 2023 года только адвокаты смогут представлять граждан и организации во всех судах. Не имеющим такого статуса запрещено будет оказывать любые платные юридические услуги. Исключение планируется сделать только для штатных юристов компаний и иных организаций, за которыми сохранится право представлять интересы своих работодателей в судах. Кроме того, частные лица смогут защищать своих близких, а некоммерческие организации и государственные органы – оказывать безвозмездную юридическую помощь.

Альтернативные варианты реформы, в том числе создание саморегулируемых организаций, в юридическом ведомстве считают бесперспективными. По мнению чиновников, такая политика может привести к появлению двойных профессиональных и этических стандартов однородной по своему содержанию деятельности. Эту позицию чиновники высказали после внесения в Госдуму законопроекта о введении «юридической монополии» – предоставления доступа к судебному представительству только для дипломированных юристов и возложении на Ассоциацию юристов России права принимать экзамены у желающих работать в России иностранных юристов. Федеральная адвокатская палата усмотрела в таком подходе создание «параллельной адвокатуры» (АПИ писало об этом конфликте – В суд – только с юристом).

Представители самой «единой корпорации» поддерживают предложение Минюста: «Почему необходима именно адвокатская монополия? Адвокатура – это уникальная в своем роде организация, которая обладает всеми данными, чтобы стать базой единой юридической профессии, – заявил АПИ советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян. – Ничего подобного нет и невозможно будет создать ни в какой общественной организации даже за десятилетие! Нужно понимать, что юристам необходима и выгодна именно адвокатская монополия».

Рыночная экономика

В Минюсте признают, что существующий формальный некоммерческий статус адвокатской деятельности не соответствует реалиям: «Фактически сложившаяся на рынке юридических услуг ситуация свидетельствует о необходимости допустить применение коммерческих форм организации адвокатской деятельности», – констатируют чиновники. Поэтому уже в следующем году условный адвокатский бизнес могут разрешить организовывать в форме обществ с ограниченной ответственностью (ООО), непубличных акционерных обществ (АО), полных товариществ и производственных кооперативов. Такая коммерциализация среди прочего позволит адвокатским образованиям распределять совместно заработанную прибыль, официально структурировать трудовые функции между топ-менеджерами (партнерами и управляющими партнерами), а также участвовать в государственных закупках.

Для не имеющих специального статуса юристов планируется создать «максимально комфортный переходный период для вступления в адвокатуру». Воспользоваться такой «льготой» имеющие высшее юридическое образование и не менее чем пятилетний стаж работы по профессии смогут с 2019 по 2022 год включительно. Кроме того, поступающим в сообщество разрешат не сдавать экзамены по всем направлениям права – в перспективе могут быть сформированы специализированные секции по конкретной практике. Такие адвокаты получат сертификат, позволяющий работать только по ограниченному числу направлений, например – в сфере недвижимости, корпоративного, налогового, семейного и наследственного права. «Ограниченный статус» может быть выгоден в том числе начинающим юристам – по мере накопления опыта и заявок они смогут расширять сферу деятельности. «Сертификат специализированного адвоката будет являться подтверждением того, что качество работы адвоката в соответствующей сфере действительно соответствует заявленной специализации и, по сути, является дополнительным знаком качества, выданным и подтвержденным адвокатской палатой», – отмечается в концепции.

С другой, стороны адвокатский статус не смогут получить юристы, имеющие погашенную или снятую судимость за совершение умышленных преступлений. Чиновники юридического ведомства убеждены, что иной подход несовместим с профессиональной этикой, а также целями и задачами адвокатуры как института гражданского общества.

Кроме того, с введением «адвокатской монополии» под запретом окажется деятельность внештатных юристов, не наделенных статусом: «Гражданско-правовой договор – это и есть профессиональное юридическое сопровождение. Регулирование такого рынка и есть цель инициативы, эти услуги смогут оказывать только адвокатские образования», – поясняет партнер юридической фирмы «ЮСТ» Александр Боломатов.

Тлетворное влияние Запада

В Минюсте подчеркивается, что «адвокатская монополия» не нарушает принципов Всемирной торговой организации (ВТО – Марракешского соглашения): при вступлении в нее нашей страны в специальном протоколе было закреплено, что представительство в судах могут осуществлять только лица, получившие статус адвоката.

Читайте так же:  Увольнение сотрудника у ип. увольнение по собственному желанию в случае работы на индивидуального пр

Согласно действующему законодательству работающие в России иностранные адвокаты должны зарегистрировать и могут оказывать правовую помощь только по законодательству своей страны. Тем временем в нашей стране успешно работают крупнейшие международные юридические фирмы, создающие свои филиалы или дочерние компании. Чиновники видят в них угрозу национальным интересам: «В России, несмотря на новые вызовы и угрозы национальной безопасности, продолжается доминирование иностранных юридических фирм». Поэтому уже в будущем году планируется ввести более жесткие меры, в том числе на законодательном уровне исключить прямую или косвенную подконтрольность отечественных адвокатских образований (то есть зарегистрированных в нашей стране юридических фирм) иностранным владельцам.

При этом авторы Концепции апеллируют к западному опыту регулирования рынка. В большинстве стран с развитыми правовыми системами оказывать профессиональную юридическую помощь вправе только обладающие специальным правовым статусом (адвоката, барристера, солиситора и иных). Специализация адвокатов закреплена в законодательстве Германии. Также в большинстве стран адвокатские образования могут создаваться в форме коммерческих организаций, партнеры вправе владеть акциями, распределять прибыль и так далее. Примеры запрета на участие иностранцев в юридическом бизнесе в исследованном Минюстом и приведенном в документе опыте других стран не приводятся.

Вместе с тем в ведомстве подчеркивают, что опубликованный для обсуждения проект концепции «носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения».

Минюст России не отказался от идеи принятия концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

VitalikRadko / Depositphotos.com

Проект данной концепции, широко обсуждавшийся в юридическом сообществе и определяющий направление разработки нормативных правовых актов для регулирования деятельности по оказанию профессиональной юридической помощи, был опубликован министерством еще в октябре 2017 года. Необходимость принятия концепции, напомним, была предусмотрена первоначальной редакцией государственной программы РФ «Юстиция» (далее – программа «Юстиция»). По итогам обсуждений проект неоднократно, как отмечали представители министерства на различных площадках, дорабатывался, но никакие другие версии, кроме обозначенной выше, опубликованы не были. Тем не менее не исключается обнародование в ближайшее время итогового варианта проекта концепции, так как заместитель Министра юстиции РФ Денис Новак в ходе IX Всероссийского съезда адвокатов сообщил, что работа над ним завершается. Каким будет содержание документа, он не уточнил, отметив лишь, что министерство по-прежнему исходит из того, что площадкой для объединения всех лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, должно быть адвокатское сообщество.

Такой же подход был у министерства и на начальном этапе разработки концепции, и он не предполагал получения адвокатского статуса абсолютно всеми лицами, оказывающими юридические услуги или представляющими интересы других лиц в силу закона, – на деятельность государственных, муниципальных служащих, нотариусов, штатных юристов организаций, участников государственной системы бесплатной юридической помощи, НКО, оказывающих юридические услуги на безвозмездной основе, предлагаемое концепцией единое регулирование рынка юридических услуг не должно было распространяться. Также предполагалось сохранить право на судебное представительство для родственников и законных представителей граждан, руководителей организаций и иных лиц, имеющих право на представление интересов организаций в суде.

В актуальной редакции программы «Юстиция» – очередные поправки начали действовать 11 апреля текущего года (постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 353-21) – указания на концепцию регулирования рынка профессиональной юридической помощи нет, но содержится положение, согласно которому в декабре 2020 года Минюст России должен направить в Правительство РФ законопроект о внесении в Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» поправок для оптимизации процедуры допуска к деятельности адвоката и стандартизации рынка профессиональной юридической помощи. Каким будет содержание такого законопроекта, и должна помочь определить концепция, полагает вице-президент ФПА РФ Геннадий Шаров, отмечая, что заявление замминистра о завершении работы над ней дает надежду на ее принятие и реализацию на практике, причем в ближайшее время.

Фото: fparf.ru

Геннадий Шаров, вице-президент ФПА РФ:

В целом же, учитывая последние правки, внесенные в программу «Юстиция», сложно предположить, когда будут разработаны нормативные акты, необходимые для создания единого рынка услуг по оказанию квалифицированной юридической помощи. Сроки реализации сдвинуты на шесть лет [до 31 декабря 2026 года. – ГАРАНТ.РУ], и в программе остается все меньше положений, касающихся адвокатуры. В частности, уже не упоминается прямо реформа рынка, которая бы предполагала исключительное право адвокатов на судебное представительство. Между тем множественность субъектов оказания юридической помощи стоило бы сократить еще в конце 90-х годов. Почему государство это до сих пор не сделало? Необъяснимо, хотя юридическая общественность, за исключением незначительной ее части, признала необходимость перемен, закрепленных в проекте концепции.

Мне представляется, что нужно в первоочередном порядке реализовать две новеллы, изложенные в проекте концепции. Это внедрение новых организационно-правовых форм адвокатских образований, что позволит реально формировать жизнеспособные, конкурентные структуры, а также срочное введение исключительного права адвокатов на судебную трибуну, как это практикуется во всех странах с развитой правовой системой, кроме случаев, обозначенных в концепции».

Завершает Минюст России в настоящее время и разработку еще одного крайне важного для адвокатского сообщества нормативного акта – постановления Правительства РФ, определяющего порядок расчета размера вознаграждения адвокатов, которые участвуют в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по назначению дознавателя, следователя или суда, в зависимости от сложности уголовного дела. С 1 января этого года, напомним, увеличены минимальные и максимальные размеры вознаграждения таких адвокатов за каждый рабочий день (п. 23 Положения о возмещении процессуальных издержек в редакции постановления Правительства РФ от 2 октября 2018 г. № 1169).

Сложность дела и раньше являлось обязательным учитывающимся при определении размера оплаты труда защитников по назначению критерием, и до 1 января соответствующий расчет производился в порядке, установленном Минюстом России и Минфином России (приказ Минюста России и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н). Поскольку при увеличении размера ставок для адвокатов по назначению корреспондирующие поправки в указанный порядок внесены не были, размеры вознаграждения в зависимости от сложности дела были определены ФПА РФ (решение ФПА РФ от 16 января 2019 г. № 1), а МВД России после обращения к нему палаты направило в территориальные органы указание о применении повышенных ставок и до принятия заменяющего совместный приказ министерств нормативного акта (письмо МВД России от 11 марта 2019 г. № 3/197700064354). Что важно, во многих регионах суды также начали применять установленные ФПА РФ размеры вознаграждений, отметил президент палаты Юрий Пилипенко. Тем не менее скоро такая необходимость отпадет – было не только принято решение о замене приказа об определении размера вознаграждения адвокатов в зависимости от сложности уголовного дела постановлением правительства, но и разработан его проект. По словам Дениса Новака, на прошлой неделе он был согласован с Минфином России (а это, как показал весь процесс повышения ставок, – самая сложная стадия), и к началу мая постановление может быть принято.

Читайте так же:  Договор подряда образец заполнения, бланк скачать. договор подряда с физическим лицом

Совфед предложил скорректировать концепцию регулирования юррынка

Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству провел круглый стол по проблемам регулирования рынка профессиональной юридической помощи. По итогам заседания будут подготовлены рекомендации по корректировке концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, сообщает «Адвокатская газета».

Минюст опубликовал новый вариант концепции регулирования рынка профессиональной юрпомощи 24 октября. Обновленная программа предусматривает введение адвокатской монополии в России с 1 января 2023 года. В документе подробно расписано, как можно будет получить адвокатский статус в упрощенном порядке и какие требования будут предъявляться к иностранным юристам. Именно этот документ стал предметом обсуждения на сегодняшнем заседании.

«Когда семь лет назад Минюст впервые предложил объединение всех практикующих юристов в рамках адвокатуры, мы не могли не откликнуться на эту идею и начали диалог с государством. Сегодня мы имеем проект, который устраивает если не всех, то большинство участников этого процесса», – рассказал Юрий Пилипенко, президент Федеральной палаты адвокатов (ФПА).

В обсуждении приняли участие практикующие юристы и партнеры юрфирм. Собравшиеся обсудили вопросы о возможной корректировке положений концепции, которые касаются деятельности в России иностранных и международных юридических фирм.

Алан Карташкин, партнер московского представительства Debevoise & Plimpton LLP, обратил внимание на несколько спорных моментов в концепции. Он отметил, что в настоящее время проект не предусматривает для международных юрфирм возможности вести в России деятельность в формах филиала или представительства. Это, по его словам, необходимо для «надлежащей защиты интересов клиентов», так как в ряде ситуаций возникает необходимость обратиться за помощью в головной офис или в филиал в другом государстве. «Кроме того, на сохранении таких форм настаивают клиенты, поскольку хотят, чтобы за конкретными юристами, которые предоставляют им помощь, стояла глобальная фирма», – пояснил он. В связи с этим опасения международных компаний вызывает и положение проекта о необходимости исключить возможность иностранного контроля за деятельностью иностранных юристов в России.

Изгнание международных юридических фирм будет иметь негативные последствия не только для наших клиентов в России, но и для инвестиционного бизнеса в стране. Необходимо найти разумные модели, отвечающие целям объединения юридической профессии и вместе с тем предоставляющие международным юридическим фирмам возможность продолжать свою деятельность в тех формах, которые существуют на сегодняшний день.

С этой позицией согласились директор юрдепартамента ТК «Мегаполис» Алексей Андронов и директор по взаимодействию с органами государственной власти «Промсвязьбанка» Ольга Пахутко. По мнению последней, подобный запрет поставит банк в «трудное положение» – кредитная организация привлекает инвестиции западных рынков, а западные инвесторы «доверяют только международным юридическим фирмам».

Кроме того, прозвучало предложение наделить правом на судебное представительство помощников и стажеров адвокатов (с некоторыми ограничениями), а также членов некоммерческих организаций, оказывающих юридическую помощь на бесплатной основе.

Подводя итоги дискуссии, замминистра юстиции Денис Новак назвал прозвучавшие предложения достойными внимания. А член Совфеда Андрей Клишас пообещал, что Комитет по конституционному законодательству и госстроительству подготовит рекомендации по корректировке проекта концепции.

Минюст России опубликовал проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Belenos / Shutterstock.com

Указанным документом планируется проведение трехэтапной реформы рынка юридических услуг. Реформа пройдет в рамках государственной программы РФ «Юстиция», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 312.

Так, на первом этапе (в следующем году) предполагается:

  • предоставить адвокатам возможность выбора существующих организационно-правовых форм коммерческих корпоративных организаций для ведения адвокатской деятельности (объединения в адвокатские образования), но создание новых форм, не указанных в Гражданском кодексе, при этом не планируется;
  • предоставить адвокатам право работать по трудовому договору с адвокатскими образованиями;
  • детализировать режим налогообложения адвокатов и адвокатских образований в зависимости от избранной формы адвокатского образования и условий соглашения об оказании юридической помощи;
  • предоставить возможность использования адвокатскими образованиями средств индивидуализации;
  • обеспечить возможность участия адвокатских образований в госзакупках;
  • ввести правило, что оказание юридической помощи иностранными адвокатами или юристами возможно только при условии их регистрации в специальном реестре и только по вопросам права данного иностранного государства;
  • установить запрет на прямой или косвенный контроль иностранных лиц над адвокатскими образованиями.

На втором этапе, в 2019 году, планируется разработать НПА, обеспечивающие временный упрощенный порядок перехода лиц, оказывающих юридическую помощь, в адвокатуру. В рамках упрощенного порядка будет осуществляться проверка знаний в форме теста только законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре. А кроме того – могут быть отменены взносы (или установлен их необременительный единый размер), уплачиваемые претендентами при вступлении в адвокатуру. Для адвокатских образований, оказывающих помощь благотворительным и некоммерческим организациям на безвозмездной основе, планируется предусмотреть дополнительные преференции. К примеру, это может стать обязательным условием при размещении заказов на оказание юридических услуг для госнужд.

Читайте так же:  До какого года продлили получение материнского капитала. материнский капитал когда срок окончания пр

А на третьем этапе, с 2020 по 2022 годы, будет осуществляться прием в адвокатуру в упрощенном порядке, а уже с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях смогут осуществлять только адвокаты, а также госслужащие, законные представители, руководители организаций и НКО, и другие участники государственной системы бесплатной юридической помощи.

С этой же даты платную юридическую помощь смогут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. При этом коммерческим организациям, оказывавшим юридические услуги и планирующим продолжить их оказание в дальнейшем, до 1 января 2023 года нужно будет привести свои фирменные наименования, учредительные документы, партнерские соглашения, трудовые договоры, а также соглашения с доверителями в соответствие с новыми правилами и получить статус адвокатского образования.

Как поясняет Минюст России, проект концепции 1 не является окончательным и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения.

Добавим, что члены адвокатского сообщества ранее отмечали, что у практикующих юристов могут возникнуть определенные сложности с переходом на новую форму работы, так как бывшие юрисконсульты не смогут заниматься практикой в адвокатуре в привычной им форме. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством, опытным юрисконсультам для получения пятилетнего стажа работы адвокатом (ч. 1 ст. 21, ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 23 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») придется работать в течение этого срока в каком-либо адвокатском образовании. И в связи с этим они могут оказаться в невыгодном положении, так как будет оцениваться их деятельность в новом статусе, а не прошлый опыт.

В то же время в Госдуме находится законопроект Павла Крашенинникова, устанавливающий, что с 1 июля следующего года представителями по гражданским и административным делам в судах и делам в арбитражных судах смогут выступать только российские граждане, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.

КОНЦЕПЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ: МНЕНИЕ ПРАКТИКУЮЩЕГО ЮРИСТА

юрист по налоговому праву, не имеющий статуса адвоката,

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В связи с подготовкой проекта Распоряжения Правительства РФ о «Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи» (далее – Концепция по юридической помощи) [4] полагаем целесообразным выразить собственное мнение в качестве практикующего юриста в сфере налоговых правоотношений.

Полагаю, что утверждение концепции изменит профессиональную деятельность многих юристов-консультантов, специализирующихся на определенных направлениях юриспруденции, и не имеющих статуса адвоката.

Согласно мнению Председателя Правительства РФ Д. А. Медведева, озвученного на VII Петербургском международном юридическом форуме, «мы живём в эпоху так называемого умного права, от которого ждут гибкости, и что будущее правовых институтов и перспективы юридической специальности включают вопросы о пересмотре языка, базовых принципов права, внедрение новых алгоритмов правового регулирования, цифровизации всего правового поля, включая основные понятия, и, в конечном счёте, вопросы искусственного интеллекта в регулировании межчеловеческих коммуникаций (мечта заменить труд юристов искусственным интеллектом. [11]

В Концепции по юридической помощи анализируется состояние рынка профессиональной юридической помощи в Российской Федерации, указываются недостатки правового регулирования адвокатской деятельности, в качестве положительных примеров приводятся результаты зарубежной правоприменительной практики.

Хотелось бы обратить всеобщее внимание на результат, ради достижения которого создана Концепция по юридической помощи.

В заключительной части (6.3. Третий этап реализации Концепции (2020-2022 гг.)) утверждается, что с 1 января 2023 года представительство во всех судебных инстанциях вправе будут осуществлять только адвокаты, а также лица, указанные в разделе IV Концепции (то есть юристы, осуществляющие профессиональную деятельность по трудовому договору в составе юридических подразделений (иных структурных подразделений) организаций).

Одновременно предусматривается, что с 1 января 2023г. юридическую помощь в Российской Федерации на возмездной основе вправе будут оказывать только адвокаты и адвокатские образования. [11]

Следует отметить, что вопрос ограничения доступа лицами, не имеющими статуса адвоката, к представительству в судах на протяжении длительного периода времени неоднократно пытались решить путем внесения изменений в нормы процессуальных кодексов. Однако эти попытки высшими судебными инстанциями признавались неконституционным и отвергались.

Первая история решения вопроса связана с введением в действие новой редакцией ст. 59 АПК РФ, когда юридическое сообщество увидело ограниченный перечень лиц, которые могли быть представителями в арбитражном процессе. Данное положение АПК РФ Постановлением КС РФ от 16.07.2004г. № 15-П было признано неконституционным, и впоследствии отменено. [5]

В пользу допуска к защите граждан в уголовном процессе иными лицами высказался Конституционный Суд РФ. [6] Хотелось бы обратить внимание, что в соответствии с ч.2 ст. 49 УПК РФ по определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. При производстве у мирового судьи указанное лицо допускается и вместо адвоката.

Президиум ВАС РФ дал утвердительный ответ на вопрос о том, что адвокаты и иные, оказывающие юридическую помощь лица, не имеющие юридического образования, могут выступать в арбитражном суде представителями граждан. [9]

Следует также отметить, что ВАС РФ взыскание судебных расходов на представителя – не адвоката – решал положительно. Это решение обосновывалось не статусом представителя, а фактом выплаты вознаграждения и разумностью затребованного размера с учетом оценки объема и сложности выполненной представителем работы; времени, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; продолжительности рассмотрения дела; стоимости оплаты услуг адвокатов по аналогичным делам. [10]

Пленумом Верховного Суда РФ 03 октября 2017г. принято постановление № 30, которым предложено внести в АПК РФ изменения: к категории лиц – заявителей добавлены индивидуальные предприниматели и организации; сохранено право выступать в арбитражном суде иных, оказывающих юридическую помощь лиц, имеющих высшее юридическое образование (пп. 19 ч. 3 ст. 59 АПК РФ в новой редакции). [8]

Практика применения действующего в течение последних 2 лет Кодекса административного судопроизводства РФ подтвердила право иных лиц выступать в качестве представителей в суде по административным делам, при условии, что они обладают полной дееспособностью (не состоят под опекой или попечительством) и имеют высшее юридическое образование (ч. 1 ст. 55 КАС РФ).

Читайте так же:  Средние телесные повреждения. методика установления степени тяжести телесных повреждений - медицинск

При этом КАС РФ уже лишил граждан и индивидуальных предпринимателей права лично вести дело, если сами они не имеют высшего юридического образования. В п.23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» указано, что в случае, если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя (ч.5 ст.58, ч. 2 с. 190 КАС РФ). [7]

Таким образом, область правоотношений в которых гражданин, не имеющий средств на оплату услуг адвоката и не согласный с решениями государственных органов, не сможет реализовать своё конституционное право на обжалование решений и действий государственных органов.

В итоге данной Концепцией созданы предпосылки для безнаказанности госорганов в случае принятия ими незаконных или необоснованных решений при отсутствии у граждан реальной возможности в судебном порядке отстаивать свои права. При этом представители общественных правозащитных организаций, которые далеко не всегда имеют юридическое образование, от участия в делах, рассматриваемых по КАС РФ, фактически отстраняются.

Анализ собственной практики в качестве действующего юриста показывает, что подавляющее число решений, вынесенных ПФР, ИФНС, которые вполне можно было бы обжаловать с целью уменьшения размера штрафа, пересчета суммы пени в связи с наличием ошибок в указании периодов начисления и т.п. или получить решение в пользу заявителя. Однако эти решения содержат некрупные суммы (до 15 000 руб.), иногда несоизмеримые со стоимостью услуг представителя, вместе с тем, даже эти суммы для граждан являются существенными. В итоге гражданин вынужден смириться с вынесенным решением госоргана. При этом несложно предположить последствия этой позиции, учитывая бесконечные ошибки (допускаемые не в пользу гражданина) во взыскательных процедурах.

Таким образом, из Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи следуют выводы:

— Минюстом России предложен вариант изменения процессуального законодательства РФ через установление ограничений в отношении лиц, имеющих право заниматься юридической практикой, и что не потребует долгих процедур общественного обсуждения проектов законов (по внесению изменений в ГПК РФ, УПК РФ, АПК РФ, КАС РФ);

— одновременно будут признаны недействующими все правовые позиции Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, по рассмотренному вопросу;

— создаются условия для отсутствия возможностей граждан обжаловать решения и действия (бездействие) государственных органов, что порождает запрет на защиту прав граждан от произвола со стороны государственных органов;

— готовится база для сокращения самого правового поля, унифицикации и однотипности ситуаций, по которым потребуется правовая помощь юриста.

— разрабатывается усреднённая система оплаты труда правозащитников по стандартным ситуациям, что в итоге может привести к сумме, не превышающей минимальный размер оплаты труда юриста;

— прослеживается тенденция поместить рынок юридических услуг в систему сетевого маркетинга, где особенности, сложность и специфика каждого конкретного дела не учитывается.

Полагаю, что данная Концепция не направлена на создание так называемого «умного права», от которого ждут гибкости. Будет ли считаться правонарушением/преступлением, если юридические услуги будут оказывать лица, не имеющие статуса адвоката, не ясно.

[3]

Адвокаты же имеют свою специализацию и не осуществляют юридическую помощь по широкому спектру вопросов. Поэтому считаю более разумным способом регулировать деятельность юристов, не имеющих статуса адвоката, путем выдачи Адвокатской палатой им сертификатов на право оказания юридической помощи по своей специализации.

Опубликован проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи

Минюстом России во исполнение государственной программы Российской Федерации «Юстиция» подготовлен проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи.

Он представляет собой систему взглядов на приоритетные цели, задачи и направления деятельности по реформированию национального рынка юридических услуг и разрабатывался с привлечением представителей профессионального юридического сообщества – российских юридических компаний, филиалов, представительств и дочерних компаний международных юридических фирм, профильных средств массовой информации, Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации. Также принят во внимание зарубежный опыт в сфере регулирования предоставления юридических услуг.

Опубликованный для обсуждения проект концепции носит предварительный характер и может быть доработан с учетом предложений, высказанных в ходе обсуждения.

Концепция регулирования рынка юрпомощи: ограниченная адвокатская монополия, основанная на доверии

Kaspars Grinvalds / Shutterstock.com

В октябре текущего года Минюст России опубликовал на своем официальном сайте проект концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Планируется, что с 1 января 2023 года оказывать юридическую помощь на возмездной основе смогут только адвокаты и адвокатские образования. Они же, по общему правилу, с этой даты будут осуществлять представительство во всех судебных инстанциях.

Однако, как ранее и указывало министерство, проект концепции может быть доработан с учетом предложений, поступивших в ходе его обсуждения. Как отметил заместитель Министра юстиции России Денис Новак в ходе общественных слушаний в ОП РФ, прошедших вчера, уже сейчас можно сказать, что определенные корректировки концепция претерпит. Он также рассказал об основных направлениях изменений.

Не исключено, что полный переход к новому регулированию состоится не 1 января 2023 года, а позже. По словам эксперта, окончательное решение будет принято только при наличии трех критериев. Во-первых, будет оценена численность адвокатов, то есть начнут ли юристы активно переходить в адвокатуру в соответствии с новыми правилами или нет. В связи с этим планируется провести анализ, насколько юристам будет доступен такой переход.

Во-вторых, планируется выяснить, станут ли услуги адвокатуры доступны для граждан по стоимости. Предположительно, сбором, раскрытием и обобщением сведений о тарифах на услуги займутся непосредственно адвокатские палаты.

Читайте так же:  Правомерно ли расторжение срочного трудового договора с беременной работницей расторжение срочного д

В-третьих, предполагается провести социологические исследования, которые покажут, считает ли население страны услуги адвокатов доступными.

Денис Новак подчеркнул, что ключевой особенностью перехода должно стать доверие к реформе, а его необходимо обеспечить за счет прозрачности нововведений. Преимущества от реформы, как ожидается, ощутят именно доверители, которые хотят получать квалифицированную юридическую помощь. Это подтвердил и президент ФПА России Юрий Пилипенко. По его словам, данный проект важен не столько для адвокатуры, сколько для общества и государства.

Отметим, что в полном смысле назвать реформу адвокатской монополией вряд ли получится, по крайней мере, исходя из текущей редакции концепции. Как напомнил советник ФПА РФ Василий Раудин, проект концепции содержит перечень лиц, деятельность которых она не затрагивает. К их числу отнесены государственные и муниципальные служащие, нотариусы, законные представители граждан, юристы-инхаусы и руководители организаций, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, а также НКО, оказывающие юридическую помощь в соответствии с целями создания. То есть им, чтобы оказывать юридические услуги и осуществлять судебное представительство, не придется становиться адвокатами. При этом список исключений, по словам Дениса Новака, может быть расширен.

«Появится часть, которая будет говорить, что если лицо обладает иным регулируемым статусом – патентный поверенный, аудитор, арбитражный управляющий, то в рамках осуществления этой деятельности, например, если возникает необходимость представлять интересы в судах, не потребуется приобретения статуса адвоката», – рассказал он. Кроме того, планируется, что оказывать юридическую помощь на безвозмездной основе без необходимости получения статуса адвоката смогут студенты, работающие в юридических клиниках при вузах под руководством наставников. Денис Новак обратил внимание, что реформу можно назвать ограниченной адвокатской монополией.

Также еще планируется обсуждать, в каких организационно-правовых формах будут создаваться адвокатские образования. Пока проект концепции содержит лишь базовый перечень форм – это ООО, непубличные АО, полные товарищества и производственные кооперативы. Денис Новак предположил, что в такие организации можно будет допустить иных лиц, кроме адвокатов, например, инвесторов в качестве сопартнеров. Речь идет о лицах, обладющих специальным статусом, например, аудиторов и патентных поверенных, контроль в управлении при этом останется у адвокатов. Подобное регулирование, по данным эксперта, сегодня применяется в Германии.

Ряд проблем, требующих решения, уже сейчас выявлен в связи в планируемым введением упрощенного порядка приема в адвокатуру. В соответствии с проектом концепции, квалификационные экзамены в упрощенном порядке могут быть предусмотрены для всех лиц, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юриспруденции, а также стаж работы по юридической специальности либо в качестве ИП не менее пяти лет. Причем стаж работы должен быть связан именно с оказанием юридических услуг.

Заместитель Министра юстиции РФ допустил, что это положение изменится, и будет учитываться стаж в качестве юриста-инхауса или работа в госорганах. Как именно планируется проверять наличие стажа – тоже пока неясно. Самым простым эксперты представляют проверку по трудовой книжке.

Тот же упрощенный порядок порождает и другую проблему. По мнению экспертов, недопустимо снижение стандарта оказания юридической помощи по уголовным делам. Напомним, участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если подозреваемый или обвиняемый от него не отказался (п. 1 ч. 1 ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса). Но, предположительно, далеко не все адвокаты, которые только получат статус, еще и в упрощенном порядке, смогут квалифицированно оказать такую помощь. Особенно если они не специализировались в этой сфере и даже не сдавали полноценный адвокатский экзамен, включающий вопросы по уголовному процессу.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Однако несколько вариантов решения данного вопроса уже обсуждается. По словам Дениса Новака, сегодня в некоторых регионах и так достаточно адвокатов по назначению, причем наблюдается даже конкуренция между ними. Возможно, те, кто сдавал полноценный экзамен, получат преимущество при назначении адвоката в соответствии с нормами УПК РФ. Адвокаты, получившие статус в упрощенном порядке, тоже смогут осуществлять такую деятельность, но по соглашению с доверителем. Кроме того, возможно, будет введены дополнительное обучение и стажировки для адвокатов, не сдававших квалификационный экзамен.

Как указал эксперт, Минюст России заинтересован в обсуждении проекта концепции и привлечении к этому процессу не только адвокатов, но и практикующих юристов, правозащитные организации, а также тех, кто осуществляет деятельность в юридических клиниках. «Раз мы стремимся объединить профессию, объединение может строиться только на консенсусе», – отметил он.

[2]

Источники


  1. Научные воззрения профессоров Пионтковских (отца и сына) и современная уголовно-правовая политика. — М.: Статут, 2014. — 432 c.

  2. Пивоваров, Ю.С. История судебных учреждений России / Ю.С. Пивоваров. — М.: ИНИОН РАН, 2015. — 222 c.

  3. Хргиан, А.Х. История и методология естественных наук. Выпуск 03. Физика / А.Х. Хргиан. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2012. — 292 c.
  4. Взаимодействие органов имущественного блока Санкт-Петербурга с юридическими и физическими лицами по вопросам оборота государственного недвижимого имущества и управления государственной собственностью. — М.: Леонтьевский центр, 2004. — 624 c.
  5. Шамин, А. Н. История биологической химии. Истоки науки / А.Н. Шамин. — М.: КомКнига, 2013. — 392 c.
Концепция регулирования рынка юридической помощи. минюст россии опубликовал проект концепции регулир
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here