Контракт на возмещение коммунальных услуг. порядок возмещения коммунальных услуг. акт возмещения пос

Содержание

Контракт на возмещение коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг. Акт возмещения поставщиком расходов покупателя

Главная страница Форум Гарант
Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Добрый день! Прошу пролить свет на такой вопрос.

Казенное учреждение арендует помещение на безвозмездной основе (принадлежит горсовету).

При возмещении расходов на коммунальные услуги, горсовет представляет расчет исходя из тарифов, установленных внутренним постановлением. В тарифы включена рентабельность 20%.

Имеет ли право казенное учреждение возмещать расходы за вычетом рентабельности?

арендует помещение на безвозмездной основе
аренда всегда за деньги. заключен договор безвозмездного пользования?

При возмещении расходов на коммунальные услуги,
кто, кому и на основании чего возмещает?

да, заключен договор безвозмездки, решение сессии

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23 мая 2017 г. N Ф03-1428/17 по делу N А73-11726/2016

г. Хабаровск
23 мая 2017 г. А73-11726/2016

Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 мая 2017 года.

Возмещение коммунальных расходов арендатором

Возмещение коммунальных расходов арендатором

По общему правилу собственник имущества несет бремя его содержания согласно ст. 210 ГК РФ. В случае передачи имущества в аренду поддержание его в исправном состоянии, проведение текущего ремонта и осуществление соответствующих расходов на его содержание возлагаются на арендатора (п. 2 ст. 616 ГК РФ). К расходам на содержание имущества относятся в том числе коммунальные платежи (за электроэнергию, водоснабжение, водоотведение, теплоэнергию), а также оплата других аналогичных услуг (на уборку помещений, охрану и т.д.).

Как следует из Письма Минимущества РФ от 17.09.2001 N НГ-30/16725, расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, могут регулироваться отдельными договорами и не должны включаться в состав арендной платы. При заключении договора на возмещение стоимости коммунальных услуг необходимо иметь в виду, что такой договор не является договором оказания коммунальных услуг. Он устанавливает порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг учреждения, предоставляемых в арендуемом помещении. Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например, по приборам учета в зависимости от объема потребления.

В соответствии с Указаниями N 65н доходы, полученные в виде возмещения арендатором расходов по коммунальным платежам, относятся на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.

В бухгалтерском учете возмещение расходов на оказание коммунальных услуг отражается с использованием счета 2 209 30 000 «Расчеты по компенсации затрат». Начисление доходов в виде возмещения стоимости коммунальных услуг отражается по дебету счета 2 209 30 560 и кредиту счета 2 401 10 130 «Доходы от оказания платных услуг» (п. 109 Инструкции N 174н*(4)). Полученные доходы в виде возмещения коммунальных расходов арендодателя поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Бюджетное учреждение по итогам конкурса заключило договор аренды нежилого помещения площадью 50 кв. м, первоначальная стоимость которого — 900 000 руб. Арендная плата составляет 50 000 руб. (100 руб. за 1 кв. м). Дополнительно заключен договор на возмещение стоимости коммунальных услуг. За октябрь 2017 года ресурсоснабжающая организация выставила счет-фактуру и акт за электроэнергию в размере 23 000 руб. Бюджетное учреждение выставило арендатору счет за электроэнергию в размере фактических расходов — 23 000 руб.

В бухгалтерском учете в соответствии с Инструкцией N 174н были сделаны следующие записи:

Акт возмещения поставщиком расходов покупателя

г. ______________ «___»________ 201_ г.

Настоящий акт возмещения поставщиком расходов покупателя составлен между _____________
(наименование организации)
в лице _______________ (далее — «Поставщик»),
(должность, Ф.И.О.)
действующего на основании ____________________________,
_____________________в лице ____________________________
(наименование организации) (должность, Ф.И.О.)
(далее — «Продавец»), действующего на основании ___________________,
и гражданином ________________________________________________,
(Ф.И.О.)
паспорт: серия ______, N __________, выдан _______________________,
зарегистрирован: ___________________________ (далее — «Покупатель»)
о нижеследующем:

1. Товар ___________________ производства _____________ был приобретен Покупателем в ____________ (магазине) «___»___________ 201_ г.
по цене __________ (____________) рублей. В процессе эксплуатации обнаружился недостаток проданной вещи, а именно — ____________________.

1.1. В соответствии со ст. 475 ГК РФ Покупателем за свой счет «__»_________ 201_ г. был устранен указанный недостаток, что подтверждается следующими документами:_____________________________.

2. Считая, что названный в п. 1 настоящего акта возмещения недостаток влияет на цену товара, поскольку ухудшает его качество даже с учетом проведенного ремонта, а также то, что Покупателем за свой счет был устранен указанный недостаток (квитанция N __________ от ________________). Покупатель требует соразмерного уменьшения цены товара на ________ (__________________) рублей и полного возмещения своих расходов на устранение недостатков товара (п. 1 ст. 475 ГК РФ, п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

2.1. Поставщик согласен полностью возместить расходы Покупателя, связанные с устранением недостатков товара, а также уменьшить стоимость товара ________ на указанную сумму и вернуть Покупателю часть уплаченной за товар суммы в размере ___________ (________________________) рублей в течение ____ дней с момента подписания настоящего акта возмещения.

3. Каких-либо иных недостатков товара ____________________________, приобретенного Покупателем в ______ (магазине) «__»________ 201_ г., кроме тех, которые указаны в п. 1 акта, на момент составления настоящего акта возмещения не имеется.

4. Деньги в возмещение расходов за устранение недостатков Товара Покупатель получил.

5. Стороны друг к другу претензий не имеют.

6. Настоящий акт составлен в трех экземплярах, по одному для каждой из сторон.

Этот документ может быть вам полезен:

Возмещение арендатором ЛПУ расходов на оплату коммунальных услуг (Васильев Ю.)

Дата размещения статьи: 30.10.2015

В каком порядке могут использоваться средства, поступившие от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг?

В соответствии с ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К указанным расходам относятся, в частности, затраты на оплату коммунальных услуг.

Расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, регулируются договорами, заключаемыми в соответствии с Письмом Минимущества России от 17.09.2001 N НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным Письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы не должны включаться в состав арендной платы. Платежи по ним должны производиться арендатором согласно отдельным договорам на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем. Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.

Читайте так же:  Приказ о оказании материальной помощи образец. кем составляется и подписывается документ. составлени

Для справки. Заключаемые учреждениями договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг не являются договорами оказания коммунальных услуг, а устанавливают порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, предоставляемых в арендуемом помещении.

Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо каким-либо иным способом.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Порядок использования средств, поступивших от арендатора в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, зависит от типа учреждения здравоохранения.

Казенные учреждения здравоохранения. Средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами поставщикам услуг, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности. Доходы, полученные казенным учреждением от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (ст. 42, ч. 3 ст. 161 БК РФ, ст. 298 ГК РФ).

Так, например, средства, поступающие в возмещение расходов, связанных с оказанием коммунальных услуг, подлежат зачислению организациями на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети ЦБ РФ на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход федерального бюджета.

В соответствии с Приложением 1 к Федеральному закону от 30.11.2011 N 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, в 100%-ном размере подлежат зачислению в федеральный бюджет.

Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н, для учета вышеназванных доходов федерального бюджета предусмотрен код 000 1 13 02061 01 6000 130 «Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества». Операции по администрированию поступления в федеральный бюджет указанных доходов отражаются на лицевом счете администратора доходов, открытом ему в установленном порядке в органе Федерального казначейства.

Получатель бюджетных средств, в соответствии со ст. 219 БК РФ, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения договоров (государственных (муниципальных) контрактов) с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или на основании закона, иных правовых актов, соглашения.

Операции по учету бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств, полученных получателем бюджетных средств, учету принятых получателем бюджетных средств бюджетных обязательств и оплаты денежных обязательств отражаются на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом ему в установленном порядке в органе Федерального казначейства.

Бюджетные и автономные учреждения здравоохранения. Как и в случае с казенными учреждениями, средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами поставщикам услуг, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности. Как уже было отмечено, возможность получения бюджетными и автономными учреждениями указанных доходов должна быть прописана в их уставах.

Начиная с 01.01.2012 автономные учреждения, а также бюджетные учреждения, в отношении которых учредитель принял решение о предоставлении субсидий из соответствующего бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, вместо ранее составлявшейся бюджетной сметы и сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности будут обязаны составлять план финансово-хозяйственной деятельности. Общие Требования к этому плану установлены Приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н.

Средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений и могут использоваться по их усмотрению в соответствии с утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности.

Как отразить в бухгалтерском учете медучреждения средства, поступившие от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг?

Бухгалтерский учет средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, регламентируется в учреждениях здравоохранения следующими нормативными документами:

— Инструкцией N 157н ;

— Инструкцией N 174н ;

— Инструкцией N 183н ;

— Инструкцией N 162н .

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.

Заметим, что указанные нормативные акты не содержат четкого порядка возмещения арендатором коммунальных и иных расходов. В силу п. 4 Инструкции N 174н, п. 2 Инструкции N 162н и п. 5 Инструкции N 183н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством РФ, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям. Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению от арендаторов средств в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг:

Бюджетные учреждения здравоохранения

Начислена сумма компенсации арендатором

расходов на оплату коммунальных услуг

Сумма компенсации арендатором расходов на

оплату коммунальных услуг поступила на лицевой

счет, открытый в территориальном органе

Автономные учреждения здравоохранения

Начислена сумма компенсации арендатором

расходов на оплату коммунальных услуг

Сумма компенсации арендатором расходов на

оплату коммунальных услуг поступила на лицевой

счет, открытый в территориальном органе

Казенные учреждения здравоохранения

Начислена сумма компенсации арендатором

расходов на оплату коммунальных услуг

Сумма компенсации арендатором расходов на

оплату коммунальных услуг поступила в доход

Каков порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, за исключением операций, не подлежащих налогообложению согласно ст. 149 НК РФ, а также операций, не признаваемых объектом налогообложения в силу п. 2 ст. 146 НК РФ.

При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (п. 2 ст. 153 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определяемая в соответствии со ст. ст. 153 — 158 НК РФ, увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо суммы, иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии с пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ с 01.01.2012 не признается объектом обложения НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в Письмах от 23.08.2011 N 03-07-07/43 и от 10.11.2011 N ЕД-4-3/[email protected] соответственно разъяснили, что с 01.01.2012 операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС. Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.

Читайте так же:  Порядок оформления на работу. порядок приема на работу в организациях

Что же касается бюджетных и автономных учреждений, по мнению ФНС России, высказанному в Письме от 04.02.2010 N ШС-22-3/[email protected], операции по предоставлению арендаторам коммунальных услуг не относятся к операциям по реализации товаров для целей исчисления НДС, так как учреждение не может выступать в роли поставщика данных товаров для арендатора, поскольку само является покупателем (абонентом). Соответственно, объект обложения НДС у бюджетных и автономных учреждений — арендодателей отсутствует и счета-фактуры арендаторам на суммы указанных платежей (компенсационных выплат) не выставляются.

Также следует учитывать, что при предъявлении НДС поставщиком услуг учреждение вправе принять налог к вычету только в части, приходящейся на долю потребленных им услуг. В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ учреждение должно включить эту сумму налога в стоимость коммунальных услуг, которые потребляет арендатор (Письмо Минфина России от 03.03.2006 N 03-04-15/52).

Контракт на возмещение коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг. Акт возмещения поставщиком расходов покупателя

Бюджетный учет, N 4, 2013

В.Н.Малофеева,
заместитель главного бухгалтера
ГУЗ «Областная клиническая больница»
г.Саратова, член ИПБ России

Часть помещений казенное учреждение сдает в аренду. Как в таком случае правильно оплачивать коммунальные расходы?

Учреждение должно оплачивать всю сумму за счет средств на ведение основной деятельности или оплачивать за счет выделенных средств только расчетную часть, приходящуюся на занимаемые помещения, а остаток предъявлять арендаторам?

Заключение договоров

Договор аренды

Договор на коммунальные услуги

Следовательно, бюджетные обязательства по оплате коммунальных услуг принимаются казенным учреждением на полную стоимость этих услуг, а средства, поступающие от арендаторов, связанные с предоставлением услуг по аренде, подлежат зачислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход бюджета (ст.42, ч.3 ст.161 БК РФ).

Бюджетный учет

— отражение принятых денежных обязательств по коммунальным услугам на основании акта приемки выполненных услуг;

Дебет 1 401 20 223

«Расходы на коммунальные услуги»

Кредит 1 302 23 730

«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

— отражение расходов по коммунальным услугам на основании выписки из лицевого счета;

Дебет 1 302 23 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»

Кредит 1 304 05 223

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам»

— перечисление платы за коммунальные услуги с лицевого счета учреждения на основании Акта выполненных услуг;

Дебет 1 205 31 560

«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 1 401 10 130

«Доходы от оказания платных услуг»

— начислена сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг на основании Справки (ф.0503833);

Дебет 1 210 02 130

«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кредит 1 205 31 660

«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

— сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг, поступление в доход бюджета на основании выписки из л/с администратора доходов бюджета (ф.0531761).

Налоговый учет

Рассмотрим порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг.

В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС.

Кроме того, в отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в письмах от 23 августа 2011 года N 03-07-07/43 и от 10 ноября 2011 года N ЕД-4-3/[email protected] соответственно разъяснили, что с 1 января 2012 года операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС.

Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.

В соответствии с подпунктом 14 пункта статьи 251 Налогового кодекса средства, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, расходы, произведенные за счет указанных средств, не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль (абз.1 подп.14 п.1 ст.251, п.1 ст.252 НК РФ).

Доходы от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт» или купите этот документ прямо сейчас всего за 49 руб.

Контракт на возмещение коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг. Акт возмещения поставщиком расходов покупателя

ДОГОВОР N ____
на возмещение затрат по оплате коммунальных услуг

«__» ____________ 20__ г.

________________, именуемое в дальнейшем «Сторона-1» в лице ________________, действующего на основании ________________, с одной стороны, и

________________, именуемое в дальнейшем «Сторона-2», в лице ________________, действующего на основании ________________, с другой стороны, совместно именуемые «Стороны», заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1. Предмет договора

1.1. Сторона-1 принимает на себя обязательства по уплате коммунальных платежей за электро-, тепло-, водоснабжение, здания (помещения), расположенного по адресу: ________________, за содержание коммуникаций, по которым осуществляется электро-, тепло-, водоснабжение, а Сторона-2 обязуется возмещать понесенные Стороной-1 расходы, в части потребленных Стороной-2 электроэнергии, воды и тепла, а также возмещать расходы по содержанию коммуникаций в размере пропорционально площади в здании, занимаемой на основании договора ____________________.

В коммунальные услуги входят: электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведениете, содержание тепло-, электросетей и системы водоснабжения.

2. Обязанности сторон

2.1. Сторона-1 обязуется:

2.1.1. Оплачивать указанные в п.1.1 настоящего Договора коммунальные платежи.

2.1.2. Заключать договоры с подрядчиками либо обслуживать самостоятельно коммуникации используемые для подачи электро-, тепло-, водоресурсов.

2.1.3 Выставлять счета по возмещению затрат на оплату коммунальных платежей и затрат на содержание коммуникаций Стороне-2 не позднее ____ числа текущего месяца.

2.2. Сторона-2 обязуется:

2.2.1. Полностью возмещать Стороне-1 затраты по оплате коммунальных услуг, оказанным снабжающими организациями, в части потребленных Стороной-2 электроэнергии, воды и тепла, а также затраты по содержанию коммуникационных сетей, расположенных в пределах здания, указанного в пункте 1.1.

2.2.2. Обеспечить уполномоченным представителям Стороны-1 в любое время доступ к помещениям, в которых установлены счетчики электроэнергии и воды, с целью их осмотра и проверки санитарно-технического состояния;

2.2.3. Своевременно, до ____________ числа следующего за отчетным месяца оплачивать, расходы по коммунальным платежам и платежам за содержание коммуникаций Стороне-1.

2.2.4. Не нарушать имеющиеся схемы учета поставки коммунальных услуг.

3. Цена договора и порядок оплаты

4. Срок действия договора

4.1. Договор вступает в силу с момента его подписания и действует до «__» ____________ 20__ г., а в части расчетов — до полного исполнения Сторонами обязательств.

Читайте так же:  Сколько стоит туристическая виза в оаэ. оформление транзитной визы в аэропортах оаэ. какая виза нужн

5. Ответственность сторон

5.1. За неисполнение или ненадлежащие исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

6. Прочие положения

6.1. Договор может быть изменен или расторгнут только по письменному соглашению Сторон.

6.2. Споры, вытекающие из настоящего договора, разрешаются в соответствии с законодательством РФ в установленном порядке. Претензионный порядок обязателен. Срок ответа на претензию — 10 дней.

6.3. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из Сторон.

Договор возмещения коммунальных услуг (Мандрюков А.)

Дата размещения статьи: 06.10.2015

В ходе проведения проверок соблюдения установленного порядка предоставления имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными (муниципальными) учреждениями, контрольные органы, помимо всего прочего, обращают внимание на заключение учреждениями с арендаторами договоров возмещения коммунальных услуг. Заметим, что данный вид договора прямо не предусмотрен Гражданским кодексом, что вызывает вопросы на предмет правомерности его существования.

Обязанность по содержанию имущества

Понятие и содержание договора возмещения коммунальных услуг

Особенности налогообложения

Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что договор компенсации коммунальных услуг является факультативным договором договора аренды и упрощает (при грамотном подходе к его составлению) отношения арендодателя и арендатора, связанные с возмещением расходов на содержание арендованного имущества.

Контракт на возмещение коммунальных услуг. Порядок возмещения коммунальных услуг. Акт возмещения поставщиком расходов покупателя

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Обязан ли заказчик выставлять счета на возмещение коммунальных услуг подрядчику, осуществляющему работы по реконструкции здания или работы по капитальному ремонту (в договоре на указанные работы возмещение подобных расходов не указано)?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3161), [email protected]arant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Компенсация коммунальных расходов арендатором

Возмещение коммунальных услуг арендатором – разрешается ли подобное в отношениях аренды недвижимости? Такая возможность допускается законодательством. Однако оформить её следует как соответствующее условие аренды, которое можно отразить непосредственно в основном договоре. Как вариант, стороны составляют дополнительное соглашение к арендному договору, регламентирующее возложение на арендатора обязанностей по оплате услуг ЖКХ, потребляемых при пользовании арендованным помещением.

Какие услуги ЖКХ приходится оплачивать пользователю помещения

Сначала следует уточнить, о каком коммунальном обслуживании вообще идет речь. Оплата потребляемых услуг ЖКХ – важнейшая статья затрат для любого владельца (правообладателя) недвижимости. Коммунальные расходы ежемесячно оплачиваются пользователем помещения. Получателями этих платежей являются предприятия ЖКХ – организации, поставляющие ресурсы и предоставляющие услуги, без которых ведение быта и эксплуатация помещений не представляются возможными.

Потребители – собственники или арендаторы недвижимости – оплачивают следующие услуги, предоставляемые предприятиями, относящимися к сфере ЖКХ:

  • газоснабжение (поставки газа);
  • электроснабжение (подача электрической энергии);
  • водоснабжение (как холодное, так и горячее);
  • система водоотведения;
  • централизованное отопление;
  • вывоз мусора (твердых коммунальных отходов).

Помимо вышеперечисленных статей, к сфере коммунального обслуживания принято также относить следующие направления затрат:

  • плата за содержание жилплощади, выполнение текущего ремонта дома, управление общим имуществом многоквартирного здания (она обычно взимается управляющей компанией);
  • регулярные взносы владельцев жилой недвижимости на проведение капремонтов;
  • платежи, которые вносятся нанимателями муниципального жилья за эксплуатацию помещений.

Практика арендных правоотношений свидетельствует о том, что на арендатора зачастую возлагаются обязанности по оплате именно тех услуг (ресурсов), которые непосредственно потребляются пользователем помещения и напрямую связаны с эксплуатацией арендованной жилплощади по назначению. Иначе говоря, по договору арендатор чаще всего оплачивает потребление газа, электричества, воды, а также компенсирует расходы, связанные с водоотведением, отоплением и вывозом мусора.

Что касается так называемых жилищных затрат (содержание и текущий ремонт жилплощади, капремонты, плата за проживание в муниципальном жилье), то эти расходы чаще всего оплачиваются самим собственником (арендодателем), поскольку они имеют постоянную величину и начисляются безотносительно к наличию жильцов. Принцип отделения жилищных затрат, обусловленных владением жилплощадью, от оплаты коммунального обслуживания, непосредственно связанного с фактической эксплуатацией помещения, часто применяется сторонами арендных правоотношений, если составляется договор возмещения коммунальных услуг.

Как предусмотреть условие об оплате арендатором услуг ЖКХ

В Гражданском кодексе (ГК) имеется 616 статья, регламентирующая обязанности обеих сторон арендного соглашения, касающиеся содержания арендованного объекта. Так, пунктом первым данной статьи устанавливается обязанность арендодателя по выполнению капремонта недвижимости, переданной иному лицу на условиях аренды, за счет собственных средств. Однако этой же нормой допускается, что самим договором аренды, законом или другими нормативно-правовыми актами может предусматриваться иное условие, связанное с возложением обязанности по оплате (выполнению) капремонта.

Пункт второй 616 статьи ГК обязывает арендатора обеспечивать надлежащее состояние арендованного объекта, выполнять его текущий ремонт за собственные средства, а также оплачивать затраты, обусловленные содержанием арендованного объекта, если иное требование не регламентируется арендным соглашением или законом. Таким образом, законодательство позволяет арендодателю рассчитывать на возмещение коммунальных расходов арендатором. Речь идет о том, что арендатор должен оплатить услуги ЖКХ, а также иные эксплуатационные издержки, понесенные за время пользования арендованным объектом.

Оплата или компенсация коммунальных затрат субъектом-арендатором может регламентироваться одним из следующих способов:

  • соответствующее условие (требование) четко прописывается в самом арендном договоре;
  • составляется дополнительное соглашение, регламентирующее компенсацию понесенных коммунальных затрат. При этом в самом соглашении указывается, что оно является приложением к главному договору аренды.

Соглашение об оплате арендатором услуг ЖКХ: особенности составления

Если стороны решили регламентировать оплату коммунальных услуг, оформив дополнительное соглашение к главному арендному договору, при составлении такого приложения обязательно учитываются следующие моменты:

  1. Если имеется текущая задолженность по оплате ЖКХ-услуг, арендатора следует вовремя предупредить об этом, поскольку предприятия ЖКХ указывают в счетах имя собственника объекта, выступающего арендодателем.
  2. К оформлению данной бумаги применяются общие требования. Составляется письменно, содержит существенные условия. Не допускаются помарки, ошибки, исправления. Всегда подписывается обеими сторонами. Заполняется в двух одинаковых экземплярах.
  3. Предусматривается требование об индексации суммы оплаты (возмещения) на тот случай, если тарифы поставщиков энергоносителей (ресурсов) будут меняться.

Специалисты рекомендуют оформлять условие о возмещении коммунальных затрат дополнительным соглашением – отдельно от главного арендного договора. Такая практика считается наиболее целесообразной, поскольку она позволяет сторонам подробно изложить все требования, регламентирующие погашение обязательств по ЖКХ-услугам.

Читайте так же:  Облагаются ли выплаты по ученическому договору ндфл и страховыми взносами. информационно-правовое об

В заключаемом соглашении стороны могут предусмотреть любой порядок оплаты (возмещения) коммунальных издержек:

  • арендатор самостоятельно оплачивает выставленные счета, а соответствующие банковские квитанции (чеки) предоставляет арендодателю для надлежащей отчетности;
  • арендодатель лично погашает обязательства перед предприятиями ЖКХ, получая от арендатора необходимые денежные суммы.

Чтобы достоверно определить (обосновать) сумму выплачиваемого возмещения, арендатор может применять следующие доступные методы:

  • выводить сумму по фактическим данным счетчиков (учетных приборов);
  • руководствоваться постоянной величиной надлежащих затрат, определенной сообразно общей площади арендованного помещения;
  • практиковать смешанный подход. Одна часть совершаемых платежей выражается фиксированной суммой, а другая часть – плавающей величиной, зависящей от реального объема потребления.

Общепринятая структура соглашения об оплате (возмещении) арендатором услуг ЖКХ выглядит следующим образом:

  1. Конкретизация предмета заключенного соглашения – оплата арендатором определенных услуг ЖКХ за конкретный период эксплуатации арендованного помещения. При этом конкретизируется список оплачиваемых услуг.
  2. Для каждой из сторон прописываются обязанности и права.
  3. Стоимость возмещаемых услуг, порядок её определения.
  4. Сроки и способы совершения обусловленных платежей.
  5. Возможные санкции за несоблюдение сторонами оговоренных условий.
  6. Порядок урегулирования споров.
  7. Условия и процедура прекращения данного соглашения.

Коммунальные издержки – платежи, которые являются обязательными для владельцев (пользователей) недвижимых объектов. В правоотношениях аренды такие затраты можно переложить на арендатора, руководствуясь вышеупомянутыми нормами законодательства. Главное – грамотно оформить соответствующее требование специальным документом.

Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.

Как оформить расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество

По общему правилу обязанность по содержанию арендованного имущества лежит на арендаторе, если иное не предусмотрено договором аренды. То есть именно арендатор должен нести коммунальные расходы по объекту, полученному в аренду. Это следует из пункта 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ.

Перечень коммунальных услуг

К коммунальным расходам относится, в частности, оплата услуг:

  • электроснабжения;
  • снабжения тепловой энергией (для отопления и горячей водой);
  • водоснабжения и канализации;
  • газоснабжения.

Подробный перечень коммунальных ресурсов приведен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354.

Абонент коммунальных услуг

Арендованное имущество является собственностью арендодателя. То есть именно он выступает абонентом коммунальных услуг. Такой вывод позволяют сделать положения статьи 608, пункта 2 статьи 539 и статьи 548 Гражданского кодекса РФ.

В то же время в отношении подачи электроэнергии законодательство не запрещает энергоснабжающей организации поставлять энергию не только абоненту (арендодателю), но и другим организациям, зависимым от него (например, арендаторам). То есть абонент (арендодатель) с согласия энергоснабжающей организации вправе передавать энергию, принятую им через присоединенную сеть, субабоненту (арендатору). А субабонент (арендатор) должен иметь возможность получать энергию посредством специального оборудования, а также подключаться к энергосетям абонента (арендодателя).

Такой порядок следует из статьи 545 Гражданского кодекса РФ. В общем случае он распространяется и на отношения, связанные со снабжением иными коммунальными услугами (тепловой энергией, газом, водой и т. д.) (ст. 548 ГК РФ).

Никаких других требований, кроме указанных выше, Гражданский кодекс РФ не устанавливает. Это позволяет арендатору выбирать между различными способами оформления отношений по получению коммунальных услуг и их последующей оплате.

Способы расчетов

Расчеты по коммунальным услугам могут быть организованы следующими способами:

  • арендатор оплачивает арендодателю коммунальные услуги в составе арендной платы;
  • арендатор отдельным платежом (по отдельному счету) компенсирует арендодателю стоимость коммунальных услуг;
  • арендатор заключает с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг;
  • арендатор напрямую заключает с коммунальными службами договор на поставку электроэнергии. В отношении услуг по оплате водоснабжения такой вариант расчетов неприменим.

Оплата услуг в составе арендной платы

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю в составе арендной платы. Возможность применения данного варианта вытекает из норм законодательства, регулирующих арендные отношения.

Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 616 Гражданского кодекса РФ арендатор должен нести расходы на содержание арендованного имущества, если иное не установлено законом или договором. При этом за арендатором не закреплена обязанность оплачивать коммунальные услуги непосредственно их поставщикам. В данной ситуации арендодатель, который является абонентом по договору с коммунальными службами, вправе разрешить арендатору (субабоненту) пользоваться своими сетями. За это арендатор должен компенсировать арендодателю не только арендную плату, но и стоимость потребляемых им коммунальных услуг.

Указанное соглашение между арендодателем и арендатором является способом формирования стоимости аренды и не может быть квалифицировано как отдельный договор (см., например, п. 22 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Включить сумму компенсации коммунальных услуг в состав арендной платы можно двумя способами:

  • сумма арендной платы с учетом коммунальных расходов определяется в фиксированном виде. Стоимость коммунальных услуг отдельно в договоре не выделяется;
  • сумма арендной платы в договоре складывается из двух частей: фиксированный платеж (собственно плата за аренду) и переменный платеж (расходы на коммунальные услуги, потребленные арендатором в расчетном периоде).

Использование первого способа в некоторых случаях может быть невыгодно. Дело в том, что фактическая стоимость коммунальных услуг, как правило, меняется. Такие изменения могут происходить несколько раз в течение года. Однако учесть их в договоре и, соответственно, скорректировать размер арендной платы в общем случае стороны могут только раз в году (п. 3 ст. 614 ГК РФ). Кроме того, величина оплаты некоторых услуг напрямую зависит от размера их потребления, а предугадать заранее, сколько, например, электроэнергии потребит арендатор, получается не всегда. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда фактически потребленные арендатором коммунальные услуги не покрываются размером коммунальных платежей, учтенных в составе арендной платы.

При использовании второго способа переменная часть, то есть стоимость коммунальных услуг, может изменяться каждый месяц в зависимости от изменения тарифов или величины потребляемых услуг. При этом положения пункта 3 статьи 614 Гражданского кодекса РФ о недопустимости пересмотра арендной платы чаще одного раза в год не нарушаются. Неизменным должно быть условие о сумме арендной платы, устанавливающее способ ее расчета, а не размер (п. 11 информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66).

Общая сумма коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов компенсируемых арендатором по договору аренды (переменная часть арендной платы), может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ).

При включении компенсации коммунальных расходов в состав арендных платежей отдельно первичные документы на коммунальные платежи не оформляются. Арендодателю достаточно оформить документы по аренде и приложить копии документов коммунальных служб (счета, расчеты), если такое условие предусмотрено договором аренды.

Компенсация услуг отдельным платежом

В данном случае стоимость потребленных коммунальных услуг арендатор компенсирует арендодателю отдельно от арендных платежей. То есть по двум счетам: на оплату аренды и на возмещение коммунальных платежей.

Читайте так же:  Оборудование наружного входа в казарму. условия расквартирования войск. военные городки и их структу

Как правило, условие о компенсации коммунальных платежей устанавливается непосредственно в договоре аренды (п. 1 ст. 615 ГК РФ). Но можно оформить и отдельное соглашение, например, договор о возмещении затрат по оплате коммунальных платежей (ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При этом данное соглашение нельзя квалифицировать как договор поставки коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии и др.), поскольку арендодатель не является поставщиком коммунальных услуг (например, энергоснабжающей организацией).

Такой вывод позволяет сделать пункт 22 информационного письма ВАС РФ от 11 января 2002 г. № 66. Подтверждает его и более поздняя арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 15 февраля 2008 г. № А29-493/2007 и Северо-Западного округа от 21 сентября 2007 г. № А56-39141/2006).

Общая стоимость коммунальных услуг и поставок энергии определяется по фактическому потреблению на основании счетов, выставленных поставщиками. Доля расходов арендатора, компенсируемая им по договору аренды, может определяться следующими способами:

  • по доле занимаемых арендатором площадей помещений;
  • по показаниям отдельных счетчиков;
  • исходя из мощности используемого арендатором оборудования и времени его работы.

Методику расчетов закрепите в договоре аренды или отдельном соглашении (п. 1 ст. 615, ст. 420, 421, 779 ГК РФ).

При компенсации арендатором коммунальных расходов отдельным платежом арендодатель должен выставить арендатору счет для оплаты. Форма такого документа законодательно не установлена, поэтому составьте его в произвольном виде (на основании счета коммунальных служб, расчета). Для того чтобы счет на оплату был признан первичным документом, он должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Ситуация: может ли арендатор заключить с арендодателем посреднический договор на приобретение коммунальных услуг ?

Но посреднический договор должен быть заключен раньше, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг (письмо Минфина России от 14 апреля 2011 г. № 03-11-06/2/55).

Подтверждает такой вывод и Президиум ВАС РФ. В пункте 6 информационного письма от 17 ноября 2004 г. № 85 Президиум ВАС РФ отметил, что «сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента». Этот вывод в отношении договора комиссии можно применить по аналогии и к иным посредническим договорам (например, агентскому договору) (ст. 1011 ГК РФ). Если посреднический договор заключен позже, чем договор между арендодателем и поставщиком коммунальных услуг, есть риск, что посредническая сделка будет признана судом ничтожной (ст. 166, 168 ГК РФ).

Посреднический договор могут признать недействительным и в том случае, если поставщик коммунальных услуг не давал согласия на передачу своих услуг арендатору. Передавать коммунальные услуги третьим лицам без согласия самого поставщика гражданское законодательство запрещает (ст. 545, 548 ГК РФ).

Если посреднический договор заключен, то последствия данной сделки для целей налогообложения будут оценены в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ (письмо ФНС России от 4 февраля 2010 г. № ШС-22-3/86 (согласовано с Минфином России)).

Ситуация: может ли арендатор напрямую заключить договор с коммунальными службами на поставку коммунальных услуг (электроэнергии, тепловой энергии, воды, газа и т. д.) ?

Да, может, но только на услуги электроснабжения и с согласия арендодателя.

В отношении поставки электроэнергии арендатор вправе заключить отдельный договор с энергоснабжающими организациями. Дело в том, что субабонент (арендатор), получивший доступ к электросети (теплосети) абонента (арендодателя), способен потреблять энергию самостоятельно. Это в свою очередь позволяет ему заключить соглашение об оплате потребляемой энергии по отдельному договору. Тогда он сам может вести необходимые расчеты за коммунальные услуги, минуя арендодателя. Это следует из норм статьи 539 Гражданского кодекса РФ.

Арбитражная практика по данному вопросу неоднозначна. Ряд арбитражных судов признает законность подобных действий субабонента, объясняя это так. Для соглашения между арендатором-субабонентом и энергоснабжающей организацией неважно, через какие именно сети – собственные или принадлежащие другим лицам – арендатор-субабонент потребляет электроэнергию (тепловую энергию). Подобные выводы приведены, например, в постановлениях ФАС Центрального округа от 13 ноября 2002 г. № А35-1883/02С9 и Северо-Западного округа от 29 августа 2003 г. № А05-9978/02-263/24.

В то же время согласно нормам Гражданского кодекса РФ именно с абонентом, владеющим энергопринимающими устройствами, у субабонента связано право на получение и потребление энергии. Все договоренности между арендатором-субабонентом и поставщиками энергии носят вторичный характер по сравнению с договоренностями арендодателя-абонента с ними. Следовательно, прежде чем арендатору заключать отдельное субабонентское соглашение с коммунальными службами, нужно получить согласие арендодателя на такой способ взаиморасчетов. Об этом говорится в постановлениях ФАС Поволжского округа от 31 октября 2002 г. № А12-1988/2002-18 и Центрального округа от 21 января 2003 г. № А36-138/8-02.

По Гражданскому кодексу РФ данный порядок действует и в отношении других видов коммунальных услуг, если специальными правилами для них не установлено другого (п. 2 ст. 548 ГК РФ).

Так, к услугам по оплате водоснабжения такой вариант расчетов не применим. Дело в том, что правилами пользования системами коммунального водоснабжения канализации установлено, что абонентами указанных услуг могут быть только собственники помещений (п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1999 г. № 167, п. 2 ст. 548 ГК РФ). Поэтому самостоятельно заключить такой договор арендатор не имеет возможности.

Таким образом, способ оплаты арендатором коммунальных расходов непосредственно коммунальным службам может иметь место, но не по всем видам потребляемых услуг. В связи с этим данный способ нельзя отнести к оптимальному варианту расчета за коммунальные услуги по арендованному имуществу.

О том, как отразить в бухучете расчеты по коммунальным платежам за арендованное имущество, см.:

Источники


  1. Розен, Александр Прения сторон. Времена и люди / Александр Розен. — М.: Советский писатель. Ленинградское отделение, 2013. — 589 c.

  2. Котов, Д. П. Вопросы судебной этики / Д.П. Котов. — М.: Знание, 2014. — 127 c.

  3. Данилов, Е.П. Жилищные споры: Комментарий законодательства. Адвокатская и судебная практика. Образцы исковых заявлений и жалоб. Справочные материалы / Е.П. Данилов. — М.: Право и Закон, 2016. — 352 c.
  4. Басовский, Л. Е. История и методология экономической науки / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 240 c.
  5. Малахов, В. П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2009. — 160 c.
Контракт на возмещение коммунальных услуг. порядок возмещения коммунальных услуг. акт возмещения пос
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here