Конституционный и уставной суд субъектов рф. что такое уставной суд

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Конституционный (уставный) суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналог Конституционного Суда РФ, но на другом уровне.

Субъектом Российской Федерации может создаваться кон­ституционный (уставный) суд для рассмотрения вопросов со­ответствия законов субъекта Российской Федерации, норма­тивных правовых актов органов его государственной власти, местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Рос­сийской Федерации, а также для ее толкования.

Порядок конституционного (уставного) судопроизводства в субъекте Российской Федерации определяется его законом. На должность судьи этого суда назначаются постановлением зако­нодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Финансируется конституционный (уставный) суд за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Феде­рации.

Принятое в пределах полномочий конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации решение не может быть пересмотрено никаким иным судом.

Уставные Суды состоят из судей, назначаемых на должность Думой.

Срок полномочий судьи — 12 лет. Свои полномочия Уставные Суды вправе осуществлять в составе не менее трех судей. Уставные Суды разрешают дела в открытых судебных заседаниях. Проведение закрытых судебных заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу (Основному Закону) области иных областных законов, нормативных правовых актов Губернатора, Правительства области, областной Думы, органов местного самоуправления муниципальных образований. Кроме того, Уставный суд осуществляет официальное толкование Устава области, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и органами местного самоуправления, дает заключение о соответствии Уставу области вопроса, выносимого на областной референдум.

Поводом к рассмотрению дела является обращение в Уставный Суд. Обращение направляется в Уставный Суд в письменном виде и подписывается заявителем (заявителями) или уполномоченным лицом и должно соответствовать требованиям Закона «Об Уставном Суде».

Правом на обращение в Уставный Суд обладают Губернатор области, областная Дума, Правительство области, каждый депутат областной Думы, прокурор области, уполномоченный по правам человека в области, избирательная комиссия области, ассоциация муниципальных образований области, областной суд, арбитражный суд области, нотариальная палата, органы местного самоуправления, группа депутатов представительного органа местного самоуправления численностью не менее пяти человек, граждане, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, объединения граждан.

При обращении в Уставный Суд граждан об обжаловании нормативных правовых актов, изданных органом государственной власти, органом местного самоуправления, в указанном обращении в обязательном порядке должны содержаться сведения о том, какие права граждан и каким образом права нарушены обжалуемым нормативным правовым актом.

Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является важным элементом их статуса и обусловлен правовой природой конституционной юстиции. Конституционные (уставные) суды обеспечивают непосредственное действие конституций (уставов) субъектов Федерации, защиту прав и свобод граждан главным образом путем разрешения конституционно-правовых споров, возникающих на региональном уровне. Поэтому порядок образования этих судов отличается спецификой.

С одной стороны, он призван гарантировать профессионализм и авторитетность состава конституционных (уставных) судов, способность лиц, назначаемых на должности судей, квалифицированным образом осуществлять соответствующую юрисдикционную деятельность. С другой стороны, данный порядок должен обеспечивать независимость конституционных (уставных) судов и их судей, принятие органами конституционного правосудия сбалансированных решений, адекватно воспринимаемых всеми органами государственной власти и обществом в целом.

К полномочиям конституционного (уставного) суда субъекта РФ могут быть отнесены дела:

— соответствии законов субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ;

— соответствии нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта РФ;

— толковании конституции (устава) субъекта РФ.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должность мирового судьи, порядок назначения в Тверской области .

Закон Тверской области от 31 мая 2001 г. N 149-ОЗ-2
«О порядке назначения и деятельности мировых судей Тверской области

Мировые судьи Тверской области

1. Мировые судьи Тверской области (далее — мировые судьи) являются судьями общей юрисдикции Тверской области и входят в единую судебную систему Российской Федерации.

2. Мировые судьи осуществляют правосудие именем Российской Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8329 —

| 7267 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Наименование суда — Ф.И.О. председателя

Почтовый адрес суда, телефоны

Дата образования, количество судей

Конституционный суд Республики Адыгея — Тлехатук Аскер Касеевич

385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217, тел. (8772) 57-09-97

29 октября 1997 г., 3 человека

Избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан — Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан — Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики — Геляхов Абдуллах Сагитович

Читайте так же:  Начисляется ли пенсия при реструктуризации. как быстро вернуть пенсию после признания банкротом и др

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия — Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми — Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл — Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) — Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия — Алания — Цалиев Александр Михайлович

362038, Республика Северная Осетия — Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, 1, тел. (8672) 53-58-32, факс (8672) 53-79-05

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан — Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва — Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

[2]

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы — Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга — Сергевнин Сергей Львович

197022, г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, литера А, тел./факс: (812) 576-66-20, 576-48-08

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области — Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области — Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

Почему конституционные (уставные) суды действуют не во всех субъектах Российской Федерации?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В 17 субъектах Федерации осуществляется конституционное (уставное) правосудие. В 35 регионах конституционные (уставные) суды предусмотрены законодательством, но не действуют. К таковым относится и Кировская область: в статье 62 Устава Кировской области закрепляется, что правосудие в области осуществляется в том числе и Уставным судом Кировской области, но в действительности он не создан. Проблемам конституционного (уставного) правосудия в субъектах РФ был посвящен межрегиональный круглый стол, который проходил 7 декабря 2009 г. в г. Кирове[3].

И это несмотря на то, что работа таких судов доказала их социальную необходимость и востребованность. Это подтверждается тем, что основная задача конституционных (уставных) судов субъектов РФ — приведение местных законов и разных нормативных правовых актов в соответствие с конституцией (уставом) субъекта. Поэтому такие суды способствуют, с одной стороны, укреплению законности, а с другой — совершенствуют правовую систему субъекта потому, что разрешают юридические коллизии и конфликты.

Дискуссионным является вопрос: нужны ли вообще конституционные (уставные) суды?

По мнению М.А. Митюкова, главный вопрос о целесообразности создания в субъектах РФ конституционных (уставных) судов решен давно. Еще 6 мая 1991 года, на третьей сессии Верховного Совета РСФСР, при обсуждении проекта Закона о Конституционном Суде РСФСР прямо было заявлено, что в республиках должны быть свои конституционные суды, решающие вопрос о защите конституционного строя. Эта мысль прозвучала и в ходе Конституционного совещания в виде попытки включить в статью 125 Конституции РФ последней частью норму, косвенно обозначающую то, что в субъектах РФ существуют конституционные (уставные) суды[4].

Не вызывает сомнений, что выборочный подход к организации и деятельности конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации нарушает один из важнейших конституционных принципов о равенстве всех перед судом, в том числе независимо от места жительства.

Поэтому граждане, проживающие в субъектах РФ, где созданы и функционируют конституционные (уставные) суды оказываются в более выгодном правовом положении. Они, во-первых, могут на месте защитить свои права и свободы, во-вторых, получают более широкие возможности судебной защиты своих прав и свобод: вначале в региональном конституционном суде, а затем в Конституционном Суде РФ.

Органы конституционной юстиции субъектов помогают решать местной власти многие задачи, особенно в сфере защиты прав и свобод человека. Практика показывает, что и на региональном уровне большинство решений конституционных судов связано именно с их правозащитной функцией.

Наконец, конституционные (уставные) суды субъектов много делают для согласования федерального и регионального законодательства, а значит, способствуют формирования единого правового пространства и тем самым укрепляют государственность.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ можно назвать гарантом социально-территориального равноправия людей. Так, как известно, что нормативные акты местного самоуправления зачастую противоречат конституционным требованиям, но при этом их рассмотрение к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.

Читайте так же:  Устанавливаем сроки выплаты заработной платы. какие сроки выплаты зарплаты 272 фз за какой период пл

Таким образом, проблема образования конституционных (уставных) судов субъектов РФ имеет принципиально важное значение не только для развития отечественной судебной системы, но и для развития Российской Федерации как единого и целостного федеративного государства.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в единой судебной системе РФ

Дата публикации: 18.10.2018 2018-10-18

Статья просмотрена: 497 раз

Библиографическое описание:

Гаспарян А. К. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации в единой судебной системе РФ // Молодой ученый. — 2018. — №42. — С. 98-100. — URL https://moluch.ru/archive/228/53118/ (дата обращения: 12.09.2019).

В статье рассматриваются пути решения проблем связанных с Конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации в единой судебной системе Российской Федерации. Статья ориентирована на улучшение и образование Конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации и ужесточении законодательства, регулирующего защиту прав граждан.

В правовой позиции конституционных (уставных) судов содержатся направления для деятельности законодательных, исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Исследовав практику конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации, было выявлено, что наиболее эффективными средствами защиты прав граждан являются органы конституционной юстиции, а не районные или арбитражные суды. Особенно это касается решение спорных ситуаций в области выплаты социальных льгот и обязательных платежей.

Несмотря на короткий период функционирования конституционных (уставных) судов, суды ни раз доказывали способность конституционную законность при защите прав и свобод человека, формирование единого правового пространства [7, с. 17].

В настоящее время остается не решенными ряд проблем в деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. Данные проблемы нуждаются как в теоретическом осмыслении, так и в практическом решении, а выраженном в изменении и дополнении законодательства по рассматриваемой теме.

Раскрывая теоретическое осмысление проблем функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации хотелось бы отметить проблемы в становлении, организации и компетенции рассматриваемых судов.

Согласно мнению большинства авторов, главной проблемой на сегодняшний день остается недостаточное количество, а иногда и отсутствие, органов конституционной юстиции в подавляющем большинстве регионов России. Таким образом, формируется дискриминация граждан по территориальному признаку из-за отличий в правовой системе разных регионов.

Согласно мнению Бондаря Н. С., «конституционные и уставные суды субъектов Российской Федерации — это судебные органы, деятельность которых осуществляется в процессуальных формах, сближающих их с судами общей юрисдикции» [4, с. 8].

Как отметил в своих трудах Брежнев О. В., «во многих конституциях республик прямо указывается на осуществление в них судебной власти также в форме конституционного производства. В некоторых конституциях подчеркивается двойственный характер конституционного суда» [5, с. 92]. Как пример можно привести Конституцию Республики Саха (Якутия), в которой указано: «Конституционный суд является высшим органом государственной власти в Республике, который в соответствии с принципом разделения властей функционирует самостоятельно» [3].

Если рассмотреть количество существующих судов, то можно выявить, что в таких регионах, как Республика Саха (Якутия), Республика Коми существуют пять таких судов, в Республике Дагестан, Республике Марий Эл, Кабардино-Балкарской Республике насчитывается 4 Конституционного суда, а в Республике Адыгея самое меньшее число рассматриваемых судов (количество не превышает и трех судов).

В выше указанных республиках количество судов определяется в Конституции республик. В других республиках (например, в Башкортостане, Бурятии, Карелии, Татарстане, Тыве и Свердловской области) количество судов определено законами на уровне республик. Так, в Башкортостане, Бурятии, Карелии, Тыве и Свердловской области определено пять Конституционных судов, когда в Республике Татарстан их насчитывается 8 [6, с. 47].

Если рассматривать структуру рассматриваемых судов, то модно выделить следующий состав: председатель, заместитель, секретарь и судьи. Данный состав Конституционного суда выявлен в Адыгеи, Дагестане, Карелии, Татарстане, Тыве, Республике Саха (Якутия), Кабардино-Балкарской Республике и Свердловской области [6, с. 30].

Анализируя конституционные принципы равенства граждан, был сделан вывод о нарушении данных принципов при отсутствии в субъектах конституционных (уставных) судов. Следовательно, в регионах, где отсутствуют конституционный (уставный) суд, граждане не могут в полной мере защитить свои права и свободу, т. е. не могут воспользоваться двойным уровнем конституционной защищенности (на региональном и федеральном уровнях).

Для того, чтобы граждане выше указанных регионов могли в полной мере защитить свои права и свободу, можно установить в федеральном законе порядок и условия организации судебной власти, а не принимать решения на региональном уровне, прописывая количество конституционных (уставных) судов в Конституции республик и регионов.

Как пример законодательства, который может регулировать количество рассматриваемых судов, можно привести Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». В данный законодательный акт можно включить главу «Общие принципы организации судебной власти в субъектах Российской Федерации». Так же предлагается уточнить название указанного Закона изложив его следующим образом: «Об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Далее рассмотрим требования к судьям. Согласно законодательству, судья назначается из граждан региона. Также важным условием является возраст судьи. Например, в Республике Коми и Свердловской области судьей может стать гражданин указанных регионов, если возраст его достиг 35 лет. Но, в некоторых регионах и республиках возраст судьи может достигать 30 лет, а не 35. К таким регионам можно отнести: Дагестан, Татарстан, Тыва. Ограничение по возрасту судьи существует не только по минимальному возрасту, но и по максимальному. Считается, что судьей может стать гражданин, возраст которого не достиг 60 лет. В некоторых регионах возраст судьи может не достигать и 65 лет, например, в Республике Татарстан.

В связи с тем, что Российская Федерация представляет собой единое правовое поле, представляется не целесообразным дифференциация возраста назначения на должность судьи по субъектам Федерации. Кроме того, разный возраст назначения на должность судьи может препятствовать назначению на должность судьи даже при переезде действующего судьи в иной субъект Федерации. Для того, чтобы решить описанную проблему можно предложить изложить п.1 ч. 2 ст. 4 Федерального Закона «О статусе судей в Российской Федерации» следующим образом: «Судьей Конституционного Суда Российской Федерации и Конституционного (уставного) суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет» [2].

Читайте так же:  Как возбудить уголовное дело по факту мошенничества есть ли основания завести уголовное дело

Еще одной проблемой в функционировании судов в регионах является отсутствие взаимодействия законодательства конституционного и общего правосудия, которое создает «конкуренцию» в полномочии судов.

В российском законодательстве не предусмотрено решение проблем включения конституционных (уставных) судов при разрешении публично-правового спора, который объективно является предметом конституционно-судебного разбирательства.

В связи с выше сказанным, предлагается для решения указанной проблемы внести изменения в ч. 3 ст. 251 ГПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «нормой о том, что пределы полномочий судов общей юрисдикции по делам о признании недействующими нормативных правовых актов ограничены исключительной компетенцией не только Конституционного Суда Российской Федерации, но и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации» [1]. Данное дополнение позволило бы избежать противоречий, возникающих при оспаривании региональных нормативных актов, а также органов местного самоуправления одновременно в конституционном (уставном) суде и суде общей юрисдикции.

На основе исследований авторов и выше изложенного материала можно констатировать, что юридический предписал для создания конституционных (уставных) судов субъектов РФ создается. Создание в каждом регионе данного рода судов позволило бы занять особое место в судебной системе России, позволить гражданам защищать свои права и свободу на равных правах, учитывая интересы как юридического лица и индивидуального предпринимателя, так и органов публичной власти.

Для того, чтобы реализовать выше предложенные рекомендации, необходимо в первую очередь решить ряд проблем, выявленных в ходе исследования.

Как уже было сказано, главной проблемой является незначительное количество конституционных (уставных) судов в России, а именно отсутствие данных судов в некоторых районах страны, что приводит к неравному праву в защите граждан.

Также было выявлено, что на федеральном уровне в законодательстве существует ряд ограничений по формированию и функционированию конституционных (уставных) судов, которые изложены в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

К третьей проблеме можно отнести невозможность использования опытов функционирования конституционных (уставных) судов региона в других районах страны из-за отличий полномочий судов (в данном случае не говориться о полномочиях, представленных в ст. 27 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

Подводя итоги, необходимо отметить, что работа конституционных и уставных судов субъектов РФ доказала их социальную необходимость и востребованность. Это подтверждается тем, что основная задача конституционных (уставных) судов субъектов РФ — приведение местных законов и разных нормативных правовых актов в соответствие с конституцией (уставом) субъекта. Поэтому такие суды способствуют, с одной стороны, укреплению законности, a с другой — совершенствуют правовую систему субъекта, потому что разрешают юридические коллизии и конфликты.

Конституционные (уставные) суды субъектов много делают для согласования федерального и регионального законодательства, а значит, способствуют формирования единого правового пространства и тем самым укрепляют государственность.

Таким образом, проблема образования конституционных (уставных) судов субъектов РФ имеет принципиально важное значение не только для развития отечественной судебной системы, но и для развития Российской Федерации как единого и целостного фeдеративного государства.

1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. (в редакции от 03 августа 2018 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4532; 2018, № 32 (Часть 2), ст. 5133.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года (в редакции от 29 июля 2018 г.) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 1, ст. 1; 2018, № 31, ст. 4811.

3. Конституция Республики Саха (Якутия) от 4 апреля 1992 г. (в редакции от 15 июня 2016 г.) // Якутские ведомости, 1992, 26 апреля, № 7, 2016, 17 июня, № 23.

4. Бондарь Н. С. Власть и свобода на весах конституционного правосудия. — М., 2011.

5. Брежнев О. В. Порядок образования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации: проблемы правового регулирования // Конституционное и муниципальное право, № 4, 2008.

6. Гаврюсов Ю. В. Проблемы становления конституционной юстиции в субъектах Российской Федерации. — Сыктывкар, 2005.

7. Конституционное правосудие в субъектах Российской Федерации. Сборник нормативных актов. — М., 2015.

[3]

13.2. Конституционные (уставные) суды

Общие положения. В конституционном праве дается общее понятие конституционных (уставных) судов. Конституционные (уставные) суды рассматриваются как органы государственной власти субъектов РФ, которые самостоятельно и независимо осуществляют от имени субъекта РФ судебную власть на соответствующей территории в форме конституционного судопроизводства. В ряде республик указанное понятие интерпретируется с существенным уточнением.

Так, в республиках Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Карелия конституционные суды рассматриваются как высшие органы судебной власти республик по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, по обеспечению верховенства и непосредственного действия конституции.

Конституционные (уставные) суды – это суды субъектов РФ, которые наряду с федеральными судами и мировыми судьями входят в единую систему судебной власти Российской Федерации.

Правовую основу статуса конституционных (уставных) судов составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ согласно № 1-ФКЗ. Федеральный законодатель предоставляет данное право субъектам РФ, но не обязывает их.

Это означает, что субъекты РФ самостоятельно решают вопрос об учреждении конституционных (уставных) судов. Соответствующие положения закрепляются в конституциях (уставах) субъектов РФ. В случае включения в конституцию (устав) субъекта РФ положения об учреждении конституционного (уставного) суда субъект РФ обязан образовать соответствующий суд. Однако конституции (уставы) могут так же, как и федеральный законодатель, закреплять лишь право (возможность) субъекта РФ образовывать конституционные (уставные) суды, дублируя тем самым норму федерального конституционного закона. В этом случае конституционный (уставный) суд создается по усмотрению законодательного органа субъекта РФ.

Конституционные (уставные) суды создаются на основе законов о конституционных (уставных) судах согласно конституциям (уставам) субъектов РФ. В настоящее время образованы и действуют конституционные (уставные) суды в 17 субъектах РФ. В их числе 14 республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Чечня, Ингушетия, Тыва, Дагестан, Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания); две области (Калининградская. Свердловская) и один город федерального значения (Санкт – Петербург).

Читайте так же:  Действие загранпаспорта в тайланд. срок действия паспорта для поездки в тайланд. требования к фотогр

Кроме того, право и/или обязанность образования конституционных (уставных) судов предусмотрены конституциями (уставами) в 51 субъекте РФ. И только в 21 из них ведется работа над проектами соответствующих законов. Это свидетельствует о том, что субъекты РФ не спешат с воплощением в жизнь своих конституционных (уставных) положений. Подобная пассивность объясняется рядом причин:

1) «дефицит» квалифицированных кадров. Конституционное судопроизводство есть особая форма правоприменительной деятельности, которая основана на знании правовых доктрин, зарубежного опыта демократических стран. Поэтому осуществлять эту деятельность в состоянии судьи, имеющие богатую научно-исследовательскую практику в сфере юриспруденции, широко известные специалисты права (доктора юридических наук, профессора вузов). Такие специалисты есть не в каждом субъекте РФ;

2) ограниченные финансовые ресурсы. Большинство субъектов РФ являются дотационными. Поэтому они не могут обеспечить финансирование конституционных (уставных) судов за счет доходов собственных бюджетов;

3) политические. Конституционные (уставные) суды, действующие в соответствии с принципом разделения властей, создают угрозу авторитарному правлению, которое сложилось в большинстве субъектов РФ;

4) низкая загруженность. Действующие конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают незначительное количество дел, отнесенных к их компетенции. Практика показывает, что в Российской Федерации такие дела единичны. Так, например Конституционный суд Республики Удмуртия в 2007 г. не рассмотрел ни одного дела.

Полномочия конституционных (уставных) судов закрепляются в Федеральном конституционном законе № 1- ФКЗ. Согласно ч.1 ст.27 указанного закона суды рассматривают дела о соответствии конституции (уставу) законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта РФ. Данный перечень вопросов не является исчерпывающим. Как уже отмечалось в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 06.03.2003 г., конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут рассматривать другие дела, если они не отнесены федеральным законодателем к компетенции иных судов. В числе их споры о компетенции между органами государственной власти; между органами государственной власти и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления; споры между общественными организациями и государственными органами. Конституционные (уставные) суды проверяют конституционность правоприменительной практики: определяют конституционность партий и др.

Следует обратить внимание на то, что разрешение дел «о соответствии…», и «о толковании…» отнесено к ведению конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а не иных органов. В этой связи встает вопрос, кем должны разрешаться подобные дела в том случае, когда конституционный (уставный) суд в субъекте РФ не действует. Ряд авторов считают, что на основании ст. 3 Федерального конституционного закона О Конституционном суде РФ данные дела могут рассматриваться Конституционным судом РФ, если в установленном порядке этому суду будут переданы соответствующие полномочия. 166

Состав конституционных (уставных) судов. В состав судов субъектов РФ входят, как правило, председатель, заместитель, секретарь и судьи. Общий количественный состав колеблется от трех (Республика Адыгея) до 7 (Республика Саха (Якутия)) судей. В некоторых субъектах РФ в составе конституционных (уставных) судов нет заместителя (республики Адыгея, Бурятия). Председатель и заместитель председателя конституционного (уставного) суда избираются судьями из своего состава. В ряде субъектов РФ председатель суда избирается законодательным органом.

В большинстве субъектов РФ судьи назначаются на должность законодательным органом. Предложения по кандидатам могут вносить глава республики, группа депутатов (Республика Саха (Якутия)) или органы государственной власти и органы местного самоуправления (Республика Башкортостан). В ряде субъектов РФ существует иной порядок. Так, в Республике Адыгея судьи назначаются парламентом от всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной (в лице органа судейского сообщества).

Требования к судьям. Согласно Закону РФ № 3132-1 судьей может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста. Этот возрастной предел не может быть снижен. Однако в ряде республик допускалось его увеличение. Так, в Республике Коми устанавливался 30-летний возраст, а в Республике Бурятия – 35 летний. При этом в республиках Адыгея и Дагестан установлен верхний возрастной предел – 65 и 70 лет соответственно. В настоящее время указанные положения конституций республик приведены в соответствие с Законом РФ. Установлен нижний возрастной предел – 25 лет и сохранен верхний возрастной предел (65 и 70 лет).

В законодательстве субъектов РФ определяется срок полномочий судей конституционных (уставных) судов, на которые они назначаются. Он составляет от трех (Республика Карелия) до пяти лет (Республика Северная Осетия Алания). А в Республике Саха (Якутия) судьи назначаются на 15 лет.

Судья конституционного (уставного) суда может работать на постоянной профессиональной основе. В Республике Адыгея, например, все судьи работают на постоянной профессиональной основе, а в других субъектах — только часть судей. Есть субъекты РФ, в которых на постоянной профессиональной основе работает только председатель суда. В ряде субъектов РФ все судьи, включая председателя суда, его заместителя и секретаря, работают на общественных началах.

Принципы деятельности. К основным принципам деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ относятся: 1) верховенство и прямое действие конституции (устава) на территории субъекта РФ; 2) независимость суда и судей, гарантированный законодательством порядок прекращения их полномочий; 3) коллегиальность рассмотрения дел в судебном заседании; 4) гласность; 5) устный порядок судопроизводства; 6) непрерывность судебного заседания (исключается параллельное проведение заседания по другому вопросу с участием одних и тех же судей); 7) ведение судопроизводства на государственном языке (государственных языках); 8) полнота и всесторонний характер судебного разбирательства; 9) непосредственное исследование доказательств (решение может быть основано только на тех материалах, которые исследованы в деле).

Стадии судебного конституционного судопроизводства. Конституционное судопроизводство делится на ряд последовательно совершаемых в установленном порядке действий. Это: 1) внесение обращения в конституционный (уставный) суд; 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном (уставном) суде; 3) принятие обращения в конституционный (уставный) суд к рассмотрению или его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство; 6) совещание по итогам судебного разбирательства, голосование, принятие и провозглашение итогового решения; 7) опубликование и вступление в силу решения конституционного (уставного) суда; 8) исполнение решения конституционного (уставного) суда.

Читайте так же:  Отменят ли материнский капитал кто имеет право на выплаты

Юридическая сила решения. Решения конституционного (уставного) суда являются юридически обязательными и не могут быть пересмотрены иным судом.

Конституционный и уставной суд субъектов рф. Что такое уставной суд

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ — Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ. Содержание 1 Статус 2 Созданные конституционные (уставные) суды … Википедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ (УСТАВНЫЙ) СУД СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — судебный орган субъекта РФ, призванный осуществлять конституционное судопроизводство, т.е. определять конституционность (соответствие конституции республики, уставу края, области, города федерального значения) нормативных правовых актов,… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Уставный суд субъекта рф — см. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ … Энциклопедия права

Уставный суд субъекта рф — см. Конституционный (уставный) суд субъекта РФ … Большой юридический словарь

Конституционный суд — Конституционный суд относящийся к судебной ветви государственной власти орган конституционного контроля, в компетенцию которого входит оценка соответствия правовых норм Конституции. Конституционный суд (в отличие от всех прочих судов)… … Википедия

Конституционный суд Российской Федерации — Вид конституционный суд Юрисдикция Россия Дата основания 1991 год Состав назначается Советом Федерации Срок службы до достижения 70 лет … Википедия

Суд по интеллектуальным правам — Суд по интеллектуальным правам Вид арбитражный суд Инстанция Суд первой инстанции, суд кассационной инстанции Юрисдикция … Википедия

Конституционный Суд Республики Карелия — Вид конституционный суд Юрисдикция Республика Карелия Дата основания 1994 Состав назначается Законодательным Собранием по представлению Главы Республики … Википедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ — особый вид правоохранительной деятельности в государстве, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данной страны независимыми от законодательной и исполнительной власти судебными или специальными… … Энциклопедия юриста

Мировой суд — Знак мирового судьи. 1864 год Мировой суд во многих государствах является низшим звеном судебной системы или судом первой инстанции. Как правило, назначается Законодательным Со … Википедия

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации

Особое место в судебной системе занимает Конституционный (уставной) суд субъекта Российской Федерации. Такое положение обусловлено кругом вопросов, которыми занимается данный судебный орган и его статусом в системе судов.

Создается такой суд субъектом Российской Федерации, для целей проверки законов принимаемых данным субъектом, органами власти и управления, муниципальными службами на соответствие требованиям Конституции России.

Кроме того, данный судебный орган полномочен давать разъяснения о применении некоторых законодательных норм принятых в субъекте федерации и осуществлять толкование законов вынесенных органами власти в данном субъекте. Так же суд имеет право давать заключение о конституционности законов, актов, и других правовых документов, суд полномочен, определять соответствие таких законов уставу конкретного субъекта федерации. Деятельность уставного суда необходима для поддержания законности и справедливости в отдельном регионе страны в результате законов принимаемых органами власти субъекта или органами муниципальной власти. Зачастую, избранные законодатели в органы власти всех уровней не столь компетентны в некоторых областях права и в таких случаях, работа суда по оценке законности решений принятыми избранными законотворцами просто необходима. Работа такого суда позволяет не допустить нарушения конституционных прав граждан, а тот факт, что суд расположен в регионе позволяет ему быть более доступным для обращения граждан и более оперативным в принятии соответствующих конституционных решений.

Нередко, решения данных судов играют важнейшую роль для стабильности жизни в конкретном субъекте страны, так как своими конституционным решениями они урегулируют возникающие конфликты между разными уровнями власти или различными ведомствами и министерствами.

Многие из решений уставных судов влияют на политически изменения, работу руководителя субъекта или республики и всех уровней власти.

Деятельность уставных судов финансируется из средств бюджета того субъекта федерации где находится данный суд.

Судьи для работы в уставном суде субъекта федерации назначаются законодательным актом соответствующего субъекта федерации, имеют наивысшую степень квалификации и безупречную репутацию. Кандидаты проходят строжайший отбор в соответствии с законом установленными требованиями. В некоторых субъектах установлены дополнительные ограничения по срокам пребывания в должности судьи.

Актуален вопрос и о возможности присвоения пожизненного статуса судьи уставного суда или об установлении придельного срока пребывания в должности, так как в этом случае влияние государства на деятельность суда будет сведено к нулю. Но есть и противники такого мнения, которые считают, что такой суд будет не способен к современным преобразованиям периодически назревающим в обществе и может быть участником постоянной конфронтации между органами законодательной и исполнительной власти в силу своей не современности и не гибкости.

В настоящее время, в каждом субъекте и республики учрежден уставный суд субъекта страны. В связи с особенностями некоторых территорий и протяженностью ряда субъектов, проводится политика по унификации и приведения к единообразию работы данных судов. С этой целью создан Консультативный совет председателей уставных судов.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: Юридический центр Пресс, 2007. — 768 c.

  2. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.

  3. Павлов, Н. Е. Долг свидетеля / Н.Е. Павлов. — М.: Советская Россия, 2016. — 144 c.
  4. Тихомиров, М.Ю. Исковые заявления в суд общей юрисдикции; М.: Тихомиров М.Ю., 2013. — 768 c.
  5. Файфер, Боб Удвойте ваши прибыли; М.: Юнити, 2011. — 143 c.
Конституционный и уставной суд субъектов рф. что такое уставной суд
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here