Конституционные (уставные) суды субъектов рф

Действующие Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации

Наименование суда — Ф.И.О. председателя

Почтовый адрес суда, телефоны

Дата образования, количество судей

Конституционный суд Республики Адыгея — Тлехатук Аскер Касеевич

385000, Республика Адыгея, г.Майкоп, ул.Советская, 217, тел. (8772) 57-09-97

29 октября 1997 г., 3 человека

Избираются Советом представителей Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея на основе равного представительства кандидатов от законодательной, представительной и судебной ветвей государственной власти сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Башкортостан — Еникеев Зуфар Иргалиевич

450101, Республика Башкортостан, г.Уфа, ул.Тукаева, 46, тел. (347) 280-86-30, факс (347) 250-63-71

27 марта 1996 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием — Курултаем Республики Башкортостан по представлению Главы Республики Башкортостан сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Бурятия

Работа суда приостановлена с 2013 года

670000, Республика Бурятия, г.Улан-Удэ, ул.Сухэ Батора, 9, тел. (3012) 21-56-98, факс 21-56-98

24 января 1995 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Хуралом Республики Бурятия по представлению Президента Республики Бурятия сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Дагестан — Халитов Магомед Халитович

367000, Республика Дагестан, г.Махачкала, пл.Ленина, 2, 6 этаж, тел./факс (8722) 67-20-69

28 декабря 1991 г., 5 человек

Назначаются на должность Народным Собранием Республики Дагестан по представлению Президента Республики Дагестан (по Конституции от 10 июля 2003 г.), срок полномочий не ограничен определенным сроком (по действующему Закону)

Конституционный суд Кабардино-Балкарской Республики — Геляхов Абдуллах Сагитович

360028, Кабардино-Балкарская Республика, г.Нальчик, пр.Ленина, 27, тел., факс (8662) 40-23-78, 40-83-06

7 мая 1993 г., 4 человека

Назначаются на должность Парламентом Кабардино-Балкарской Республики по представлению Главы Кабардино-Балкарской Республики, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Карелия — Беньяминова Светлана Александровна

185910, Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул.Куйбышева, 5, тел. (8142) 76-64-12, факс 76-57-00

11 ноября 1994 г., 3 человека

Назначаются на должность Законодательным Собранием Республики Карелия по представлению Главы Республики Карелия, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Коми — Кретов Владимир Васильевич

167010, Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Коммунистическая, 8, тел. (8212) 44-73-28

7 декабря 1994 г., 5 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Коми по представлению Главы Республики Коми, срок полномочий не ограничен определенным сроком

Конституционный суд Республики Марий Эл — Баранов Александр Михайлович

424001, Республика Марий Эл, г.Йошкар-Ола, Ленинский пр-т, 24б, тел. (8362) 42-90-69, факс (8362) 42-11-49

18 июня 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием Республики Марий Эл по представлению Главы Республики Марий Эл сроком на 12 лет

Конституционный суд Республики Саха (Якутия) — Ким-Кимэн Александр Николаевич

677022, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Ярославского, 24/1, тел. (4112) 43-55-70, 43-56-79, факс (4112) 43-55-70

20 апреля 1994 г., 7 человек

Назначаются на должность Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) по представлению Главы Республики Саха (Якутия) сроком на 15 лет

Конституционный суд Республика Северная Осетия — Алания — Цалиев Александр Михайлович

362038, Республика Северная Осетия — Алания, г.Владикавказ, пл.Свободы, 1, тел. (8672) 53-58-32, факс (8672) 53-79-05

19 июля 2001 г., 5 человек

Назначаются на должность Парламентом Республики Северная Осетия — Алания по представлению Главы Республики Северная Осетия — Алания сроком на 5 лет

Конституционный суд Республики Татарстан — Хуснутдинов Фархат Гусманович

420060, Республика Татарстан, г.Казань, ул.Пушкина, д.66/33, тел. (843) 264-74-76, 264-74-83

29 июня 2000 г., 6 человек

Избираются на должность Государственным Советом Республики Татарстан сроком на 10 лет

Председатель и заместитель Председателя Конституционного суда Республики Татарстан назначаются Государственным Советом Республики Татарстан по предложению судей Конституционного суда Республики Татарстан

Конституционный суд Республики Тыва — Саая Аяс Плоткаевич

667010, Республика Тыва, г.Кызыл, ул.Калинина, 11, тел./факс (3942) 25-44-68

3 июля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва по представлению Главы — Председателя Правительства Республики Тыва сроком на 5 лет

Уставный суд г.Санкт-Петербурга — Сергевнин Сергей Львович

197022, г.Санкт-Петербург, Суворовский пр., 62, литера А, тел./факс: (812) 576-66-20, 576-48-08

14 сентября 2000 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга по представлениям: губернатора Санкт-Петербурга; группы депутатов (не менее 7 человек) Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; сроком на 6 лет

Уставный суд Калининградской области — Сафонов Юрий Михайлович

236022, г.Калининград, ул. Комсомольская, 31, тел: (4012) 95-66-84, тел/факс: (4012) 95-42-61

25 апреля 2003 г., 3 человека

Назначаются на должность областной Думой по представлению Губернатора Калининградской области и одной трети от установленного числа депутатов областной Думы сроком на 5 лет

Уставной Суд Свердловской области — Пантелеев Вадим Юрьевич

620075, г.Екатеринбург, ул.Пушкинская, 19, тел . (343) 217-86-77, 370-31-38

3 марта 1998 г., 5 человек

Назначаются на должность Законодательным Собранием Свердловской области по представлению Губернатора Свердловской области сроком на 6 лет

Конституционные ( уставные) суды субъектов РФ

Состав и порядок формирования конституционного (уставного) суда субъекта РФ.

Субъект Российской Федерации в значительной степени самостоятелен в решении вопросов организации конституционных (уставных) судов. Выбор того или иного варианта находится на его усмотрении, но в границах представлений о демократическом правовом государстве, с учетом отношений (если следовать принципу единства государственной власти), которые сложились на федеральном уровне в связи с Конституционным Судом РФ.

Отдельные, незначительные, элементы организации конституционных (уставных) судов отражаются в конституциях (уставах) субъектов Федерации. Это касается главным образом того, как судьи назначаются на свою должность. Иногда фиксируется численный состав суда (в республиканских конституциях). Однако полнее всего данные вопросы раскрываются в законах субъектов Федерации о конституционных (уставных) судах.

Их анализ позволяет увидеть следующее:

1. Численный состав названных судов находится в пределах от трех (Адыгея) до девяти (Ханты-Мансийский автономный округ) судей. Однако чаще образуются конституционные (уставные) суды в составе пяти судей. Правомочность суда определяется наличием квалифицированного большинства судей.

Читайте так же:  Необходимый пакет документов для совершения сделки продажи дома с участком под ним. купля-продажа до

2. Судьи назначаются на должность по-разному. Один из вариантов — высшее должностное лицо субъекта Федерации вносит кандидатуры (предложения могут поступать от уполномоченных органов и сообществ) на рассмотрение законодательного органа, который путем тайного голосования принимает соответствующее решение.

Выработаны и иные подходы. В Татарстане кандидатов в судьи Конституционного Суда представляют Государственному совету Президент и Председатель Госсовета Республики в равной численности, по три человека. Подобным образом происходит назначение в Курганской области: правом вносить на рассмотрение областной Думы по две кандидатуры (квота) наделены Губернатор области и комитеты облдумы. В Калининградской области губернатор и одна треть депутатов областной Думы вправе представлять кандидатуры (без гарантированного представительства) для назначения областной Думой. В Адыгее обеспечивается представительство по одной кандидатуре от законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

В Иркутской области предложения о кандидатах на должность судей Уставного суда (допускается и самодвижение) прорабатываются специально созданной Губернатором конкурсной комиссией. В Санкт-Петербурге, где действует особое положение о назначении на должность судей Уставного суда, Губернатор вправе при начальном формировании предлагать не более шести кандидатов и в последующем — не более одного; группы депутатов Законодательного собрания в составе не менее семи человек вправе выдвигать не более одного кандидата, Совет судей Санкт-Петербурга — не более шести кандидатов при первичном формировании Суда и не более одного — в последующем. Назначенным на должность (всего на семь мест) считается кандидат, получивший при тайном голосовании наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам, но не менее половины голосов от числа избранных депутатов Законодательного собрания.

3. Организационные и представительские функции в Конституционных (уставных) Судах выполняют должностные лица — председатель, заместитель председателя и секретарь. Это распространенный состав руководителей данных судов. Указанные должностные лица избираются разными способами: судьями из своего состава применительно ко всем должностным лицам, судьями из своего состава, но в присутствии Губернатора и Председателя Законодательного собрания, которые вправе вносить свои предложения по кандидатурам; парламентом: а) по представлению Президента (Главы) республики; б) по предложению судей Суда.

При определении сроков полномочий руководителей судов сложилось три подхода:

1) устанавливаются специально фиксированные сроки полномочий председателя и других должностных лиц, как правило, три — четыре года.

При этом не исключается повторное их избрание на данные должности;

2) сроки полномочий названных должностных лиц уравниваются со сроками полномочий судей;

3) сроки полномочий не закрепляются, но по умолчанию они, надо полагать, уравниваются со сроками полномочий судей.

В большинстве республик полномочия судьи прекращаются по решению Конституционного суда, которое направляется президенту и парламенту, а в Адыгее также и судейскому корпусу, и является официальным уведомлением об открытии вакансии. В случаях нарушения порядка избрания судьи или совершения им проступка, порочащего его честь и достоинство, прекращение полномочий производит парламент по представлению Конституционного суда.

В конституциях и главным образом в законах республик устанавливаются определенные требования к кандидатам в судьи конституционных судов, касающиеся их гражданства, возраста, правоспособности, образования, профессиональной квалификации и опыта, моральных качеств. Судьей может быть избран или назначен, как правило, гражданин соответствующей республики, достигший 35 лет и не старше 60 лет. Почти во всех республиках от кандидата в судьи требуется высокий уровень профессиональных знаний, а также моральные качества, необходимые для исполнения судейских обязанностей. Непременным условием является наличие высшего юридического образования. 10-летний стаж работы по юридической специальности.

В республиках, учредивших конституционные суды, законодательством устанавливается, что должность судьи несовместима с депутатским мандатом, с занятием или сохранением какой-либо оплачиваемой должности, предпринимательской деятельностью, принадлежностью к политическим партиям и движениям. Законодательством республик Северного Кавказа уделяется значительное внимание гарантиям независимости судей конституционных судов. Им гарантируется несменяемость в течение срока полномочий, за исключением определенных в законах оснований.

Последними, помимо смерти, отставки, достижения предельного возраста, судебного признания недееспособным, временного отсутствия или объявления умершим, являются:

1) нарушение порядка избрания судей Конституционного суда;

2) утрата гражданства республики;

3) вступивший в силу обвинительный приговор суда;

4) совершение проступка, порочащего честь и достоинство судьи;

[2]

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

5) занятие или совершение действий, несовместимых с его должностью;

6) отсутствие судьи на заседаниях суда или уклонение от участия в голосовании свыше двух раз подряд без уважительных причин;

7) неспособность исполнять свои обязанности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени.

Компетенция конституционного (уставного) суда субъекта РФ

Конституционные суды рассматривают дела, предметом которых являются конституционно-правовые вопросы и споры. Анализ законодательства республик Северного Кавказа позволяет утверждать, правда, с некоторыми оговорками, что они не вправе рассматривать политические вопросы, а также все, что связано с компетенцией других органов и судов общей юрисдикции. Они не могут рассматривать и дела, относящиеся к компетенции КС РФ, хотя на это прямо и не указывается в большинстве законов республик о конституционных судах.

С учетом уже предложенных в научной и специальной литературе моделей классификации предметной компетенции Конституционного суда можно выделить следующие полномочия:

1) контроль за конституционностью правовых актов республики, ее договора с РФ и другими субъектами Федерации, а также международных договоров;

2) официальное толкование Конституции республики;

3) разрешение споров о компетенции между органами государственной власти республики; между ними и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления;

4) защита конституционных прав и свобод граждан по их жалобам и запросам судов о неконституционности закона республики, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

5) контроль за решением Парламента о назначении;

Читайте так же:  Штраф за неостановку по требованию сотрудника гибдд. не остановился по требованию инспектора – оштра

6) контроль за конституционностью политических партий и иных общественных объединений; разрешение конституционно-правовых споров между общественными организациями и государственными органами;

7) защита Конституции республики от нарушения ее высшими должностными лицами, а в некоторых случаях — другими должностными лицами и судьями; участие в процедуре подтверждения стойкой неспособности президента по состоянию здоровья выполнять свои функции;

8) защита Конституции от нарушения ее Парламентом республики путем дачи заключения, служащего основанием для решения вопроса о роспуске Парламента;

9) дача заключений о соответствии Конституции республики действующих на ее территории законов, других нормативных актов и международных договоров республики, о нарушении республиканского суверенитета федеральными органами государственной власти и управления;

10) участие в законодательном процессе республики (осуществление права на законодательную инициативу);

11) иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами субъектов РФ (участие в процедуре принятия присяги высшим должностным лицом республики, право направлять послания законодательному органу, принимать регламент).

Естественно, что не все названные полномочия тот или иной Конституционный суд осуществляет в полном объеме. Конкретная компетенция каждого специализированного органа конституционного контроля значительно меньше. Почти всем судебным органам Конституционного свойственны первые четыре группы полномочий в приведенном перечне, а также право законодательной инициативы. Остальные полномочия имеют факультативный характер и присущи лишь Конституционным судам отдельных республик.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8672 —

| 7439 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Лекция 11. Суды субъектов Российской Федерации: конституционные (уставные) суды; мировые судьи.

1. Конституционные (уставные) суды.

Конституционные (уставные) суды – это новое явление в государственном строительстве России. Конституционные суды создаются в автономных республиках, уставные – в областях, краях, автономной области, автономных округах, городах Москва и Санкт-Петербург, так как основным законом в республике является её Конституция, а областях, краях и т.п. – устав определённого субъекта Федерации.

Конституционный Суд РФ, конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей по своей природе самостоятельны, действуют каждый на своём правовом поле и независимы друг от друга.

Весьма существенным при этом являются два момента.

Во-первых, это судебные органы и органы власти единого государства, единой ветви власти – судебной. Различия между ними лишь в том, что один из них – Конституционный Суд РФ – является федеральным конституционным судом, т.е. общегосударственным, общероссийским органом, а конституционные суды республик в составе Российской Федерации и уставные суды краёв и областей – это судебные органы отдельных составных частей нашего федеративного государства, его субъектов.

Во-вторых, это органы судебного конституционного контроля, по своим задачам, целям и направленности деятельности, по своей юридической природе призванные обеспечивать соответствие всего массива нормативных актов основным законам как Федерации в целом, так и её отдельных составных частей – государственно правовых образований внутри Федерации, т.е. субъектов Федерации. 1

С полной уверенностью можно сказать, что все конституционные (уставные) суды между собой имеют много общего, хотя общих утверждённых законом основ или образцовой (примерной) модели такого суда не имеется, имеются и различия, которые по сути проявляются только по предоставленным судам полномочиям и размерам территории, на которую распространяется юрисдикция конкретного конституционного (уставного) суда.

Социальная ценность конституционных судов как специализированных органов правовой защиты конституций, прежде всего в том, что они являются элементом механизма «разделения властей». Поэтому учреждение конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации способствует быстрым темпам формирования демократического правового государства. Напротив, отсутствие конституционных (уставных) судов значительно тормозит процессы становления демократических форм организации государственной власти в республиках и регионах России. 2

По состоянию на начало 2006 г. фактически функционирует пятнадцать таких судов. В конституциях (уставах) более половины субъектов Российской Федерации заявили о намерении их создать. Процесс учреждения конституционных (уставных) судов может быть охарактеризован как вялотекущий и небеспроблемный. Проблема вытекает, как полагает Ж.И. Овсепян не из природы такого института как конституционное правосудие, а является следствием недостаточно эффективно урегулированного в определенном субъекте Российской Федерации порядка формирования этого специализированного суда и молодости практики конституционного (уставного) судопроизводства в Российской Федерации. 3 Вместе с тем, отсутствие в большинстве субъектов органов региональной конституционной юстиции приводит к неравенству в содержании конституционного права граждан на судебную защиту.

Однако учреждение конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации является актуальным как с точки зрения субъектов, так и Российской Федерации в целом, поскольку они работают продуктивно, прямо или косвенно выступают хранителями общефедеральных конституционных норм.

Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации являются органами конституционного (уставного) судебного контроля на территории субъекта Федерации. В форме конституционного судопроизводства они осуществляют судебную власть в целях защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина.

Местом постоянного пребывания Конституционного (уставного ) суда является столица республики или административный центр субъекта Федерации. На здании, занимаемом конституционным (уставным) судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг субъекта Федерации.

Конституционные (уставные) суды предназначены для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления их конституциям (уставам), а также для толкования конституций (уставов) субъектов РФ.

Судьёй конституционного (уставного) суда субъекта РФ может быть российский гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет, имеющий высшее юридическое образование.

Законодательством субъектов Федерации предусматриваются и некоторые дополнительные требования к кандидатам на должности Конституционных (уставных) судов: безупречная репутация, высокая квалификация в области права и т.д.

Срок полномочий судей устанавливается законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Численный состав судов также предусматривается региональным законодательством. Например, в состав уставного суда Санкт-Петербурга входит 7 судей.

Читайте так же:  Отказ от заявления должника и повторное обращение. отказ от заявления о признании должника банкротом

Судьи Конституционных (уставных) судов назначаются законодательным (представительным) органом власти субъектов Федерации и обладают единым для всех судей РФ статусом.

Порядок распределения дел в суде, правила процедуры и этикета на заседаниях, особенности делопроизводства, требования, предъявляемые к работникам аппарата суда, конституционный (уставной) суд разрабатывает и принимает в виде регламента.

В среднем в год конституционные (уставные) суды в субъектах РФ рассматривают не более 20 дел. 1 Имеются сводные статистические данные, подтверждающие что Конституционные (уставные) суды субъектов РФ за 1995-2000 гг. вынесли более 250 решений. В 2001 году в эти суды поступило более 450 обращений о проверке конституционности или соответствии уставу законов и иных нормативных актов органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Рассмотрено более 100 дел, по которым вынесено 40 постановлений и 73 определения. Признаны несоответствующими конституции (уставу) 27 законов или иных нормативных актов. 1

Конституционные (уставные) суды развивались по законам, принятым «до 12 декабря 1993г.», и принятым «после 12 декабря 1993г.», которые отличались различными методиками закрепления поводов (обращений) в Конституционные (уставные) суды субъекта РФ, особенностями предмета регулирования поводов (обращений) и ряд других. В настоящее время определились три вида обращений в конституционные (уставные) суды: запрос, жалоба, ходатайство.

Конституционные (уставные) суды выносят следующие виды решений:

1) Постановленияконституционного (уставного) суда – это наиболее распространённая форма решений судов. Так они называются в качестве основной формы актов органов конституционного (уставного) контроля во всех анализируемых законах о конституционных (уставных) судах Субъектов РФ.

2) Заключенияконституционных (уставных) судов – указывается как возможная форма решения.

3) Определенияконституционного (уставного) суда – упоминается в качестве разновидностей актов этого суда в Адыгеи (1996), Башкортостана (1997), Курганской области (2000).

4) Требования– в отличие от определения квалифицируются в качестве разновидности форм решений конституционных судов, и в основном принимались до 12 декабря 1993г. 2

Рассмотрение дел и принятие решений конституционными (уставными) судами осуществляется на принципах независимости судей, коллегиальности, гласности, устности, непосредственности, непрерывности судебного разбирательства в условиях состязания и равноправия сторон. 3 Решения, как правило, принимаются открытым голосованием путём поимённого опроса судей. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей, участвовавших в заседании суда. Для принятия некоторых видов решений может требоваться квалифицированное большинство. Решение Конституционного (уставного) суда излагается в виде отдельного документа, которое полностью провозглашается в открытом заседании суда. Постановления, определения, заявления Конституционного (уставного) суда публикуются в официальных изданиях органов государственной власти субъекта РФ.

Вступившие в законную силу решение Конституционного (уставного) суда, принятое в пределах его полномочий, является окончательным и не может быть пересмотрено иным судом. Решения принимаются большинством голосов. Председательствующий обычно голосует последним.

Конституционный (уставной) суд решает исключительно вопросы права и при осуществлении уставного судопроизводства во всех случаях воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов государственной власти.

Участниками процесса в конституционном (уставном) суде признаются стороны, а также их представители (в том числе адвокаты), свидетели, эксперты, перевозчики и другие приглашённые судом представители органов государственной власти, местного самоуправления, суда, прокуратуры. Стороны обладают равными процессуальными правами. Они вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства и отводы судьям.

После исследования всех вопросов дела конституционный (уставной) суд выносит решение.

Имеются факты, когда конституционные (уставные) суды своими запросами переносят разрешение вопросов и споров в Конституционный Суд РФ ввиду очевидного несоответствия положений регионального законодательства Конституции РФ, что освещено в материалах Всероссийского совещания по проблемам исполнения решений Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов. 1

13.2. Конституционные (уставные) суды

Общие положения. В конституционном праве дается общее понятие конституционных (уставных) судов. Конституционные (уставные) суды рассматриваются как органы государственной власти субъектов РФ, которые самостоятельно и независимо осуществляют от имени субъекта РФ судебную власть на соответствующей территории в форме конституционного судопроизводства. В ряде республик указанное понятие интерпретируется с существенным уточнением.

Так, в республиках Бурятия, Дагестан, Саха (Якутия), Карелия конституционные суды рассматриваются как высшие органы судебной власти республик по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, по обеспечению верховенства и непосредственного действия конституции.

Конституционные (уставные) суды – это суды субъектов РФ, которые наряду с федеральными судами и мировыми судьями входят в единую систему судебной власти Российской Федерации.

Правовую основу статуса конституционных (уставных) судов составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов РФ. Конституционные (уставные) суды могут создаваться субъектами РФ согласно № 1-ФКЗ. Федеральный законодатель предоставляет данное право субъектам РФ, но не обязывает их.

Это означает, что субъекты РФ самостоятельно решают вопрос об учреждении конституционных (уставных) судов. Соответствующие положения закрепляются в конституциях (уставах) субъектов РФ. В случае включения в конституцию (устав) субъекта РФ положения об учреждении конституционного (уставного) суда субъект РФ обязан образовать соответствующий суд. Однако конституции (уставы) могут так же, как и федеральный законодатель, закреплять лишь право (возможность) субъекта РФ образовывать конституционные (уставные) суды, дублируя тем самым норму федерального конституционного закона. В этом случае конституционный (уставный) суд создается по усмотрению законодательного органа субъекта РФ.

Конституционные (уставные) суды создаются на основе законов о конституционных (уставных) судах согласно конституциям (уставам) субъектов РФ. В настоящее время образованы и действуют конституционные (уставные) суды в 17 субъектах РФ. В их числе 14 республик (Татарстан, Башкортостан, Саха (Якутия), Чечня, Ингушетия, Тыва, Дагестан, Адыгея, Бурятия, Кабардино-Балкария, Коми, Карелия, Марий Эл, Северная Осетия – Алания); две области (Калининградская. Свердловская) и один город федерального значения (Санкт – Петербург).

Читайте так же:  Микроклимат производственных помещений гост 12.1 005 88. общие санитарно-гигиенические требования к

Кроме того, право и/или обязанность образования конституционных (уставных) судов предусмотрены конституциями (уставами) в 51 субъекте РФ. И только в 21 из них ведется работа над проектами соответствующих законов. Это свидетельствует о том, что субъекты РФ не спешат с воплощением в жизнь своих конституционных (уставных) положений. Подобная пассивность объясняется рядом причин:

1) «дефицит» квалифицированных кадров. Конституционное судопроизводство есть особая форма правоприменительной деятельности, которая основана на знании правовых доктрин, зарубежного опыта демократических стран. Поэтому осуществлять эту деятельность в состоянии судьи, имеющие богатую научно-исследовательскую практику в сфере юриспруденции, широко известные специалисты права (доктора юридических наук, профессора вузов). Такие специалисты есть не в каждом субъекте РФ;

2) ограниченные финансовые ресурсы. Большинство субъектов РФ являются дотационными. Поэтому они не могут обеспечить финансирование конституционных (уставных) судов за счет доходов собственных бюджетов;

3) политические. Конституционные (уставные) суды, действующие в соответствии с принципом разделения властей, создают угрозу авторитарному правлению, которое сложилось в большинстве субъектов РФ;

4) низкая загруженность. Действующие конституционные (уставные) суды субъектов РФ рассматривают незначительное количество дел, отнесенных к их компетенции. Практика показывает, что в Российской Федерации такие дела единичны. Так, например Конституционный суд Республики Удмуртия в 2007 г. не рассмотрел ни одного дела.

Полномочия конституционных (уставных) судов закрепляются в Федеральном конституционном законе № 1- ФКЗ. Согласно ч.1 ст.27 указанного закона суды рассматривают дела о соответствии конституции (уставу) законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также осуществляют толкование конституции (устава) субъекта РФ. Данный перечень вопросов не является исчерпывающим. Как уже отмечалось в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 06.03.2003 г., конституционные (уставные) суды субъектов РФ могут рассматривать другие дела, если они не отнесены федеральным законодателем к компетенции иных судов. В числе их споры о компетенции между органами государственной власти; между органами государственной власти и органами местного самоуправления; между органами местного самоуправления; споры между общественными организациями и государственными органами. Конституционные (уставные) суды проверяют конституционность правоприменительной практики: определяют конституционность партий и др.

Следует обратить внимание на то, что разрешение дел «о соответствии…», и «о толковании…» отнесено к ведению конституционных (уставных) судов субъектов РФ, а не иных органов. В этой связи встает вопрос, кем должны разрешаться подобные дела в том случае, когда конституционный (уставный) суд в субъекте РФ не действует. Ряд авторов считают, что на основании ст. 3 Федерального конституционного закона О Конституционном суде РФ данные дела могут рассматриваться Конституционным судом РФ, если в установленном порядке этому суду будут переданы соответствующие полномочия. 166

Состав конституционных (уставных) судов. В состав судов субъектов РФ входят, как правило, председатель, заместитель, секретарь и судьи. Общий количественный состав колеблется от трех (Республика Адыгея) до 7 (Республика Саха (Якутия)) судей. В некоторых субъектах РФ в составе конституционных (уставных) судов нет заместителя (республики Адыгея, Бурятия). Председатель и заместитель председателя конституционного (уставного) суда избираются судьями из своего состава. В ряде субъектов РФ председатель суда избирается законодательным органом.

В большинстве субъектов РФ судьи назначаются на должность законодательным органом. Предложения по кандидатам могут вносить глава республики, группа депутатов (Республика Саха (Якутия)) или органы государственной власти и органы местного самоуправления (Республика Башкортостан). В ряде субъектов РФ существует иной порядок. Так, в Республике Адыгея судьи назначаются парламентом от всех ветвей власти — законодательной, исполнительной и судебной (в лице органа судейского сообщества).

Требования к судьям. Согласно Закону РФ № 3132-1 судьей может быть гражданин РФ, достигший 25-летнего возраста. Этот возрастной предел не может быть снижен. Однако в ряде республик допускалось его увеличение. Так, в Республике Коми устанавливался 30-летний возраст, а в Республике Бурятия – 35 летний. При этом в республиках Адыгея и Дагестан установлен верхний возрастной предел – 65 и 70 лет соответственно. В настоящее время указанные положения конституций республик приведены в соответствие с Законом РФ. Установлен нижний возрастной предел – 25 лет и сохранен верхний возрастной предел (65 и 70 лет).

В законодательстве субъектов РФ определяется срок полномочий судей конституционных (уставных) судов, на которые они назначаются. Он составляет от трех (Республика Карелия) до пяти лет (Республика Северная Осетия Алания). А в Республике Саха (Якутия) судьи назначаются на 15 лет.

Судья конституционного (уставного) суда может работать на постоянной профессиональной основе. В Республике Адыгея, например, все судьи работают на постоянной профессиональной основе, а в других субъектах — только часть судей. Есть субъекты РФ, в которых на постоянной профессиональной основе работает только председатель суда. В ряде субъектов РФ все судьи, включая председателя суда, его заместителя и секретаря, работают на общественных началах.

Принципы деятельности. К основным принципам деятельности конституционных (уставных) судов субъектов РФ относятся: 1) верховенство и прямое действие конституции (устава) на территории субъекта РФ; 2) независимость суда и судей, гарантированный законодательством порядок прекращения их полномочий; 3) коллегиальность рассмотрения дел в судебном заседании; 4) гласность; 5) устный порядок судопроизводства; 6) непрерывность судебного заседания (исключается параллельное проведение заседания по другому вопросу с участием одних и тех же судей); 7) ведение судопроизводства на государственном языке (государственных языках); 8) полнота и всесторонний характер судебного разбирательства; 9) непосредственное исследование доказательств (решение может быть основано только на тех материалах, которые исследованы в деле).

Стадии судебного конституционного судопроизводства. Конституционное судопроизводство делится на ряд последовательно совершаемых в установленном порядке действий. Это: 1) внесение обращения в конституционный (уставный) суд; 2) предварительное рассмотрение обращения в конституционном (уставном) суде; 3) принятие обращения в конституционный (уставный) суд к рассмотрению или его отклонение; 4) подготовка к судебному разбирательству; 5) судебное разбирательство; 6) совещание по итогам судебного разбирательства, голосование, принятие и провозглашение итогового решения; 7) опубликование и вступление в силу решения конституционного (уставного) суда; 8) исполнение решения конституционного (уставного) суда.

Читайте так же:  Организованная группа лиц предварительному сговору. группа лиц по предварительному сговору

Юридическая сила решения. Решения конституционного (уставного) суда являются юридически обязательными и не могут быть пересмотрены иным судом.

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ— орган конституционного правосудия (контроля) в субъекте РФ.

Субъекты РФ наделены правом создания собственных Конституционных (уставных) судов. Такое право субъектов РФ предусмотрено ст. 27 Закона «О судебной системе РФ».

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, решая единые задачи по укреплению конституционных основ государственной и общественной жизни и действуя в относительно равных процедурах, тем не менее, не образуют единую (в организационном и процессуальном отношении) систему судебного конституционного контроля. Любой из этих судов самостоятелен в осуществлении своих полномочий, его решения не могут быть отменены или изменены никаким другим судом, в том числе Конституционным судом РФ. Обусловлено это прежде всего тем, что каждый из конституционных (уставных) судов руководствуется в своей деятельности конституцией (уставом) определенного субъекта РФ и именно на ее положениях основывает свои выводы и решения. Конституционный Суд РФ основывается в своей деятельности и в своих решениях на положениях Конституции.

Порядок формирования конституционных уставных судов:

Наделение полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ устанавливается федеральными законами и законами субъектов РФ. Данный порядок предполагает избрание судей на заседаниях высших представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ.

Кандидатуры на должности конституционных (уставных) судей вносятся на рассмотрение парламента либо самим органом законодательной власти, либо президентом (главой) республи­ки или главой исполнительной власти, либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти) и руководителем высшего органа законодательной власти, либо на паритетных началах президентом (главой исполнительной власти), руководителем высшего органа законодательной власти и судейским сообществом (или Верховным судом).

Как правило, законы о конституционных (уставных) судах специально не регламентируют порядок и сроки рассмотрения предложенных кандидатов на должности судей.

Избрание (назначение) судей из числа внесенных на заседание органа законодательной власти осуществляется в индивидуальном порядке путе­м тайного голосования. Избранным (назначенным) является кандидат, за которого проголосовало большинство членов парламента.

Срок, на который судьи наделяются полномочиями, в различных субъектах РФ определяется по разному: в некоторых из них он не ограничен, в других установлен в пределах 10 лет, в третьих – в пределах 12 лет.

Полномочия конституционных (уставных) судов:

В соответствии со ст. 27 Закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996., в компетенцию конституционных (уставных) судов входит: рассмотрение вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, органов местного самоуправления субъекта РФ конституции (уставу) субъекта РФ, а также толкование конституции (устава) субъекта РФ.

Вместе с тем конституциями (уставами) и законами субъектов РФ данные суды могут наделяться правом решать и другие вопросы в пределах ведения субъектов РФ. Так, в различных субъектах РФ к компетенции конституционных (уставных) судов относятся полномочия по проверке конституционности ненормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления; рассмотрению жалоб на нарушения конституционных прав и свобод граждан; проверке условий проведения и результатов референдума, а так же выборов Президента республики или иного главы субъекта РФ, толкованию законов субъекта РФ, проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с реализацией законов субъекта РФ.

Порядок производства в конституционном (уставном) суде субъекта РФ:

[1]

Устанавливается закона­ми соответствующего субъекта и включает в себя определение: поводов и оснований к возбуждению конституционного судопроизводства; обстоятельств, исключающих производство в конституционном (уставном) суде; прав и обязаннос­тей участников конституционного судопроизводства; сроков рассмотрения и разрешения обращения; процедурных правил, касающихся оформления обращения, движения дела, проведения слушания в заседании суда, вынесения, оформления, провозглашения и опубликования судебного решения. В основном такой порядок совпадает с тем, который установлен для производства в Конституционном Суде РФ. Однако с учетом особенностей компетенции конститу­ционных (уставных) судов и некоторых иных обстоятельств в законах отдельных субъектов РФ могут содержаться и некоторые специфические правила осуществления конституционного судопроизводства.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Решения конституционного (уставного) пересмотру и обжалованию не подлежат. Данное положения касается любых судов общей юрисдикции, арбитражной юрисдикции, а так же Конституционного Суда РФ, включая суд постановивший это решение.

Источники


  1. Англо-русский юридический словарь с транскрипцией / ред. И.В. Миронова. — М.: СПб: Юридический центр Пресс; Издание 2-е, испр. и доп., 2015. — 697 c.

  2. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.

  3. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.
  4. Смирнов, В. Н. Адвокатура и адвокатская деятельность / В.Н. Смирнов, А.С. Смыкалин. — М.: Проспект, Уральская государственная юридическая академия, 2015. — 320 c.
  5. Общество с ограниченной ответственностью. Судебная практика, официальные разъяснения и рекомендации. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 128 c.
Конституционные (уставные) суды субъектов рф
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here