Конституционно-правовые основы социальной работы в российской федерации. социально-правовая компетен

3. Государственно-правовые основы социальной работы.

Социальная зашита населения — это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

6.3. Государственно-правовые основы социальной работы

Социальная политика и социальная работа опираются на Конституцию Российской Федерации как Основной закон Российской Федерации, на законы и нормативно-правовые акты.

Для осуществления социальной работы основную роль играет ст.

Правовой статус – это правовое положение личности в обществе, установленное Конституцией и другими законами.

Субъективное право – это право человека распоряжаться принадлежащими ему экономическими и духовными благами.

Юридическая обязанность – это должное поведение обязанного лица.

Гражданство – устойчивая правовая связь лица с определенным государством.

Субъективные права и обязанности граждан закреплены Конституцией РФ:

1. Личные права и свободы.

2. Политические права и свободы.

3. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина.

4. Основные обязанности граждан.

Закрепленные Конституцией права, свободы и обязанности составляют правовую основу социальной работы с населением.

Льготы – это преимущества, устанавливаемые законом дополнительные права. Например, материальная и моральная поддержка материнства, льготы многодетным семьям, инвалидам и участникам войн, семьям погибших воинов.

Государство осуществляет правовое регулирование социальной работы. Так, в Законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (1995 г.) определена сущность отрасли социального обслуживания. Это оказание социальными службами социальной поддержки, социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Закон дает определение понятия «трудная жизненная ситуация». Это такая ситуация, которая нарушает жизнедеятельность граждан (инвалидность, болезнь, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.п.) и которую человек не может разрешить самостоятельно.

В ст. 5 Закона закреплены принципы социального обслуживания: 1.

Адресность – нуждаемость конкретного клиента. 2.

Доступность услуг. 3.

Добровольность – не нарушать волю гражданина. 4.

Гуманность – заботливое, внимательное отношение. 5.

Приоритетность в предоставлении социальных услуг несовершеннолетним. 6.

Конфиденциальность – неразглашение. 7.

Профилактическая направленность помощи.

Закон определяет государственные службы по основным видам услуг: материальная помощь, социальное обслуживание на дому, предоставление временного приюта, консультативная помощь, реабилитационные услуги инвалидам, лицам с ограниченными возможностями и гражданам с асоциальным поведением.

В соответствии с Законом социальное обслуживание осуществляется бесплатно или за плату в порядке, установленном Правительством РФ. Бесплатно обслуживаются люди преклонного возраста, больные, инвалиды, а также оказавшиеся в критической ситуации в результате стихийных бедствий, катастроф.

Ст. 17 Закона определяет перечень учреждений социального обслуживания, на деятельность которых он распространяется. Это центры социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты, дома ночного пребывания.

В порядке, установленном законодательством, социальные службы обеспечиваются земельным участком, имуществом и финансируются из федерального бюджета, государственные – из бюджетов субъектов Федерации, муниципальные из местного бюджета. Закон разрешает использовать дополнительные средства, поступающие от целевых социальных фондов, доходы от предпринимательской деятельности, плату за социальные услуги, благотворительные взносы.

В 1995 году вышел Закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В Законе предусмотрены формы социального обслуживания:

1. Социальное обслуживание на дому.

2. Полустационарное социальное обслуживание (дневное или ночное пребывание).

3. Стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (дома-интернаты, пансионаты и др.).

4. Срочное социальное обслуживание.

5. Социально-консультативная помощь.

Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (1995 г.). Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1993 г.). Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

Конституционные основы социальной политики

Конституционные основы социальной политики — раздел Социология, Социальные проблемы, социальная политика и социальная справедливость Выше Уже Рассматривались Типы Социальной Политики И Было Показано, Что Осново.

Выше уже рассматривались типы социальной политики и было показано, что основой ее типизации лежат типы состояний общества. Типы состояний общества лежат и в основе типизации государства. Так что установление однотипности со­стояния общества, государства и социальной политики — это закономерный ре­зультат обретения обществом устойчивости.

Законодательным закреплением обретённой или желаемой и декларируемой устойчивости общества с фиксированием однотипности состояния общества, типа государства и типа социальной политики является конституционное оформление ориентиров государственного строительства, социального развития и обязанностей государства в обеспечении социальных и особенно социально-трудовых прав и свобод граждан, их общностей и социальных групп.

Читайте так же:  Противоэпидемические мероприятия при сибирской язве. ветеринарно-профилактические мероприятия при си

Конституционные обязанности современного российского государства зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 г. Эти обязанности выстроены исходя из намерений создать в России социальное государство, в котором помимо верховенства закона немалую роль играет механизм так называемого социального партнёрства.

Социальное государство — понятие, призванное подчеркнуть, что социальные проблемы входят в состав приоритетных для данного государстве. Например, статья 7.п.1 Конституции Российской Федерации гласит:

1. «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека».

[1]

Часть 2 той же 7-й статьи Конституции РФ перечисляет основные направления деятельности российского социального государства, гарантии социальной защиты.

Из понятия «социальное государство» непосредственно не проистекает никаких правовых следствий и законных обязательств. Однако общее обозначение постоянной озабоченности государства социальными проблемами существенно в социально-психологическом плане.

Конституция страны содержит положения, фиксирующие обязанности государства в социальной сфере, т.е. обязанности действовать в интересах благосостояния (благоприятного социального положения) граждан и социальных групп.

Социальная политика состоит и в том, что одни социальные группы (и представляющие их интересы социальные силы) заставляют государство эти обязанности выполнять, а другие группы и силы заставляют государство эти обязанности полностью или частично не выполнять, а то и вообще игнорировать. Чья возьмет в той или иной конкретной ситуации, в тот или иной период, — это зависит от соотношения сил политического действия. По-настоящему социальным, как обещает статья 7.п. 1 Конституции РФ, государство может стать и быть при равновесии сил политического действия, при равной влиятельности основных социальных сил в обществе. Если силы существенно не равны, то нет и социального государства.

К числу демократических завоеваний 90-х годов следует отнести новое отношение государства к международным социальным документам, принципам и нормам. Статья 15 Конституции РФ (её часть 4) определяет:

«Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила междкнародного договора.»

Для проблематики социальной политики первостепенное значение имеют также международные акты о социальном развитии и правах человека, как:

Всеобщая декларация прав человека (ООН, 10 декабря 1948 г.);

Другие документы, составляющие Международный билль о правах человека;

Копенгагенская декларация о социальном развитии (1995);

Документы Совета Европы, в том числе Европейская социальная хартия, подписанная Россией в 2000 г., но ожидающая ратификации;

Документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ);

Тема 4. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

Конституция – нормативная основа модернизации страны. Нор-мативное содержание понятия «социальное государство». Норматив-ное обеспечение прав человека и гражданина – правовая основа со-циального государства. Классификация прав человека.

В последнее время для Российской Федерации проблема построения социального государства становится одним из главных приоритетов раз-вития национальной государственности. В стране активно осуществляют-ся меры по реформированию системы социальной защиты населения, происходит смена модели социальной политики, что требует обращения

к конституционным основам социального государства. Так, например, в 2010 г. более половины Послания Президента Федеральному Собранию было посвящено решению социальных вопросов, а проблема модерни-зации связана не только с техническим перевооружением отечествен-ной экономики, но прежде всего с решением накопившихся социальных проблем.

В соответствии со ст. 7 Конституции России: «Российская Федерация – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, уста-навливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес-печивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран-тии социальной защиты».

Положение о социальном государстве ввиду его общественной важ-ности отнесено к основам конституционного строя страны и находит своё развитие в других конституционных нормах.

К ним следует отнести целый ряд социальных прав, гарантирован-ных в следующих статьях второй главы Основного закона. Вторая глава Конституции конкретизирует и развивает положения ст. 2 и 7 о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Это право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации), на труд и его оплату (ч. 1 – 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации), на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции Российской Федерации), на защиту материнства, детства и семьи (ст. 38

Конституции Российской Федерации), на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции Российской Федерации), на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции Российской Федерации), на экологическую безопас-ность (ст. 42 Конституции Российской Федерации), на образование (ст. 43 Конституции Российской Федерации), на участие и доступ к культурной жизни (ст. 44 Конституции Российской Федерации), и главное: «государ-ство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, незави-симо от пола, расы, национальности, языка, места жительства» (п. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации).

Перечень этих прав и свобод в Конституции Российской Федерации в целом соответствует мировым стандартам. Следуя положению Всеоб-щей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., о том, что «все люди рождаются свободными и равны-ми в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция Российской Федерации 1993 г. провозглашает, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

Обладание правами и свободами, на которые не может посягать го-сударство, делает человека самостоятельным субъектом, способным са-моутвердиться в качестве достойного члена общества. Вместе с тем от-ношения личности и государства не исчерпываются обязанностью госу-дарства не посягать на права человека. Современное государство, провоз-гласившее себя через Основной закон в качестве социального государст-ва, должно не только воздерживаться от произвола, но и активно обеспе-чивать реализацию прав человека, выполнять определённые социальные обязанности.

Важно отметить, что Конституция признаёт права и свободы как ос-новные, не предусматривая их деления на более или менее значимые. Тем самым подтверждается их равноценность. В то же время возможна услов-ная классификация прав человека по их предмету или содержанию.

Политические права – это свобода граждан участвовать в управлении делами государства, формировать органы государственной власти и само-управления и участвовать в их деятельности.

Экономические права в своей основе связаны с правом собственно-сти, они охватывают свободу человеческой деятельности в сфере произ-водства, обмена, распределения и потребления товаров и услуг.

Социальные права, оформленные в программах социальных движе-ний XIX в., реализовались позже других – в течение XX в. Они затраги-

вают область наемного труда (свобода заключения трудовых договоров, право на отдых, на пособие по безработице) и связаны с «вложениями в человека» со стороны государства в сферах здравоохранения, образова-ния, пенсионного обеспечения.

Культурные права – это свобода доступа к духовным и материаль-ным ценностям, созданным человеческим сообществом, возможность ре-ального приобщения к ним. 6

Экономические права определяют положение человека как субъекта экономической активности в отношениях собственности, предпринима-тельства, трудовых отношениях. Социальные права нормативно фикси-руют возможность для каждого удовлетворить минимальный уровень по-требностей, необходимый для нормального существования и реализации творческих способностей. Однако самое важное не декларация прав, а действенность, то есть их практическое применение.

Читайте так же:  Предмет и метод социального обеспечения. права социального обеспечения

Особое значение имеет ст. 37 Конституции Российской Федерации, в которой установлено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельно-сти и профессию. Принудительный труд запрещён. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ни-же установленного федеральным законом минимального размера оплатытруда,а также право на защиту от безработицы».

В соответствии с аналогичными нормами международного права, в ст. 39 Конституции Российской Федерации закреплено право на социаль-ное обеспечение: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспи-тания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом». Кроме того, «Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополни-тельных форм социального обеспечения и благотворительность».

Важное значение для реализации принципов, целей и задач социаль-ного государства обеспечения имеет ст. 40 Конституции Российской Фе-дерации, в которой закреплено право граждан на жилище: «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища.

6 Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / М.П. Авдеенкова, Н.И. Беседкина, А.Н. Головистикова и др.; под ред. Ю.А. Дмитриева. М.: Юстицинформ, 2007. 616 с.; Комментарий к Конститу-ции Российской Федерации (постатейный). – 2- е изд., перераб. и доп.; под ред. Л.А. Окунькова. М.: БЕК, 1996. – 524 с.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления по-ощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступ-ную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами».

Такой важнейшей функции социального государства как охрана здо-ровья граждан и обеспечение населения медицинской помощью посвяще-на 41 статья Конституции Российской Федерации. В которой установлено: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Меди-цинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здра-воохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответст-вующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепле-ния здоровья населения, принимаются меры по развитию государствен-ной, муниципальной, частной системы здравоохранения, поощряется дея-тельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиоло-гическому благополучию».

Право на образование установлено в ст. 43 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессио-нального образования в государственных или муниципальных образова-тельных учреждениях и на предприятиях.

Перечисленные выше и другие статьи второй главы Конституции Российской Федерации, являются конкретным правовым выражением социального государства, его нормативным содержанием. Установленные в них принципы получили дальнейшее развитие в ряде российских зако-нов и подзаконных актов. К таким документам относятся следующие нормативно-правовые акты.

1. В сфере регулирования труда и обеспечения трудовых прав граж-дан и социального страхования:

– Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от

– Федеральный закон от 16.07.1999, № 165-ФЗ «Об основах обяза-тельного социального страхования»;

2. В сфере реализации государственных гарантий в отношении от-дельных категорий граждан:

– Федеральный закон от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных га-рантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Фе-дерации»;

– Федеральный закон от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

3. В сфере пенсионного обеспечения:

– Федеральный закон от 15.12.2001, № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 07.05.1998, № 75-ФЗ «О негосударствен-ных пенсионных фондах»;

– Федеральный закон от 15.12.2001 №, 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

– Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

4. В сфере реализации прав граждан на жилище:

– Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ;

– Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в доле-вом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимо-сти и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Россий-ской Федерации».

5. В сфере здравоохранения:

– Основы законодательства Российской Федерации об охране здо-

ровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1. 6. В сфере образования:

– Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992

7. В сфере государственной поддержки деятельности социально ориентированных организаций:

– Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих ор-ганизациях»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 № 1135 «О предоставлении субсидий из федерального бюдже-та на государственную поддержку отдельных общественных и иных не-коммерческих организаций»;

– Постановление Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 № 713 «О предоставлении поддержки социально ориентиро-ванным некоммерческим организациям».

Безусловно, перечисленные нормативные акты не охватывают всех аспектов и направлений социальной политики современной России. Для примера, более подробно рассмотрим функционал социального государ-ства в сфере регулирования трудовых отношений, социального страхова-ния, пенсионного обеспечения, охраны здоровья и прав граждан в сфере образования.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8274 —

| 7909 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Конституционно-правовые основы социальной защиты в Российской Федерации

Курсовая.doc

Видео (кликните для воспроизведения).

ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ стр.6-13

§ 1 Социальная защита: понятие, принципы стр.6-10.

§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан стр.11-13.

ГЛАВА 2 Реализация социальной защиты населения в РФ стр. 14-26

§ 1 Организационно-правовые аспекты социальной защиты стр. 14-16

§ 2 Социальная защита инвалидов стр. 17-22

§ 3 Социальная защита семей с детьми стр. 23-26

ГЛАВА 3 Роль государственной политики в сфере социальной защиты стр.27-35

§ 1 Государственная политика – поиск путей и механизмов в социальной защите стр.27-31

§ 2 Полномочия государственных органов и органов местного самоуправления в области социальной защиты стр. 32-35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ стр.38

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с механизмом реализации конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту.

Право на социальную защиту – это одно из важнейших в социальном аспекте прав, гарантированных гражданам Конституцией Российской Федерации.

Конституционные основы социальной защиты граждан Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства.

В настоящее время особую актуальность и практическую значимость приобретает исследование особенностей правовой природы соответствующих конституционных норм, основных форм и способов нормативного закрепления основных принципов социальной государственности, а также механизма их конкретизации в отраслевом законодательстве. Отсутствие в законе определенных стандартов социальной защищенности ставит перед правовой наукой задачу по выявлению четких критериев, позволяющих определить степень конституционности проводимых социально-правовых реформ.

Читайте так же:  Вневедомственная охрана федеральной службы войск национальной гвардии. нацгвардия и росгвардия в рос

Степень научной разработанности темы исследования.

В последние годы наблюдается неснижающийся интерес представителей отечественной науки конституционного права к исследованию проблем в сфере социальной защиты граждан Российской Федерации.

Теоретическую основу исследования составили научные работы теоретиков и практиков: О.А.Снежко, М.И.Лепихов, А.А. Демко, И.Л. Трунов, Ю.А. Алешина, О.П. Беребина, А.В. Чекрыжов

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на социальную защиту.

Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальную защиту.

Цель исследования – на основе имеющихся научных подходов и результатов исследования эмпирической базы проанализировать и определить особенности конституционно-правовых основ социальной защиты населения и механизм их реализации.

Цель исследования достигается посредством решения следующих задач:

  1. раскрыть понятие, сущность, конституционно-правовые основы социального государства;
  2. изучить законодательство, регламентирующее механизм реализации конституционного права на социальную защиту;
  3. исследовать проблемы государственной политики в области социальной защиты;

Нормативно-правовую и эмпирическую базу исследования составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон №181 от 24.11.1995 г. О социальной защите инвалидов в РФ.

Привлечены также статьи различных ученых и исследователей.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляет совокупность общенаучных и специальных методов, изучение которых позволяет анализировать существующие проблемы в сфере социальной защиты граждан.

Научная новизна исследования заключается в выявлении и разрешении наиболее серьезных проблем, связанных с обеспечением социальной защиты.

Структура и содержание курсовой работы отражает последовательность исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав (первая глава включает в себя два параграфа, вторая глава – три параграфа, третья графа – два параграфа), заключения, списка использованной литературы.

ГЛАВА 1 Особенности социальной защиты граждан РФ.

§ 1 Социальная защита: понятие, принципы

Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства. Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России — это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике.

Несмотря на декларируемые успехи социальных реформ, часть россиян уверена, что зачастую государственные интересы ставятся выше интересов рядовых граждан. Пытаясь разрешить социально-экономические проблемы, государство изредка все негативные последствия преобразований перекладывает на плечи граждан, не создавая необходимых условий для их защиты. Тем самым конституционные положения о высшей ценности человека и его прав и свобод для государства по большей части остаются декларативными. Как результат — в обществе проявляются такие тенденции, как недоверие государственным органам, социальная напряженность, политический и правовой нигилизм и другие. Указывая на многочисленные трудности социально-экономического развития страны, Президент в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию от 26 мая 2004 г. отметил, что «главный источник развития страны — это ее граждане. Для того чтобы страна стала сильной и богатой, необходимо сделать все для нормальной жизни каждого человека. ». В связи с этим особое значение приобретает сегодня рассмотрение основ социальной защиты граждан, которые закрепляются в Конституции Российской Федерации и детализируются в текущем законодательстве. 1

Система социальной защиты населения — упорядоченная государством и установленная законами в соответствии со ст. 7 и другими
положениями Конституции РФ система правовых, социально-экономических и организационно-политических институтов, создаваемых и используемых
субъектами конституционно-правовых отношений для обеспечения права человека и народа на достойную жизнь, т.е. их благосостояния на уровне социальных стандартов, закрепленных в международных правовых актах, в которых участвует Россия.

Исходя из этого Концепция системы социальной защиты населения в Российской Федерации как одна из основ конституционного строя и конституционная основа правового статуса личности базируется на
совершенствовании правотворчества, правоприменения и правовой охраны на федеральном, региональном, местном и институциональном уровнях и включает следующие элементы.

I. Правовые категории, отражающие правовую сущность конституционных основ социальной защиты населения в Российской Федерации: введенные
вновь («социальные права народа», «система социальной защиты», социальные услуги», «государственный социальный стандарт»), а также уточненные понятия известных («социальное государство», «социальные гарантии», «социальное благо», «социальное право»).

Эти категории объединяет конституционное содержание, что предопределено и формально-юридическими их характеристиками, и спецификой материально-процедурных правоотношений в сфере социальной защиты населения, адекватных конституционно значимым целям. Отработка понятийного аппарата и анализ сущности названных категорий способствуют формированию системных теоретических представлений о социальной защите населения как составляющей базового понятия «основы конституционного строя».

II. Конституционные принципы функционирования социальной защиты населения в Российской Федерации как целенаправленной системы:

— принцип приоритетности обеспечения достойной жизни человека на основе государственных социальных стандартов и услуг (преамбула, ст. 2, 4, 7,
16, 20 Конституции РФ);

— принцип признания социальных прав граждан и социальности Российской Федерации всеми государственными и муниципальными органами как условий, предопределяющих содержание государственной политики в любой области (ст. 3, 17, 35—37, 45,71, 72, 130, 132, 133 Конституции РФ);

— принцип исключения правового волюнтаризма в социальной сфере (подмены государственных функций коммерческими услугами, оплачиваемыми
населением; самоустранения от исполнения государственных обязанностей; приватизации объектов этой сферы и др.) (ст. 8, 15 Конституции РФ);

— принцип зависимости объема защищаемых государством социальных прав человека от его юридического статуса (при соблюдении единства системы
такой защиты и равной социальной защищенности человека на всей территории России, предопределенных конституционным строем и единым конституционным статусом личности) (ст. 1, 6, 19, 21 Конституции РФ);

— принцип транспарентности (прозрачности) государственной политики в социальной сфере, как и деятельности органов, реализующих эту политику
(ст. 3—5, 10—12 Конституции РФ).

— принцип недопустимости поворота к худшему в области социальной защиты населения (ст. 21, 55, 57 Конституции РФ), который нашел ограниченное применение в российском уголовном, уголовно-процессуальном и отчасти конституционном праве.

III. Правообеспечительный механизм системы социальной защиты населения в России — взаимодействие коллективных и индивидуальных субъектов конституционно-правовых отношений как материальных, так и процессуальных, объединенное конституционным объектом этих отношении: созданием условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и народа (функционировании системы государственных социальных стандартов и услуг).

IV. Оптимизацию функций субъектов управления как одну из задач административной реформы, в которой государство реализует социальную защиту населения в форме социальных услуг (государственных социальных стандартов), предоставляемых в соответствии с конституционными правами человека (пенсий, пособий и т.п.).

Социальные услуги — это установленная федеральным законом на основе Конституции РФ совокупность общественных благ (система государственных социальных стандартов), предоставление которых государство гарантирует в зависимости от социально-правового статуса граждан и уровня их доходов за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, внебюджетных социальных фондов на основе доступности и безвозмездности (безвозвратности) данных благ для каждого получателя.

VI. Приоритетную ратификацию международных документов, содержащих стандарты защиты социально-экономических прав, для закрепления этих стандартов в законодательстве России.

Речь идет о ратификации Европейской социальной хартии, пересмотренной в 1996 г. и подписанной Российской Федерацией в 2000 г.

Практическая реализация норм Хартии стимулирует создание эффективной системы социальной защиты населения в России, ибо над государством,
подписавшим Хартию, установлен надзор за осуществлением включенных в нее обязательств.

Читайте так же:  Цветовое обозначение проводов переменного тока. цветовая маркировка проводов. расшифровка маркировки

Приведение социального законодательства Российской Федерации в соответствие с международными правовыми нормами также связано с положениями конвенций и рекомендаций Международной организации труда. Это в первую очередь Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики (1962) и Конвенция № 102 о минимальных нормах социального обеспечения (1952).

VII. Унификацию процедурно-процессуальных форм рассмотрения споров в сфере социальной защиты, как правило, споров между публичной властью и физическими лицами (до создания административных судов, предусмотренных ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, необходимо дополнить ГПК РФ главой, регулирующей особенности рассмотрения таких споров).

Административная реформа требует развития и правового закрепления практики досудебного разрешения конфликтов в данной сфере, что уменьшит
количество споров, рассматриваемых судами общей юрисдикции.

Таким образом, строительство конституционного социального государства в России требует не эволюции отдельных институтов социальной защиты
населения, а развития всей их совокупности при учете социальных последствий, в том числе и глобализации (предложенная Концепция направлена на решение данных задач).

Низкая эффективность социальной политики в России обусловлена, прежде всего, отсутствием системообразующего нормативного правового акта в этой сфере, что не позволяет обеспечить единство нормативно-правовой базы социальной защиты населения (федеральной, субъектов РФ и местного самоуправления), параметры этой защиты, ее систему, органы управления и источники финансирования.

Разработка и реализация Основ законодательства позволит согласовать работу конституционных ветвей власти, своевременно принимать нужные законы, усилить ответственность законодателя за их качество, а также синхронизировать законодательную практику на федеральном и региональном уровнях, обеспечить единство социального правового пространства. 2

§ 2 Конституционные основы социальной защиты граждан

Конституционно-правовые основы социальной работы в Российской Федерации

Профессия «социальный работник» была внесена в России в национальный реестр профессий в 1991 г., и с этого момента обрела официальный статус профессиональной деятельности. В этом же году в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих дополнительно были внесены характеристики 5 категорий социальных работников:

«специалист по социальной работе»,

«заведующий отделением социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам»,

Содержание социальной работы, ее смысл отвечает Конституционным принципам и всей социально-политической стратегии развития современного российского государства и гражданского общества. В Конституции РФ, в его преамбуле и других важнейших статьях, закреплены основные ориентиры и идейные принципы российского государства, высшей ценностью которого провозглашается человек, его интересы и потребности. Российская Федерация провозглашается социальным и правовым сообществом и государством, стратегически ориентированным, на создание достойных условий жизни всех его граждан независимо от их национальной, религиозно-конфессиональной принадлежности.

Конституция РФ. Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.)

Для реализации этих задач создан конституционный механизм защиты прав, свобод граждан, функциональным основанием которого служит государственная социальная политика правительства РФ, обеспечивающая реализацию основных социально-экономических и культурных потребностей и интересов различных групп и категорий граждан как через систему социальных органов управления и попечительства, так и через активную деятельность общественных и корпоративных структур, частную инициативу людей. В целом ряде статей Конституции (37, 38, 39, 40, 41 и др.) закреплены социальные права граждан — Право на труд и отдых; на охрану семьи, материнства, заботу о детях; Право на социальное обеспечение и защиту от безработицы; Право на жилье; Право на медицинское обеспечение и обслуживание; Право на здоровую природную среду и др. ).

Разработка и осуществление социальной политики и социального обеспечения граждан находится в ведении Правительства РФ, которое организует, координирует, направляет путем нормативно-творческой и административной деятельности всю сферу реализации социальной работы в РФ как на федеральном, так и на региональном уровнях.

С принятием Концепции развития системы социального обслуживания населения Российской Федерации (август 1993 г.), по сути, произошел отход от принципов социалистической социального обеспечения и переход к системе социальной защиты, принятой в европейских странах.

Таким образом, Российское государство:

— во – первых, определяет, фиксирует на уровне Конституции социальные приоритеты и стандарты развития общества, граждан;

— во-вторых, разрабатывает социальную стратегию или социальную политику в сфере реализации всего спектра социальных и культурных потребностей;

— в-третьих, создает систему механизмов, структур, обеспечивающих практическое решение социальных задач, гарантии эффективной социальной защиты всех граждан, особенно, наиболее уязвимых категорий общества;

-в-четвертых, предусматривает формирование механизма стимулирования социальной деятельности всех здоровых общественных, частных, индивидуальных сил для оказания практической помощи всем индивидам, нуждающимся в дополнительной помощи со стороны для создания и сохранения режима попечения для всех слабых и незащищенных групп и индивидов.

С начала 90-х годов в РФ были приняты целый ряд законов и нормативных актов (решений Президента, Правительства, постановления органов власти всех субъектов федерации), в которых были утверждены нормы и требования по развитию системы социального служения, социального обслуживания населения страны, специфических категорий граждан (инвалидов, ветеранов, пенсионеров, многодетных семей и др.); была расширена и продолжает свое становления система учреждений, служб, организаций по решению социальных вопросов, обеспечению социальных потребностей граждан. Интенсивно развивается система адресной социальной помощи наиболее уязвимым индивидам, группам.

Становление в России специализированного вида социальной работы, оказания социально-медицинской помощи, концептуально обозначено и закреплено нормативно-правовой базой, основанной на международном праве и международных стандартах.

К нормативно-правовым актам международного уровня, на которые опираются идеология и практика социальной работы в России, относятся документы обобщающего социально-правового характера:

— Всеобщая декларация прав человека. ООН 1948 г.;

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

— Декларация социального прогресса и развития 1969 г.;

[3]

— Декларация о правах инвалидов 1971 г.;

— Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990 г.;

— Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов, 1993 г.;

— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ООН, 1979 г.;

— Конвенция о правах ребенка, ООН, 1989 г.;

— Международная программа действий в интересах пожилых людей, 1995 г.;

— Профессионально этический кодекс социальных работников МФСР, 1994 г.

Важным политическим документом для развития основных положений медико-социальной помощи являются Алма-Атинская декларация 1978 г. и Оттавская Хартия укрепления и сохранения здоровья, подписанные представителями России, в которых было отмечено, что проблема оказания медицинской помощи населению может быть решена с учетом не только органов здравоохранения, но и других социальных служб.

2. Нормативные основы, требования и задачи профессиональной деятельности социальных работников в РФ.

Непосредственный процесс создания нормативной базы современной социальной работы и социального обслуживания в России разворачивается с момента распада СССР.

В 1992 году Правительством России принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих:

«О государственных пенсиях РСФСР»,

«О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.),

«Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г. Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.),

Читайте так же:  Как правильно поставить знак © на веб-страницу. где спрятался знак копирайта на клавиатуре

«О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.),

«О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.),

«О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других.

Всего с 1991 г. по 1992 г. было принято 25 законов, направленных на защиту граждан. В области охраны материнства и детства принимаются специальные указы Президента и постановления Правительства.

Важнейшими из них являются Указы Президента РФ 90-х гг.:

«О мерах по социальной поддержке многодетных семей»,

«О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др.

Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Правительство принимает решения об оказании помощи беженцам, инвалидам, военнослужащим, уволенным в запас.

В 1993 г. продолжается дальнейшая разработка законов и постановлений в области социального обеспечения. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся граждан явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием.Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности.

(По сути дела, российское государство возвращается к страховой системе, существовавшей когда-то в СССР. Отличие новой системы страхования от старой заключается в том, что отчисления средств в государственный страховой фонд осуществляют не только государственные структуры, но и предприятия с другими формами собственности). Распределение же этих средств и выплату социального страхования взял на себя Фонд социального страхования.

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В области пенсионного обеспечения предусматривались индексация пенсий в зависимости от роста цен на потребительские товары, меры социального страхования, развитие негосударственных пенсионных фондов; в области охраны материнства и детства — совершенствование системы социальных пособий и компенсационных выплат. На региональном уровне разрешалось помимо федеральных социальных пособий оказывать и другие виды социальных выплат. Большое место отводилось развитию социального обслуживания населения, где приоритетную роль играло развитие специализированных территориальных социальных служб и различных видов обслуживания инвалидов, пенсионеров, малоимущих.

В 1994 г. в составе Министерства социальной защиты решением Правительства Российской Федерации был создан Департамент социальной защиты. Он занимался разработкой федеральной стратегии пенсионного обеспечения, организацией выплат, перерасчетом и доставкой государственных пенсий, обеспечением единообразного применения федерального закона и др. вопросами.

В 1993 – 1995 гг. реализуются различные федеральные программы. Так, по программе «Дети-инвалиды» было создано около 60 реабилитационных центров для детей и подростков с ограниченными возможностями. В 1994 г. курс оздоровления прошли более 40 тыс. детей-инвалидов.

В этом же году (1994) утверждается федеральная программа «Дети России».

Она включала в себя серию целевых программ: «Дети инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания». В состав целевых программ были включены дополнительные программы — «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев».

Предполагалось, что средства на эти программы могут привлекаться из бюджетов субъектов РФ, а также российских и зарубежных неправительственных организаций.

[2]

В мае 1995 г. выходят федеральные законы:

«О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»,

«Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации».

Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.Среди них такие виды помощи, как материально-бытовые, санитарно-гигиенические и социально-медицинские, консультативные и др. Таким образом, государство определилось в объектах обязательной помощи, в тех видах услуг, которые оно гарантировало данной категории нуждающихся.

За время существования нового российского государства были разработаны и приняты несколько десятков Национальных стандартов социального обслуживания населения.В их число вошли такие наиболее важные стандарты как:

ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Основные термины и определения»,

ГОСТ Р 52143-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг»,

ГОСТ Р 52142-2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг»,

ГОСТ Р 52496-2005 «Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг. Основные положения»,

ГОСТ Р 52497-2005 «Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания»,

ГОСТ Р 52883-2007 «Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания».

Реализацию всех правительственных мер в области социальной защиты населения, начиная с 90-х гг., осуществляло Министерство социальной защиты (ныне Министерство труда и социального развития).

Постановлением правительства РФ от 26 декабря 1991 г., на министерство возлагалась не только разработка стратегии государственной политики в области защиты нетрудоспособного населения, материнства и детства, но также организация пенсионного обеспечения граждан, материально — бытовое обслуживание граждан, организация протезно-ортопедической помощи инвалидам, медико-социальная экспертиза. Правительство взяло курс на развитие коммерческого начала с целью укрепления отрасли и финансирования социальных программ, осуществление внешнеэкономической деятельности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Наряду с традиционными функциями Министерства появляются и новые, связанные с коммерческой деятельностью и социальной защитой. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». Устранению причин и оказанию индивидуальной помощи должны были содействовать мероприятия социального обслуживания через систему различных служб.

Источники


  1. Майлис, Н. П. Моя профессия — судебный эксперт / Н.П. Майлис. — М.: Щит-М, 2014. — 168 c.

  2. Жалинский, А. Э. Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста. Учебник / А.Э. Жалинский. — М.: Проспект, 2015. — 362 c.

  3. Хаин, В.Е. История и методология геологических наук. Гриф УМО по классическому университетскому образованию / В.Е. Хаин. — М.: Академия (Academia), 2012. — 409 c.
  4. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.
  5. Чашин, А. Н. Что такое исполнительное производство и как гражданину общаться с судебным приставом / А.Н. Чашин. — М.: Дело и сервис, 2016. — 240 c.
Конституционно-правовые основы социальной работы в российской федерации. социально-правовая компетен
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here