Содержание
- 1 Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды
- 2 Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и их классификация. Конституционные нормы: особенности и виды
- 3 Образовательный портал — все для студента юриста.
- 4 Классификация конституционно-правовых норм
- 5 Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.
- 6 Конституционно — правовые нормы, их виды и особенности
- 7 Конституционные нормы, их виды, структура, особенности. Конституционно-правовые институты.
- 8 Конституционно-правовые нормы, их особенности и классификация. Конституционно-правовые институты
Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды
Нормы конституционного права – это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.
Нормам конституционного права присущ ряд особенностей. Они:
1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения;
2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации, конкретизации;
3) устанавливают общие правила и принципы, отдельные из которых носят декларативный характер;
4) носят учредительный характер, являются основополагающими для норм других отраслей права;
5) имеют особый механизм реализации – через конкретные нормы других отраслей права, что не исключает возможности прямого применения конституционных норм;
6) регулируют поведение специфических субъектов. Кроме граждан, юридических лиц, общественных объединений, должностных лиц, субъектами конституционного права являются народ, государство, национально-государственные образования, нации и народности, избирательные объединения и др.
7) Нормы конституционного права имеют структурные особенности. Если правовые нормы других отраслей, как правило, состоят из трех структурных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, то статьи нормативно-правовых актов, имеющих нормы конституционного права, формулируются, как правило, в виде диспозиции и гипотезы, а санкции содержатся в законодательных актах иных правовых отраслей.
Нормы конституционного права можно подразделить на группы, т. е. классифицировать. Эта классификация может быть произведена по различным признакам, критериям.
I. В зависимости от объекта правового регулирования нормы конституционного права можно разделить на следующие группы:
(1)закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя Российской Федерации;
(2)устанавливающие правовой статус личности, права и свободы человека и гражданина;
(3)закрепляющие федеративное устройство государства;
(4)регулирующие порядок образования и деятельности системы органов государственной власти.
II. По характеру содержащихся предписаний нормы конституционного права классифицируются на:
III. По степени определенности содержащихся предписаний различают нормы:
(1)императивные – такие, в которых однозначно определяется вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах;
(2) диспозитивные – предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
IV. По юридической силе подразделяются нормы:
(1) содержащиеся в Конституции;
(2)содержащиеся в иных законодательных актах.
Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и их классификация. Конституционные нормы: особенности и виды
Конспект лекции: Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация
Конституционно-правовая норма — установленное государством общеобязательное правило поведения, закрепляемое в Конституции РФ и принятых на ее основе иных законодательных актах и регулирующее наиболее важные общественные отношения: основы конституционного строя РФ, взаимоотношений государства, общества и личности, государственного устройства РФ, систему органов государственной власти, основы местного самоуправления.
Классификация конституционно-правовых норм.
Оснований классификации конституционно-правовых норм несколько:
I. По объекту правового регулирования, или содержанию:
- а) закрепляющие и регулирующие основы конституционного строя;
- б) закрепляющие статус человека и гражданина;
- в) федеративное устройство России;
- г) закрепляющие и регулирующие систему и организацию деятельности органов государственной власти.
II. По юридической силе, т.е. в зависимости от места, которое занимает нормативно-правовой акт, содержащий конституционно-правовую норму, в общей иерархии нормативно-правовых актов:
- а) нормы, содержащиеся в Конституции РФ, обладают высшей юридической силой;
- б) нормы, содержащиеся в федеральных конституционных и федеральных законах;
- в) нормы, содержащиеся в иных нормативных правовых актах.
III. По характеру содержащихся правовых предписаний:
- а) управомачивающие, т.е. предоставляющие участникам конституционно-правовых отношений право совершать предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий;
- б) обязывающие — нормы, устанавливающие обязанность совершать определенные действия (ст. 58 Конституции РФ — каждый обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам);
- в) запрещающие — конституционно-правовые нормы, запрещающие совершать определенные действия (например, ч.2 ст.34 Конституции РФ — не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию).
IY. По территории действия:
- а) федеральные конституционно-правовые нормы;
- б) правовые нормы субъектов РФ.
Y. По степени определенности содержащихся правовых предписаний:
- а) императивные — нормы, не опускающие свободы действий субъекта в применении установленного данными нормами правила поведения (ст. 71 Конституции РФ — предметы ведения РФ);
- б) диспозитивные — нормы, предусматривающие возможность выбора субъектом варианта своих действий в зависимости от указанных в норме условий и обстоятельств;
YI. По назначению в механизме конституционно-правового регулирования:
- а) материальные;
- б) процессуальные (процедурные).
YII. По кругу лиц, которому адресовано правовое предписание:
- а) общие — неопределенный круг лиц;
- б) специальные — определенный круг лиц.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Образовательный портал — все для студента юриста.
IV. Основные понятия конституционного права.
1. Понятие конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовая норма — это общеобязательное, формально определенное правило поведения, санкционированное и обеспеченное государством, которое регулирует конституционно-правовые отношений.
2. Особенности конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые нормы имеют свои характерные особенности:
— Имеют свои, характерные источники.
— Имеют исключительный механизм реализации.
— Большая часть содержится в Конституции РФ и в конституциях и уставах субъектов РФ.
— Закрепляют эталоны основополагающих общественных отношений.
— Имеют свою характерную структуру.
2. Виды конституционно-правовых норм.
Виды конституционно-правовых норм:
В зависимости от целей правового регулирования:
— Регулятивные нормы (специальные, обязывающие, запрещающие, управомочивающие).
В зависимости от юридической силы:
— Нормы, закрепленные в Конституции РФ.
— Нормы, закрепленные в законах.
— Нормы, закрепленные в подзаконных актах.
В зависимости от территории действия:
— Нормы, действующие на федеральном уровне.
— Нормы, действующие на уровне субъекта РФ.
В зависимости от действия во времени:
Также, конституционно-правовые нормы классифицируются по содержанию, т.е. предмету регулирования.
3. Понятие конституционно-правовых институтов.
4. Виды конституционно-правовых институтов.
5. Понятие конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые отношения — это общественные отношения, вытекающие из сферы регулирования и на основе конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые отношения возникаю и действую на основе юридических фактов, событий, действий, юридических составах и т.д. (ссылка)
6. Особенности конституционно-правовых отношений.
Конституционно-правовые отношения имеют свои особенности:
— Имеют специфические субъекты отношений.
— Имеют специфические объекты отношений.
— Имеют специфическое содержание.
— Для них характерна повышенная устойчивость и стабильность, а также, наиболее высокая защищенность.
7. Структура конституционно-правовых отношений.
Структура конституционно-правовых отношений:
— Субъект конституционно-правовых отношений (физические или юридические лица).
— Объект конституционно-правовых отношений (материальные и нематериальные блага).
— Содержание конституционно правовых отношений (субъективные права и юридические обязанности).
8. Виды конституционно-правовых отношений.
Классификация конституционно-правовых норм
Под классификацией юридических норм понимается их подразделение на отдельные группы по определенным признакам.
Обладая специфическими чертами по сравнению с правовыми нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны, отличаются друг от друга по многим признакам.
Для любой научной классификации очень важно правильно определить ее основания — то есть те сравнимые характерные черты, которые могут быть положены в основу классификации юридических норм.
Итак, конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:
1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых нормами права общественных отношений, а следовательно и по принадлежности нормы к тому или иному конституционно-правовому институту.
Большинство современных исследователей выделяют четыре группы этих отношений и, соответственно, четыре группы конституционно-правовых норм. Это нормы закрепляющие:
- — основы конституционного строя;
- — основы правового статуса человека и гражданина;
- — федеративное устройство Российской Федерации;
- — систему органов государственной власти и местного самоуправления.
Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанные комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2004. С.16.
- 2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от:
- -нормативно-правового акта, в котором выражена та или иная норма;
- -места нормативных правовых актов данного вида в общей иерархической системе нормативных актов;
- -разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.
- 3) по территории действия различают:
- -нормы, действующие на всей территории Российской Федерации; например: нормы Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов и т.д.;
- -нормы, действующие на территории субъекта Российской Федерации; например: нормы конституций республик, нормы уставов областей и т.д.;
- -нормы, действующие в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление (муниципальные образования); например нормы устава о местном самоуправлении;
- -чрезвычайно редко встречаются конституционно-правовые нормы, действующие на части территории субъектов Российской Федерации;
- 4) по характеру предписания различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы.
Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Такой характер носят все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71, 72, 73, 83-90, 102, 103 Конституции Российской Федерации).
Обязывающие нормы закрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента РФ подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.
Запрещающие нормы содержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. В качестве примера запрещающей конституционно-правовой нормы можно привести ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни»;
5) по степени определенности предписаний. По этому основанию различают императивные и диспозитивные нормы.
Императивные нормы — такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.
Диспозитивные нормы предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
В качестве примера можно привести ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления». Эта норма является диспозитивной.
Примером императивной нормы является установленное в ст. 88 Конституции Российской Федерации положение о том, что Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе;
6) по назначению в механизме правового регулирования нормы бывают материальные и процессуальные (процедурные).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.
Если материальная норма предусматривает содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т. д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.
Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.
Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности, классификация.
Конституционно-правовая норма – это исходящее от государства или им санкционированное, общеобязательное, формально определённое правило поведения, обеспеченное мерами государственного принуждения и регулирующее отношения, возникающие при установлении основ конституционного строя, основ правового статуса личности, отношения по федеративному устройству, отношения, возникающие при установлении системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Выделяют следующие особенности конституционно-правовых норм:
· Нормы конституционного права воздействуют на общественные отношения во всех сферах жизни общества (политической, экономической, социальной, культурной). Они закрепляют основы политического, социально-экономического и духовно-культурного устройства общества.
· Часть этих норм содержится в учредительном акте, обладающем высшей юридической силой, – Конституции РФ.
· Нормы конституционного права часто выступают в качестве стандартов, правовых эталонов для норм иных отраслей. Отраслевые нормы призваны детализировать исходные нормы конституционного права, наполнять их собственным отраслевым содержанием, не могут им противоречить. Данная особенность присуща нормам, содержащимся в Конституции РФ.
· Значительную часть конституционно-правовых норм составляют так называемые общерегулятивные нормы (нормы-принципы, нормы-задачи, нормы-цели, нормы-дефиниции и пр.).
· Предписания, содержащиеся во многих конституционно-правовых нормах, имеют учредительный характер, т.е. они являются первичными по отношению к нормам всех иных нормативно-правовых актов.
· Для норм конституционного права характерен особый механизм реализации. Многие конституционно-правовые нормы реализуются в правоотношениях общего характера.
· Специфический характер субъектов, на регулирование отношений между которыми направлены конституционно-правовые нормы. К таким субъектам относятся народ в целом, государство, субъекты федерации, муниципальные образования; политические партии, религиозные объединения, депутаты и др.
· В структуре конституционно-правовых норм, как правило, отсутствует санкция и не всегда имеется гипотеза.
Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления специфических свойств и особенностей норм и, следовательно, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях:
1. По содержанию, то есть объекту конституционно-правового регулирования нормы делятся в соответствии с выделяемыми блоками общественных отношений, составляющих предмет конституционного права.
Выделяются нормы, закрепляющие основы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное устройство Российской Федерации; нормы, определяющие порядок осуществления форм непосредственного народовластия; нормы, устанавливающие основы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.
2. По функциям, которые выполняют правовые нормы, их подразделяют на регулятивные, охранительные и специализированные:
А)Регулятивные (их еще называют правоустановительными, право-наделительными нормами) конституционно-правовые нормы непосредственно регулируют общественные отношения, определяя права и обязанности их участников.
Б) Охранительные нормы закрепляют меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).
В) Особенность специализированных норм состоит в том, что непосредственно на основе них правоотношения не возникают. Они имеют дополнительный характер, который выражается в том, что при регулировании общественных отношений они присоединяются к регулятивным и охранительным нормам, образуя в сочетании с ними единый регулятор. К специализированным нормам относятся, с одной стороны, обобщающие нормы: общие, дефинитивные и декларативные нормы, а, с другой стороны, нормы, регулирующие действие и применение других норм («нормы о нормах»): оперативные и коллизионные нормы:
— Общие
нормы направлены на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений (например, ч. 2 ст. 3 Конституции РФ: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления»).
— Дефинитивные
нормы в обобщенном виде закрепляют признаки определенной правовой категории (например, преамбула Закона Российской федерации «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство есть устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека»).
— Декларативные
нормы отражают принципы регулирования общественных отношений нормами данной отрасли (института) права, закрепляют задачи данной совокупности правовых норм (например, ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства»).
— Оперативные
нормы изменяют или отменяют действие иных норм, выполняя, таким образом, служебные функции (например, ч. 4 ст. 35 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»: «Часть 2 ст. 33 настоящего Федерального конституционного закона в части финансирования судов на основе нормативов вводится в действие со дня вступления в силу соответствующего федерального закона»).
— Коллизионные нормы определяют. какие нормы из совокупности возможных применяются к данному отношению (например, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ: «В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации»).
3. По характеру прав и обязанностей конституционно-правовые нормы подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие:
— Управомочмающиенормы устанавливают право субъекта совершать действия, предусмотренные нормой. К ним относится большое количество норм, определяющих права человека и гражданина (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»).
— Обязывающие нормы устанавливают обязанность субъекта совершать определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»).
— Запрещающиенормы устанавливают обязанность субъекта воздерживаться от определенных действий, не совершать их (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).
4. По степени определенности предписаний конституционно-правовые нормы подразделяются на императивные и диспозитивные:
— В императивных нормах содержатся категорические предписания, которые не могут быть заменены другими по усмотрению субъекта (например, ч. 3 ст. 76 Конституции РФ: «Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам»).
— Диспозитивныенормы определяют возможность совершения или несовершения какого-либо действия, выбора варианта поведения (например, ч. 1 ст. 68 Конституции РФ определяет: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки», а это означает, что республики могут устанавливать свои государственные языки, но могут и не делать этого).
5. По роли в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы:
— Материальныенормы определяют содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»).
— Процессуальные нормы закрепляют порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).
6. По юридической силе конституционно-правовые нормы различаются в зависимости от того, какой акт является источником нормы, а также от разграничения предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Наивысшей юридической силой обладают нормы Конституции РФ как основного закона государства, а также нормы, содержащиеся в международных договорах, санкционированные государством.
7. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на нормы, которые действуют на всей территории Российской Федерации, и нормы, которые распространяются на часть ее территории (субъект Российской Федерации, муниципальное образование).
В данной классификации приведены основные критерии разделения конституционно-правовых норм на виды.
Конституционно — правовые нормы, их виды и особенности
Читайте также:
- I.Понятие и значение конституционного контроля
- II Нормативно-правовые акты РФ
- III. Правовые акты органов местного самоуправления.
- III.Статус судьи Конституционного суда РФ. Структура и организация деятельности Конституционного суда РФ.
- IV. Принципы конституционного судопроизводства
- V Международные правовые акты как источник НПРФ.
- V. ПРАВОВЫЕ АКТЫ И МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
- X. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
- XIV. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АУДИТА
- XVI. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
- Административно — правовые отношения.
- Административно-правовые акты.
Конституционно-правовые нормы— это общеобязательные, абстрактные, формально-определенные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, составляющих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.
Особенности КПН:
— Отличаются содержанием, сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены
— Отличаются источниками, в которых они выражены
— Носят общерегулятивный характер и могут быть сформулированы в виде норм-принципов, норм-задач, норм-целей, норм-дифиниций
— Адресуются широкому кругу субъектов права
— Определяют правила поведения в самом общем виде, конкретизируясь через другие отрасли права
Виды конституционно правовых норм:
По характеру содержащихся в них предписаний:
По степени определённости содержащихся в них предписаний:
По назначению в механизме правового регулирования:
По территории действия:
По действию во времени:
— Постоянные- Временные- Исключительные
3.Конституционно – правовые институты.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ — совокупность норм конституционного права, регулирующих группу однородных отношений в сфере действия конституционного права (институт прав и свобод, институт гражданства и др.); это составная часть конституционного права, выполняющая специализированные функции — урегулирование специфическими конституционно-правовыми средствами однородных по своему содержанию отношений, относящихся к предмету конституционного права. Объединяясь в институты (нормативные комплексы), нормы конституционного права таким образом достигают системного комплексного воздействия на общественные отношения. Главным системообразующим признаком формирования К.-п.и. являются регулируемые конституционным правом отношения. В своем единстве конституционно-правовые нормы, распределенные по К.-п.и., отображают внутреннее строение конституционного права, его системную организацию, которой соответствует системность той сферы общественных отношений, которые составляют предмет конституционно-правового регулирования.
В системе конституционного права принято различать следующие группы норм, или институты: 1) нормы, закрепляющие основы конституционного строя РФ; 2) нормы, закрепляющие правовое положение (статус) личности в РФ; 3) нормы, определяющие федеративное устройство РФ, административно-территориальное устройство ее субъектов; 4) нормы, закрепляющие систему органов (институтов) государственной власти РФ, принципы их организации и деятельности (институты президентства, законодательной власти, исполнительной власти, судебной власти); 5) нормы, закрепляющие систему местного самоуправления в РФ; 6) нормы, определяющие порядок изменения Конституции РФ.
4.Конституционно – правовые отношения : понятие, особенности, структура
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОТНОШЕНИЕ — разновидность правовых отношений между гражданином и государством, между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ, другими субъектами, связанные с удовлетворением их интересов конституционно-правовыми средствами
Дата добавления: 2015-05-10 ; Просмотров: 1451 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Конституционные нормы, их виды, структура, особенности. Конституционно-правовые институты.
Конституционно-правовые нормы, институты и отношения. Общая характеристика места и роли конституционного права и его объекта, приведенная выше, позволяет правильно подойти к определению сущности, особенностей и свойств конституционно-правовых норм, институтов и отношений. Наряду с тем, что им присуще все то, что относится к любой правовой норме (институту, отношению), они обладают и своей спецификой, определяемой прежде всего своеобразием их объекта.
Конституционно-правовые нормы — это общеобязательные правила, установленные или санкционированные государством, обеспеченные государственным принуждением или его угрозой и регулирующие конституционный строй страны. Эти нормы содержатся прежде всего в конституции как высшем и основном законе страны, а также в конституционных и иных законах и других правовых актах.
По их назначению в механизме правового регулирования конституционно-правовые нормы принято делить на материальные и процессуальные. Если первые отражают содержание действий и тем самым отвечают на вопрос о том, что именно регулируется, то вторые — формы и процедуры правового регулирования, тем самым отвечая на вопрос о том, как осуществляется такое регулирование. Так, в ч. 1 ст. 105 Конституции РФ содержится материальная норма: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой», а в ч. 2 той же статьи — процессуальная норма: «Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации».
По методу правового регулирования, т.е. по приемам и способам правового воздействия на соответствующие общественные отношения, конституционно-правовые нормы можно разделить на: а) обязывающие («Защита Испании является правом и обязанностью испанцев» — ст. 30 Конституции Испании или «Уважение и защита достоинства человека является первоочередной обязанностью государства» — ст. 2 Конституции Греции); б) запрещающие («Никто из членов королевской семьи не может быть министром» — ст. 98 Конституции Бельгии или «Применение смертной казни не допускается» — ст. 24 Конституции Португалии); в) дозволяющие («Все граждане Нидерландов имеют равное право на доступ к государственной службе» — ст. 3 Конституции Нидерландов или «Все немцы пользуются свободой передвижения на всей территории Федерации» — ст. 11 Основного закона ФРГ).
По времени своего действия конституционно-правовые нормы подразделяются на постоянные, которые не ограничены сроком своего действия, и временные, призванные действовать только в определенные периоды (например, в периоды чрезвычайного или военного положения). По территориальным масштабам их действия такие нормы разделяются на те, которые действуют по всей стране, и те, которые действуют на территории отдельных регионов, субъектов федерации, автономий, муниципальных образований и др. По уровню юридической силы конституционно-правовые нормы можно разделить на те, которые содержатся в конституциях и поэтому обладают высшей юридической силой, и на те, которые содержатся в конституционном законе, обычном законе или подзаконном акте и которые поэтому должны соответствовать конституции.
Нормы-определения и нормы-разъяснения направлены на раскрытие сущности и основного содержания какого-либо явления, понятия и т.д. Так, ст. 1 Конституции Франции определяет эту страну как «неделимую, светскую, социальную, демократическую Республику». В ст. 1 Конституции РФ так же дается ее определение, а затем разъясняется, что наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны. В ст. 41 Конституции Японии содержится определение, что «парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства». Статья 116 Основного закона ФРГ служит наглядным примером нормы-разъяснения, ибо в ней разъясняется, кого нужно считать немцем. Нормы-цели и нормы-программы были сравнительно широко представлены в конституциях социалистических и ряда развивающихся стран, поскольку в них нередко переносились программные цели и установки правящих партий на строительство социализма и коммунизма. Примерами норм-символов могут служить положения ст. 1 Конституции Гвинеи о девизе республики: «Труд, справедливость, солидарность» и ст. 2 Конституции Франции о девизе этой республики: «Свобода, Равенство, Братство».
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Конституционно-правовые нормы, их особенности и классификация. Конституционно-правовые институты
Конституционно-правовая норма — это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством в целях регулирования и охраны определенных общественных отношений (приоритетных в данном обществе и государстве), выполнение которых обеспечивается не только авторитетом государства, но и его принудительной силой.
Структура норм конституционного права имеет не только общие черты с нормами других отраслей права, но и свои особенности. В отличие от норм других отрас лей права, состоящих из трех частей (гипотеза, диспозиция, санкция), большинство конституционно-правовых норм состоят только из одной части — диспозиции, т. е. самого правила поведения. Так, например, ст. 24 Конституции Французской Республики «Парламент состоит из Национального собрания и Сената», ст. 160 Конституции Испании «Председатель Конституционного суда назначается Королем из числа его членов по представлению пленума того же суда сроком на три года».
Имеются конституционно-правовые нормы, состоящие из диспозиции и гипотезы. Например, ст. 59 Конституции Итальянской Республики: «Каждый бывший Президент Республики является сенатором по праву и пожизненно, если он не отказывается от этого». В конституционно-правовых нормах, как правило, отсутствуют санкции. В необходимых случаях в них указывается на применение санкций других отраслей права (уголовно го, гражданского и др.). Часто используется формулировка «несут установленную законом ответственность». Однако отсутствие санкций в структуре конституционно-правовых норм не означает отсутствие ответственности в конституционном праве.
Конституционное право имеет свои, присущие только этой отрасли права, формы ответственности, которые носят сугубо политический характер: роспуск парламента, отстранение президента от должности (импичмент), вотум недоверия правительству, отмена акта, признание правового акта неконституционным, признание выборов недействительными и т. п.
Специфика конституционно-правовых норм — наличие среди них норм-деклараций, норм-принципов, норм-лозунгов. Например, ст. 17 Конституции Китая 1982 г. устанавливает принцип социализма: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». Сам этот лозунг непосредственно правовых последствий не порождает, но он призван служить руководящим принципом общественной и государственной жизни, поведения людей в обществе.
Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по различным основаниям.
1. По функциональной направленности конституционно-правовые нормы подразделяются на 1) регулятивные и 2) охранительные.
2. По содержанию различают:
1) управомочивающие нормы, т.е. устанавливающие компетенцию государственных органов, субъектов федерации, автономных образований и т. п. Например, ст. 58 Конституции Китая 1982 г. «Всекитайское Собрание Народных Представителей и Постоянный Комитет Все китайского Собрания Народных Представителей осуществляют законодательную власть в стране»;
2) обязывающие нормы. Например, ст. 54 Конституции Италии: «Все граждане обязаны быть верными Республике и соблюдать ее Конституцию и законы»;
3) запрещающие нормы. Например, ст. 89 Конституции Франции: «Республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».
3. По источникам конституционно-правовые нормы делятся на конституционные, законодательные, нормы органов исполнительной власти и др.
4. По характеру регулирования общественных отношений различают нормы материальные, т. е. определяющие содержание нормы и процессуальные— закрепляющие по рядок реализации материальной нормы. Процессуальных норм много в регламентах, в избирательных законах.
5. По времени действия конституционно-правовые нормы классифицируются на:
1) постоянные (принятые без ограничения срока);
2) временные (принятые на определенный срок);
3) чрезвычайные (действующие только в чрезвычайных условиях).
Как правило, конституционно-правовые нормы — нормы императивные, поскольку они представляют собой общеобязательное властное веление, предписывающее определенное поведение. Таких норм большинство. Встречаются и диспозитивные нормы, т. е. предоставляющие возможность выбора действия по усмотрению субъекта в пределах вариантов, допускаемых правовой нормой.
Институт конституционного права — это совокупность норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения внутри отрасли. Такими институтами конституционного права будут основы общественного строя, правовой статус личности, система государственных органов и т. п. Эти крупные конституционно-правовые институты отрасли подразделяются на институты менее крупные по отношению к первым. Так, институт общественного строя подразделяется на нормы, закрепляющие экономическую, политическую систему и т. д. Конституционно-правовой институт статуса личности включает гражданство, права личности и т.д. Система органов — институт главы государства, парламента, правительства, которые тоже имеют свои еще более узкие институты.
Принципы конституционного права — это основные начала, идеи, которые определяют концептуальное содержание конституционно-правовых норм и институтов. Различают общие принципы, определяющие многие нормы и институты (суверенитет народа, народное представительство, разделение властей и др.) и специальные, т. е. относящиеся к более узкому кругу норм и менее крупным институтам (свободный мандат депутата, независимость судей, неответственность монарха и т. д.).
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете
Источники
Яковлев, Я.М. Половые преступления; Душанбе: Ирфон, 2013. — 450 c.
Гамзатов, М.Г. Английские юридические пословицы, поговорки, фразеологизмы и их русские соответствия / М.Г. Гамзатов. — М.: СПб: Филологический факультет СПбГУ, 2004. — 142 c.
Андрианов Н. В. Гражданское общество как среда институционализации адвокатуры; Либроком — М., 2011. — 304 c.- Осиновский, А.Д. Акционер против акционерного общества; СПб: ДНК, 2013. — 352 c.
- Хазиев, Ш. Н. Вопросы судебной экспертизы в деятельности Европейского Суда по правам человека / Ш.Н. Хазиев. — М.: Компания Спутник +, 2017. — 935 c.
Доброго всем дня! Меня зовут Александр Силинский. Я уже более 12 лет работаю юристом и провожу юридические консультации. У меня разнообразные направления в работе, поэтому я набрал достаточно опыта в этой сфере. Хочу поделиться своими знания со всеми пользователями.
Все данные для сайта были изложены в доступном виде, для этого администраторы сайта долгое время собирали и перерабатывали большое количество разнообразной информации. Вся информация выложена на сайте в полном объеме. Перед применением информации с данного сайта необходима Обязательная консультация с профессионалом.
